Технология изготовления журнального столика

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    981,73 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технология изготовления журнального столика

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический

университет им. А.И.Герцена»

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра методики






«ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖУРНАЛЬНОГО СТОЛИКА»

Выпускная квалификационная работа

на степень бакалавра образования

по направлению «050500- Технологическое образование»









Санкт- Пететербург

Оглавление

Введение

. Мебель и материалы, применяемые при её изготовлении

.1 Сведения из истории происхождения мебели

.2 Породы древесины и их свойства

.3 Технологические свойства древесины

Выводы по главе 1

. Технология изготовления мебели

.1 Виды пиломатериалов

.2 Инструмент, используемый для изготовления мебели

.3 Рабочее место столяра

.4 Техника безопасности при выполнении столярных работ

.5 Отделка изделий из древесины

Выводы по главе 2

. Технология изготовления журнального столика

.1 Выбор материала для журнального столика

.2 Технологическая карта

.4 Расчет себестоимости

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Человек издавна стремился украсить свой дом. Мебель - одна из вещей, которая приносит в дом удобство и уют. Изготовление мебели относится к особой области декоративно- прикладного искусства. Создавая мебель, используют эстетическое воздействие цвета и фактуры материала, украшают живописью, резьбой и т.д.

С развитием промышленности упростилась конструкция и дизайн мебели. Натуральные материалы стали заменять более дешевыми и технологичными синтетическими. Создание мебели в наше время поставлено на поток. Сейчас в продаже есть много дешевой и практичной мебели, однако потребность в красивой и качественной мебели из древесины не уменьшается, а растет. В наш век массовой культуры особенно ценятся вещи ручной работы. Важно донести это детям, вызвать у них положительные эмоции к созданию красивой вещи своими руками. Учащиеся, наблюдая удачный опыт своего преподавателя, начинают сами стремиться выполнить свою работу как можно лучше.

Цель данной работы состоит в разработке технологии изготовления табурета, украшенного маркетри.

В ходе выполнения ВКР решались следующие задачи:

1.       Изучение литературы по данной проблеме.

2.       Изучение свойств древесных материалов и пороков древесины, оборудования, инструментов, применяемых при изготовлении журнального столика.

.        Разработка конструкторской документации.

.        Изготовление изделия.

1. Мебель и материалы, применяемые при её изготовлении

.1 Сведения из истории происхождения мебели

Изготовление мебели насчитывает уже многовековую историю. Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также «авторами» кроватей и стульев.

Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.

Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали лари - своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.

А вот во дворцах и загородных виллах знати в древнем Риме мебель была даже слишком роскошной, украшенной резьбой и инкрустациями, позолотой и цветной эмалью. В стремлении к роскоши римляне использовали и новые материалы для мебельного производства - бронзу и цветной мрамор, из которого делали скамьи и столы с мозаичными столешницами. А римские ремесленники для своих домов создавали удобную и недорогую мебель, сплетенную из ивовых прутьев.

Значительно позже стула, стола и кровати родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной «династии»: из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф.

Барокко с его стремлением к единству ансамбля, прежде всего дворцового, дало большое разнообразие типов и форм мебели. Мебель усиливала великолепие барочного интерьера, становилась всё более разнообразной и изощрённо оформленной. Пышные динамические формы архитектуры, перегруженные лепкой, живописью, позолотой, нашли свое отражение и в мебели.

 <#"537454.files/image001.gif">

Ядровая древесина часто имеет более темную окраску, отличается большей прочностью и содержит меньше влаги, чем другая, неотмершая часть ствола.

Сердцевина - внутренняя центральная часть ствола. Состоит из рыхлых малопрочных клеток и проходит через весь ствол.

Вывод по 1 главе

В этой главе мы рассмотрели историю развития мебели начиная с её появления и заканчивая современностью. Так же мы ознакомились с породами древесины, наиболее часто применяемыми в изготовлении мебели.

мебель древесина журнальный столик

2. Технология изготовления мебели

.3 Виды пиломатериалов

После распиловки бревен на пилорамах получают различные пиломатериалы: пластины, четвертины, доски, бруски, брусья. Пластины производят, распиливая на 2 части по длине бревна или кряжи, четвертины - распиливая на 2 части пластины, доски - распиливая в продольном направлении по нескольким параллельным между собой плоскостям бревна и кряжи.

