Стратегическое планирование в регионе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,28 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегическое планирование в регионе














Тема

«Стратегическое планирование в регионе»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНА

1.1 Сущность стратегического планирования

1.2 Методика стратегического планирования развития регион

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Методы стратегического планирования регионального развития

.2 Стратегическое планирование социально-экономического развития Иркутской области

ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области

.2 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Процесс стратегического планирования является очень динамичным, в той или иной форме объединяет все другие функции управления, так как стратегическое планирование предопределяет практическое действие членов трудового коллектива, каждого работника в отдельности и коллектива в целом.

Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Объектом исследования является стратегическое планирование.

Предметом исследования в данной курсовой работе является стратегическое планирование и методы его исследования в Иркутской области.

Целью исследования является анализ и изучение стратегического планирования Иркутской области.

Задачи исследования:

. Проанализировать теоретические аспекты стратегического планирования региона.

2. Провести анализ методов стратегического планирования Иркутской области.

3. Обосновать необходимость внедрения современных методов стратегического планирования развития Иркутской области.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Гранберга Л. Г., Ларина Н.И.

В работе использован метод анализа и статистический метод.

Информационная база представлена научной литературой по теме исследования, учебной литературой и электронными ресурсами.

Практическая значимость состоит в том, внедрение в практику стратегического планирования в Иркутской области позволит повысить эффективность управления региональным развитием, положительно повлиять на все сферы жизни населения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНА

1.1 Сущность стратегического планирования

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Процесс стратегического планирования, является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

Питер Лоранж видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов. Этот процесс включает в себя распространение ограниченных организационных ресурсов: фонды, дефицитные управленческие таланты и управленческий опыт. (Разбиение большой компании на несколько более мелких, с целью сокращения числа менеджеров и общефирменного персонала. Сэкономленные деньги заново инвестируются в данные отделения).

Адаптация к внешней среде. Охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с её окружением.

Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям (при помощи анализа внешней среды организация создаёт перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается), выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Создание новых благоприятных условий посредством разборки более совершенных производственных систем, путём взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

Внутренняя координация. Координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Осознание организационных стратегий. Осуществление систематического развития мышления менеджеров путём формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Учась на прошлом опыте стратегических решений, персонал фирмы повышает свой профессионализм, правильно корректирует стратегическое направление своей организации.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Однако, на личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь, сочетать личные планы со стратегией организации.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Модель стратегического планирования не может быть единообразной, так как природа организаций очень разнообразна.

В России перспективное планирование рассчитывается на среднесрочном планировании из-за предельно высокой неопределённости будущего.

1.2 Методика стратегического планирования развития региона

Стратегический план развития региона - это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание следующих аспектов деятельности по развитию региона: постановка целей развития региона; определение пути достижения поставленных целей; анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов; разработка методов организации движения по избранным направлениям; использование ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей; определение способов использования ресурсов.

Стратегический план социально - экономического развития региона позволяет его администрации и всему региональному сообществу действовать совместно. Стратегический план - это документ не исключительно администрации, а в большей мере всех участников процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников процесса.

К основным характеристикам стратегического плана развития региона относятся следующие:

выделение сильных и слабых сторон региона, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона, прежде всего по созданию лучших условий жизни людей;

краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

партнерское взаимодействие всех региональных сил. План представляет собой не директиву, а скорее компиляцию разумных рекомендаций в адрес администрации со стороны предпринимателей и населения. План должен стать своеобразным соглашением относительно специфических мер стратегического характера, которые важны и для производства, и для жителей региона.

Цикл стратегического планирования региона можно представить в следующем виде:

. Определение целей развития

Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону намного больше пользы, чем финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности.

Главная цель развития любого региона - устойчивое улучшение качества жизни всех категорий жителей. Данная цель может быть выражена более подробно через характеристики и параметры развития региона как многофункционального, интегрированного в российскую и мировую экономику и предоставляющего благоприятную внешнюю среду для жизни и экономической активности.

. Анализ внешней среды развития региона

Анализируются ключевые социально - экономические параметры внешней среды (динамика ВВП, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспектива экономического роста), проводится сравнительный анализ экономического развития.

