Межгосударственное регулирование ВЭД и его принципы на современном этапе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    547,06 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Межгосударственное регулирование ВЭД и его принципы на современном этапе

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

Кафедра международных экономических отношений








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика и ВЭД»

на тему:

«Межгосударственное регулирование ВЭД и его принципы на современном этапе»


Выполнил: студент 2 курса

факультета таможенного дела

Арманов В.И.

Ростов-на-Дону

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

1.1     Межгосударственное регулирование ВЭД в системе международного экономического регулирования

1.2 Понятие и сущность механизма наднационального регулирования экономических отношений и ВЭД

1.3     Роль международных организаций в регулировании ВЭД

2. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

.1 Импортная политика ЕС

2.2     Экспортная политика ЕС

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВЭД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных экономик, находящихся посредством международных экономических отношений в тесном взаимодействии и взаимозависимости, организм, подчиняющийся объективным законам рыночной экономики. [8, c. 6]

На современном этапе одной из главных тенденций мирового хозяйства является интернационализация, глобализация и транснационализация хозяйственной жизни.

Тесная взаимосвязанность и взаимозависимость национальных хозяйств, растущий международный резонанс процессов, происходящих в экономиках ведущих стран мира, и обратное воздействие мирохозяйственных процессов на национальные экономики определили объективную необходимость установлении общих принципов, правил и норм мирового хозяйства. [7, c. 48]

Осуществление этих задач выполняет система международного экономического регулирования. Межгосударственное регулирование является одним из уровней данной системы, которое регламентирует внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) на надциональном уровне.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современных условиях интернационализации хозяйственной жизни и ее глобализации, все более тесной взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик все больше возрастает необходимость в регулировании экономической деятельности, как на национальном, так и межгосударственном уровне с целью достижения равных условий для всех участников хозяйственной жизни.

Практическая актуальность работы определяется тем, что, как показывает опыт последних лет, осуществление регуляции мирового хозяйства с помощью одного лишь рыночного механизма недостаточно. Необходимо установление норм, принципов, правил ведения экономической деятельности, что является залогом успешного экономического развития.

Теоретическая актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Исследование межгосударственного регулирования всегда находилось в центре научных обсуждений. Немаловажный вклад в разработку вопросов межгосударственного регулирования внесли западные экономисты, такие, как М. Пебро, М. Портер, Д. Редор, Д. Рикардо, А, Смит, Я. Тиллотсон, X. Тиммерман, Ж. Тротиньон, Л. Туроу, Дж. Уолли, Р. Феенстр, Ж.-П. Фожер, Ж. Хаберлер, А.-Ф. Хеннер, М.-Л. Херштель.

Серьезной базой для исследования являются работы отечественных ученых. Среди них можно выделить труды О.Д. Баковецкого, А.Н. Безрукова, Ю.Г. Белоконя, Ю.А. Борко, Л.И. Глухарёва, А.Г. Гранберга, В.А. Горского, Т.П. Данько, С.И. Долгова, И. Дюмулена, А.П. Киреева, В.Н. Кругового, М. Максимовой, З.М. Окрут, В.А. Орешкина, В.Ю. Преснякова, JI.B. Сабельникова, Р.И. Хасбулатова, И.П. Фаминского, Е.Д. Чеботарёвой, О.В. Черковца, Э.А. Шейнина, В.Н. Шенаева, А.И. Шишаева, Н.П. Шмелёва и других.

Предметом исследования служит система международного экономического регулирования, межгосударственное регулирование и международные организации, выполняющие функции регулирования международных экономических отношений.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность и её регламентация на надциональном уровне.

Цель данной работы состоит в выявлении особенностей регулирования внешнешнеэкономической деятельности на современном этапе.

Достижение этой целей потребовала решения следующих задач:

.        Рассмотреть систему международного экономического регулирования, ее особенности и уровни.

.        Определить понятие и сущность механизма наднационального регулирования экономических отношений и ВЭД

.        Рассмотреть роль международных организаций в регулировании ВЭД

. Провести анализ внешнеторговой политики Европейского союза

. Рассмотреть основные тенденции в развитии межгосударственного регулирования на современном этапе, а также выявить проблемы его функционирования.

Структура курсовой работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных по двум параграфам, а также третьей главы, заключения, списка литературы, включающего 15 источников. Объем курсовой работы 37 страниц.

.       
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

Рассмотрение межгосударственного регулирования ВЭД начнем с установления основных связей в составе более широкой системы отношений, а именно в составе системы международного экономического регулирования (СМЭР)

1.1 Внешнеэкономическая деятельность как объект системы международного экономического регулирования

В результате углубления международного разделения труда взаимосвязанные процессы специализации и производственной кооперации перешли национальные границы, стали глобальными, составляя основу транснациональной экономики, международного производства и обмена. Происходит усиление взаимозависимости экономик отдельных стран, межгосударственных региональных интеграций. Мировая экономика испытывает все более зримую тенденцию к интернационализации (глобализации) мирохозяйственных связей и отношений.

Однако эта тенденция проявляется отнюдь не прямолинейно. Интеграционные процессы протекают одновременно с дезинтеграционными. Одни регионы мира экономически процветают и характеризуются динамическим ростом, другие же теряют ранее завоеванные экономические позиции, а третьи находятся в упадке. На смену одним экономическим центрам силы приходят другие; экономический рост отдельных государств отличается неравномерностью развития. Определенной части мира грозит опасность навсегда отстать от индустриально развитой группы стран. Мировая экономика, торговля и финансы вошли в стадию «глобальной конкуренции», когда побеждает тот, кто опережает конкурента по уровню качества продукции и услуг, технологиям производства, системам управления деятельностью фирм, компаний, корпораций. Национальные экономики и региональные интеграционные экономические структуры характеризуются различными конкурентными преимуществами. [1, c. 23]

Эти и другие процессы и явления мировой экономики предопределяют объективную необходимость в регулировании мирохозяйственных связей на глобальном, региональном и национальном уровнях. Иными словами, для развития мировой экономики в современный период (и особенно в перспективе) мировому сообществу необходимо постоянно совершенствовать «единые правила игры», обеспечить их выполнение и контроль (мониторинг) в общепланетарном масштабе. Международное регулирование экономики является объективным требованием: оно осуществляется не «по прихоти» отдельных групп стран - развитых или развивающихся - в угоду их интересам, а вызвано объективным состоянием современной мировой экономической системы; диктуется объективными законами экономики и направлено, в конечном счете, на создание «режима наибольшего благоприятствования» для всех государств без исключения.

