Учет затрат и издержек обращения торгового предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,80 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет затрат и издержек обращения торгового предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Учет затрат и издержек обращения торгового предприятия

.1       Основные принципы признания расходов и затрат в бухгалтерском учете торгового предприятия, и их классификация

.2       Методы калькулирования себестоимости продукции

.2.1    Попроцессный метод

.2.2    Попередельный метод

.2.3    Позаказный метод

.2.4    Метод учета фактических затрат и калькулирование фактической себестоимости

.2.5    Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости

.2.6    Система «Стандарт-кост»

.2.7    «Директ-кост» в системе управленческого учета

.3       Формирование и учет расходов на продажу в торговом предприятии

Глава 2. Калькулирование себестоимости на примере торгового предприятия ООО «Символ»

2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Символ»

.2 Аналитический и синтетический учет в бухгалтерии ООО «Символ»

Глава 3. Предложения по совершенствованию учета затрат в ООО «Символ»

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно сложилось, что учету затрат уделяли должное внимание в основном на крупных предприятиях. В последние годы вследствие усиления конкуренции, усложнения производственных процессов, необходимости приспосабливаться к постоянно меняющимся реалиям рынка все более актуальным становится и для малых и средних предприятий получение информации для эффективного управления. Финансовый учет не предоставляет в достаточной степени такой информации, поскольку практически не затрагивает внутрипроизводственные процессы. Учет затрат (издержек производства) и калькуляция себестоимости продукции являются важнейшим аспектом управленческого учета.

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой: «Затраты - объем производства - прибыль». Составляющие этой схемы должны находиться под постоянным вниманием и контролем.

Ресурсы предприятия используются для производства продукции, выпуск которой является главной целью его хозяйственной деятельности. Следовательно, рассмотрение порядка учета затрат на производство продукции и расчета ее себестоимости является важнейшим моментом при изучении бухгалтерского учета на любом предприятии.

Правильность отнесения затрат на производство и реализацию продукции очень важна потому, что от этого зависит величина себестоимости продукции, и, следовательно, прибыли и рентабельности, размеры резервного и специальных фондов, размеры налогов на прибыль и другие показатели.

Определение себестоимости продукции (работ, услуг) в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства, - характера его организации и технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры организации и других условий. Все это определяет порядок документального оформления затрат, группировки и систематизации данных первичных документов, построение аналитического учета, способы исчисления себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг).

Глава 1. Учет затрат и издержек обращения торгового предприятия

 

.1 Основные принципы признания расходов и затрат в бухгалтерском учете торгового предприятия, и их классификация


Издержками производства (обращения) принято называть затраты живого и овеществленного труда на изготовление продукции, товара (выполнение работ, оказание услуг) и их продажу. На практике для характеристики всех применяют термин «затраты на производство». Издержки, относящиеся к выпущенной продукции, выполненным работам, оказанным услугам, выражаются в себестоимости продукции (работ, услуг).[2;392]

В официальных документах и авторских публикациях термины «затраты», «расходы», «издержки производства», «затраты на производство» нередко употребляют в самых разных значениях. По одному мнению, затраты и расходы - разные понятия: затраты - не что иное, как расходы, приходящиеся по времени на отчетный период, а расходы - использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов вне связи с определенным отчетным периодом (уменьшение экономических выгод). Первые связаны с предпринимательской деятельностью и поэтому образуют себестоимость продукции (работ, услуг).

По другому мнению, затраты и расходы - это синонимы. Нередко можно встретить словосочетания «издержки производства» и «затраты на производство» либо в одинаковом, либо в разных значениях. Не внесло ясности в этот вопрос и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Издержки представляют собой совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции за определенный период безотносительно к тому, приходятся затраты на законченный продукт (что соответствует себестоимости продукции) или на незавершенное производство. В этом отношении «издержки производства» и «затраты на производство» близки по своему экономическому содержанию. Но если первое понятие обычно употребляют применительно к затратам по их назначению (т. е. затратам по статьям калькуляции, что равносильно понятию себестоимости выпущенной продукции и себестоимости незавершенного производства в разрезе калькуляционных статей), то второе (затраты на производство) обычно соотносят с затратами по экономическим элементам.

В специальной литературе себестоимость продукции авторами определяется как «выраженные в денежной форме текущие затраты живого и овеществленного труда на изготовление (производство) и реализацию продукции (работ, услуг)».[2;394]

Иными словами, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), насколько разнообразны производимые при этом затраты.

Однако исчисление себестоимости может варьироваться под воздействием следующих факторов:

а) в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;

б) в зависимости от количества продукции - себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;

в) в зависимости от полноты включения текущих расходов в себестоимость объекта калькулирования - полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную) себестоимость;

г) в зависимости от оперативности формирования себестоимости - фактическую (историческую, “посмертную”) или нормативную, плановую.[2;396]

Таким образом видно, что в теории и практике учета существует не одно понятие себестоимости, и необходимо каждый раз уточнять, о каком именно из показателей идет речь.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции ( работ, услуг), какого соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов. Затраты по экономическим элементам включают разные виды затрат, сгруппированные на соответствующих балансовых счетах. В частности, расход материалов определяется по кредиту счета 10 «Материалы», расходы на оплату труда - по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.п.[3;172]

Для планирования и учета издержки, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) группируют по статьям калькуляции. Это позволяет формировать производственную и полную себестоимость производимой продукции. Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, так как учитывают характер и структуру производства, создавая базу для определения цены создаваемой продукции и экономического анализа. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются издержки, связанные с процессом производства и реализации. Издержки, не связанные с предпринимательской деятельностью, относятся к категории непроизводственных расходов.

Себестоимость продукции представляет собой объективный показатель, который не зависит от содержания тех или иных нормативных актов и сущность которого определяется рядом экономических принципов:

.        Связь с осуществляемой организацией предпринимательской деятельностью.

