Связи с общественностью в сфере попечительства

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,31 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Связи с общественностью в сфере попечительства

Cодержание

Введение

1. Правовые основы деятельности связи с общественностью в сфере детства и попечительства

.1 Нормативная база создания и деятельность попечительских советов

.2 Правовые условия организации деятельности попечительского совета образовательного учреждения

. Технологии связей с общественностью в области детства

.1 Связи с общественностью в деятельности попечительства

.2 Организация и методы защиты детства в современной России

3. Опыт работы связей с общественностью на примере Школы-интерната

4Пути совершенствования технологий специальности связи с общественностью в сфере попечительства

.1 Разработка модели попечительского движения

Заключение

Список использованных источников

Введение

- достаточно новое понятие для России, и его актуальность определена становлением рыночных отношений и включением страны в систему хозяйственных связей. При этом чаще всего это понятие ассоциируют с политикой, с многочисленными выборами.

Пиаром, или связями с общественностью, неосознанно занимается практически каждое образовательное учреждение. Родительские собрания - что это, если не связи с общественностью? А работа с жителями микрорайона по рекрутированию детей в определенную школу (если у них есть выбор)? А работа со спонсорами, благотворителями?

Связи с общественностью в образовании - это попытка удовлетворить интерес к образовательному учреждению и его образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы, в основном на бесплатной основе. Конечная цель таких связей - различные материальные выгоды, которые получит образовательное учреждение.

Образовательные программы, построенные на инновационных видах деятельности, являются предметом общественного договора, следовательно, становятся предпосылкой возникновения общественно-государственных форм управления образованием. Руководитель образовательного учреждения должен делиться своими полномочиями с другими участниками инновационного образовательного процесса. В то же время одновременно в рамках договора происходит и деление ответственности за обучение детей.

В современных социально-экономических условиях, учитывая негативную для образовательных учреждений налоговую и бюджетную политику государства, целесообразно создание попечительских советов образовательных учреждений в форме самостоятельной некоммерческой организации. В зависимости от целей, ставящихся перед попечительским советом, возможны различные организационно-правовые формы (фонд, автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, общественная организация и др.).

В случае создания попечительского совета возможен перевод в него внебюджетных потоков из образовательного учреждения. Это один из методов налоговой оптимизации и обеспечения реальной самостоятельности образовательного учреждения при условии наличия достаточного влияния у его руководителя. Возможность оказания дополнительных образовательных и иных услуг с меньшими затратами при использовании схем оптимизации налогообложения с участием попечительского совета (взносы в попечительский совет могут быть значительно меньше оплаты образовательных услуг) является стимулом для родителей учащихся создавать такие организации и участвовать в их деятельности.

Одна из важных функций попечительского совета - лоббирование интересов образовательного учреждения. Поэтому в рамках его деятельности крайне важно проводить PR-акции, привлекающие внимание, а затем и деньги для образовательного учреждения.

Целью курсовой работы является исследование технологий специальности связи с общественностью в сфере попечительства.

К основным задачам следует отнести:

. Изучение правовых основ деятельности связи с общественностью в сфере детства и попечительства.

. Описание технологий связей с общественностью в области детства.

. Исследовать опыт работы связей с общественностью на примере интерната.

. Наметить, определить пути совершенствования темы.

Объект исследования: Деятельность связей с общественностью в сфере попечительства.

Предмет исследования: Технологии связей с общественностью в сфере попечительства. Гипотеза: исследовать предпосылки технологии специальности связи с общественностью в сфере попечительства, и как исследование темы позволит наметить пути совершенствования.

. Правовые основы деятельности связи с общественностью в сфере детства и попечительства

.1 Нормативная база создания и деятельности Попечительских советов

Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав и интересов различных категорий граждан и меры для попечения над кем-нибудь.

Попечитель - официально назначаемое лицо для попечения о ком-либо. В России - звание руководителя некоторых учреждений, а также лицо, имеющее это звание; сейчас в некоторых общественных организациях член руководящего органа такой организации (попечитель учебного округа, Совет попечителей).

В состав нормативной базы создания и деятельности Попечительских советов входят:

Гражданский кодекс РФ (ст. 52).

Закон РФ «Об образовании» (ст. 36, п. 1.2, ст.35, ст.13, ст.2).

Закон РФ «О некомерческих организациях» (ст.28, ст.14).

Закон РФ «Об общественных объединениях»

Указ Президента РФ от 31 августа 1999 г. №1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. №1379 «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения».

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.08.94 №1008

В соответствии с п. 1.2 ст. 35 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. Возможные формы самоуправления в каждом образовательном учреждении указываются в уставе, и ими, например, могут быть: совет образовательного учреждения, общее собрание, родительское собрание, родительский комитет, совет отцов, объединение родителей, педагогический совет, попечительский совет и другие формы.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений в основном регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о соответствующем типе образовательного учреждения и разрабатываемым на их основе уставами, требования к содержанию которых сформулированы в ст. 13 указанного Закона. В п. 1.9 данной статьи указано на необходимость перечня видов локальных актов (приказов, распоряжений, положений о структурных подразделениях и органах самоуправления), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Необходимость упорядочения отношений образовательных учреждений с обучающимися, их родителями, педагогическими и другими организациями и учреждениями, а также спонсорами, обусловила локальное правотворчество, осуществляемое в развитие уставных норм и локального организационного правового регулирования.

