Развитие этикета в исторической ретроспективе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,16 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие этикета в исторической ретроспективе

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

Кафедра Туризма и социально-культурного сервиса







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Этикет»

«РАЗВИТИЕ ЭТИКЕТА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ»



Выполнила:

студентка №300 группы

Марчукова З.С.

Проверил: Байкалова О.А.




Челябинск 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Основные понятия этикета

.1 Значение этикета

.2 Виды этикета

Глава 2. Этикет в исторической ретроспективе

.1 Этикет в Древнем Египте

.2 Возникновение китайского этикета

.3 Этикет Средневековья

.4 Придворный этикет в 15 веке

.5 Этикет при французском дворе 17 века

.6 Изменение этикетных норм в 18 веке

.7 Буржуазный этикет 19 века

.8 Этикет в России

.8.1 Русь до Петра 1

.8.2 Время Петра 1 (1696-1725 годы)

.8.3 19 - начало 20 века

Литература и источники

Введение

Этикет имеет очень широкую историю, начиная с древних времен и заканчивая нашим временем. И всегда он играл решающую роль в общении и поведении людей, диктуя нормы и правила. Таким образом, человек ограничивался от необдуманных поступков и облегчал общение.

Актуальность работы состоит в том, что этикет является очень важной частью жизни человека и в настоящее время. Особенно в настоящее время, когда все решается дипломатически начиная торгово-экономическими отношениями и заканчивая конфликтами между странами. И что бы быть успешным в жизни и в делах человеку необходимо знать все правила этикета и вести себя в обществе в соответствии с ними.

Цель работы - проследить развитие этикета с прошедших эпох по наши дни.

Задачи:

- показать значение этикета;

рассмотреть виды этикета;

сравнить современный и древний этикет;

рассмотреть особенности этикета в России.

Объектом работы является общее представление об этикете, эго общие нормы, понятия, виды.

Предмет - особенности развития истории этикет, и его изменения по мере развития общества.

Глава 1. Основные понятия этикета

.1 Значение этикета

этикет традиция ритуал поведение

Современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все это предъявляет новые требования к его поведению и внешнему виду, к его языку и культурному кругозору.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.

Слово «этикет» заимствовано из французского языка, в котором имеет два значения: 1) «ярлык», «этикетка», «надпись» и 2) «церемониал», «этикет». В свою очередь оно заимствовано из голландского, в переводе с которого означает «колышек», «шпенек», а первоначально обозначало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее - и сама бумажка с надписью. На основе значения «надпись» развилось более узкое значение - «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее - «церемониал». Еще в начале 20 века слово «этикет» имело значение в русском языке «ярлык, наклеиваемый на бутылки и обертки товаров, с обозначением названия фирмы, торговца и производителя», однако закрепилось с этим значением все же слово «этикетка». Слова «этика» и «этикет» воспринимаются нами как близкие по своему значению, однако исторически они восходят к разным языкам (слово «этика» заимствовано из латыни), и сблизились друг с другом сравнительно недавно.

Ученые выделяют четыре основных подсистемы этикета:

речевой, или вербальный этикет.

Речевой этикет регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу; мимика и жесты. Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;

организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).

Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации; этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).

К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

.2 Виды этикета

Различают несколько видов этикета:

I. Придворный этикет - строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов. В настоящее время применяется при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.

2. Воинский этикет - свод общепринятых в данной армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах.

. Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, презентации, переговоры, встречи делегаций и т.д.).

. Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества.

Большинство правил общегражданского и дипломатического этикета идентичны или совпадают в той или иной мере. Однако в кругу дипломатических и официальных лиц строгому соблюдению правил этикета придается большое значение.

Представители деловых кругов должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в практической деятельности.

Многие аспекты дипломатического протокола имеют значение не только для профессиональной дипломатической деятельности, но и для тех случаев, когда его применение может быть полезным для общения как в различных сферах деятельности, так и в неофициальных контактах.

Глава 2. Этикет в исторической ретроспективе

.1 Этикет в Древнем Египте

Древние египтяне почитали богов и умерших.

Гробницы знатных жителей Древнего Египта украшают рисунки с изображением картин по: вседневной жизни, которую считали благополучной и счастливой, которую хотели продлить и которую хотели перенести в мир потусторонний после смерти.

Рисунки, были выполнены на камне с использованием особого приема - выпуклого и врезанного рельефа. Таким образом, оставленные древними египтянами рисунки в гробницах могут служить для современных жителей земли свидетельством отношений между людьми более ранних эпох, иллюстрацией формирования и бытования особых правил поведения человека в восприятии его не только как члена отдельной семьи, но и общества.

Стремление украшать свое тело и наряды драгоценностями переросло у древних египтян в целое искусство. Мастера-ювелиры в больших количествах изготавливали на заказ и поставляли ко дворам знати самые разные украшения: кольца, браслеты, диадемы, ожерелья, амулеты и талисманы. Особым было к таким изделиям и отношение.

