Рынок труда и занятость населения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,39 Mb
  • Опубликовано:
    2011-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок труда и занятость населения

Министерство транспорта Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра экономики и менеджмента








Курсовая работа

по экономической теории

на тему:

Рынок труда и занятость населения

Структура работы

Введение

Глава 1. Сущность, структура, механизм функционирования и особенности рынка труда

1.1. Сущность и формы проявления рынка труда

1.2. Структура рынка труда

1.3. Механизм функционирования рынка труда

1.4. Особенности функционирования рынка труда

Глава 2. Занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики

2.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости

2.1.1. Занятость как экономическая категория

2.1.2. Принципы занятости

2.2. Полная и эффективная занятость

2.2.1. Полная занятость

2.2.2. Эффективная занятость

4.4. Занятость как социальная проблема

2.3. Концепции занятости в классических и современных западных теориях

2.3.1. Классические теории

2.3.2. Неоклассическое направление

2.3.3. Кейнсианство

2.3.4. Кривая Филлипса

2.3.5. Современное неоклассическое направление

2.3.5. Институциональное направление

2.3.6. Концепции флексибилизации

Глава 3. Практический аспект занятости

3.1. Занятость в переходной экономике

3.1.1. Основные тенденции в сфере занятости

3.1.2. Особенности государственной политики занятости

3.1.3. Проблемы в области занятости

3.2. Нестандартная занятость

Введение

Становление рынка труда актуальная задача трансформации социально-экономических отношений. Здесь происходят наиболее глубинные изменения в ходе преобразования централизованного планового хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику, затрагивающие интересы всех субъектов этих отношений. Поэтому эти изменения носят болезненный характер.

Важной задачей является раскрытие современного содержания понятий «труд», «рабочая сила». Труд - вечное условие жизни. Однако на протяжении исторического развития общества он претерпевает постоянные количественные и качественные изменения. Накапливаясь, они ведут к более глубоким преобразованиям, знаменующим рождение новых типов социально-трудовых отношений. Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений должна привести к становлению новой системы этих отношений, где товарный обмен способностей к труду на основе социального партнерства должен стать одной из главных ее доминант.

Опираясь на достижения мировой экономической мысли и практики, отечественной экономической науке, предстоит разработка новых теоретических концепций рынка труда. Трудность здесь заключается в том, что одни и те же категории, понятия отражали (и отражают сейчас) в значительной степени разную социально-экономическую сущность охватываемых ими явлений, а также в неприятии значительной частью населения рыночных отношений в их стихийной форме. Становление рыночных отношений в России сопровождается большой дифференциацией доходов населения, не связанной с трудовым вкладом, нарушением основополагающих прав человека, в том числе права на труд, зафиксированных Конституцией РФ, в Конвенциях Международной организации труда (МОТ), международных соглашениях и конференциях по социальным вопросам.

Современное состояние экономических знаний, хотя и демонстрирует определенный прогресс, еще не привело к достаточному единству взглядов по одним и тем же понятиям, таким как рынок труда, рынок рабочей силы, рынок трудовых ресурсов, занятость.

Все это определяет актуальность избранной темы.

Тема рынка труда связана с рассмотрением таких вопросов, как: ресурсы для труда и их воспроизводство, занятость населения и эффективность государственных служб занятости, условия найма и стоимость рабочей силы, безработица, ее виды и методы регулирования, социальная защита и статус безработного и, в целом, рынок труда, его характеристики, типы и формы. В то же время в задачу исследования не входит освещение и раскрытие всего круга проблем, поэтому в работе выбраны наиболее первостепенные вопросы.

Цель данного исследования в связи с этим - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы формирования рынка труда, второй - сущность и проблемы занятости населения, а в третьей - практический аспект занятости в современных российских условиях.

В конце работы в форме приложений представлена новая и новейшая оперативная информация за 2005-2006 гг. по занятости и безработице РФ, а также среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям в период 1970-2004 гг.

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия по экономической теории, экономики и социологии труда, а также материалы статей специализированных экономических периодических изданий.

Глава 1. Сущность, структура, механизм функционирования и особенности рынка труда

.1 Сущность и формы проявления рынка труда

Товар, который является объектом купли-продажи, объектом передачи права собственности на рынке труда является востребованная производством рабочая сила. Наем рабочей силы означает передачу работником работодателю своих способностей к труду на определенный срок для использования их в процессе производства при сохранении юридической свободы работника как личности. Использование рабочей силы осуществляется за то или иное вознаграждение, плату в натуральной или денежной форме. Последняя открывает доступ к рынку конечных товаров. Следовательно, эта сделка - продажа рабочей силы ради приобретения необходимых жизненных средств.

Совокупность товарно-денежных отношений, охватывающая спрос и предложение рабочей силы, ее найм и обмен на жизненные средства представляет собой рынок рабочей силы.

Рабочая сила, как известно, включает разнообразные способности к труду, но не все они используются в процессе труда. При этом вознаграждается не потенциальная, а функционирующая рабочая сила; не вся совокупность способностей, а только первичные, профессиональные востребованные способности к труду. Критерием выделения первичных способностей выступает конкретный труд.

При таком методологическом подходе к данной проблеме обмену подлежат только функционирующие способности к труду. Такой рынок рабочей силы можно назвать рынком функционирующей рабочей силы, или рынком труда. Рынок труда в данном контексте - это только те товарно-денежные отношения, которые связаны:

• во-первых, со спросом на рабочую силу, определяемым спросом на товар в обществе;

• во-вторых, связаны с использованием востребованных способностей и их вознаграждением;

• в-третьих, со временем использования рабочей силы. Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду, или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее четко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе.

Понятие «рынок трудовых ресурсов» является менее точным. В плане соотношения сущности и формы проявления в указанном понятии интерес представляет та его часть (трудовой резерв), способности к труду которой могут быть использованы только в будущем. Это означает, что в данный момент они не вовлекаются в рыночные отношения. Вместе с тем трудовой резерв должен быть в поле зрения общества, государства, общественных институтов. Они должны создавать условия для вовлечения незанятых людей в сферу реальной экономики. Иначе трудовой резерв может стать базой для теневой экономики, или криминальной деятельности.

.2 Структура рынка труда

В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяется разными признаками. В данном параграфе рынок труда рассматривается исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По указанному критерию можно выделить следующие компоненты, совокупность которых и взаимосвязь между которыми вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях:

) Субъекты рынка труда - это наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники - это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства - менеджеру. Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу.

В 2001 г. среди занятого населения доля наемных работников составляла 92,4%. Характерной чертой изменения возрастной структуры занятых в течение 1992 - 2001 гг. является постепенное увеличение доли лиц в возрасте 25 - 29 и 40 - 54 лет, с одновременным уменьшением доли лиц в возрасте 30 - 39 лет и старше 55 лет. 70% наемных работников имеют профессиональную подготовку, что значительно выше, чем у самостоятельно занятых (46%), за исключением работодателей.

Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся - профсоюзы.

Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. Статистика зафиксировала в ноябре 2001 г. 899 тыс. работодателей, или 1,4% от занятого населения. Это наиболее образованная часть занятых в экономике. Среди них 38% имеют высшее и 29% средне-профессиональное образование. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях, на государственных и муниципальных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров, государства или муниципии.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления. Местное самоуправление - муниципиями. В качестве субъекта они выполняют следующие функции:

·        социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

·        законодательные, связанные разработкой основных юридических норм и правил;

·        регулирования рынка труда косвенными методами;

·        защиты прав всех субъектов рынка труда;

) Второй компонент - юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости населения Российской Федерации», других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента РФ, решениях правительства в ежегодно, или на два года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.

) Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию

) Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, - четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др. Значительная безработица возникла в начале XIX в., тогда как социальные выплаты появились только в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.

) Рыночная инфраструктура (пятый компонент) - это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы, центров профессиональной ориентации и т.д. Основной элемент инфраструктуры рынка труда - государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).

О масштабах и структуре рынка труда в узком смысле можно судить по обороту рабочей силы в народном хозяйстве и отдельных отраслях (см. табл. 1). Оборот рабочей силы - это отношение выбывших и принятых по всем причинам к среднесписочной численности работников. Если речь идет о выбывших, то говорят об обороте по выбытию; если - о принятых, то имеют в виду оборот по приему. В Российской Федерации в современный период оборот рабочей силы в решающей степени связан с причинами рыночного характера, а именно, с недостаточным спросом рабочей силы, обусловленным слабым сбытом отечественной продукции, отсутствием перспектив труда на многих предприятиях.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о высокой мобильности кадров и текучести рабочей силы. В целом по экономике (по крупным и средним предприятиям) она составила от 1/6 до 1/4 среднесписочного состава; число уволившихся значительно превысило число принятых. Особенно высокой в эти годы мобильность персонала была в строительстве, промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, науке и научном обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Во всех отраслях материального и в ряде отраслей нематериального производства выбытие рабочей силы превышало ее прием. Так, в 2001 г. по сравнению с 1992 г. численность занятых в экономике сократилась на 7 млн. чел.

Таблица 1 Движение работающих по отраслям экономики

(по крупным и средним предприятиям)

Отрасли экономики

Принято в течение года

Выбыло в течение года

 

тыс. человек

В % от среднесписочной численности

тыс. человек

в %от среднесписочной численности


1993

2000

1993

2000

1993

2000

1993

2000

Всего в экономике

11963,1

11235,9

21,1

17,5

14284,0

11616,2

25,1

18,2

Промышленность

3770,0

3581,8

20,1

26.9

5381,0

3503,5

28,8

27,8

Сельское хозяйство

968,3

997,9

11,3

зол

1240,3

1295,6

14,5

29,5

Строительство

1963,6

970,5

38,7

36,1

2234,5

992,5

44,1

36,6

Транспорт

1087,0

732,4

26,5

47,7

1214,1

785,4

29,6

48,8

622,6

1040,8

36,2

41,4

524,0

1059,3

30,5

42,1

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

681,8

829,0

18,0

20,8

650,5

876,5

17,2

22,0

Образование

906,9

908,1


16,6


977,5


17,9

Культура


232,6

15,2

24,5

752,3

216,8

12,6

22,8

Наука и научное обслуживание

196,5

172,7

12,1

17,0

407,5

172,9

25,1

17,1

Кредитование, финансы и страхование

116,9

126,5

22,3

20,5

79,7

131,1

15,2

21,3

Аппарат управления

196,4

263,9

18,3

15,1

119,4

231,6

11,1

13,2

Источники: Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ, М, 2001, с. 160.



Основная масса выбывающих (в целом по крупным и средним предприятиям она составила в 1993 г, около 12млн. и в 2000 г. - почти столько же работников) устраивалась на таких же предприятиях в своем регионе. Данное движение характеризует емкость рынка труда в узком смысле, т.е. в сфере занятости.

Часть работников, выбывающая из состава занятых и пополняющая ряды безработных, формирует рынок рабочей силы в узком смысле. Он также пополняется выпускниками учебных заведений, незанятой частью населения. Предложению рабочей силы противостоит спрос на нее в виде.

Структуру рынка рабочей силы можно анализировать по признаку увольнений, или обстоятельствам незанятости. Так, в 2001 г. по данным Госкомстата РФ по указанному признаку безработные распределялись следующим образом (в %).

Безработные - всего…………………………………….100

в том числе имеют опыт работы………………………80,1

из них оставили прежнее место работы:

в связи с высвобождением, ликвидацией

предприятия или собственного дела………………….24,9

по собственному желанию……………………………...26,2

ранее не имели работы………………………………….19,9

Рынок трудовых ресурсов в узком смысле - это скорее потенциальный рынок трудового резерва. Он представлен выпускниками учебных заведений, которые готовят рабочих, специалистов, менеджеров. К этому рынку также относятся военнослужащие, подлежащие увольнению; лица, лишенные свободы, но амнистированные; домашние хозяйки, чье материальное положение заставляет их пойти работать и т.д.

Лица, охватываемые понятием «занятые», не все вовлечены в сферу рыночных социально-трудовых отношений. Занятые индивидуально-трудовой деятельностью, не продают своих способностей к труду и не выступают в качестве работодателей на постоянной основе. Поэтому они не являются субъектами рынка труда.

Рис. 1 Рынок труда в широком смысле и формы его проявления


.3 Механизм функционирования рынка труда

Механизм рынка труда - это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда. Его структура включает: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.

Спрос на труд - это потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Предложение рабочей силы состоит из занятых наемных работников и той части трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностей использовать свое время. Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда показано на рис. 2.

Кривая предложения труда на рис. 2 направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.

Напротив, кривая спроса на рис. 2 направлена вниз. При росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость изделий, создаваемых дополнительными трудовыми затратами, и уменьшается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд. В том случае, когда цена труда может устроить и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок находится в равновесии. Пересечение кривых спроса и предложения на рис. 2 показывает, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателей совпадают - это и есть равновесная цена труда (или заработная плата). Следовательно, равновесная цена- это такая цена труда, при которой объем спроса равен объему предложения рабочей силы.

рынок труда занятость конкуренция

Рис. 2 Спрос и предложение на рынке труда

Как показано на рис. 2 при цене труда равной W0 работодатели имеют возможность заполнить все имеющиеся рабочие места, а все работники, желающие получить работу, находят ее. Интересы всех сторон совпали, рынок находится в равновесии, пока сохраняется заработная плата на уровне Wо. Равновесная заработная плата не означает, что на рынке нет других цен на рабочую силу. Они появляются. Если под действием каких-либо факторов заработная плата станет выше Wо, например, достигнет уровня W2, то возрастет предложение труда до уровня S2, а спрос сократится до величины D2. Возникнет конкуренция между работниками за рабочее место. Избыток предложения над спросом, конкуренция давят вниз на ставки заработной платы. Работодатели снижают их. И последние опускаются до уровня равновесия (W0).

Если заработная плата ниже равновесной цены, например, равна W1, то появляется недостаток рабочей силы (спрос равен D1, а предложение - S2). Спрос заставляет работодателей повышать вознаграждение, чтобы привлечь новых рабочих. И в конечном счете заработная плата снова поднимется до уровня Wо. Заработная плата на уровне W0 становится доминирующей, общепринятой, с которой должны считаться и работодатели, и работники. При этом уровне заработной платы достигается полная (для данного уровня) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка.