Вместе с тем образовательные учреждения самостоятельно устанавливают необходимое количество локальных нормативных актов. В п. «е» ст. 2 указанного Закона, которая разъясняет принципы государственной политики в области образования, указывается на «автономность образовательных учреждений», что дает им право самостоятельно создавать нормативную правовую основу своей деятельности.

Локальные акты направлены на регулирование разных видов внутренних и внешних связей образовательных учреждений.

Рекомендуем необходимый минимум примерных локальных актов для подготовки правовой основы деятельности Попечительского совета для определения его функций в системе управления образовательным учреждением:

Положение о Попечительском совете образовательного учреждения, состоящее из следующих блоков: общие положения, состав Попечительского совета, задачи Попечительского совета, его права, ответственность, делопроизводство.

Распоряжение руководителя образовательного учреждения о количественном и персональном составе Попечительского совета.

Положение о временных комиссиях при Попечительском совете образовательного учреждения для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности и использования целевых финансовых средств фонда для развития образовательного учреждения.

Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников из финансовых средств фонда Попечительского совета образовательного учреждения,

Положение о стипендиях для обучающихся (воспитанников) из финансовых средств фонда Попечительского совета образовательного учреждения.

Положение об организации конкурсов, соревнований и др. массовых внешкольных мероприятий с призовым фондом для обучающихся, воспитанников, педагогических работников.

Положение об организации международного культурного обмена, в том числе профессионального.

Попечительский совет образовательного учреждения желательно создавать при формировании внебюджетного фонда.

Попечительский совет взаимодействует с другими органами самоуправления образовательного учреждения по вопросам функционирования и развития образовательного учреждения, но их компетенция и функции не должны дублироваться; представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления образовательного учреждения с решающим голосом в соответствии с его полномочиями при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию попечительского совета.

Одной из главных задач попечительского совета является формирование устойчивого финансового внебюджетного фонда развития образовательного учреждения, без которого практически невозможно полноценное его функционирование.

.2 Правовые условия организации деятельности Попечительского совета образовательного учреждения

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Попечительский совет является одной из форм самоуправления образовательного учреждения. Порядок выборов и компетенция попечительского совета определяются уставом образовательного учреждения (ст. 35 Закона).

Руководство негосударственным образовательным учреждением может по поручению учредителя осуществлять попечительский совет. Учредитель негосударственного образовательного учреждения формирует попечительский совет и определяет его правомочия (ст.36 Закона).

Согласно п.2 ст.12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» создание попечительского совета высшего учебного заведения может быть предусмотрено его уставом.

Созданию попечительских советов в общеобразовательных учреждениях было уделено особое внимание. Указом Президента Российской Федерации от 31.08.99 М1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» в целях дальнейшего развития форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений Правительству Российской Федерации было поручено утвердить примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения. Согласно Указу Президента Российской Федерации, эти попечительские советы должны осуществлять общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано оказывать содействие созданию попечительских советов общеобразовательных учреждений.

Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения утверждено постановлением Правительством Российской Федерации от 10.12.99 № 1379. В соответствии с п. 2 указанного Примерного положения в состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения. Участниками образовательного процесса общеобразовательного учреждения согласно п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.94 № 1008 (с изменениями и дополнениями), являются обучающиеся, педагогические работники учреждения и родители (законные представители) обучающихся. Кто конкретно из перечисленных участников образовательного процесса и при каких условиях войдет в состав попечительского совета, решает само общеобразовательное учреждение.

Попечительский совет общеобразовательного учреждения содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения, организации и улучшению условий труда работников, совершенствованию материально-технической базы учреждения, организации массовых внешкольных мероприятий, рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом общеобразовательного учреждения (п. 4 Примерного положения).

В негосударственных образовательных учреждениях попечительский совет по поручению учредителя/учреждения определяет схему внутреннего управления образовательного учреждения, процедуру назначения или выборов руководителя учреждения и его правомочия (п. 2 ст. 35 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

При этом необходимо иметь в виду, что образовательное учреждение является некоммерческой организацией и в своей деятельности руководствуется также Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 28 указанного Федерального закона структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.

Учредительными документами для учреждения являются: решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником (ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»; ст. 52 ГК Российской Федерации; ст.13 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

В соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается порядок управления образовательным учреждением, в т.ч. структура, порядок формирования органов управления, их компетенция и порядок организации деятельности.

Для справки. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Общественные объединения могут в установленном порядке регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (Федеральный закон «Об общественных объединениях»).