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются издержки, связанные с процессом производства и реализации. Издержки, не связанные с предпринимательской деятельностью, относятся к категории непроизводственных расходов. Этот принцип вытекает из формулировки себестоимости, приведенной в Положении о составе затрат и из анализа перечня расходов, подлежащих включению в себестоимость, и расходов, не относимых к ним.

2.       Разделение текущих и капитальных затрат.[1]

В бухгалтерском учете должен вестись раздельный учет текущих затрат организации и ее капитальных вложений. К текущим относятся расходы производственных ресурсов, потребляемые, как правило, в одном хозяйственном цикле. К капитальным относятся инвестиции во внеоборотные активы, используемые в нескольких циклах производства, стоимость которых включается в текущие издержки производства или обращения посредством начисления амортизации. К таким активам могут относиться объекты основных средств (производственные помещения, склады, промышленное или торговое оборудование и т.д.), нематериальные активы или долгосрочные финансовые вложения инвестиционного характера.

3.       Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности - принцип начисления.

Факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, расходы по оплате труда включаются в себестоимость не в момент выдачи денег из кассы, а на дату возникновения задолженности организации перед своими работниками.

4.       Допущение имущественной обособленности организации.[4;105]

Согласно данному принципу, имущество и обязательства самого предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников предприятия и других юридических лиц.

Естественно, данный перечень не является базой для разграничения затрат, включаемых в себестоимость продукции, и затрат, погашаемых за счет собственных источников предприятия. Эти принципы всего лишь закладывают основу экономической целесообразности включения тех или иных расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) и в конечном итоге определения финансовых результатов. А все расходы, осуществляемые организациями и подлежащие включению в себестоимость, должны соответствовать тем или иным пунктам ПБУ 10/99.

Роль себестоимости, текущих издержек производства и обращения как одного из важнейших финансово-экономических показателей деятельности организаций неизмеримо возрастает в системе информации о формировании этого показателя, имеющего различные виды группировок и классификаций.

.2 Методы калькулирования себестоимости продукции

В последние годы вследствие усиления конкуренции, усложнения производственных процессов, необходимости приспосабливаться к постоянно меняющимся реалиям рынка все более актуальным для предприятий становится получение информации для эффективного управления ими. Так как финансовый учет практически не затрагивает внутрипроизводственные процессы, возрастает потребность в управленческой информации, основу которой составляют данные, получаемые в процессе учета, оценки и контроля затрат и выручки, связанных с процессом производства и реализации продукции.

В этой связи большое значение приобретает выбор того или иного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. [Приложение 1]

1.2.1 Попроцессный метод

Попроцессный метод чаще всего применяется в добывающих отраслях промышленности (угольной, горнорудной, газовой, нефтяной и др.) и энергетике. В настоящее время наиболее полно попроцессный метод можно охарактеризовать так: он применяется на предприятиях с массовым характером производства одного или нескольких видов продукции, кратким периодом технологического процесса и отсутствием в большинстве случаев незавершенного производства. Сущность данного метода состоит в том, что прямые и косвенные затраты учитывают по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяют делением суммы всех производственных затрат за месяц (в целом по итогу и каждой статье) на количество готовой продукции за этот же период. На первом этапе осуществляется документирование и учет затрат по элементам, затем затраты распределяются по процессам. Дальше, определяют общую величину затрат на месяц, далее распределяют затраты в зависимости от характера производства видов продукции. На завершающем этапе определяют себестоимость месячного выпуска по изделиям. Однако при применении попроцессного метода для контроля за себестоимостью продукции непременным условием является наличие норм расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов, нормативов использования средств производства, организации учета отклонений фактических расходов от этих норм и нормативов.[4;109]

1.2.2 Попередельный метод

Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Как правило, это производства, где применяются физико-химические и химические методы переработки сырья и процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных технологических стадий (отрасли химической, нефтеперерабатывающей, цементной, металлургической, целлюлозно-бумажной, хлопчатобумажной промышленности). В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.

Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства. Передел - часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а готовый продукт.[4;114]

Особенностями попередельного метода учета, отличающими его от позаказного метода, являются:

а) обобщение затрат по переделам, безотносительно к отдельным заказам, что позволяет калькулировать себестоимость продукции каждого передела;

б) списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа;

в) организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное производство» для каждого передела;

г) простота и дешевизна: нет карточек учета заказов, отсутствует необходимость распределять косвенные расходы между отдельными заказами.

1.2.3 Позаказный метод

Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения, создающие блюминги, прокатные станы, экскаваторы больших мощностей, а также военно-промышленного комплекса, где преобладают процессы обработки и производится неповторяющаяся или редко повторяющаяся продукция. Данный метод успешно используется в строительстве, научно-исследовательских институтах, учреждениях здравоохранения (например, калькулируется себестоимость операции каждого больного), сфере услуг.

Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитывается в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов с соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных изделий.[4;128]

1.2.4 Метод учета фактических затрат и калькулирование фактической себестоимости

Учет фактических затрат - метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Учет фактических затрат на производство строится на таких принципах, как полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета; учетная регистрация их в момент возникновения в процессе производства; локализация затрат по видам производств, характеру расхода, местам возникновения, объектам учета и носителям затрат; отнесение фактически произведенных затрат на объекты их учета и калькулирования; сравнение фактических показателей с плановыми. Применение этого метода позволяет в конечном счете определить фактическую (или «историческую») себестоимость.[4;207]

1.2.5 Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонениям от них. Этот метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат, которая используется для определения фактической себестоимости продукции, оценка брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях.

Норма - заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормы могут изменяться (как правило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.[4;209]

1.2.6 Система «стандарт-кост»

Название «стандарт-кост» (Standard Costs) в широком смысле подразумевает себестоимость установленную заранее (в противоположность себестоимости, данные о которой собираются). Смысл этой системы заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.

