Внешкольное воспитание в дореволюционной России
Внешкольное
воспитание в дореволюционной России
Появление самых первых форм внеучебной деятельности в
России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах
XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами
организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они
собирались вместе с товарищами и читали свои литературные пробы. В 1759 г.
учащиеся уже имели свой печатный орган под названием "Праздное время в
пользу употребленное".
В Царскосельском лицее в один процесс соединялись учение и
досуг лицеистов. Популярными были умственные забавы, упражнения на воображение,
коллективные творческие дела: рукописные журналы, философские трактаты и
диссертации, сходки при свечах, капустники, спектакли-импровизации,
парламентские заседания, спортивные и художественные состязания.
Ценные начинания в организации внешкольной работы связаны с
именем Н.И. Пирогова, который ввел в учебных заведениях литературные беседы,
чтобы привить детям навыки самостоятельной работы.
В конце XIX века появился и термин "Внешкольная
работа". Однако этим словом называли культурно-просветительную
деятельность.
В дореволюционный период были попытки организации детских
массовых мероприятий и даже детского внешкольного учреждения. В Харькове в 1895
г. открыли детский парк для игр. В 1898 г. на базе этого парка был проведен
большой детский праздник деревонасаждения.
Интересное внешкольное учреждение возникло в 1899 г. в
Петербурге в Мраморном дворце. Организатором его был агроном по образованию,
преподаватель естественных наук в Кадетском корпусе Н.А. Бартошевич. Это
учреждение явилось как бы прообразом станции юных натуралистов. В праздничные
дни здесь собиралось несколько тысяч детей.
В 1904 г. в Москве был открыт первый городской народный
дом, при котором создали клуб для детей.
В основе деятельности внешкольных учреждений начала ХХ века
лежали стремления передовых российских педагогов: С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко,
К.А. Фортунатова - дать обездоленным детям "детские впечатления".
Детские клубы, колонии, мастерские создавались педагогической общественностью
на средства, собираемые по подписке. Сотрудники московского общества
"Сетлемент" проводили педагогическую работу в группах мальчиков и
девочек, объединенных по 12 человек по принципу товарищества в клубы-кружки.
Каждый такой клуб имел свои определенные виды занятий, которые устраивались дважды
в неделю. Кроме клубных занятий, время от времени устраивались общие для всех
участников клубов посещения музеев, театров, загородные прогулки, был
организован хор. Ребята сами вырабатывали правила клуба и подчинялись им.
С осени 1907 г. клубы помещались в специально выстроенном
по проекту А.У. Зеленко здании. В нем были оборудованы мастерские: столярная,
слесарная, переплетная, сапожная, швейная. Особые комнаты были отведены для
занятия рисованием, черчением, фотографией. Большое помещение заняла библиотека.
Была даже оборудована небольшая обсерватория. В зрительном зале устраивались
концерты, ставились спектакли, проводились собрания.
Хотя в числе работников «Сетлемента» было чрезвычайно мало
педагогов, главное внимание обращалось на общественное детское воспитание.
Организация деятельности строилась в соответствии с планом работы, составленном
на основе изученных социальных условий района между Бутырками и Марьиной рощей.
В собственном доме в Вадковском переулке объединялись «Дневной приют для приходящих
детей Сущевского попечительства о бедных, детский сад, «Частное учебное
заведение III разряда для лиц обоего пола Л.К. Шлегер» (фактически двухгодичное
городское училище с совместным обучением для детей до 14 лет), кабинет
врачебной помощи, «Ремесленные курсы, разрешенные на имя архитектора А.У.
Зеленко» (фактически профтехучилище широкого профиля с числом учащихся до 200
человек). И сверх того - клубы для подростков, куда приходили молодежь и
взрослые с окрестных предприятий, колония в Щелкове. Финансировала «Сетлемент»
крупная буржуазия, которая находила для себя вполне приемлемым создавать
учреждения, стоящие вне курса казенной педагогики.. Хотя педагоги, работавшие с
А.У. Зеленко и С.Т. Шацким, всячески сторонились политики и вели с детьми
культурно-просветительную работу, 1 мая 1908 г. царскими властями было закрыто
и общество "Сетлемент", и все его учреждения "за республиканские
порядки" в них.