Анализ внешних и внутренних факторов позволяет определить отрасли и виды деятельности, которые могут дать региону существенное развитие, и сформулировать соответствующие меры, которые могут эффективно реализовать имеющийся потенциал.

. Анализ потенциала развития региона

С помощью количественного и качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные).

Выбор стратегии развития региона в значительной степени определяется состоянием его социально - экономического потенциала.

. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ

На этой стадии стратегического планирования:

рассматриваются возможности использования имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры);

определяются результаты осуществления предшествующих программ социально-экономического развития региона;

выявляются причины успехов и провалов предыдущих шагов по управлению региональным экономическим развитием.

. Разработка концепции и стратегии развития

. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии

На основе сформированных концепции и стратегии социально - экономического развития разрабатывается план конкретных действий.

Стандартный план конкретных действий включает в себя задачи с указанием срока их решения, ответственных лиц, ожидаемых результатов, размеров и источников финансирования, способов промежуточного контроля и обратной связи. Весьма важным аспектом этой стадии стратегического планирования является анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением плана.

. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения

Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянного мониторинга социально - экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффективности и результативности, принятых мер.

Планирование социально - экономического развития региона - это непрерывный процесс, в рамках которого принимаются любые, в том числе тактические, текущие решения. Наличие долгосрочного плана развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе.

Таким образом, стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Питер Лоранж видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Стратегический план социально - экономического развития региона позволяет его администрации и всему региональному сообществу действовать совместно. Стратегический план - это документ не исключительно администрации, а в большей мере всех участников процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников процесса. Цикл стратегического планирования региона можно представить в следующем виде: определение целей развития; анализ внешней среды развития региона; анализ потенциала развития региона; использование имеющихся и создание новых местных преимуществ; разработка концепции и стратегии развития; разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии; анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянного мониторинга социально - экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффективности и результативности, принятых мер.

Планирование социально-экономического развития региона - это непрерывный процесс, в рамках которого принимаются любые, в том числе тактические, текущие решения. Наличие долгосрочного плана развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Методы стратегического планирования регионального развития

В начале 90-х годов, с переходом к рыночной либерализации, произошел распад системы жесткого централизованного контроля за экономикой и отмирание отраслевых управленческих вертикалей. На федеральном уровне было начато активное использование практики программирования регионального развития.

На начало 2003 г. утвержденные и реализуемые федеральные программы делятся на 4 группы:

. Программы, охватывающие территории макрозон и экономических районов. К ним относятся Президентская программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, Программа «Сибирь» (основные направления экономического и социального развития Сибири), Программа развития Северного Кавказа.

. Программы экономического и социального развития субъектов федерации. Они охватывают большинство республик, многие депрессивные, слаборазвитые, а также приграничные края, области, автономные округа.

. Программы развития проблемных территорий, захватывающих частично несколько субъектов федерации. Характерным примером является программа преодоления последствий подъема уровня Каспийского моря.

. Программы развития проблемных территорий, являющихся частью одного субъекта федерации, но имеющих важное значение для всей национальной экономики.

Принципы разработки и реализации региональных программ на практике осуществляются с большими трудностями. Главная из них - хронически недостаточное финансирование.

Каждая программа принимается вместе с расчетами потребностей в финансовых ресурсах на отдельные мероприятия и в целом, распределенными по годам. Государственные заказчики программ ежегодно представляют бюджетные заявки на финансирование части расходов из федерального бюджета. В федеральном бюджете на 2003 г. ассигнования были выделены более чем 40 федеральным программам социально-экономического развития регионов.

Организация и механизмы реализации региональных программ требуют значительного усовершенствования. Наряду с ослаблением и устранением отмеченных недостатков необходим ряд мер, которые вполне возможно осуществить в ближайшее время.

При разработке региональных программ необходимо ужесточить требования к целям, структуре, составу мероприятий, освобождаясь от непрограммных излишеств, сосредотачиваясь на мероприятиях, дающих наибольшие мультиплицирующие эффекты для экономики региона. Следует стремиться к тому, чтобы программа по мере ее развертывания переходила на режим самофинансирования и саморазвития, т.е. реализуемые мероприятия должны создавать средства для последующих мероприятий программы.