попечительство детство совет общественность

2. Технологии связей с общественностью в области детства

.1 Связи с общественностью в деятельности попечительства

Как известно, PR (Pablic Relations), в переводе с английского, означает «связи с общественностью». А общественные отношения неразрывно связаны с экономическими. Образование, как важнейшая отрасль современной экономики, также имеет свои социально-экономические отношения, во многом обусловленные экономическим положением России.- достаточно новое понятие для России, и его актуальность определена становлением рыночных отношений и включением страны в систему хозяйственных связей. При этом чаще всего это понятие ассоциируют с политикой, с многочисленными выборами.

Однако на самом деле PR - это важное экономическое понятие, так как маркетинг - часть экономики, хотя часто его называют философией бизнеса.

Важное место в маркетинге занимают маркетинговые коммуникации, которые осуществляются образовательным учреждением по двум основным направлениям: связи с общественностью и рекламирование образовательных услуг. Причем, если с рекламой практически все образовательные учреждения знакомы, то PR-технологии многим кажутся неприменимыми в системе образования.

Новый этап в реформировании системы образования совпал с повсеместным распространением попечительских советов, начало чему было положено Указом Президента РФ от 31.08.99 г. «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» и принятием Постановления Правительства РФ от 10.12.99 г. «Об утверждении примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения». В соответствии с ним совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения, организации, улучшению условий труда работников, совершенствованию материально-технической базы, организации массовых внешкольных мероприятий, рассматривает другие вопросы, отнесённые к его компетенции уставом общеобразовательного учреждения.

К функциям советов как органов самоуправления образованием сегодня могут быть отнесены привлечение общественности к разработке, принятию и реализации решений на всех уровнях управления образованием; общественный контроль за соблюдением действующего законодательства, прав учеников, родителей, педагогов, а также использование финансовых и материальных ресурсов.

Одна из возможных функций попечительских советов - лоббирование интересов образовательных учреждений. Если в состав совета входят не только родители, но и другие авторитетные люди региона, особенно представители законодательной власти, то возможно не только привлекать внебюджетные источники, но и повышать требования общества к государственным органам власти по выполнению законодательства об образовании и бюджетного финансирования.

Примеров участия влиятельных людей в деятельности попечительских советов немало, но и эти люди часто попадают в тупиковые ситуации при решении вопроса «что делать?». Необходимо увести советы от решения только хозяйственных вопросов, направить их деятельность в другую плоскость и тем самым, может быть, привлечь новых интересных участников. Существуют и другие «нематериальные» примеры участия членов попечительских советов в деятельности образовательных учреждений: специалисты в различных областях читают дополнительные спецкурсы по своим предметам в старших классах, проводят профильные занятия.

Следует отметить опыт соединения материальной помощи и социальной защиты учащихся и педагогов. Речь идёт об участии членов ряда попечительских советов в благотворительной льготной программе страхования учащихся и педагогов от несчастного случая. Страховое общество «РЕСО-Гарантия» разработало льготную благотворительную программу страхования, рассчитанную на детей и педагогов. К её реализации привлекли членов попечительских советов.

Страхование - это защита имущественных интересов физических и юридических лиц при определённых событиях (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из страховых взносов (страховой премии). Конечный результат страхования - обеспечить социальную и экономическую стабильность в обществе за счёт полного и своевременного возмещения ущерба. Программа страховой компании «РЕСО-Гарантия», в которой приняли участие многие попечительские советы, параллельно с детьми страхует бесплатно педагогов.

И здесь видно конкретное приложение сил попечительского совета: ведь социальная защита педагогических работников - одно из основных направлений его деятельности. Программа эта подхвачена в области большинством попечительских советов.

Другая сфера деятельности попечительских советов в том, что все его члены на общественных началах ведут кружки, секции для детей своего образовательного учреждения, тем самым решая важную воспитательную задачу трудовой подготовки школьников, организации их свободного времени и занятости. И таких примеров в практике попечительства - множество.

Смысл попечительства в том, чтобы не только от имени общества влиять на образовательную политику, находить финансы для учреждения, вести переговоры с его учредителями, но и быть гражданской основой образования.

2.2 Организация защиты детства в современной России

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами:

во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России;

во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства;

и, в-третьих, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России. Рассмотрим эти факторы.

Уровень материального обеспечения российского детства определяется общим уровнем жизни населения страны. По данным разных источников, примерно половина населения России живет на грани или за чертой бедности. Дети из этих Семей, как показывает практика, лишены не только многих предметов первой необходимости, но и социальных перспектив: дополнительного образования - гуманитарного, спортивного, музыкального, творческого и других, качественного медицинского обеспечения и, как следствие, крепкого здоровья, профессионального, научного, творческого роста.

Трагично положение многих детей-инвалидов: современная система государственного финансирования облегчения их участия настолько мизерна, что подталкивает родителей к передаче их государственные детские учреждения, где маленькие инвалиды остаются не только без родительского тепла, но зачастую и без должного врачебного присмотра.

Многие тысячи детей - выпускников сиротских учреждений оказываются невостребованными на рынке труда и неспособными самостоятельно продолжить учебу. Это одно из обстоятельств, объясняющих тот факт, что примерно третья часть из них попадает на скамью подсудимых, пятая часть становится бомжами и десятая часть кончает с собой; около 3 тысяч подростков находятся в числе заключенных, а среди осужденных подростков 90% - рецидивисты.