Судя по сюжетам сохранившихся древнеегипетских рисунков, уход за телом и поддержание красоты занимали довольно важное место в повседневной жизни. Умывальные принадлежности - небольшой таз и кувшин с водой - размещали под столом, за которым трапезничали.

К женщинам каждое утро приходил парикмахер, чтобы сделать знатным красавицам прическу. Утренний туалет фараона являлся едва ли не главным событием в жизни придворных. Только удостоившиеся чести быть приглашенными могли присутствовать при одевании, умывании и причесывании самого главного человека в государстве.

Другие высокопоставленные особы Древнего Египта, как то визири, чиновники и судьи, подобно фараону, превращали утренний туалет в действо.

Очень внимательно к подбору одежды относились древние египтяне. Закончив утренний туалет, мужчина-египтянин завершал свой наряд, состоявший, как правило, из одной только набедренной повязки, украшениями: кольцами, браслетами, нагрудными ожерельями и подвесками из яшмы или сердолика. Именно в таком облачении знатный вельможа мог заниматься всеми нужными его делами. В ряде случаев набедренную повязку меняли на длинную, до середины икры («миди») юбку и обували сандалии.

К сандалиям в Древнем Египте было особенно трепетное отношение. Так, даже фараон, желая поберечь обувь, мог идти босиком, а слуга нес следом за ним его сандалии. По прибытии же к назначенному месту фараон обувался.

Рисунки свидетельствуют о том, что некоторые жители Древнего Египта носили длинные платья на тонких бретелях, а другие облачались в широкие туники и подвязывались гофрированным поясом. Часто пользовались париками. Женщины носили в основном нательные рубашки из тонкой материи, а поверх них надевали платья из гофрированной полупрозрачной ткани.

Важную роль в жизни древних египтян играла трапеза. Блюда со всевозможными кушаньями ставили на маленький низкий стол, за который могли сесть только один-два человека. Детей усаживали на подушки или циновки, положенные на пол. Все члены семьи ели отдельно. Первым завтракал глава семейства. Потом все остальное семейство.

Обеденное меню включало мясо птицы и говядину, фрукты и овощи, хлеб, пироги и пиво. Спустя три-четыре часа древние египтяне вновь трапезничали. На этот раз подавали легкие блюда и напитки. Ужинали они в конце дня, за один-два часа до сна.

Одним из наиболее часто встречаемых сюжетов рисунков в египетских гробницах являются изображения сцен застолий и пиров. Их устраивали наиболее зажиточные египтяне. Посуда для подачи изысканных кушаний также была особенной, отличавшейся от той, которой пользовались хозяин и домочадцы в обычные дни: это были расписные тарелки и кубки из золота и серебра.

Правила вежливости обязывали хозяина встречать каждого особенно знатного или желанного гостя у ворот, а затем провожать через сад к столу. Иногда гостей встречал специально приставленный привратник, а хозяева поджидали их в зале приемов.

Приглашенные на праздничную трапезу прибывали в дом хозяина в сопровождений своих рабов, женщин и мужчин. В зале приема хозяйского дома их также ожидали многочисленные рабы и слуги. Слугам-мужчинам негласными правилами этикета предписывалось носить белые сильно накрахмаленные юбки, а слугам-девушкам разрешалось облачаться лишь в маленькие набедренные повязки. В знак уважения и благодарности за визит от имени хозяина слуги должны были преподнести каждому из гостей по цветку лотоса, после чего предложить напитки (это было вино или пиво) и сладкие блюда.

Приглашенные на пир гости также должны были быть одетыми соответствующим образом. Правила приличия, бытовавшие в Древнем Египте, обязывали надевать платья и туники, сшитые из гофрированного льна. А голову нужно было покрывать длинными черными париками, закрывающими часть шеи, уши и лоб.

После завершения церемонии приветствия и обмена любезностями гости и хозяева переходили из зала приема в комнату, где и происходило собственно пиршество. Зал щедро украшали. Главное место отводили для кресел, из которых золотые с отделкой из бирюзы, сердолика или лазурита и высокими, с резным орнаментом спинками предназначались для особо знатных гостей. Для гостей менее знатных устанавливали низкие табуреты с искривленными и перекрещивающимися ножками и раскладывали на полу циновки и подушки. В Древнем Египте существовала традиция рассаживать гостей, мужчин и женщин, по разным сторонам стола: обычно женщины должны были садиться по одну его сторону, а мужчины - по другую.

После того как гости рассядутся по отведенным им местам, прислуживающие им рабыни должны были надеть на каждого красивую разноцветную гирлянду и подать ароматное масло или жир, кусочки которого клали на голову поверх парика. И только тогда к обеденному столу подавали кушанья. Праздничные блюда, которые могли удовлетворить вкус самого взыскательного и привередливого гостя. Кушанья в Древнем Египте было принято есть руками. Только лишь для разрезания больших кусков мяса использовали нож.