Эффективность всей деятельности по разработке и реализации программ усилится в случае принятия закона о федеральных программах регионального развития.

Опыт разработки и реализации программ показал, что наряду с положительными моментами развития регионов в них имеется много недостатков, таких, как размытость целей и неконкретность задач, отсутствие конкурсных процедур отбора программных мероприятий и ответственности за выполнение программ и т.д. Хроническое недофинансирование программ является и следствием, и причиной этих недостатков.

В октябре 2004 года была разработана федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов РФ» (2005 - 2010 годы, до 2015 года). Целью программы являлось сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов РФ, уменьшение разрыва по основным показателям социально - экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 - в 2 раза. Общий объем финансирования программы составил 66 323,3 млн. рублей.

В 2008 г. Министерство регионального развития опубликовало «Концепцию стратегии социально - экономического развития регионов РФ». Этот документ стал первой разработкой Федерального центра в области региональной политики. В «Концепции социально - экономического развития регионов РФ» намечен переход от политики «выравнивания» к политике «поляризованного развития».

Основные моменты в политике «выравнивания»:

поддержка регионов, исходя из усредненного по стране социально-экономического потенциала;

сохранение традиционной административно-территориальной структуры;

равномерное распределение капвложений между территориями, нуждающимися в поддержке.

Политика поляризованного развития:

создание регионов распространяющих экономический эффект на остальные территории;

укрупнение юрисдикции для выделения опорных регионов, признание за ними особого статуса;

направление капвложений на развитие связанности регионов с глобальной экономикой и друг с другом, выделение средств на конкурсной основе.

Иркутская область соответствует большинству перечисленных критериев. Прослеживается устойчивый рост грузопотоков; на территории области действуют НИИ и ВУЗы федерального значения; регион располагает высоким научно-техническим и кадровым потенциалом. Начинает налаживаться диалог власти, бизнеса и общества. Подтвержденные запасы месторождения достаточны как для удовлетворения внутреннего спроса, так и для реализации экспортного проекта. Поэтапная разработка месторождения повысит конкурентоспособность всех регионов Восточной Сибири, улучшит качество жизни населения огромной территории, будет работать на развитие региональных химических и нефтехимических кластеров.

2.2 Стратегическое планирование социально экономического развития Иркутской области

После относительно недолгого перерыва девяностых годов активизировалась работа по созданию планово - прогнозных документов, разрабатываемых и принимаемых на уровне субъектов Федерации и призванных влиять на развитие региона.

При разработке документов во всех регионах применялись некоторые элементы технологии стратегического планирования. Иркутская область, формируют бюджет в соответствии со стратегическим планом и реализуют проекты и программы, предусмотренные стратегией.

Что касается согласования стратегий разных уровней, то почти во всех регионах существуют муниципальные образования, разрабатывающие и выполняющие свои стратегические планы, причем в Иркутской области таких муниципальных образований было больше половины их общего количества.

По итогам обзора были сделаны следующие выводы:

стратегический план или близкие по замыслу документы были разработаны почти во всех обследованных регионах;

во многих регионах не хватало специальных знаний для разработки стратегического плана, поэтому стратегический план подменяется другими документами несколько иного качества и содержания;

не все регионы четко представляют себе пути достижения поставленных целей, как, собственно говоря, и сами цели;

выполнение выработанного плана контролируется во всех регионах. Во многих регионах созданы специальные подразделения для разработки, выполнения и мониторинга стратегии.

разработка стратегии признается полезным инструментом также для согласования всей системы планово-прогнозных документов регионального и муниципального уровней.

В Иркутской области первым стратегическим документом можно считать Схему развития и размещения производительных сил Иркутской области на 1993 - 2003 гг. Данный документ обосновывает территориальную стратегию рационального освоения и использования ресурсного потенциала, развития и размещения комплексов взаимоувязанных производств на перспективу с целью повышения их эффективность.

В 2005 году была принята Программа социально - экономического развития области до 2008 года.