Международный аспект системы социальной защиты детства проявляется в том, что социальной защитой детства занимаются ныне многие международные организации: Организация Объединенных Наций, детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирный Совет по вопросам одаренных и талантливых детей, Международный Союз по защите детей, Международная Федерация детских содружеств, Международный комитет движения детей и юношей, Европейское бюро по вопросам детей и молодежи, Международная организация судей по делам несовершеннолетних и другие.

Функционирование международных организаций способствует развитию институционного сотрудничества государств и общественных организаций в области социальной защиты детей, обмену опытом строительства и функционирования национальных систем социальной защиты детства и ко многому обязывает подписавшие международные соглашения государства и общественные организации, в том числе, естественно, Российскую Федерацию и ее общественные структуры.

Серьезное влияние на формирование современной российской системы социальной защиты детства оказывает исторический отечественный опыт социального обеспечения и социальной защиты детей. Содержательная сторона социальной защиты детства характеризуется также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты.

. Всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства. Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей без всякой Дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, места жительства и другим основаниям. Социальная защита должна быть обеспечена каждому ребенку при наличии социально значимых признаков.

. Многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг, установленных законодательно и дополняемых местными Органами власти, учреждениями и предприятиями.

. Единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах. Дифференциация форм, видов, условий и уровня социальной защиты детей определяется социально значимыми обстоятельствами: наличие или отсутствие родителей, социальное сиротство, уровень материальной обеспеченности семьи, наличие чрезвычайных обстоятельств: стихийного бедствия, вынужденного выезда из родных мест и других.

. Осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством социального стандарта, то есть прожиточного минимума. В настоящее время социальные выплаты в России рассчитываются в основном на базе минимального уровня заработной платы, который далек от прожиточного минимума. Государство принимает меры по приближению величины минимальной заработной платы к научно обоснованному прожиточному минимуму.

. Охрана права каждого ребенка на социальную защиту. Осуществление и восстановление нарушенных социальных прав ребенка призваны защищать государство, общественные организации и родители или лица, их замещающие, руководители детских и других учреждений. Каждому ребенку гарантируется судебная защита его законных прав и интересов.

Важными составляющими системы социальной защиты детства являются формы и методы ее реализации. В числе форм социальной защиты детства отметим следующие.

. Постановления и решения компетентных органов. В области социальной защиты детства такими органами являются:

Федеральное собрание Российской Федерации, принимающее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;

Президент Российской Федерации, подписывающий принятые Федеральным собранием Российской Федерации РФ законы и издающий указы;

Правительство Российской Федерации, принимающее постановления по социальной защите детства;

суды Российской Федерации - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и народные Суды всех инстанций, рассматривающие спорные и проблемные ситуации социальной защиты детства;

министерства и ведомства Российской Федерации, рассматривающие

конкретные аспекты социальной защиты детства;

органы власти и управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

руководители учреждений и предприятий, издающие нормативные акты по вопросам социальной защиты детей - воспитанников, учащихся, несовершеннолетних сотрудников, детей сотрудников своих учреждений и предприятий.

. Программы. Эта форма характерна для органов социальной защиты детства государственной власти. Широко известна, например, президентская программа Дети России, подробно излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. В регионах страны разработаны и реализуются региональные программы по социальной защите детства, учитывающие климатические, экологические, демографические, социально-экономические особенности, специфику проживания и потребностей определенных категорий детей:

«Дети Москвы», «Дети Прикамья», «Дети Мордовии». «Дети Липецкой Области», «Подросток», «Дети улицы» и другие.

Во многих регионах созданы целевые программы: «Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы семейной политики, реформирования образования и другие.

. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, утвержденный Указом Президента РФ (14.08.95) Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации, определяющий основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Цель Плана - формирование единой государственной политики РФ в интересах детства, определение приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей и стратегии достижения мер по реализации указанных приоритетов, целей и задач, максимальная реализация положения Конвенции ООН «О правах ребенка».

План действий включает следующие разделы: правовая защита детей; семья как естественная среда жизнеобеспечения детей; безопасное материнство и охрана здоровья детей, питание детей; воспитание, образование и развитие детей; дети, находящиеся в особо трудных обстоятельствах; механизмы реализации Плана.

Положения Плана детализируются и конкретизируются в соответствующих планах министерств, ведомств, органов управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства, мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направляемых государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на социальную защиту детства.

В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в социальной защите детей. В числе этих методов:

убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства - руководителей, высокопоставленных должностных лиц, граждан, обладающих высоким социальным статусом и неформальным влиянием, религиозных и общественных деятелей, граждан, имеющих значительные финансовые возможности, в необходимости, престижности и реальных выгодах активного участия в социальной защите детства;

использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войн и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр и других популярных мероприятий;

опора на закон и общественное мнение. Опора на закон - обязательное условие всякой общественно полезной деятельности.

