Репин Илья Ефимович
Направление № 5
Из истории развития русской культуры IX – XIX в.в.
РЕПИН Илья Ефимович
Реферат
Ученика
Школа № 244
Кировского района
г. Санкт-Петербурга
Сафронова Алексея
Научный руководитель:
Краморенко В.Г.
План реферата.
1.
Молодые годы
Репина
2.
Репин как
художник
РЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844,
Чугуев, ныне Харьковской обл.,—29.9. 1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино
Ленингр. обл.], русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в
Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (кон. 1863) у Р.
К. Жуковского и И.Н. Крамского и в Петербургской Академий Художеств [1864—71; в
1873—76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Чл. Товарищества
передвижных художеств, выставок. Действительный. член Петербургской Академий
Художеств (1893). В годы учёбы Репин И.Е.. сблизился с оказавшими на него
большое влияние И.Н. Крамским и др. членами Артели художников, а также с
В.В.Стасовым; познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал
убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Репин И.Е. работает над учебными
академическими произведениями и одновременно, вне стен Академии Художеств —
над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических
произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться
жизненности образов, выразительности, психологической характеристики
действующих лиц («Воскрешение дочери Иаира», 1871, Русский музей, Ленинград).
Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение
использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо
проявились уже в его ранних портретах (портреты В. Е. Репина, 1867,
Третьяковская галереи. Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А. Шевцовой, 1869,— оба в
Русском музее). В эти годы Репин И.Е. создал большой групповой портрет
«Славянские композиторы» (1871—72, Московская консерватория), в который,
добиваясь естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
С начала 70-x гг. Р. выступает как художник-демократ; он отстаивает
принципы народности художеств, творчества, борется против далёкого от жизни
академического искусст-ва. После поездок на Волгу, где Репин И.Е. наблюдал
жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами он пришёл к её глубокому и
яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (1870—73, Русский музей).
Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём
силу и зреющий протест. Репин И.Е. передал индивидуальные неповторимые черты
измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной
красотой. Эта работа Репина стала новым явлением в русской живописи: жанровое
произведение приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением современной
жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим
положительную силу общества — народ; пластическая мощь и широта живописи
картины были в то время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции
Репин И.Е. ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее значитительная
жанровая картина этих лет «Парижское кафе» (1874—75, собрание Монсона,
Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные
характерные черты парижской жизни. Во Франции Репин И.Е. написал картину «Садко
в подводном царстве» (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине.
Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Репиным
И.Е. пленэрной (см. Пленэр) живописью («Лошадь для сбора камней в Вёле», 1874,
Саратовский художеств, музей им. А. Н. Радищева;
«Дорога на Монмартр в Париже», 1876, Третьяковская
гал.). Вернувшись из-за границы, Репин И.Е. едет в Чугуев, желая в общении с
народом найти темы и образы для новых произв. Здесь им написаны портреты
крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации («Мужик с дурным глазом»,
Третьяковская галерея, «Мужичок из робких», Горьковский художественный музей,—
оба 1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин И.Е.
изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 — начало
1880-х гг. Репин И.Е., сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлечённо работал
над темой («Проводы новобранца», 1879, Русский музей; «Вечорниш», 1881, Третьяковская
галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия
пореформенной деревни («В волостном правлении», 1877, Рус. музей). Эти
произведения подготовили Репина И.Е. к созданию такого полотна, в котором
должна была раскрыться жизнь современной Репину России и народная тема получила
бы широкое обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность существовавших
в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину И.Е. удалось показать
в картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880—83, Третьяковская галерея). Изобразив
многолюдное шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик,
священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление
безбрежной стихийной силы, Репин И.Е. дал в картине яркие характеристики
действующих лиц. Это произведение стало целой поэмой о бедности и забитости
народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и др. «хозяевах» деревни.
Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением
народа, угнетённого и обманутого, но великого и могучего. В строго
продуманной композиции картины, в её живописи про явилось высокое мастерство
Репина И.Е., передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение,
добившегося необычайной жизненности сцены.
С 1882 Репин И.Е. жил в Петербурге.
Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения
народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художественной и общественной
жизни России. В 1880-х гг. Репин И.Е. много работал над темой революционного
движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное
счастье, Репин И.Е. создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво
отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения
(«Отказ от исповеди», 1879—85, «Арест пропагандиста», 1880—92, «Не ждали»,
1884—88,— все в Третьяковской галереи). В центральном произведении цикла—«Не
ждали»—изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе революционера
звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Репин И.Е. показал зрителю
сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа.
Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального
полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями героев; картина напоена
воздухом и светом, для передачи которых Репин И.Е. пользуется чистыми и светлыми
цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и
возвышенное в жизни рядовых людей, Репин И.Е. придавал бытовому жанру то
высокое значение, которое раньше имела лишь историческая живопись. В 1870—80-е
гг. он создаёт и лучшие портреты. В них проявились его демократизм, его любовь
к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной портретной галерее, созданной
Репиным И.Е., как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты
русской жизни — столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей
эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873), А. ф. Писемского (1880), М. П.
Мусоргского (1881), Н. И Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882; илл. И. Е. Р
е п и н. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь. 1891. Третьяковская галерея), А. И.
Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) — все в Третьяковской гал.; В. В.
Стасова (1883), Рус. музей]. Высокого мастерства достигает Репин И.Е. в 80-е
гг. и в графике, в частности в портретном рисунке; графического манера он к
этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём
многообразии и красоте (рисунок «Девочка Ада», 1882, Третьяковская гал., и
«Невский проспект», 1887, Рус. музей,— оба карандаш). В 1880—1900-е гг. Р.
много работает над иллюстрациями.
Репин И.Е. был также выдающимся
художником в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся
вопросами, поднимавшимися современностью. Репина И.Е. привлекали сильные
натуры, судьбы которых связаны со значительными, историческими сдвигами, привлекали
психологические и драматические задачи («Царевна Софья», 1879, Третьяковская
гал.). Картина -«Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская гал.),
поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения,
прозвучала как обличение деспотизма. Последним значительным историческим
произведением Репина И.Е. была картина «Запорожцы пишут письмо турецкому
султану» (1878—91, Рус. музей;), главным героем которой стал свободолюбивый
народ, мужественно отстаивающий свои интересы.» В 1890-е гг. Репин И.Е.,
переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его
статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать его
отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин И.Е.
вернулся на прежние позиции. В поздний период при отдельных удачах, Репин И.Е.
уже не создал картин равных произведениям 1870—80-х гг. Лучшие произведения 1890—1900-х
гг.— это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным
творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская
гал.), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным
лаконизмом портреты-этюды к монументальному, групповому портрету
«Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с
художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901—03, Рус. музей). Глубоко
народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина
И.Е. — одна из вершин русского демократического искусства. В 1894 — 1907 Репин
И.Е. преподавал в Академии Художеств (в 1898—99 — ректор), став учителем И. И.
Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих других.
После 1917 Р., живший в усадьбе «Пенаты» в Куоккале (с 1899), оказался за
рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии, Репин
И.Е. не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В «Пенатах», где он
умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей
Репина И.Е. есть также в Чу-гуеве. В 1958 в Москве открыт памятник Репину И.Е.
(бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Е. Рожин).
1.
Далёкое близкое,
6 изд., [M.I, 1961; Переписка — Репина И.Е.и Крамского И. Н., М.- Л.,
1949;
2.
Репин И.Е. и
Стасов В. В., т. 1—3, М.—Л., 1948— 1950;
3.
Репин И. Е. И
Толстой Л.Н., т. 1-2, М.- Л., 1949.
4.
БСЭ т.22,Москва,
«Советская энциклопедия»,1975.