Эта Программа по сути своей являлась комплексным стратегическим документом, определяющим развитие области на среднесрочную перспективу.

В основе разработки Программы лежал анализ социально - экономического развития области в динамике за несколько лет и в сравнении с динамикой развития регионов Сибирского федерального округа и Российской Федерации в целом.

Укрупненно вся социально - экономическая политика, проводимая администрацией области в соответствии с Программой, была разделена на пять основных направлений: социальная политика, экономическая политика, финансовая политика, инвестиционная политика и региональная политика. В рамках перечисленных направлений были обозначены конкретные разделы.

В 2006 году производственные организации области не смогли в полной мере реализовать поставленные перед ними задачи, несмотря на то, что при разработке Программы промышленные организации самостоятельно принимали на себя повышенные обязательства по достижению высоких темпов экономического роста. Произошел в работе легкой промышленности, снижение объемов производства отмечено также в электроэнергетике, угольной и пищевой промышленности.

В 2007 году при доработке Программы в рамках рабочей группы была достигнута договоренность о необходимости выделения в самостоятельное приложение основных 32 индикаторов социально - экономического развития.

По ряду экономических показателей наблюдалось некоторое отставание от программных ориентиров, связанное с конъюнктурой на мировом рынке.

год стал заключительным в реализации «Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2005 - 2008 годы». Основные итоги реализации Программы в 2008 году свидетельствовали о выполнении поставленной социальной задачи - росте уровня и качества жизни населения, который был обеспечен в основном за счет роста уровня оплаты труда. Рост заработной платы носил интенсивный характер и сопровождался ростом производительности.

Исходя из этих условий, а также в связи с вступлением А.Г. Тишанина в должность Губернатора Иркутской области, была разработана и утверждена Законом области от 26 октября 2009 г. «Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2009 - 2010 годы».

В новой Программе основной целью развития области было определено обеспечение устойчивого экономического и социального роста на основе мощной высокотехнологичной индустриальной базы по производству инновационной продукции. Программа предусматривает, что область должна стать опорным субъектом Российской Федерации на востоке Российской Федерации.

Перспективное развитие области может проходить по одному или комбинации трех основных сценариев, которые отличаются темпами экономического роста региона. Ориентиром был принят стратегический сценарий, предусматривающие наиболее интенсивный экономический рост, на основе развития высокотехнологичных производств.

В 2009 году Институтом региональной политики была разработана стратегия социально - экономического развития объединенной Иркутской области на период до 2010 и на перспективу до 2020 года.

В данной стратегии выделяются следующие разделы:

Социально - экономическое положение региона и условия реализации стратегии, стратегические направления и принципы социально -экономического развития, развитие ключевых отраслей экономики и крупнейшие инвестиционные проекты, развитие инфраструктуры, создание условий для развития инновационной экономики, социальная политика, региональные аспекты развития объединенной Иркутской области.

К числу ключевых отраслей экономики объединенной Иркутской области, имеющих наилучшие шансы для своего развития, в стратегии развития объединенной области были отнесены: все основные подотрасли топливной промышленности - нефтяная, газовая, угольная; химическая и нефтехимическая промышленность; черная металлургия; цветная металлургия, представленная алюминиевой промышленностью и золотодобычей; лесной комплекс; туристско -рекреационный комплекс.

По мнению разработчиков уже к 2010 году начнет изменяться структура экономики Иркутской области, в 2020 году она станет принципиально иной, в том числе более диверсифицированной, что создаст условия для последующего устойчивого экономического роста региона.

Стратегия и Программа социально - экономического развития Иркутской области будут разрабатываться с учетом формирования на территории региона Иркутской агломерации, объединяющей города Иркутск, Ангарск и Шелехов. В частности, в Стратегии будут определены перспективы и условия развития агломерации.