В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:

• регулирование спроса и предложения труда;

• обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);

• обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наем рабочей силы;

• установление равновесной (доминирующей) цены;

• содействие полной, но экономически эффективной занятости.

1.4 Особенности функционирования рынка труда

В основе функционирования рынка труда, как и других производственных факторов, лежат те же принципы, что и в основе рынка потребительских товаров и услуг. Анализ спроса и предложения - основной метод изучения и тех, и других. Однако функционирование рынка труда имеет следующие особенности, связанные с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы:

) неотделимость права собственности на товар - рабочую силу от его владельца. На рынке труда покупатель приобретает только право использования и частичного распоряжения рабочей силой, функционирующей в течение определенного времени. Но покупатель не просто покупает рабочую силу как один из многих товаров, а имеет дело с человеком, обладающим определенными правами как свободная личность, которые он должен соблюдать.;

) имеет место относительно длительное взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) по сравнению с рынком продовольственных товаров. Это обстоятельство откладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет немаловажную роль в конкурентоспособности фирмы. Работник как личность может сам контролировать качество своей работы, трудиться с разной отдачей, проявлять разную степень лояльности к нанявшей фирме.;

) наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости, профессиональных союзов, объединений работодателей и т.д.) порождает своеобразие отношений между субъектами рынка труда. Поэтому необходима более детальная регламентация различных сторон их деятельности;

) высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным профессионально квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда, переходом к контрактной системе найма и т.д.;

) своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара. Процесс обмена рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара начинается в сфере обращения товара - права пользования способностью к труду передаются покупателю, что фиксируется в контракте или коллективном договоре. Процесс обмена продолжается в сфере производства в форме обмена функционирующей рабочей силы на номинальную заработную плату и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг фактом обмена номинальной заработной платы на жизненные средства. Из указанной особенности вытекает два следствия: первое - рынок труда связывает между собой различные рынки; второе - реальная оплата труда осуществляется в соответствии с конечными результатами, т.е. с ценой реализованной продукции, созданной данным трудом.;

) для работника играет важную роль неденежные аспекты сделки, а именно:

• содержание и условия труда;

• гарантии сохранения рабочего места;

• перспективы продвижения по службе и перспективы профессионального роста;

• микроклимат в коллективе и т.д.

Глава 2. Занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики

.1 Социально-экономическая сущность и структура занятости

.1.1 Занятость как экономическая категория

Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости - важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она имеет еще демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория занятость - занятость это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание.

Занятыми считаются граждане:

·        работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

·        самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

·        избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

·        военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;

·        трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;

·        временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);

·        выполняющие работы по гражданско-правовым договорам
(договорам подряда).

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

) наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;

) работодатели. К ним относятся предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;

) самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.

.1.2 Принципы занятости

Переход России от экономики административно-командного типа к рыночным отношениям потребовал проведения экономических реформ в сфере занятости. В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населения» (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер.

Первым принципом, закрепленном в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.

Второй принцип - это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Государство должно содействовать усилиям индивидуумов приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности различными мерами - экономическими, законодательными, социальными.

Третий принцип - учет и обеспечение долговременных национальных интересов.

Четвертый принцип - комплексный подход к решению проблем занятости- включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ.

В новых экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью.

Постепенно формируется новая система воздействия на занятость - система регулирования занятости.

Главными звеньями выступают законы, программы стимулирования занятости; соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий.

Совместными усилиями субъектов социально-трудовых отношений должны определяться основные направления занятости, изменение ее структуры, улучшения качественных характеристик рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда.

Государство в этой системе выступает координатором этих усилий, создает рамочные условия для их функционирования.

2.2 Полная и эффективная занятость

В статье 5 закона «О занятости населения в Российской Федерации» сказано, что «государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость».

.2.1 Полная занятость

Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования и в зависимости от критерия, лежащего в основе его характеристики, трактуется по-разному. В советский период таким критерием, для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уровне, прогноз движения трудовых ресурсов лежал в основе прогноза и плана создания рабочих мест.

В результате такой политики государства занятость достигла сверхвысокого, предельного уровня. К началу 90-х гг. более 94% всего трудоспособного населения было занято в общественном производстве и другой общественно-полезной деятельностью. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость - это состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости чрезмерный, так как наносил ущерб другим важным сторонам жизнедеятельности.

В западной экономической мысли и практике полная занятость - это состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу. В этом контексте как тождественное используется понятие «оптимальная занятость».

Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Здесь экономически целесообразное рабочее место понимается как продуктивное рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, обеспечивающий нормальное воспроизводство работника и его семьи.

Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса государством, общества. Государственному регулированию подлежат фундаментальные науки, образование, здравоохранение, экологическая и национальная безопасность, функционирование естественных монополий (железные дороги, трубопроводные сети).

Задачу соединения рыночной саморегуляции и государственного регулирования можно решить в ходе трансформации современной экономики в социально ориентированную рыночную. При этом структура занятости претерпит существенные изменения. Будет устранена чрезмерная занятость. Последняя в сфере профессионального труда преодолена в значительной мере уже в настоящее время. Однако это произошло не в результате повышения производительности труда, а на основе спада в экономике, роста безработицы и выбывания части безработных из состава рабочей силы. Структура занятоти в современной России не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения.

.2.2 Эффективная занятость

Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню. В данной ситуации и работники, и государство будут нести экономические и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество - недополучать ресурсы в бюджет и в социальные фонды.

Такое определение эффективной занятости нацелено на всестороннее развитие человека и вполне приемлемо, но оно довольно широкое и его невозможно измерить с помощью одного показателя. Однако ему можно дать количественную характеристику через систему показателей.

Первый показатель в этой системе - уровень занятости населения профессиональным трудом. Коэффициент уровня занятости населения профессиональным трудом - это частное от деления занятых профессиональным трудом на общую численность населения, выраженное в процентах. Этот коэффициент показывает зависимость уровня занятости от демографических факторов, т.е. от коэффициентов рождаемости, смертности и прироста населения, которые исчисляются статистикой. Данный коэффициент одна из характеристик благосостояния общества.

Пример расчета. В 2001 г. численность занятого населения составила 65,8 млн. чел. Общая численность населения была 144,0 млн. чел.

,0 млн. чел

Коэффициент занятости = × 100 = 45,1%

,0 млн. чел.

Доля трудоспособного населения в этом году составляла 61%. В 1992 г. коэффициент занятости был равен 50%. Следовательно, произошло снижение уровня занятости почти на 5 процентных пункта. Сегодня можно считать, что в России нет сверхвысокой занятости.

Второй показатель - уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Данный показатель тесно связан с динамикой трудоспособного населения, которая имеет тенденцию к повышению и понижению в связи с изменениями демографических и социально-экономических факторов. Он рассчитывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения (трудовых ресурсов). В 2000 г. уровень занятости трудоспособного населения составил 76%.

Третий показатель - это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. После расчета показателя коэффициента занятости профессиональным трудом аналогичным образом можно определить коэффициенты занятости учебой и другими видами общественно полезной деятельности. Прогрессивность изменения данных пропорций в динамике следует оценивать с учетом общественной производительности труда и уровня занятости в предшествующий период развития экономики (сверхвысокая или низкая), а также с учетом целей общества. При сверхвысокой занятости чем выше достигаемый уровень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия трудоспособного населения в общественном производстве, тем выше доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.

