Наряду с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах
вельмож Ахетатона сохранились и другие эпизоды семейной жизни царя
и царицы — уникальные изображения царских обедов и ужинов.
На стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити,
рядом — приехавшая с визитом вдовствующая царица-мать Тейе.
Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами,
сосуды с вином. Пирующих развлекает женский хор и музыканты,
суетятся слуга. Три старшие дочери — Меритатон, Макетатон
и Анхесенпаатон — присутствуют на торжестве.
|
|
Одна лишь Меритатон участвует в сцене парадного выезда родителей
в город: воспользовавшись тем, что родители увлеклись беседой,
девочка подгоняет тростью и так уже мчащуюся лошадь.
Щедрость таланта, с которой художники выполнили
эти удивительные рельефные композиции, дает нам уникальную возможность
хотя бы на мгновение почувствовать реальную атмосферу, окружавшую
царя и царицу, живших 3400 лет тому назад.
Эта умопомрачительная цифра становится еще менее реальной, когда
смотришь на краски сохранившихся росписей, которые, кажется, только
вчера закончил живописец.
Однако сама религиозная реформа — суть жизни солнечной четы —
простыми египтянами принята не была. Поправший устои предков царь
оказался в изоляции, окруженный восхвалениями и лестью
«новой знати» — вельмож, обязанных реформатору своим фантастическим
возвышением порой из самых низших слоев общества. Древняя религия,
всегда являвшаяся основой египетской цивилизации, продолжала существовать
в подполье. Даже в самом Ахетатоне, в своих домах простые
горожане продолжали почитать Исиду, Беса, Таурт — хранителей дома,
материнства, семейного благополучия. О крайне неоднозначном отношении
к царю и царице в обществе говорит поразительная
находка — модель царской колесницы, запряженная обезьянами,
с обезьяной-возничим и сопровождающей его мартышкой...
Счастье продолжалось недолго. На 12-м году правления Эхнатона
и Нефертити скончалась принцесса Макетатон. На стене усыпальницы,
приготовленной в скалах для царской семьи, изображено отчаяние
супругов на ложе распростерта мертвая девочка. Рядом замерли
родители — отец с заломленной над головой рукой, а другой
рукой схвативший за руку жену, и мать, прижавшая руку к лицу,
словно еще не верящая своей утрате. Пожилая нянька умершей
рвется к телу любимицы, ее удерживает молодая служанка.
Сцена смерти Макетатон по силе переданных чувств, бесспорно,
относится к шедеврам египетского рельефа. Вскоре скончалась
и царица-мать Тейе.
Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни
Нефертити. У той, кого современники называли «красавицей,
прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной
восхвалений... преисполненной красотами», появилась соперница. Конечно,
у каждого египетского царя было множество жен, однако разница
в статусе между «великой царской супругой» и дамами из гарема
была колоссальна. Именно с этого момента все внимание Эхнатона было
сосредоточено на второстепенной супруге по имени Кийа. Возможно,
Кийа не была египтянкой. Еще при Аменхотепе III в Египет
в качестве «залога» политической стабильности в межгосударственных
отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее,
принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен
роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. На изображениях пиров
она, практически ставшая соправителем, иногда показана в короне царя!
Вероятно, Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона,
ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.
Между
тем Нефертити оказалась в опале и провела остаток дней в одном
из второстепенных дворцов столицы. Одна из статуй,
обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса, показывает Нефертити
на склоне лет.
|