В заключении можно сказать что, на федеральном уровне было начато активное использование практики программирования регионального развития. Каждая программа принимается вместе с расчетами потребностей в финансовых ресурсах на отдельные мероприятия и в целом, распределенными по годам. Государственные заказчики программ ежегодно представляют бюджетные заявки на финансирование части расходов из федерального бюджета. При разработке региональных программ необходимо ужесточить требования к целям, структуре, составу мероприятий, освобождаясь от непрограммных излишеств, сосредотачиваясь на мероприятиях, дающих наибольшие мультиплицирующие эффекты для экономики региона. В 2005 году была принята Программа социально - экономического развития Иркутской области до 2008 года. Эта Программа по сути своей являлась комплексным стратегическим документом, определяющим развитие области на среднесрочную перспективу. В основе разработки Программы лежал анализ социально - экономического развития области в динамике за несколько лет и в сравнении с динамикой развития регионов Сибирского федерального округа и Российской Федерации в целом. Была разработана и утверждена «Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2009 - 2010 годы». В новой Программе основной целью развития области было определено обеспечение устойчивого экономического и социального роста на основе мощной высокотехнологичной индустриальной базы по производству инновационной продукции. Программа предусматривает, что область должна стать опорным субъектом Российской Федерации на востоке Российской Федерации. Перспективное развитие области может проходить по одному или комбинации трех основных сценариев, которые отличаются темпами экономического роста региона. Ориентиром был принят стратегический сценарий, предусматривающие наиболее интенсивный экономический рост, на основе развития высокотехнологичных производств. В 2009 году Институтом региональной политики была разработана стратегия социально - экономического развития объединенной Иркутской области на период до 2010 и на перспективу до 2020 года.

экономический стратегический планирование регион кластерный

ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально экономического развития Иркутской области

Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общность деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Кластеры отличаются по своим размерам, широте охвата и уровню развития. Некоторые кластеры состоят в основном из малых и средних предприятий. Другие включают как крупные, так и мелкие фирмы. Одни кластеры ориентируются на исследовательские возможности университетов, в то время как другие не имеют существенных связей с университетами. Эти различия в природе кластеров отражаются в структурах отраслей, образующих кластер.

Восприятие группы компаний и организаций как кластера позволяет выявить благоприятные возможности для координации действий и благотворного взаимного воздействия в сферах общих интересов. Кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными компаниями и их поставщиками, с правительством, а также другими вовлеченными институтами. Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим фирмам.

Основные черты кластерного подхода: поддержка уже имеющихся кластеров, а не создание новых; развитие всех, а не только избранных кластеров; признание ведущей отрасли кластера в качестве приоритетного направления развития экономики страны; устранение барьеров на пути развития кластеров; поддержка кластеров на основе равноправного партнерства бизнеса и власти.

Кластеры играют важную роль в экономике региона. Когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. Успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данного экономического субъекта. В итоге формируется кластер.

Кластер не является простой суммой своих отдельных частей, ему присущ синергетический эффект. В процессе развития кластера экономические ресурсы начинают притекать к нему из изолированных отраслей, которые не могут использовать их столь же продуктивно.

Именно поэтому выявление в экономике области существующих и потенциально возможных кластеров, а также оказание государственной поддержки их развитию является необходимым условием дальнейшего развития экономики региона. Отличие кластерного анализа от традиционного анализа секторов экономики состоит в том, что при анализе кластеров прослеживаются цепочки формирования добавленной стоимости, производства и реализации продукта и выделяются участвующие в этом структуры.

В Иркутской области администрацией принято решение о начале работы по объединению предприятий перспективных отраслей промышленности с использованием классического кластерного подхода.

Были выделены 5 стадий формирования кластера:

Первая стадия включает в себя набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса:

выявить «критическую массу» малых и средних предприятий, решающих сходные проблемы в бизнесе;

достичь понимания ими преимуществ кластера;

сформировать группу сторонников объединения деловых усилий.

В этот период инициатор проводит публичные масштабные встречи всех заинтересованных лиц, на которых представляются преимущества сетевой организации бизнеса и определяются ее возможные приложения.

Вторая стадия. Как только группа бизнесменов, готовых к совместной деятельности, создана, выполняется анализ проблем всех участников группы, выявление причин их возникновения. Затем формулируются задачи совместной деятельности, достаточно простые, понятные и соответствующие установленным целям группы. Одновременно группа определяет свой юридический статус и формирует внутренние организационные принципы.