С большим трудом С.Т. Шацкому, В.Н. Шацкой, Н.О.
Массалитиновой, А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, А.А. Фортунатову и другим удалось
возобновить работу с детьми в виде общества «Детский труд и отдых» , но кружки
уже формировали не по принципу товарищества, а по интересам. Целью этого
общества оставалась культурно-воспитательная работа среди подрастающего поколения
Москвы.
В 1911 г. была организована в деревне, в Калужской
губернии, колонию "Бодрая жизнь", которая проработала три года. В
колонии дети занимались физическим трудом, ритмической гимнастикой, чтением,
играми, общественной деятельностью. Большое место в жизни колонии занимало
искусство: слушание музыки, хоровое пение, подготовка детских
спектаклей-импровизаций, игра на музыкальных инструментах. Значительное
внимание уделялось коллективным и индивидуальным формам работы. Физический труд
носил организованный планомерный характер со строго налаженным учетом и
контролем его результатов. Всемерно поощрялась инициатива, выдумка,
практическая сметка. Наряду с развитием навыков разумного хозяйствования у
детей это способствовало экономии ограниченных материальных ресурсов колонии.
Девизом были слова: борясь за экономию, думай о качестве, цени время!
Другой значительной попыткой клубной работы с детьми стал
"Детский уголок" М.В. Полетаевой, который продолжил свою деятельность
и после революции. Работа в "Детском уголке" строилась на принципах
самоуправления.
В 1914 г. Союзом клубов было создано справочное бюро,
обобщившее информацию по внешкольному воспитанию.
Справочный материал
ЗЕЛЕНКО Александр Устинович (1871 - 1953) - советский
архитектор, педагог и общественный деятель. Сын профессора Военно-медицинской
академии, после окончания Кадетского корпуса поступил в Петербургский институт
гражданских инженеров, затем учился в Вене, работал в мастерской прославленного
московского архитектора Ф.О. Шехтеля. В 1903 г. поехал в США, где более двух
лет работал на стройках. По возвращении предложил Л.К. Шлегер создать в Москве,
используя опыт американских общественных и кооперативных организаций,
образовательно-воспитательный и оздоровительный комплекс для подростков из рабочих
семей, что и было осуществлено им совместно с С.Т. Шацким. Зеленко - автор
оригинального проекта и руководитель строительства особняка для «Сетлемента»
(здание сохранилось). За связь с революционным подпольем был арестован.
Эмигрировал в Западную Европу, где изучал опыт многих известных педагогов,
который отразил в серии статей «Современные реформаторы воспитания и
образования». Возвратившись в Россию, преподавал в университете имени
Шенявского, на Пречистенских курсах. Один из авторов и участников проверки
экспериментальных учебного плана и программы по начальному обучению,
составленных с учетом опыта американских педагогов. После октября 1917 г. вел
научно-исследовательскую и педагогическую работу, был членом Государственного
ученого совета Наркомпроса. По предложению Н.К. Крупской совершил поездку в
США, где ознакомился с опытом организации культурно-просветительских учреждений
в рамках кооперативного движения. По итогам поездки написал книги: «Современная
Америка», «Детские музеи в Сев. Америке». Последние годы - научный сотрудник
Института художественного воспитания АПН РСФСР, директором которого была В.Н.
Шацкая.
Массалитинова Надежда Осиповна (1876 -1924) - педагог и
общественный деятель. По окончании томской гимназии училась на Бесстужевских курсах,
за связь с революционным подпольем была выслана на родину, в Томск, где
работала в Томском обществе содействия физическому воспитанию, основанном В.С.