В основе системы «Стандарт-кост» лежит предварительное нормирование затрат по элементам и статьям, составление нормативных калькуляций на основе действующих норм на отдельные виды изделий и их составные части, уточнение этих калькуляций по мере изменения действующих норм, раздельный учет фактических затрат по действующим нормам, по изменениям норм и по отклонениям по норм, возможность исчисления фактической себестоимости продукции путем алгебраического суммирования нормативной себестоимости и учтенных изменений за месяц норм.

Основной постулат «Стандарт-кост» - фактические показатели затрат всегда превышают нормативные, поскольку норма - это ставить задачи на будущее, помогать осуществлять эти задачи, минимальные затраты для данных условий, т.е. в действительности учет состоит в фиксации множества отклонений. Если же отклонений не возникало или фактические затраты меньше нормативных, то это значит, что была определена не предельно низкая норма затрат и ее нужно скорректировать. В системе «Стандарт-кост» невозможно перевыполнить план. Любые затраты в сравнении с нормами приводят к перерасходу средств, анализ которых является источником информации о неиспользованных ресурсах предприятия, его потенциале и неоправданных затратах.

«Стандарт-кост» - система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем составления до начала производства стандартных калькуляций и учета фактических затрат с выделением отклонений от стандартов. «Стандарт» - количество необходимых для производства единицы продукции (работ, услуг) материальных и трудовых затрат (могут заранее исчислены); «кост» - денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции.[4;216]

1.2.7 «Директ-костинг» в системе управленческого учета

Главное в «директ-костинг» - организация раздельного учета постоянных и переменных затрат. Поэтому эту систему учета затрат называют variable costing - учет переменных затрат. Сейчас эта система предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных затрат, но и части переменных косвенных расходов.

Переменные затраты - такие расходы, величина которых находится в более или менее прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производства, например расход сырья и материалов на изготовление продукции, заработная плата производственных рабочих и другие (все основные затраты). Постоянные - расходы, общая сумма которых не меняется при изменении объема производства. Таковыми являются все накладные расходы. Некоторые издержки представляют собой смесь переменных и постоянных затрат и поэтому их называют - частично переменными (например это плата за телефон).

Особенностью современной системы директ-костинг является использование стандартов (норм) не только по переменным издержкам, но и по постоянным, в частности по переменной части постоянных накладных расходов. Стандартный директ-костинг - есть средство достижения конечной цели предприятия - получение чистой прибыли.[4;194]

1.3     Формирование и учет расходов на продажу в торговом предприятии


Под расходами на продажу (издержками обращения) понимают затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов, связанные с движением товаров от производителя к потребителю.

Осуществляя деятельность по закупке, транспортировке, хранению и реализации товаров, торговая организация несет затраты: расходы на содержание торговых залов, обслуживающих, административных и складских помещений, на оплату коммунальных услуг, аренды торговых или деятельности, заработную плату персонала, налоги, отчисления, страховые взносы, местные сборы.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы по обычным видам деятельности, к которым следует относить расходы на продажу, группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Расходы формируются по местам их возникновения в торговой организации и затем группируются по их видам (элементам).

Расходы на продажу учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета накапливаются суммы произведенных расходов.

Для определения себестоимости проданных товаров необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам, и отразить ее по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Сумму расходов, относящуюся к остатку товара на конец месяца, исчисляют за отчетный месяц следующим образом.

Для определения суммы расходов на продажу, относящихся к реализованным товарам, в конце отчетного периода (месяца, квартала) по статье «Расходы на транспортировку» расходы, приходящиеся на остаток товаров, рассчитывают следующим образом:

1)суммируют транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

2)определяют сумму товаров, проданных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;

3)соотнесением суммы расходов (п. 1) к сумме проданных и оставшихся товаров (п. 2) устанавливают средний процент расходов к общей стоимости товаров;

4)находят их сумму, относящуюся к остатку нереализованных товаров на конец месяца (сальдо конечное - п. 4).

Для определения расходов, относящихся к проданным товарам, следует к расходам на остаток товаров на начало месяца (сальдо начальное по счету 44 «Расходы на продажу») прибавить все расходы за месяц (оборот по дебету) и вычесть расходы на остаток товаров на конец месяца (сальдо конечное по счету 44). Сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» показывает величину издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, на конец месяца.

Для разделения издержек по их влиянию на налогооблагаемую прибыль к счету 44 «Расходы на продажу» могут быть открыты два субсчета: 1 «Расходы, участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли» и 2 «Расходы, не участвующие в уменьшении налогооблагаемой расходы;

В целях определения себестоимости товаров выделяют следующую классификацию расходов на продажу:

·        расходы на оплату труда;

·        отчисления на социальные нужды;

·        расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;

·        амортизация основных средств;

·        расходы на ремонт основных средств;

·        на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

·        расходы на водоснабжение;

·        расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

·        расходы на рекламу;

·        потери товаров и технологические отходы;

·        расходы на тару;

·        прочие расходы.[5;139]

Начисление амортизации начинается через месяц после постановки на баланс на основании акта о приеме данного объекта. Основой начисления амортизации служит Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. В целях налогообложения торговая организация может применять один из двух методов амортизации основных средств: линейный и нелинейный. На сумму начисленной амортизации основных средств делается запись:

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

Основание: акт ввода в действие объекта основных средств, расчет амортизации в карточке учета основных средств, пункт приказа об учетной политике торговой организации.

На расходы на продажу списываются также расходы на оплату труда персонала, занятого в основном торговом производстве. Расходы на оплату труда работников вспомогательных производств, коммерческих служб, аппарата управления по решению руководства торговой организации могут отражаться сразу на счете учета издержек производства, а могут предварительно списываться на особые счета учета и затем в конце учетного месяца относиться с этих счетов на счет 44 «Расходы на продажу».[6;74]

Начисляются суммы оплаты труда работникам торговых организаций:

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Начисляется оплата труда за счет образованных резервов на оплату отпусков работникам, вознаграждения за выслугу лет (выплачиваемого один раз в год):

Д-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Начисляется оплата труда за счет прочих доходов:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Основание: расчетная ведомость заработной платы, бухгалтерская справка-расчет отпускных.

