Исследование маркетинговой среды ОАО 'Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    79,73 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование маркетинговой среды ОАО 'Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат'













КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг» на тему:

Анализ маркетинговой среды ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат»











2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Описание предприятия

. Описание товаров и услуг

. Исследование рыночных потребностей и спроса

. Анализ микромаркетинговой среды ОАО «СЦБК»

. Анализ макромаркетинговой среды ОАО «СЦБК»

. Анкета по исследованию спроса

. Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента

. Позиционирование и комплекс маркетинга

. Метод SWOT-анализа, мероприятия по стратегии товаров

. Исследовательский раздел

Заключение

Список литературы

Приложение

товар конкуренция спрос стратегия

Введение

Ситуации на рынке меняются чрезвычайно быстро. Чуть ли не каждый день появляются новые рынки сбыта, расширяются торговые объединения, а средства распространения информации о товарах и методы их реализации изменяются поистине революционными темпами.

При плановой экономике все предприятия получали приказы «сверху» и государство являлось основным и главным покупателем продукции, производимой организациями. Поэтому были заранее определены и покупатели и объемы производства, о чем предприятиям не нужно было задумываться. При переходе к рыночной экономике предприятия столкнулись с проблемами самостоятельного поиска покупателей и осуществления своей деятельности в условиях конкуренции. Удержать свои позиции предприятия могут только при изучении потребностей рынка. В России по сравнению с другими странами зарождение маркетинга началось только в конце ХХ века, хотя в развитых странах этот процесс начался уже в начале того же века. Таким образом, роль маркетинга в нашей стране недооценивается. К тому же наша страна решила пройти все этапы становления рынка и развития маркетинга за десятилетие, а не за сто лет, как это было в США, и, естественно, сознание руководителей предприятий еще не было сориентировано на отношения в условиях рынка и на необходимость удовлетворять потребности покупателей.

Самое трудное на рынке, как известно, продать товар по достойной цене. Только тогда предприятие будет получать прибыль от своей деятельности. А чтобы продать товар по достойной цене, нужно ориентироваться на потребителя и при создании, и при производстве, и при контроле качества, и при организации рекламы и сбыта и т.д.

Маркетинг - это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом. Маркетинг изучает потребности покупателей и помогает предприятию, ориентируясь на целевой рынок и осуществляя необходимую для выхода на него стратегию, быть конкурентоспособным в своем сегменте.

Чтобы организация могла завоевать внимание покупателей в конкурентной борьбе, она должна склонить их на приобретение своей продукции. Однако покупатели абсолютно свободны в выборе необходимых им товаров и услуг, - естественно, они выбирают лучших. Поэтому каждая фирма должна знать ответы на важные вопросы:

. Каких потребителей мы ищем, чтобы их привлечь и удовлетворить?

. Какие у них потребности и жизненные ценности?

. Кто наши основные конкуренты в борьбе за этих потребителей?

. Как нам убедить покупателей, что мы обслуживаем лучше, чем наши конкуренты?

А для этого необходимо изучить стимулы, которые склоняют покупателя к предпочтению той или иной продукции, той или иной фирмы, а также предвидеть их реакцию на любые изменения в самом товаре, его цене, месторасположении и продвижении информации о нем (постараться угадать, что твориться в «черном ящике», сознании потребителя). Все это возможно посредством маркетинга.

Сегодня компании сталкиваются со многими сложными проблемами и возросшей неопределенностью. Им приходится конкурировать не только с компаниями своей страны, но и с иностранными фирмами, которые зачастую делают более привлекательные предложения, чем отечественные компании. Каждая компания должна не только оставаться на своем отечественном рынке, но и пытаться выходить на зарубежные. В наше время это сделать намного проще благодаря возможностям быстрой транспортировки и средствам глобальной коммуникации. Сегодня каждая страна подталкивает свои компании к выходу на международный рынок. Каждая страна хочет больше экспортировать (готовой продукции, а не сырья), и меньше импортировать. Каждая компания должна использовать маркетинговые технологии для определения и оценки своих возможностей, чтобы выбрать те, которые позволят создать товары с наивысшей потребительской ценностью.

Планирование маркетинга - вещь не новая. В принципе любой бизнес-план международного образца должен содержать раздел, называемый «План маркетинга». Однако, многие российские предприятия считают, что они прекрасно жили и продолжают хорошо жить без планирования маркетинговой деятельности. Зачем он им нужен? Для многих российских предприятий деятельность служб исследования рынка, маркетингового анализа и т.п. - вещь маловероятная и не очень нужная. Это происходит потому, что очень сложно оценивать конкретный, неосязаемый результат деятельности работников службы маркетинга, которая предоставляет анализ рынка. А можно ли верить прогнозам маркетологов? Другое дело - отдел сбыта. То есть предприятия еще не осознали роли маркетинга в условиях рынка, да и всего лишь за десятилетие это трудно сделать, поскольку еще не сменились стереотипы и хорошо подготовленных маркетологов очень мало.

Целями написания курсовой работы является анализ рыночной деятельности действующего предприятия, выявление недостатков и преимуществ его в работе с покупателями, а также описание возможных путей развития организации.

Задачами являются: научиться делать анализ конкуренции, исследовать спрос или потребности покупателей, оценить влияние микро- и макромаркетинговой среды на деятельность предприятия.

1. Описание предприятия

Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат - ведущее предприятие России по выпуску хвойной сульфатной небеленой целлюлозы, сырьем для которой является высококачественная технологическая щепа, получаемая на лесопильных заводах, производящих экспортные пиломатериалы.

Комбинат расположен в промышленной зоне города Архангельска - крупного транспортного узла на Северо-западе России по адресу: 163059, г. Архангельск, ул. Кировская, 4. Круглогодичная навигация Архангельского морского порта, наличие собственных железнодорожных и автомобильных подъездных путей позволяют выгодно вести торговлю, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Торговая марка "Solombala" хорошо известна потребителям целлюлозы, бумаги и картона. Она занимает прочное место в экологических разработках новейших технологий строительной индустрии Европы и Америки благодаря уникальным качествам своего волокна.

Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат был создан в 1935 году на базе лесопильных заводов для переработки отходов лесопиления (щепы). С него началась история лесохимии и целлюлозно-бумажной промышленности в нашем Северном крае.

Строительство целлюлозного завода диктовалось самой жизнью. В 1932 году начало лихорадить производство лесопильных заводов № 15-16, построенных в 1929 г. и бывших на то время крупнейшими в мире. Достигнутые ими темпы выработки пиломатериалов стали снижаться, с территории заводов не успевали отвозить отходы лесопиления, и встал вопрос по их переработке.

В сжатые сроки, после утверждения в июле 1933 г. площадки строительства целлюлозного завода, были построены производственные корпуса завода, смонтировано закупленное за рубежом оборудование для производства целлюлозы. Начало монтажных работ в производственных корпусах было и началом становления коллектива целлюлозного завода. 31 октября 1935 г. была получена первая Соломбальская натронная целлюлоза и тем самым пущена первая очередь завода мощностью 16000 тонн. Он был первым в Советском Союзе успешно решившим проблему комбинирования целлюлозного производства с лесопильным и комплексного использования древесного сырья.

С 1 апреля 1936 года, с окончанием монтажа цеха регенерации щелоком и переходом на выработку сульфатной небеленой целлюлозы, приказам по Наркомлесу Соломбальский целлюлозный завод был принят в эксплуатацию и вступил в число действующих. В 1937 г. были введены мощности второй очереди строительства, и мощности по производству целлюлозы достигли 60000 тонн в год. Наивысшая производительность в объеме 81,5 тыс. т достигнута в 1965 году. С августа 1948 г. целлюлозный завод носит название «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат».

С 1956 г. началась приемка и переработка технологической щепы из отходов лесопиления с других лесозаводов города Архангельска.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и правительства СССР от 1961 г. о развитии целлюлозно-бумажной промышленности, за период 1963-1969 гг. проведены работы по реконструкции и расширению комбината. Производственные мощности по производству сульфатной небеленой целлюлозы были увеличены до 288,5 тыс. т, построена кустовая установка по переработке талового масла. За счет строительства новых транспортных связей объемы переработки привозной технологической щепы резко возросли - технологическую щепу, произведенную из отходов лесопиления, кроме лесозаводов г. Архангельска, начали поставлять лесопильные заводы Онеги и заводы, примыкающие к Северной железной дороге. Начали поставку технологической щепы и лесозаготовительные предприятия из отходов разделки хлыстов на вновь построенных установках небольшой мощности по производству технологической щепы типа УПЩ-6-9.