Третья стадия. На стадии пилотного проекта в реальных условиях отрабатывается технология взаимодействия внутри образованного кластера. Такими проектами могут быть совместная организация выставок, ярмарок, совместная закупка сырья и подготовка общего каталога продукции и т. п. Пилотные проекты призваны, с одной стороны, показать эффективность кластера предприятий в краткосрочном периоде и, с другой - воодушевить участников формирующегося кластера на долгосрочное сотрудничество.

Четвертая стадия. Успешная реализация пробных проектов открывает дорогу к следующему этапу, к разработке проектов стратегического характера, позволяющих достичь необходимого уровня специализации и разделения труда в кластере. На этой стадии вероятны также объединение ресурсов, создание новых предприятий, внедрение оригинальных технологий и подготовка общего для кластера локального бренда.

Пятая стадия. На заключительной стадии кластер предприятий выходит на необходимый уровень самостоятельности и независимости, когда поддержка его со стороны становится неактуальной. Конкуренция между членами кластера предприятий часто бывает достаточно жесткой. Но это не является отталкивающим фактором при совместном создании инфраструктуры, взаимодействии с поставщиками, выходе на новые рынки.

В Иркутской области необходимо формирование следующих полноценных кластеров:

. Лесопромышленный - по принципу технологической цепочки. Лесопромышленный кластер объединяет: заготовку леса, деревообработку, целлюлозно-бумажную промышленность, биохимическое производство.

. Нефтехимический - по принципу технологической цепочки. Нефтехимический кластер включает переработку нефти и химические производства.

. Туристский - по принципу уникальности природных ресурсов оз. Байкал и общности предоставляемых услуг. Туристический кластер включает сеть туроператоров, гостиницы, санатории, курорты, турбазы, предприятия общественного питания и аттракции.

. Агропромышленный - по принципу общности продукции и рынка поставщиков ресурсов. Агропромышленный кластер объединяет сельскохозяйственные организации, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Создание агропромышленного кластера с учетом ресурсов Усть - Ордынского округа - это вопрос стратегический.

. Строительный кластер - по принципу общности продукции и рынка сбыта. Хотя существует целый ряд строительных компаний, предприятий промышленности строительных материалов, проектных и научно-исследовательских организаций, успешно работающих на региональном рынке, строительный кластер весьма далек от полноценной кластерной структуры.

Формирование перечисленных кластеров должно повысить конкурентоспособность региона, и, следовательно, способствовать социально-экономическому развитию.

3.2 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально экономического развития Иркутской области

Для того чтобы оценить насколько эффективно реализуется стратегический план, необходимо сверить прогнозные показатели с реальными.

Традиционные методы и модели прогнозирования региональной экономики имеют исследовательский характер, и они мало ориентированы на практическое использование. Поэтому в прогнозировании социально-экономического развития необходимо применение современных методов.

В Иркутской области в 2009 году началась реализация проекта регионального Форсайта.

Форсайт - это предвидение или активный прогноз, который включает элементы активного влияния на будущее. Форсайт - организованная как систематический процесс, попытка заглянуть в будущее науки, технологии, экономики и общества с целью оценки научных и технологических достижений и определения важнейших направлений стратегических исследований и сфер, где могут появиться технологии, способные принести наибольшие выгоды обществу.

Необходимость Форсайта в регионе обусловлена следующим:

усиливающейся конкуренцией в мире и в стране;

ограничением государственного финансирования;

возрастающей сложностью решаемых в регионе проблем;

повышением роли научной и технологической компетенции при выборе и осуществлении инвестиционных проектов в регионе;

потребностью учета интересов всех групп интересов региона - бизнеса, населения, власти при определении направлений развития и достижения согласия в этих интересах;

необходимостью доведения разработок ученых региона и страны до практики.

Форсайт решает главную задачу регионального развития сегодняшнего дня - повышения конкурентоспособности региона.

В проведении Форсайта Иркутской области участвуют:

организационная группа, утвержденная Губернатором;

заказчик и инициатор Форсайта, которым выступает областная администрация;

головная научная организация, в обязанности которой входит работа с экспертами и предпринимательскими кругами; в Иркутской области это созданное на базе классического университета - Иркутского государственного университета - научно - методическое объединение «Форсайт»;

временные группы экспертов, привлекаемые для проведения опросов, обсуждения доклада и результатов Форсайта.