Доски <#"537454.files/image002.gif">

Затем углубляют напильником впадины между зубьями, доводя их до одинаковой формы и размера, после чего приступают к разводке пил. Полотно пилы зажимают в тисках или специальных державках и разводкой отгибают кончики зубьев (не более '/2 их высоты) поочередно в разные стороны. Величина развода зависит от толщины пилы. Для тонких столярных пил развод должен превышать толщину пилы не более чем в 1,5...2 раза (больше при пилении мягкой древесины, меньше - твердой). Мелкозубые обушковые пилы и пилы-наградки не разводят.

Затачивают зубья пил трехгранным напильником с мелкой насечкой. При заточке пил для продольного и смешанного пиления (с углом заострения зубьев 40...60°) напильник двигают в направлении, перпендикулярном плоскости полотна. При заточке поперечной пилы с углом заострения 60...80° и формой зуба, приближающейся к равнобедренному треугольнику, напильник надвигают на зуб под углом 60...70°. Сначала точат четные зубья, затем, перевернув полотно в зажиме, - нечетные. Зубья в форме равнобедренного треугольника затачивают с двух сторон.

Заточку необходимо производить с одинаковым нажимом и размахом движений; число проходов по всем зубьям должно быть одинаковым.

Строгальные инструменты.

Для получения точных размеров, требуемой формы и шероховатости поверхности древесины применяют строгальные инструменты. Они состоят из деревянной колодки (или металлического корпуса), ножа и клина (или винта) для закрепления ножа.

Для первоначального строгания досок применяют шерхебель, который имеет овальную режущую кромку ножа, выступающую за подошву колодки на 2......3 мм. После строгания шерхебелем на поверхности древесины остаются глубокие борозды, которые выравнивают одинарным рубанком, имеющим прямую режущую кромку ножа с несколько заоваленными углами. Для чистого строгания применяют двойной рубанок, который имеет второй нож, служащий стружколомом. Торцовые поверхности, свилеватую древесину строгают шлифтиком - укороченным двойным рубанком, снимающим очень тонкую стружку.

Шероховатую поверхность деталям (например, перед их облицовыванием) придают цинубелем, имеющим нож с мелкими зубьями.

Большие поверхности обрабатывают фуганком, который отличается от рубанка большими размерами колодки и ножа. Он, как и рубанок, может быть одиночным и двойным.

Горбатик- столярный инструмент, подошва колодки которого имеет кривизну как в продольном, так и в поперечном направлении. Режущая кромка ножа имеет соответствующую форму. Служит для выстрагивания криволинейных поверхностей. Для отборки четверти вдоль волокон используют зензубель с ножом прямоугольного профиля, а при работе поперек волокон - с косым лезвием. Калевки- инструменты с фигурными лезвиями и соответствующим им профилем колодок, применяют для отборки различных фигурных профилей.


Затачивают ножи на точильном круге из карборунда или песчаника, который в процессе заточки смачивают водой. Нож держат прямо и равномерно прижимают к кругу, стараясь сохранить требуемый угол заточки (обычно около 30 °) и прямолинейность лезвия. После заточки лезвие правят на оселке, производя круговые движения и равномерно прижимая фаску ножа к оселку под небольшим углом к направлению движения.



Затачивают и правят долота и стамески сначала, на точильном круге, а затем на оселке. Резчицкие стамески правят на оселках в виде кругов или брусков различных профилей.

Сверлильные инструменты. Для сверления отверстий применяют различные сверла. Винтовые сверла могут быть с конической заточкой и с подрезателем. Первые используют для сверления отверстий вдоль волокон древесины, вторые - поперек. Для сверления отверстий большого диаметра используют перку, для сверления сквозных отверстий-бурав. Для сверления неглубоких отверстий с высокой чистотой обработки поверхности применяют сверла с круговыми или зубчатыми подрезателями. В наборе сверлильных инструментов полезно также иметь раззенковки для дерева и металла.


Во вращение ручные сверла приводят коловоротами и шестеренчатыми сверлилками.

Инструменты для зачистки поверхности древесины. Для зачистки плоских поверхностей применяют циклю, которую для удобства работы закрепляют в деревянном или металлическом корпусе. Рельефные поверхности зачищают циклями с профильной режущей кромкой. Окончательную форму резным элементам придают рашпилями с мелкой насечкой, которые дают шероховатую поверхность. Неровности сглаживают напильниками с мелкой насечкой и шлифовальными шкурками.

Вспомогательные инструменты и приспособления. Для выполнения в процессе реставрации мебели столярных и других работ необходимы контрольно-измерительные, разметочные и другие вспомогательные инструменты. К контрольно-измерительным и разметочным инструментам относятся: метр и рулетка, угольники металлические и деревянные, циркули различных видов (кронциркуль, штангенциркуль, нутромеры), рейсмусы, угломеры (ерунок, малка) и др.

