Разделение труда на предприятии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,86 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разделение труда на предприятии

Введение

Менеджмент - слово английского происхождения, означает управлять. В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических, тактических и оперативных целей организации.

Самой очевидной характеристикой организации является разделение труда. Как только в организации происходит его горизонтальное и вертикальное разделение, появляется потребность в управлении. В организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, то есть горизонтальное разделение труда. Вторая называется вертикальной, она отделяет работу по согласованию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Управление является сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов и органов людей и экономических объектов.

Управление организацией осуществляется в соответствии Гражданским кодексом РБ, и уставом предприятия или учредительным договором на основе прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества организаций.

Организация - это группа людей объединенных единой целью и намеренно работающих вместе для достижения этих целей. Любая организация является аспектом, которым необходимо управлять.

Объект управления организации - это группа людей, которые занимаются производством или оказывают услуги.

Предметом исследования является коллектив организации и его функциональное разделение.

Цель курсовой работы: охарактеризовать сущность и функциональное разделение труда в управлении образования и дать конкретные рекомендации по предприятию.

Для того чтобы достигнуть цели, необходимо раскрыть задачи:

. Раскрыть понятие организации и функционального разделения труда.

. Проанализировать деятельность конкретной организации и сущность функционального разделения труда.

. Дать рекомендации по совершенствованию деятельности конкретной организации.

Объектом исследования в работе является Управление образования.

1. Характеристика организации и функциональное разделение труда

Каждое предприятие может формировать свою организационную структуру, свое разделение труда, используя типовые блочные решения в том или ином сочетании.

Исходной базой при проектировании структур управления является содержание деятельности и структура объекта управления, т.е. производства и вытекающих из него функций управления и факторов, влияющих на объем управленческой деятельности.

К объектам исследования относятся: коллектив, производственный процесс, предприятие.

Одной из проблем менеджмента - это повышение результативности управляющих. Решается эта проблема, прежде всего на основе разделения труда менеджеров, то есть специализацию управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничения полномочий прав и ответственности. [2, с. 163]

Задачей менеджера является построение такой структуры, которая лучше всего отвечала бы целям и задачам организации.

Понятие «организация» имеет два значения: первое - это функция управления, вторая - форма объединения людей, осуществляющих совместную деятельность. Фундаментальным свойством и сущностью организации как функции управления является объединение элементов (людей, вещей, идей) в системное целое. «Организовать, - значит объединять людей для выполнения определенной работы. Само объединение мы можем назвать «организацией». Имеется определение: организация - это создание целесообразно устроенного целого. Применительно к производству организация понимается как «система мер, направленных на рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производства: рабочей силы, орудий и предметов труда».

В практической деятельности организация совместной работы людей в конечном итоге определяет порядок их совместных действий (взаимодействий) в процессе достижения планируемых результатов. Для этого определяются цели, необходимые ресурсы, методы; устанавливается продолжительность выполнения заданий; субъект управления наделяется соответствующими правами по руководству людьми. Такой подход различается в организации следующие элементы: действие, его подготовку и волевой акт. [1, с. 154]

Сказанное выше позволяет сделать вывод об основных сущностных элементах понятия «организация». Это - цель, дифференцированная на конкретные задачи или подцели; механизмы объединения (для ее реализации) необходимых компонентов в системное целое, выработанные и установленные для этого порядка, последовательность, продолжительность, сроки, пространственные координаты, сфера или границы действий; методы, ресурсная потребность для осуществления необходимых действий и взаимодействий частей целого.

Включение в понятие «организация» перечисленных выше элементов позволяет сформулировать его в достаточно широком виде. Организация - это процесс установления последовательности целого, соподчиненного и согласованного в пространстве и времени взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей специально выработанными для этого методами и выявленными средствами с наименьшими затратами ресурсов. [5, с. 254]

«Организация» обычно применяется к двум взаимосвязанным сторонам деятельности людей, то есть непосредственно к содержанию производственной деятельности и управлению ею, или к управляемой и управляющей её подсистемам. Различие при этом сводится к следующему: при рассмотрении содержания производственной деятельности под средствами понимаются предметы, орудия труда и исполнители. В управлении же, по сложившейся терминологии в этой сфере, - информация, средства организационной и вычислительной техники и управленческий персонал.