Однако не все страны способны в равной мере воспользоваться выгодами глобального регулирования. Человечество не в состоянии выработать универсальные правила и принципы деятельности, обеспечивающие устойчивый экономический рост всем странам мира. К этой цели можно лишь приближаться, но вполне ее достигнуть - невозможно. Становление и развитие системы международного регулирования мировой экономики, как показывает действительность, есть «искусство возможного» при глубокой и непреодолимой дифференциации фактических условий производства.[1, c. 24]

Теперь обратим внимание на объект системы международного экономического регулирования (СМЭР). Обычно к объекту (СМЭР) относят следующие формы: совместное предпринимательство, внешняя торговля, иностранные инвестиции, производственное кооперирование, привлечение иностранной рабочей силы, международный научно-технический обмен.

Однако это далеко не полный перечень. Границы СМЭР весьма подвижны. Динамично развиваясь, образуя все новые формы и целые направления, СМЭР распространяется на все пространство мировой внешнеэкономической деятельности.

Любая хозяйственная деловая операция, связанная с пересечением государственных границ, характеризуется как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), которая представляет собой совокупность в мировом масштабе трансграничных экономических, хозяйственно-деловых действий, акций и трансакций, представляющая универсальную область мирохозяйственных связей и отношений, направленных на увеличение частного, национального и общемирового богатства.

Эти отношения и связи поддаются регуляции и контролю, что осуществляется на национальном, региональном и мировом (глобальном) уровнях. Цели, принципы и методы регулирования образуют систему, которая характеризуется определенным содержанием, субординированностью, структурным взаимодействием. [1, c. 25]

Таким образом, к объекту СМЭР можно отнести любую хозяйственную операцию (сделку), связанную с пересечением границ государств; простые и сложные формы мирового экономического сотрудничества (например, осуществление международного проекта по строительству атомных электростанций, гидросооружений, газопроводов и т.п.).

Однако любую форму ВЭД можно представить в виде ее составляющих - потоков товаров, услуг, материальных или интеллектуальных ресурсов, инвестиций, рабочей силы, т.е. универсальных «ингредиентов», необходимых для осуществления той или иной экономической деятельности. Отсюда объектом СМЭР в широком смысле является конкретная внешнеэкономическая деятельность во всех формах ее проявления, включая движение факторов и результатов производства (товаров/услуг), а также финансовые потоки, обусловливающие их кругооборот и оборот.[1, c. 26]

СМЭР в современных условиях характеризуется разветвленной сетью международных организаций и развитой правовой базой регулирования международных экономических отношений. Идет непрерывное совершенствование СМЭР по пути достижения более высокого уровня гибкости, рациональности и эффективности.

Сложившаяся система регулирования мировой экономики характеризуется трехуровневой структурой, образовавшейся исторически и логически из трех уровней взаимодействия хозяйственных субъектов:

• государственный - национальный;

• межгосударственный - региональный;

• международный - глобальный.

Таким образом, особенность СМЭР в условиях глобализации усматривается в трехуровневом построении экономического регулирования; уровни этой системы разведены и в то же время соединены в некую субординированную структуру, в которой каждый из трех сегментов автономен и предопределен остальными.

Трехуровневая система регулирования мировой экономики на практике представляет собой сложнейший свод принципов, норм, правил и инструментов, при соблюдении и использовании которых возникает множество противоречий, противодействий. Попытки обойти правовые преграды и ограничения, использовать принцип «двойных стандартов», коммерческих ухищрений и изощренных обходных финансовых схем отнюдь не единичны в сфере международных торгово-экономических отношений.

Подводя итог сказанному, следует отметить следующие положения. Глобализация мирохозяйственных связей и отношений предопределяет объективную необходимость в регулировании мирохозяйственных связей. Это обуславливает становление и развитие системы международного регулирования мировой экономики. Основным объектом данной системы является любая хозяйственная деловая операция, связанная с пересечением государственных границ, то есть внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). Функционирование данной системы осуществляется на национальном (государственном), региональном (межгосударственном) и мировом (глобальном) уровнях. Таким образом, межгосударственное регулирование ВЭД является неотъемлемой частью СМЭР. Рассмотреть наднациональный уровень регулирования как особое явление предстоит в следующем параграфе.

1.2 Понятие и сущность механизма наднационального регулирования международных экономических отношений ВЭД


Многостороннее регулирование мировой торговли на межгосударственном уровне оказывает все более заметное влияние на условия осуществления торгово-экономических и производственно-технических связей между странами, на их объем и структуру.

Многостороннее регулирование является органической составной частью механизма мировой торговли. Оно выступает как средство, содействующее обмену материальными ценностями и услугами, производственно-техническими знаниями и опытом между национальными производителями-экспортерами товаров и услуг. Организационными формами многостороннего регулирования межгосударственных торгово-экономических отношений являются международные экономические организации.

Межгосударственное регулирование международных отношений - это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей. Главной задачей межгосударственного регулирования МЭО является разработка условий международного сотрудничества, правовых норм, на основании которых страны строят свои взаимоотношения и предоставляют друг другу определенные льготы в сфере экономического сотрудничества.

Межгосударственное регулирование МЭО осуществляется в рамках различных международных соглашений (двусторонних, многосторонних, международных), конференций, союзов, ассоциаций, переговоров, встреч на правительственном уровне, форумов и дипломатии. Инструментами межгосударственного регулирования МЭО являются: торговые договоры, соглашения об экономическом техническом сотрудничестве, соглашения о финансовой помощи, конвенции, резолюции, руководства и типовые контракты.