В 1968 г. пущена в эксплуатацию станция биологической очистки сточных вод, которая принимала промышленные стоки СЦБК, а с 1972 г. - и всего Архангельска.

С 1972 г. по 1990 г. устранялись дефекты проекта и оборудования, выявленные при эксплуатации производства.

В декабре 1992 г. под руководством генерального директора Н.П. Львова успешно прошло акционирование комбината и разработана концепция деятельности в условиях рынка, сохранены производственные мощности и трудовой коллектив. Уставный капитал - 295 092 266 рублей, разделен на 234 755 789 обыкновенных акций и 60 336 477 привилегированных акций номиналом 1 рубль. Крупнейшие акционеры: российско-финское СП "Экокомплекс" - 40%, ООО "Норвуд" - 20%. Годовая мощность ЦБК по производству сульфатной целлюлозы - 260 тыс. тонн, упаковочной бумаги - 7,7 тыс. тонн, лесохимической продукции - 12 тыс. тонн.

Несмотря на кризис 1995-1997 годов на мировом рынке целлюлозы, команде менеджеров предприятия удалось разработать и провести в жизнь программу снижения себестоимости продукции и привлечения банковских кредитов. В результате комбинат сохранил свои позиции на мировом и внутреннем рынках. На комбинате постоянно совершенствуется технология производства и улучшается качество выпускаемой продукции. К 2001 году был построен и пущен в эксплуатацию древесно-подготовительный цех, вступила в строй установка сортирования целлюлозы «Сундс дефибратор», создана информационная система управления на базе программного комплекса «Галактика»; система качества предприятия получила сертификат соответствия международному стандарту ISO 9002. Предпринятые шаги позволили повысить конкурентоспособность целлюлозы и расширить области ее применения. С пуском в 1999 году второго технологического потока производство целлюлозы увеличилось на 30 процентов. В связи с этим на предприятии дополнительно создано более 400 рабочих мест. Новые формы работы с лесосырьевой базой также ведут к увеличению выпускаемой продукции. В состав акционерного общества вошел леспромхоз поселка Северный Верхне-Тоемского района.

В скором времени, столкнувшись с нехваткой сырья, попросту говоря, щепы для варки целлюлозы, на комбинате решили наладить ее собственное производство, для чего в 2003 г. был введен в эксплуатацию американский окорочно-рубительный комплекс. С помощью нового котлоагрегата №5 по сжиганию кородревесных отходов был осуществлен переход на биотопливо, который дал ощутимый экологический эффект: выбросы серы, азота и углерода в атмосферу уменьшились почти вдвое. При этом значительно сокращаются затраты в части топливно-энергетической составляющей себестоимости и потребление мазута и угля. Кроме того, для снижения себестоимости продукции планируется продолжить сокращение таких непроизводственных расходов, как проценты по банковским кредитам и коммерческие расходы.

Соломбальский ЦБК первым в отрасли внедрил систему управления качеством продукции, и сертифицировали ее на соответствие мировому уровню. Так, в 1996 г. предприятие соответствовало международному стандарту ИСО 9002, подтвержденному сертификатами Морского регистра судоходства и Госстандарта России. Но жизнь не стоит на месте. И 21 октября 2003г. ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат» были вручены сертификаты соответствия системы менеджмента качества комбината требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в Системе сертификации Российского Морского Регистра Судоходства и ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в Системе сертификации Госстандарта России. Срок действия сертификатов до 11 сентября 2006 года. Они определяют новые требования к системам управления качеством продукции. А 10 декабря 2004 г. представитель ассоциации по сертификации «Русский регистр» вручил Соломбальскому ЦБК сертификат соответствия системы экологического менеджмента требованиям международного стандарта ИСО 14001:1996.

Таким образом, ОАО «СЦБК» является развивающимся предприятием, достойно вышедшее из кризиса и решающее не только производственные задачи, но и социальные. В частности, санаторно-профилактическое лечение работников.

. Описание товаров и услуг

Основными видами деятельности ОАО «СЦБК» являются производство хвойной небеленой сульфатной целлюлозы, оберточной бумаги и лесохимической продукции. При этом выпускаемая продукция должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 Виды продукции, выпускаемые ОАО «СЦБК»

Наименование

Стандарт

Поставка

1

Целлюлоза сульфатная хвойная небеленая повышенного качества марок НС-К

ТУ 13-00279189-06-2001

ж./д. вагоны 60 тонн

2

Бумага оберточная марки Ж, плотность 80-120 г/м2

ГОСТ 8273-75

ж./д. вагоны 45 тонн

3

Масло талловое дистиллированное

ТУ 13-00281074-26-95

цистерны под светлый налив 45-65 тонн

4

Кислоты жирные талловые

ГОСТ 14845-79

цистерны под светлый налив 45-65 тонн

5

Клей канифольный модифицированный (паста)

ТУ 13-0281078-141-90

цистерны под светлый налив 45-65 тонн


Из таблицы 1 видно, что качество целлюлозы соответствует техническим условиям, а не государственным стандартам в отличие от оберточной бумаги или жирных кислот. Покупателям небеленая целлюлоза поставляется железнодорожными вагонами вместимостью 60 тонн по подведенным к комбинату железнодорожным путям.

Объемы производства всех видов выпускаемой ОАО «СЦБК» продукции за январь-октябрь 2003 г. приведены в таблице 2.

Таблица 2 Производство продукции на ОАО «СЦБК» за январь-октябрь 2003 г.

Наименование

Ед. измерения

План

Факт

1

Целлюлоза по варке

тонна

186480

186335

2

Целлюлоза товарная

тонна

182830

182439

3

Бумага оберточная

тонна

2650

2868

4

Масло талловое дистиллированное

тонна

4330

4485

5

Кислоты жирные талловые

тонна

240

242


Основной продукцией, выпускаемой предприятием, является небеленая сульфатная целлюлоза, поскольку она занимает наибольший удельный вес в объеме производства всех видов продукции. Целлюлоза производится из технологической щепы хвойных пород, таких как: сосна и ель. Кислоты жирные талловые начали выпускать сравнительно недавно: с сентября 2003 г. В планах ОАО «СЦБК» на 2004 год было намечено увеличение производства наиболее дорогих и рентабельных видов продукции, таких как бумага оберточная и жирные кислоты. Однако, основной товарной продукцией по-прежнему является целлюлоза. Объёмы по варке целлюлозы к концу 2004 года составили более 230 тыс. т.

Клей канифольный модифицированный используется для проклейки бумаги и в мыловаренной промышленности. Талловые жирные кислоты и дистиллированные масла применяются в лакокрасочной и полиграфической промышленности.

