Рекреационные ресурсы США

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,69 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рекреационные ресурсы США

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет»

Географический факультет








РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ США

Выполнила: студентка Аплетаева Татьяна Александровна

Научный руководитель: Кольба Александра Игоревна





Омск 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Туристско-рекреационные ресурсы

.1 Понятие и виды рекреационных ресурсов

.2 Природно-рекреационные ресурсы

.3 Культурно-исторические рекреационные ресурсы

Глава 2. Рекреационные ресурсы США

.1 Оценка географического положения и общие сведения о стране

.2 Природные туристско-рекреационные ресурсы США

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров. В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей. Составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности в перспективе. Динамичное развитие туристского бизнеса требует также развитой инфраструктуры, поскольку без этого даже при высоких аттрактивных свойствах природных и культурных комплексов их освоение широким кругом потребителей невозможно.

Реализация туристического бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии этих четырёх основных составляющих: капитала, технологии, кадров, рекреационных ресурсов. Это означает, что, недостаточно имея капитал, приобрести кадры, технологию и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристического бизнеса в условиях рынка. Так как четвёртая составляющая - рекреационные ресурсы - является наиболее дешёвой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристического бизнеса. Если туризм связан с созданием туристического ресурса, то себестоимость туристического продукта резко возрастает.[6]

Как и любые другие, рекреационные ресурсы не безграничны, они имеют определенный объем (потенциальный запас), время использования, условия эксплуатации и, естественно, стоимость.

Таким образом, актуальность данной проблемы, потребность практики, побудили нас обратиться к исследованию туристско-рекреационного потенциала всей территории США.

Цель исследования - с эколого-географических позиций изучить и показать современное состояние туризма и рекреации в США и определить перспективные направления развития региональной рекреационной системы, на основе имеющегося туристско-рекреационного потенциала.

Задачи для достижения данной цели были поставлены следующие:

. Изучение литературы, материалов периодической печати и нормативно-правовой документации по проблемам рекреации и туризма.

. Составление комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала США.

. Изучение возможных туристско-рекреационных территорий и их привлекательности для российских туристов.

Объектом исследования является туристско-рекреационный потенциал региональной рекреационной системы США (природные, культурно-исторические ресурсы и социально-экономические условия с туристско-рекреационной точки зрения).

Предмет - привлекательность данного региона для российских туристов.

Методологической основой являются работы российских ученых географов: Веденина Ю.А., Лиханова Б.Н. Мироненко Н.С., Твердохлебова И.Т., Родичкина И.Д., Преображенского B.C., Николаенко Д.В., Колбовского Е.Ю., Дроздова А.В., Зорина И.В., Квартальнова В.А. и др.

Глава 1. Туристско-рекреационные ресурсы

.1 Понятие и виды рекреационных ресурсов

Рекреация (польск. rekreacja - отдых, от лат. recreatio - восстановление): 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее). 2) Помещение для отдыха (устаревшее). 3) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. В этом значении термин «Рекреация» употребляется с 60-х гг. 20 в. в литературе по физиологическим, медицинским, социально-экономическим, архитектурно-строительным и др. проблемам организации отдыха населения. В случаях, когда отдых сочетается с лечением, например в санаториях, рекреация без чётких границ смыкается с восстановлением здоровья, лечением. Рекреация характеризуется величиной времени, в рамках которого происходит восстановление сил, и деятельностью, осознанно или инстинктивно направленной на это восстановление. [11, С.1316]

Под рекреационными ресурсами понимают - совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристического продукта. Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют следующие основные свойства: аттрактивность (привлекательность), климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования и др., данные ресурсы используются в оздоровительных, туристических, спортивных и познавательных целях.[6]

К основным видам рекреационных ресурсов относятся: 1) побережья теплых морей; 2) берега рек, озер и водохранилищ; 3) лесные и луговые массивы; 4) предгорья и горные страны; 5) города - столицы и ист1.3. Культурно-исторические рекреационные центры; 6) города-курорты или курортные местности; 7) религиозно-культовые комплексы и отдельные сооружения, расположенные в пределах и за пределами населенных пунктов; древние города, фортификационные вооружения (пещерные города, крепости и т. п.), катакомбы.[3]

Важную роль как туристско-рекреационные ресурсы играют памятники мирового культурного наследия - наиболее ценные объекты природы, истории и культуры, находящиеся под защитой ЮНЕСКО.

Рекреационные ресурсы условно можно подразделить на природные и социально-экономические (социально-культурные).