Необходимость межгосударственного регулирования МЭО, создание специальных наднациональных органов регулирования предопределено следующими процессами:

.        Рост производства и развитие коммуникаций в международном масштабе (как результат, с середины 19 века было создано более 500 международных организаций, среди которых Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи, Всемирная организация интеллектуальной собственности и т.д.);

.        Углубление МРТ, международной специализации и кооперирования производства;

.        Интенсивное развитие всех форм МЭО;

.        Процессы региональной экономической интеграции;

.        Обострение глобальных проблем современности (проблемы окружающей среды, борьба с эпидемиями, с международным терроризмом и распространением наркотиков и т.д.). Особенно необходим международный контроль за безопасностью, включая мирное использование ядерной энергии и выполнение соглашений о разоружении;

.        Обострение проблем международного долгового кризиса;

.        Изменения в странах «третьего мира». Решение проблем развивающихся стран потребовало функционирования системы наднациональных органов регулирования[2,с. 140]

1.3 Роль международных организаций в регулировании ВЭД


Все более и более расширяющиеся хозяйственные взаимосвязи и взаимозависимость стран требуют увеличения роли разностороннего регулирования мировых хозяйственных связей, способствующих более широкому использованию преимуществ МРТ (международного разделения труда).

Организационными формами многостороннего регулирования межгосударственных торгово-экономических отношений являются международные экономические организации.

Международные организации можно разделить на две группы:

)        универсальные: ООН, ВТО, ОЭСР;

2)    региональные, которые создаются в рамках интеграционных объединений: КЕС, АТЭС и т.д.

Существенную роль в межгосударственном регулировании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН), в которую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредственно связанных c экономической деятельностью, следует упомянуть Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др.

ООН - самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.

Наиболее известными специализированными учреждениями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, в которую входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА). Также при ООН действуют специализированные органы, например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссия ООН по праву международной собственности (ЮНСИТРАЛ) и др.

В МВФ входит 187 стран. Капитал Фонда складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и торговле. Наибольшими квотами располагают: США - 18,25%, Германия и Япония - по 5,67, Великобритания и Франция - по 5,10, Россия - 2,97. Квота страны определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда.

Первоначально МВФ был предназначен для финансовой поддержки развитых стран, регулирования их платежных балансов и поддержания стабильности их валютных курсов. В 1947-1976 гг. 60,6% кредитов МВФ получили промышленно развитые страны Запада. С 70-х гг. акценты в деятельности МВФ сместились с проблем платежного баланса на стабилизационные программы (программы оздоровления экономики). Основными заемщиками Фонда стали развивающиеся страны (92% всех кредитов МВФ). Наиболее крупные суммы кредитов МВФ получили (в порядке убывания) Мексика, Россия, Республика Корея, Аргентина, Индия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Филиппины и Пакистан.

Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. Но в отличие от обычных коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует капиталовложениям в экономику этих стран.

Целями МБРР является: предоставление гарантий по частным иностранным капиталовложениям с целью их стимулирования; прямое участие в осуществлении заграничных капиталовложений, содействие развитию международной торговли.

Чтобы вступить в МБРР, страна сначала должна стать членом МВФ. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов, заемных средств, которые он черпает на мировом рынке ссудных капиталов посредством выпуска облигаций, и доходов от собственной деятельности. Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Самое большое число голосов в Совете управляющих МБРР имеют США - более 17%, а все страны «Большой семерки» - около 45%.

МБРР, в отличие от МВФ, нацелен на стимулирование международного потока средне- и долгосрочных инвестиций, содействие реконструкции и развитию экономики. Около 75% всех ссуд МБРР идет на кредитование конкретных проектов - от школ до электростанций и промышленных предприятий - в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. В последнее время Всемирный банк направляет часть кредитов на цели структурной адаптации экономики (финансирование изменений в хозяйстве той или иной страны, чтобы сделать его рыночно ориентированным), причем банк дает кредиты только тем государствам, которые осуществляют стабилизационные программы, одобренные МВФ.

Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. Ее основная цель - мобилизация национальных и иностранных капиталов для развития частного предпринимательства в развивающихся странах.

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. для оказания помощи наименее развитым странам. Она предоставляет им беспроцентные и сверхдолгосрочные ссуды из средств, внесенных богатыми странами.

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА), основанное в 1968 г., предоставляет инвесторам гарантии от некоммерческих рисков (валютные ограничения, национализации и экспроприации, вооруженные конфликты и революции и т.п.).

В регулировании международной торговли товарами и услугами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО), которая с 1 января 1995 г. пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ). Главная задача ВТО - либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров.

На июль 2008 в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота государств.

Деятельность организации базируется на ряде фундаментальных принципов:

.        Торговля без дискриминации: участники ВТО обязуются предоставлять друг другу принцип наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. условия не худшие, чем предоставляются ими любой другой страной), а также предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам, в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

.        Защита внутреннего производства с помощью таможенных тарифов: гласно и открыто устанавливаемые таможенные тарифы (пошлины) являются основным, а в перспективе - единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц; они отказываются от применения количественных мер внешнеторгового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.)

.        Стабильная и предсказуемая основа для торговли: закрепление на длительный срок размеров пошлин в таможенных тарифах. Пошлины устанавливаются в ходе многосторонних переговоров.

.        Содействие честной конкуренции: противодействие таким нечестным методам конкурентной борьбы, как сбыт товаров по искусственно заниженным ценам (демпинг) или применение государственных субсидий для занижения экспортных цен.

.        Гласность и открытость в торговом регулировании.

.        Разрешение споров и конфликтов путем консультаций и переговоров.

[2, c. 144]

Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, - приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации.

Основной механизм деятельности ВТО - обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли.

Важную роль в регулировании ВЭД играет и такой институт, как образованная в 1960 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время членами ОЭСР являются 34 страны. На долю стран ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.

Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро и отраслевом уровнях. Эти рекомендации, как правило, учитываются странами-членами при разработке и реализации национальной экономической политики. В связи с этим Организация фактически является органом координации экономической политики ведущих стран Запада.