Древних египтян можно по праву назвать страстными почитателями музыкального искусства. Ни одно пиршество не обходилось без игры на музыкальных инструментах, пения и танцев. Еще в эпоху пирамид в Древнем Египте появились такие музыкальные инструменты, как гобой, арфа и флейта. А чуть позже, начиная примерно со II тысячелетия до н. э., они совершенствуются. Так, например, были созданы большая и малая арфы, у первой количество струн увеличилось вдвое. В Древнем Египте были известны также лютня, барабан, двойная флейта, трещотка и систр.

Известно, что в конце I тысячелетия до н. э.- начале I тысячелетия н. э. в Древнем Египте появилась традиция демонстрировать собравшимся гостям гроб с раскрашенной мумией. Слуги подносили гроб к каждому из гостей, а сам хозяин произносил следующие слова: «Посмотрите на мумию и после этого пейте, ешьте и наслаждайтесь вволю, ибо после своей кончины будете подобны этой мумии.

.2 Возникновение китайского этикета

В Китае этикет имеет долгую историю, ведущую свое начало от священных ритуалов глубокой древности. Повседневная жизнь древних народов определялась сложной системой запретов, табу и необходимых действий, имевших магическое значение. Постепенно с усложнением общественной структуры и образованием государства многочисленные магические ритуалы были унифицированы и постепенно преобразованы в определенную систему.

В Китае основателем учения о «ли» («ритуале» или «этикете») считается Конфуций (551-479 годы до н. э.); однако сам мудрец не создавал новых ритуалов. Он видел свою задачу лишь в том, чтобы «изучать и любить древность». Бережное отношение к традиции, аккуратность, соблюдение положенных правил и ритуалов и стало основой его этического учения.

Конфуцианство очень четко и жестко определяло место человека в обществе. Конфуций говорил: «правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». Нижестоящий на социальной лестнице, как и младший член семьи, должен был добросовестно выполнять свои обязанности, с почтением относиться и служить вышестоящему, а вышестоящий, в свою очередь, должен быть справедлив к тому, кто зависит от него, и заботиться о его благе подобно отцу.

В этом и заключались обязанности «благородного мужа». «Благородный муж» должен был вести себя достойно, то есть не нарушая принятых правил и древних ритуалов. Небрежность в одежде, головном уборе, пище, общении с людьми была недопустима. Различия в одежде, поведении и даже во внешнем виде жилища обуславливались положением человека в сословной и чиновничьей иерархии и были строго регламентированы. За «непочтительное» поведение нередко карали смертью. Так, принц царства Чжао Пинъюань-цзюнь (3 в. до н.э.), считавшийся образцом достойного поведения, отрубил голову своей наложнице, осмелившейся смеяться над хромым.

Современный китайский этикет.

В течение долгой истории Китая менялись интерьеры жилищ, стили одежды, прически, однако сохранялась незыблемость конфуцианской морали и принципов взаимоотношений в обществе, освященных традицией и поддерживаемых официальной властью.

После Синьхайской революции (1911-12 годы), когда пала монархия в лице иноземной (маньчжурской) династии Цин, в обществе усилилось движение «за новую культуру». Тем не менее, консервативные тенденции в обществе все-таки сохранили сильные позиции, что было обусловлено не только тем, что в стране преобладало сельское население, особенно приверженное традиции, но и тем, что большая часть образованных людей была воспитана в духе конфуцианской морали и традиционных ценностей.

Наиболее сильное изменение традиционной этики, как и всей системы взаимоотношений в обществе, произошло в результате Культурной революции (май 1966 - октябрь 1976).

Ныне этикет современных китайцев очень сильно отличается от той сложной системы, которая существовала в традиционном обществе. Конфуцианская мораль и жесткая вертикальная структура отношений между людьми отошли в прошлое. Вместе с ними перестал соблюдаться и конфуцианский ритуал. Общение, нормы поведения, одежда стали более непосредственными и перестали зависеть от общественной иерархии. Женщины получили полное равноправие с мужчинами. Вместе с тем сохранилось уважение к старшим, знание и любовь к национальной культуре, истории, литературе.

2.3 Этикет Средневековья

Этикет средневековья нередко называют этикетом жестов. Культура жестов, т. е. движений человеческого тела, наделенных особым значением, получила наивысшее развитие именно в Средние века. Предметы одежды европейцев в Средние века не были просто одеяниями. Тогда они имели еще и социальное значение, поскольку по тому, как человек одет, можно было определить его принадлежность к сословию. Важным дополнением к средневековой одежде являлись всевозможные аксессуары, которые также служили символами социального происхождения или рода занятий.