Но в социальной защите детства - совершенно недостаточное:

слишком мало закон выделяет средств на социальную защиту детства, и чрезвычайно высока в решении конкретных вопросов социальной защиты роль общественного мнения - самих защищаемых, то есть детей;

субъектов, непосредственно осуществляющих защиту детства;

и третьих лиц, которые могут либо поддержать, либо провалить любую, самую благородную акцию;

стимулирование и поощрение социальной защиты детства.

Защита детства - дело благородное, но не всегда благодарное. Она зачастую чревата огорчениями, разочарованиями и прямыми материальными убытками. Чтобы от этого не страдали защищаемые, то есть дети, организаторам их социальной защиты надлежит постоянно и активно использовать в своей работе метод стимулирования и поощрения;

метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим: при взыскании налогов и алиментов в пользу детей, при реализации права ребенка на наследство и жилплощадь, при защите его права на общение с находящимся в разводе супругом и с другими родственниками, в иных ситуациях;

метод анализа и прогноза в развитии системы социальной защиты детства. Особенно актуален в процессе нормотворчества, регулирующего повседневную жизнь всех детей и категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, порядок устройства детей, лишенных опеки родителей, содержание и формы работы с детьми, склонными к нарушению общественного порядка и законов.

Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования системы социальной защиты детства является четкое определение ее объекта.

В первом приближении объект социальной защиты детства можно определить очень кратко - дети страны, то есть лица, не достигшие восемнадцати лет. Но для решения практических задач социальной защиты детства такого определения недостаточно: в социальной защите действительно нуждаются все дети, но в разной степени и в разных формах.

Поэтому понятие объекта социальной защиты детства целесообразно рассматривать как минимум в трех ракурсах.

Во-первых, все дети страны без каких-либо исключений. Каждому ребенку принадлежат общепризнанные права на жизнь, неприкосновенность, на имя, гражданство, здравоохранение, образование, на собственность и другие. И их необходимо защищать.

Во-вторых, талантливые дети. В интересах любого общества - создавать необходимые условия для развития детских талантов в целях подготовки будущих общественных и государственных деятелей, ученых, изобретателей, музыкантов, спортсменов, шахматистов и других полезных обществу специалистов.

В-третьих, по порядку, но не по степени важности, дети, находящиеся в неблагоприятных условиях: дети-инвалиды, дети- сироты, дети Севера, дети Чернобыля, дети семей вынужденных переселенцев и беженцев, дети войны, дети малообеспеченных и многодетных семей, беспризорные дети.

Очевидно, что эти ракурсы должны просматриваться и в программных, и в планирующих, и нормативно-правовых документах государственных органов, политических партий, общественных объединений, образовательных учреждений.

Трудно переоценить роль и возможности средств массовой информации в качестве субъекта социальной защиты детства. Газеты, телевидение, радио и другие средства массовой информации доводят до миллионов взрослых и детей принятые Федеральным Собранием РФ законы, указы Президента РФ, постановления, инструкции и другие документы Правительства России по социальной защите детства в стране.

Большую ценность представляет тиражирование средствами массовой информации позитивных находок по социальной защите детства в семье, детском учреждении, в населенном пункте, муниципальном образовании, регионе страны, за рубежом.

Нередко средства массовой информации выступают в качестве инициаторов, организаторов и спонсоров различных благотворительных акций в защиту детства в целом или попавших в трудную ситуацию конкретных детей.

Средства массовой информации беспощадным прожектором высвечивают темные углы бюрократизма и черствости государственных и общественных структур, неблаговидные дела и поступки должностных лиц, нарушающих права и законные интересы детей.

3. Опыт работы связей с общественностью на примере Школы интерната

В настоящее время в МОУ № 63 «Школа-интернат» обучается 1288 детей. Из них 17 детей находятся под опекой и попечительством. Это дети разных возрастов, от 8 до 16 лет и каждый из этих детей попал под опеку и попечительство по разным причинам.

ЗАДАЧИ МОУ № 63 «Школа-интернат», в частности социального педагога:

Выявление детей оставшихся без попечения родителей (осуществляется в результате составления социального паспорта школы на начало учебного года; при принятии ребенка в школу и из документации классных руководителей).

Информирование органов опеки и попечительства о наличии такого ребенка на территории учебного учреждения (в течение 7 дней, в письменном виде).

Оказываем помощь в поиске кандидата в опекуны (попечители) (среди ближайших родственников).

Помощь кандидату в опекуны (попечители) в оформлении документов на опеку (попечительство).

Составление первичных актов обследования материально - бытовых условий проживания кандидата в опекуны (попечители) и ребенка оставшегося без попечения родителей.

Составление контрольных актов обследования материально-бытовых условий проживания детей находящихся под опекой (попечительством) (Акты составляются 2 раза в год, в сентябре и марте).

Осуществляется контроль за получением денежных средств опекуном (попечителем) на опекаемого ребенка и их распределением. Каждый январь осуществляется сбор отчетов о расходе денежных средств за год.