Помимо производства и реализации продукции, Соломбальский ЦБК оказывает следующие виды услуг:

очистка сточных вод г. Архангельска;

проезд автотранспорта из центра города в Маймаксанский и Соломбальский округа через наплавной мост, соединяющий два берега Кузнечихи. С момента пуска в эксплуатацию очистные сооружения претерпели немало изменений с целью повышения эффективности их работы. Так, с 1999 года ведется реконструкция системы аэрации аэротенков. Уже заменена система аэрации в четырех аэротэнках на мелкопузырчатую, что дало возможность снизить расходы электроэнергии практически в два раза, и улучшить качественные показатели на сбросе в водоём. В апреле 2000 года пущен в эксплуатацию пресс-фильтр немецкой фирмы «Бельмер». Это новое высокотехнологичное оборудование предназначено для обезвоживания осадка. Пустив его в действие, увеличился вывод осадка из системы и снизилось количество взвешенных веществ на сбросе в водоём. В апреле 2003 года было закончено строительство здания решеток, что позволило принять на очистку в период весеннего таяния снегов большее количество стоков. Вся система работает в автоматическом режиме, все движущиеся части не соприкасаются со стоками, а это значит, что оборудование будет более долговечным. По словам экологов комбината, это оборудование отвечает всем современным требованиям, ни на одном российском целлюлозно-бумажном предприятии такого оборудования нет. Оно позволило полностью исключить ручной труд, увеличить объем выводимых отходов на первой ступени. В перспективе цеху предстоит пережить ещё много перемен. В планах реконструкции очистных сооружений - достройка двух первичных и двух вторичных отстойников, это даст возможность принять все муниципальные стоки. Будет закончена реконструкция системы аэрации ещё на двух аэротенках. Ежедневно биологическая станция очищает более 200 тыс. м3 стоков. Что касается перевоза грузов через Кузнечиху, то сначала 23 июля 2003 г. была установлена понтонная переправа, а уже 1 ноября 2004 г. переправа, состоящая из 40 понтонов, была заменена наплавным мостом, включающим 4 устойчивые баржи шириной 15 и длиной 1020 метров. Движение по мосту осуществляется в обе стороны и может пропускать автотранспорт грузоподъёмностью до 60 т и в летнее, и в зимнее время. По данным наблюдений и подсчётов сейчас переправа пропускает, в среднем, по 1200 автомобилей в день вместо запланированных пяти сотен. По переправе перевезено более 500 тысяч тонн грузов, Кузнечиху с её помощью пересекли 66 тысяч грузовых и 54 тысяч легковых единиц техники.

3. Исследование рыночных потребностей и спроса

Изучение потребностей потенциальных потребителей является основой для проведения маркетингового исследования фирмы. Виды отраслей промышленности, в которых применяется целлюлоза, показаны на рисунке 1. Предприятия этих отраслей закупают целлюлозу для различных целей.

Рисунок 1 Схема рыночных потребностей в целлюлозе

Таким образом, можно сказать, что целлюлоза используется в дальнейшем не только для производства продукции целлюлозно-бумажной промышленности (бумажного сектора), но и для производства продукции других отраслей промышленности, хотя не является для них основным сырьем, а выступает только как вспомогательный материал.

При исследовании спроса необходимо ответить на следующие вопросы:

Кто является покупателем для ОАО «СЦБК» (для всех видов продукции и услуг) и кто покупает продукцию других целлюлозно-бумажных комбинатов?

Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат экспортирует свою продукцию в более чем 30 стран мира. За пределами России находит сбыт около 90% отличной целлюлозы с маркой "Solombala". География экспорта включает государства Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Европы и Америки. Потребителями небеленой целлюлозы в ближнем зарубежье являются Беларусь, Украина и Узбекистан. Давние партнерские отношения связывают Соломбальский ЦБК с предприятиями и компаниями Австрии, Голландии, Швеции и Германии, приобретающие целлюлозу для производства бумаги и картона. Покупателями Соломбальской целлюлозы также являются более 60 потребителей России и стран СНГ

Руководство СЦБК уделяет большое внимание совершенствованию форм и методов партнерства. Несмотря на трудности, связанные с экономическими реформами в стране, предприятие сумело сохранить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках. С ним продолжительное время успешно ведут свой бизнес крупнейшие зарубежные фирмы и ведущие отечественные предприятия, которые являются уже постоянными покупателями.

Одним из основных покупателей небеленой целлюлозы, производимой ОАО «СЦБК», является Финляндия. От имени предприятий Финляндии полномочиями на ведение переговоров и определения цен наделены 3-4 крупные компании, которые в соответствии с заранее согласованной между собой позицией отстаивают финские интересы. По сути дела ОАО «СЦБК» является сырьевым придатком для финских предприятий.

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности являются экспортно-ориентированными, то есть в основном всю свою продукцию отправляют на международный рынок. Так, Архангельский ЦБК поддерживает оптимальный баланс поставок на внешний (35%) в 45 стран мира и внутренний рынки с приоритетом российского рынка (65%). Сегежский ЦБК поставляет свою продукцию в 43 страны, в частности: Австралию, Бангладеш, Бельгию, Болгарию, Великобританию, Венгрию, Вьетнам, Германия, Грецию, Данию и др. Котласский ЦБК около 65% продукции экспортирует в Европу, на Ближний Восток и Северную Америку. Братский ЛПК экспортирует свою продукцию в 87 стран мира. Основные рынки сбыта - Китай (до 80% от общего объема экспорта БЛПК) и Юго-Восточная Азия.

Можно сказать, что география поставок целлюлозы на экспорт целлюлозно-бумажными комбинатами России достаточно обширна. Причем разным предприятиям требуются различные виды целлюлозы. Например, одним необходима сульфатная небеленая целлюлоза из хвойных пород деревьев, другим - сульфатная беленая целлюлоза из хвойных пород деревьев, третьим - сульфитная беленая целлюлоза из лиственных пород деревьев и т.д. То есть, рынок между производителями целлюлозы уже поделен.

Услуги по очистке сточных вод ОАО «СЦБК» оказывает для всех сточных вод г. Архангельска.

Что касается потреблению услуг по перевозке грузов через наплавной мост, то 37 % потока автомобилей и грузов идет на сам Соломбальский ЦБК. Остальные 63 % приходятся на следующие предприятия: Соломбальский ЛДК, 23-ий и 25-ый лесозаводы, ЛДК-3, предприятие "Кардинал", Автоколонна 1700, автопредприятия, строительные организации и другие предприятия этой промышленной зоны Архангельска. Кроме того, Соломбальский ЦБК несёт финансовую нагрузку по бесплатному проезду городского спецтранспорта, доля которого в общем потоке составляет 5,4% (это милиция, пожарные, МЧС, машины скорой помощи, транспорт Архангельского хлебокомбината и других предприятий социальной направленности).

Покупателем (полномочным дистрибьютором) лесохимической продукции (талловых продуктов) ОАО «СЦБК» является специализированное предприятие ООО «Торговый Дом «Лесохимик», созданное в 2000 г. в Санкт-Петербурге. Помимо сотрудничества этой фирмы с ОАО «СЦБК», ее партнерами являются также: ОАО "Сегежский ЦБК", ОАО "Архбум", ОАО "Светогорск", ОАО "Марийский ЦБК", ОАО "Сыктывкарский ЛПК", ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз", ОАО "НПФ "Пигмент" (г. Санкт-Петербург), ООО "Торговый Дом "ТЕКС" (г. Санкт-Петербург), АО "ЧХПО" (г. Черкесск), ОАО "Лакокраска" (г. Ярославль), ОАО "Воронежсинтезкаучук" (г. Воронеж).

Какие потребности удовлетворяет продукт, и какие факторы влияют на спрос?

Рассмотрим основную продукцию ОАО «СЦБК» - целлюлозу. Продавая ее другим предприятиям, также относящимся к лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли, ОАО «СЦБК» обеспечивает их необходимым сырьем. Далее целлюлоза перерабатывается в мешочную, упаковочную бумагу или крафтлайнер. Также целлюлоза Соломбальского ЦБК продается строительному сектору промышленности для производства более прочного щебнемастичного асфальтобетона и утепления стен в домах. Поскольку основная часть покупателей ОАО «СЦБК» находятся за пределами Российской Федерации, то самым главным фактором, влияющим на спрос, будет наличие международного сертификата качества продукции.

Где покупатель ищет информацию о продукции ОАО «СЦБК» и где совершаются покупки?

Поскольку ОАО «СЦБК» работает только с постоянными покупателями, то они и так имеют всю необходимую информацию о предприятии. Однако, для желающих стать покупателями ОАО «СЦБК» в Internet помещен веб-сайт предприятия (<#"536143.files/image002.gif">) - максимально возможный объем продаж, который можно совершить на данной территории, на конкретном рынке, в конкретный промежуток времени при сложившихся ценах и платежеспособности клиентов. Она определяется по следующей формуле:

,

где - количество покупателей,

  - норма потребления,

  - средняя цена.

Общее количество покупателей целлюлозы, находящихся во всем мире я определить не смогла, так же как и норму потребления целлюлозы каждым. Однако, можно сказать, что произведение количества покупателей на норму потребления и есть мировое потребление целлюлозы. Средняя мировая цена всех видов целлюлозы можно принять равной 487,5 долларов за тонну. Следовательно, емкость рынка будет равна: 122419000 × 487,5 = 59679,3 млн. $.