Особенное место в жизни средневекового европейского поселения занимали пиршества, устраиваемые знатными баронами. В назначенный час окрестности оглашали звуки рога, что было сигналом скорого начала парадного застолья. Многочисленные приглашенные, среди которых были родственники, друзья, знакомые хозяина, спешили к замку. В праздничной одежде гостей пира почти не было различий. Существенно отличались лишь мужской и женский костюмы: мужской был значительно короче женского. Одеяние европейских аристократов было очень богатым: широко использовались мех, шелк, галуны и драгоценные камни, украшавшие пояса и предметы наряда. Прежде чем оказаться на пиру, дамам надлежало сделать красивую прическу. В те времена знатные матроны носили две косы, в которые вплетали золотые и серебряные тесьмы. Владели средневековые дамы и секретами окрашивания волос.

Итак, гости прибывали и направлялись к огромному столу, установленному в центре большого зала замка. Против каждого места для гостя на столе лежали приборы: ложка, кубок (золотой или серебряный) и нож. Вилки появились в Европе только в конце XII столетия. Кушанья подавались на металлических широких блюдах. Гости рассаживались за стол и затем мыли руки. Только после этого присутствующие приступали к еде. Подносили блюда к столу и прислуживали гостям слуги и оруженосцы. А человеком, который внимательно следил за сменой блюд и работой слуг, был специально назначенный распорядитель. Он же первым вкушал предназначенные для подачи к столу яства. В качестве первого блюда подавали мясо. Слуги и оруженосцы тут же разливали в кубки гостей ароматные вина. Средневековый барон а так же угощал своих гостей кушаньями - рагу из мяса оленя, колбасы из мяса каплуна, жареные бараньи ножки с шафраном, мясо кабана со сливами и изюмом, и т.д. Далее к столу подносили пироги и десерт. Десерт мог состоять из фруктов (финики, яблоки) и пирожных. После десерта гости вновь принимались за мясные блюда, приправленные большим количеством пряностей. В Средние века в Европе уже существовали правила поведения за столом, которые должен был выполнять каждый из присутствующих на пиршестве. Так, свод норм гласил, что гостям не надлежит есть пищу руками и разговаривать с набитым ртом. Также запрещалось просить соседа об одолжении кубка, если свой не опустошен. Однако парадный обед в замке сводился не только к поглощению пищи. Обычно он сопровождался игрой странствующих музыкантов и пением певцов, которых затем сменяли акробаты, удивлявшие гостей своей ловкостью и пластикой тела. В распоряжении музыкантов были в то время различные музыкальные инструменты: арфа, гусли, лютня. После завершения обеда гости вставали из-за стола, мыли руки и расходились по залам замка. Вечером хозяин созывал гостей и радушно приглашал присутствующих пройти в обеденный зал, чтобы послушать там исполнителя исторических песен. Его песни посвящались славным подвигам легендарных рыцарей и святых. После завершения выступления слуги вносили в зал свечи и вновь накрывали стол, но уже для парадного ужина. Только после окончания ужина некоторые из гостей покидали замок гостеприимного барона. Согласно правилам этикета, хозяину надлежало проводить до коня или повозки каждого из гостей. Они выпивали по кубку вина и прощались.

2.4 Придворный этикет в 15 веке

С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция. В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Было точно определено, как проходили церемонии - аудиенции, торжественных выходов, прогулок, обедов, балов.

Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском дворе. Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал.

Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится вопросом жизни и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого ранга. Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы. При бургундском дворе было точно предписано, каким именно придворным дамам можно было ходить рука об руку и должна ли одна другую поощрять к подобной близости.

.5 Этикет при французском дворе 17 века

Эта система достигла своего апогея в 17 веке при дворе Людовика XIV. Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества. Утром, при пробуждении короля, на него надевали халат главный хранитель опочивальни и несколько придворных, причем было расписано не только то, кто какую именно оказывал услугу, но и их движения. Затем двери опочивальни открывались, и короля могли лицезреть придворные высших рангов, склонившиеся в глубоком поклоне. Король произносил молитву и выходил в другую комнату, где одевался, при этом ему вновь прислуживали представители высшей знати, в то время как основные придворные, имеющие на это право, лицезрели этот процесс, стоя в отдалении в почтительном молчании. Затем король удалялся в часовню во главе процессии. Во время королевской трапезы все придворные должны были стоять, соблюдая полнейшую тишину. Король восседал в кресле. Королева и принцы, если они присутствовали, имели право сидеть на стульях, а другие члены королевской семьи - на табуретах. Король мог оказать величайшую честь знатной даме, позволив ей сесть на табурет. В таких условиях принципиальное значение придавалось вопросам первенства, и никто уже не уступал, как в средние века, своих привилегий и прав другому. Тот, кто удостаивался особой чести, мог получить дополнительные социальные и, что не менее важно, материальные преимущества перед другими.