Понятие «организация» употребляется применительно к трем фазовым состояниям существования социально-экономических систем: формирования, функционирования и развития. Другими словами, жизнедеятельность тесно связана с организацией, поддержанием её на заданном уровне и прогрессивным преобразованием. В зависимости от того, что понимается под конкретной системой, будет изменяться функциональная роль организации при сохранении определяющих ее сущность свойств. [4, с. 129]

Фундаментальным свойством и сущностью организации как функции управления является объединение элементов (людей, вещей, идей) в системное целое. Организовать - значит объединить людей для выполнения определенной работы. Само объединение мы можем назвать «организацией». Применительно к производству организация понимается как «система мер, направленных на рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов пространства: рабочей силы, орудий и предметов труда»

В практической деятельности организация совместной работы людей в конечном итоге определяет порядок их совместных действий (взаимодействий) в процессе достижения планируемых результатов. Для этого определяются цели, необходимые ресурсы, методы; устанавливается продолжительность выполнения заданий; субъект управления наделяется соответствующими правами по руководству людьми. Такой подход к организации различает следующие элементы: действие, его подготовку и волевой акт.

Сказанное выше позволяет сделать вывод об основных сущностных элементах понятия «организация». Это - цель дифференцированная на конкретные задачи или подцели; механизмы объединения (для ее реализации) необходимых компонентов в системное целое; выработанные и установленные для этого порядок, последовательность, продолжительность, сроки, сфера и границы действий, методы, ресурсная потребность для осуществления необходимых действий и взаимодействий частей целого. Включение в понятие перечисленных выше элементов позволяет сформулировать его в достаточно широком виде. Организация - это процесс установления последовательности целого, соподчиненного и согласованного в пространстве и времени взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей специально выработанными для этого методами и выявленными средствами с наименьшими затратами ресурсов.

Понятие «организация» употребляется применительно к трем фазовым состояниям существования социально - экономических систем: формирования, функционирования и развития. Другими словами, жизнедеятельность тесно связана с ориентацией, поддержанием ее на заданном уровне и прогрессивным преобразованием. В зависимости от того, что понимается под конкретной системой, будет изменяться функциональная роль организации при сохранении определяющих ее сущность свойств.

Особое место отведено категории «организационное отношение», именно оно обеспечивает целостность систем. Отношение понимается как «взаимозависимость элементов определенной системы». В отличие от него, «связь» есть взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и (или) времени.

Отношение указывает на опосредованные зависимость или взаимозависимость объектов, которые возникают на основе не самих процессов, а на основе более общих процессов, связей и отношений». Для отношений, которые возникают в процессе совместной деятельности между людьми, в качестве основы этой взаимозависимости выступают разделение и кооперация труда.

Главный элемент сущности отношения это зависимость между его компонентами (людьми) и наличие ее конкретной объективной основы, причем при отсутствии их непосредственного взаимодействия.

Важнейшим методологическим положением раскрытия содержания категории «организационные отношения» выступает выявление составляющих его элементов. Любое отношение, в первую очередь - это соотношение сторон, в качестве которых выступают различные субъекты - отдельные исполнители или органы управления. Субъекты управления в экономической системе общества представлены управленческими работниками различных категорий и органами управления.

Стержневым элементом содержания категории «организационные отношения» является зависимость между субъектами, которая выступает средством их объединения для реализации единой цели и обеспечения динамичного согласованного взаимодействия.

Организационные отношения и связи являются главными элементами организационных структур управления экономическими объектами, так как объединяют их участников в единое целое.

Под организационной структурой предприятия понимается состав и взаимосвязи подразделений, входящих в него.

Цель организационной структуры или разделения труда состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач.

«Настоящая структура» - это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. [5, с. 95]

Построение структуры должно удовлетворять ограничения, которые можно условно разделить на внешние и внутренние. К внешним относится политика государства, конкурентная среда, структурная политика в промышленности стран, правовая форма предприятия. Внутренние ограничения сводятся к обязательности выполнения основного теоретического положения о необходимости соответствия административного и экономического подчинения. Это означает постановку задач перед отдельными исполнителями таким образом, чтобы они располагали необходимыми и достаточными полномочиями для решения задач.