В 2004 г. СЦБК реализовал на экспорт 190 тыс. т целлюлозы в 28 стран мира. То есть более 92% товарной целлюлозы поставлено на экспорт. Два основных параметра внешнего рынка вели себя по-разному. Если спрос на нашу целлюлозу в течение не снижался, то цены лишь в первом полугодии умеренно росли, достигнув своего пика летом. Начиная с августа и до конца года, они медленно снижались. В этих условиях СЦБК пришлось искать новые подходы в работе с потребителями для формирования более долговременных контрактов и условий их финансирования. Удалось расширить практику заключения годовых резервационных контрактов, в рамках которых обеспечиваются гарантированные поставки продукции, а денежные поступления от потребителей стабилизируются. В качестве сравнительно новой ниши на рынке как перспективное направление предприятие рассматривает поставки целлюлозы в строительный сектор мировой экономики. Объемы экспорта в данный сектор постоянно растут и в 2004 г. составили 30 тыс. т. Плановый объем продаж на экспорт в 2005 г. может быть не менее 200 тыс. т целлюлозы, не меняя кардинально структуру экспорта и наработанные контакты с традиционными потребителями, одновременно расширяя продажи в строительный сектор, где цены, как правило, более высокие и менее подвержены конъюнктурным колебаниям по сравнению с бумажным сектором.Доля рынка (d) ОАО «СЦБК» в 2003 г в Российской Федерации равна:

.

Доля рынка (d) ОАО «СЦБК» в 2003 г в мире равна:

.

Доля производителей целлюлозы Российской Федерации на мировом рынке целлюлозы составляет примерно 2%. Поэтому ОАО «СЦБК», который производил в 2003 г. всего лишь 207 тыс. т целлюлозы и занимает 9% от отечественного рынка целлюлозы, на мировом рынке имеет очень низкую долю (0,17%).

. Позиционирование и комплекс маркетинга

Когда организация определяется с сегментом рынка, на который она выходит, ей необходимо принять решение относительно того, какие «позиции» ей желательно занять в этих сегментах.

Позиционирование - обеспечению товару, не вызывающего сомнений, четко отличительного от других, желательного места на рынке в сознании целевых потребителей.

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, выпускающие товарную целлюлозу на экспорт и находящиеся на территории России, не являются конкурентами. Во-первых, это связано с тем, что все предприятия осуществляют продажу беленой целлюлозы, а ОАО «СЦБК» - небеленую. Во-вторых, каждое предприятие имеет своих постоянных клиентов, то есть занимает определенную долю рынка, и чтобы удержать своего клиента организация будет готова даже на снижение цен себе в убыток. Есть такая мировая практика снижения цены на целлюлозу при условии заключения долгосрочных контрактов на поставку и бесперебойного сбыта продукции покупателю. У предприятий есть смысл понижать себестоимость целлюлозы.

Процесс позиционирования включает в себя 3 этапа:

. Построение схемы позиционирования целлюлозы (рисунок 2).

Проведем позиционирование целлюлозы по двум параметрам: цена (см. табл. 3) и вид целлюлозы (беленая или небеленая, сульфатного или сульфитного способа обработки). Для оценки вида целлюлозы применяется следующий подход:

так как беленая целлюлоза представляет собой более законченный технологический цикл, то и оценка высокая, и наоборот, невысокая оценка, если небеленая;

если целлюлоза обработана сульфатным способом (щелоком), она заслуживает более высокой оценки, поскольку этот способ щадит растительные волокна, а также может обрабатывать технологическую щепу смолистых пород деревьев (например, сосна). Сульфитный способ обработки целлюлозы использует в качестве реагентов кислоты, то есть он наиболее опасный; в качестве сырья можно использовать только малосмолистые (ель, пихта) хвойные породы  и получает невысокие оценки.

В таблице 6 проведена оценка целлюлозы по перечисленным параметрам.

Таблица 6 Позиционирование целлюлозы

Предприятие

Цена

Качество по виду целлюлозы

1. Братский ЛПК

4

5

2. ОАО «КЦБК»

4

5

3. Сясьский ЦБК

5

4

4. ОАО «Сегежский ЦБК»

5

4

5. ОАО «АЦБК»

4

5

6. ОАО «СЦБК»

4

4

7. Усть-Илимский ЛПК

4

5


Рисунок 3 Позиционирование целлюлозы

ОАО «СЦБК» - единственное предприятие с подобными характеристиками целлюлозы, ориентированное на покупателей с невысоким уровнем денежных средств и имеющим систему отбеливания целлюлозы или производство продукции из небеленой, а также нуждающиеся в целлюлозе, произведенной из хвойных пород деревьев.

Остальные предприятия либо имеют более высокие цены, либо в большей степени производят беленую целлюлозу.

. Построение схемы потребительских предпочтений (рисунок 4).

Предположим, что большинство покупателей ориентировано на беленую целлюлозу с невысокой ценой. Однако, на рынке необходима и небеленая целлюлоза с невысокой ценой. Следовательно, схема потребительских предпочтений будет выглядеть следующим образом:

Рисунок 4 Схема потребительских предпочтений

. Сводная схема (рисунок 5).

Рисунок 5 Сводная схема

На мировом рынке целлюлозы есть покупатели небеленой целлюлозы. Однако, многие предприятия производят беленую. Следовательно, продукция СЦБК для определенной категории покупателей востребована. Это такие покупатели, которые имеют установки для отбеливания целлюлозы или которые тоже занимаются варкой целлюлозы и им не хватает небеленой целлюлозы собственного производства для изготовления бумаги и картона.

Комплекс маркетинга

На данном рынке в настоящий момент предложение превышает спрос, цены на целлюлозу ОАО «СЦБК» во многом диктуются покупателем. Поэтому в сложившейся ситуации СЦБК приходится снижать себестоимость продукции.

. Товар. ОАО «СЦБК» выпускает и реализует небеленую сульфатную целлюлозу из хвойных пород деревьев (сосна, ель), которая соответствует ТУ 13-00279189-06-2001 и международным стандартам качества продукции. А для того, чтобы расширить рынок потенциальных клиентов, необходимо модифицировать продукцию (например, производить беленую целлюлозу), а также можно осуществлять весь технологический цикл, производя бумагу и картон (более рентабельные виды продукции), которые могут пойти на упаковку товара.

. Цена. Покупатели Финляндии могут диктовать цены, поскольку СЦБК является их сырьевым придатком. Часто это приводит к убыткам организации. Поэтому стоит стараться снижать себестоимость продукции, которая при осуществлении сульфатного способа обработки древесины достаточно велика. После этого, чтобы привлекать покупателей на долгосрочное сотрудничество, при заключении контрактов на год и обеспечении заказов можно несколько снижать цены.

. Место реализации. Целлюлоза, обвязанная проволокой, хранится на складах готовой продукции, которые находятся как непосредственно на месте производства, так и в порту на Экономии. Поставляется она своим покупателям по путям МПС, которые подведены к СЦБК, и морским транспортом через порт на Экономии.

. Продвижение. Иностранные покупатели получают информацию о товаре на международных конкурсах и форумах. Целлюлоза ОАО «СЦБК» входит в состав 100 лучших товаров ЛПК.

9. Метод SWOT-анализа, мероприятия по стратегии товаров

Метод SWOT-анализа - это способ анализа сильных и слабых сторон предприятия, угроз и возможностей для него, позволяющий оценить его стратегическое развитие. Проводя SWOT- анализ, необходимо решить следующие задачи:

Определение слабых, но наиболее важных позиций;

Определение тех сильных сторон предприятия, которые укрепят слабые;

Разработка перечня мероприятий, которые позволят укрепить положение предприятия на рынке.