Осуществляется контроль за успеваемостью опекаемых детей, еженедельно проводится работа с классными журналами по выявлению пропусков.

Проводится индивидуальная работа с детьми и опекунами (попечителями) по необходимости.

Вовлечение детей в учреждения дополнительного образования.

Ежегодно детям, находящимся под опекой и попечительством Управлением труда и социальной защиты населения предоставляется возможность посетить санатории КМВ и лагеря летнего отдыха, но для получения путевки требуется много документов и много времени для сбора этих документов, поэтому хотелось бы, чтобы данная система получения путевок была упрощена и посещение санаториев было обязательным, а не добровольным, т. к. большое количество детей страдают различными видами заболеваний. Так же хотелось бы, чтобы эти дети были обеспечены бесплатным питанием без предоставления справок подтверждающих статус многодетной или малообеспеченной семьи или инвалидности. Чтобы каждый ребенок во время летних каникул посещал летние лагеря отдыха, а так же посещал кружки в центрах доп. образования или при школе. Хотелось бы, чтобы для детей данной категории, учащихся 9-11 классов были созданы бесплатные профессиональные курсы на базе школы, чтобы ребята по окончанию школы могли иметь какую-нибудь профессию, например курсы ЭВМ, швеи и др.

4. Пути совершенствования технологий специальности связи с общественностью в сфере попечительства

.1 Разработка модели попечительского движения

Основная идея разработки модели попечительского движения - вовлечение самих потребителей образовательных результатов в процессе управления образовательным учреждением.

Цель: создание условий эффективного общественного управления образованием.

Основные задачи, предлагаемые для решения:

1.Разработка нормативно-правовой базы попечительства.

2.Разработка образовательной программы подготовки попечителей.

.Создание гражданских институтов образовательной политики и управления - попечительского совета учреждении, районного совета попечителей, союза попечителей.

Главная задача, чтобы на трех уровнях был создан гражданский институт, который стал бы посредником, переговорщиком, между системой образования и органами государственной власти для принятия согласованных решений. Ключевыми вопросами для обсуждения являются:

содержание образования (программы, технологии, приоритеты);

кадры (в том числе согласование и разграничение полномочий во время решения кадровых вопросов);

финансы (бюджетная и внебюджетная дисциплина).



















Рисунок 4.1 - Модель трехуровневой системы попечительского движения

Принятые в нашей стране последние законы и указы в области образования предписывают обязательное создание в каждой школе попечительского совета, как общественного института гражданского общества.

Высшей целью деятельности попечительского совета является забота о полноценном развитии каждого ученика в интересах совершенствования гражданского общества. Указ развивает п.2 статьи 35 Закона Российской федерации «Об образовании». В нем говорится: «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями (организациями) строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения (организации) являются совет образовательного учреждения (организации), попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения (организации)».

Фактически Указ, как нормативный документ, как способ решения проблемы, обязывает иметь при каждой школе попечительский совет.

В диалоге с родителями классный руководитель является главным действующим лицом. У него не бывает проблем со сбором денег в младшем школьном возрасте. Родители ему верят и доверяют, потому что учитель начальных классов хорошо знает каждую семью, каждого ребенка. У родителей интерес возникает к школе только в конце выпускного класса.

Безусловно, родители нуждаются в объективной информации о школе интернате для принятия решений: о выборе школы-интерната; об оставлении школы-интерната, если она не устраивает семью; о влиянии на принимаемые администрацией школы-интерната решения с целью изменения сложившийся в образовательном учреждении ситуации или, наоборот, её поддержки.

Наиболее востребованной остается информация, связанная с образовательными результатами школы-интерната, условиями обучения и состоянием ресурсного обеспечения образовательного процесса.

При этом ясно, что родителям учащихся разных возрастов нужна конкретная информация.

Попытаемся охарактеризовать содержательный информационный запрос родителей.

Таблица 4.1 - Информационный запрос родителей

Виды информацииЧто хотят знать родители?1. Условия обучения1. Какой статус имеет школа? Является ли она популярной (престижной)? Какая специализация у школы? 2. Есть ли возможность для основательного изучения иностранных языков и компьютерных технологий? 3. Каков режим работы школы? Какова учебная нагрузка на учащегося? 4. Насколько безопасно для ребенка нахождение в школе? Как школа заботится о здоровье детей? 5. Имеются ли дополнительные занятия по учебным предметам, оказывается ли помощь отстающим? Какие кружки, секции или занятия предлагаются ученикам? 6. Каковы условия приема в школу-интернат? 7. Есть ли в школе платные образовательные и иные услуги? Что представляет собой соответствующий прайс-лист? 8. Каков размер родительских денежных взносов в течении учебного года?2. Ресурсное обеспечение1. Какова квалификация педагогического коллектива? Хорошо ли они относятся к детям? Насколько постоянен кадровый состав? 2. хорошая ли в школе материальная база? Имеется ли достаточное количество компьютеров, учебников в библиотеке? Отремонтированы ли учебные помещения? 3. Удается ли школе привлекать дополнительные средства на свое развитие (кроме бюджетных)?3. Образовательные результаты1. Хорошо ли учит школа? Какие знания и практические умения она дает? 2. Какое число выпускников школы поступают в ВУЗы? В какие ВУЗы поступают выпускники? 3. Кого способна учить школа - всех или избранных?

