Международная экономическая интеграция и её формы

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,18 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международная экономическая интеграция и её формы

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ".

Смоленский филиал.

Кафедра экономики и бухгалтерского учета.





Доклад

по мировой экономике

Международная Экономическая Интеграция и её формы



Научный руководитель: доцент

Алексеева Алла Викторовна.

Работу выполнил: студент группы

ДПИ-106. Россянский Пётр Александрович.

Международная экономическая интеграция и её формы

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине ХХв. в различных регионах земного шара.

Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

На микроуровне этот процесс идёт по пути взаимодействия их воспроизводственных субъектов (предприятия, фирмы), способствующих взаимопроникновению и сращиванию национальных экономик. На макроуровне - на основе развития международной торговли товарами и услугами и роста международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), принимающих форму межгосударственных договоров по согласованию национальных стратегий экономического и политического развития.

МЭИ подразумевает не только сознательные совместные действия субъектов интеграционного процесса по усилению экономической взаимозависимости, но и наличие в определённых случаях наднациональных органов управления и регулирования в форме различных институциональных структур.

МЭИ предполагает сопоставимость уровней технико-экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран, общность конкретных экономических и иных интересов и проблем развития. Практика показывает, что предпосылки для интеграционного взаимодействия отдельных стран, в него вступающих, тем благоприятнее, чем выше в целом уровни их технико-экономического развития и торгово-экономических связей между ними.

Например, страны аграрно-сырьевого профиля, производящие не столько взаимодополняющие, сколько конкурирующие друг с другом продовольственные товары, топливо, сырьё и т.п. мало заинтересованы в развитии взаимного обмена и ищут связи с более развитыми зарубежными партнёрами. По той же причине рыночная интеграция мало перспективна и для стран, находящихся на ранних ступенях индустриализации, структура производства которых отличается высокой долей добывающих отраслей и первичной обработки сельскохозяйственного и минерального сырья. В основной части своего экспорта они выступают по отношению к друг к другу как соперники, борющиеся за внешние рынки сбыта. Поэтому их внутренние рынки не открываются навстречу друг другу, а, напротив, чаще всего отгораживаются таможенными барьерами.

МЭИ представляет собой трудный, неравномерный, противоречивый и длительный процесс, поскольку она протекает в рамках культурно-исторических типов общества; каждая страна имеет своё исторически сложившееся своеобразие, свои индивидуальные проблемы и интересы. При постепенном формировании межгосударственной интеграционной общности на уровне региона (субрегиона) большое значение имеет сопоставимость этническо-религиозных и социокультурных менталитетов народов государств, вступающих в подобное взаимодействие. Наиболее результативной оказывается деятельность тех межгосударственных объединений и союзов, участники которых относятся либо к одним и тем же, либо к сопоставимым типам цивилизации, поскольку в этом случае чисто экономическое сближение дополняется общностью исторических, культурных и религиозных корней, что ведёт к формированию нового пространства не только экономической. Но и общечеловеческой, гуманитарной солидарности.

В странах, создавших интеграционные объединения, как правило, наблюдаются положительные сдвиги в экономике:

- в результате интеграции сокращаются трансакционные издержки и ускоряются темпы взаимной торговли;

- возрастающая конкуренция между производителями из разных стран сдерживает рост цен, стимулирует улучшение качества товаров и создание новых технологий, обуславливает сокращение относительно неэффективных производств;

- интеграция обычно ведёт к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определённый сегмент рынка, закрытого общим таможенным барьером. За счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.

Интеграционные объединения принято различать по глубине происходящих в них процессов.

Самой простой формой экономической интеграции является Зона свободной торговли (ЗСТ) в рамках которой поддерживается свободный от таможенных и количественных ограничений режим международной торговли товарами. При этом каждая страна-участница ЗСТ имеет свой собственный внешнеторговый тариф в отношении стран, не входящих в данную зону. Соглашения о создании ЗСТ обычно основаны на принципе взаимного моратория на уровни таможенных пошлин, что означает фактическую невозможность в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые торговые барьеры.

