выявить проблемы при взаимоотношении данных норм права в Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблематики, освещённой в курсовой работе можно определить как высокая, т.к. существует большое количество литературы, где этот вопрос изучается. Базу для изучения составили в основном учебники по Теории государства и права таких известных учёных в области юриспруденции, как Малько А.В., Матузов Н.И., Мартышин О.В., Венгеров А.Б., Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. и др. Также при изучении темы помощь оказали веб-сайты: образовательного правового портала - www.law.edu.ru и информационно-образовательного юридического портала - www.allpravo.ru.
В первой главе рассказывается о необходимости появления норм в человеческой жизни, дано определение понятию «норма», рассмотрена классификация норм, делящая их на социальные и технические, выявлены их различия.
Вторая глава рассматривает место правовых и религиозных норм в Российской Федерации.
Третья глава является самой объёмной. В ней определяются соотношения правовых норм и религиозных.
Глава 1. Общее представление о нормах права
Норма права это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Государственно-правовая теория и практика выработали большое разнообразие представлений о норме права. Среди важнейших черт и особенностей нормы права следует особо указать следующие.
а) Общий характер нормы права не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты, жизненные ситуации, при которых возникает необходимость или потребность ее применения. Она является критерием определения правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Степень общности нормы права довольно часто бывает различна. В РФ например, наиболее общий характер имеют федеральные конституционные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам РФ, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства.
б) Выраженность в нормативных нормах государственной воли. Воля господствующего слоя, группы или класса для того, чтобы воплотиться в норму права, стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через нормотворческий механизм, с неизбежностью трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве соответствует интересам власть предержащих слоев, групп или классов и направлена на строго целевую в социальном плане регламентацию поведения всех участников правоотношений.
в) Предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает для одного участника этих отношений определенные правомочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с этим правомочием юридические обязанности. Для одной стороны норма права указывает на охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой - на обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Например, предоставляя гражданам РФ конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потери кормильца. для воспитания детей, государство в то же время возлагает на свои органы соответствующие юридические обязанности.
г) Системность и иерархичность по отношению друг к другу, а также строгая формальная определенность. Каждая норма права существует не сама по себе, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. В отличие от иных социальных норм (норм морали) правовые нормы образуют иерархию, которая обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Иерархия эта складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих или обычных законах и в подзаконных актах.
д) Специфический признак норм права - их охрана и обеспеченность государственным принуждением. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем воздействии на правонарушителя.
Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-уголовные, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения (обусловленной характером правонарушения) могут выступать: наказание правонарушителя, возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, выполнение обязательств. Говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что нормы права реализуются лишь в силу существования угрозы государственного принуждения. Огромную роль в этом процессе играют меры воспитательного характера, авторитет государства и права, меры убеждения. Нормы права можно классифицировать по нескольким основаниям. Всякая норма права предписывает лицам определенную форму поведения. В связи с таким подходом нормы права можно разделить на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие - это нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Запрещающие юридические нормы указывают на недопустимость каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них. Уполномочивающие нормы права предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия. По форме предписания нормы права разделяются на императивные и диспозитивные. Императивные нормы . содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются. Пример - норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них. В зависимости от целевого назначения нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы - предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.
Охранительные нормы регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения то есть нормы процессуального права. Нормы права можно классифицировать и в зависимости от отраслей права. Различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы права, нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права. Эта классификация базируется на предмете и методе правового регулирования. В зависимости от субъекта, издавшего нормы, различают: законодательные, подзаконные и делегированные - изданные общественной организацией по поручению государственного органа нормы права. По времени действия нормы права подразделяются на: постоянные - действуют до их официальной отмены и временные - действуют только в пределах определенного промежутка времени. По кругу лиц, на которых распространяется действие нормы делятся на общие и специальные.
К первым относятся нормы, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым - действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.). По степени определенности различают нормы права бланкетные и отсылочные. Бланкетные нормы представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы права, как на условие своего действия.
Из этого можно сказать, что нормы права это определенные предписания, правила которым человек должен следовать в течение всей жизни. Но все нормы так же можно разделить и на две группы: правовые и религиозные. Правовые нормы это нормы, которые человек создал для себя, для поддержания государства и общества. Религиозные же нормы это нормы которые заложены в человеке с рождения. Это его духовное состояние. Религиозные нормы - божественные нормы. И очень часто, особенно в наше время происходит столкновение этих двух групп.
