Регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,60 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики Республики Беларусь















Регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Денежно-кредитное регулирование в РБ осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываются и утверждаются правлением Национального банка Республики Беларусь.

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики проводимой Национальным банком осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Основными инструментами и методами для реализации денежно-кредитной политики Банка Беларуси являются: обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика.

Для регулирования ликвидности банковской системы Банк Беларуси активно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Национальный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. При этом с кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Вторым инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке ценных бумаг Национальный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Национальный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств (ГКО и ГДО). Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.

Как правило, при продаже государственных ценных бумаг Национальный банк устанавливает льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.

Третьим инструментом регулирования является операции на открытом рынке, который в отличии от других методов, оказывает быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка Беларуси исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Национальный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения.

Выпуск государственных ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности использования денежных средств непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных ценных бумаг.

В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы Национальный банк активно использует такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют Национальному банку оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Следующим инструментом, при помощи которого Национальный банк Беларуси регулирует денежно-кредитную политику, является процентная политика по операциям Банка Беларуси, т.е. политика учетной ставки. Под учетной ставкой понимают процент, под который Национальный банк предоставляет кредиты банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Причем Национальный банк предоставляет этот кредит не всем желающим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Национальный банк. Уменьшение ее делает для банков займы резервных фондов дешевыми. Банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Так в январе - октябре 2009 г. в результате воздействия внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций

В целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых).

При прогнозируемом годовом приросте инфляции на 11 процентов, сбалансированности денежного и валютного рынков ставка рефинансирования к концу 2009 года планировалась в размере 12 - 13,5 процента годовых.

Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту "овернайт" и сделкам СВОП "овернайт" - до 22 процентов годовых, по депозитам - до 10 процентов годовых). В апреле 2009г. в связи со снижением темпов инфляции указанные ставки были понижены на 2 процентных пункта.

В мае - июне 2009 г. был увеличен спрос населения на иностранную валюту и была ухудшена ситуация с привлечением срочных рублевых вкладов физических лиц. В связи с этим для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций на денежных рынках с 17 июня 2009 г. процентные ставки по названным инструментам были увеличены на 2 процентных пункта.

Аукционными операциями на открытом рынке Национальный банк удерживал процентную ставку на однодневном рублевом межбанковском рынке на уровне, близком к верхней границе, задаваемой постоянно доступными операциями. В результате в октябре 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту составляла 21,2 процента годовых.

Для обеспечения непрерывности платежного процесса Национальный остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банков в январе - октябре 2009 г. составил 2,73 трлн. рублей. Так ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В октябре 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков - 21,4 процента годовых.

В 2010 году денежно-кредитная политика была направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.

К концу 2010 года ставка рефинансирования планировалась в размере 9 - 12 процентов годовых. Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков были использованы кредит и депозит "овернайт", сделки СВОП, двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечивал движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования. К концу 2010 года ставки по кредиту "овернайт" и сделкам СВОП составили 17 - 20 процентов годовых, ставка по депозитам - 5 - 8 процентов годовых.

Что касается процентной политики, то она ориентировалась на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. Так к концу 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составили 12 - 15 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках - 10 - 13 процентов годовых.

Обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательской особенности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильности экономического роста государства - всё это было заложено в Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год.

Обменный курс белорусского рубля сохранил за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики проводимой Национальным банком, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным шокам и ограничение роста потребительских цен. Так курс белорусского рубля оставался привязанным к стоимости корзины иностранных валют в рамках 8 процентов от стоимости корзины сложившейся к началу 2011 года и стал более гибким , что обеспечило лучшее реагирование на коньюктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

В связи с ускорением инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были приняты меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка. В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической ситуации в стране и усиления защиты рублевых вкладов в банках от инфляции, в январе - ноябре 2011 года ставка рефинансирования поэтапно повышалась с 10,5 процента годовых до 45 процентов годовых.