Более совершенной формой экономической интеграции является Таможенный союз (ТС), предполагающий наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение общей внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В отличие от ЗСТ таможенный союз имеет более надежную защиту внутренних товаропроизводителей, ибо блокирует свои внешние границы таможенным барьером, в то время как зону свободной торговли третьи страны могут "атаковать с тыла" и эффективно использовать различия в уровнях внешних таможенных тарифов. Однако в обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена и обеспечивают странам-участницам одинаковые условия в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Функционирование ТС не предполагает единовременной унификации таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В рамках ТС вне сферы общей тарифной политики остаются такие крупные направления, как отрасли оборонной промышленности, отдельные сектора энергетики и др. С учетом некоторой отраслевой ограниченности ТС иногда называют секторальным этапом интеграции.

Следующей формой интеграционной стратегии является Общий рынок (ОР) товаров, функционирующий на основе таможенного союза, но существенно дополненный согласованной отраслевой политикой, в том числе и в сфере научно-технических исследований. Для регулирования деятельности в рамках Общественного рынка создаются специальные наднациональные институты, предполагающие передачу им части национального суверенитета государств, или просто межгосударственные институты, различного рода финансовые структуры и фонды, призванные координировать экономическую политику государств-членов.

международная экономическая интеграция региональный

Количественно более высокой ступенью интеграции является Единый внутренний рынок (ЕВР), обеспечивающий не только свободное передвижение товаров, но также свободное движение услуг, капитала и рабочей силы. ЕВР предполагает более совершенную деятельность наднациональных органов контроля и управления в направлении гармонизации всего спектра экономической политики (в том числе и социальной) с учетом унификации национальных законодательств государств-членов. Завершение строительства ЕВР означает переход к высшей форме интеграции: экономическому и валютному союзу.

Экономический и Валютный союз (ЭВС) являются взаимодополняющими и неотъемлемыми частями единого процесса. Строительство Экономического и Валютного союза представляет собой совокупность параллельных мероприятий, главной целью которых является создание единого экономического, валютно-финансового, правового и информационного пространства. С одной стороны, ЭВС предполагает тесную координацию экономической политики государств-членов на основе рекомендаций и контроля со стороны наднациональных органов при строгом соблюдении установленных в рамках межгосударственных договоров количественных показателей состояния экономики стран-участниц в целях сближения уровней их экономического и социального развития (экономическая конвергенция). С другой стороны, подразумевает установление твердо фиксированного курса валют стран-участниц, переход к единой валютной политике и создание независимой системы центральных банков во главе с банком, наделенным исключительным правом эмиссии унифицированной денежной единицы.

Завершающей ступенью интеграционного строительства является создание на основе ЭВС Политического Союза (ПС),результатом которого становится переход стран-участниц к общей внешней политике и общей политике безопасности, введение единого гражданства и прав граждан государств-членов избирать и быть избранными как в национальные, так и наднациональные органы власти, независимо от места их пребывания на территории ПС. Реализуется сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, существенно расширяется деятельность в сфере культуры, образования и защиты прав и интересов всех граждан.

Необходимо подчеркнуть, что эти политико-правовые формы являются средствами достижения интеграции и не тождественны самой интеграции. Некоторые из них возникли и широко использовались более чем за столетие до начала эпохи региональной интеграции. В тоже время, существование зон свободной торговли, таможенных союзов ещё не означает, степень реального сращивания национальных хозяйств, входящих в данное интеграционное объединение, неприметно выше, чем между ними и хозяйствами стран, не входящих в него. Расчёты показывают, что совместное участие двух или нескольких стран в той или иной институционной форме интеграции не всегда определяет действительную степень интеграции их национальных хозяйств.

Инстуционально оформленный интеграционный союз является лишь одним из элементов много плановой работ, процессе которой происходит переплетение и сращивания национальных хозяйственных комплексов. Та или иная форма межгосударственного соглашения может лишь конституировать объективно существующее, реальное стремление к интеграции. Если под институциональной структуры сформировалась реальная почва интенсивного хозяйственного взаимодействия на микроуровне, интеграция получает в форме официального статуса дополнительный стимул. Если же этой почвы нет, то, несмотря на межгосударственное сотрудничество, интеграция останется на бумаге.

Список используемой литературы

1."Мировая экономика". Уч/пос. автор И.А. Спиридонов. Москва, изд. "Инфра-М". 2006.

2."Мировая экономика. Экономика зарубежных стан." Учебник автор. Колисова В.П.; М.Н. Осьмова. Москва, изд. "Флинта". 2000г.

Похожие работы на - Международная экономическая интеграция и её формы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!