Чины, милости, деньги, поместья - все добывалось именно при дворе, в толпе придворных, подчиненной этой строжайшей иерархии. Придворные были вынуждены ежедневно проводить стоя долгие часы ожидания, терпеть скуку королевской трапезы и унизительные обязанности прислуги для того, чтобы быть замеченными королем. Годы, проведенные подобным образом, оказывали пагубное влияние на их характер и интеллект, но приносили ощутимые материальные выгоды.

.6 Изменение этикетных норм в 18 веке

Со времен упадка рыцарства все большее влияние на развитие этикета оказывают нравы среднего класса. Добродетели буржуа, такие, как бережливость, трудолюбие, аккуратность постепенно становятся основой поведения в обществе. В то же время нравы высшего общества также меняются. Растет английское влияние на европейский этикет. Этические принципы и нормы «английского джентльмена» становятся привлекательными для представителей других стран. Законодателем же манер во многом по-прежнему остается Франция. В целом уже можно говорить о складывающихся нормах европейского этикета этого периода, так как люди много путешествуют, и представления о хорошем тоне становятся интернациональными.

Одним из важных источников понимания хороших манер этого периода являются письма лорда Честерфилда к сыну.

Хорошее воспитание предусматривало естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям. Большое значение придавалось скромности, но она не должна была быть сопряжена с застенчивостью и неловкостью. Осуждались принятые еще в 11 веке пренебрежение к низшим и грубость к кому бы то ни было, включая слуг. Важным представлялось иметь хорошую осанку, хорошо танцевать и тщательно следить за своей одеждой. По-прежнему придавалось важнейшее значение соблюдению всех форм вежливости по отношению к женщине.

Поведение при королевском дворе сильно отличалось от принятого в век абсолютизма. Правильным поведением считалась почтительность без признаков смущения и тем более без самоуничижения. Ценность человеческой личности независимо от происхождения все больше возрастала, хотя предрассудки, связанные с происхождением, были еще чрезвычайно сильны.

2.7 Буржуазный этикет 19 века

Понятие респектабельности. В отличие от предшествующих столетий этикет 19 века носил буржуазный характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке.

Этикетные формы касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико.

В 19 веке средний класс становится определяющим в обществе и, отвергая аристократические церемонии, создает свои представления о хороших манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на положение в обществе - необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом «респектабельность». Предполагалось, что мужчина должен всецело стремиться к тому, чтобы собственным трудолюбием и добропорядочным поведением занять подобающее место в обществе, а идеал женщины - стать возможно более достойной женой и матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом, строго следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения, являя собой пример их выполнения. Стало больше цениться религиозное благочестие.

Чрезвычайно усложнены были правила поведения женщин и в отношении женщин. Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества. Так, девушки до замужества не могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой- либо области, зато от них требовалось «умение» легко краснеть и падать в обморок (что, правда, при существовавшей тогда суровой моде на ношение корсетов было нетрудно). После замужества предписания этикета для женщины становились немногим легче. Мужчины должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы.

В этот период также усложняется система нанесения взаимных визитов, которые четко регламентировались по значению и времени. Входят во всеобщее употребление визитные карточки.

Также строго регламентировались правила приема гостей, застольные манеры, одежда для определенных случаев, ритуалы приветствия и т.п.

Лишь неукоснительное выполнение всех этих правил давало человеку возможность быть принятым в своем кругу, каким бы этот круг ни был.

Право первенства при приветствии. Проигнорировать приветствие во все времена считалось оскорблением, поэтому к 19 веку сложилось правило, по которому дама должна была здороваться с мужчиной первой, так как только она могла решить, признавать знакомство с ним или нет.

Ритуал прощания, тесно связанный с приветствием, в зависимости от обстоятельств включал в себя поклон, поцелуй руки или прощальное рукопожатие. Для выражения почтения еще в средние века было принято провожать уходящего.

2.8 Этикет в России

.8.1 Русь до Петра 1

Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным влияниям. Тем не менее во времена Киевской Руси (первая треть 12 века) в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языческие и скандинавские. В деревне во многом сохранялась исконная языческая культура (до 19 века). В период феодальной раздробленности (12 - конец 15 века), после татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов, проникают восточные нормы поведения. Они сохранились и в период централизованного Московского государства (16 - 17 века). Крестьянский и городской быт мало отличался, но именно в городе возникло понятие «светской жизни», связанное с обществом и государственной службой. В 16-17 веках с развитием феодальных отношений обособились нормы поведения высших (бояр, дворян) и низших (крестьян, посадских людей и т. п.) сословий.

Семья в допетровской Руси.