Кроме того, реставратору следует иметь столярный молоток, киянки, клещи, плоскогубцы и круглогубцы, кусачки, отвертки, шило, ножи разной формы и размеров. Необходимо также иметь инструменты для гравирования, мозаичных, отделочных и обойных работ, обработки металлов; некоторые медицинские инструменты (скальпели, шпатели, шприцы и др.). Высокое качество инструментов, поддержание их в хорошем состоянии - основное условие успешной работы реставратора.

Столярные работы, а также другие реставрационные операции выполняют на верстаке. При работе на верстаке используют ряд приспособлений: верстачную подставку - для поддержания на определенной высоте длинных деталей, которые одним концом закрепляют в тисках верстака; стусла обыкновенное и винтовое, шаблоны - для спиливания торцов под углом и зачистки их путем строгания.


Для сжатия (запрессовки) деталей при склеивании, а также закрепления и поддержания материала и деталей во время обработки применяют С-образные деревянные и металлические струбцины различных размеров, кромочные струбцины, длинные переставные струбцины-ваймы, хомутовые струбцины для запрессовки плоских деталей при облицовывании.


Для склеивания рамок применяют приспособления, показанные на рис. 7.


2.3 Рабочее место столяра

Рабочее место - это часть производственной площади с расположенными на ней средствами и предметами труда, на которой рабочий выполняет работу. Рабочие места столяров для ручной или станочной обработки древесины оборудуются верстаками или станками. Такие рабочие места имеют три зоны:

) рабочую зону, в которой находятся рабочий верстак (станок), обрабатываемая деталь и применяемый для этого инструмент;

) зону складирования материалов, в которой расположен материалы, черновые заготовки и обработанные детали, приспособления и инвентарь;

) транспортную зону, по которой на рабочее место подаются необходимые предметы и средства труда.

Особенностью организации рабочих мест столяров или плотников на строительстве является их постоянное передвижение в зависимости от условий и потребностей производства. К рабочему месту столяра предъявляется ряд требований:

1.       Оборудование, материалы, инструменты и т.д. должны располагаться так, чтобы столяр во время работы, не делал непроизводительный движений, а его поза была правильной. Необходимо помнить, что оптимальная высота расположения предметов труда составляет 60% роста рабочего. В связи с этим высота верстака считается подобранной правильно, если рабочий, свободно стоя у верстака, ладонями опирается на его крышку. При работе в неправильной рабочей позе (в наклонном положении), при неправильном расположении предметов и средств труда требуется усилий в 4-5 раз больше, чем стоя свободно. Во избежание утомления положение тела целесообразно менять.

2.       Верстаки должны быть закреплены на рабочих местах, а станки устанавливают и закрепляют на фундаментах.

.        Рабочее место должно быть освещено равномерно естественным или искусственным светом постоянной интенсивности. На рабочем месте не должно быть резких границ между светом и тенью. При создании искусственного освещения следует отдать предпочтение общему освещению рабочих мест перед индивидуальным. Эффект освещенности рабочих мест усиливает окраска производственных помещений в светлые тона.

.        Оборудование, станки, помещения должны окрашиваться в цвета, наиболее благоприятные для человека: зеленый, желтый, оранжевый. Краски для отделки рабочих мест должны применяться в виде разбелов. Недопустимо использовать для этих целей насыщенные цвета, которые утомляют человека. Нижние части стен, оборудования, станков можно окрашивать краской серого или коричневого цвета, а пожарные щитосигнальные устройства и т.п.-краской красного цвета. Рабочие места необходимо содержать в чистоте, очищать их от древесной пыли, стружки, щепок. Станки должны быть оборудованы вентиляцией. Материалы, заготовки, детали и изделия должны быть аккуратно сложены на тележках или в штабеля. На рабочих местах должны находиться лишь необходимые в работе материалы, инструменты, приспособления. Все ненужные предметы и средства труда убираются в подверстачья или в инструментальные шкафы. После работы рабочие места очищаются от мусора, а средства и предметы труда убираются и складываются в отведенные места.