правовой религиозный норма
1.1 Правовые нормы: понятие, виды
Правовые нормы - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.
Рассмотрим понятие "правовая норма" более подробно.
Идеальная правовая норма выглядит примерно следующим образом: описание ситуации, когда она применяется - например, у налогоплательщика был доход за отчетный год; описание собственно правила поведения в этой ситуации - надо подать налоговую декларацию и уплатить налог; определение ответственности за невыполнение правила - штраф за неподачу декларации или за неуплату налогов.
Соответственно, в научной и учебной литературе обычно рассматривают следующую структуру правовой нормы: 1) Гипотеза - описание условий действия нормы; 1) Диспозиция - описание правила поведения; 1) Санкция - мера ответственности за нарушение правила поведения.
Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.
Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);
обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);
запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).
Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).
Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции, например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти, содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию, такая структура характерна для многих регулятивных норм, или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции -такая структура характерна для охранительных норм. Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм, что не снимает его неопределённости. В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
Правовые нормы могут делиться на виды по различным критериям.
. С точки зрения предмета правового регулирования (содержания нормы) правовые нормы делятся на нормы государственного (конституционного), гражданского, уголовного и иных отраслей права. 2. По характеру содержащихся в них правил поведения, правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.3. По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).
По степени определённости предписаний - на императивные (определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.
. По источнику - на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др. 6. Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).
Правовые нормы имеют следующие признаки:
Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
Общий характер - неконкретность адресата. Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.
.2 Религиозные нормы: понятие, функции
Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран (арабский судебник) и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих правильный путь к цели.
В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем- своего идола. В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти царей, верховных (часто - военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно.
Религия является регулятором публичных отношений. Устанавливаемые хоть какой религией правила поведения представляют собой особенный вид социальных норм - религиозные нормы, а не компонент нравственности, права либо каких-то других социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения - это только одна из её составных частей. Не считая того, норма включает указания на священный источник правила поведения и на сверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда и остальных священных книжек характерна рассредоточенность составных частей религиозных норм, отсутствие у почти всех из их индивидуальной санкции, что и порождает необоснованное отождествление стиха, в каком излагается только правило поведения, со всей религиозной нормой. Религиозные нормы владеют всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, к примеру, заповеди библейского декалога, которые в разных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом завете как важная часть закона божьего. Это категорическое запрещение поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в одного бога, соблюдать день субботний и почитать родителей. Все это правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и других публичных отношений. Заповеди предписывают совсем определенные деяния либо воздержание от осуждаемых религией поступков. Религиозная норма имеет общий характер, который проявляется в последующем.
Во-1-х, религиозная норма выступает как масштаб, эталон для поведения верующих людей в той либо другой обстановке, как идеал определенных отношений. Во-2-х, её предписания относятся не к конкретному индивидуму, а к наиболее либо менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, секты, толка) либо к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т.д.). Предусматривая конкретные варианты поведения в обычных жизненных ситуациях, религиозные нормы действуют на волю и сознание людей, сформировывают их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие публичные дела, проявляющиеся прежде всего в действиях либо бездействии их участников. Одна из специфичных индивидуальностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие дела, которые находятся вне сферы действия остальных социальных норм, - отношения, возникающие при отправлении культа.
Религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые нужно делать вопреки требованиям всех других норм вплоть до прямого запрета следовать крайним (к примеру, ограничение нормами Ветхого завета и Ислама деяния обычая кровной мести). Любая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, просит от собственных последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения собственных предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, невзирая на несоответствие их указаний взорам, желаниям верующего. В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов числились тотемические предки, духи. Потом в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества и, в конце концов, в монотеистических религиях - бог. В священных книжках разных религий религиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, к примеру, они называются заповедями, повелениями, уставами, законами бога, подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами за конкретизацию законов божьих.
Но связь религиозных норм с религиозными идеями и представлениями не постоянно видна. Не во всех религиозных предписаниях содержится указание на их священное происхождение. В таковых вариантах о наличии указанной связи свидетельствуют специальные средства обеспечения выполнения религиозных предписаний: угроза сверхъестественной карой и обещание заслуги от сверхъестественных сил. Выполнение религиозных норм обеспечивается также наказаниями, применяемыми к нарушителю священнослужителями - церковное наказание. С возникновением страны и права к этому добавляется уголовное наказание за религиозные преступления, а потом и неблагоприятные гражданско-правовые последствия в вариантах несоблюдения неких религиозных норм.