В Форсайте применяются следующие основные методы: метод «мозгового штурма», экспертных оценок, метод Дельфи. Также используются свободные обсуждения на семинарах, конференциях, круглых столах; проводятся деловые игры. Форсайт - это творческий инновационный процесс, который развивается в ходе своего проведения. Поэтому технология Форсайта уточняется под конкретную задачу, и состав мероприятий постоянно дополняется.

Наиболее важная часть Форсайта - подготовка итогового доклада о видении Иркутской области в 2030 г., включающего определение перспективных направлений и технологий в разных сферах жизни региона и учитывающего экспертные мнения всех участников Форсайта. Работа по подготовке доклада проводится в течение всего цикла Форсайта.

Другие мероприятия проводятся для того, чтобы ознакомить население с программой Форсайта, вовлечь в него широкие слои наиболее квалифицированных экспертов, выявить и сформировать проблематику Форсайта, получить экспертные мнения разных слоев регионального сообщества по поводу обсуждаемого видения региона в 2030 году.

С помощью Форсайта существенно повышается качество стратегического планирования. Форсайт позволит достичь определенного видения развития области на 20-30 лет вперед.

Таким образом, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общность деятельности и взаимодополняющих друг друга. Основные черты кластерного подхода: поддержка уже имеющихся кластеров, а не создание новых; развитие всех, а не только избранных кластеров; признание ведущей отрасли кластера в качестве приоритетного направления развития экономики страны; устранение барьеров на пути развития кластеров; поддержка кластеров на основе равноправного партнерства бизнеса и власти. Форсайт - это предвидение или активный прогноз, который включает элементы активного влияния на будущее. Форсайт - организованная как систематический процесс, попытка заглянуть в будущее науки, технологии, экономики и общества с целью оценки научных и технологических достижений и определения важнейших направлений стратегических исследований и сфер, где могут появиться технологии, способные принести наибольшие выгоды обществу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс стратегического планирования является очень динамичным, в той или иной форме объединяет все другие функции управления, так как стратегическое планирование предопределяет практическое действие членов трудового коллектива, каждого работника в отдельности и коллектива в целом. Питер Лоранж видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение. Планирование социально - экономического развития региона - это непрерывный процесс, в рамках которого принимаются любые, в том числе тактические, текущие решения. Наличие долгосрочного плана развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе.

На начало 2003 г. утвержденные и реализуемые федеральные программы делятся на 4 группы: программы, охватывающие территории макрозон и экономических районов; экономического и социального развития субъектов федерации; программы развития проблемных территорий, захватывающих частично несколько субъектов федерации; программы развития проблемных территорий, являющихся частью одного субъекта федерации, но имеющих важное значение для всей национальной экономики. В октябре 2004 года была разработана федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов РФ» (2005 - 2010 годы, до 2015 года). Целью программы являлось сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов РФ, уменьшение разрыва по основным показателям социально - экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 - в 2 раза. 2008 год стал заключительным в реализации «Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2005 - 2008 годы». Основные итоги реализации Программы в 2008 году свидетельствовали о выполнении поставленной социальной задачи - росте уровня и качества жизни населения, который был обеспечен в основном за счет роста уровня оплаты труда. Рост заработной платы носил интенсивный характер и сопровождался ростом производительности.

Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общность деятельности и взаимодополняющих друг друга. В Иркутской области администрацией принято решение о начале работы по объединению предприятий перспективных отраслей промышленности с использованием классического кластерного подхода. В Иркутской области необходимо формирование следующих полноценных кластеров: лесопромышленный, нефтехимический, туристский, агропромышленный, строительный кластеры. Формирование перечисленных кластеров должно повысить конкурентоспособность региона, и, следовательно, способствовать социально-экономическому развитию. В Иркутской области в 2009 году началась реализация проекта регионального Форсайта. Форсайт - это предвидение или активный прогноз, который включает элементы активного влияния на будущее. В проведении Форсайта Иркутской области участвуют:

организационная группа, утвержденная Губернатором;

заказчик и инициатор Форсайта, которым выступает областная администрация;

головная научная организация, в обязанности которой входит работа с экспертами и предпринимательскими кругами;

временные группы экспертов, привлекаемые для проведения опросов, обсуждения доклада и результатов Форсайта.