.4 Техника безопасности при выполнении столярных работ

Приступая к выполнению тех или иных столярных работ, необходимо помнить о правилах безопасности при работе с различными инструментами и оборудованием. Статистические данные подтверждают тот факт, что наибольшее количество травм, увечий, ожогов, ранений человек получает в быту, т. е. когда он выполняет различные работы, используя инструменты и приспособления для этих целей. Прежде всего необходимо, чтобы у каждого столярного инструмента было свое место, где оно будет храниться и не принесет увечий и ранений в случае прикосновения к нему в тот момент, когда оно не используется для работы. Для этих целей инструменты можно расположить в специально изготовленных ящиках на верстаке, переносных ящиках-чемоданах, полках и вешалках или крючках. При наличии специальных футляров инструменты должны быть зачехленными.

Приступая к работе с тем или иным инструментом, особенно электрооборудованием, необходимо подробно ознакомиться с инструкцией по его эксплуатации и применению. Инструменты, используемые для ручных работ, должны иметь хорошие рукоятки без трещин, расщеплений, заусенцев и т. д. Лезвия режущих инструментов перед работой должны быть правильно заточены и не должны иметь ржавчины, заусенцев и иных дефектов. Особого внимания заслуживает серия инструментов с зубьями (ножовки, пилы). Часты случаи, когда при неправильном обращений с ними зубья отламываются отлетают, поражая кожные покровы человека, глаза. Второе условие, которое необходимо выполнять при столярно-плотничных работах, - это использование инструмента со строгим соблюдением правил его эксплуатации. Есть специальные правила удерживания инструмента, движений им в процессе резки, рубки, пиления, которые позволят избежать травм.

Особого внимания заслуживает электроинструмент, которыми приходится пользоваться для изготовления деталей из древесины. Прежде всего электропроводка электропилы, электрорубанка и прочего должна быть исправна и изолирована. Исправными должны быть выключатели и розетки. В помещении, где установлен электроинструмент, не должно быть слишком влажно, так как повышенная влажность помещения приводит к накоплению влаги в предметах и оборудовании, находящихся в помещении, и в случае короткого замыкания может привести к травмированию работающего на станках человека.

В случае, если невозможно избежать нежелательной влажности в мастерской, необходимо работать с использованием спецодежды и обуви. Резиновые сапоги на толстой подошве - лучшее средство электроизоляции. Многие породы древесины (особенно хвойные) оставляют нежелательные следы на теле и одежде человека, занятого столярной работой. Смолистые или дубильные вещества выделяются на поверхность древесины, пачкая руки и одежду. Поэтому это еще одна причина, чтобы работать в спецодежде. Спецодежда должна быть сшита из плотной ткани и иметь большое количество карманов и кармашков для складирования мелких инструментов, а также крепежных приспособлений (гвоздей, болтов, шурупов), измерительных приспособлений.

.6 Отделка изделий из древесины

Под отделкой понимают обработку поверхности, улучшающую внешний вид изделий и защищающую их от воздействия окружающей среды. При отделке поверхности покрывают жидкими отделочными материалами, облицовывают, украшают резьбой, мозаикой, накладным декором.

В зависимости от применения отделочных материалов, техники их нанесения и обработки ручными инструментами отделка бывает:

прозрачная, сохраняющая текстуру древесины; - непрозрачная, закрывающая текстуру и цвет древесины; - имитационная; - специальная художественная.

При отделке ручными инструментами прозрачное покрытие на поверхность древесины наносят жидкими (лаки, политуры) отделочными материалами. Простейший вид прозрачного покрытия - тонкий слой лака, нанесенного на древесину. При этом древесина впитывает в себя часть лака, а часть остается на поверхности в виде прозрачной тонкой пленки. Древесина впитывает лак неравномерно: рыхлые слои - больше, плотные - меньше. Если после высыхания первого слоя лака нанести второй, то он не будет впитываться древесиной или будет впитываться незначительно. Нанесением двух-трех слоев лака получают отделанную лаком поверхность с открытыми порами. Так, например, при ручной отделке создают защитные покрытия древесины нитролаками без применения специальных грунтовок. Нанесением большого количества слоев лака и втиранием лака в поры древесины можно получить на поверхности древесины лаковые покрытия с закрытыми порами. Например, при ручной отделке нитролаками применяют растирание (разравнивание) лаковой пленки специальными жидкостями. При разравнивании лаковой пленки тампоном, смоченным разравнивающей жидкостью, происходит заполнение пор.

Процесс прозрачной отделки жидкими отделочными материалами включает: подготовку поверхности к отделке, нанесение и сушку отделочного материала, облагораживание покрытий.