Четвертый показатель - рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель, нередко называемый рациональной занятостью, представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики. От неудовлетворительного распределения рабочей силы на стыках между звеньями производства, отраслями и секторами возникают потери.

В условиях перехода от централизованной системы экономики к рыночной, когда рыночный механизм еще не заработал в полную силу, потери от нерационального распределения трудовых ресурсов особенно велики. Это наглядно демонстрирует значительное сокращение занятости в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс (в науке и научном обслуживании), где занятость в 2001 г. была в 2 раза меньше, чем в 1990 г.

Среди занятых по секторам российской экономики вплоть до последнего времени больше работающих было в сфере материального производства и меньше в сфере услуг. В индустриально развитых странах эта пропорция была обратной. В США в середине 90-х гг. в сфере услуг работало 75% всех занятых. Здесь сконцентрировано более 80% всех работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации. В этой сфере производится до 80% валового внутреннего продукта США.

Пятый показатель, связанный с оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих, позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько соответствует система подготовки кадров потребностям экономики.

В первой половине 90-х гг. в Российской Федерации происходило снижение квалификации работающего населения в связи с резким сокращением подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях и уменьшение подготовки специалистов в системе государственного образования. Кроме того, значительная часть наиболее квалифицированных молодых ученых ушла из науки и промышленности в сферу торгово-посреднической деятельности на менее квалифицированную работу, а часть эмигрировала за границу («утечка мозгов»).

Во второй половине 90-х гг. наметилась тенденция к росту подготовки кадров в учебных заведениях и на предприятиях ряда отраслей. Причем структура обучающихся меняется в сторону увеличения подготовки специалистов в области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учета, менеджмента, экономики. Эти профессии пользуются повышенным спросом на рынке труда.

Об эффективности занятости можно судить по показателю - норма безработицы. В современной западной экономической литературе популярна точка зрения, что полная и эффективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безработицы - это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменными уровни реальной заработной платы и цен при нулевом приросте производительности труда. На практике норма безработицы исчисляется путем суммирования текучей (фрикционной) и структурной безработицы.

Встречаются предложения использовать норму естественной безработицы, исчисляемой в западных странах на уровне 5 - 6 %, и в России для определения полной и эффективной занятости. Есть определенные подсчеты этой нормы применительно к российским условиям.

Однако, следует подчеркнуть, что в России в современный период трудно правильно рассчитать такую норму в силу незавершенности структурной перестройки, неточности или отсутствия статистических данных по производительности труда. Упрощенный вариант позволяет считать норму естественной безработицы по ее уровню в условиях неускоряющейся инфляции. Россия пока не добилась стабильного и на низком уровне (2 - 4%) роста инфляции. Проблема усложняется наличием в России высокой скрытой безработицы. Поэтому судить об эффективности занятости по одному этому показателю нельзя.

.2.3 Занятость как социальная проблема

Занятость это экономическая и очень важная социальная проблема, играющая определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии личности.

Напротив, безработица, если становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, на личность. Массовая безработица может стать дестабилизирующий фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже социальным потрясениям всего общества. В этом плане она является социально-политической проблемой. Поэтому занятость должна находиться в центре проводимой государством социально-экономической политики. Политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества.

Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели. Стратегические цели заключаются в достижении высокого уровня жизни, создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости.

Политика занятости на федеральном уровне в первую очередь должна быть направлена на решение стратегической задачи - обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни. Это возможно на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.

Рыночный механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса.

Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержание ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов и др. В итоге все они направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для оптимального сочетания и чередования труда, учебы, воспитания детей и отдыха.

Политика занятости на региональном уровне должна преследовать те же стратегические и тактические цели, что и на федеральном уровне, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них отмечают следующие:

• устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

• подготовка и переподготовка рабочей силы;

• поддержка (в том числе налоговая) деятельности по созданию рабочих мест;

• расширение диапазона общественных работ;

• налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставления в случае необходимости работы;

• государственная поддержка (административная, налоговая и др.) привлечения иностранного капитала в регионы с повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса и т.п.

В связи с провозглашением курса на создание социально ориентированной рыночной экономики главным направлением политики занятости в переходной период является создание экономически целесообразных рабочих мест. Они будут определять спрос на труд и постепенно обеспечат его сбалансированность с предложением рабочей силы.

Предложение труда в 90-х гг. и в начале XXI в. значительно превышает спрос. В качестве предупредительных мер целесообразно проводить целенаправленную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных категорий трудоспособного населения, которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив напряжение на нем. В этом плане следует постоянно совершенствовать программы помощи женщинам с детьми, пенсионерам, молодежи, совмещающей труд и учебу. К такому же результату может привести стимулирование гибкой занятости.

Вместе с тем снижение уровня заработной платы в общих доходах, наблюдаемое в последнем десятилетии прошлого и начале нынешнего веков, приводит к ослаблению трудовой мотивации. Последняя важный фактор повышения эффективности экономики.

.3 Концепции занятости в классических и современных западных теориях

.3.1 Классические теории

Наиболее яркими представителями классической школы были В. Пети, А. Смит и Д. Риккардо. Все они, хотя и в разной степени, являлись основателями теории трудовой стоимости. Проблемы регулирования занятости для них вообще не существовалочто рынок в состоянии её решить. Эти исследователи отождествляли цену рабочей силы с ценой труда, она изменяется свободно, по воле «невидимой руки» (А. Смит).

Говоря о «невидимой руке», Смит исходил из того, что каждый участник хозяйственной деятельности руководствуется собственным интересом и преследует личные цели. Но преследуя собственную выгоду, человек в итоге способствует увеличению общественного продукта, росту общего блага. Это достигается с помощью «невидимой руки» рыночных законов, и получается, что, преследуя свои собственные интересы, человек служит интересам общества. Порядок в рыночной экономике устанавливается через механизм конкуренции. В условиях свободной конкуренции регулятором производства выступает цена. Она регулирует объемы, распределение ресурсов, движение рабочей силы.

Классики считали, что быстрое приспособление к изменениям на рынке - это как раз то, к чему следует стремиться, поскольку лишь таким путем можно ликвидировать безработицу.

К. Маркс, основываясь на классической теории трудовой стоимости, развил ее дальше, дал определение рабочей силы и ее стоимости, показал значение рынка труда и выявил факторы, воздействующие на него.

.3.2 Неоклассическое направление

Неоклассическое направление связано с именами А. Маршалла, Дж. Б. Кларка, А. Пигу. В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, представители неоклассической школы выдвинули в центр исследования законы ценообразования, спроса и предложения. Неоклассики не отрицают необходимости государственного регулирования, но считают, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности, а рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный экономический рост, равновесие между спросом и предложением.

А. Пигу, автор «Теории безработицы» (1903 г.), ставший известным во многом благодаря так называемому эффекту Пигу, трактовал регулирование занятости следующим образом. Во время депрессии сокращается занятость, снижаются зарплата и цены. Но реальная заработная плата, выраженная в корзине товаров, которые можно на нее купить, падает медленнее, чем цены, или даже сохраняется на прежнем уровне. Сегодня, в условиях повсеместного роста цен, это рассуждение звучит архаично, однако мы можем приблизить анализ к сегодняшнему дню, если вспомним, что цены растут неравномерно и порой действительно номинальная заработная плата может повышаться несколько заметнее, чем растут товарные цены.