Таблица 7 Общая матрица

Сильные стороны: высококвалифицированные рабочие и высокого уровня образования управленческий персонал; наличие постоянных клиентов; удобное географическое положение (близость) относительно сырьевых ресурсов и транспортных коммуникаций; модернизация цехов и внедрение новых технологий по снижению себестоимости 1 тонны целлюлозы; наличие складских помещений; цеха предприятия и здание управления находятся рядом; отлаженная система сбыта (по долгосрочным контрактам); своевременная выплата заработной платы работникам; наличие собственных транспортных средств для доставки покупателю продукции; наличие системы контроля качества; соответствие продукции международным стандартам.

Слабые стороны: отсутствие службы маркетинга; высокие транспортные издержки; сильная зависимость от потребителя; большая удаленность предприятия от места реализации продукции (покупателя); неспособность быстро реагировать на изменения рыночной среды; наличие кредита; низкая рентабельность производства из-за сильной зависимости от конъюнктуры международного рынка; высокие постоянные издержки; недостаток сервисного обслуживания; недиверсифицированность производства; низкая доля на мировом рынке.

Угрозы: изменение налогового законодательства в части увеличения ставок на оплату экологического ущерба; переход постоянных клиентов к конкурентам или их банкротство и уход с рынка; изменение потребностей покупателей и требований, предъявляемых к качеству продукции; изменение международных стандартов качества продукции; изменение законодательства стран, предприятия которых являются покупателями; подорожание тарифов на грузоперевозки железнодорожным транспортом, на фрахтование морских судов; увеличение таможенных пошлин; чрезвычайные ситуации.

Возможности: поиск новых партнеров; выпуск новых наиболее рентабельных видов продукции целлюлозно-бумажной отрасли; выход на новые сегменты рынка; выпуск и распространение специализированных журналов с целью рекламы; увеличение числа постоянных клиентов и заключение с ними контрактов на длительный период; снижение затрат на производство; повышение производительности труда.


Таблица 8 Оценка сильных и слабых сторон ОАО «СЦБК»

Сильные стороны

Оценка

Важность


очень силь-ная

силь-ная

ней-траль-ная

сла-бая

очень слабая

высо-кая

сред-няя

низ-кая

А

5

4

3

2

1

1

2

3

1. Маркетинг

1.1. Предприятие хорошо известно покупателю

1.1





1.1



1.2. Предприятие имеет хорошее географическое положение относительно транспортных коммуникаций


1.2




1.2



1.3. Близость расположения к покупателю





1.3

1.3



1.4. Близость к сырьевым ресурсам


1.4




1.4



1.5. Хорошая репутация в отношении качества продукции




1.5


1.5



1.6. Высокий уровень обслуживания



1.6




1.6


1.7. Наличие службы маркетинга




1.7


1.7



1.8. Участие в выставках

1.8






1.8


1.9. Наличие постоянных клиентов

1.9





1.9



1.10. Наличие складских помещений


1.10




1.10



1.11. Отлаженная система сбыта


1.11




1.11



1.12. Высокая доля на мировом рынке





1.12

1.12



1.13. Приемлемость цены


1.13





1.13


2. Финансы

2.1. Возможность быстрого получения кредита





2.1


2.1


2.2. Наличие собственных денежных средств


2.2




2.2



2.3. Высокая норма прибыли на вложенный капитал




2.3


2.3



2.4. Финансовая стабильность




2.4


2.4



2.5. Высокая прибыльность



2.5





2.5

2.6. Своевременная выплата заработной платы

2.6





2.6



2.7. Низкие транспортные издержки





2.7

2.7



2.8. Доходность акций


2.8





2.8



Продолжение таблицы 8

Сильные стороны

Оценка

Важность


очень силь-ная

силь-ная

ней-траль-ная

сла-бая

очень слабая

высо-кая

сред-няя

низ-кая

А

5

4

3

2

1

1

2

3

2.9. Низкие постоянные издержки




2.9


2.9



3. Производство

3.1. Наличие нового оборудования

3.1





3.1



3.2. Современная технология

3.2





3.2



3.3. Диверсификация производства





3.3

3.3



3.4. Высоко квалифицированные рабочие


3.4




3.4



3.5. Полнота загруженности производственных мощностей


3.5





3.5


3.6. Наличие системы контроля качества

3.6





3.6



3.7. Соответствие продукции международным стандартам

3.7





3.7



3.8. Способность разработки новинки





3.8

3.8



3.9. Возможность увеличения производительности труда


3.9




3.9



3.10. Наличие собственных транспортных средств для доставки продукции потребителю


3.10




3.10

4.1. Грамотное руководство

4.1





4.1



4.2. Способные менеджеры среднего звена


4.2





4.2


4.3. Сплоченность коллектива

4.3





4.3



4.4. Высокий уровень образования управленческого персонала

4.4





4.4



4.5. Наличие системы обслуживания персонала (столовая, медпункт, автобус для доставки на работу управленческого персонала)

4.5





4.5



4.6. Организация мероприятий для работников


4.6





4.6


4.7. Четкое разделение обязанностей (наличие должностных инструкций)

4.7





4.7




Продолжение таблицы 8

Сильные стороны

Оценка

Важность


очень силь-ная

силь-ная

ней-траль-ная

сла-бая

очень слабая

высо-кая

сред-няя

низ-кая

А

5

4

3

2

1

1

2

3

4.8. Соблюдение дисциплины

4.8





4.8



4.9. Заинтересованность работников в результатах деятельности


4.9




4.9



4.10. Наличие фирменной культуры


4.10






4.10

4.11. Способность реагировать на изменения рыночной среды




4.11


4.11



4.12. Близость расположения цехов и конторы

4.12






4.12



Таблица 9 Сводная матрица оценки сильных и слабых сторон ОАО «СЦБК»

 ВажностьОчень слабаяСлабаяНейтраль-наяСильнаяОчень сильная







1

2

3

4

5

Высокая

1

1.3; 1.12; 2.4;  2.7;  3.3;  3.8

1.7; 2.3; 2.9; 4.11

1.5; 2.2; 3.10; 4.1

1.2; 1.4; 1.10; 1.11; 1.13;  2.2; 3.4; 3.9; 3.10; 4.9

1.1; 1.9; 2.6; 3.1; 3.2; 3.6; 3.7; 4.1; 4.3; 4.4; 4.5; 4.7; 4.8

Средняя

2

2.1


1.6

2.8; 3.5; 4.2; 4.6

1.8; 4.12

Низкая

3



2.5

4.10


Слабость предприятия во многом проявляется в финансовой деятельности предприятии из-за нестабильности конъюнктуры мирового рынка и зависимости ценовой политики от покупателя. Организационная деятельность, наоборот, является самым сильным фактором, поскольку персонал организации, как и его руководство высоко компетентны. Что касается маркетинговой составляющей, то ее на предприятии просто не существует. Однако, СЦБК имеет долговременные связи со своими покупателями, за счет чего и осуществляет сбыт продукции.

Таблица 10 Анализ сильных и слабых сторон ОАО «СЦБК»

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Мероприятия

1. Финансы

1. Наличие собственных средств

1. Высокие транспортные издержки 2. Низкая норма прибыли на вложенный капитал 3. Высокие постоянные издержки 4. Невозможность получения кредита

1. Чтобы исключить высокие транспортные издержки, можно заключать контракты с покупателями на условиях самовывоза продукции или найти покупателей на внутреннем рынке. 2. Снижая себестоимость целлюлозы даже при том же объему продажи, можно увеличить рентабельность продукции. 3. Для снижения постоянных издержек необходимо больше вырабатывать продукции для того, чтобы сработал эффект масштаба и на единицу продукции постоянные издержки бы уменьшились. А для увеличения производственной программы хотя бы до уровня полной загрузки производственных мощностей возможно в случае увеличения производительности труда и необходимого сырья. Следовательно, нужно стимулировать работников и заключать выгодные контракты с поставщиками. 4. Для того, чтобы можно было получить кредит, нужно сначала расплатиться по предыдущему. Это предприятие сможет сделать, поскольку имеет собственные средства.