Подготовка поверхности к отделке. Жидкими прозрачными лакокрасочными материалами отделывают поверхности, облицованные шпоном, и из массива древесины. Поверхность, облицованную шпоном, строгают циклей и шлифуют. Перед циклеванием с поверхности снимают клеевую ленту и срезают стамеской свесы шпона, выступающие за кромки основы. Клеевую ленту снимают циклей, предварительно смочив ленту. После циклования поверхность шлифуют. Шлифование древесины выполняют абразивными зернами шлифовальной шкурки (шлифовального инструмента). Шлифовальная шкурка представляет собой гибкую бумажную или тканевую основу, на которой с помощью клеящего вещества (связующего) закреплены абразивные зерна - резцы.

Зерно имеет грани и кромки, число и расположение которых произвольно, с различной степенью плотности. Промежутки между зернами необходимы для размещения стружки (древесной пыли) при шлифовании. По мере работы зерна - резцы шлифовальной шкурки затупляются и заменяются другими резцами, лежащими ниже.

Ручное шлифование выполняют с помощью колодок. Колодки изготавливают из пробкового дерева или куска древесины, на одну сторону которого наклеивают эластичную подошву из пробкового дерева или войлока.

При шлифовании колодку, обернутую куском шлифовальной шкурки, кладут зерном на обрабатываемую поверхность заготовки и перемещением колодки со шкуркой срезают зернами стружку, транспортируя ее на всем пути резания. В начале шлифования стружка срезается более высокими зернами, а после их удаления ( замены ) начинают работать более низкие, отчего качество поверхности шлифования улучшается. Поверхность шлифуют вдоль волокон древесины. При шлифовании поперек волокон на поверхности образуются царапины, ухудшающие качество обрабатываемой поверхности.

Поверхности шлифуют шкурками различной зернистости : сначала зернистостью 32 - 1 6 и более, благодаря чему быстро уничтожаются следы предыдущей обработки, затем применяют более мелкие шкурки зернистостью 8 - 5.

При шлифовании качество получаемой поверхности зависит не только от номера зернистости шкурки, но и от давления шкурки на шлифуемую поверхность, а также от твердости древесины. Шероховатость поверхности уменьшается со снижением давления, однако одновременно падает производительность шлифования. Поэтому при первом шлифовании крупнозернистыми шкурками применяют значительное давление, увеличивая производительность шлифования. По мере уменьшения номеров шкурок давление снижают для получения поверхности с меньшей шероховатостью.

При равных условиях шлифования шероховатость поверхности твердой древесины получается меньше, чем мягкой.

Подготовленная циклованием поверхность имеет ворс в виде приглаженных и неприглаженных волокон древесины. При шлифовании часть ворса срезается зернами шкурки, часть вновь приглаживается к поверхности.

Чтобы при шлифовании ворс не приглаживался, а срезался зернами шкурки, можно придать ворсу жесткость. Для этого поверхность увлажняют 3 - 5%- ным раствором глютинового клея в теплой воде. При отделке поверхности под натуральный цвет дерева для увлажнения можно применять жидкие растворы нитролака.

Подготовленная под прозрачную отделку поверхность должна быть гладкой и ровной. Небольшие трещины в шпоне заделывают шпатлевкой, подобранной под цвет отделываемой поверхности. Обычно шпатлевку изготавливают из древесной пыли, смешанной с клеем. Чтобы придать шпатлевке требуемый цвет, ее подкрашивают. Шпатлюют поверхность перед шлифованием.

Если при отделке необходимо изменить цвет древесины, то поверхность после шлифования отбеливают или окрашивают.

Назначение отбеливания - искусственное изменение цвета древесины с целью осветления и получения равномерного цвета отделываемой поверхности путем воздействия на нее отбеливающих составов. Осветление светлых пород древесины, например березы, клена, ясеня, позволяет расширить цветовую гамму отделки мебели. Для осветления при меняют 20%- ную перекись водорода или комбинированные составы, изготавливаемые по следующей рецептуре :

Окрашивают древесину для придания ей нового цвета или при имитации цвета мало ценных пород древесины под цвет древесины ценных пород, сохраняя при этом ее текстуру. Для окрашивания применяют водорастворимые анилиновые и протравные красители. Водные растворы анилиновых красителей окрашивают поверхность древесины в цвет красящего раствора. Действие протравных красителей основано на окрашивании древесины в результате химического взаимодействия красителей с дубильными веществами. В качестве протравных красителей применяют 1 - 5%- ные растворы железного и медного купороса, двухромовокислого калия ( хромпика ) и их смеси. Протравные красители растворяют в подогретой до 60 - 70 °С воде.