Семья в средневековом русском сознании была нижней частью иерархии «Бог - мир, царь - государство, муж - семья»; брак был церковным институтом, семья была чрезвычайно замкнутой ячейкой. Домовладелец был главой своего «двора», «чада и домочадцы» были почти его собственностью. Браки заключались по воле родителей. У простых людей свадебный обряд состоял из сватовства, сговора и венчания с пиром. Женщины выдавались замуж начиная с 11-12 лет, мужчины - с 12-15 лет; в крестьянских семьях, где в жене видели прежде всего работницу, невеста могла быть и старше жениха.

Гостевой этикет на Руси учитывал возраст и происхождение. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу; к более высокому лицу шли через двор пешком; не было принято старшим ездить к младшим. Важного человека приглашал сам хозяин или его родня, менее важных - родня или слуги; знатного гостя встречали у крыльца или устраивали три встречи, равного - в сенях, младшего - в комнате.

Положение женщины в допетровской Руси.

Относительная свобода славянской женщины в 10-13 веках постепенно сменилась ее ограничением во всех слоях общества, но особенно у самых родовитых и состоятельных. До замужества девушка находилась в полном подчинении у отца, после свадьбы - у мужа. Никогда порядочная женщина не показывалась без сопровождающих, из дому выходила редко, обычно только в церковь. При разговоре с посторонними считалось приличным закрывать лицо рукавом.

В домашнем кругу хозяйка заботилась об одежде и утвари, раздавала «уроки», то есть работу, которую все домочадцы должны были сделать за день. Достойным занятием считалось рукоделие, которому обучали с малых лет. Грамоте обучали весьма немногих. Заботилась хозяйка и о душе своих подопечных - учила их молитвам, следила за нравственностью.

Одежда у мужчин и женщин имела одинаковые линии, никогда не подгонялась по фигуре, состояла из нескольких слоев: исподнего - домашнего, среднего и верхнего. На рубаху у женщин надевался летник, затем опашень (или сарафан, душегрея, телогрея), мантия (приволока), или шуба, а у мужчин - кафтан, ферязь, опашень, шуба (ходить без пояса не полагалось). Девицы обязательно показывали волосы из-под венцов (или головных повязок), замужние женщины прятали их под волосник. Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было неприлично.

На различия в общественном положении указывал головной убор. Серьги, ожерелья, перстни, одновременно несколько образков и крестов на шее носили и женщины и мужчины. Одежда обшивалась часто жемчугом, полудрагоценными камнями и драгоценными нитями. Женщинам полагалось держать платок в руках, мужчины носили платок не в кармане, а в шапке.

В поездках и путешествиях предпочитали санный и водный пути, сани и струги, так как дороги были плохие. Летом старики ездили в колымагах и даже в санях; молодые ездили верхом.

Знатный человек ехал, окруженный свитой, слуги били в литавры, чтобы отпугнуть прохожих на дороге. Женские повозки скрывали пассажирок, но имелись небольшие слюдяные оконца.

Пиры устраивались как одним лицом, так и несколькими хозяевами одновременно - такие пиры назывались «братчинами». Хозяин готовился загодя, украшал горницу (реже и сени) мехами, коврами, драгоценными сосудами; гостей усаживали по «чину». Сначала выпивали по чарке водки, закусывая хлебом, наломанным хозяином, затем шли перемены блюд.

По церковным праздникам устраивались пиры с участием духовных лиц. Начинали их после обедни, важный гость сидел в «красном углу», во время пира часто пел священник или дьякон. Если женщины приглашались на пир, то они ели за отдельным столом в особой комнате.

Суровый повседневный труд в России с ее тяжелым климатом, не оставлял много времени для развлечений. Излюбленным досугом высшего круга общества была охота: псовая и соколиная.

Общедоступным всенародным зрелищем и действом были церковные службы, привившие народу любовь к музыке; песня сопровождала русского человека везде и всегда. До царствования Алексея Михайловича не существовало театра, число и характер развлечений строго ограничивалось церковью, чей авторитет был непоколебим.

Зимние забавы - катание на коньках, спуск с ледяных гор - развлекали все слои общества.

2.8.2 Время Петра 1 (1696-1725 годы)

Брак в петровское время

Реформы Петра I нарушили традиционную замкнутость боярских, дворянских и городских (посадских) семей. Регламентация всех сторон быта, проводимая Петром I, коснулась в первую очередь института брака. Резко возросло число неравных браков с представителями низших сословий, добившихся «чинов». С 1720 года разрешались браки с иностранцами. Было разрешено заключать браки с разведенными и даже с расстриженными монахами и священниками. Указом 28 февраля 1714 года Петр I запретил во избежание увиливания от государственной службы дворянским и «подъяческим» сыновьям жениться, не окончив школы. Сам царь, знаменитый своим скандальным браком с Мартой Скавронской, будущей императрицей Екатериной Алексеевной, поддерживал добровольный брак, по его мнению, способствовавший «умножению» служилого дворянства. В 1720 году Петр I запретил составлять «сговорную запись» и закреплять ее в приказе крепостных дел, заменив «росписью приданого». Предписывалось видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него. В 1722 году царь приказал Сенату и Синоду расторгнуть насильственные браки; при нем стали возвращаться «в мир» насильно постриженные жены. Но воля родителей в устройстве браков своих детей все равно надолго осталась решающей.