При отражении в учете транспортных расходов следует иметь в виду, что организациям торговли разрешается при исчислении фактической себестоимости приобретенных товаров включать в нее наряду с ценой, предусмотренной в договоре поставки, транспортные расходы (если они не включены в договорную цену), таможенные пошлины, расходы на уплату.

Транспортные расходы на оплату услуг сторонних транспортных организаций и расходы на аренду относятся на издержки обращения за вычетом НДС, содержащегося в договорных ценах, пропорционально доле реализованных товаров в общем количестве товаров за данный учетный месяц.[5;146]

Для целей налогового учета расходы по арендным платежам относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Если платежи за услуги относятся к будущим учетным периодам, то и на издержки они должны относиться в соответствующих учетных периодах. Для отражения таких затрат используется счет 97 «Расходы будущих периодов». Аналогично могут учитываться затраты на различные виды ремонта основных средств при отсутствии резерва для этих целей, чтобы издержки обращения формировались более равномерно; на этом же счете может учитываться плата за коммунальные услуги, почту, периодическую подписку, хранение товаров, уплаченная вперед.

Д-т сч. 97 «Расходы будущих периодов»

К-т сч. 51 «Расчетные счета».

Основание: договор аренды, платежное поручение, выписка банка из расчетного счета торговой организации, бухгалтерская справка-расчет сумм, относимых на издержки обращения.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» в течение отчетного месяца накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. Расходы на продажу отражаются на соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от срока возникновения и срока оплаты.

Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету балансового счета 97 «Расходы будущих периодов». Затем они списываются в расходы на продажу в течение определенного периода по специальному расчету, который утверждает руководитель организации.

Сумма исчисленного транспортного налога отражается организацией по грузовому автомобилю, используемому для доставки продукции организации в магазины, следующим образом:

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Для целей бухгалтерского учета суммы транспортного налога, начисленные организацией по автомобилям, используемым ею в производственной деятельности, включаются в расходы по обычным видам деятельности. В рассматриваемой ситуации налог, начисленный по легковому автомобилю, отражается в составе управленческих расходов, а налог, начисленный по грузовому автомобилю,- в составе коммерческих расходов.

Финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки» следующими бухгалтерскими записями.

На сумму прибыли оформляется проводка:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».

На сумму убытка составляется проводка:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».

Основание: бухгалтерская справка-расчет финансового результата.[5;382]

По окончании отчетного месяца сумма расходов, отраженная дебетовым оборотом по балансовому счету 44, полностью или частично списывается в дебет балансового счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Глава 2. Калькулирование себестоимости на примере торгового предприятия ООО «Символ»

.1 Технико- экономическая характеристика ООО «Символ»

Общество с ограниченной ответственностью «Символ» создано решением собрания учредителей - физических лиц. Предприятие зарегистрировано Постановлением Администрации г.Перми № 01456698 от 20.10.2003 г., свидетельство о регистрации № 1045487789654 серия 25.

ООО «Символ» находится по адресу: г.Пермь ул. Желябова 25А

Основными видами деятельности ООО «Символ» являются розничная торговля мебелью. Компания снимает в аренду помещение в магазине, в котором реализует товары.

Ассортимент представленных на продажу товаров указан в Приложении 2. На предприятии постоянно работает 8 человек.

При осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Символ» используется персональные компьютеры, кассовые аппараты.

Деятельность ООО «Символ» связана со следующими затратами:

·        приобретение товарной продукции и расходных материалов;

·        аренда помещения;

·        электроэнергию;

·        прочие расходы.

Группировка по первичным экономическим элементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность ООО «Символ» в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. Эта группировка используется также для согласования плана по себестоимости с другими разделами бизнес-плана, для планирования оборотных средств и контроля их использования.

Исходные данные по затратам, реализации товаров, а также полученной прибыли ООО «Символ», представлены в Приложении 3.

2.2 Аналитический и синтетический учет в бухгалтерии ООО «Символ»


Аналитический учет на предприятии ведется по видам и каждой статье расходов, что отражается в соответствующих регистрах аналитического учета.

Поступление наличных денег в кассу oт реализации товаров (по продажным ценам) фиксируется бухгалтерской проводкой:

Дт 50 «Касса»

Kт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на сумму выручки за реализованные товары;

Списание издержек обращения фиксируется записью:

Дт 90 «Продажи», субсчет 7 «расходы на продажу»

Kт 44 «Расходы на продажу».

Рассмотрим порядок отражения в учете поступления товаров и их реализацию. Для начала рассчитаем стоимость товаров, Цена реализации на предприятиях розничной торговли складывается из цены приобретения товара, за вычетом НДС, торговой наценки и налога на добавленную стоимость. Расчет цены реализации товаров и НДС представлены в таблице 1:

Таблица 1

Расчет стоимости товаров

Код товара

Наименование изделия

Цена приобретения

Торговая наценка,%

Себестоимость

НДС

Цена продаж


1. Диваны:






01100

1.1 «Эдельвейс»

64000

15

73600

13248

86848

01200

1.2 «Сильвия»

40309

15

46355

8344

54699

01300

1.3«Виолла»

26000

15

29900

5382

35282


2. Кресла:






02100

2.1 «Эдельвейс»

14000

12

15680

2822

18502

02200

2.2 «Стелла»

29000

12

32480

5846

38326

02300

2.3 «Белла»

25000

12

28000

5040

33040


3. Кровати:






03100

3.1 «Сильвия»

49000

9

53410

9614

63024

03200

3.2 «Magic»

43000

9

46870

8437

55307

03300

3.3 «Виолла»

56000

9

61040

10987

72027


4. Столы:






04100

4.1 «Красное дерево»

15000

11

16650

2997

19647

04200

4.2 «Магнолия»

20600

11

22866

4116

26982


5. Люстры:






05100

5.1 «Флоренция»

9400

13

10622

1912

12534

05200

5.2 «Магнолия»

11900

13

13447

2421

15868

05300

5.3 «Magic»

13000

13

14690

2644

17334

05400

5.4 «Стелла»

12600

13

14238

2563

16801


Итого

428809


479848

86373

566221


За март были реализованы следующие товары:

два дивана «Виолла» по цене 70564 руб.