Пирусским. По возвращении в Москву преподавала в частных гимназиях математику и
естествознание, на курсах дошкольных и внешкольных работников. С 1913 г. -
постоянная сотрудница С.Т. Шацкого в обществе «Детский труд и отдых» и на
Первой опытной станции по народному образованию. Совместно с А.У. Зеленко
написала книги: «Сборник подвижных игр» и «Площадки для подвижных игр в городах
Америки, Европы и России».
МЕДЫНСКИЙ Евгений Николаевич (1885 - 1957) - видный
советский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, действительный
член Академии педагогических наук РСФСР. В 1914 г. окончил юридический
факультет Петербургского университета. Педагогическую деятельность начал в 1911
г. - заведовал земскими школами Царскосельского уезда. В 1912 - 1915 гг. Читал
курс по внешкольному образованию в Педагогической академии, читал лекции на
педагогические темы в университете Шенявского в Москве, на летних учительских
курсах в Уфе, Серпухове и других городах. В 1917 - 1922 гг. Работал в Нижнем
Новгороде и Свердловске. С 1922 г. жил и работал в Москве. В 1944 - 1948 гг. -
заведующий отделом истории педагогики АПН РСФСР, директор государственной
библиотеки по народному образованию, в 1947 - 1952 гг. - член Президиума
Академии педагогических наук РСФСР.
ПОЛЕТАЕВА Мария Васильевна - советский педагог, специалист
по дошкольному воспитанию, много лет работала с С.Т. Шацким. Одна из активных
сотрудниц «Сетлемента» с самого его основания. Организовала в Москве, в
Замоскворечье, для младших школьников и подростков клуб «Детский уголок»,
продолжавший свою деятельность и после 1917 г.
ФОРТУНАТОВ Александр Алексеевич (1884 - 1949) - советский
педагог. Сын известного русского статистика и общественного деятеля, профессора
петровской сельскохозяйственной академии. Специалист по методике начального
обучения и преподаванию истории, профессор МГПИТ им. В.И. Ленина, автор трудов по
истории педагогики. Многие годы работал на Первой опытной станции по народному
образованию.
ШАЦКИЙ Станислав Теофилович - родился 13 июня 1878 г. в
Смоленске в семье чиновника - делопроизводителя первого пехотного Невского
полка - Теофила Осиповича Щацкого (1838 -1901) и Антонины Клементьевны Шацкой
(в девичестве Ляхович, 1851 - 1921). В 1881 г. семья переехала в Москву.
Станислав Шацкий был по своей натуре жизнерадостным, инициативным ребенком, он
любил людей, стремился к общению с ними. Но в своей семье мальчик чувствовал
себя одиноким, мучительно переживал семейные ссоры, был замкнут, храня в тайне
от окружающих «свое» - детское, хорошее, так рвавшееся на волю. Его
необыкновенная одаренность проявлялась уже в детские годы. Он был поразительно
наблюдательным, впечатлительным, остро и тонко воспринимал окружающий мир,
обладал прекрасным музыкальным слухом.
ШЛЕГЕР Луиза Карловна ( 1863 -1942) - советский педагог,
специалист по дошкольному воспитанию и начальному обучению. В 1905 г.
организовала первый в Москве народный детский сад, затем городское училище по
специальной программе, где занятия вели наряду с учителями-профессионалами
студенты Московского университета и Петровской сельскохозяйственной академии.
Открыла начальную школу, оформленную, чтобы обойти запреты властей, как
«частную школу госпожи Адлер», где обучение велось по экспериментальной
программе, составленной вместе с А.У. Зеленко. Привлекла С.Т. Шацкого к участию
в создании московского общества «Сетлемент». После закрытия «Сетлемента» стала
бессменным сотрудником Шацкого в руководстве московским филиалом общества
«Детский труд и отдых», а после октября 1917 г. - Первой опытной станцией по
народному образованию.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Шацкий С.Т. Детский труд и новые пути
//Пед. соч. - Т. 1. - С. 201-256
«...отмечу те мысли, которые обсуждали мы весной 1905 года
в старою, заброшенном н пустом ломе под Москвой в любимое время вечернего чая,
размешивая сахар деревянными палочками вместо ложек.