Положение женщины в петровское время. Через изменение отношения к женщине Петр I надеялся европеизировать русскую знать. Еще до введения обязательных ассамблей было отменено «тюремное» затворничество боярских и дворянских жен и дочерей, он присутствовали на различных придворных приемах и праздниках. В состоятельных семьях смотрели на дочь как на средство «устроить» будущее всей семьи через ее брак с человеком «в чинах», часто низкого происхождения. Женщины, в том числе и зрелые боярыни, проявляли большую гибкость, чем их мужья: учились французскому «политесу» и танцам, поклонам, отдельным иностранным словам, овладевали грамотой, меняли три раза в день наряды, учились игре на клавесине. Женщины буквально заново учились говорить и не краснеть, закрываясь рукавом. С петровского правления за женщиной закрепляется право на приданое, она теперь могла сама заключать сделки, а с 1714 года жены и дочери имели прочные наследные права в семье. Разговоры на «амурные» темы уже не считались частью плотского греха, возникла любовная переписка. В провинции даже внешняя европеизация распространилась лишь к концу 18 века, а в семьях поместного дворянства по-прежнему сохранялся патриархальный уклад.

Дети в петровское время должны были, с одной стороны, следовать заветам старины и почитать родителей, с другой стороны, во многом были уже чужды им. «Регламент» всех сторон жизни, задуманный Петром I распространялся на отношения детей и родителей, его разрабатывали такие деятели нового времени, как Феофан Прокопович, Я.В. Брюс, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев. Практическим руководством для русских молодых людей был сборник «Юности честное зерцало».

Петр I стремился создать целую сеть школ, чтобы обучать дворянскую молодежь вне дома, вне влияния старины. Для новой армии и флота требовалось большое количество грамотных и сведущих в науках офицеров и шкиперов, которые своими манерами и внешним видом должны были склонить сердца россиян к переменам.

Именно прошедшая обучение за границей молодежь ввела новое понятие «дворянской чести». Дуэльный кодекс, несмотря на все запреты, все время совершенствовался. Отказ драться на дуэли мог уронить человека во мнении света.

После петровских указов внешний вид разных сословий стал различаться больше, чем раньше. Русское платье сохранилось у купцов и крестьян. Высшие сословия оделись на европейский манер - с короткими полами кафтаны у мужчин и сложного фасона робы у женщин. Огромное значение придавал Петр I бритью бород, взимая штрафы, собственноручно брея бороды у бояр. Указ о брадобритии вышел в 1705. Разница внешнего вида, введение в обиход дворянства иностранных языков и иноземных правил этикета, со временем привели к тому, что крестьяне стали воспринимать дворянство как чуждый, иноземный народ.

Ассамблеи при Петре I стали самой яркой формой светского развлечения. Они были введены в 1717 году, хотя уже с 1699 года случались открытые многолюдные пиры с участием женщин. Составлялся «график» ассамблей, по которому петербургские и московские жители устраивали их у себя дома, затрачивая на это огромные средства. Постепенно «простонародное» поведение, заимствованное у работавших в России англичан и голландцев, заменялось французским этикетом, который окончательно закрепился в придворной жизни после Петра.

Под развлечениями в петровское время подразумевалось выражение «делать плезир», сами они были вписаны в новый распорядок дня.

Развлечения делились на зимние, которые часто проходили во дворцах и в здании Сената, и летние - в Летнем саду, в парках Петергофа и т. д.

Это были военные парады, различные процессии, конные кавалькады, маскарады (в том числе и на святки), гулянья в парках, морские и речные прогулки, катанья со снежных и декоративных горок, шутовские «свадьбы», инсценирование «морских» и «сухопутных» сражений, соревнования гардемаринов в ловкости и т. п. Развлечения, устраивавшиеся двором, и сопровождавшиеся обильным употреблением спиртного и «чертова зелья» - табака, возмущали даже тех, кто признавал необходимость образования.