Таблица 4.2 - Система индикаторов для ответа на запрос родителей по Школе-интернату № 63 МОУ.

Информационные предложения школыИндикаторы1. Условия обучения1.1. Официальный статус ОУ (ОО), существующие профили и специализации. Наличие в школе детей из отдаленных районов. Какие семьи выбирают школу. Наличие достижений, солидных партнеров и позитивных отзывов.Федеральная экспериментальная площадка. Число учащихся, проживающих вне школьного микрорайона - 30. Социальный состав семей: всего - 130, неполных - 28, многодетных - 27, материально благополучных - 73, родители с высшим образованием - 30: из них оба родителя имеют высшее образование - 11. Школа специализируется на создании разновозрастных клубов по интересам. Сотрудничает с Институтом Образовательной политики «Эврика».1.2. Объем изучения иностранных языков и информационных технологий на уроках.Ведутся кружки по иностранным языкам - 3 раза в неделю, открытый доступ в Интернет. По 2 урока в неделю иностранных языков и информатики.1.3. Информация о режиме работы школы, наполняемость классов и объем учебной нагрузки.Школа работает в режиме школы-интерната. В I половине дня - уроки, II половине дня - организация разновозрастных клубов по интересам, посещение кружков, ДШИ, секций. Средняя нагрузка на ученика (уроки, кружки)1.4. Улучшение криминогенной ситуации. Сохранение здоровья учащихся.Наличие охраны в школе-интернате, проведение уроков ОБЖ, просветительная работа с учащимися. Качественное питание, медицинский контроль и беседы медработника с учащимися. 1.5. Наличие кружков и секций для учащихся школы. Наличие дополнительных занятий по учебным предметам (особенно для отстающих учеников). Востребованность дополнительных образовательных услуг.В школе имеются кружки: научно-исследовательские, краеведческие, спортивные секции, художественно-эстетические (ДШИ). Со всеми отстающими проводятся дополнительные занятия.1.6. Существующая система приема в школу.В школу может поступить каждый желающий без дополнительных условий.1.7. Виды платных услуг и их размер.Средняя стоимость питания 300 руб в месяц. Малообеспеченные и малоимущие освобождены от оплаты питания.1.8. В каком объеме и на что собираются денежные взносы.Денежные сборы собираются с родителей только на нужды класса.2. Ресурсное обеспечение.2.1. Квалификация кадров. Стабильность коллектива.Основной состав педагогического коллектива работает по I и высшей категории.2.2. Состояние здания и помещений. Наличие компьютеров и учебной литературы. Оборудование классов приборами по ряду предметов.Состояние здания и учебных помещений нормальное. Учебный и художественный фонд составляет около 30.000 книг. 1 компьютер на 18 человек, подключен скоростной Интернет.2.3. Возможность привлекать дополнительные финансовые средства.Есть.3. Образовательные результаты3.1. Качество подготовки школьников.60 % выпускников поступают в высшие учебные заведения.3.2. Судьба выпускников после окончания школы.90 % выпускников поступают в учебные заведения или трудоустраиваются.3.3. Количество неуспевающих и отчисленных учеников.Отчисленных учащихся нет, неуспевающих - 6 человек.

Всем хорошо известна ситуация когда на начало года выделяется помощь от государства из средств заработанных в ходе различных благотворительных месячников, субботников на нужды малоимущих. Чаще всего выделяемое не покрывает даже 10% нуждающихся и приходится отбиваться от родителей учащихся, требующих тоже доли.

Заключение

Дисциплина «Связи с общественностью» Государственным образовательным стандартом отнесена к дисциплинам специальности. В курсе «Связи с общественностью» рассматривается понятийный аппарат PR, история появления, законы развития, возможности PR в развитии социокультурного менеджмента, в том числе в сфере образования.

Связи с общественностью в образовании - это попытка удовлетворить интерес к образовательному учреждению и его образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы, в основном, на бесплатной основе. Конечная цель таких связей - различные материальные выгоды, которые получит образовательное учреждение. PR - это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы образовательного учреждения и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но прежде всего через средства массовой информации.

Смежным, а иногда и неразличимым с PR, понятием является Publicity.

Паблисити - (англ. публичность, гласность) - это неличностное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством публикаций или получение благоприятных презентаций на радио, телевидении или на сцене, которые не оплачиваются определенным спонсором. Это публичность, гласность, известность, популярность, реклама.

В условиях современной цивилизации значительно повышается роль образовательных учреждений. Более того, практически каждая семья так или иначе соприкасается с ними: кто-нибудь из ее членов либо работает в них, либо учится.