Обратимся к эффекту Пигу. Если реальные доходы не снижаются или даже слегка возрастают, то это значит, что потребительский спрос, несмотря на депрессию, сохраняется. Если же есть спрос на предметы потребления, следовательно, имеется и спрос на средства производства. Добавим к этому относительно низкий ссудный процент, характерный для периода депрессии. Исходным, согласно А. Пигу, является факт относительного превышения роста реальной заработной платы по сравнению с ростом инвестиций. Если же заработная плата увеличивается, выходя за пределы «чистого продукта труда», т.е. замещает и часть вознаграждения за капитал, то это вызывает сокращение производства и спроса на рабочую силу.

.3.3 Кейнсианство

Оппонентом А. Пигу выступил Дж. М. Кейнс, предложивший иной подход к решению проблем регулирования занятости. Достижение полной занятости он не связывал с уровнем заработной платы.

Кейнс первым среди западных экономистов детально разработал представление о вынужденной безработице, существование которой он выводил из недостатка совокупного эффективного спроса, а для ликвидации этого недостатка рекомендовал экспансионистские меры регулирования.

Основным в теории Кейнса является представление об эффективном спросе. Если совокупный спрос падает ниже ожидаемой предпринимателем величины, в силу чего не представляется возможным покрыть издержки производства, то происходит свертывание производства, приводящее к безработице. Напротив, производство получает толчок, если совокупный спрос превышает ожидаемую величину. Эффективным является такой уровень совокупного спроса, который ведет к установлению равновесия.

Вынужденная безработица выступает коррелятором кейнсианского понимания полной занятости. По Кейнсу, полная занятость - это состояние, когда вынужденная безработица равна нулю. Такое состояние достигается тогда, когда численность занятых уже никак не меняется в ответ на дополнительное расширение эффективного спроса.

Таким образом, главная идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг, повысить уровень занятости.

Значение теории Кейнса заключается в том, что он заложил общетеоретические основы исследования функциональных зависимостей и взаимосвязей реальных экономических величин как агрегированных категорий, показал их влияние на ход и тенденции экономического развития.

.3.4 Кривая Филлипса

-60-е г. кейнсианское понимание сущности безработицы подверглось пересмотру в связи с разработкой аппарата кривых Филлипса.

В статье, обобщавшей связь между нормой безработицы и ставками заработной платы в Великобритании за 100 лет (до 60-х годов XX в.), А. Филлипс выявил обратно пропорциональную зависимость между этими переменными и сделал вывод, не согласующийся с кейнсиаиской концепцией.

Исследователь установил отрицательное отношение между изменением цен и уровнем безработицы: каждому темпу инфляции соответствует одна норма незанятости, при этом чем выше темп инфляции, тем ниже норма незанятости, и наоборот.

Из кривой Филлипса вытекала возможность нахождения оптимальной точки пересечения между линиями, идущими от оси зарплат и от оси безработицы и обратно.

Состояние полной занятости превратилось в предмет произвольного выбора со стороны государства.

Такое нормативное осмысление кривой Филлипса лежало в основе макроэкономической политики ряда государств в 60-х и начале 70-х гг.

2.3.5 Современное неоклассическое направление

В семидесятые годы произошел по ворот к современной неоклассической теории. Это было связано с определенной дискредитацией кейнсианства, а именно, кейнсианского представления о взаимосвязи между инфляцией и безработицей. В 70-х годах в США и других странах обнаружились явления так называемой стагфляции - сочетания безработицы с инфляцией, т.е. одновременного роста безработицы и уровня цен. Этот феномен не мог быть объяснен в рамках экономической теории Дж. М. Кейнса. Современным вариантом неоклассической теории стала теория монетаризма.

Одним из основных представителей современного неоклассического направления является М. Фридмен. Остановимся на некоторых подходах в рамках данного направления.

Гипотеза о «естественной норме безработицы» представляет собой монетаристскую версию определения уровня полной занятости. Даже при самой благоприятной конъюнктуре возникает потребность в переквалификации части работников, поскольку отдельные профессии просто отмирают, а кроме того, люди вынуждены по тем или иным причинам менять место жительства и т.д.

Ряд экономистов полагают, что безработицу в пределах 4-5% можно считать экономически приемлемой, «естественной» и ее социальное обеспечение не составляет проблемы. Они называют «естественной» норму безработицы, соответствующую целесообразному в данных условиях уровню занятости. Это значит, что естественная безработица жестко определена спросом на рабочую силу.

М. Фридмен утверждает, что в любой момент времени имеется некий уровень безработицы, совместимый с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы. При этом уровне безработицы ставки реальной заработной платы имеют тенденцию расти определенным темпом, который поддерживается до тех пор, пока капиталообразование остается на своих долговременных траекториях.

Главная слабость теории «естественной нормы» безработицы заключается в том, что она предполагает совершенную конкуренцию как на рынке труда, так и на рынке товаров, а если динамика денежной заработной платы не поддается замедлению, то я этом случае совпадение ожидаемого роста цен с действительным может иметь место при самых различных нормах безработицы, т.е. не обязательно при равновесной ситуации на рынке труда.

Неоклассики отрицают вынужденный характер безработицы. Безработица, по их мнению, носит чаще всего добровольный характер и возникает как результат «свободного выбора»: уволенные люди не хотят менять профессию, место жительства, не соглашаются на пониженную оплату труда.

Сторонники динамического подхода стали использовать для анализа классификацию видов безработицы с точки зрения потоков рабочей силы на рынке труда. Эти авторы считают, что нужно объяснять не безработицу вообще, а для каждой отдельной категории рабочей силы отыскивать свои особые причины и источники незанятости. Проблему занятости они видят в том, что многие люди не в состоянии долго продержаться на полученном рабочем месте. В качестве мер воздействия на экономику общества эти экономисты предлагают снижение налогов, сокращение размеров пособий по безработице, отмену или снижение законодательного минимума заработной платы.

В новую макроэкономическую теорию занятости входят модели неравновесия, парадигма нерасчищающихся рынков. Эти концепции отражают взгляд на безработицу как на феномен долговременного устойчивого неравновесия. В них безработица объясняется общей нескоординированностью отдельных рынков хозяйства. Жесткость и неизменность цен, распространенные уже не только на рынок труда, как у Кейнса, но и на рынок товаров, являются общей предпосылкой моделей неравновесия. В зависимости от того, на каких уровнях установлены цены на обоих рынках, экономика будет пребывать в одном из следующих режимов: режим кейнсианской безработицы, режим подавленной инфляции (характеризуется общим избытком спроса), режим классической безработицы (является промежуточным между двумя названными выше и характеризуется избытком предложения на рынке труда и избытком спроса на рынке товаров), режим недопотребления (характеризуется недостатком спроса на рынке товаров и недостатком предложения на рынке труда), вальрасианское равновесие (представляет собой точку схождения всех четырех режимов: ни на одном из рынков нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения, сделки совершаются по равновесным ценам).