Одновременно с изменением ставки рефинансирования в январе-ноябре 2011 года уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности, формирующий верхнюю границу колебаний процентных ставок на однодневном межбанковском рынке был увеличен на 34 процентных пунктов (по кредиту овернайт и сделкам СВОП овернайт - с 16 до 70 процентов годовых).

Процентные ставки по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности, формирующие нижнюю границу колебаний процентных ставок на однодневном межбанковском рынке (по депозитам овернайт) возросли с 7 до 30 процентов годовых.

Процентные ставки по аукционным операциям поддержки ликвидности были приближены к верхней границе процентного коридора: уровень процентных ставок по ломбардным аукционам был увеличен с 11 процентов годовых до 55 процентов годовых.

Процентные ставки по двусторонним сделкам СВОП были установлены на уровне ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности, что увеличило их уровень с 11 процентов годовых до 55 процентов годовых.

В результате принимаемых мер среднее значение процентной ставки на однодневном межбанковском рынке в октябре 2011 года составило 43 процента годовых, увеличившись относительно уровня декабря 2010 года на 32,5 процентного пункта, а в ноябре - 56 процентов годовых.

Что касается планов на 2012 год, отмечу из сообщения от 1 ноября заместителя министра экономики Александр Ярошенко, который сказал: "…задачей номер один на 2012 год является сокращение инфляции…".

Так же он обозначил, что цифра годовой инфляции должна составлять 19%. Отсюда можно сделать вывод, что главным показателем социально-экономического развития на 2012 год является снижение темпов инфляции, которую на данный момент можно назвать гиперинфляцией, и укрепление белорусского рубля на рынке иностранных валют.

Из вышесказанного можно отметить следующее: денежно-кредитная политика, проводимая в государстве, неэффективная и не приносит должной пользы, а лишь усугубляет экономическое положение страны. Это отражается в повышениях цен на продукцию и услуги производителей, в дефиците госбюджета, чрезмерном кредитовании в банковской сфере, в недоверии стабильности национальной валюты.

В 2012 году Национальный банк Беларуси с целью удержания инфляции в заданном интервале должен принимать меры по ужесточению денежно-кредитной политики, в том числе:

·ограничение внешнего заимствования банковского сектора путем ужесточения резервных требований;

·усиление контроля над денежными агрегатами;

·увеличение объемов стерилизации денежной эмиссии.

Кроме того, развитие новых инструментов фондового рынка позволит в 2012 году обеспечить связывание временно свободных денежных средств.

Проведение умеренной государственной политики в области государственных расходов должно предусматривать решение следующих основных задач:

·обеспечение темпов роста расходов государственного бюджета, не превышающих темпы роста ВВП;

·формирование и проведение дальнейшей фискальной политики, направленной на постепенное снижение дефицита бюджета;

·поэтапное достижение размера гарантированного трансферта из Национального фонда в бюджет, равного инвестиционному доходу фонда.

Комплексная антиинфляционная политика Правительства Республики Беларусь и Национального банка должна быть направлена на:

·стимулирование экономического роста в стране преимущественно за счет повышения производительности труда;

·стимулирование опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения;

·соблюдение предприятиями-монополистами утверждаемых предельных значений роста цен на их товары и услуги;

·создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутренних рынках страны, в частности на рынках нефтепродуктов, зерна, электроэнергии, услуг транспорта и связи;

·соблюдение заданного уровня дефицита государственного бюджета; денежный кредитный финансовый стабильность банк

·обеспечение уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики.

В целях преодоления платежного кризиса, оздоровления финансового положения производственных предприятий и государства, создания условий для повышения инвестиционной активности, недопущения рецидивов долгового кризиса должны быть предприняты следующие меры по устранению узких мест и повышению эффективности системы государственного регулирования денежного обращения:

Во-первых, должны быть устранены основные причины демонетизации экономики, платежного кризиса и неудовлетворительного финансового положения большей части производственных предприятий. Это решается путем перехода от жесткой политики количественного регулирования денежной массы к регулированию процентных ставок с их последовательным снижением и поддержанием уровня денежного предложения в соответствии со складывающимся спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы.

