Рембрант
РЕМБРАНДТ
Харменс ван Рейн
1606 - 1669
Голландия в 17-м веке была одной из самых богатых стран Европы. В её
столицу Амстердам стекались товары со всех концов мира. Разбогатевшие голландские
купцы и банкиры хотели, чтобы произведения искусства отражали всю их жизнь.
Живопись была в ту пору наиболее
популярным и развитым видом искусства. Каждый мало-мальски состоятельный
голландец считал картину лучшим украшением своего жилища. По словам современника,
в голландских городах «все дома были напичканы картинами».
Несмотря на то, что одни художники писали
в основном портреты, другие - жанровые сцены, третьи - натюрморты, четвертые -
пейзажи, все они стремились изображать окружающую жизнь реалистически:
правдиво, просто, без прикрас. Это им удалось, и многие из них прославились на
века.
Но как ни высоко было мастерство
голландских живописцев 17-го века, всех их превзошёл своим великим искусством
Рембрандт ван Рейн. Он велик удивительной простотой и человечностью. Средствами
живописи Рембрандт сумел, как никто до него, раскрыть внутренний мир человека,
его сложные душевные переживания.
Рембрандт родился в голландском городе
Лейдене в семье мельника. Отец хотел, чтобы он стал учёным, но юноша нашёл своё
призвание в живописи. Он переехал в Амстердам, и скоро к нему пришёл большой
успех .Ему заказывали много картин и портретов. Но шумная слава никогда не
привлекала Рембрандта. Он не стремился угождать богатым горожанам. И чем
серьёзнее и глубже становилось его искусство, тем меньше нравилось оно богатым,
самодовольным заказчикам.
. Он писал то, что наблюдал в жизни, и всё, что он
изображал, становилось необычайно поэтичным. Это чудо совершала кисть великого
мастера. В картинах Рембрандта господствует полумрак, и мягкий золотистый свет
выделяет из него фигуры. Сами краски, словно согретые внутренним теплом,
мерцают , как драгоценные камни. «Изгнание торгующих из храма" (1626
ДЕРЕВО, МАСЛО 43 х 33). было написано Рембрандтом в двадцатилетнем возрасте.
Некоторые черты этого произведения говорят о неопытности начинающего мастера,
хотя многое уже предвещает его будущие шедевры. Нетрудно заметить в картине
профессиональные огрехи: ошибки в перспективе и в пропорциях. Однако уже сам
выбор сюжета — свидетельство независимых устремлений молодого живописца.
Вопреки привязанностям большинства голландских живописцев к бытовому жанру, он
обращается к исторической картине на библейский сюжет и пишет ее с непривычным
для „малых голландцев" драматическим накалом страстей. Воссозданные на
полотне крайние эмоциональные состояния — страха, ужаса, гнева — свидетельство
раннего интереса художника к внутреннему миру чело века. Это несколько
гротескное заострение душевных проявлений и было исходной точкой в творческом
пути Рембрандта, который привел его в дальнейшем к открытию многоплановой жизни
человеческой души. Наконец, важно и то, что уже здесь молодой живописец
стремится к воссозданию не только характеров, но и нравственных проблем.
Изображая библейский сюжет изгнания Христом торговцев и менял из храма,
Рембрандт отстаивает мысль о несовместимости суетной погони за жизненными
благами с высоким предназначением человека.
Кухня" Рембрандта —
самый выдающийся рисунок голландской школы. С XVIII столетия до середины 1930-х
годов этот лист был известен под названием „Блинщица". Его новое
определение — „Кухня" — предложила В. М. Невежина, которая увидела в
композиции интерьер кухни в доме самого Рембрандта на улице Бестрат в
Амстердаме, а в главных персонажах рисунка — изображения Хендрикье Стоффельс и
ее маленькой дочери Корнелии.
Произведение зрелого Рембрандта, эта композиция
раскрывает его мастерство рисовальщика, его индивидуальное видение мира, его
ощущение жизни. Исполненный бистром в традиционной технике пера и размывки,
лист построен на сочетании немногих скупых линий и тонких переходов светотени.
Мерцающая, глубокая и прозрачная, она преобразует прозаическую сцену лиричный
образ.
Картины и гравюры Рембрандта
гораздо шире известны публике, нежели его рисунки, остававшиеся на протяжении
долгого времени предметом интересов небольшого круга собирателей и знатоков.