Контрактная теория занятости появилась в середине 70-х годов. Она была выдвинута Д. Гордоном, М. Бейли и К. Азариадисом. Отправной пункт контрактной теории составляет попытка согласовать циклическое поведение субъектов на рынке труда с аксиомой, что эти субъекты действуют в своих собственных экономических интересах.

Например, фирмы в период кризиса стараются удержать квалифицированных работников, не понижая заработную плату, так как в случае добровольного увольнения рабочих, они понесут еще больше убытков. Зато в период подъема фирмы получают возможность не повышать заработную плату. Работники тоже стремятся избегать риска: вероятность не устроиться на работу всегда существует.

Поэтому они предпочитают стабильность большей заработной плате.

Таким образом, динамика заработной платы оказывается сглаженной Жесткость заработной платы утрачивает «кейнсианский» характер и превращается в экономически осмысленный результат индивидов.

2.3.5 Институциональное направление

Представители данного направления рассматривают политику, идеологию, право и психологию в качестве решающих факторов по отношению к экономическим условиям и законам труда. Характер рынка труда они пытаются объяснить особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных и демографических групп, причем некоторые, в частности Адам, Шредер, Лейн, отрицают взгляды неоклассиков, считая, что полная занятость - это большое достижение общества и она была одним из плюсов социалистической экономики.

Полную занятость институционалисты трактуют как состояние, при котором каждый желающий трудиться может получить работу, в том числе и на полный рабочий день. Адам, сравнивая потери от «сверхзанятости», или «скрытой безработицы», при социализме с потерями от безработицы и западных странах, приходит к выводу, что «сверхзанятость» оправдана до тех пор, пока остается в приемлемых пределах. Безработица дорого обходится обществу, - дороже, чем восстановление и поддержание полной занятости.

.3.6 Концепции флексибилизации

Возникли как управленческая инновация в период кардинальных изменений в технологии, производстве, связанных с информатизацией и компьютеризацией. Эти концепции предполагают постоянное увеличение многообразия форм организации труда, распространение гибких графиков рабочего времени и новых систем найма (временного замещения, совмещения функций). Характер политики гибкой занятости во многом определяется тем, делает ли она акцент на систематическом привлечении дополнительной рабочей силы или же направлена преимущественно на развитие профессиональной мобильности постоянного ядра трудового коллектива. В первом случае речь идет об экстернализации (т.е. численной гибкости), во втором - об интернализации (т.е. функциональной гибкости) занятости.

Таким образом, две противоположные тенденции: представление о безработице как о вынужденном явлении, причина которого заключается в недостатке совокупного спроса (Кейнс), и представление о зависимости предложения труда от уровня заработной платы, неповышение которой снижает инфляцию, - продолжают существовать в теории занятости.

Глава 3. Практический аспект занятости

.1 Занятость в переходной экономике

.1.1 Основные тенденции в сфере занятости

Рынок труда - один из наиболее интересных и "странно" ведущих себя сегментов российской переходной экономики. Дискуссии об особенностях его функционирования начались практически сразу же после старта рыночных реформ и не утихают до сих пор.

В результате проведения курса реформ в сфере занятости четко обозначились тенденции:

·        абсолютное сокращение численности занятых в стране;

·        сокращение занятых в государственном секторе, развитие малого предпринимательства, увеличение числа самозанятых, развитие новых форм частичной и вторичной занятости;

·        процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании; рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, Кредитование, финансы, страхование и др.;

·        возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста; расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.);

·        легализация безработицы и быстрое ее распространение на  территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; трансформация скрытых резервов рабочей силы в «подавленную» (латентную) безработицу; углубление поляризации регионов РФ с точки  зрения возможностей обеспечениязанятости;

·        усиление процессов текучести, высвобождение рабочей силы, трудовой миграции, изменение ее направлений и форм;

·        активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике.

Уровень официально зарегистрированной безработицы на начало 1999 г. с учетом работающих в режиме неполной занятости и находящихся в отпусках по инициативе администрации достигает более 20% экономически активного населения.

Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы, действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактически бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда.

Тенденция к минимизации функции государства по обеспечению занятости, его самоустранение от решения социальных задач и передача их на уровень регионов противоречат интересам стабилизации экономики и вывода страны из кризиса.

В сложившейся ситуации рост безработицы, являющийся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности. С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, повышение уровня безработицы ведет к росту преступности и числа самоубийств.

С учетом сказанного, важнейшим приоритетом государственной социальной политики должно стать активное содействие обеспечению эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда. Экономическая политика государства по содействию занятости населения в настоящее время должна обеспечить скоординированное функционирование рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование корпоративного и частного капитала с учетом интересов занятости.

Итак, к числу важнейших принципов, которые должны учитываться в ходе ориентации России на модель социальной рыночной экономики, относятся: сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, содействии предпринимательству и развитию самодеятельности населения, решении проблем открытой и скрытой безработицы, обеспечении экономической безопасности граждан (наемных работников и предпринимателей), а также формирование законодательной и институциональной базы взаимодействия интересов труда и капитала под контролем государства.

.1.2 Особенности государственной политики занятости

Политика занятости - органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

·        содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;

·        разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;

·        стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;

·        ориентация экономической политики на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

·        становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;

·        целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;

·        расширение практики общественных работ;

·        усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗоТом РФ и другими законами, работодателями всех форм собственности на муниципальном и региональном уровнях.

.1.3 Проблемы в области занятости

В настоящее время можно выделить ряд факторов, обусловливающих изменение ситуации в сфере наемного труда.

. Нарастает напряженность на рынке труда. Сохраняется избыточная занятость.

. Увеличивается доля работников, находящихся в административных отпусках. Одновременно увеличилась средняя продолжительность административных отпусков.

. Происходят сокращение фактического рабочего времени в среднем до четырех рабочих дней в неделю и увеличение доли работающих в режиме неполной занятости.

4. Кризис в сфере оплаты труда выражается в значительном снижении реальной заработной платы; усилении необоснованной межотраслевой и межрегиональной дифференциации в оплате труда; расширении практики использования неоплаченного труда. Несмотря на принимаемые правительством меры, уровень суммарной задолженности по заработной плате в отраслях экономики не уменьшается.

5. Изменение структуры рабочей силы по статусу занятости - резкое сокращение занятости в государственном секторе экономики и рост числа работающих в частном секторе.

. Снижение социальной защищенности работников наемного труда проявляется в неисполнении и нарушении действующего трудового законодательства со стороны работодателей; отсутствии эффективных институтов и механизма государственного и общественного контроля за действиями работодателей в частном секторе; несоответствии трудового законодательства практике трудовых отношений в сфере частного бизнеса; вытеснении из трудовых отношений «писанного права» реально действующим, что резко снижает социальную защищенность работника и сужает его возможности легальной защиты своих прав; формировании и закреплении «теневых» трудовых отношений, работы без заключения трудового договора (незарегистрированная занятость) .

Возможные механизмы защиты наемных работников. Среди них важнейшими являются следующие:

. Правовая защищенность наемных работников.

. Альтернативные формы занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» и «дележа работы».

. Развитие системы страхования от безработицы.