Для этого наряду с действующими каналами денежной эмиссии необходимо использовать механизм рефинансирования банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. Это потребует от Национального банка организации мониторинга платежеспособности крупных и средних предприятий и обеспечения прозрачности его эмиссионной политики, приведения ее в соответствие с задачами демонетизации экономики. В свою очередь, доступ к кредитным ресурсам Национального банка потребует от предприятий повышения прозрачности и эффективности своей деятельности, будет способствовать их реструктуризации в соответствии с требованиями повышения конкурентоспособности.

При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии - кредитование экономического роста. Снижая процентные ставки, Национальный банк стимулирует рост экономической активности; повышая их - ужесточает требования к экономической эффективности. Это дает возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической политики государства.

Переход к гибкой политике денежного предложения потребует принятия мер по предотвращению перетока денег в сферу финансовых спекуляций, не опосредованных расширением производства, а также резкого ужесточения валютного контроля.

Во-вторых, должны быть предприняты меры по расчистке экономики от завалов взаимных неплатежей:

·завершена реструктуризация накопленной задолженности предприятий по процентам за просроченные долги перед государственным бюджетом при условии своевременного выполнения текущих налоговых обязательств;

·проведен взаимозачет и реструктуризация взаимной задолженности крупных предприятий с одновременным ужесточением ответственности должников за погашение пророченной задолженности;

·созданы условия для секьюритизации и оборота просроченной дебиторской задолженности;

·созданы правовые условия для оборота залоговых инструментов, включая складские свидетельства.

В-третьих, должен быть наведен порядок в деятельности органов денежного регулирования. Для этого необходимо:

.усилить государственный контроль над эмиссией денег с установлением соответствующих ориентиров по каналам денежного предложения (на пополнение золотовалютных резервов, рефинансирование банков под залог государственных ценных бумаг и векселей производственных предприятий, кредитование институтов развития, кредитование бюджета, восстановление сбережений граждан, реструктуризацию банковской системы, поддержание расчетов) и обеспечением приоритетности задач улучшения финансового положения производственной сферы;

.прекратить использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию государственных ценных бумаг с доходностью, превышающей рентабельность производственной сферы, а также предоставление услуг Национальным банком по открытию депозитных счетов банкам. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации "избыточной" денежной массы - соответствующим регулированием процентных ставок обеспечивается ее связывание в кредитовании производственной деятельности.

В-четвертых, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы, резкому сокращению ее наличной составляющей. Для этого необходимо осуществление комплекса мер по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, обеспечение надежной правовой защиты сделок, совершаемых в электронной форме.

Для стабильности экономики нужно поступить следующим образом Важным средством борьбы с инфляцией является стимулирование деловой активности, расширения производства и, соответственно, спроса на деньги. Однако деловая активность зачастую блокируется негативными сигналами из власти для бизнеса, усилением роли государства в экономике, карательными экспедициями налоговиков. Налоговая продразверстка лишает предприятия стимулов к развитию. Это барьер на более перспективном направлении борьбы с инфляцией. Повысить спрос на деньги, поднять деловую активность не всегда получается. Для этого надо было бы, как минимум, сделать реально независимой судебную систему.

На уровне нашей национальной правящей элиты распространено немало представлений, не подтвержденных ни теорией, ни эмпирическими обоснованиями. Например, повышение уровня монетизации, то есть соотношения между денежной массой и ВВП (в целях решения проблемы неплатежей), виделось в увеличении номинальной денежной массы в обращении посредством расширения денежно-кредитной экспансии.

В действительности же в наших реалиях всё наоборот. При увеличении номинальной денежной массы растет инфляция, которая и ведет к понижению коэффициента монетизации и росту неплатежей.