2. Маркетинг

1. Предприятие хорошо известно покупателю 2. Отложенная система сбыта 3. Приемлемость цены для покупателя

1. Низкое качество продукции по сравнению с продукцией производителей из других стран 2. Отсутствие службы маркетинга 3. Далекое расположение покупателей

Необходимо ввести в структуру организации маркетинговый отдел и посредством его исследовать внутренний рынок и найти покупателей, у которых неудовлетворена потребность в целлюлозе. Возможности найти выгодных внутренних покупателей увеличивается за счет известности предприятия и приемлемости цен (невысокие цены). Увеличивая количество покупателей внутреннего рынка, снижаются транспортные расходы на доставку продукции. Для улучшения качества целлюлозы необходимо оценивать ее критически со стороны отдела контроля качества.

3. Произ-водство

1. Современная технология обработ-

1. Недиверсифицированность произ-

1. Поскольку предприятие постоянно совершенствуется, есть смысл расширить ассортимент продукции (хотя бы полно-

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Мероприятия

3. Произ-водство

ки сырья 2. Новое оборудование 3. Высококвалифицированный персонал

водства 2. Неспособность разработки новинки

стью осуществлять технологический цикл с конечным прозводством бумаги). Для этого необходимо новое оборудование и новые технологии. Зная поставщиков нового оборудования для производства целлюлозы, можно договориться с ними о скидках на оборудование для производства бумаги. 2. Для возможности разработок новинок в структуре предприятия должен быть научно-исследовательский отдел.

4. Органи-зация

1. Грамотное руководство фирмы 2. Высокий уровень образования управленческого персонала

Неспособность быстро реагировать на изменения рыночной среды

Необходимо следить и постоянно анализировать информацию о внешней среде, которая должна быть достоверна и своевременна. Этому и может способствовать руководство фирмы и менеджеры. Для того, чтобы снижение цены на внешнем рынке пагубно не отражалось на деятельности предприятия, необходимо постоянно снижать себестоимость целлюлозы, которое возможно за счет снижения стоимости закупаемого сырья.


Таблица 11 Анализ угроз

Угрозы

Меры по избеганию угроз

1. Изменение налогового законодательства в части увеличения ставок на оплату экологического ущерба.

Решение вопросов в области охраны окружающей среды по предотвращению экологического ущерба. Наличие сертификата системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта IS0 14001:1996. Использование экологически чистого производства (технологий).

2. Переход постоянных клиентов к конкурентам (усиление конкуренции) или их банкротство и уход с рынка.

Необходимо следить за деятельностью производителей целлюлозы, как на внутреннем рынке, так и за рубежом, выявляя конкурентов. Необходимо следить и за деятельностью покупателей: являются ли они платежеспособными и др.

3. Изменение потребностей покупателей и требований, предъявляемых к качеству продукции.

Следует проводить маркетинговые исследования, изучая потребности покупателей, и пытаться удовлетворять их. Для осуществления сбытовой политики на международном рынке необходимо обладать международным сертификатом качества продукции ИСО 9001:2000.

4. Подорожание тарифов на грузоперевозки железнодорожным транспортом, на фрахтование морских судов для покупателей-импортеров.

Исследовать внутренний рынок и оценить возможность более глубокого проникновения на него для снижения транспортных издержек по доставке продукцию покупателям.


Таблица 12 Анализ возможностей

Возможности

Мероприятия по привлечению возможностей

1. Поиск новых партнеров.

Создание отдела маркетинга для того, чтобы изучить потребности еще неудовлетворенных покупателей целлюлозы и сделать выгодное для обеих сторон предложение, ориентируясь на ценность товара для потребителя.

2. Повышение производительности труда.

Необходимо время от времени осуществлять переподготовку работников. Также можно объявить конкурс на лучшего работника, который будет награжден премией.

3. Выход на новые сегменты рынка.

Определить комплекс маркетинга товара не только для тех сегментов, на которых фирма уже осуществляет свою деятельность, но и для абсолютно новых сегментов рынка, изучив их потребности.

4. Снижение затрат на производство.

Поиск новых поставщиков сырья, большее использование технологической щепы собственного производства. Дальнейшее использование древесных отходов в качестве топлива вместо мазута и угля.

На основании проведенного SWOT-анализа можно сделать выводы о том, что предприятие столкнулось со следующими основными проблемами:

. Финансовая нестабильность СЦБК вследствие частого изменения конъюнктуры мирового рынка;

. Низкая рентабельность предприятия из-за сильной зависимости от покупателей и высокой себестоимости продукции;

. Отсутствие маркетинговой деятельности. Отрегулированная система сбыта и уже имеющиеся покупатели мешают искать новых покупателей и новые сегменты рынка. Цель предприятия: удержать покупателей, даже снижая цены.

В этой ситуации стоит посоветовать:

. Введение службы маркетинга и изучение потребностей покупателей для определения недостатков и достоинств предприятия;

. Снижение себестоимости продукции путем расширения собственного производства технологической щепы, заменяющей топливо. Низкая себестоимость дает предприятию возможность не волноваться о колебаниях мировых цен на целлюлозу и быть рентабельным.

Кроме выше перечисленного перед всеми предприятиями ЛПК стоит проблема высокого износа оборудования. Эту проблему стоит решать вложением инвестиций, которые потребуют периода окупаемости минимум 3 года.

Следовательно, предприятиям необходима государственная поддержка на уменьшение ввозных таможенных пошлин оборудования, а также возможность получения и приемлемая цена (проценты) кредита. ОАО «СЦБК» сейчас решает проблемы ввода и нового оборудования и новых технологий. Для этого ему был дан кредит, который еще не погашен.

Таблица 13 Программа действий

Мероприятия

Исполнитель

Сроки

Ожидаемый эффект

1. Снижение себестоимости продукции

Руководитель предприятия

с 01.06.05 по 01.09.05

Получение большей прибыли и повышение рентабельности продаж

2. Создание службы маркетинга

Руководитель, отдел кадров

с 01.06.05 по 01.08.05

Увеличение доли рынка и объема продаж

3. Проведение маркетинговых исследований

Отдел маркетинга, который должен быть создан

с 01.08.05 по 01.01.06

Изучение потребностей покупателей и лучшее их удовлетворение; определение новых целевых сегментов

4. Выход на новые сегменты рынка

Отдел маркетинга, который должен быть создан

с 01.01.06 по 01.02.06

Подписание контрактов с новыми покупателями, увеличение объемов продаж


Для того, чтобы мероприятия по укреплению слабых сторон, по избеганию угроз и по привлечению возможностей были реализованы, необходимо установить исполнителя, сроки исполнения, затраты, а также ожидаемый эффект, с которым в дальнейшем будем сравнивать степень их выполнения. В предложенных мной мероприятиях основная работа возложена на отдел маркетинга, который необходимо создать.

. Исследовательский раздел

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Россия, обладая крупнейшими в мире запасами возобновляемых и самых продуктивных лесосырьевых ресурсов, может стать лидером среди развитых лесопромышленных стран. Леса России позволяют обеспечивать не только текущие и перспективные потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить возможности российского экспорта в большинство стран ближнего и дальнего зарубежья.

В 2003 г. объем заготовки древесины в стране составил 166,0 млн. м3, из которых на производство продукции ЦБП направлено 28 млн. м3, или 16,7%, что в 4 раза ниже, чем в развитых странах.

В последние годы замедляются темпы роста объемов лесопромышленной продукции (2002 г.- 102,4%, 2003г.- 101,2%), в то же время индекс физического объема продукции ЦБП увеличился со 104,2 до 105,1 %. Наиболее успешное в течение последних лет развитие целлюлозно-бумажной промышленности объясняется как расширением внутреннего рынка данной продукции, так и спросом со стороны зарубежных потребителей.

Продукция ЛПК традиционно является одной из значительных составляющих экспортного потенциала России. По результатам за 2002 г., его объем составил 4588 млн. дол. США, а в 2003 г.- 4750 млн. Однако структура лесного экспорта пока несовершенна, так как вывозятся преимущественно круглый лес и наиболее дешевые продукты деревообработки и целлюлозно-бумажных производств.

Объем импорта лесобумажной продукции в Россию в 2002 г. составил 1924,8 млн. дол. США, а в 2003 г.- 2270 млн. При этом объем импорта увеличился на 24,9% при росте экспорта всего на 3,5%.