диван «Эдельвейс» по цене 86848 руб.

четыре кресла «Белла» по цене 132160 руб.

два кресла «Стелла» по цене 76652 руб.

кровать «Виолла» по цене 72027руб.

кровать «Сильвия» по цене 63024 руб.

три люстры «Magic» по цене 52002 руб.

люстра «Флоренция» по цене 12534 руб.

и др. товары общей стоимостью 1426007 руб. Таким образом выручка за проданную продукции составила- 1426007 руб. и НДС - 21752 руб.

Также в марте было поступление товара для продажи на сумму 197900 руб.

Данные операции были отражены в учете следующим образом:

Поступила выручка в кассу предприятия за реализованный товар в сумме 1208481 руб.:

Д-т. сч. 50 «Касса»

К-т. сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет, со стоимости проданных товаров, на сумму 217526:

Д-т. сч. 90/3

К-т. сч. 68/3

Поступил товар от поставщиков на сумму 167712:

Д-т. сч. 41-2 «Товары»

К-т. сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

Д-т. сч. 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»

К-т. сч 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на сумму 30188руб.

Одновременно с этой записью делается запись на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам, на сумму23480руб.:

Д-т. сч. 41-2 «Товары»

К-т. сч. 42 «Торговая наценка»

Также следует обратить внимание на то, что существуют издержки обращения, которые включают в себя заработную плату, арендную плату и прочие расходы, которые списываются в конце месяца при выявлении финансового результата за отчетный период. Поэтому представим порядок отражения в учете операций за месяц (таблица 2):

Таблица 2

Корреспонденция счетов по учету розничной торговли в ООО «Символ» за март 2007 г.

Операция

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.


Дебет

Кредит


Поступил товар от поставщиков в том числе НДС

41/2

60

167712


19

60

30188

Торговая надбавка на поступивший товар

41/2

42

23480

Списана себестоимость проданных товаров

90/2

41/2

802706

Поступили наличные деньги в кассу от реализации товаров (по продажным ценам)

50

62

1426007

Списаны издержки обращения

90/7

44

458501

60

90/1

623301

Выявляется финансовый результат от реализации услуг

90/9

99

164800


Синтетический учет расходов в ООО «Символ» ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списание.

Собранные на счете 44 расходы на продажу списываются в части реализованных товаров на счет учета реализации, что отражает проводка:

Дт 90 «Продажи»

Кт 44 «Расходы на продажу»

Кроме того, данные расходы могут быть списаны как недостающие - дебетуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а также при стихийных бедствиях отнесены на счет 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом, по дебету счета 44 «Расходы на продажу» постепенно накапливаются все производственные расходы предприятия.

Порядок отражения операций по начислению и списанию издержек обращения в бухгалтерском учете ООО «Символ» представлен в таблице 3.

Таблица 3

Порядок отражения операций по начислению и списанию издержек обращения в бухгалтерском учете ООО «Символ»

Операция

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.


Дебет

Кредит


Начислена заработная плата

44

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

97400

Отчисления на социальные нужды

44

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

24900

Отражены в учете расходы на аренду

44

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

79700

Начислена амортизация за месяц

44

02 «Амортизация основных средств»

1001

Отражены прочие расходы

44

71 «Расчеты с подотчетными лицами»,76 «Расчеты с разними дебиторами и кредиторами»,60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

255500

Списаны на себестоимость издержки обращения

90 «Продажи» субсчет 2 «Себестои- мость продаж»

44

458501


Как видно из таблицы 1, в структуру счета включен счет аналитического учета «Списание на себестоимость издержек обращения». Это необходимо для того, чтобы в течение отчетного года на балансовом счете 44 накапливалась информация о произведенных торговой организацией расходах по статьям затрат.

Для учета движения товаров и расчетов по приобретению и реализации товаров бухгалтерия на основании товарных и кассовых отчетов, а также учетных карточек ведет оборотную ведомость, которая составляется ежемесячно.

Оборотно-сальдовая ведомость по балансовому счету 44 в разрезе аналитических счетов в ООО «Символ» за отчетный месяц представлена в таблице 4 (для простоты рассмотрим только уровень аналитического учета по группам расходов):

Таблица 4.

Оборотно - сальдовая ведомость по балансовому счету 44 в разрезе аналитических счетов в ООО «Символ» за март 2007г.

Группа расходов

Начальное сальдо

Обороты за месяц

Конечное сальдо


Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Оплата труда и социальные отчисления



122300




Содержание и эксплуатация здания, помещений, оборудования



80701




Прочие расходы



255500




Списание на себестоимость




458501



Итого:



458501

458501




По окончании отчетного года проводят реформацию баланса и в том числе закрывают сальдо по статьям расходов на балансовом счете 44 «Расходы на продажу».

В результате реформации счета конечное сальдо по каждой группе и статье расходов, а также по статье «Списание на себестоимость» будет нулевым.

Финансовый результат от продажи продукции в ООО «Символ» определяют по счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. Ежемесячно формируется отчет по счету 90 «Продажи».

Сумма выручки в учете ООО «Символ» отражается по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» и дебету счета 76 субсчет 10 «Расчеты с комитентами». Одновременно себестоимость товаров, услуг списывается с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 7 «Расходы на продажу». В дебет счета 90 списывают фактическую себестоимость услуг с кредита счетов учета затрат.