В целом все международные организации имеют целью регулирование определенных аспектов функционирования мирового сообщества для создания всех условий гармоничного его развития в будущем. В них во многом создается правовое пространство, в рамках которого происходит взаимодействие всех компонентов мирового хозяйства.

международный внешнеэкономический регулирование

.       
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Обозначив теоретические аспекты межгосударственного регулирования перейдем к рассмотрению его практической реализации, обратившись к опыту европейского союза.

Современный этап развития международных экономических связей характеризуется усилением конкуренции в глобальном масштабе, в том числе между традиционными центрами мирового хозяйства. Одним из важнейших конкурентов на мировом рынке является Европейский Союз, представляющий в настоящее время полноценный единый рынок с практически сформированной системой финансовых инструментов регулирования. В связи с этим представляется крайне актуальным рассмотрение основных инструментов и методов осуществления внешнеэкономической политики группировки.

.1 Импортная политика ЕС

Западная Европа - крупнейший центр международной торговли. Ее удельный вес в мировой торговле превышает уровень США. В последние десятилетия ЕС сохраняет устойчивые позиции и в мировом экспорте, и в мировом импорте. (Приложение 1,рис. 1)

Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю (у всех стран ЕС этот показатель превышает 50%, а у малых стран - 70%), около 10% - на торговлю с другими европейскими странами, около 7% - на торговлю с США, около 4% - на торговлю с Японией, около 12% - на торговлю с развивающимися странами. (Приложение 1, рис. 2, рис. 3)

Несмотря на то, что торговые контакты между отдельными европейскими странами играют весьма значительную роль во внешней торговле стран Союза, региональный рынок европейских стран не может ограничить сферы деловой активности европейских компаний. Страны ЕС вынуждены общаться с другими секторами мировой экономики, что обусловлено, в частности, ресурсной ограниченностью региона. Нефть, газ, уголь, лес, цветные металлы и многое другое страны ЕС получают из третьих стран. Кроме того, другие страны являются для Союза важными рынками сбыта продукции, поскольку ЕС - крупнейший экспортер сельскохозяйственной, химической продукции, продукции машиностроения. (Приложение 1, рис. 4, рис. 5)

Анализируя эти данные мы приходим к выводу, что в европейском союзе существует объективная необходимость в регулирования внешнеэкономической деятельности как на государственном уровне, так и в рамках союза.

Осуществление внешнеторговой политики осуществляется с помощью таможенного тарифа, а также мер нетарифного регулирования.

Единый таможенный тариф ЕС  ежегодно издается Комиссией Европейского Союза в двух вариантах:

)        официальное издание (Common Customs Tariff);

)        интегрированное издание (Integrated Tariffof the European Communities, TARIC), содержащее более полную информацию.

С 1 января 1988 г. Единый таможенный тариф основывается на восьмизначной номенклатуре, сформулированной согласно Гармонизированной системе. Официальное издание тарифа имеет две колонки. Первая колонка содержит автономные (законодательно установленные) ставки пошлин, которые являются максимальными и применяются редко. Пошлины на большинство товаров составляют от 4 до 25% за некоторыми исключениями. Например, импортные таможенные пошлины на сахар составляют 80%, на табачные изделия - 180% и др.; масличные семена, корм для скота, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина и др. импортируются беспошлинно.

Во второй колонке указаны конвенциональные пошлины, применяемые к товарам, происходящим из стран, которым на основе ГАТТ или двусторонних соглашений предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Для продуктов питания и сельскохозяйственной продукции эти пошлины на 10-30% ниже автономных, и их среднеарифметический уровень составляет 12,4%. Для остальных товаров пошлины РНБ составляют от 25 до 70% от автономных, а их средний уровень - 6,4%.

Интегрированный тариф включает 11 колонок. В нем приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других регуляторах внешней торговли. В седьмой колонке этого тарифа собраны фактически применяемые ставки пошлин: если установлены ставки РНБ, то применяются они, если же на данный товар конвенциональная пошлина не установлена, то взимается автономная пошлина. Ставки РНБ отсутствуют на такие «чувствительные» к конкуренции товары, как мясо птицы, молочные продукты, зерновые, сахар, вино и крахмал. Кроме того, в данной колонке отмечены те товары, которые облагаются импортными сборами одновременно с таможенными пошлинами или вместо них. Наконец, данная колонка содержит ставки пошлин, устанавливаемые на товары, которые ввозятся в пределах тарифных квот. Пониженные пошлины в рамках таких квот применяются к крупному рогатому скоту, говядине, некоторым видам рыбы, плодам цитрусовых, некоторым фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе, какао-бобам, срезанным цветам и цветочным бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю, некоторым ремесленным изделиям из железа и стали, а также из цветных металлов. Здесь же указаны временно пониженные пошлины на ряд товаров из некоторых стран.

При регулировании импорта применяются также паратарифные меры, например, в рамках всего ЕС устанавливается дополнительная пошлина на муку, некоторые виды сахара и товары, содержащие сахар.

Нетарифные меры регулирования, используемые во внешнеторговой политике Европейского союза включают квотирование, лицензирование, запрет импорта, технические барьеры, компенсационные пошлины, антидемпинговые меры.

Важнейшим из внутренних налогов, которым облагаются импортируемые в страны ЕС товары, является налог на добавленную стоимость (НДС). Фактический разброс базовых ставок НДС по разным странам достаточно велик: от 12% в Люксембурге и Испании до 25% в Дании и Швеции. Пониженные ставки НДС, которые должны быть не ниже 5%, могут устанавливаться на продукты питания, напитки (кроме алкогольных), применяемые в сельском хозяйстве товары и услуги (кроме машин и оборудования), лекарства, книги, газеты, социальное жилищное строительство, услуги в пограничном деле.

Во всех странах ЕС применяются также акцизы. Система их взимания в различных странах весьма разнообразна. Тем не менее с 1 января 1993 г. введены минимальные ставки акциза на некоторые товары (сигареты, дистиллированный спирт, бензин, дизельное масло, топливный мазут, сжиженный газ).

