). Такие фирмы, как правило, уже имеют рыночный продукт, способны производить его в небольших количествах, но им не хватает своей прибыли для организации масштабного производства, инвестиций в оборудование, в рекламу и т.д. Иногда им требуются ресурсы и для продолжения НИОКР с целью окончательной доводки рыночных образцов.
Важной стадией развития инновационной компании является её «расширение» (expansion), когда фирма уже является жизнеспособной, а инновационный продукт пользуется спросом. В рыночной НИС сообщество инновационных предпринимателей выступает в роли разработчиков наиболее рисковых бизнес-проектов, основанных на уникальных, ранее не апробированных научно-технических, управленческих, социальных и других новшествах. [3,с.11-13].
Главная задача управления инновациями - достижение требуемого уровня доходности. Поэтому, для запуска бизнес-процессов коммерциализации инноваций, так важно выбрать организацию, бизнес-модель построения инновационного процесса. Наиболее распространенные бизнес -модели, - интеграция, дирижирование и лицензирование.
Интеграция -модель, где предприятие владеет и управляет всем инновационным процессом в целом. При интеграции предприятие контролирует кривую денежной наличности и приобретает все косвенные выгоды (владение, укрепление и продвижение бренда, например), но также с другой стороны и берет все риски на себя. Предприятие, выбравшее интеграцию, должно быть экспертом во всем. Потеря контроля над частью процесса грозит компании крахом. Помимо этого эта бизнес-модель ведет к ловушке изолированности и негибкости.(отгораживаясь от внешнего мира, интеграторы становятся легкой добычей ударов со стороны новых технологий или новых конкурентов).
Дирижирование - предприятие контролирует весь процесс создания инноваций, но вовлекает в этот процесс и др. предприятия. Модель позволяет восполнить нехватку необходимых ресурсов. Она способна обеспечить экономию на закупке оборудования, найме персонала, актуальна при выходе на новые рынки, запуске продукта в новой категории. Позволяя разделить риск между партнерами дирижирование дает возможность предприятию сосредоточиться на стратегически наиболее важных областях. Но так, как оно подразумевает совместное использование знаний, то таит в себе риски утечки информации и даже превращения бывших партнеров в конкурентов.
Примеры -Re Store(Apple), Boing.
Лицензирование- создание лицензии на патент, характерно в случаях , когда компания по каким-либо мотивам не желает заниматься самостоятельно новинкой, но желает получить некоторый доход от лицензии(особенно характерно для биотехнологий, фармацевтики, IT),где высокий ,темп развития технологической мысли идет рука об руку с высоким риском. Лицензирование также может препятствовать вложению конкурентами средств в собственные разработки. Существенная угроза лицензированию- копирование конкурентами технической мысли, чтобы избежать лицензионных платежей, Немаловажным является и защита интеллектуальной собственности. Сама лицензия на патент не гарантирует успеха на рынке. [4 ,с.8-10].Примеры-Sony.
.2 Состав и особенности бизнес-процессов разработки и коммерциализации инноваций
) единство процесса, объединяющего множество разнородных работ по разработке, производству, коммерциализации новых изделий;
) четкое представление конечной цели бизнес-процесса, обеспечение направленности на финансовый результат;
) нацеленность на оптимизацию межфункциональных связей всех стадий процесса разработки и коммерциализации новшества;
) стремление к оптимизации затрат и результатов на основе бюджета процесса;
) обеспечение качества всех выполняемых работ по созданию и коммерциализации новшеств;
) непрерывный мониторинг возможностей предприятия по обеспечению бесперебойности реализации бизнес-процесса;
) обеспечение гибкости инновационной деятельности;
) коммерческое использование результатов различных стадий создания и коммерциализации новшеств;
) сочетание интересов разработчиков, производителей и потребителей;
) инновационная восприимчивость персонала при создании и коммерциализации инноваций;
) мониторинг риска на каждой стадии бизнес-процесса с выработкой мероприятий по его снижению. [2,с.54-55].
Единство процесса, объединяющего множество разнородных работ по разработке, производству, коммерциализации новых изделий.
Процесс создания и коммерциализации является основным для промышленного предприятия, базой которого является производство продукции и оказание соответствующих сервисных услуг по обслуживанию производимых продуктов.
Единство бизнес-процесса предполагает последовательную интеграцию всего комплекса работ, повышает уровень взаимосвязей между ними, снижение риска возникновения упущенных выгод и нереализованных возможностей, определения существующих резервов производственного потенциала, дает возможность точного определения компетенций и четких должностных инструкций участников бизнес-процесса, что способствует сокращению длительности включаемых процессов отдельно и всего бизнес-процесса в целом.
Четкое представление конечной цели бизнес-процесса, обеспечение направленности на финансовый результат. Внедрение процессного подхода к созданию инноваций приводит к тому, что каждый сотрудник обеспечивает жизнедеятельность конкретных бизнес-процессов, непосредственно участвуя в них. Каждый менеджер и работник (участник процесса) должен иметь четкий план действий и знать что, в каком количестве и когда он должен сделать, чтобы в определенное время получить запланированный результат.