К счету 90 «Продажи» согласно приказа об учетной политике ООО «Символ» открыты субсчета:

-1 «Выручка»;

-7 «Расходы на продажу»;

-9 «Прибыль/убыток от продаж».

На субсчетах 90-1, 90-7, учитываются соответственно поступившая выручка от реализации услуг и расходы на продажу.

Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам счета 90 в ООО «Символ» производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-7, и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Бухгалтерская прибыль (убыток), согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, представляет собой конечный финансовый результат (прибыль и убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с указанным Положением.

Таким образом, финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации.

Финансовый результат определяется по счету 99 «Прибыли и убытки». Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 «Прибыли и убытки» имеет одностороннее сальдо.

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка предназначен счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

По окончании отчетного года, бухгалтерия ООО «Символ» при составлении бухгалтерской отчетности, закрывает счет 99 «Прибыли и убытки», и составляет проводку:

Д-т. сч. 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

К-т. сч. 99 «Прибыли и убытки» на сумму 164800 руб.

Таким образом, счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

В конце месяца сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по счету 91 «Прочие доходы и расходы», субсчета 1 «Прочие доходы», 2 «Прочие расходы» и «Курсовые разницы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывают с субсчета 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом организованный учет хозяйственных операций в ООО «Символ» позволяет сформировать бухгалтерскую информацию для целей оперативного и управленческого учета, позволяет составить общее представление о финансовом состоянии организации и её перспективах.

затрата бухгалтерский учет аналитический

Глава 3. Предложения по совершенствованию учета затрат в ООО «Символ»


Розничная торговля имеет ряд характерных особенностей, которые отличают ее от других видов торговли. Эти особенности необходимо учитывать при организации процесса торговли и его учета.

Для ООО «Символ» целесообразно применение специализированного программного обеспечения с целью автоматизации процесса торговли и взаимосвязи его с учетом в бухгалтерии.

Следует отметить два основных метода продаж: прилавочная торговля с контрольно-кассовыми машинами (ККМ) на каждом прилавке и самообслуживание с расчетно-кассовым центром. Во втором случае в качестве ККМ рекомендуем ООО «Символ» использовать POS-терминалы (Point-Of-Sale) - мини-компьютеры с универсальной программой, позволяющей фиксировать движение каждого товара непосредственно в момент операции поступления или продажи. Сохраняемая база данных содержит сведения на каждый товар - его цену, количество, характеристику.

У розницы свой специфичный учет - она живет по особой нормативно- законодательной базе, отличающейся от той, что регламентирует оформление и учет оптовых операций. Впрочем, в последнее время выходит все больше законодательных актов, приближающих розничную торговлю к оптовой схеме учета. Кроме того, при автоматизации магазина следует иметь в виду учет норм естественной убыли и норм отхода, контроль сроков реализации товаров, возврат товара, проданного через ККМ, учет возвратной и оборотной тары.

При автоматизации оптовых фирм, как правило, проблема количественно-суммового учета не стоит, поскольку используются справочники товара, хранящиеся в информационной системе. В рознице из-за высокой скорости оформления продаж нет возможности работать со справочниками, поэтому для ведения количественно-суммового учета приходится применять штриховое кодирование (или просто кодирование) как механизм идентификации товара.

Согласно действующему законодательству, расчеты с частными лицами должны осуществляться с применением ККМ. Все операции продажи идут в режиме реального времени и оформить или переоформить продажу задним числом невозможно, поскольку информация фиксируется в фискальной памяти в момент "закрытия" чека. Интересно, что возврат товара от покупателя не относится к фискальным операциям и оформляется специальным образом с составлением соответствующих актов.

При автоматизации розничного магазина все технологические операции объединяются в единый цикл, так что очень существенны скорость, точность и безошибочность оформления любой информации: будь то приход товара, его перемещение внутри предприятия, переоценка или продажа. Ошибка в любом месте технологической цепочки ведет к сбою всей системы учета.
 Чтобы система была работоспособной, предлагаемая заказчику технология должна предусматривать механизмы выявления и предупреждения ошибок пользователя, а также их исправления, иначе в реальных условиях она не будет работать.

Чтобы обеспечить сквозной количественно-суммовой учет, в ООО «Символ» следует использовать периферийное оборудование, позволяющее отследить движение товара по технологической цепочке.

Сначала товар будет оприходован и назначен ему код. Как правило, это штрих-код или какой-то внутренний код. Особо важно соблюдать уникальность такого идентификатора. Если в системе окажется несколько товаров под одним кодом или один и тот же товар под разными штрих-кодами, то установить впоследствии, какой же товар и в каком количестве был оприходован, учтен и продан, скорее всего, уже не удастся.

В случае возникновения каких-либо коллизий, товар должен маркироваться заново. Для этих целей применяются принтеры штрих-кода. Если поступивший товар уже имеет свой штрих-код, приемлемый для применения, то оприходование можно вести с помощью сканера штрих-кода. При этом исполнителю не надо вручную искать товар в справочнике товаров и выбирать его из списка. Соответствующий программный модуль, получив данные от сканера, найдет товар в справочнике и укажет его при заполнении документа.

Для регистрации факта продажи подходит очень большое число ККМ, представленных сегодня на российском рынке. Но вести количественно-суммовой учет позволяют не все. Для этих целей можно использовать только POS-терминалы и так называемые системные ККМ (имеют интерфейс для связи с компьютером и обеспечивают возможность не только регистрировать суммы продаж, но и фиксировать код и количество проданного товара).

Для проведения инвентаризации в магазинах и на складах в последнее время все чаще стали использовать терминалы сбора данных. Это, как правило, портативные компьютеры с возможностью хранения информации в оперативной памяти или на каких-либо сменных носителях. У большинства таких терминалов имеется встроенный сканер штрих-кодов. Все эти приборы подключаются к ПК через инфракрасный или обычный последовательный порт RS-232.Следует отметить, что ассортимент торгового оборудования, предлагаемого на рынке, непрерывно растет и изменяется. Появляются новые устройства и ПО, расширяются возможности уже существующих. Необходимо постоянно следить за такими изменениями и тестировать новые драйверы, чтобы избежать применения неэффективных решений.