Функция «значения», является основной функцией религии в понимании Вебера, Дюркгейма и многих современных социологов религии. Религия - то, что делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее важнейшим компонентом «значением». Это происходит благодаря тому, что «религия дает картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, все то, что делает жизнь трагической и неудачной, сокрушает надежды, «ломает судьбу, которая могла бы быть совсем другой», все это оказывается обладающим значением и смыслом в той перспективе «последней или конечной реальности», которую предлагает религия в своей картине мира. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чем оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живет. Слабым, беспомощным, пребывающим в растерянности, «потерянным» становится человек, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Равным образом, жизнь лишена смысла, если человек не чувствует, что он заслужил свой счастливый жребий, если ему просто случайно повезло.
И в этом случае жизнь также лишена значения. Если жизнь теряет значение, то это, может быть, самое страшное несчастье и нечто худшее, чем смерть. Особенность религиозного взгляда на мир, которая дает возможность справиться с этой угрозой, в том, что каждое отдельное событие рассматривается как имеющее смысл в силу его связи с общей картиной мира в его предельном, конечном значении.
Религиозное миропонимание, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конечных целей и устремления. С этой функцией религия может справиться в том случае, если она не только ориентирована на индивидуально-психологическое воздействие, но и способствует поддержанию коллективной идентичности. Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Она помогает людям осознать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Эта объединяющая и способствующая самоопределению человека функция религии особенно сильно действует в доиндустриальных обществах. Американские социологи религии полагают, например, что сегодня в плюралистическом американском обществе ни одна из традиционных религий не способна справиться с этой ролью.
Сакрализуя нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку все же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств - очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.
По словам видного современного социолога П. Бергера, религиозные нормы обеспечивают устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл. Религия представляет собой как бы «священную завесу», освящая нормы и ценности человеческой жизни и гарантируя тем самым социальный порядок и устойчивость социального мира. Делая определенные выводы можно сказать что, религиозные нормы - это правила поведения верующих людей, которые сложились на базе представлений о Боге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована в священных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов - Библии, Коране, Ведах, в устных преданиях. Нормы религии регулируют отношения верующих в рамках церкви или иных религиозных организаций, порядок отправления культовых обрядов. Например, к религиозным нормам относятся: обязанность мусульманина совершать пять раз в день молитву, обязанность православного христианина соблюдать пост.
Глава 2. Соотношение правовых и религиозных норм
Из сказанного выше понятно, что правовые нормы осуществляют внешнюю регулирующую функцию, а религиозные - внутреннюю.
Взаимодействуя, они дополняют друг друга, направляя и совершенствуя человека. Если одной из основных задач любых норм является установление порядка. Право непосредственно воздействует на условия и процесс производства, распределения и обмена материальных благ, закрепляет своими нормами экономические отношения, выгодные тем, или иным слоям общества. Религия «генетически» предшествуя праву, оказывает существенное влияние на его возникновение и формирование. Правовое сознание первоначально тесно смыкается с религиозным. Понятия греховного и преступного во многом совпадают, религиозные нормы служат источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стоят священнослужители, любое посягательство на религию рассматривается как преступление. Освещая право, или отдельные его институты, религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм и способствует тем самым исполнению последних [11, с.464].
При взаимодействии религиозных и правовых норм возможны следующие варианты:
взаимодействие религиозных и правовых норм;
непосредственное воздействие религиозных норм на правовые;
опосредованное воздействие религиозных норм на правовые (влияние религии на формирование правовых норм через правосознание в результате восприятия правосознанием религиозных идей и представлений)
взаимодействие в регулировании различных сторон церковно-государственных отношений, имущественных и иных прав конфессиональных организаций и служителей культа, узаконение церемоний культа в различных сферах государственной жизни (коронация, инаугурация религиозная присяга при занятии государственных должностей, религиозная клятва в суде и др.).
Правовые и религиозные нормы при совпадении сферы регулируемых отношений бывают очень близкими, а иногда и тождественными по характеру своих предписаний. В ряде случаев юридические нормы текстуально воспроизводят «генетически» предшествующие им религиозные нормы (о браке, разводе, семейных отношений и др.)
В результате такого взаимодействия социально необходимое поведение людей обеспечивается одновременно санкциями как правовой, так и религиозной нормы, государственным и церковным принуждением, угрозой Божьего наказания.