Бизнес-процессы должны быть однозначно понимаемы всеми участниками, - в результате существенно сокращается количество ошибок работников и повышается эффективность выполнения работ. Ответственность за результат дела на своём участке, подталкивает к ответственности перед другими участниками бизнес-процесса.
Нацеленность на оптимизацию межфункциональных связей стадий процесса разработки и коммерциализации новшества основана на том, что в создании инноваций и соответствующем доведении их до потребителя участвует большинство подразделений предприятия. Каждое из них нацелено на выполнение определенного набора обязанностей, закрепленных в положении об отделе (подразделении, службе). Но при реализации бизнес-процесса основное внимание менеджмента концентрируется не на функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленных на конечный результат - освоение и выпуск новых продуктов.
Стремление к оптимизации затрат и результатов на основе бюджета процесса. Внедрение единого бизнес-процесса создания и коммерциализации инноваций предполагает наиболее эффективное использования ресурсов и инфраструктуры для создания, производства и продажи нового продукта, обладающего максимальной ценностью для потребителя. При процессном подходе используется бюджетное управление, эффективность которого широко признается практиками бизнеса. Бюджет процесса состоит из количественной и стоимостной оценки ресурсов, потребляемых в данном процессе, описываемых в виде статей затрат, которые перенимаются из традиционного подхода бюджетирования. В дальнейшем рассчитывается суммарное значение ресурсов на конкретный процесс за определенный период. Только при описании бизнес-процесса существует возможность точного определения бюджетов подразделений и компании в целом, в результате чего существенно оптимизируются затраты предприятия.
Обеспечение качества всех выполняемых работ по созданию и коммерциализации новшеств. Качество выполняемых работ оценивается с помощью совокупности показателей бизнес- процесса. Если показатели времени и стоимости универсальны для всех процессов, то показатели качества достаточно специфичны, и для каждого бизнес-процесса они индивидуальны. Определение показателей качества бизнес- процессов является основой системного регулярного менеджмента, при котором деятельность каждого работника планируется и контролируется при помощи ключевых показателей эффективности. Например, одним из показателей качества производственных бизнес-процессов создания и коммерциализации инноваций может использоваться процент брака.
Непрерывный мониторинг возможностей предприятия по обеспечению бесперебойной реализации бизнес-процесса. Для разработки инноваций и их последующей реализации необходим высокий уровень инновационного потенциала, поэтому на каждом этапе выполнения работ требуется проверка возможностей предприятия для бесперебойного протекания бизнес-процесса создания и коммерциализации инноваций с учетом повышенного риска.
Обеспечение гибкости инновационной деятельности. Гибкость и адаптивность инновационной деятельности предприятия во многом зависят от уровня ее организации, повышение которого является следствием комплексного внедрения бизнес-процесса создания и коммерциализации инноваций, обеспечивающего:
выделение ответственных за контроль инновационных процессов деятельности предприятия;
высокий уровень инновационной активности предприятия;
формирование высокого уровня инновационного потенциала (производственные мощности, кадровый состав, информационные ресурсы);
поиск и обеспечение доступа к источникам финансирования инновационного предпринимательства;
развитие инновационного маркетинга;
мотивированность персонала на создание инноваций;
развитие инновационной инфраструктуры предприятия;
баланс инновационной деятельности и уровня социальной ответственности предприятия.
Коммерческое использование результатов различных стадий создания и коммерциализации новшеств.
Входами данного бизнес-процесса являются:
) информация о потребностях и состоянии рынка;
) заказ клиента;
) результаты конструкторских разработок
и предложений.
Выходами бизнес-процесса являются:
) удовлетворенность клиента качеством
и сроком выполнения заказа;
) объекты для коммерциализации:
идея, концепция, результаты исследований
и опытно-конструкторских разработок;
готовое новшество для реализации;
патент на новый продукт / услугу;
) новые технологии для внедрения на предприятии. Необходимо отметить, что при коммерциализации происходит непрерывное продвижение интеллектуального продукта по всему инновационному циклу. При этом продвижение надо рассматривать как коммерциализацию объекта интеллектуальной собственности, начиная с реализации идеи, т. е. с первой стадии инновационного процесса. Соответственно, величина прибыли, получаемая от коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, и эффективность последней зависят от непрерывного продвижения интеллектуального продукта по всем стадиям инновационного процесса.
Сочетание интересов разработчиков, производителей и потребителей. Целью бизнес-процесса создания и коммерциализации инноваций является обеспечение потребителя новыми продуктами, удовлетворяющими его потребности на самом высоком научно-техническом уровне при соблюдении социальных и экологических требований, Основанием успешной коммерциализации является научно-техническая, производственная и экономическая интеграция.
Потребности рынка являются исходным мотивом осуществления исследований и разработки инноваций на предприятии. Выполняя заказ, исполнители могут внести в него коррективы, поднять потребности на более высокий уровень. Тогда потребность клиента в новом изделии предполагает взаимосвязь исследователей, конструкторов, технологов, производителей, маркетологов, работников по сервисному обслуживанию для своевременного окончания бизнес-процесса создания и коммерциализации инноваций для выпуска продукта, соответствующего требованиям заказчика.