Изучение действующей практики бухгалтерского учета товарных операций на ООО «Символ» показало, что в целом учет товаров на предприятии ведётся в соответствии с действующим законодательством и положениями по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Вся информация о товарах и товарных операциях ООО «Символ» содержится в необходимых регистрах складского и бухгалтерского учета и отчетности. Однако для получения оперативных данных о состоянии товаров в разрезе различных аналитических показателей требуется проведение дополнительных учетных работ. Для повышения эффективности учета на ООО «Символ» необходимо применить специализированную программу для обработки учетной информации и взаимосвязи всех участков учета на предприятии.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать не только отдельные участки учета и производственные места, но и обеспечить их взаимосвязь. В ООО «Символ» применяется программа «1С:Бухгалтерия». Для улучшения организации ведения учета целесообразно предприятию рекомендовать воспользоваться современным программным приложением «1С:Торговля и склад» для полной автоматизации товарных операций и их взаимосвязи с другими участками учета и отчетности.

«1С:Торговля и склад» - идеальный программный продукт для организации торгового учета в ООО «Символ». Программа способна выполнять все функции учета - от ведения справочников и формирования первичных документов до получения сводной и аналитической отчетности о движении материальных и денежных средств.

Использование программы «1С Торговля и склад» на ООО «Символ» сделает возможным:

автоматизировать бухгалтерский учет с возможностью подключения разнообразного торгового оборудования и вести учет в одной информационной базе по нескольким подразделениям;

вести учет складских операций, в т.ч. партионный учет с заданием всех необходимых свойств партии (информации о поставщике, изготовителе, сертификатах качества, сроках и условиях изготовления и хранения), возможностью списания ТМЦ со складов любым методом;

вести взаимосвязанный учет заявок покупателей и заказов поставщикам с возможностью резервирования на момент планируемой отгрузки с учетом ожидаемых поступлений;

вести учет денежных средств, товарных кредитов, товаров на реализации у комиссионеров, комиссионного вознаграждения комитентам;

создать необходимый механизм ценообразования, в т.ч. с возможностью автоматического расчета цен на основании торговой наценки, задания индивидуальных цен и скидок для каждого контрагента, задания цены в любой валюте и т.п.;

анализировать и планировать деятельность предприятия, в т.ч. производить комплексный анализ динамики продаж за любой период с любой степенью детализации, оценивать привлекательность товаров для различных групп клиентов, разных торговых точек, в зависимости от сезонных и других колебаний спроса.

Дальнейшим шагом на пути оптимизации ведения учета на ООО «Символ» рекомендуется подключение полной версии программного продукта фирмы «1С:» комплексной автоматизированной системы «1С: Предприятие». Наличие базы данных, формируемой комплексной информационной системой «1С: Предприятие» и отражающей всю требуемую информацию о работе предприятия в реальном времени, имеет много очевидных преимуществ:

легкий, быстрый и четко разграниченный доступ к информации для любого сотрудника организации;

простота и точность формирования любой отчетности о деятельности организации - для налоговых инспекций и фондов, руководства, инвесторов, акционеров;

возможность оперативного получения информации о состоянии дел на предприятии, что позволяет руководству принимать более взвешенные и обоснованные решения;

улучшение порядка и качества работы компании в целом, что делает ее привлекательней, как для сотрудников, так и для клиентов.

В результате рекомендуемая система автоматизации учета существенно повысит эффективность работы компании и ее конкурентоспособность. Современная технологическая платформа «1С: Предприятие» дает широкие возможности по настройке системы на решение любых отраслевых и специализированных задач по адаптации к специфике учета на конкретном предприятии.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного можно сделать определенные выводы. ООО «Символ» для проверки соответствия фактического наличия ценностей, состояния расчетов и их оценки проводит инвентаризацию накануне составления отчетности, при смене материально ответственных лиц, а также ежемесячно по товарам. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки расчетов на исследуемом предприятии инвентаризация решает задачи контроля учетных данных, их реальное отражения в балансе; а также посредством инвентаризации выявляются комиссионные товары, подлежащие уценке или возврату. Результаты инвентаризации используются при составлении отчетности, а также при анализе структуры и размеров активов и пассивов ООО «Символ».

Критерием качества и достоверности учета на предприятиях розничной торговли является соответствие законодательной базе бухгалтерского учета, налоговому регулированию учетного процесса в Российской Федерации. Соблюдение всех норм и положений действующего законодательства является гарантией бесперебойной работы и соблюдения позиций на рынке.

Организация учета в ООО «Символ» соответствует нормам действующего законодательства в области регулирования бухгалтерского учета, что позволяет сделать вывод о высоком уровне информационного обеспечения предприятия для целей управления и хозяйствования.

В целях повышения объёмов поступления выручки предприятию можно рекомендовать увеличение площади торговых залов, рассмотрение вариантов открытия филиалов в различных районах города.

Также необходимо пытаться, по - возможности, устанавливать прямые отношения с производителями, минуя посредников, что в конечном счете приведет к уменьшению затрат на приобретение товаров на продажу.

В заключение хотелось бы сказать, что для ООО «Символ» целесообразно применение специализированного программного обеспечения с целью автоматизации процесса торговли и взаимосвязи его с учетом в бухгалтерии.

«1С:Торговля и склад» - идеальный программный продукт для организации торгового учета в ООО «Символ». Программа способна выполнять все функции учета - от ведения справочников и формирования первичных документов до получения сводной и аналитической отчетности о движении материальных и денежных средств.

Заключение

В современных рыночных условиях невозможно успешное функционирование предприятия или фирмы без правильной организации бухгалтерского учета.