Не надо никакой предвзятости — качнем попросту жить и будем
вводить в эту жизнь то, что лучше вести создает живую детскую атмосферу, будем
считаться только с тем, что мы увидим, а не с тем, что мы придумаем. Мы не
должны быть связаны, мы должны построить детское дело, внимательно следя за
жизнью. У детей нет предрассудков, они - настоящие творцы, полные верных
инстинктов, чувств и мыслей, они лишены традиции, их подвижность и
оригинальность - наши главные помощники; размеров той помощи, которую окажут
нам. дети, нельзя достаточно оценить.
Дети во всем свете одинаковы - везде у них нечто свое,
детское, они очень общественны и чрезвычайно быстро ассимилируются друг с
другом. На всем свете и во всех странах у детей масса общих игр, занятий,
привычек; русские ребята в Америке - настоящие маленькие американцы. Поэтому
надо держаться только того, что является общим для всех детей; такие общие основы
только и могут дать настоящую постановку детской жизни.
У нас дети должны почувствовать себя маленькими
распорядителями своей общей жизни; наша колония — это детский кружок, который
сам для себя создает законы. У каждого из нас, взрослых, есть воспоминания о
совместных предприятиях, шайках, играх, кружках. Мы всегда собирались вместе
подальше от взрослых и сами устраивали свою жизнь и всегда делали из этого
тайну, Теперь нам надо только устроить, чтобы все эти «тайны» были самым
законным делом. Только это и дорого. Дети не могут жить нормально вне
свободного общества детей. Нужно дать им возможность создать свое общество.
Самое главное у детей—их общественные инстинкты,
Мы — товарищи детей. Мы должны делать все, что делают дети,
и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны
самым точным образом подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети. Чем
больше они будут видеть в нас участников их жизни, ревностно исполняющих общие
обязанности, тем лучше. Пусть они за нами замечают все промахи наши, тогда мы
легче сойдемся с ними и добьемся искренних отношений...
Один из московских приютов соглашался отпустить к нам на
лето несколько мальчиков...
...Жить рядом с детьми было и легко и очень трудно. Эта
работа была неровна, шла как-то полосами, которые следовали друг за другом
почти без всякой видимой связи, неожиданные для нас. Всякий раз, как шла живая
работа и игра, возня, песня, шутки, купание, бег взапуски, прогулки,
чувствовали мы себя легче и быстро проникались надеждами и строили планы на
будущее; но когда наступали полосы усталости, оживление спадало, появлялось
ощущение того, что дело идет как-то «не
так», что есть много вопросов, которые надо разрешитъ
сейчас, не откладывая, но на то нет сил, ни мыслей, и тогда отношения с
ребятами, такие естественные, близкие в моменты оживления, казались
искусственными и ложными. Вот тогда и было очень трудно. Особенно часто это
бывало по вечерам. Мы оба сильно уставали. Хотелось тишины, спокойного обмена
мыслями, похить чаю с «клюквенным экстрактом» и лечь спать. Но тут и
«начиналось».
Дети легче понимают друг друга, чем мы их, поэтому нужно,
чтобы один-двое из ребят поняли нас, а остальным они сумеют растолковать, что
нам нужно, и более убедительным способом, чем то мы сами можем сделать.
Завязать такие дружеские связи можно в беседе, во время работы, прогулки. Эти
первые друзья возьмут на себя почин без нашего даже указания; к ним присоединятся
незаметно и другие. Короче сказать, нам были трудно, и мы ждали помощи от ребят.