Для этого необходимо выполнение ряда требований. Во-первых, строгое распределение экономической ответственности т.е. каждый исполнитель должен отчетливо представлять результаты деятельности, которых от него ждут, во-вторых распределение ресурсов в соответствии с задачами, т.е. в каждом подразделении должно быть столько ресурсов (не больше и не меньше), чтобы обеспечить необходимый результат. В третьих, предоставление свободы выбора должно проходить с учетом состава задач и наличия ресурсов (чем разнообразнее задачи и многообразнее ресурсы, тем шире должна быть возможность выбора), при этом нецелесообразно при низкой оценке неопределенности деятельности по параметру повторяемости предоставлять большую свободу в выборе последовательности и продолжительности отдельных видов работ, и наоборот.

Разработка любой структуры предприятия может осуществляться различными методами. С точки зрения техники решения методы делятся на стандартные, аналитические и имитационные. В зависимости от принципов, по которым отыскивается решение, все методы можно разделить на 2 группы: методы последовательных улучшений и методы поиска «идеал».

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи.

Первичным звеном пространственной организации является рабочее место.

Главенствующее место в структуре управления занимает управляющий.

Управление - это широкое и многограннее понятие. Оно применяется обычно там, где требуется определенное целенаправленное воздействие на какой-либо объект.

Важнейшей составной частью функции «организация управленческой деятельности» является формирование организационной системы, которая представляет собой совокупность трех элементов:

- исполнителей функций

- их функциональных обязанностей

- взаимосвязей между этими исполнителями по поводу осуществления возложенных на них функциональных обязанностей.

Основное назначение организации управленческой системы - это реализация управленческих функций, вытекающих из целей и принципов с помощью соответствующих им методов.

В любой организации существует функциональное разделение труда.

Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком, либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому. [3, с. 85]

Трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организацией труда - установление связей и отношений участников эффективного использования коллективного труда.

Разделение труда это своего рода организационная структура предприятия. Под этим понимается состав и взаимосвязи производственных подразделений, входящих в него.

Разделение труда - экономическое явление, сужение и иногда углубление функций отдельного специалиста. Общий производственный процесс разбивается на предельно простые операции, каждую из которых выполняет отдельный человек либо механизм.

Выделяют общественное разделение труда - распределение в обществе социальных функций между людьми - и международное разделение труда.

Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции (планирование, организация, мотивация, контроль). Соответственно в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами.

Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции (планирование, организация, контроль). Соответственно, в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами.

Экономические системы основаны на разделении труда, т.е. на относительном разграничении видов деятельности. В той или иной форме разделение труда существует на всех уровнях: от мирового хозяйства до рабочего места. Разграничение видов деятельности в экономике страны осуществляется по группам отраслей: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля, образование, обрабатывающая промышленность и т.д.

По выполняемым функциям обычно выделяют четыре основные группы персонала: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, юристы, бухгалтера и т.д.) рабочие и ученики.

Основными видами разделения труда на предприятии является: функциональное, технологическое, и предметное.

Технологическое разделение труда обусловлено выделением стадий производственного процесса и видов работ.

Предметное разделение труда предполагает специализацию производственных подразделений и сотрудников на изготовлении определенных видов продукции (изделие, узлы, детали).

Исходя из функционального, технологического и предметного разделения труда формируются профессии и уровни квалификации.

Профессия характеризуется знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенного вида работ.

Квалификационное разделение труда определяется различием работ по их сложности.

Профессия и группы квалификации можно рассматривать как виды разделения труда (профессиональное и квалификационное).

Выбор форм разделения труда определяется, прежде всего, типом производства. Чем ближе производство к массовому, тем больше возможностей для специализации оборудования и персонала на выполнение отдельных видов работ. При выборе наиболее эффективного уровня дифференциации производственного процесса должны учитываться технические, социальные и экономические границы разделения труда.

Технические границы обусловлены возможностями оборудования, инструмента, приспособлений, требованиями к потребительским качествам продукции.

Социальные границы обусловлены требованиями к содержанию труда, его необходимому разнообразию, возможностям развития профессиональных знаний и навыков.

Экономические границы характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности, на суммарные затраты трудовых и материальных ресурсов. [2, с. 268]

Разделение труда предполагает его кооперацию. Она осуществляется на всех уровнях: от рабочего места, где могут трудиться несколько работников, до экономики страны и мирового хозяйства в целом.

Теперь, зная, что такое труд, какие виды труда бывают, можно определить какое место в жизни одного человека и всего государства занимает экономика труда. Главная задача - познание экономических законов, определяющих развитие организации труда. Экономические законы, которые организуют труд миллионов трудящихся, сознательно применяются государством.