В рамках ЕС проводится Единая аграрная политика (ЕАП), направленная на планомерное регулирование европейского рынка сельскохозяйственной продукции в целях сохранения социального равновесия. ЕС признает необходимым применение мер контроля над ценами для поддержания на определенном уровне цен на продукцию, производимую европейскими фермерами. Для того чтобы обеспечить повышение цен на импортную продукцию до требуемого уровня, применяются «скользящие» сборы. Живые животные, мясо, молочные продукты, зерновые, некоторые овощи и фрукты и продукты из них, масличные семена облагаются импортными сборами. Товары, к которым применяются эти сборы, в таможенном тарифе ЕС помечены значком AGR. В зависимости от продукта сбор взимается вместо пошлины или вместе с ней.

В дополнение к импортному сбору с некоторых товаров, отмеченных в интегрированном тарифе, взимается сельскохозяйственный сбор. Им облагаются некоторые живые животные, мясо, молочные продукты, свиной и птичий жир.

Еще одним видом дополнительных платежей в связи с импортом аграрной продукции является компенсационный сбор, который применяется к свежим овощам и фруктам, а также некоторым рыбопродуктам. На данные виды продукции в начале каждого хозяйственного года устанавливаются справочные цены на основе цен производителей ЕС. Импортная цена, исчисляемая как цена продажи импортных товаров на рынке ЕС за вычетом таможенных сборов, не должна снижаться ниже справочной. Если импортная цена на товар, ввозимый из определенной страны, держится на более низком уровне в течение двух дней подряд, то вводится компенсационный сбор, равный разнице между справочной и фактической ценами.

Размеры компенсационных сборов изменяются в зависимости от мировых и единых цен ЕС на сельскохозяйственные товары (при снижении мировых цен размер сбора увеличивается, при увеличении - снижается).

Контроль над ценами осуществляется также с помощью антидемпинговых мер.

Под нормальной стоимостью товара понимается сравнимая цена, уплаченная за аналогичный товар в ходе обычных торговых операций на внутреннем рынке страны-производителя или страны-экспортера, либо сравнимая цена, уплаченная за товар, экспортированный в любую третью страну. Экспорт товара в ЕС по более дешевой цене рассматривается как демпинг, который может нанести ущерб европейской промышленности. Приняв решение о возбуждении дела, Комиссия назначает расследование. Расследование должно доказать, с одной стороны, факт поставки товара из-за границы по заниженной цене, т.е. наличие демпинга, а с другой - факт нанесения ущерба национальной промышленности в результате поставки товара по экспортной цене ниже той, которая сложилась на внутреннем рынке страны-экспортера или на рынке третьей страны. Под ущербом понимается вызванное импортом сокращение значительной части национального производства или реальная угроза его сокращения. При этом в течение расследования на срок до 4 месяцев могут быть введены временные антидемпинговые пошлины. Для того чтобы продолжать ввозить соответствующие товары, импортер должен внести на таможне залог на сумму временной пошлины или представить гарантии ее уплаты.

Если во время расследования экспортер пересматривает свои цены или прекращает экспорт по демпинговым ценам, расследование может быть прекращено. Если же этого не происходит, а расследование подтверждает наличие как демпинга, так и ущерба, то вводятся постоянные антидемпинговые пошлины на срок до 5 лет. Антидемпинговые пошлины устанавливаются либо в процентах к таможенной стоимости товара, либо в абсолютном выражении как разность между нормальной стоимостью и экспортной ценой (франко-граница ЕС). Величина пошлины не может превышать величину демпинга. Она взыскивается сверх таможенной пошлины. Добровольно принятые в ходе расследования обязательства экспортера также действительны в течение 5 лет.

Антидемпинговые меры - сильный экономический инструмент, применяемый импортирующей страной против нежелательного с ее точки зрения импорта. Для импортера это фактически закрывает доступ на внутренний рынок данной страны. Данная специфика связана с особенностью начисления и взимания антидемпинговой пошлины. Иногда общая сумма пошлины может исчисляться миллионами долларов, поэтому сам факт начала антидемпингового расследования далеко не всегда подтверждает обоснованность жалобы истца. Таким образом, угроза начать антидемпинговое расследование сама по себе становится антидемпинговой мерой, фактически ограничивающей импорт задолго до возможного установления дополнительной пошлины.

Компенсационные пошлины вводятся, если установлено, что производство и/или экспорт товаров, ввозимых в ЕС, субсидируется и это субсидирование наносит ущерб европейской промышленности. Порядок их введения в целом сходен с антидемпинговой процедурой.

Количественные ограничения (квоты) устанавливаются на импорт в страны ЕС из отдельных стран стальной продукции, сырого табака, текстиля, химикатов, обуви, изделий из стекла и др., в частности стальных изделий из России и других стран СНГ. Импорт хлорфторуглеродов (фреонов) и других товаров, упомянутых в Монреальском протоколе 1987 г. о веществах, разрушающих озоновый слой, допускается только из стран, подписавших данный протокол.

Импортные запреты устанавливаются на ряд товаров с целью охраны здоровья людей (наркотики), защиты растительного и животного мира, природы (ядохимикаты). В группе импортных запретов появляются новые, ранее не практиковавшиеся, например запрет на импорт 13 видов пушнины (по причине отлова зверей с применением жестоких методов: капканы и другие «негуманные» приспособления). Предполагается, что от введения такого запрета сильно пострадают канадские и американские экспортеры, однако это может отразиться также на продаже пушнины из России.

Запрещен любой импорт фреонов из стран, не подписавших Монреальский протокол. Не допускаются реализация и использование любых ядохимикатов, за исключением специально разрешенных странами ЕС.

Запрещается импорт в страны ЕС слоновой кости, а с 1 января 1995 г. - шкур бобра, выдры, койота, волка, горностая, рыси, соболя, енота, барсука, куницы и полученных из них продуктов.

По санитарным соображениям вводятся временные запреты на ввоз животных и растительных продуктов из стран, где зарегистрированы определенные заболевания.

Добровольные ограничения экспорта. Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в страны ЕС определенных видов продукции (например, автомобилей, станков, грузоподъемников, шарикоподшипников, телевизоров, кинескопов, видеомагнитофонов, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зеландии, Канады).