Если предоставляется СМИ информация о своем образовательном учреждении, то тем самым учреждение будет оказывать журналистам услугу. Не следует считать, что для того, чтобы бесплатно попасть на страницы прессы или в эфир, необходимо иметь «особые отношения» с их работниками. Рассылая пресс-релизы, содержащие информацию об интересных читателям, зрителям новостях, можно быть уверенным, что в каком-либо издании они будут опубликованы или озвучены. Более того, многие журналисты с телевидения будут готовы приехать сами, если у учреждения происходит интересное событие. Надо только помнить, что оно должно быть интересным и за пределами этого образовательного учреждения.

Вы можете рассказать о новых образовательных программах, реализуемых учреждением, об уникальных условиях или педагогах, о ценах на образовательные услуги, об участии в масштабных проектах, достижениях своих работников (победитель конкурса и т.д.), об успехах своих учеников (например, в международных олимпиадах). При этом важно заметить, что никто не может лучше рассказать об образовательном учреждении, чем его руководитель.

Чтобы повысить свои шансы на публикацию информации о своем учреждении, необходимо не пассивно читать газеты и журналы, смотреть телевизор и слушать радио, а анализировать то, что читаете, видите или слышите. Нужно понимать, почему сообщили именно об этом, упомянули о какой-то компании или ее товаре. При этом необходимо оценивать, было ли данное сообщение паблисити или оплаченной рекламой. Многие специалисты отмечают более высокую степень воздействия на потребителя через паблисити по сравнению с рекламой.

Ценный источник информации - ветераны или пенсионеры, которые могут рассказать много интересных случаев из истории образовательного учреждения. Часто они делают это так эмоционально, что можно записать их рассказ на видео или аудио-носители. Также следует поговорить с преподавателями, мастерами, ведущими непосредственно образовательный процесс, и таким образом расширить круг ваших собеседников. Необходимо делать фотографии и видеозапись образовательного процесса. Важно учитывать для более успешного паблисити и тот факт, если образовательное учреждение располагается в историческом месте либо здание представляет архитектурную ценность.

Для ведения паблисити необходимо определить потенциальный рынок сбыта образовательных услуг, а географические границы рынка позволят установить те уровни СМИ, которых следует привлекать (общероссийские - крайне редко, так как требует значительных усилий, областные - более реально, районного масштаба - практически постоянно).

Еще следует порекомендовать, проводить PR-мероприятия уместно в дни профессиональных (День учителя) либо других праздников, в годовщины образовательного учреждения. Любая положительная новость учреждения работает на его имидж. Даже самые маленькие изменения для кого-то могут быть важным известием, если они влияют на чью-то жизнь или деятельность. Родители любят узнавать о награждениях учреждения (например, лауреат конкурса "Школа года") либо педагогов, что свидетельствует о результатах успешной работы образовательного учреждения.

В случае создания Попечительского совета возможен перевод в него внебюджетных потоков из образовательного учреждения. Это является одним из методов налоговой оптимизации и обеспечения реальной самостоятельности образовательного учреждения при условии наличия достаточного влияния у руководителя образовательного учреждения. Возможность оказания дополнительных образовательных и иных услуг с меньшими затратами при использовании схем оптимизации налогообложения с участием Попечительского совета (взносы в Попечительский совет могут быть значительно меньше оплаты за образовательные услуги) является стимулом для родителей учащихся создавать такие организации и участвовать в их деятельности.

Одной из важных функций Попечительского совета - лоббирование интересов образовательного учреждения. Поэтому в рамках его деятельности крайне важно проводить PR-акции, привлекающие внимание, а затем и деньги для образовательного учреждения.

Список использованных источников

1.Бренд современного учителя в теории связей с общественностью // PR в образовании .- 2005.- № 5.- С. 102.

2.Базанова О.В. Совершенствование pr-технологий в образовательных учреждениях // PR в образовании .- 2005.- № 4.- С. 4.

.Деятельность попечительского совета // PR в образовании .- 2007.- № 2.- С. 30.

.Емельянов, С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб. : Питер, 2005.

.Китчен, Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика / Пер. с англ.; Под ред. Б.Л. Еремина. − М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

.Козырева А. На полпути от улицы к детдому// Российская газета, 22 ноября, 2006.

.Мельникова, Е. Особенности учета расходов на PR / Е. Мельникова // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2006. − № 46.

.Мелехина С.И. Родители и школа - партнеры // PR в образовании .- 2005.- № 5.- С. 4.

.Мостяева Л.В. В помощь специалисту по связям с общественностью // PR в образовании .- 2006.- № 2.- С. 21.

.Пугаева Н.Б. Налогообложение попечительских советов образовательных учреждений // PR в образовании .- 2003.- № 3.- С. 36.

.Размышления на тему ПР // PR в образовании .- 2006.- № 2.- С. 4.

.Связи с общественностью (Паблик рилейшнз): Учебно-методическое пособие для студентов очного и заоч. отделений, обучающихся по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» и 040101 «Социальная работа». - Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт, 2007. - 80 с.

.Фомина Л.Ю. Роль и значение информационно-рекламных материалов в продвижении образовательных услуг // PR в образовании .- 2005.- № 4.- С. 23.

.Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. М.: Инфра-М, 2004.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!