Около двух третей стоимостного объема ввозимой на территорию России лесобумажной продукции составляют изделия целлюлозно-бумажной отрасли. К ним в первую очередь относятся не производимые в России сорта высококачественных и специальных бумаг, картона и изделий из них.

Отечественный ЛПК утрачивает позиции на внутреннем рынке, прежде всего по продукции добавленной стоимости. За последние три года импорт увеличился на 1091 млн. дол. США (93%).

В 2003 г. сальдированная прибыль ЛПК в целом составила 5,7 млрд. руб. (снизилась по сравнению с прошлым годом на 41.4 %), из которых на долю целлюлозно-бумажной промышленности приходится 5,0 млрд. руб. или 87,7%.

В итоге рентабельность лесопромышленного комплекса по итогам работы за 2003 г. составила 8,9% (в том числе ЦБП - 13,1%) против 10,7 в 2002 г. (в том числе ЦБП - 19,0%).

В наиболее благополучной целлюлозно-бумажной подотрасли более трети (42,0%) предприятий убыточны, в основном это небольшие фабрики, выпускающие изделия из бумаги и картона невысокого качества, не имеющие собственной сырьевой базы и работающие на внутренний рынок.

Важным фактором увеличения конкурентоспособности продукции ЦБП является стабильно растущий спрос внутреннего рынка на продукцию отрасли, что связано с множественностью сфер ее применения.

Потребности в высококачественных, конкурентоспособных видах бумаги и картона, а также изделия из них в России далеко не удовлетворены, и если отечественные производители не займут эту нишу, то доля импорта будет увеличиваться. Сегодня расчетная годовая потребность России в печатных изданиях удовлетворяется не более чем на 20-25 %, в тетрадях - на 55 %, в обоях - на 35 %, санитарно-гигиенических изделиях - на 15 %

Кроме того, выход из кризиса и программируемый подъем экономики России будет сопровождаться информационным бумом, и поэтому ожидается опережающий по темпам развития внутренний рынок изделий из бумаги и картона. С учетом неудовлетворенной потребности и вытеснения с российского рынка импортных изделий следует ожидать значительный рост внутреннего спроса на целлюлозно-бумажную продукцию. К 2010 г. спрос российского рынка на товарную целлюлозу возрастет на 43 %, бумагу и картон - на 65 %.

Успешное развитие целлюлозно-бумажной промышленности России сдерживается такими негативными факторами, как:

низкая производительность труда: в 10 раз ниже ведущих компаний мира (15-30 тыс. дол./ чел. у нас против 250-300 тыс. дол./ чел. в США);

высокая физическая и моральная изношенность оборудования: износ оборудования более 63 %, свыше 70 % оборудования имеет срок службы от 20 лет и более;

недостаточный объем инвестиций, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию основных цехов;

низкий уровень экологической безопасности продукции и производств (продукция с применением элементарного хлора и т.п.);

высокий уровень энергоемкости производства (энергетическая составляющая в себестоимости в среднем 12%, а по отдельным компаниям достигает 20-25 %);

недостаточный уровень менеджмента, маркетинга, слабая товаропроводящая сеть.

Однако следует отметить и наличие позитивных моментов, таких как:

гарантированное ресурсное обеспечение: практически все крупные производители целлюлозы, бумаги, картона имеют лесозаготовительные предприятия;

высокий уровень лесной диверсификации производства: большинство компаний осуществляют полный цикл лесопромышленного производства, обеспечивающий эффективное комплексное использование поступающего древесного сырья;

развитость производственной, транспортной инфраструктуры;

достаточный уровень квалификации рабочей силы, условия благоприятствования со стороны местных властей развитию производства.

Целлюлоза по варке. Российскими целлюлозно-бумажными предприятиями в 2003 г. было произведено 5752 тыс. т целлюлозы по варке. Хотя выпуск целлюлозы в 2003 г. превысил уровень предыдущего года (103,1 %), темп роста производства продукции постоянно замедляется (в 2002 г. рост выпуска составил 5,6 %, в 2001 г. - 6,3 %, в 2000 г. - 17,4 %). Замедление темпов связано с тем, что большинство предприятий приблизилось к максимальной нагрузке имеющихся производственных мощностей и для увеличения объемов производства требуется их реконструкция.

Видимое потребление товарной целлюлозы составило в 2003 г. 502 тыс. т. Удельный вес импорта в видимом потреблении составил 9,3 % и увеличился по сравнению с прошлым годом на 1,2 %

Видимое потребление целлюлозы товарной за 2001-2003 гг. увеличилось на 90,8 тыс. т (22,1 %).

Объем производства товарной целлюлозы в 2003 г. достиг 2300 тыс. т. Хотя выпуск товарной целлюлозы в 2003 г. превысил уровень предыдущего года (100,4 %), темп роста производства продукции с 2000 г. замедляется. Как и в случае с производством целлюлозы по варке, это связано с тем, что многие предприятия приблизились к исчерпанию возможностей расширения выпуска за счет дополнительной загрузки производственных мощностей и не могут наращивать производство в темпе прошлых лет. Другой причиной является то, что в последние годы цены на товарную целлюлозу на мировых рынках сохранялись на относительно невысоком уровне и подвергались лишь незначительным колебаниям (в пределах 10-15 евро).

По прогнозным оценкам спрос на товарную целлюлозу в России в 2006 г. составит 2600 тыс. т.

Тенденция изменения структуры производства целлюлозы: увеличение доли сульфатной беленой целлюлозы при снижении доли сульфатной небеленой целлюлозы, а также резкое снижение доли сульфитной небеленой и беленой целлюлозы.

В структуре производства бумаги и картона снижается доля производства газетной бумаги, увеличивается доля санитарно-гигиенических видов бумаги, упаковочных видов бумаги, в том числе товарного картона.

Заключение

ОАО «СЦБК» - предприятие с низкой рыночной долей, с отсутствием маркетингового отдела. Вследствие этого и возникают проблемы: предприятие работает на одних и тех же сегментах рынка и производит продукцию для тех же покупателей, что в некоторых случаях приносит убыток.

В целях обеспечения преемственности и стабильности в работе предприятия в конце 2004 года на очередном заседании Совета директоров была рассмотрена и одобрена Программа развития предприятия до 2010 года. Программа предусматривает поэтапное увеличение объемов производства товарной целлюлозы до 280 тыс. т в год за счет реконструкции и приобретения нового высокоэффективного оборудования, позволяющего не только устранить дефицит производственных мощностей предприятия, но и снизить затраты на производство продукции и экологическую нагрузку. Уже в 2005 г. необходимо осуществить инвестиции на сумму более 114 млн. руб., Первые шаги для реализации программы уже сделаны: в марте 2005 года объявлен тендер на проведение международных конкурсных торгов для закупки оборудования по реконструкции отдела промывки целлюлозы и реконструкции электрофильтра СРК-1.

Важнейшим направлением работы ОАО «СЦБК» должны быть действия в области маркетинга, поиска новых рынков и потребителей. Опыт предыдущих лет показал, что внешний рынок развивается в условиях непрерывного чередования подъемов и спадов, поэтому нужно уметь извлекать максимум прибыли и с минимальными потерями выходить из кризисов. Что же касается внутреннего рынка, то его возможности еще не до конца исследованы, и здесь есть большие резервы.

Наиболее перспективным сегментом рынка на данный момент являются предприятия Китая, поскольку в Европе большее распространение в производстве бумаги получает не целлюлоза, а макулатура. Перспективной отраслью промышленности, в которой осуществляет свою деятельность покупатель, является строительство.

Список литературы

1. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 219 с.

. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 2-е Европ. изд. - М.; СПб.; К.: Издат. дом «Вильямс», 1998. - 1056 с.

. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: ПИТЕРКОМ, 2001.- 890 с.

. Крицкая В.В. Маркетинг: Методические указания к выполнению контрольной работы. - Архангельск: Изд-во АГТУ, 2004 - 35 с.

. http://www.ilimpulp.ru.

. http://www.scbk.ru.

. http://www.sppm.ru.

. "Европейский "аршин" для Соломбальского ЦБК"//Деловая среда №30 от 06 августа 2003 г.