Автоматическое лицензирование. Наблюдение за импортом, который может нанести ущерб производителям ЕС, осуществляется как на уровне Союза, так и на национальном уровне. Для осуществления сделки необходимо получить соответствующий документ. Эта процедура позволяет органам ЕС иметь полную информацию о ввозе товара, и если результаты наблюдения свидетельствуют об ущербе, могут быть приняты меры по ограничению импорта (установление импортных квот и др.). Именно на основании данной процедуры в августе 1993 г. были введены количественные ограничения на импорт алюминия из России. В феврале 1994 г. российское правительство приняло на себя обязательства по добровольному ограничению экспорта данного металла.

Для ввоза ряда товаров, являющихся предметом Единой аграрной политики (зерновых, свинины, говядины и телятины, баранины и козлятины, вина, молочных продуктов, сахара, семян), требуется импортный сертификат. Лицензирование импорта обеспечивает поддержание объема импорта ряда товаров на определенном уровне; способствует охране диких животных и растений.

Лицензия необходима для ввоза следующих товаров: живого скота, мяса и мясопродуктов, молока, сливок, простокваши, сыра, гороха, бобов, сливок, грибов, гибридов сладкой кукурузы для посева, маниоки, сладкого картофеля, сушеных фиников, крахмала из побегов, временно консервированных фруктов, зерновых и продуктов мукомольной промышленности, сахарной свеклы, оливкового масла, сахара и патоки, сахарных сиропов, апельсинового сока, вина, отходов пищевой промышленности, готовых кормов для животных. Товары, требующие лицензирования, отмечены в Интегрированном тарифе.

Предварительные разрешения требуются также для импорта товаров, торговля которыми регулируется Конвенцией по Международной торговле редкими и исчезающими видами дикой фауны и флоры. Эти товары помечены в пятой колонке Интегрированного тарифа значком CITES. К ним относятся: некоторые виды живых животных и растений, мясо, рыба, китовый ус, жиры и масла морских животных, кожа и кожаные изделия, меха, музыкальные инструменты, огнестрельное оружие и пр.

Лицензии выдаются на национальном уровне, но имеют силу для всех стран ЕС.

Технические барьеры. Особое место среди административных инструментов регулирования внешней торговли занимают различные технически и другие специальные ограничения: международные, региональные и национальные стандарты, система сертификации и инспекции качества продукции, требования к ней с точки зрения безопасности и экологии, санитарно-гигиенические и ветеринарные нормы, а также требования к упаковке и маркировке. Технические барьеры порой носят протекционистский характер и считаются эффективным средством ограничения импорта в интересах национальных производителей аналогичной продукции.

В странах ЕС большое внимание уделяется безопасности потребительских товаров, причем между странами налажена система соответствующей взаимной информации.

При ввозе в страны ЕС мяса и рыбы требуются ветеринарный сертификат и сертификат системы здравоохранения, которые выдает признанная ЕС официальная ветеринарная инстанция страны-экспортера. Мясопродукты должны иметь официальную «отметку о здоровье» (HealthMark). При их импорте, а также импорте свежих овощей и фруктов при таможенном контроле проводится также проверка их соответствия стандартам качества ЕС. Пищевые продукты, ввозимые для переработки в ЕС, должны иметь сертификат переработки, выданный управлением по контролю импорта.

В соответствии с санитарными правилами установлены допустимые пищевые добавки и их максимальный уровень, а также максимально допустимое количество остатков пестицидов в пищевых продуктах. Строгие правила безопасности действуют в отношении мыла, косметики, туалетных принадлежностей, моющих средств, лекарств, пластиковой упаковки для продуктов, удобрений, пестицидов и т.п.

При импорте растений, выкопанных с корнем, фруктов, овощей, срезанных цветов, необходим фитосанитарный сертификат. Свежие фрукты и овощи, подвергшиеся радиоактивному облучению для увеличения срока хранения, должны быть соответствующим образом отмечены. Ввоз любой облученной продукции в Германию запрещен. Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды имеют собственные списки разрешенных к облучению продуктов.

Автотранспортные средства контролируются с точки зрения минимального загрязнения окружающей среды. Установлены нормы выделения окиси углерода, оксидов азота, углеводородов, летучих органических соединений и частиц, а также допустимый уровень шума и др.

Проверке безопасности подлежат также многие другие товары (станки, детская одежда, игрушки, электробытовые приборы, горючие жидкости и др.).

2.2 Экспортная политика ЕС

В своей политике экспортного регулирования ЕС придерживается принципа свободного осуществления экспорта в третьи страны. Экономический контроль и ограничения экспорта распространяются в ЕС на сравнительно небольшую группу товаров.

Экспортные ограничения в странах - членах ЕС применяются для безопасности стран-членов, сохранения их национального богатства, защиты промышленной собственности, охраны жизни и здоровья населения, внешней среды, а также для обеспечения выполнения обязательств по их международным и двусторонним соглашениям, при необходимости для удовлетворения собственных потребностей в некоторых видах сырья и материалов, которые могут оказаться для них дефицитными.

Количественные ограничения экспорта применяются в странах ЕС лишь в отношении небольшого числа продуктов, которые считаются дефицитными, в целях удовлетворения собственных потребностей стран-членов в этих продуктах. В настоящее время на уровне ЕС количественные ограничения экспорта сохранены лишь в отношении нефти и продуктов ее перегонки.. Кроме того, регламентом 1982 г. предоставлено право сохранять ограничения экспорта в индивидуальном порядке по некоторым товарам. К этим товарам относятся: драгоценные металлы (Франция, Италия, Дания), часовые механизмы и карманные часы (Франция), принадлежности для музыкальных инструментов (Италия), кожа (Греция, Франция, Италия, Ирландия), пушнина (Италия), лесоматериалы (Италия, Ирландия).

Запреты экспорта странами ЕС применяются, прежде всего, по политическим соображениям. К ним относятся запреты на основе решений ООН (например, отказ от торговли с Сербией и Черногорией). Прямой запрет поставок опасных отходов, включая радиоактивные, из ЕС действует в отношении стран, которые запрещают импорт этих материалов.