Наиболее важная часть Форсайта - подготовка итогового доклада о видении Иркутской области в 2030 г., включающего определение перспективных направлений и технологий в разных сферах жизни региона и учитывающего экспертные мнения всех участников Форсайта. Работа по подготовке доклада проводится в течение всего цикла Форсайта. С помощью Форсайта существенно повышается качество стратегического планирования. Форсайт позволит достичь определенного видения развития области на 20-30 лет вперед.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые документы

1. Постановление Правительства РФ о «Федеральной программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ» от 11.10.2001 № 717. - М.: Закон, 2001.

Специальная литература

2. Белоусов, В.М. Регулирование экономики и региональный менеджмент / В.М. Белоусов. - М.: Феникс, 2007. - 662 с.

. Бутов, В.И. Основы региональной экономики / В.И. Бутов. - М.: «МарТ», 2006. - 448 с.

. Волков, Ю.Г. Регионоведение / Ю.Г. Волков. - М.: ЭКСМО, 2007. - 342 с.

. Видянин, В.И. Региональная экономика. Учебник / В.И. Видянин. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 686 с.

. Гладкий, Ю.Н. Экономическая география России / Ю.Н. Гладкий. - М.: Гардарика, 2007. - 752 с.

. Гладкий, Ю.Н. Основы региональной политики / Ю.Н. Гладкий. - СПб.: ИУЭ, 2006. - 659 с.

. Гранберг , Л. Г. Основы региональной экономики / Л.Г. Гранберг. - М.: ЭКСМО, 2007. - 452 с.

. Гутман, Г.В. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 187 с.

. Ионцев, В.А. Демографический фактор в социально-экономическом развитии региона / В.А. Ионцев. - М.: ТЕИС, 2006 . - 273 с.

. Игнатова, Т.В. Региональные стратегии и технологии экономического развития / Т.В.Игнатова. - Ростов-на-Дону: изд-во СКАГС, 2007. - 581с.

. Кузнецов, Н. Г. Региональная экономика / Н.Г. Кузнецов. - М.: Проспект, 2006. - 349 с.

. Ларина, Н.И. Региональная политика в странах с рыночной экономикой / Н.И. Ларина. - М.: Проспект, 2006. - 321 с.

. Лычкина, Н.Н. Системы принятия решений в задачах социально-экономического развития регионов / Н.Н. Лычкина. - М.: Амалфея, 2005. - 142 с.

. Преображенский, Б.Г. Региональная социально-экономическая политика: теория, мировая и российская практика / Б.Г. Преображенский. - М.: Научная книга, 2005. - 344 с.

. Рисин, И.И. Региональная социально-экономическая политика: содержание и механизмы реализации / И.И. Рисин. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 132 с.

. Рисип, И.Е. Стратегическое планирование регионального развития в мировой и российской практике / И.Е. Рисип. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. - 210 с.

. Россейкина, Е.Л. Региональная экономика и управление / Е.Л. Россейкина. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. - 109 с.

Периодическая печать

. Гранберг, А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации / А. Гранберг // Вопросы экономики. - 2005. - № 9. - С. 21-22.

. Ларина, Н.И. Воспроизводственный аспект в региональной политике / Н.И. Ларина // Регион: экономика и социология. - 2006. - №3. - С. 39-44.

. Напреенко, В.Г. Моделирование региональной экономики: новый уровень качества и безопасности / В.Г. Напреенко //Финансы, экономика, безопасность. - 2005. - №4. - С. 34-38.

. Нехаев, С.А. Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики С.А. Нехаев Вопросы экономики. - 2005. - № 7. - С. 13-17.

. Смирнов, Е.П. Проект «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России» Е.П. Смирнов Российская муниципальная практика. - 2006. - № 2. - С. 12-16.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!