Выполняя регулятивную функцию, право и религия взаимодействуют, как рецепторы общественных отношений, как составные части социального регулятивного механизма. В процессе взаимодействия они влияют на поведение людей, предписывая им в категоричной форме определенное поведение, регулируют общественные отношения в соответствии с интересами различных слоев общества.
В случае столкновения правовых и религиозных норм, государство может социальными нормативными актами запретить гражданам следовать религиозным предписаниям.
История показала, что попытки силового воздействия на религию со стороны государства вызывали обратную реакцию. Наиболее верующие люди еще сильней сплачивались, и если дамоклов меч нависал и над ними, для них становилось честью умереть за свою веру. Политическое преследование укрепляло их убежденность в своей правоте, и, в конечном итоге, не способствовало укреплению правового порядка и усилению государственности
В развитых государствах официальная церковь защищает установленные, не противодействующие религиозным нормам, порядки, а государство создает благоприятные условия для деятельности религиозных организаций.
Взаимодействие правовых и религиозных норм находит свое конкретное выражение в так называемых государственно-церковных отношениях, которые регулируются правом. Взаимодействие религии и права проявляется в санкционировании правом применения религиозных норм, в придании последним от имени государства обязательной для всех граждан, или для определенной социальной группы, силы .
Таким образом, в рассмотренном взаимодействии религиозных и правовых норм в государстве прослеживается четко выраженная тенденция к сближению их друг с другом и совместному решению общих задач, стоящих перед обществом.
Глава 3. Соотношение правовых и религиозных норм в Российской Федерации
Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства.
Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.
Так что же явилось причиной возникновения противоречивых мнений в процессе принятия Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»? По существу речь идет о различном истолковании новых положений Федерального Закона от 26.09.1997, в корне отличающих его от предшествующего законодательства в этой области, в особенности от явно устаревшего Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года. В основе же разногласий отечественных и зарубежных политиков лежит диаметрально противоположная оценка роли государства и, прежде всего исполнительной власти в правовой регламентации конфессиональной деятельности. Проводники новой государственной политики в отношениях государства и церкви, воплощенной в новом Федеральном Законе от 26 сентября 1997 года, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля1997 года предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации.
Высказывались мнения, что Федеральный Закон имеет «дискриминационную сущность», затрудняющую деятельность всех конфессиональных организаций, помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в России на протяжении столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и иудаизма. На самом деле Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года основан на межконфессиональной концепции государственного регулирования, в соответствии с которой «протекционистская политика государства распространяется на все легитимно созданные религиозные объединения». Новый Закон не предусматривает режима наибольшего благоприятствования в отношении традиционных религий. Единственное упоминание о них содержится в преамбуле, но не в нормативных предписаниях закона, которым подтвержден конституционный принцип равной правовой защиты всех конфессиональных объединений, официально действующих на территории России.
Суть ФЗ от 26 сентября 1997 года заключается в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности так называемых «тоталитарных» сект, исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения.
Механизм государственной разрешительной политики, воплощенной в полномочиях федеральных министерств и ведомств по регистрации, лицензированию и контролю, призван предотвратить причинение имущественного и морального вреда приверженцам различных вероисповеданий.
Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций. Следует подчеркнуть, что правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации. Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями лицу, создавших религиозную группу. Факультативный режим имеет место в случае, если учредители религиозных групп не намерены ходатайствовать в органах юстиции о предоставлении им статуса юридического лица. Обязательная же государственная регистрация предусмотрена лишь для объединений, созданных в форме религиозной организации.
Нельзя отказать в регистрации религиозного объединения по мотивам нецелесообразности его создания.
Для осуществления императивных регистрационных отношений решающее значение имеет временной ценз деятельности объединения на территории России.
Статус общероссийского религиозного объединения распространяется только на централизованные религиозные организации, которые действуют на территории России на законных основаниях не менее 50 лет (и имеющие в своем составе минимум три местные организации, зарегистрированные на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) к моменту обращения организации в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации. Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не менее 15 лет (это требование не распространяется на местные религиозные объединения, которые действовали в составе централизованной религиозной организации до государственной регистрации).
Однако все же есть возможность распространения прав юридического лица для местной и централизованной религиозной организации и без временного ценза. Однако в этом случае учредители обязаны ежегодно в течение 15 лет перерегистрироваться в территориальных органах юстиции. На такие объединения распространяется целый ряд ограничений: они не вправе образовывать учреждения профессионального религиозного образования, производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.[]
Созданию централизованной религиозной организации свойственна особая периодичность регистрационных отношений: на первом этапе государственной регистрации подлежат местные организации, и только после ее завершения учредители вправе ходатайствовать о регистрации централизованной организации.