Добровольные ограничения экспорта применяются странами ЕС при поставках в другие страны продукции текстильной, швейной и обувной промышленности, черной металлургии, металлообрабатывающих станков, автомобилей, бытовой электроники, посуды и др. Например, по соглашению с США поставки из ЕС на американский рынок ограничиваются 7% потребления стали в США.

Экспортный контроль и лицензирование применяются в ЕС в основном в связи с обязательствами, принятыми по международным соглашениям. Процедура такого контроля распространяется в ЕС, в частности:

) на 8 химических продуктов, которые могут быть использованы для производства химического оружия (лицензии выдаются национальным органам в индивидуальном порядке с учетом направления экспортера);

) на химические продукты, которые считаются вредными для здоровья людей и окружающей среды;

) на опасные материалы и отходы, включающие радиоактивные. Если их экспорт прямо не запрещен, они подлежат экономическому контролю и ограничениям при перемещении за границы стран - членов ЕС;

) на наркотики и психотропные вещества, которые могут быть использованы для недозволенного или запрещенного изготовления лекарств (по Международной конвенции о незаконном перемещении наркотических веществ и психотропных веществ);

) на некоторые виды фауны и флоры, которые в соответствии с Конвенцией о международной торговле редкими видами животных и растений могут вывозиться лишь на основе экспортной лицензии или экспортного сертификата;

) на предметы культурного наследия (художественные, исторические, археологические ценности), которые вывозятся за границу на основе систем экспортного контроля и лицензирования, установленных в отдельных странах ЕС.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВЭД

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами, глубокую основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, будучи не интегрированной в систему мирохозяйственных связей.

Развитие мировой торговли и экономического сотрудничества в начале XXI в. внесло коррективы, в результате чего можно сделать вывод о существенных изменениях в расстановке сил в мировом сообществе.

В последние годы в многосторонней системе регулирования появились новые черты.

Во-первых, в предшествующие годы никто реально не представлял, каковыми будут контуры нового мира в XXI в. Учитывая тенденции экономического развития и позиции по вопросам регулирования торговли можно сказать, что появились новые полюсы мирового сообщества. Очевидно, что таковыми можно считать Китай, Индию и Бразилию. Именно анализ специфических черт развития этих стран в последнее десятилетие, а также их незначительный опыт двустороннего регулирования и либерализации торговли будут способствовать растущему интересу этих стран к инструментарию ВТО. Иными словами, можно прогнозировать, что эти страны будут претендовать на определенное лидерство в этой организации.

Еще одной характерной чертой современного многополярного мира является беспрецедентное расширение состава ЕС и изменение его позиций по вопросам мировой торговли. В правительствах стран-членов ЕС и стран-производителей сегодня присутствуют разные мнения по вопросам либерализации мировой торговли, что отчетливо проявилось во время переговоров по сельскохозяйственным вопросам в июле 2008 г.

И, наконец, важную роль с точки зрения становления современной системы многостороннего регулирования международной торговли играет изменение характера ВТО как таковой. Все чаще стали появляться высказывания о том, что невозможно достичь какого-либо взаимовыгодного для всех участников соглашения. Много вопросов возникает и в отношении актуальности механизмов ВТО, прежде всего таких, как механизм разрешения споров, механизм принятия решений на основе консенсуса, «пакетный» метод ведения переговоров, принцип взаимности и т.п.

Во-вторых, ЕС и США стремились расширить круг обязательных правил, принятых на многостороннем уровне, на сферу внутреннего экономического регулирования. Еще в середине 1980-х гг. оба участника стремились включить в правила ГАТТ трудовые и экологические нормы. В свою очередь развивающиеся страны видели и до сих пор видят в этом дополнительные протекционистские барьеры,которые, с одной стороны, будут способствовать росту издержек напроизводство, а с другой, - создадут новые препятствия для доступа на рынки развитых стран. На Министерской конференции в Канкуне в 2001 г. группа африканских стран наложила вето на переговоры по включению «сингапурских вопросов» в повестку дня и переговоры были сорваны. Точно так же группа из 20 развивающихся стран во главе с Бразилией и при участии Китая и Индии отклонила совместное предложение США и ЕС по модальностям переговоров по сельскому хозяйству.

После Министерской конференции в Канкуне проявилось стремление развивающихся стран к объединению с целью оказания большего влияния на принятие решений. Состав групп и степень их влияния изменяются в каждом конкретном случае, зачастую достижение компромисса внутри самих групп стран затруднительно.

Еще одним примечательным знаком нового периода в развитии ВТО является то, что вопросы и проблемы развивающихся стран все чаще становятся предметом обсуждения на переговорах. Тот факт, что вопросы содействияразвитию или применения специального и дифференциального режима редко выходят за рамки общих вопросов и не имеют конкретных результатов, можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, можно утверждать, что развивающиеся страны все еще не обладают достаточной силой для продвижения своих интересов, с другой стороны, это свидетельствует о том, что интересы самих развивающихся стран не всегда совпадают.

Об отсутствии прогресса на последних переговорах свидетельствует то, что во многом по политическим причинам ЕС, США, Китай и Индия не смогли договориться об оптимальном уровне либерализации мировой торговли. Очевидно, что не удастся существенно продвинуться на переговорах и по сельскому хозяйству. Подобное несовпадение интересов характерно и для сектора услуг, и торговли товарами.

В этих условиях многосторонняя торговая система обретает новые контуры. Пытаясь найти адекватный ответ новым вызовам, страны и международные организации ищут эффективные пути взаимодействия в решении спорных вопросов и смягчения последствий возникающих торговых противоречий. На многостороннем уровне это проявляется в координации взаимодействия разных международных финансовых институтов, на уровне стран - в стремлении к усилению своих позиций за счет привлечения «торговых союзников».[5, c. 42]

Анализируя современные тенденции в развитии международных экономических отношений можно сделать вывод о том, что в реальности существует ряд противоречий, которые осложняют межгосударственные отношения и их регулирование:

. С одной стороны, существует общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой - реальное их неравенство.и военном потенциале государств, но и в правовом отношении. Одни страны являются постоянными членами Совета безопасности ООН, другие - нет. Одни страны имеют право иметь ядерное оружие, на другие распространяется запрет его создавать. Международные организации находятся под влиянием крупных государств и отчасти в финансовой зависимости от них.