"Расширение производства за счет денежно-кредитной экспансии не носит инфляционного характера". "Эмиссионное кредитование жилищного строительства способно обеспечить подъем всей экономики". "Денежно-кредитная экспансия не является инфляционной, так как в реальном (долларовом) выражении она почти не увеличивается". Все эти представления изначально ложны. Имеется достаточно свидетельств того, что денежная экспансия обязательно приводит к снижению покупательной способности денег. Ссылки на "новый курс" президента Рузвельта, успешно использовавшего жилищное строительство за счет кредитной экспансии для оздоровления экономики, нельзя применять к нашей экономике. В тот период в США цены падали. Процентная ставка равнялась лишь 2% годовых. У нас совершенно иная ситуация.

Действительно, кредитно-денежная экспансия при использовании административных рычагов в течение ограниченного периода времени способна стимулировать рост производства, в том числе на экономически малоэффективных и даже убыточных предприятиях. Белорусскую экономическую модель, которая с помощью администрирования обеспечивает рост при снижении эффективности и конкурентоспособности, известный московский экономист Владимир Мау справедливо назвал "экзотической".

Мировой опыт свидетельствует о возможности в короткие сроки обеспечить макроэкономическую стабилизацию переходной экономики без использования административных рычагов, с помощью создания благоприятных условий для бизнеса и проведения жесткой монетарной и бюджетной политики. Однако "волшебной пули", которой можно было бы уничтожить инфляцию, не существует. Необходимо атаковать ее по всем фронтам, подавить все ее источники, не допустить самой возможности возрождения инфляции в будущем.

Конкретные причины инфляции следует рассматривать в контексте классической количественной денежной теории, суть которой состоит в том, что произведение цен (Р) и количества товаров (Q), то есть годовой оборот по реализации, равен произведению денежной массы (M) и скорости обращения денег (V). Разумеется, реальные экономические процессы сложнее этой формулы. Однако ее использование позволяет углубиться в суть монетарных факторов. Формула P=MV/Q показывает, что цены увеличиваются, если денежная масса или скорость обращения денег (MV) увеличиваются быстрее, чем товарное предложение (конкуренция) на рынке. Из этого следует два вывода.

Второй: с помощью административного регулирования цен можно лишь на некоторый ограниченный период и лишь на отдельные группы товаров отсрочить их повышение, однако это не только не предотвратит инфляцию, но может стать в последующем источником ее роста. Так как предложение денег и спрос на них непосредственно связаны с инфляцией.

Рациональную организацию наличного денежного обращения, усиление контроля за потоками наличных денег следует рассматривать как одно из эффективных средств, способствующих решению острых проблем современного этапа развития экономики Беларуси. Основной целью Национального банка Республики Беларусь, как известно, является защита и обеспечение устойчивости рубля. Достижение этой цели на данный момент невозможно без рациональной организации наличного денежного обращения.

Национальным банком Республики Беларусь должна проводится работа по правовому регулированию порядка ведения кассовых операций в учреждениях банков, кредитных организациях и хозяйствующих субъектах, а также правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций.

Национальным банком Республики Беларусь должно разрабатываться новые и совершенствоваться нормативные акты, что позволит: создать необходимую правовую основу для оптимизации внебанковского оборота наличных денег; содействовать ускорению оборота наличных денег; способствовать обеспечению сохранности наличных денежных средств; внедрять передовые технологии при работе с денежной наличностью.

В сфере денежного обращения необходимо предпринять следующие меры по регулированию:

укрепить и расширить сферу денежного обращения и таким образом ограничить, использование альтернативных форм расчетов (бартер, иностранная валюта, денежные суррогаты);

уменьшить долю налично-денежного обращения на основе совершенствования безналичных форм расчетов и устранения границы между наличным и безналичным оборотами;

ликвидировать неплатежи, создав тем самым условия для экономического роста.

С целью стабилизации положения в налично-денежном обращении необходимо восстановить доверие населения и предприятий к банковской системе, создать условия для поступления денежных средств в кредитную систему. Одной из важных мер является обеспечение гарантирования банковских вкладов.

Необходимо осуществить комплекс мер по восстановлению платеже-способности банков и на этой основе восстановить нормальные потоки наличных денег. Для этого необходимо активизировать работу банков, направленную на обеспечение соблюдения установленных правил работы с денежной наличностью всеми хозяйствующими субъектами и на этой основе добиться снижения спроса на наличные деньги.