Для создания конфессиональными объединениями учреждений профессионального религиозного образования необходимо сочетание двух видов разрешительной политики. Такие учреждения подлежат государственной регистрации в органе юстиции в качестве религиозного объединения, и для получения права осуществления образовательной деятельности необходима также выдача лицензии Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Ликвидация конфессионального объединения также регламентируется нормами административного права. Как правило, инициатором ликвидации или запрета деятельности объединения является Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган в субъекте федерации, но решение по существу принимается судом. Федеральным законом не урегулированы различия в процедурах ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения, однако полное прекращение правоспособности конфессиональной организации как юридического лица допускается только в случае ее ликвидации судом. Запрет деятельности объединения представляет собой временную превентивную меру, цель которой - устранение фактов нарушения действующего законодательства, выявленных органом юстиции или иным правоохранительным органом в процессе осуществления контрольных функций.
Передача религиозным организациям соответствующего недвижимого имущества с относящимися к нему земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. В таком же порядке, как правило, по решению соответствующего органа исполнительной власти, конфессиональное объединение наделяется и отдельными правомочиями собственника. Передача в собственность религиозным объединениям культовых зданий и сооружений влечет за собой и имущественные обязанности по их функциональному использованию. Конфессиональные объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться культовыми зданиями и сооружениями только в целях совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, предусмотренных внутренними установлениями. Следовательно, очевидны определенные ограничения правомочий собственника. Договоры аренды зданий и сооружений, переданных государственными и негосударственными юридическими и физическими лицами в собственность религиозным организациям, должны предусматривать их функциональное использование арендатором, что фактически означает легитимную возможность существования таких арендных отношений, участниками которых являются только приверженцы данного вероисповедания. Несоблюдение указанных условий влечет за собой недействительность договора аренды.
Органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. При невозможности точно установить, соответствуют ли закону сведения и другие положения уставов, орган юстиции вправе приостановить процедуру регистрации на срок до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, определение порядка которой отнесено к исключительному ведению Правительства Российской Федерации.[]
Исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными объединениями при определении статуса учреждений религиозного образования. Светская основа системы образования в нашей стране не препятствует преподаванию религиоведческих учебных дисциплин в государственных или муниципальных образовательных учреждениях: администрация таких учреждений вправе удовлетворить просьбу родителей, обратившихся с просьбой о преподавании религиоведческих дисциплин на факультативной основе. Таким образом религиозное образование или основы его могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:
1.Органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации).
.Государственная налоговая служба и Федеральные органы налоговой полиции (финансовый контроль).
3. ФСБ и МВД России (специализированный контроль).
Особую разновидность административно-правовых норм в рассматриваемой сфере отношений составляют предписания Федерального закона от 26 сентября 1997 года, которые предусматривают односторонние обязательства органов исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного органа не вправе настаивать на допросе священнослужителя по исповедальным обстоятельствам; разглашение тайны исповеди не допускается даже в случае совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков. Тем самым законом предусмотрен иммунитет священнослужителей в сфере административной и уголовной юрисдикции.[]
Неучастие Русской Православной Церкви (РПЦ) в государственном строительстве и в осуществлении мирских полномочий исполнительной власти не следует отождествлять с отстраненностью церкви от решения судьбоносных внутриполитических проблем. Все органы внутрицерковного управления РПЦ обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов исполнительной власти.
Разработка основ взаимодействия РПЦ и государства отнесена к ведению ее высшего конфессионального органа - Поместного Собора. В период, когда Поместный Собор не созывается, указанные полномочия осуществляются подотчетным ему органом - Архиерейским собором РПЦ. Поместный и Архиерейский соборы являются высшими представительными органами РПЦ, различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях Архиерейского собора не могут превышать двух лет. Священный Синод - единственный постоянно действующий орган внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями. Председательствует на заседаниях Священного Синода Патриарх РПЦ.
Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода в сфере взаимоотношений с государством призваны содействовать решению важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в политико-правовые причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих сторон. Таким образом, РПЦ выполняет роль духовного арбитра во внутригосударственных конфликтах.