Вполне естественно, мы за помощью обратились к тем ребятам, которые выделялись
из общей среды. У нас такими были бойкие друзья Вася Таланов и Ваня Жегунов. Мы
с ними стали советоваться о наших делах, поручали ответственные дела — сходить
в лавку, затопить плиту, смотреть за книжками, которые кучкой лежали на окне;
они чаще других входили к нам в комнату; у них часто бывали ключи от погреба; с
ними мы перекидывались замечаниями, словечками,
Результаты сказались очень быстро. Оба приятеля бросили
свои шалости, стали деловиты, и все стало кипеть в их руках. Они как-то «сразу»
поняли нас, первые брались за свою работу, и мы быстро почувствовали большое
удовлетворение от сознания правильности своего «метода». Нам стало «легко»...
...Одно нам удалось безусловно: мы постигли тайну
собственного превращения в детство. С детьми мы были сами почти дети. Эти
настроения заражали их. Они окрасили в свой цвет и нашу трудовую жизнь и наши
беседы, занятия и внутренние отношения. Все это приняло интенсивный, почти стремительный
характер. Работа наша давала большое удовлетворение. Наши обычные
общественные работы—кухня и уборка комнат— стали привычными...
...Был у нас с Устинычем поднят вопрос и о занятиях. Но нам
хотелось чего-нибудь такого, что не отзывалось бы школой...
...Пусть мы начнем с маленького, будем ждать, пока дети
сами начнут создавать свой клуб, свой общественный уголок, вроде как: это
вышло в колонии. Мы предложим им занятную для них организацию, своего
председателя, секретаря в каждой группе. Пусть мальчики смешаются с девочками
в общей работе...»
2. Документы московского общества «Сетлемент»
Устав
Московский градоначальник
генерал-майор Рейнбот
...Общество имеет целью содействовать развитию и
удовлетворению культурных и общественных потребностей малообеспеченной и
малокультурной части населения города Москвы, обращая особое внимание на
врачебно-воспитательную работу среди подрастающего поколения...
П р и м е ч а н и е. Общество руководствуется в своей
деятельности принципом полной беспартийности. (Научный архив АПН СССР, ф. 1,
оп. 1, ед. хр. 58, л. 108. )
Из протокола заседания сотрудников «Сетлемента»
12 сентября 1906 года
А. У. Зеленко: Чем устав туманнее и неопределеннее, тем
лучше, так как наша работа тогда не будет стеснена и ограничена администрацией.
(Научный архив АПН СССР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 58, л. 80.)
Члены финансового комитета московского общества «Сетлемент»
Сытин И. Д. - гласный Моск. Гос. Думы, старшина церкви
Воскресения Христова, общества попечительства беспризорным и освобожденным из
мест заключения несовершеннолетним
Вундерлих P. Ф. - представитель фирмы Бруно Вунлерлих
н «К°»
Останин П. В. - представитель торгового дома «А.
Трапезников и К°» и русского фотографического общества
Кронлейн П. В. - учредитель торгового дома Гензель
н Беренштам, попечитель о бедных евангелического исповедания
Каверин А. И. - член торгового дома «Каверин и К°»
(шерстяные товары)
Волошинов Н. П. - директор-распорядитель
Страхового общества
АпаринГ.И. - главный счетовод столичного
попечительства о народной трезвости
Бурышкип А. В. - директор фирмы по торговле
мануфактурой, попечитель приходской школы при церкви Ильи Обыденского,
Николаевского благотворительного общества при
Воспитательном доме, выборный Московского купеческого сословия; гласный Моск.
Гос. Думы, член попечительств Московского Мещанского мужского и женского училищ,
старшина церкви Св. Великомученика Антипия.
(Вся Москва. - М., 1908; Краткий отчет правления общества
«Сетлемент»
//Научный архив АПН СССР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 60, л. 10.)
«...Мне было 13 лет, когда я впервые, в 1908 году, попал в
«клуб», как мы называли учреждение в Вадковском переулке, где зимою собирали
ребят, проживающих на ближайших улицах, в переулках и тупиках. По рассказам
ребят, в этом «клубе» можно было интересно проводить время: заниматься
столярным, слесарным или переплетным ремеслом, получать книги для чтения, петь
в хоре, участвовать в постановках спектаклей, заниматься историей, химией -
словом, всем тем, что тебя интересует, по собственному выбору.