При крашении вручную анилиновыми красителями поверхность обильно смачивают раствором красителя, пользуясь тампоном или поролоновой губкой, затем насухо протирают сухим тампоном вдоль волокон древесины. При крашении протравными красителями после нанесения раствора красителя на окрашиваемую поверхность делают небольшую выдержку, чтобы краситель вступил в химическую реакцию с дубильными веществами.

После окрашивания на поверхности может подняться ворс. Поэтому после высыхания поверхность протирают вдоль волокон древесины жесткой тканью или мягкой стружкой, чтобы пригладить ворс и одновременно удалить излишки красителя.

Поверхности древесины хвойных пород шлифуют шкурками. Шлифование начинают шкурками зернистостью 40 - 32, затем применяют более мелкие шкурки. После трех - четырехразового шлифования обработку заканчивают шкурками зернистостью 8 - 5 В промежутках между шлифованием шкурками различной зернистости поверхность увлажняют для поднятия ворса.

Процесс шлифования значительно ускоряется при использовании ручных шлифовальных машин.

Применяют ручные электрические шлифовальные машины со шлифовальным диском прямоугольной площадкой и непрерывной лентой. Шлифовальные машины со шлифовальным диском применяют для шлифования плоских поверхностей рамок, плит и кромок, расположенных под углом до 45 ° к пласту. Диаметр диска 120 мм, частота вращения от 2000 до 3000 об / мин. Шлифование выполняют лобовой поверхностью диска, на которой закреплена шкурка. Недостаток дисковых машин - неодинаковая скорость шлифования - от нулевой в центре до максимальной у кромки, а также дугообразный характер оставляемых абразивными зернами шкурки рисок. Вследствие высокой скорости шлифования у кромки диска малейший его перекос вызывает на поверхности дугообразное углубление, которое не всегда устранимо.

Этого недостатка не имеют шлифовальные машины с прямоугольной площадкой и непрерывной шлифовальной лентой. При работе прямоугольная площадка совершает возвратно - поступательные прямолинейные или вибрационные эллипсоидные движения. Величина хода площадки 5 - 10 мм, число ходов до 5000 в минуту. Размеры площадок 50 - 85 х 100 - 200 мм. Площадь прижима непрерывной шлифовальной ленты к шлифуемой поверхности 165x100 мм.

Электрические шлифовальные машины имеют электродвигатели мощностью от 100 до 500 Вт и корпус массой 2,5 - 6 кг для гашения вибрации, создаваемой рабочими органами при шлифовании.

После шлифования ручными шлифовальными машинами поверхность дополнительно шлифуют вручную два раза для снятия рисок, оставленных зернами шкурки.

Поверхность из массива древесины лиственных пород может быть окрашена водорастворимыми красителями. При окрашивании древесины из массива хвойных пород поверхность получается неровной, с непрокрашенными полосами из-за наличия 8 древесине смолы.

Небольшие трещины, оставшиеся после шлифования, неглубокие выколы и вырывы волокон в древесине хвойных пород заливают густым прозрачным лаком и после его высыхания шлифуют. Подобрать шпатлевку под натуральный цвет древесины хвойных пород практически невозможно.

При нанесении отделочных материалов ручными инструментами различают лакирование и полирование. Для лакирования применяют прозрачные лаки, для полирования - политуры, разравнивающие и полировочные жидкости.

Для прозрачной отделки мебели в условиях домашних мастерских применяют главным образом нитроцеллюлозные и щелочные спиртовые лаки.

Нитроцеллюлозные лаки ( нитролаки ) используют в основном марок НЦ -218 и НЦ - 222. Содержание сухого остатка в лаке ( пленкообразующих ) 22 - 33%. Время практического высыхания ( от пыли ) - 1 ч, полного высыхания - не менее суток. При загустевании лаки разбавляют растворителями 646 и 647. Лаки наносят кистью, тампоном, распылением. Отверждение лаков происходит при температуре 1 8 - 20 °С.

Для получения матовых поверхностей применяют лак НЦ -243, в состав которого входит специальная матирующая добавка. Его разбавляют растворителем 646. Лак, подогретый до 70 °С, следует наносить распылением или кистью. Лак отверждается при температуре 18 - 23 °С. Нитролаки - основной материал для отделки мебели в домашних условиях. Нитролаковое покрытие практически бесцветно. Со временем оно несколько темнеет и принимает желто - янтарный цвет.

При нанесении нитролаков надо следить, чтобы в помещении не было слишком высокой влажности воздуха и сквозняков, что может вызвать помутнение лаковой пленки. Причинами помутнения лаковой пленки могут быть также нанесение чрезмерно толстых слоев лака, применение избыточного количества растворителя для разбавления нитролаков или растворителей, не рекомендуемых для этих целей.