.8.3 19 - начало 20 века

При Елизавете Петровне немецкое влияние ослабевает, сменяясь французским. Французский язык входит в употребление среди светского общества и становится необходимой принадлежностью дворянского воспитания. После Великой французской революции 1789 в Россию хлынул огромный поток эмигрантов, принесших сюда язык, моды, правила поведения и манеры. Павел I, боясь революционной заразы, объявляет войну французским революционным модам - круглым шляпам, длинным панталонам. С воцарением Александра I эти гонения прекращаются. В начале 19 века подражают не только внешним европейским идеалам - поведение светского человека должно соответствовать моде на сентиментализм (позднее романтизм): желательна «интересная бледность», разговоры на чувствительные темы. Обязателен становится интерес к музыке, литературе и живописи. В первой трети 19 века стиль части светской молодежи отмечен английским влиянием, подражанием идеалу денди, манерам героев

Байрона, Б. Констана и А. де Мюссе. После Отечественной войны 1812 патриотический подъем кратковременно усиливает роль в обществе русского языка, но по-настоящему на родном языке заговорили уже после реформ Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина, причем лишь мужчины, с дамами же разговор по-русски был еще долго неприличен. Одежда дам шьется по журналам мод, где французские наряды в стиле ампир эпохи Наполеона I постепенно сменяются стилем бидермейер, пришедшему из Вены. Николай I стремится к усилению национальных мотивов в обиходе.

Отмена крепостного права, реформы Александра II, рост промышленности, развитие науки и литературы, привели к усилению влияния в обществе людей незнатного, а то и вовсе недворянского происхождения. В столицах, губернских городах складывается новый слой общества с гораздо более демократичными манерами. Исчезает тип аристократа, занятого лишь собой и своими успехами у дам - он кажется устаревшим, отчасти смешным.

Нарочитое пренебрежение приличиями характеризует человека как творческую, свободную личность. В аристократическом кругу усиливается английское влияние с его деловитостью и приверженностью к спорту. Появилось стремление к экстравагантности - приемам в ночные часы. Для дам из высшего круга этого времени считается необходимым одеваться по чуть устарелой моде: в темные платья из дорогих тканей для повседневных визитов, в светлые - для балов и утренних приемов. Пышные дорогие наряды, одежды «из Парижа», роскошное белье допустимы только в кругу богатых банкиров, промышленников, модных адвокатов.

Естественность и непринужденность, умение тактично поддерживать разговор ценятся все больше. Внешний вид мужчин, не занятых на службе, все более зависит от их собственных вкусов. При Александре III вновь появляется борода - теперь военные и штатские обязаны ее носить.

На протяжении всего 19 века росло число разводов и пар, добровольно решившихся на раздельное проживание. В начале 20 века нередким стал гражданский брак, причем у всех сословий. Из-за того, что крестьяне занимались часто отхожими промыслами, уходили работать на фабрики, подрывались устои и крестьянской семьи. По инициативе крестьянских женщин большие разветвленные семьи стали разделяться. Резко упало число насильственных браков в высших и средних сословиях. Распространяется американский обычай проводить «медовый месяц» в путешествиях. Предназначение супруги видят в заботах о воспитании детей. Во многих слоях общества утверждается культ здоровой семьи.

Развитию образования в России придавалось первостепенное значение, с ростом образованности связывали надежды на улучшение нравственности. В петровские времена требовалась прежде всего практическая подготовка, но уже с царствования Екатерины II ценится широкое общее развитие, воспитание прежде всего человека. К началу 20 века многие рабочие и некоторые крестьяне могли обучать детей в гимназиях и реальных училищах. Среднее образование получали и юноши и девушки. Высшее же может получить в основном мужчина.

Особое внимание, как и прежде, уделялось манерам, различным «совершенствам», как называли занятия искусствами, и рукоделию.

Набор светских развлечений к началу 19 века включал официальные и семейные визиты, обязательно балы в течение, поездки в театр, гулянья в парках, катания в праздники. Планировка столичных и провинциальных городов включает бульвары - по ним прогуливаются, сидят на скамейках с книгой или рукоделием. Все больше внимания уделяется спортивным занятиям - охоте и верховой езде, как и прежде, но особенно аристократичным считается к концу века лаун-теннис. Характер массового увлечения приобретает бег на коньках.

В советский период само понятие «светской жизни» отменяется. Дворян уничтожают, их привычки и обычаи высмеивают и искажают. Знание хороших манер считается необходимым лишь для дипломатов. Вместе с тем с упрочением советского государства предпринимаются попытки организации торжественных приемов, балов в духе придворных, вводятся уроки танцев в военных училищах и школах. Но традиционной укоренившейся формой досуга советских руководителей становятся торжественные застолья и охота.

Литература и источники

1. Лада Исупова «Пара слов об этикете...» - #"justify">. Где зарождался этикет // Основные понятия об этикете - #"justify">. «Энциклопедии этикета Кирилла и Мефодия 2001» эл. вариант - #"justify">. Акишина А.А. Культура повседневного общения. - М., 1990.

. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.

. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988.

. Воронкова Л.П. Этикет в русской культуре. - М., 1996.

. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1993.

. Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. - М., 1999.

. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства 18-19 вв. - СПб., 1994.

. Особенности русского застолья. - М. 1997.

. Равич М. Этикет. - СПб., 1999.

. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - М., 1997.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!