Формирование отчетности обособленных подразделений организации на примере предприятия ЗАО 'ФСПНРА'
Кафедра Бухгалтерского учета и аудита
Курсовая работа
по дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»
на тему: «Формирование отчетности обособленных подразделений организации» (на примере предприятия ЗАО «ФСПНРА»)
Выполнила: Студентка Виноградова Е.А.
Проверила: Преподаватель: доцент Таран Е.М.
Королёв 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. формирование отчетности обособленных подразделений организации
1.1 Сущность и основные понятия формирования отчетности обособленных подразделений организации
.2 Порядок составления отчетности обособленных подразделений организации
1.3 Назначение и область применения обособленных подразделений организации
II. формирования показателей отчетности обособленных подразделений в «сОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В зао «ФСПНРА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
.2 Хозяйственные операции, совершаемые за отчетный период
.3 Учетные регистры по формированию бухгалтерской отчетности
III. сОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В зао «ФСПНРА»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
бухгалтерский отчетность обособленный подразделение
Актуальность темы исследования: за последние годы число организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, филиалы и представительства, действующих на территории Российской Федерации, значительно возросло. Данный факт объясняется тем, что успешно работающей организации спустя некоторый промежуток времени зачастую становиться тесно в пределах ее прежних структур, и она начинает искать новые перспективы развития. Результатом этого является создание новых обособленных структурных подразделений на различных территориях. Появление организаций со сложными организационно-производственными структурами, с наличием большого числа филиалов и представительств, а также иных обособленных подразделений связано с тем, что многие крупные и средние предприятия все активнее осваивают региональные рынки. Создание обособленных подразделений позволяет организациям получить возможность доступа к более дешевым ресурсам, увеличению рынка и распределению территориальных рисков бизнеса. В таких системах задействованы десятки, а иногда и сотни человек, крупные финансовые и товарно-материальные ценности. Управление такими предприятиями, в силу указанной специфики, становится все сложнее.
Цели и задачи исследования: основной целью исследования является разработка и обоснование теоретических, методологических и методических рекомендаций по формированию и использованию учетной и отчетной информации обособленных подразделений организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть условия формирования бухгалтерской информации в зависимости от правовых аспектов деятельности обособленных подразделений;
определить основные варианты организации бухгалтерского учета в обособленных подразделениях в зависимости от выбранной модели управления;
раскрыть особенности ведения бухгалтерского финансового, управленческого и налогового учета обособленных подразделений;
выявить проблемы формирования учетной политики организаций, имеющих обособленные подразделения и предложить пути их решения;
раскрыть особенности формирования аналитической бухгалтерской информации о внутрихозяйственных расчетах;
внести предложения по составлению бухгалтерской финансовой и управленческой отчетности организаций, имеющих обособленные подразделения;
разработать методики анализа показателей эффективности деятельности обособленных подразделений с целью повышения информативности для принятия управленческих решений.
I. формирование отчетности обособленных подразделений организации
1.1 Сущность и основные понятия формирования отчетности обособленных подразделений организации
Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Система бухгалтерского учета организаций, имеющих обособленные подразделения, строится на основе следующих принципов:
единство учетной политики организации в целом, отражение финансово-хозяйственных операций обособленных подразделений, как в их бухгалтерском учете, так и в учете головного офиса;
четкое соответствие структуры бухгалтерского учета организации и ее подразделений структуре производства и реализации, а также применяемым принципам обособления указанных подразделений (производственному или территориальному);
организация четкой системы документооборота между головным офисом и обособленными подразделениями организации;
периодическая (как правило, ежемесячная) корректировка и увязка показателей бухгалтерского учета подразделений организации в целом в соответствии с результатами проведенного в головном офисе анализа данных внутренней бухгалтерской отчетности.
Единство учетной политики заключается в обеспечении единства принятых в организации порядка и методов ведения бухгалтерского учета и распространения их на все ее обособленные подразделения.
Право формировать учетную политику предоставлено только организациям, являющимся по законодательству Российской Федерации юридическими лицами. Обособленные структурные подразделения организации таким правом не наделены. Вместе с тем при формировании учетной политики организации необходимо принять во внимание необходимость построения внутрихозяйственных расчетов с входящими в ее структуру обособленными подразделениями. При этом регламентируются следующие особые положения:
единые для всей организации, включая обособленные подразделения, способы ведения бухгалтерского учета;
единый для организации в целом и для каждого ее обособленного подразделения рабочий план счетов;
порядок учета наличных денежных средств в обособленных структурных подразделениях и обеспечение выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации по единству кассы организации;
порядок ведения аналитического учета имущества организации, как в целом, так и с детализацией по местам его использования (хранения);
порядок учета расчетов с работниками организации и обособленных подразделений, а также со сторонними организациями и лицами;
место формирования себестоимости продукции, работ и услуг, а также выручки от реализации (в головном офисе или в обособленных подразделениях);
систему документооборота между головным офисом и обособленными подразделениями, а также между обособленными подразделениями организации;
объем, формы, а также порядок и сроки представления обособленными подразделениями внутренней бухгалтерской и налоговой отчетности и т.д.