Для этого необходимы следующие меры:

централизация фонда занятости;

повышение доли отчислений в фонд занятости. Это позволит увеличить размер пособий высвобождаемым работникам предприятий и тем самым стимулировать структурную перестройку предприятий;

на пособие могут претендовать только работавшие граждане;

использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.

. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

Возможно несколько направлений улучшения сложившейся ситуации, в том числе:

повышение административной ответственности за необоснованные нарушения сроков и размеров выплаты заработной платы, а также использование этих средств не по назначению;

неплатежи заработной платы должны быть признаны такой же задолженностью, как и любые другие долги. По сути, это и есть долги, и они должны возмещаться с процентами, прогрессивно нарастающими с увеличением срока задолженности.

. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на общефедеральном уровне призвана на практике обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций.

Сейчас трудно говорить о перспективах использования той или иной системы в России в условиях общекризисной ситуации.

Рассмотрев особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод о том, что официально провозглашенный переход к рынку с присущим ему механизмом более полного и эффективного использования ресурсов {включай трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ сопровождается разрушением трудового потенциала. В происшедших сдвигах очень трудно разграничить влияние различных

факторов; глубоких кризисных процессов в экономике, политике, духовной сфере, на фоне которых осуществляются преобразования; мер экономической политики правительства и т.д. Можно лишь указать на растущую взаимосвязь и взаимозависимость экономических, демократических и социальных процессов, проявляющуюся, в частности, в том, что в переходный период экономические процессы все больше выступают в форме социальной и демографической.

Разрушение трудового потенциала сказалось как в развитии негативных демографических тенденций, так и в изменении профессиональной структуры занятых. Наконец, ухудшение качественных характеристик рабочей силы проявляется в формировании особой структуры безработных и связанной с этими процессами маргинализации. Причем многочисленная группа высококвалифицированных специалистов ряда отраслей и профессий, находившихся ранее в относительно благоприятном положении, превращается в «новых маргиналов» не только по уровню доходов, но и по всем другим параметрам уровня жизни. Это обстоятельство препятствует формированию традиционного для социальной структуры рыночного типа среднего класса, включающего большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звеньев, высококвалифицированных рабочих.

.2 Нестандартная занятость

Под влиянием кризисных явлений в экономике, в том числе на рынке труда, в 1990-е годы происходил интенсивный отток населения из официально регистрируемой экономики в неформальный сектор. В этот период рынок труда характеризовался ухудшением экономического и правового положения наемных работников, резким снижением оплаты труда. Широкое распространение получили безработица, длительные административные отпуска, массовые невыплаты заработной платы, практически полное отсутствие правовой защищенности наемных работников в негосударственном секторе экономики, сокращение спроса на рабочую силу.

В подобных условиях массовое развитие неформальной занятости можно было рассматривать как проявление механизма саморегулирования экономики. В 1990-е годы занятость в неформальном секторе в значительной степени сдерживала резкое падение уровня жизни населения и рост безработицы. Кроме того, неформальный сектор сыграл положительную роль в расширении рынка товаров и услуг и в некоторой степени в создании базы для развития малого бизнеса и навыков предпринимательской деятельности у населения. Однако, смягчив последствия экономического кризиса в трудовой сфере, неформальный сектор породил ряд острых социальных проблем. Здесь отсутствуют социальные гарантии, контроль за условиями труда, за качеством предоставляемых товаров и услуг, занятые нередко утрачивают квалификацию, профессиональные навыки. Неформальная деятельность, осуществляемая непосредственно на рабочем месте, снижает управляемость штатом сотрудников, негативно сказывается на основном производстве. Наконец, государственный бюджет теряет значительную часть средств в результате укрытия доходов от налогообложения. В настоящее время массовая неформальная занятость наряду с другими деформациями рынка труда стала в определенной мере тормозом на пути экономического роста и модернизации экономики. Данная форма занятости придает процессам на рынке труда латентный характер, консервирует негативные тенденции, что препятствует формированию эффективного рыночного механизма регулирования рынка труда.

Мнения о роли неформального сектора сильно разнятся. Ряд исследователей рассматривают неформальный сектор в первую очередь с позиций развития рыночных отношений, предпринимательства, конкурентной рыночной среды, расширения доступа населения к предпринимательской деятельности, повышения мобильности рабочей силы и ее адаптации к условиям рыночной экономики. Сторонники противоположной позиции обращают внимание на негативные стороны функционирования неформального сектора. Здесь отдельные виды неформальной деятельности переплетаются с криминальной экономикой, налицо тесная связь неформального сектора с нелегальной миграцией, уход от налогообложения. С неформальным сектором связаны такие проблемы, как торговля продукцией, произведенной с нарушением лицензионного и авторского права, либо продукцией, не соответствующей санитарным и другим нормам, низкое качество предоставляемых услуг, создание благоприятной среды, для осуществления более значимых правонарушений.



Таблица 2 Формы дополнительной занятости по категориям населения (2002 г., в % к числу опрошенных)


Оценить долю неформальной занятости в составе дополнительной можно на основании анализа видов дополнительных занятий населения (см. табл. 2). Наиболее типичными видами неформальной деятельности являются: услуги населению по строительству, ремонту, пошиву; уличная торговля, частные услуги, а также в значительной степени. Все эти виды деятельности в большинстве случаев осуществляются без патента, контракта, не декларируются в налоговой инспекции. Варианты ответов "другое" и "затрудняюсь ответить" в основном также можно интерпретировать как неформальную занятость. Такие виды деятельности, как совместительство на том же или другом предприятии, профессиональная деятельность по контракту, по заказу и др., относятся к официальному сектору. По оценке, уровень неформальной занятости составляет около 60% имеющих дополнительное доходное занятие, в том числе среди официально неработающего населения - около 90%. Аналогичные расчеты выполнены по группам населения (см. табл. 3).

Таблица 3 Неформальная занятость населения (2002 г., в % к числу опрошенных)


Среди возрастных групп населения в наибольшей степени в неформальную занятость вовлечены молодежь в целом и учащиеся. Имеющие дополнительный заработок лица старших возрастов, особенно пенсионеры, получают его в основном от нерегистрируемой занятости. Лица с высоким уровнем образования и высоким социальным статусом чаще имеют дополнительный заработок (более 20% среди лиц с высшим образованием, руководителей, специалистов при среднем уровне 13,9%). Из этого не следует вывод о высоких нерегистрируемых доходах безработных, получаемых помимо пособия по безработице. В опросах ВЦИОМ под безработными подразумеваются граждане, которые сами определили таким образом свой трудовой статус, отвечая на вопрос об основном занятии. В целом более конкурентоспособные граждане чаще имеют дополнительный заработок, но, скорее, в сфере официальной экономики.

Согласно данным Госкомстата РФ, численность неформально занятых в ноябре 2002 г. составила 8,6 млн. человек (или 13,1% занятых в экономике), из них для 78,7% неформальный сектор является единственным местом работы.

Структура неформально занятых по возрасту отличается от структуры занятых в экономике в целом прежде всего повышенным удельным весом младшей возрастной группы (до 20 лет) и лиц старше 60 лет, а также пониженным удельным весом лиц в возрасте 40-49 и 50-59 лет; подобная картина характерна и для мужской, и для женской занятости (см. табл. 4).