Отделение религиозных объединений от государства ( это более четкая формула, чем отделение церкви от государства ), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. О свободе вероисповеданий[].
Статья 9 Закона О свободе вероисповеданий называется Светский характер системы государственного образования. Она устанавливает, что обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах( по желанию граждан ) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим
.1 Место правовых норм в РФ
Российская Федерация имеет форму правового государства. Основной функцией исполнительной власти государства является реализация правовых норм. Правовые нормы имеют важное значение в жизни общества. Сами по себе правовые нормы это определенные предписания и правила поведения людей в обществе. Можно сказать что правовые нормы обеспечивают порядок в жизни государства и общества. Все правовые нормы регулируют отдельные формы отношений: семейные, гражданские, административные и т.д. Все правовые нормы объединены в законы, которые общество должно выполнять. Но в большинстве случаев правовые нормы в Российском государстве не выполняются, происходит множество нарушений правовых норм.
У каждого человека должно быть свое представление о знании закона. Однако нужно проводить различие между профессиональным знанием права и обыденным. Даже юристы не всегда знают весь правовой материал. К тому же на практике гражданин не сталкивается с необходимостью знания всех без исключения правовых норм. Для того чтобы строить свое поведение в соответствии с законом, в большинстве случаев достаточно знать требования морали, понимать социальное назначение правовых норм, а также знать основные права и обязанности устанавливаемые конституцией и другими законами. Нет, например, никакой необходимости во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от грабежа или разбоя. Важно другое: каждый должен ясно осознавать недопустимость присвоения чужого имущества или посягательства на личность другого человека.
Знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинтересован в этом знании и выражает готовность в соответствии с требованиями права. В иных случаях социально значимая роль такого знания по крайней мере не бесспорна. Об этом свидетельствуют проведенные в нашей стране многочисленные социологические исследования, согласно которым правонарушители нередко знают юридические нормы не хуже, а подчас и лучше остальных граждан. Поэтому обязательный элемент правовой культуры гражданина - уважительное отношение к действующим правовым нормам, следование их требованиям.
Правовые нормы обычно оцениваются положительно большинством населения. Положительное отношение к праву основано на признании его социальной ценности. Граждане солидарны с требованиями закона, который служит интересам всех и каждого. Уверенность лица в необходимости, обоснованности и справедливости законов, уважение к ним становятся составной частью его личных убеждений. У него вырабатывается готовность все новые законы воспринимать как необходимые, обоснованные и справедливые. Постепенно формируется привычка не задумываться каждый раз над тем, почему следует исполнять закон. Человек воспринимает требования правовых норм как должное. Привычка соблюдать правовые нормы становится для него внутренней потребностью. Но не всякий, кто считает ту или иную норму неправильной, становится нарушителем права. Причины, которые побуждают человека соблюдать требования законов и в этом случае, весьма различны. Например, законопослушное поведение может быть связано со страхом наказания..
Каждый человек, каждая личность должна иметь достаточно высокий уровень правосознания, знать действующие законы страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение), соблюдать, исполнять или использовать эти законы. Одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта, иметь убеждения в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними, правильно понимать свои права и обязанности, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами, проявлять правовую активность. Должны целенаправленно инициативно осуществлять деятельность по пресечению правонарушений, противодействовать беззаконию, поддерживать правопорядок и законопослушание в обществе.
В итоге можно сказать что Россия очень большое и сложное государство, в котором возникает очень много проблем. И с каждым разом их становиться все больше. Поэтому государство постоянно нуждается в создании новых правовых норм регулирующих те или иные общественные отношения. Все правовые нормы распространяются на неопределенный круг лиц и они должны быть обязательными для всех. Главная роль правовых норм в жизни общества заключается в правотворчестве власти которая создает правопорядок, диктует правила которыми должно пользоваться общество. Но нельзя сказать что без правовых норм небыло бы самого государства и порядка. Многие общества создают свой правопорядок путем подчинения религиозным нормам.
.2 Место религиозных норм в РФ
Российская федерация является многонациональным государством. Соответственно в ней существуют множество различных религий и религиозных объединений. Сами по себе религиозные нормы регулируют духовную и социальную жизнь в соответствии с вероисповеданным предписанием той или иной конфессии. В России действуют множество религиозных норм. И они играют не последнюю роль в жизни всего общества.