1.2 Порядок составления отчетности обособленных подразделений организации
Порядок ведения бухгалтерского учета организации, имеющей обособленные подразделения, зависит от характера и объема полномочий, которые представляет головная организация своим обособленным подразделениям. Можно выделить несколько вариантов организации бухгалтерского учета
Организация вправе либо обязать свое обособленное подразделение самостоятельно вести бухгалтерский учет осуществляемых им операций с оформлением обособленного балансового отчета, либо лишить его данных полномочий, осуществляя бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности в целом по головной организации.
Отражение в бухгалтерском учете операций по перераспределению имущества между головной организацией и обособленными подразделениями, между самими обособленными подразделениями, а также по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), производимой несколькими обособленными подразделениями, осуществляется одновременно в нескольких сегментах бухгалтерской службы организации. Поэтому данные операции не могут быть отражены в бухгалтерском учете и внутренней бухгалтерской отчетности только головной организации или одного из ее обособленных подразделений. Показатели бухгалтерской отчетности по взаиморасчетам головной организации с обособленными подразделениями, а также этих подразделений между собой должны быть сформированы на основании данных регистров бухгалтерского учета головной организации или обособленного подразделения, сформированных на основании первичных учетных документов. Распространенной ошибкой является формирование финансовой отчетности организации, имеющей обособленные подразделения, только на основании данных внутренней бухгалтерской отчетности обособленных подразделений.
В головной офис (в соответствии с утвержденными руководителем организации в учетной политике сроками) передаются все оформляемые вне его расположения первичные учетные документы, если подразделение не выделено на отдельный баланс, а также при проведении операций с обособленным имуществом. Получив их, бухгалтерия организации отражает результаты совершенных такими обособленными подразделениями финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете головного офиса.
К первичным учетным документам, передаваемым из обособленных подразделений организации, прикладывается реестр передачи, в котором обязательно указываются:
наименование обособленного подразделения;
период, за который передаются документы;
перечень передаваемых документов с указанием их наименований, дат оформления, натуральной и стоимостной оценок, подписями оформивших их лиц;
расписки ответственных должностных лиц головного офиса и подразделения о приеме-сдаче документов.
Такая система организации бухгалтерского учета применима только для небольших организаций, обособленные подразделения которых расположены относительно недалеко от головного офиса. И даже в этом случае остается риск несвоевременного или неполного отражения осуществляемых обособленными структурными подразделениями операций в бухгалтерском учете организации в целом в результате каких-либо сбоев в системе сбора и обработки первичных документов бухгалтерского учета.
Поэтому для организаций, имеющих обособленные подразделения, более приемлемым является передача последним полномочия по самостоятельному ведению такого учета в части осуществляемых ими финансово-хозяйственных операций. При этом в каждом подразделении должна создаваться самостоятельная бухгалтерия, являющаяся составной частью единой бухгалтерской службы организации. Бухгалтерия обособленного подразделения отражает осуществляемые им финансово-хозяйственные операции в своем обособленном учете в сроки, определенные учетной политикой организации.
Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета внутрихозяйственных расчетов обмен информацией между головным офисом организации и ее подразделениями, выделенными на отдельный баланс, а также такими подразделениями между собой организуется следующими способами:
путем прямого внесения данных бухгалтерского учета обособленных подразделений в бухгалтерский учет головного офиса организации;
с оформлением авизо (по регламентированной учетной политикой организации форме) на передачу в бухгалтерский учет соответствующего подразделения организации суммарных данных о движении имущества, денежных средств, затрат, обязательств и финансовых результатов.
Внесение в бухгалтерский учет головного офиса всех оформленных в обособленных подразделениях организации бухгалтерских записей осуществляется в соответствии с правилами, установленными разработчиками применяемого в организации для ведения бухгалтерского учета программного обеспечения. В целях документального оформления, а также контроля за своевременностью и полнотой передачи данных составляются реестры передачи с указанием, от кого и кому переданы данные бухгалтерского учета, количества передаваемых бухгалтерских проводок, номенклатуры, количества, стоимости и мест хранения соответствующих первичных учетных документов.