Таблица 4 Структура занятых в неформальном секторе в зависимости от возраста (в среднем за февраль-ноябрь, в %)


Следует отметить, что данные квартальных обследований населения по проблемам занятости демонстрируют значительное увеличение доли молодежи в возрасте до 20 лет в структуре неформальной занятости в период летних каникул. Часть молодежи и подростков (около 13%) подрабатывают в неформальном секторе только во время каникул, но другая - большая часть (около 26%) либо совмещают неформальную занятость с учебой, либо не учатся, что весьма негативно отражается на их профессиональной подготовке, учитывая, что в неформальном секторе, как правило, нельзя получить профессиональную подготовку и высокую квалификацию.

В настоящее время в России достигнут достаточно высокий образовательный уровень трудовых ресурсов, который за 10 лет существенно вырос. По данным обследования населения по проблемам занятости, в ноябре 2002 г. имели высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование более половины (56,3%) экономически активного населения, тогда как в 1992 г. - 49,0%. Следует отметить, что уровень образования безработных и экономически неактивного населения существенно ниже, чем занятых в экономике, и имеет тенденцию к дальнейшему снижению, что является отражением тенденции к сокращению спроса на неквалифицированный труд н повышению спроса на рабочую силу более высокой квалификации в российской экономике.

При анализе неформальной занятости отчетливо прослеживается закономерность - чем ниже уровень образования, тем выше уровень неформальной занятости (от 7% неформально занятых среди лиц с высшим образованием до 47% среди лиц с начальным общим и не имеющих начального образования) (см. табл. 5). Не укладываются в эту схему только лица с неполным высшим образованием, уровень неформальной занятости среди которых немного выше, чем среди лиц со средним профессиональным образованием. Это в значительной степени связано с тем, что среди данной категории работников много студентов, которые ищут дополнительные приработки в свободное от учебы время.

Таблица 5 Неформальная занятость и безработица в зависимости от уровня образования (в среднем за февраль-ноябрь, в %)


Таким образом, подтверждается вывод, полученный на основании анализа результатов социологических опросов: в неформальный сектор вытесняются наименее конкурентоспособные на рынке труда категории населения; это подтверждается и при сопоставлении уровней безработицы и экономической активности по группам населения.

Проблемы адаптации молодежи на рынке труда приобретают особую остроту, поскольку молодежная безработица, низкие трудовые доходы, нерегулярная занятость особенно негативно отражаются на качестве трудового потенциала общества. Это связано прежде всего с продолжительным периодом предстоящей трудовой деятельности молодежи и не завершившимся процессом формирования профессиональных навыков и моделей трудового поведения.

Вместе с тем молодежь способна наиболее эффективно адаптироваться к рыночной экономике, для молодых людей характерен высокий уровень социальной и трудовой мобильности. В современных условиях молодежь является носителем новых специальностей в сфере услуг, управления, финансов, информационных технологий, потребность в которых возникает по мере развития рыночной экономики. Именно молодежь в последние годы начала формировать контингент, гораздо более устойчивый на рынке труда, чем представители старших возрастных групп, молодежь лидирует и формирующемся высокооплачиваемом сегменте рынка труда, охватывающем отрасли рыночной инфраструктуры.

Поэтому население в возрасте 16-29 лет может рассматриваться как самая перспективная с точки зрения последующей социально-экономической отдачи группа. Однако для полной реализации потенциала этой возрастной группы необходимы система мер по поддержке молодежи па рынке труда, а также приведение рынка образовательных услуг в более полное соответствие с потребностями рынка труда в молодых специалистах. В противном случае высокая доля молодежи в составе трудового потенциала обернется ростом молодежной безработицы, неформальной занятости, снижением образовательного уровня рабочей силы и качества трудового потенциала.

Уровень неформальной занятости в зависимости от образования достаточно тесно коррелирует с уровнем безработицы, который показывает, что спрос на труд в настоящее время переориентируется на лиц, имеющих профессиональное образование; наличие лишь общего образования ценится рынком все ниже, его обладатели становятся безработными, экономически неактивными либо вытесняются в неформальный сектор (см. табл. 5). Следует отметить, что более низкие показатели безработицы среди лиц с высшим и средним профессиональным образованием отмечались не только в период начавшегося восстановления спроса на рабочую силу и преодоления деформаций рынка труда, но и в кризисный период 1992-1998 гг.

Таким образом, в неформальном секторе экономики сосредоточены преимущественно работники с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда - молодежь, женщины, лица пенсионного возраста, липа с низким образовательным уровнем, лица, не имеющие профессии. С одной стороны, это может рассматриваться с позитивной точки зрения: неформальный сектор обеспечивает работой и доходами неконкурентоспособные группы населения. Но с другой - неформальный сектор превращается в замкнутый сегмент рынка труда, где воспроизводится неэффективная занятость, консервируется низкое качество трудового потенциала. Неформальная занятость в большинстве случаев носит вынужденный характер; лицам, для которых неформальная занятость является единственной работой, становится все сложнее выйти за рамки неформального сектора.

Несмотря на негативные явления, связанные с развитием неформального сектора, запретительные меры по отношению к нему не оправдывают себя. Сокращение неформального сектора в результате ужесточения политики государства в отношении незарегистрированной занятости приведет к резкому росту безработицы, поскольку значительная часть неформально занятых не сможет трудоустроиться в формальном секторе. Для работающих в неформальном секторе на условиях вторичной занятости такая политика обусловит резкое снижение уровня жизни. Население лишится сравнительно дешевых товаров и услуг, производимых в неформальном секторе. Кроме того, запрещенный, преследуемый неформальный сектор неизбежно примет криминальную форму. Поэтому меры государственного воздействия на неформальный сектор должны носить преимущественно косвенный характер и быть дифференцированными в зависимости от специфики конкретных видов неформальной деятельности.

Заключение

В данной работе дана попытка проанализировать как научно-технический, так и практический аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда и связанной с ним проблемы занятости. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированный экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Нужно ли бороться с нестандартной занятостью путем запретов или ограничений? По мнению многих, такая борьба бесполезна. Подобные рабочие места в российской экономике будут создаваться все чаще, ведь она уже стала составной частью мирового хозяйства и избежать влияния универсальных тенденций не удается. Важно, чтобы сама институциональная среда стала более "дружественной" по отношению к инновационным типам трудовых контрактов. Разнообразие - условие существования и источник силы рыночной экономики, в том числе и отношений занятости, формирующихся на рынке труда.

Список использованной литературы

1.       Агапова О.В. Макроэкономика: Конспект лекций. - Н. Новгород: Издательство ГОУ ВПО ВГАВТ, 2003;

2.       Булатова А.С. Экономика. - М.: БЕК, 2002;

3.       Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001;

.         Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение,2001;

5.       Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда: Вопросы экономики, №1, 2006;

.        Говоров Н. Занятость в постиндустриальном обществе: Мировая экономика и международные отношения, №12, 2003;

.        Горисов С. Масштабы и структура неформальной занятости: Вопросы экономики, №3, 2004;

8.       Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации: Экономическая социология. Том 2, № 2, 2001;

.         Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005;

10.     Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Издательство НОРМА, 2002;

.        Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. - М.: Издательство МГУ, 1999;

.        Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: М.: ИНФРА-М, 2000:

.        Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 1997;

14.     Вопросы статистики, № 9, 2002;

15.     <#"536007.files/image007.gif">


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!