Шеллачные лаки представляют собой раствор шеллачной смолы ( продукт жизнедеятельности тропических насекомых ) в 95%- ном этиловом спирте. Для изготовления лака шеллак растворяют в спирте до получения 25 - 40%- ной концентрации. По внешнему виду шеллачный лак - это мутная жидкость от светло - до темно - коричневого цвета. Содержание сухого остатка в лаке 35 - 37%. Лак наносят тампоном или кистью. Продолжительность полного высыхания при температуре 1 8 - 20 °С - не более 1 ч.

Для нанесения отделочных материалов на плоские поверхности применяют щетинные и волосяные кисти - ручники круглой формы. Для разравнивания слоев жидкого лака на отделываемой поверхности используют плоские кисти - флейцы. Специальные круглые кисти применяют для нанесения лаков на фигурные поверхности, отделки резьбы и т. п. Тампон делают из мебельной ваты или вязальной шерсти, завернутой в полотняную ткань.

Наносить отделочные материалы кистью можно на поверхности любых форм. При отделке тампоном отделочные материалы не наносятся на поверхность углублений ( фальцы, пазы, резьба по дереву ).

При лакировании кисть окунают в сосуд с лаком и наносят лак на отделываемую поверхность вдоль волокон древесины.

При лакировании лак следует наносить ровным слоем, не допуская потеков и неравномерной толщины пленки. Потеки лака могут появиться при использовании очень жидких лаков, а неравномерная толщина пленки - при применении загустевших лаков. И в том и в другом случае необходимо привести вязкость лаков к норме.

Лаковые покрытия сушат в условиях мастерской при температуре не ниже 18 °С. Во время сушки жидкие отделочные покрытия отвердевают. При сушке необходимо следить, чтобы на покрытие не попадала пыль. Для этого пол в мастерской увлажняют, для удаления пыли делают влажную уборку.

Выводы по главе 2.

В технологической части рассматривается ручной столярный инструмент, который применялся при изготовлении журнального столика. Кроме того, в главе дано описание технологии отделки изделий из древесины.


.1 Выбор материала для изготовления журнального столика

Для изготовления журнального столика была выбрана сосна по причине того, что она отличается достаточно высокой прочностью и хорошо обрабатывается. Кроме того сосна является одним из наиболее доступных материалов.

Столешница выполнена из щита, что позволило упростить технологию изготовления. Применение готового щита позволило исключить из технологического процесса склеивание и дальнейшее строгание щита, что позволило сократить время изготовления и тем самым снизить себестоимость стола.

Для отделки столика применен лак ХВ-784. Этот лак отличается малым временем сушки и высокой прочностью покрытия.

Технологическая карта на изготовление журнального столика

Наименование операции

Эскиз

Оборудование

Инструмент





Рабочий

Измерительный

Изготовление столешницы

1.

Разметка заготовок


Карандаш

Угольник Линейка

2.

Распиловка заготовок

Станок фуговально- пильный



3.

Строгание базовой плоскости

Станок фуговально- пильный



4.

Строгание кромок

Станок фуговально- пильный



5.

Склеивание щита


Кисть Струбцины


6.

Строгание щита

Станок фуговально- пильный



7.              Разметка               Карандаш

ЦиркульУгольник

Линейка




 

8.

Опиливание углов

Станок фуговально- пильный




9.

Закрепление заготовки на планшайбу


Отвертка


10.

Установка планшайбы

Станок токарный деревообрабатывающий

Ключ


11.            Точение               Станок токарный деревообрабатывающийДолото

Стамеска полукруглаяШтангенциркуль




 

12.

шлифование

Станок токарный деревообрабатывающийБумага наждачная




13.

Снятие планшайбы



Ключ


14.

Снятие детали с планшайбы


Отвертка


Изготовление средней ножки

1.

Разметка заготовок


Карандаш

2.

Распиловка заготовок

Станок фуговально-пильный



3.

Строгание базовой плоскости

Станок фуговально-пильный



4.

Строгание кромок

Станок фуговально-пильный



5.              Склеивание заготовки      Кисть

Струбцины




 

6.

Строгание заготовки

Станок фуговально-пильный



7.               Разметка               Карандаш

ЦиркульУгольник

Линейка




 

8.

Строгание углов

Верстак столярныйРубанок




 9.   

Установка заготовки на станок

Станок токарный деревообрабатывающий

Ключ


 10.