Между тем фигура Рембрандта-рисовальщика ни в чем не уступает
Рембрандту-живописцу или офортисту. Рисунки мастера, сохранившиеся в огромном
количестве — около 1700 листов, составляют автономную область его творчества. И
одной из самых замечательных особенностей рембрандтовских рисунков является их
способность делать зрителя свидетелем и соучастником рождения художественной
мысли гениального мастера. К числу таких листов относится и небольшая зарисовка
„Женщина с ребенком"(1650-е гг. БУМАГА, БИСТР, ПЕРО. 11,1 х 9,7). Исполненная
тростниковым пером, она сохраняет всю свободу и непосредственность мгновенного
наброска с натуры или по памяти, когда рука художника едва успевает наметить
главные линии. Вместе с тем в графических произведениях зрелого Рембрандта даже
самые, казалось бы, приблизительные очертания наделены огромной силой
обобщения. Может быть потому в маленьком наброске, принадлежащем музею, так
поражает умение передать несколькими штрихами не только позу и облик женщины,
но и душевное состояние и даже ту атмосферу любви и доверия, которая словно
окутывает ее и ребенка.
Рембрандт ценил в человеке не знатность,
не богатство, не внешнюю красоту, а способность мыслить, чувствовать,
переживать. Любимыми героями произведений Рембрандта были простые люди. На его
полотнах человек радуется, скорбит, печалится, страдает.
В необычайно волнующих и проникновенных
портретах Рембрандта как бы ощущаешь прожитую человеком жизнь. Изображая своих
близких, друзей, нищих, стариков, каждый раз с удивительной зоркостью передавал
он изменчивые душевные движения, живую трепетность выражений лица, смену
настроений.
Портрет пожилой женщины, по традиции (но без
достаточных оснований), именуемый „Портретом жены брата", написан
Рембрандтом в поздний период его творчества, когда были созданы самые
прославленные из его портретных работ. Моделями для многих из них служили либо
друзья художника, либо люди из близкого ему круга. В таких портретах исчезает
привычная дистанция, отделяющая художника от портретируемого, и между ними
устанавливается та степень доверительного взаимопонимания, которая составляет
основу для проникновенного раскрытия внутреннего мира модели. Среди
рембрандтовских портретов 1650-х годов портрет из нашего собрания выделяется
особой концентрированностью образного и композиционного замысла. Светом
выхвачены лишь лицо и верхняя часть фигуры; сложенные руки, обычно столь
выразительные у Рембрандта, спрятаны в рукава. Темно-красный платок,
обрамляющий голову, подчеркивает богатство пластической нюансировки лица и
одновременно усиливает впечатление отъединенности героини от окружающего, ее
полную погруженность в свой внутренний мир. Произведение это принадлежит к тому
типу рембрандтовских работ, которые называют портретами-биографиями. Женщина
изображена здесь в состоянии особой внутренней сосредоточенности, когда мысль и
чувство слиты воедино и размышление предстает в ореоле тончайших эмоциональных
оттенков, а глубокое переживание неотделимо от той мудрости, которая
воспринимается как итог прожитой жизни. И сама рембрандтовская живопись, его
знаменитая светотень — контрасты мрака и света, динамика их сложнейших градаций
от прозрачных теней до пламенеющих цветовых рефлексов — выступает как зримое
воплощение духовного богатства человеческой личности.
Одна из его поздних картин - «Возвращение
блудного сына». Здесь изображён человек, который когда-то покинул отчий дом и
после долгих лет скитаний, нищеты, унижений вернулся к отцу. И престарелый
отец, ослепший от горя, прощает его, обнимая дрожащими руками.
К самым значительным созданиям позднего пери ода его
творчества принадлежит картина „Артаксеркс, Аман и Эсфирь"(1660
ХОЛСТ, МАСЛО, 73 х 94).. Ее сюжет — эпизод библейской
легенды о царице Эсфири, обличившей перед своим супругом, персидским царем
Артаксерксом, коварные замыслы его приближенного Амана, грозившие уничтожением
целому народу. Скупые, но красноречивые жесты и позы персонажей раскрывают драматический
конфликт между ними. В картине царит напряженная атмосфера ожидания. Только что
закончила свое слово Эсфирь, Артаксеркс устремил взгляд перед собой, рука его
готова поднять жезл; под грузом обвинений согнулся Аман. Сжавшись, он ожидает
приговор царя. Торжество правды, осуждение зла, воодушевленность Эсфири и
подавленность Амана выражены в картине через сложные сопоставления света, тени
и цветовые оттенки. Фигура Эсфири озарена сиянием, ее одежда с длинным шлейфом
сверкает, как если бы она была покрыта драгоценны ми камнями. В глубокую тьму
погружен Аман. Рембрандт достигает удивительной глубины в передаче внутренней
жизни своих героев, их духовной энергии. В напряженной эмоциональной среде
картины оттенки света и цвета воспринимаются как аналоги духовных и этических
ценностей.
Рембрандт был не только живописцем, но и
выдающимся мастером офорта.
Рембрандт Харменс ван Рейн последние годы
жил в нищете, забытый всеми. Никто из богатых заказчиков и не вспоминал уже о
великом голландском художнике. В беднейшем квартале Амстердама нередко
встречали его - одинокого старика, чья ветхая одежда была запачкана красками.
Но суровые жизненные испытания не сломили его. Он продолжал упорно работать и
писал так, как подсказывало ему сердце