Приложение

Таблица 3 Оценка деятельности производителей целлюлозно-бумажной продукции

Критерий

Братский ЛПК

ОАО «КЦБК»

Сясьский ЦБК

ОАО «Сегежский ЦБК»

ОАО «АЦБК»

ОАО «СЦБК»

Усть-Илимский ЛПК

1. Ассорти-мент продукции   1. целлюлоза сульфатная беленая хвойная; 2. целлюлоза сульфатная беленая лиственная;  3. целлюлоза сульфатная небеленая;  4. картон тарный для плоских слоев гофрокартона (Крафтлайнер); 5. продукты  лесо- химической переработки; 6. хлорпродукция                 1. целлюлоза сульфатная беленая лиственная; 2. целлюлоза вискозная; 3. картон для плоских слоев гофрокартона; 4. бумага для гофрирования; 5. бумага офсетная для печати; 6. бумага мешочная; 7. мешки бумажные; 8. бумага обойная;  9. продукты лесохимической и биохимической переработки; 10. ДВП     1. целлюлоза сульфитная беленая и небеленая из хвойной древесины; 2. бумага санитарно-гигиенического назначения; 3. бумага оберточная; 4. туалетная бумага; 5. салфетки бумажные; 6. ролевые полотенца; 7. дрожжи кормовые; 8. древесноволокнистые плиты; 9. древесная масса (масса химико-механическая высокого выхода из осиновой древесины); 10. лигносульфонаты технические              1. бумага оберточная; 2. бумага-основа сан-гиг. марка "А" (салфеточная) белая; 3. бумага-основа сан-гиг. марка "А" (салфеточная) окрашенная <http://www.pulp-paper.ru/products.htm>;

. бумага-основа сан-гиг. марка "Г" (туалетная);  <http://www.pulp-paper.ru/products.htm>

. бумага туалетная <http://www.pulp-paper.ru/products.htm>;

. древесная масса <http://www.pulp-paper.ru/products.htm>;

. дрожжи кормовые;

. лигносульфонаты технические <http://www.pulp-paper.ru/products.htm>;

. изоляционные ДВП;

. полотенца бумажные <http://www.pulp-paper.ru/products.htm>;

. салфетки бумажные;

. целлюлоза сульфитная хвойная беленая <http://www.pulp-paper.ru/products.htm>;

. целлюлоза сульфитная хвойная небеленая <http://www.pulp-paper.ru/products.htm>1. целлюлоза сульфатная беленая из смеси лиственных пород древесины -  ГОСТ 28172-89;

. целлюлоза сульфатная беленая из хвойных пород древесины - ГОСТ 9571-89;

. картон;

. и др.1. целлюлоза сульфатная хвойная небеленая повышенного качества марок НС-К;

. бумага оберточная марки Ж, плотность 80-120 г/м2 ;

. масло талловое дистиллированное;

. кислоты жирные таловые;

5. клей канифольный модифицированный (паста) 1. целлюлоза сульфатная беленая хвойная; 2. целлюлоза небеленая листовая; 3. целлюлоза небеленая прессованная; 4. продукты лесохимической и биохимической переработки




2. Средняя мировая цена на целлюлозу в зависимости от вида, $ / т          1. целлюлоза сульфатная бел. хв.-421 2. целлюлоза сульфатная беленая лиственная - 400    4       целлюлоза сульфатная беленая лиственная - 400  4                1. целлюлоза сульфитная небеленая хвойная - 472                 5 2. целлюлоза сульфитная беленая хвойная-707          1. целлюлоза сульфитная хвойная беленая <http://www.pulp-paper.ru/products.htm> - 707

. целлюлоза сульфитная хвойная небеленая <http://www.pulp-paper.ru/products.htm> - 472

целлюлоза сульфатная беленая из хвойных пород древесины - 421  4целлюлоза сульфатная небеленая из хвойных пород древесины - 350

41. целлюлоза сульфатная беленая хвойная - 421      4




 

3. Возможный объем производства (годовые производственные мощности)

проектная мощность целлюлозы (по варке) 1068 тыс. тонн в год

1. целлюлоза по варке - 950 тыс. т,  2. картон - 300 тыс. т.

Не возможно оценить

1. сульфатная небеленая целлюлоза - 414 тыс. т,  2. крафт-бумага и крафтлайнер - 330 тыс. т, 3. бумажные мешки - 582 млн. шт.

     Не возможно оценить

1. сульфатная целлюлоза - 260 тыс. т,         3 2. упаковочная бумага - 7,7 тыс.т, 3. лесохим. продукция - 12 тыс. т

целлюлоза по варке - 630 тыс. т.

4. Поставщики оборудо-вания

Канада, Финляндия

Не возможно  оценить

"Баннинг и Зейбольдт", "Брудергауз" (Германия)

"Виндмюллер и Хельшер" (Германия)

"КМВ", "Раума-Репола" и "Парсонс-Виттемор"

«Бельмер» из Германии, «Морбарк» из США

Не возможно  оценить


Продолжение таблицы 3

Критерий

Братский ЛПК

ОАО «КЦБК»

Сясьский ЦБК

ОАО «Сегежский ЦБК»

ОАО «АЦБК»

ОАО «СЦБК»

Усть-Илимский ЛПК

5. Покупа-тели 

Экспорт в 87 стран мира в основном в Китай (до 80% от общего объема экспорта  БЛПК)  и Юго-Восточную Азию

65% продукции комбината экспортируется в Европу, на Ближний Восток и Северную Америку

Не возможно оценить

Предприятия 43 стран, в частности: Австралии, Бангладеш, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Вьетнама, Германии, Греции, Дании,  Египта  и др.

1. дилеры: ОАО «Архбум», ООО «Самсон», Балтик СТМ, ООО «Мирс», ООО «Ансар», ООО «Итрэкс»; 2. дистрибьюторы: компания «Квазар-центр», ООО «Фастер». Продукция поставляется в 45 стран мира

Предприятия Финляндии, Австрии, Голландии, Швеции, Германии, Китая. В 2004 г потребителями являются 28 стран мира. Основной покупатель - Финляндия

90% беленой целлюлозы экспортируется в европейские и азиатские страны: Германия, Италия, Великобритания, Греция, Китай, Корея, Япония и др.; лесохимическую продукцию в Нидерланды5

6. Рыночная доля производства отечественной продукции

более 20% всей российской целлюлозы и около 10% картона

15% всей отечественной целлюлозы, около 20% картона и 9% бумаги

Не возможно оценить

Не возможно оценить

по тарному картону на уровне 36% от общего объема товарного рынка России (в сегменте крафт-лайнера - 50%), по целлюлозе 25% от объема товарного рынка России (в сегменте лиственной белёной целлюлозы - 39 - 40%)              5

9% от общего объема производства товарной целлюлозы в России

25% выпускаемой в России товарной беленой сульфатной целлюлозы высших и высоких марок

7. Сертификация        1. сертификат на соответствие международному стандарту управления качеством ISO 9001 <http://www.ilimpulp.ru/?p=sertification>;

. сертификат соответствия системы экологического менеджмента международному стандарту ISO 14001;

. сертификат на соответствие стандартам системы менеджмента промышленной безопасности и здоровья OHSAS 18001      51. сертификат на соответствие международному стандарту управления качеством ISO 9001 <http://www.ilimpulp.ru/?p=sertification>;

. сертификат соответствия системы экологического менеджмента международному стандарту ISO 14001      4вся необходимая сертификация для ведения торговли на международном рынке

Не возможно

оценить1. сертификат системы менеджмента качества предприятия на соответствие требованиям международного стандарта (МС) ИСО 9001:2000;

2. сертификат системы экологического менеджмента комбината на соответствие международному стандарту (МС) ИСО 14001:1996 1. сертификаты соответствия системы менеджмента качества комбината требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в Системе сертификации Российского Морского Регистра Судоходства и ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в Системе сертификации Госстандарта России; 2. сертификат соответствия системы экологического менеджмента требованиям международного стандарта ИСО 14001 1. сертификат на соответствие международному стандарту управления качеством ISO-9001; 2. сертификат соответствия системы экологического менеджмента международному стандарту ISO-14001







 

Сред. балл

4,71

4,67

4,50

4,20

4,17

3,86

3,83



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!