Для уменьшения доли налично-денежного обращения необходимо начать более интенсивную работу по введению безналичных расчетов среди физических лиц за товары и услуги и постепенно внедрять в обращение электронные деньги с использованием пластиковых карт.

В соответствии с первым подходом количество наличных денег на территории Республики Беларусь может быть определено как разница между выпуском и вложением денег из резервных фондов расчетно-кассовых центров Банка Беларуси. С учетом сведений об остатках средств в кассах банков можно составить представление о сумме денег, выпущенных в обращение на данной территории.

Второй способ аналогичен первому, но базируется на использовании данных о кассовых оборотах банков. Используя соответствующим образом данные о приходных и расходных операциях банков, зная остатки в кассах, можно сделать заключение о количестве денег, проходящих через банковскую систему.

Третий подход базируется на использовании экспертных оценок основных денежных потоков в Беларуси. Это один из наиболее верных методов. Проблема заключается в том, что необходимо иметь качественные экспертные оценки за все годы выпуска денег в обращение. Часто это невозможно сделать, поэтому ошибки накапливаются. Прогнозирование наличного денежного оборота, начиная с 2009 и заканчивая 2011 годами, осуществлялось, исходя из требований Положения Банка Беларуси.

Таким образом, базой составления прогнозных расчетов должна являться динамика кассовых оборотов за предыдущие периоды, расчеты структурных подразделений банка о прогнозируемых оборотах в разрезе символов, эмиссионном результате с использованием данных обслуживаемых кредитных организаций, сведения Департамента регулирования денежного обращения, статистические данные о размере просроченной задолженности по заработной плате, объеме розничного товарооборота, сообщения Управления социальной защиты о фактических и предстоящих размерах выплат срочных пенсий, а также в счет погашения имеющейся задолженности, фактические и плановые

Развитие и укрепление банковской системы следует осуществлять по нескольким направлениям, основными из которых являются расширение ресурсной базы и повышение капитализации банков, оптимизация их активов и пассивов, а также совершенствование:

·надзора и контроля за деятельностью банков, а также экономических нормативов, регулирующих деятельность банков;

·институциональной и функциональной структур банков;

·корпоративного управления и внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности в банках.

Процесс оптимизации активов и пассивов банков следует осуществляться по следующим направлениям:

·диверсификация источников формирования ресурсов банков за счет повышения доли средств населения в национальной и иностранной валютах, средств нерезидентов Республики Беларусь, ценных бумаг, эмитированных банками;

·увеличение срочных ресурсов с длительными сроками привлечения, что позволит существенно улучшить соответствие активов и пассивов банков по срокам привлечения и размещения;

·снижение удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;

·повышение доли доходных активов банков, прежде всего за счет снижения проблемных кредитов и расширения перечня современных банковских операций и услуг.

Конечной целью денежно-кредитной политики Беларуси, проводимой в первую очередь Национальным банком, должен быть курс на снижение инфляции. Национальный банк Беларуси сохраняет ограничительные принципы денежной политики с целью снижения инфляции. В связи с этим операции Национального банка основываются на контроле целевых показателей по денежной базе, которая включает наличные деньги в обращении, средства в фонде обязательных резервов и остатки на корсчетах банков. Однако, по моему мнению, для успешной реализации задач нужна более усовершенствованная система инструментов денежно-кредитной политики. Она должна быть адекватной и варьироваться с изменениями макроэкономической среды, в структуре финансового рынка, состояний банковской и расчетно-платежных систем.

Национальный банк Беларуси с целью удержания инфляции в заданном интервале должен принимать меры по ужесточению денежно-кредитной политики, в том числе:

·ограничение внешнего заимствования банковского сектора путем ужесточения резервных требований;

·усиление контроля над денежными агрегатами;

·увеличение объемов стерилизации денежной эмиссии.

Похожие работы на - Регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!