Перевод денежных средств из головного офиса обособленным подразделениям и обратно оформляется соответствующими кассовыми документами (платежными поручениями, приходными и расходными ордерами и т.д.), с заполнением авизо оформляется только перевод денежных средств между подразделениями. Операции по приему-передаче имущества и денежных средств, осуществляемые непосредственно между головным офисом и подразделениями, оформляются соответствующими первичными учетными документами (накладными, актами приема-передачи, платежными поручениями и т.д.) без заполнения авизо.
1.3 Назначение и область применения обособленных подразделений организации
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению предусмотрен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Счет предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты).
К счету 79 могут быть открыты субсчета 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу», 79-2 «Расчеты по текущим операциям».
В организациях, имеющих несколько обособленных подразделений, передача имущества может происходить не только между головной организацией и подразделением, но и между несколькими обособленными подразделениями внутри самой организации. При этом счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» корреспондирует с одним и тем же счетом только в передающем подразделении - по дебету, а в принимающем подразделении - по кредиту. Так, передача основных средств, материалов и т. п. у передающего подразделения отражается проводкой:
Д 79-2 К10, 20, 23, 25, 26
У принимающего подразделения при принятии основных средств, материалов и т. п. делается запись:
Д 10, 20, 23, 25, 26 К 79-2
При организации учета расчетов с обособленными подразделениями, которые выделены на отдельный баланс, большое значение имеет наличие или отсутствие у обособленного подразделения отдельного текущего банковского счета. При наличии расчетного счета обособленное подразделение само формирует расходы и производит их оплату.
При отсутствии у обособленного подразделения текущего банковского счета, все расчетные операции проводятся через расчетный счет головной организации.
В бухгалтерском учете данные хозяйственные операции в головной организации отражаются проводками:
Д 79 К 51 - оплачены материалы, услуги сторонних организаций;
Д 51 К 79 - поступила оплата за реализованную продукцию;
В обособленном подразделении учет ведется следующим образом:
Д 08, 10, 15, 44, 20, 23 К 60, 76 - приобретены основные средства и материалы, приняты услуги сторонних организаций и т. п.;
Д 60, 76 К 79 - оплачены материалы, услуги сторонних организаций;
Д 62 К 90 - реализована продукция;
Д 79 К 62 - поступила оплата за реализованную продукцию.
В данной ситуации головная организация осуществляет все операции за обособленное подразделение (оплата счетов, контроль за зачислением выручки на расчетный счет и так далее), а учет расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности ведется самостоятельно обособленным подразделением.
О необходимости проведения расчета через текущий банковский счет подразделение извещает головную организацию уведомительным авизо, который содержит информацию о получателе, его реквизитах, сумме и сроках платежа и т. д.
В целях налогообложения передача имущества подразделениям не имеет никаких последствий. Так для целей исчисления налога на прибыль в организации не возникает дохода в виде выручки. Для целей налога на добавленную стоимость не происходит реализации, так как отсутствует переход права собственности. Объясняется это тем, что и сама организация и ее подразделение являются одним юридическим лицом.
При исчислении налога на добавленную стоимость передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд может считаться объектом налогообложения. Однако данный объект возникает лишь в случае, когда расходы на данные товары (работы, услуги) не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (подп. 2 п. 1 статьи 146 НК РФ).
II. формирования показателей отчетности обособленных подразделений в «сОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В «ФСПНРА»
.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
. Полное наименование предприятия: Закрытое акционерное общество "Фонд Социальной Поддержки Населения Республики Алтай"
Краткое наименование предприятия: ЗАО "ФСПНРА".
.Субъект РФ - республика Алтай
.Местонахождение - 649000, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 53
. Основной вид экономической деятельности - Прочая оптовая торговля
Компания относится к отрасли - социальная сфера общества. Направление деятельности - Общественные организации, благотворительные объединения
Наиболее важными аспектами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета ЗАО «ФСПНРА» являются следующие:
ИНН - 0411028059
Код СКРИН - 41017231
ОГРН - 1020400742295
Дата присвоения ОГРН - 30.10.2002
Наименование регистрирующего органа, внесшего запись -
Инспекция МНС России по Горно-Алтайску.
Бухгалтерский учет в организации ЗАО «ФСПНРА» осуществляется структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
В организации ЗАО «ФСПНРА» бухгалтерский учет включает в себя систему условий и элементов (слагаемых) построение учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации БУ в ЗАО «ФСПНРА» являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов БУ, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности. Учетный цикл (наблюдение, регистрация, обработка, анализ и представление бухгалтерских данных) включает в себя следующие операции:
Анализ содержания хозяйственной операции. Хозяйственная операция принимается к учету, если есть ответы на следующие вопросы: когда произошла хозяйственная операция, каково стоимостное выражение хозяйственной операции, к какой классификации она относится (на каких счетах может быть отражена).
Фиксация хозяйственной операции в первичном документе.