Организационные отношения и связи являются главными элементами организационных структур управления экономическими объектами и общественными системами, т.к. объединяют их участников в единое целое. [5, с. 259]

Первичным звеном материального производства является предприятие. В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно организует текущую деятельность, разрабатывает планы социально-экономического развития, изучает конъюнктуру рынка, распоряжается трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами. Оно вступает в договорные отношения с партнерами, осуществляет внешнеэкономическую и предпринимательскую деятельность. Предприятие (организация) само определяет организационные формы управления и самоуправления, источники самофинансирования и самообеспечения, отвечает за обеспечение интересов общества, своего трудового коллектива и каждого его члена, за выполнение принятых на себя договорных обязательств.

Управление предприятия (организации) осуществляется в соответствии с его уставом на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты.

Характерными чертами организации (предприятия) являются: организационное и технико - производственное единство, экономическая обособленность и экономическая самостоятельность.

Организационное единство означает, что хозяйственная деятельность предприятия осуществляется коллективом работников, которые связаны разделением и кооперацией труда, общими экономическими интересами.

Технико - производственное единство состоит в том, что предприятие свою хозяйственную деятельность осуществляет на основе использования комплекса средств производства, который составляет единую технологию.

Экономическая самостоятельность - это возможность определять, что, как и для кого производить. Степень экономической самостоятельности предприятия зависит его места в системе отношений собственности - от того, какие функции присвоения (владения, распоряжение, пользование) реализуют субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на данном предприятии.

По структуре организации и коллективу владельцев выделяют: единоличное предприятие, или предприятие, принадлежащее одному владельцу: товарищество, или партнерство, основанное на паях: корпорацию, принадлежащую многим собственникам, владеющим ее акциями.

По организации хозяйственной деятельности предприятия делятся на государственные хозрасчеты предприятия, арендные, акционерные, кооперативные, народные, совместные. [2, с. 256]

Из вышесказанного можно сделать вывод по организации и функциональному разделению труда.

Организация это есть объединение людей, которые объединяются для достижения общих целей, для осуществления совместной деятельности. Организация создается для выполнения определенной работы. Это процесс установления последовательности целого, соподчиненного и согласованного в пространстве и времени взаимодействий частей целого как системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей специально выработанными для этого методами и выявленными средствами с наименьшими затратами ресурсов.

Что касается разделения труда, то это экономическое явление, сужение и иногда углубление функций определенного специалиста.

Разделение труда играет большую роль в организации, так как все производственные процессы разбиваются на простые операции, каждую из которых выполняет отдельный человек или механизм. Разделение труда необходимо для того, чтобы работа осуществлялась должным образом, чтобы каждый работник знал свою работу и выполнял ее качественно и добросовестно.

2. Анализ деятельности управления образования и функциональное разделение труда

Для анализа и раскрытия темы данной курсовой работы взята такая организация, как Управление образования администрации Октябрьского района г. Минска.

Организация является структурным подразделением, проводящим государственную политику в области образования, осуществляющим регулирование, управление и государственный контроль за обеспечением качества образования на территории Октябрьского района. Управление входит в национальную систему образования РБ.

Деятельность Управления осуществляется в тесном взаимодействии с комитетом по образованию Мингорисполкома, Мингорисполкомом, а также с соответствующими структурными подразделениями.

Организация является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, действует в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Система разделения труда включает следующие отделы:

  • отделы управления;
  • централизованная бухгалтерия;
  • группа централизованного хозяйственного обслуживания;
  • общенациональные средние школы, новые типы учебных заведений;
  • детские дошкольные учреждения;
  • общеобразовательная санаторная школа - интернат №9 для детей больным сколиозом;
  • социально - педагогический центр с приютом;
  • другие учреждения и организации, созданные в установленном порядке.

Основные задачи:

  1. Соблюдение конституционных прав на образование и социальных гарантий участников образовательного процесса учреждений образования района.
  2. Контроль за обеспечением качества образования, охраны детства, функционированием системы образования в районе.
  3. Контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь в области образования и охраны детства.
  4. Разработка и реализация районных целевых программ развития системы образования.