Природные ресурсы туризма классифицируют:

·по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).

·по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода).

·по возобновляемости (возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).

Социально-экономические ресурсы включают:

·культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли).

·культурно-исторические явления (этнографические, религиозные).

·экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые). [8]

.2 Природно-рекреационные ресурсы

Природно-рекреационные ресурсы - объекты и явления природы, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Как видно из определения, этот вид ресурсов выделяется не по особенностям происхождения, а по характеру использования. Главными формами таких ресурсов являются «зеленые зоны» вокруг больших городов, заповедники, национальные парки. Эти территории особенно подвержены воздействию человеческого общества и требуют к себе особого внимания и охраны. Заповедниками считается природная территория (или акватория), полностью исключенная из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Одной из основных задач заповедников является сохранение природных ландшафтов, типичных или уникальных для данной территории. Более либеральной формой охраняемых территорий является заказник, где постоянно или временно запрещены только отдельные виды хозяйственной деятельности. Обычно он создается для охраны одного или многих видов животных или растений: запрещаются сбор растений, охота, лов рыбы на несколько лет или на определенный сезон, разные для разных видов животных и растений. Следующим видом охраняемой территории является национальные парки. В мировой практике широко используется организации таких территорий, где на мало нарушенных ландшафтах сочетаются задачи охраны природы и контролируемого отдыха, чаще всего познавательного туризма. Обычно в национальных парках есть уникальные природные и другие объекты. В некоторых допускается ведение сельского хозяйства для местных нужд. Первый в мире Йеллоустонский национальный парк был создан в США в 1872 г. Крупнейшие по площади национальные парки расположены в Гренландии, Бостване. Канаде, Монголии и на Аляске. Всего в мире насчитывается более 2,5 тыс. крупных заповедников, резервантов, природных и национальных парков. Они занимают площадь свыше 4 млн. км, или 2,7% земной суши.

В настоящее время наряду с рассматриваемыми территориями начали выделять памятники природы, под которыми понимают достопримечательные участки территории или акватории с охраняемым ландшафтом (озеро, пойма, роща редких деревьев и т.д.) или отдельный охраняемый природный объект (водопад, пещера, уникальное дерево и т.д.). [12]

1.3 Культурно-исторические рекреационные ресурсы

В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационных потребностей некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

Памятники истории. К ним могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства.

Памятники археологии. Это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

Памятники градостроительства и архитектуры. Для них наиболее характерны следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты.

Памятники искусства. К ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Документальные памятники. Это акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы - движимые и недвижимые.

Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются.

Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.

Информативность культурно-исторических объектов для рекреационных целей может быть измерена количеством необходимого и достаточного времени на их осмотр. Можно выбрать 2 классификационных признака: степень организации объекта для показа и место положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа. Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения.

По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на интерьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта).[5, С.96-98]

Таким образом, рекреационные ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта.

Поскольку рекреационные ресурсы распределены на планете крайне неравномерно, все большее количество людей отправляется в путешествие с рекреационными целями и мотивами. Эти рекреационные путешествия (лечебные, оздоровительные, познавательные, спортивные) стали основой развития рекреационного туризма. Рекреационные аспекты всегда присутствуют и в деловых видах туризма (бизнес-туризме, конгресс-туризме, шопинг-туризме).

Глава 2. Рекреационные ресурсы США

.1 Оценка географического положения и общие сведения о стране

Понятие «Северная Америка» в социально-экономической географии включает в себя только США и Канаду. Этот регион занимает территорию 19,4 млн. км² с населением 300 млн. человек.

По размерам территории США занимает четвертое место среди стран мира. В их состав входят три части: основная территория (или собственно США), Аляска и Гавайские острова в Тихом океане.

Экономико-географическое положение США весьма выгодное. Это объясняется наличием широкого фронта морских границ, естественных гаваней и положением страны между двумя океанами. Сухопутные границы с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям, рекам и озерам, способствуя развитию торгово-экономических связей. По государственному строю США - федеративная республика, состоящая из 50 штатов.

По численности населения США занимает третье место в мире. Страна относится к первому типу воспроизводства, но 30% естественного прироста населения достигается за счет иммиграции. Массовая иммиграция сыграла решающую роль в формировании национального состава населения. В США живут представители различных этнических групп, которые ученые-этнографы объединяют их в три большие группы: американцы (потомки переселенцев разных национальностей), переходные иммигранты (люди сравнительно недавно переселившиеся в США), жители-аборигены. Национальный состав жителей определяет различие в вероисповедании.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!