. Межгосударственные отношения в значительной степени носят фрагментарный характер, то есть не сложилась широкая и полномасштабная система, которая бы регулировала весь круг отношений. В значительной степени отношения между государствами основываются на договорах между ними, однако договоры регулируют лишь часть реальных отношений.

. Сама система отношений между государствами во многом неоднородна. В ряде случаев политика зависит от взаимоотношений первых лиц государств, их симпатий и антипатий. Однако подписанные ими договоры нуждаются в ратификации парламентами, что вносит трудности в договорный процесс.

. Нестабильность договоров также является реальной проблемой межгосударственных отношений. Государства могут денонсировать действующие договоры, изменить сложившуюся систему отношений.

. Слабость международного права и международных организаций. Международное право, то есть система норм и регламентаций отношений между государствами в значительной степени носит договорный характер, что отражается на его применимости. Уже в 1928 году принимались совместные решения о запрете всех войн, позднее принимались решения о запрете вооруженного насилия, однако, и после 1945 года войны и конфликты продолжались.

Нельзя сказать, международные отношения состоят исключительно из проблем; государства за последние десятилетия очень сильно продвинулись в деле интеграции, налаживании связей, появилось много общего, но, тем не менее, проблемы остаются.

Можно сделать вывод о том, что современная торговая политика базируется на общепринятых принципах, утвержденных в рамках системы многостороннего регулирования мировой торговли, на задачах достижения максимального уровня конкурентоспособности за счет использования всех факторов внешнего рынка. Многосторонняя торговая система в свою очередь представлена, прежде всего, документами ВТО, однако, учитывая сложность и разноплановость возникающих в мировой торговле и ее регулировании проблем, налицо тенденция к активизации и даже формализации сотрудничества между глобальными институтами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели особенности регулирования внешнешнеэкономической деятельности, раскрыв их с помощью поставленных задач.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

система международного экономического регулирования есть совокупность принципов, правил и норм, выработанных мировым сообществом на всех уровнях для достижения более эффективного экономического взаимодействия хозяйственных субъектов;

СМЭР представляет собой сложную трехуровневую систему регуляторов, действующих на национальном, региональном и глобальном уровнях.

межгосударственное регулирование международных отношений - это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей;

главная задача межгосударственного регулирования - разработка условий международного сотрудничества, правовых норм, принципов, на основании которых страны строят свои взаимоотношения во внешнеэкономической сфере с целью достижения равных условий для обеспечения экономического развития;

международные экономические организации представляют собой институт разносторонних межгосударственных связей, которые имеют координированные его участниками цели, направления деятельности;

международные экономические организации играют особую роль в регулировании международных экономических отношений, так как обладают наднациональными полномочиями, т.е. совокупностью структурных, функциональных и процедурных особенностей, определяющих их приоритетный характер по отношению к государствам - членам;

- среди международных экономических организаций особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО), главной целью которой является либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров;

основной принцип ВТО - осуществление внешнеэкономической деятельности на недискриминационной основе, то есть, не ущемляя интересов других участников;

- европейский союз представляет собой в настоящее время полноценный единый рынок с практически сформированной системой финансовых инструментов регулирования;

внешнеторговая политика ЕС заключается в достижении максимальной либерализации торговли внутри союза и создании эффективного механизма регулирования торговли с другими участниками;

Подводя итог, стоит отметить, что межгосударственное регулирование внешнеэкономической деятельности отражает объективные процессы глобализации мировой экономики и торговли. Характерной чертой многостороннего регулирования на современном этапе является участие в нем не только крупных, но и малых промышленно развитых стран, а также большинства развивающихся стран. Это привело к тому, что формы и методы многостороннего регулирования стали более гибкими, отражающими интересы все большего числа участников мирохозяйственных связей. Практическое осуществление межгосударственного регулирования сопровождается рядом противоречий, возникающих между государствами, различий в национальной торгово-экономической политике, конфликтов и кризисных ситуаций.

В целом, регулирование ВЭД на надциональном уровне позитивно влияет на экономический прогресс, облегчая груз непрерывных торгово-экономических противоречий. Совершенствование принципов, правил и норм межгосударственного регулирования потребует дополнительных усилий со стороны мирового сообщества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Агабабьян Э.М. Становление и развитие системы международного экономического регулирования. Вопросы теории. Учебное пособие. - М.,2006. - 102 с.

.        Международные экономические отношения: курс лекций / Д.Ф. Рутко. - 2-е изд., перераб. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 171 с.

.        Мировая экономика и международный бизнес : учебник / кол.М64 авторов ; под общ.ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-раэкон. наук, проф. Р.К. Щенина. - 5-е изд., стер. - М. : КНОРУС,2008. - 688 с.

.        Исаченко, Т. М. Торговая политика Европейского Союза / Т. М. Исаченко; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М. : Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 395 с.

.        Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Экономиста, 2003.

.        Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие/Калинингр. ун-т.-Калининград, 2000.

.        Кочергина Т.Е. Основы внешнеэкономической деятельности: Учеб. Пособие - Ростов н/Д.: РИО Ростовского филиала РТА, 2000 - 97 с.

.        Томсинов В.А. Внешнеторговые сделки: Практические рекомендации по составлению контрактов. - М.: ТАНТРА, 2004

.        Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: Организация и техника. - М.: Международные отношения, 2007.

.        Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник/ В.К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.- 672с.

.        Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. - М.: Восток Запад,- 2009. - 344 с.

.        Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: Учебник/ Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮИИТИ-ДАНА,- 2008. -591 с.

14.     Cадчиков И.И. Организация внешнеэкономической деятельности. 2-е изд., переработанное и дополненное./ - М.: Доброе слово,- 2006. -192 с.

.        Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / И.В. Ковалева, Ю.В. Хренова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. 351 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис 1.


Рис. 2

6

Рис. 3

Рис. 4


Рис. 5


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!