Система учета затрат должна строиться на правильной методологической основе обеспечивать получение точной информации о затрата включаемых в себестоимость продукции

Себестоимость продукции и уровень затрат на производство единицы продукции имеют важное значение для любого предприятия. Это позволяет осуществлять контроль за издержками и уровнем себестоимости продукции. В связи с этим бухгалтерский учет формирования себестоимости готовой продукции имеет значение на любом предприятии, в том числе и в торговых предприятиях.

На основании всего вышесказанного можно сделать определенные выводы:

Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Бухгалтерский учет себестоимости регламентируется государственными нормативными актами. Организация учета затрат на производство продукции в торговых предприятиях должна быть основана на принципах неизменности принятой методологии учета затрат, полноты отражения в учете всех хозяйственных операций, правильного отнесения расходов и доходов к отчетным периодам.

Осуществляя деятельность по закупке, транспортировке, хранению и реализации товаров, торговая организация несет затраты: расходы на содержание торговых залов, обслуживающих, административных и складских помещений, на оплату коммунальных услуг, аренды торговых или складских помещений, на транспортные услуги, рекламу, представительские услуги, лицензирование , заработную плату персонала, налоги, отчисления, страховые взносы, местные сборы.

Определение расходов торговых организаций, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, имеет свою специфику. Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относится стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом периоде), и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров, в случае если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. Все остальные расходы (за исключением внереализационных), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы по обычным видам деятельности, к которым следует относить расходы на продажу, группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Расходы на продажу формируются по местам их возникновения в торговой организации и затем группируются по их видам (элементам).

Для определения себестоимости проданных товаров необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам, и отразить ее по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Финансовый результат определяется по счету 99 «Прибыли и убытки». Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 «Прибыли и убытки» имеет одностороннее сальдо.

Было проведено исследование учета затрат и калькулироваия себестоимости продукции в торговом предприятии ООО«Символ» и приведены предложения по совершенствованию учета затрат. Таким образом, с учетом предложенных рекомендаций ООО «Символ» сохранит позиции на рынке розничной торговли и при увеличении темпов роста объёмов реализации имеет шансы выйти на новый уровень экономического развития.

Список литературы

1.       Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 03.11. 2006 г. №86-ФЗ)

2.       Соколов Я. В. Теория бухгалтерского учета - М.: Аудит, ЮНИТИ,2005 г.

3.       Мизиковский Е. А. Теория бухгалтерского учета - М.:Экономистъ, 2004 г.

.        Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет - М.: Омега - Л, 2006 г.

.        Агафонова М.Н. Бухучет в розничной торговле - М.: Грос Медиа, 2007 г.

.        Крылов Э. И. Бухгалтерский учет и анализ деятельности торговой организации - М.: Кнорус, 2005 г.

.        Воронова Е. Ю., Улина Г.В. Управленческий учет на предприятии - М.:ТК Велби, 2006г.

.        Попова Л.В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы - М.: Дело и Сервис, 2007г.

.        Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет - М.: Экономистъ, 2006г.

.        Рожкова О.В. Бухгалтерский учет - М.: Юриспруденция, 2006г.

.        Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет - Ростов н/Д: МарТ, 2004г.

.        Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: Вузовский учебник, 2007г.

.        Баканова М.И. Бухгалтерский учет в торговле - М.: Финансы и статистика, 2004 г.

14.     Глушков, И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии- М.: КНОРУС, 2004 г.

15.     Гуккаев В.Б. Розничная торговля. Правила, учет и налогообложение. - М.: Бератор, 2004г.

16.     Захарьин В.Р.Теория бухгалтерского учета - М.:ИНФРА-М, 2005г.

17.     Курноскина, О.Г. Правовое регулирование розничной торговли: вопросы и ответы - М.: Альфа-Пресс, 2004г.

18.     Николаева, Г.А. Бухгалтерский учет в торговле - М.: Приор-издат, 2005г.

 

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Ассортимент товаров на продажу

Код товара

Наименование изделия


1. Диваны:

01100

1.1 «Эдельвейс»

01200

1.2 «Сильвия»

01300

1.3«Виолла»


2. Кресла:

02100

2.1 «Эдельвейс»

02200

2.2 «Стелла»

02300

2.3 «Белла»


3. Кровати:

03100

3.1 «Сильвия»

03200

3.2 «Magic»

03300

3.3 «Виолла»


4. Столы:

04100

4.1 «Красное дерево»

04200

4.2 «Магнолия»


5. Люстры:

05100

5.1 «Флоренция»

05200

5.2 «Магнолия»

05300

5.3 «Magic»

05400

5.4 «Стелла»


Приложение 3

Код товара

Товар

Реализовано, шт

Себестоимость ед.изделия

Выручка


1. Диваны:




01100

1.1 «Эдельвейс»

2

73600

163656

01200

1.2 «Сильвия»

1

46355

54699

01300

1.3«Виолла»

2

29900

70564


2. Кресла:




02100

2.1 «Эдельвейс»

4

15680

74008

02200

2.2 «Стелла»

2

32480

76652

02300

2.3 «Белла»

2

28000

66080


3. Кровати:




03100

3.1 «Сильвия»

1

53410

63024

03200

3.2 «Magic»

1

46870

55307

03300

3.3 «Виолла»

1

61040

72027


4. Столы:




04100

4.1 «Красное дерево»


16650


04200

4.2 «Магнолия»

3

22866

80946


5. Люстры:




05100

5.1 «Флоренция»

4

10622

50136

05200

5.2 «Магнолия»

2

13447

31736

05300

5.3 «Magic»

2

14690

34668

05400

5.4 «Стелла»

1

14238

16801


Итого


802706

1426007


Расходы:




1

Заработная плата


97400


2

Отчисления на социальные нужды


24900


3

Аренда помещения


79700


4

Амортизация


1001


5

Прочие расходы


255500



Итого


458501



Похожие работы на - Учет затрат и издержек обращения торгового предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!