Инновационная восприимчивость при создании и коммерциализации инноваций. Инновационная культура предприятия обеспечивает восприимчивость персонала к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни. Следовательно, для более эффективного осуществления бизнес-процесса создания и коммерциализации инноваций возникает необходимость в формировании инновационной восприимчивости персонала. Формирование инновационной восприимчивости позволит существенно сократить длительность выполнения бизнес-процесса, что связано с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека - ее субъекта.
Кроме того, высокий уровень инновационной восприимчивости является залогом адаптивности предприятия к быстро меняющимся условиям окружения предприятия.
Мониторинг риска на каждой стадии с выработкой мероприятий по его снижению. Инновационный риск воспринимается как объективная и неизбежная реальность. Вероятность получения предполагаемых результатов на стадии фундаментальных исследований не превышает 0,1, а на стадии прикладных научных разработок - 0,8. Даже при самом жестком отборе до 15-30 % проектов может закончиться неудачей.
Комплекс работ по мониторингу риска можно разделить на две основные формы: фундаментальную и техническую. Фундаментальная форма предполагает сбор необходимой информации и выявление на ее основе совокупности факторов возникновения риска. Техническая форма предусматривает выявление и анализ методов и способов обработки информационных данных, используемых на всех этапах реализации инновационного бизнес-процесса для оценки уровня риска и сокращения потерь от него.
.3 Организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии
Инновационные процессы пронизывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. Применительно к инновационным процессам материального производства обычно рассматривают следующие его стадии:
генерирование новой идеи;
экспериментальную реализацию новой идеи;
освоение в производстве;
массовый выпуск;
потребление.
Инновационный процесс и сопутствующие ему бизнес-процессы не заканчиваются так называемым внедрением - первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии.
Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услуги как новые именно для себя и передают сведения о данном продукте и его свойствах далее по цепочке. Диффузия инноваций зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.д.
Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).
Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.
Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.
Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. Исследователи всегда отводили диффузии инноваций особое место. Так как, первичный инновационный акт, безусловно, представляет собой творческую и новаторскую ценность. Однако с позиций коммерциализации и рыночного успеха инновации её судьба решается именно на стадии диффузии. Диффузия инноваций начинается с началом опытного производства и мелкосерийного освоения продукции.
Заключение
В рыночной современной экономике, главная задача управления инновациями - достижение требуемого уровня доходности.
Для достижения этой задачи, необходимо запустить механизм запуска бизнес-процессов коммерциализации инноваций и выбрать организацию, бизнес-модель построения инновационного процесса (интеграция, дирижирование и лицензирование).
Эти процессы протекают в среде трансфера технологий, т.е. их передаче от одного носителя другому, который стал неотъемлемой частью мирового экономического процесса, а работа организаций научного сектора во всем мире все больше и больше оценивается с точки зрения экономически эффективного использования технологий на мировом рынке.
Европейский подход к проблеме коммерциализации состоит в создании благоприятных условий через систему стимулов для различных игроков процесса создания и коммерциализации результатов научных исследований.
Важнейшие инструменты стимулирования коммерциализации технологий, различающиеся с точки зрения характера средств и объекта стимулирования,-налоговые и натуральные преференци, финансовые стимулы, стимулирование контрактных научных исследований, самих исследователей, создающих научные результаты, а также малых и средних инновационных предприятий.
Сам бизнес-процесс коммерциализации инноваций может проходить при различных финансовых формах участия, -как при полном или частичном участии государства,- так и без него, с участием капитала крупных компаний, венчурного капитала, различных частных фондов, бизнес-ангелов и самих малых инновационных компаний.
Инновационный процесс, используя в качестве инструмента своей деятельности процессный подход, позволяет упростить многоуровневые иерархические организационные структуры, повысить гибкость и адаптивность предприятий к изменяющимся условиям конкурентной среды.
Выделенные особенности бизнес-процесса создания и коммерциализации инноваций позволяют дать четкое представление о процессе создания инноваций, становятся основой эффективной организации работ по созданию новшеств и формирования методов управления бизнес-процессами с учетом повышенного риска.
Инновационный процесс и сопутствующие ему бизнес-процессы не заканчиваются так называемым внедрением,- по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, открывая новые области применения, новые рынки и новых потребителей, что в конечном итоге способствует более длительному жизненному циклу продукта.
4. Список используемых источников и литературы
1. Антонец В.А., - 1. Основы коммерциализации технологий и результатов научных исследований и разработок, учебно-методическое пособие, Н. Новгород, 2009.
. Анисимов Ю.П., Щербакова В.В. - Особенности бизнес-процессов при создании и коммерциализации инноваций, журнал ИнВестРегион, № 1 , 2010
. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г.- Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок,М.:2007.
. Просветов Г.И.-Управление инновациями: задачи и решения: учебно-практическое пособие.-М.:Альфа-пресс,2010.
. Авторский коллектив под ред. Иванова В.В., Клесовой С., Лукши О.П., Сушкова П.В., Коммерциализация результатов научно технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России ,М.: ЦИПРАН РАН, 2006.