Регистрация данных в учетных регистрах. Совокупность бухгалтерских регистров вместе с правилами их ведения составляет форму БУ.
Обработка данных в регистрах и обработка регистров.
Составление бухгалтерской отчетности.
Анализ бухгалтерских данных и бухгалтерской отчетности.
Представление бухгалтерских данных.
Бухгалтерский учет на предприятии ЗАО «ФСПНРА» ведется на основании принятой учетной политики.
2.2 Хозяйственные операции, совершаемые за отчетный период
Предприятие ЗАО «ФСПНРА» занимается оптовой торговлей. На предприятии существуют несколько подразделений: основное производство, вспомогательное производство и управление завода. Каким бы видом деятельности не занималось бы предприятие оно проходит три процесса (снабжения, производства, реализации). За 1 квартал 2011 были произведены хозяйственные операции:
Процесс снабжения - совокупность операций по обеспечению предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. Основными задачами учета процесса снабжения (заготовления) являются: выявление всех затрат по заготовлению средств и предметов труда; определение их фактической себестоимости; выявление результатов снабженческой деятельности.
1.Д51К50 -22000
Внесены на расчетный счет деньги из кассы
2.Д10К60-18400
От поставщика поступили материалы (без НДС)
2.1. Д19К60- 3312
НДС
.Д60К50-21712
Уплачено поставщику за материалы
.Д50К51-18500
На хозяйственные расходы получено по чеку в банке
.Д71К50 -18500
Выдан аванс подотчетному лицу на материалы
.Д10К71 -18400
Приобретены в магазине материалы и сданы на склад
.Д60К51-38000,Д08К60-38000
Уплачено за приобретенные основные средства
.Д01К08-38000
Основные средства приняты на баланс
.Д51К66-52000
Получен кредит банка на расчетный счет
В бизнесе к процессу производства относится не только создание товаров, но и вся деятельность людей, необходимая для того, чтобы сделать товары и услуги доступными для покупателей.
Товары можно произвести только в том случае, если будут израсходованы человеческий труд и другие товары, которые можно свести к трем факторам производства: труду, природным ресурсам и капиталу.
Труд и природные ресурсы - первичные факторы производства, они не сводятся ни друг к другу, ни к какому-либо другому фактору. Из их комбинации возник производственный фактор - капитал.
Все три фактора используют в производстве для того, чтобы получить больший результат (доход или массу производимой продукции), который будет принадлежать его собственнику.
Погашен краткосрочный кредит банка
.Д50К71 -17900
Внесена подотчетным лицом ранее не возвращенная сумма аванса
.Д51К62 -18900
Получено от покупателя на расчетный счет за отгруженную ранее продукцию
.Д76К51 -17700
Погашена кредиторская задолженность
.Д91К01-25000
Списана остаточная стоимость основных средств
.Д62К91/1-29000
Предъявлен счет покупателю по реализации основных средств
.Д91/2К68-4423,72
Отражается НДС по реализации основных средств
.Д91К99-423,72
Получена прибыль от реализации основных фондов
.Д91К76-17700
Оплачены штрафы за несоблюдение договоров поставки
.Д76К91-1800
Получены судебные издержки
.Д76К51,Д58К76-31000
Приобретены акции других организаций
.Д69/1К70-17700
Начислены больничные листы
.Д20К10-25000
Отпущены материалы в основное производство
.Д60К51-20400
Выдан вексель в оплату продукции
.Отпущены материалы:
а)Д20К10-47000
На изготовление продукции
б)Д25К10-32000
На цеховые нужды
в)Д26К10-32000
На общезаводские нужды
.Д68К19- 2806,77
Списан НДС к зачету в бюджет по поступившим материалам
.Д20К60-23728,82
Предъявлен счет за услуги, оказанные основному производству
.1. Д19К60-4271,18
НДС
.Д60К51-28000
Оплачен расчетный документ подрядчика за оказанные услуги
.Д68К19-4271,18
Списан НДС к зачету в бюджет по полученным услугам
.Начислена амортизация основных средств:
а)Д25К02-23000
Цехового назначения
б)Д26К02-21000
Общехозяйственного назначения
.Начислена зарплата:
а)Д20К70- 32000
Рабочим основного производства
б)Д25К70-27000
Рабочим управления цеха
в)Д26К70-20600
Рабочим управления завода
.Д70К68-21628
Удержан налог на доходы с физических лиц
. Произведены начисления в Фонд социального страхования:
а)Д20К69/1-928
На основе зарплаты рабочих основного производства
б)Д25К69/1-783
На основе зарплаты персонала цеха
в)Д26К69/1-887,4
На основе зарплаты персонала управления
. Произведены начисления в Пенсионный Фонд
а)Д20К