Религиозные нормы появились очень давно, с тех пор, как человек стал осознавать себя человеком и задумываться о том, что его окружает. Окружали же человека неведомые силы, силы природы, тягаться с которыми человеку было явно не под силу. Но их знания еще были слишком несовершенны, чтобы рационально объяснить причину такого рода неудач. Вместо этого они давали им объяснение иррациональное, искаженное, фантастическое. Вот почему эти неведомые силы человек считал могущественными и приписывал им неземную, божественную сущность. Ее следует усматривать в том, что религиозные нормы, предписывающие правила поведения через призму божественного начала, адресовались людям и упорядочивали их поведение.
В дальнейшем на смену религиозным нормам пришли нормы правовые. Но несмотря на это религия не утратила свою значимость. В современном государстве религия и право дополняют друг друга. Религиозные нормы играют духовную роль в современном обществе. Придерживаясь этих норм человек осознает для чего и как он живет. Какое место он занимает в обществе и какие функции он должен выполнять. Выполняя все религиозные нормы человек так же будет стремиться выполнять и нормы правовые. Например человек не будет совершать преступление не потому что он придерживается государственных законов, а потому что боится наказания в жизни вечной. Религиозные нормы имеют нравственный характер.
В заключении можно сказать, что правовые и религиозные нормы имеют большое значение для общества и государства. Они имеют определенные сходства между собой и определенные различия. Религия обозначает положение человека во вселенной, которое определяет смысл его существования, а право рассматривает только отношения людей между собой. Можно привести много примеров, показывающих насколько меньше влияет правосознание на человека, чем религия. Человек, обладающий должным уровнем правосознания, вполне может приступить какие-либо законы в своих интересах, будучи уверенным в том, что избежит наказания. Религиозный человек по-другому смотрит на это: нарушая законы, заповеди, моральные принципы он вредит своей душе, лишает себя благодати. То есть: Религия даёт строго дифференцируемую систему ценностей, меняет мироощущение человека. Право не влияет на внутреннюю жизнь человека, а лишь регулирует его внешние сношения. Так же и религиозные и правовые нормы являются правилами поведения людей и имеют обязательное значение для них.
И так же можно отметить, что правовые нормы являются обязательными нормами в государстве. Религиозные обязательными не являются, но обеспечивают нравственность общества. Нравственность же влияет на поведение человека в обществе, что приводит к более лучшему исполнению правовых норм людьми.
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993.- М.: Юридическая литература, 2005.
2.Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый 19 сентября 1997, с изменениями от 01.07.2011 № 169-ФЗ // #"justify">.Дмитриев Ю.А. «Теория государства и права: конспект лекций», Москва, изд. Эксмо., 2007
.Ильин И. А. Теория права и государства. - М.: "Зерцало", 2003.
.Лафитский В.И. Воскресение права. Часть первая. Дни созидания. // "Адвокат",2007, №3
.Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. - М.: ВолтерсКлувер, 2003.
.Лебедева Н.Н. Право. Личность. Интернет. - М.: Волтерс Клувер,2004г.
. Лукашук И.И. Международное право: Общая часть. - М.: Волтерс Клувер, 2005 г.
.Марченко М.Н. «Проблемы теории государства и права», изд. Проспект, Москва, 2009.
.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. для вузов. - М.: Юристъ, 2006.
.Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 2005.
.Пиголкина А.С. Теория государства и права: Учебник. - М.: Городец, 2003.
.Попова А.В. «Проблемы теории государства и права», изд. Питер Пресс, Санкт-Петербург, 2009.
.Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 2005.
.Сухов, А. Д. Религия как общественный феномен. / А. Д. Сухов //. М. - 2003.
.Фурман, Д. Е. Религиозность в России в 90-е годы XX начале XXI века / Д. E. Фурман, К. Каариайнен// - Москва : Огни ТД, 2006.
.Якушев А.В. «Религиоведение», Москва, изд. Приор, 2007.
. Богарова С.Н. Роль общественных объединений в защите прав человека» // Вестник Московского университета, 1997г., №5
.Лунякова Л.Г. Восприятие религиозных норм обыденным сознанием // Журнал российского права, 2004, №3
.Тасаков В.С. Нормы нравственности и морали как социальный фундамент уголовного права. // "Российская юстиция", 2005 г., №12
.Шахов, М.О. Религиозное знание, объективное знание о религии и науке /М.О. Шахов // Вопросы философии. 2004., № 11.- стр.65-80
22.<http://www.allpravo.ru>
.<http://www.consultant.ru/>
.www.law.edu.ru <http://www.law.edu.ru>