Точение цилиндра

Станок токарный деревообрабатывающий

Рейер долото

штангенциркуль

11.             Фасонное точение            Станок токарный деревообрабатывающийРейер

Долото

Майсель




 

12.

Шлифование


Станок токарный деревообрабатывающий

Бумага наждачная


13.

Снятие детали со станка



Ключ


Изготовление боковых ножек(3шт)

1. 1.

Разметка заготовок


Карандаш

Угольник Линейка

2.

Распиловка заготовок

Станок фуговально-пильный



3.

Строгание базовой плоскости

Станок фуговально-пильный



4.

Строгание кромок

Станок фуговально-пильный



5                Разметка детали  КарандашЛинейка

Лекало




 

6.

Выпиливание ножки

Верстак столярный

Лобзик

Шлифование


Верстак столярный

Бумага наждачная


Изготовление царг

1. 

Разметка заготовок


Карандаш

Угольник Линейка

2.

Распиловка заготовок

Станок фуговально-пильный



3.

Строгание базовой плоскости

Станок фуговально-пильный



4.

Строгание кромок

Станок фуговально-пильный



5.              Разметка деталей               Верстак столярныйКарандашУгольник

Линейка




6.              Долбление паза  Верстак столярныйДолото

Ножовка

Киянка




 

7.

Сборка

Верстак столярныйКиянка




8.              Разметка отверстия           Верстак столярныйКарандаш

Шило

Линейка




 

9.

Сверление отверстия

Станок сверлильныйСверло




Сборка

1.

Крепление царги к столешнице


Верстак столярный

Отвертка


2.

Крепление боковых ножек к средней

Верстак столярныйДрель




3.

Установка столешницы

Верстак столярныйКисть для клея




4.

Лакирование готового изделия

Кисть





3.4 Расчет себестоимости

.1.1 Стоимость материалов

Наименование

Ед. Изм.

Цена ед. руб.

Количество на изделие

Стоимость на изделие

1.

Доска сосновая

43000,0649279-07




2.

Щит столярный

Шт

300

1

300-00

3.

Лак

л

140-00

14-00

4.

Клей ПВА

кг

120-00

0,05

6-00

ИТОГО

599-07


.1.2 Стоимость затраченной электроэнергии

Наим. Потребителя

Мощность КВт

Время работы

Затрачено КВт

1.

Станок фуговально-пильный

2,2

30 мин

1,1

2.

Станок токарный СТД-120

0,4

1час

0,4

2.

Освещение

0,4

11часов

4,4

ИТОГО

5,9


Стоимость 1 КВт электроэнергии составляет 1-82 руб*5,9 КВт=10,7руб

.1.3 Стоимость работы

Время, затраченное на изготовление столика составило около 11 часов.

Пусть 1 час рабочего времени стоит 80 руб

руб*11часов=880 руб стоимость работы

,07+10,7+880=1489руб 77коп себестоимость журнального столика

Заключение

В процессе изготовления данной выпускной квалификационной работы на основе изученного теоретического материала разработан и изготовлен журнальный столик.

В ходе работы были решены следующие задачи:

-        Изучены свойства различных пород древесины

-       Выбран материал для столика - сосна

-       Разработан чертеж журнального столика

-       Разработана технология изготовления журнального столика

-       Изготовлен журнальный столик

Практическая значимость работы заключается в том, что данное изделие может быть использовано как по прямому назначению, так и в качестве наглядного пособия при проведении занятий по деревообработке.

Список использованной литературы

1.       Бартиневич А.А. «Материаловедение» Москва 1992г

.         Буглай Б.М., Гончаров Н.А. Технология отделки древесины. М.: Лесная промышленность, 1995. 408 с.

3.       Григорьев М.А. «Справочник молодого столяра» Москва 1989г

.        Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву, М.: Лесная промышленность, 1989. 208 с.

.        Ивановский Е.Г. Резание древесины. М.: Лесная промышленность, 2001. 200 с.

.        Крейдлин Л.Н. «Столярные работы. Учебник для ПТУ»Москва 1989

7.       .Матвеева Т.А. «Мозаика и резьба по дереву» Москва 1989г

.         Справочник мебельщика: Конструкции и функциональные размеры. Материалы. Технология производства / В.Е. Кузнецов, Б.И. Артамонов, В.Ф. Савченко, В.Н. Розов. Под ред. В.П. Бухтиярова.-2-е изд., перераб. М.: Лесная промышленность, 1985. 360 с.

9.       Уголев Б.Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения. - 2-е изд., перераб. М.: Лесная промышленность, 1986. 360 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!