Здесь я впервые увидел С.Т. Шацкого, приветливо
встречающего ребят в вестибюле здания общества «Детский труд и отдых». Он
задушевно беседовал с каждым из нас, расспрашивал, где и с кем живешь, где
учишься, помогал выбрать интересующее каждого из нас занятие. Я выбрал для себя
занятия по столярному делу (руководитель И. И. Борисов, по истории А.A.
Фортунатов и в кружке по пению В. Н. Шацкая).
Контингент ребят, посещавших «клуб», был очень различный —
преимущественно дети бедных родителей — рабочих или мелких служащих,
подростки—ученики различных мелких мастерских и фабрик в большинстве
близлежащего завода — и так называемые уличные ребята, среди них были такие
«вожаки улиц», которые славились своим стажем по части приводов в полицию за
воровские дела».
Из архива В. А. Изачик.
4. Из письма Н.О. Массалитиновой — В.С. Пирусскому
«...В каждой группе предельное 15 человек; она носит свое
определенное название,; напр. клуб русский, английский, клуб друзей, те щей,
клуб «Заря», клуб «Ландыш», клуб австрийский и т. п.
Каждый клуб собирается 2 раза в неделю с до 8 часов. Внешняя
организация каждого клуба такова: мальчики и девочки отдельно; ядро первых 2—3
клубов образовали дети, известные руководители всего этого дела. Члены в клуб
принимаются баллотировкой по большинству голосов; желающий вступить новый член,
если есть место (группа меньше 15-ти), по рекомендации члена принимается на 4
посещения кандидатом; смотря по поведению его выбирают членом. Из среды членов
выбираются председатель и секретарь. Общее руководство делом и заседаниями
принадлежит члену-сотруднику (взрослому), одному из тех, кто составляет группу
устроивших эти клубы. Этот сотрудник среди детей является равноправным
товарищем и как бы только помогает им вести заседания, разрешать вопросы, но не
может давить на их решения. В младших группах (дети принимаются не моложе 10-ти
и до 15-ти) он, собственно, фактически ведет заседания, особенно у девочек,
вообще довольно вялых, ну а мальчики сами ведут свои заседания.
Каждый клуб имеет свои правила очень несложные, в общем все
они сводятся к следующим: 1) число членов до 15; 2) председатель и секретарь
выбираются на 1 месяц; 3) во время заседаний сидеть смирно, не мешать; 4)
председатель имеет право делать замечания; 5) кто не слушается, того за дверь
(подлинные слова из правил одного клуба); 6) кто пропустил 2 раза подряд и не
объяснил причину отсутствия, тот исключается; 7) за шалость после
предупреждений исключают...
В других клубах эти правила несколько варьируются, то более
резкие, то более расплывчатые, но смысл приблизительно один и тот же.
Внутренняя жизнь клуба состоит: 1) в занятиях и 2) в развлечениях, кроме
заседаний. 1) Занимаются с сотрудниками разными предметами, устраивают
экскурсии, прогулки; 2) раздаются играми подвижными и сидячими: шашки,
шахматы, лото и пр. Устраивают вечеринки, литературные вечера и спектакли.
Каждый клуб делает все отдельно, но часто приглашает к себе
в гости и другие клубы. Иногда все клубы избирают общие комиссии по каким-либо
вопросам, например: музыкальную, хорового пения, распределение мест бесплатных
в театре и т. п...»
Из архива В. А. Изачик.
Литература
1. Внешкольные учреждения /Под ред. Л.К. Балясной. - М.,
1978
2. Малинин В.И. К истории московского общества «Сетлемент»
// Сов. Педагогика. - 1985. - № 4.
3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл.
Ред. В.В. Давыдов. - М., 1993. - Т. 1.
4. С.Т. Шацкий: работа для будущего / Сост. В.И. Малинин,
Ф.А. Фрадкин. - М., 1989
5. Сущенко Т.И. Педагогический процесс во внешкольных
учреждениях. - Киев, 1986