Основные функции:

  1. Обеспечивает исполнение законодательства Республики Беларусь в области образования, охраны детства, программ по вопросам развития образования;
  2. Выступает учредителем учреждений образования коммунальной собственности г. Минска относящихся к ведению управления;
  3. Осуществляет государственную кадровую политику, направленную на комплектование Управления, учреждений образования коммунальной собственности г. Минска, относящихся к ведению Управления, высококвалифицированным специалистам, формирует в пределах своей компетенции кадровый состав и его резерв, обеспечивает подготовку и переподготовку кадров;
  4. Согласовывает с комитетом по образованию Мингорисполкома кандидатуры для назначения на должности руководителей учреждений образования;
  5. В установленном порядке решает вопросы о награждении, материальном поощрении и моральном стимулировании работников образования;
  6. Осуществляет контроль за составлением смет договоров, выполнением работ;
  7. Защищает интересы несовершеннолетних в суде;
  8. Осуществляет иные функции, установленные законодательством Республики Беларусь.

Организация работы:

Управление образования возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Минска по согласованию с комитетом по образованию Мингорисполкома и Министерством образования Республики Беларусь.

Начальник Управления имеет заместителя, который назначается и освобождается от должности в установленном порядке.

Одной из основных задач для предприятия является выбор такой оптимальной организационной структуры управления, такое функциональное разделение труда при котором лучше всего отвечает целям предприятия, воздействует на него внутренним и внешним фактором в существующих условиях функционирования, а также реализуемым стратегиям предприятия. Совершенствование организационных структур управления должно обеспечиваться посредством поиска и реализации рациональных форм сочетания централизации, четкого разделения управленческих функций, установления обоснованного соотношения прав, обязанностей и ответственности как в рамках аппарата управления в целом, так и его отдельным его подразделением и работникам. В этом случае достигается необходимая действительность и целесообразная стабильность структуры. Организационная структура управления, как один из ключевых элементов управления, претерпели значительную эволюцию под действием внешних факторов.

Структура разделения труда является переменной составляющей данной организации. Под ней следует понимать совокупность упорядоченных связей между образующими ее элементами, обеспечивающих устойчивость системы и являющейся стержнем организации.

Функциональное разделение труда на данной организации имеет следующую структуру: (Приложение1)

Во главе организации стоит начальник управления. Ему непосредственно подчиняются все отделы входящие в эту организацию т.е.:

  • отдел дошкольного и общего среднего образования;
  • отдел идеологической и воспитательной работы;
  • заместитель начальника по финансово-хозяйственной деятельности.
  • Второстепенными служащими является отдел охраны детства, который подчинен отделу идеологической и воспитательной работ.
  • Группа по централизованному хозяйственному обслуживанию, централизованная бухгалтерия, исходит из подчинения заместителя начальника по финансово хозяйственной деятельности.
  • Каждый из отделов управления непрерывно связаны между собой. В управлении образования различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.
  • Каждый из отделов занимается непосредственно своей деятельностью и выполняет свои функции, а функции и обязанности каждого отдела заключаются в следующем:
  • Начальник управления образования:
  • Начальник Управления имеет заместителя, который назначается и освобождается от должности в установленном порядке.
  • Начальник Управления - осуществляет на основе единоналичия руководство деятельностью управления и несет персональную ответственность за выполнения стоящих перед ним задач и осуществление его функций;
  • издает в пределах своей компетенции приказы, организует и проверяет их выполнение;
  • обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и защиту имущественных и иных интересов управления;
  • утверждает штатное расписание Управления в пределах установленной структуры, численности и фонда заработной платы;
  • принимает на работу в установленном законодательством порядке, а также увольнением с работы работников управления, руководителей подведомственных учреждений и их заместителей, обеспечивает повышение их профессиональной квалификации, применяет к ним меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности;
  • утверждает должностные инструкции своих заместителей и других работников управления.
  • Отдел дошкольного и общего среднего образования:
  • К этому отделу можно отнести воспитателя дошкольного учреждения. Воспитатель дошкольного учреждения относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя дошкольного учреждения.
  • В своей деятельности воспитатель руководствуется:
  • законодательными актами и нормативными документами;
  • методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;
  • уставом учреждения;
  • приказами руководителя учреждения;
  • правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
  • настоящей должностной инструкцией. (Приложение 2)
  • На воспитателя возлагаются следующие функции: 1. Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы. 2. Обеспечение охраны и укрепление здоровья детей. 3. Приобщение детей к национальной культуре и традициям и т.д. все эти функции воспитатель обязан выполнять и реализовывать в действительность.
  • Воспитатель несет ответственность за неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, определенных действующим трудовым законодательством.
  • Отдел дошкольного образования ведет полный контроль за деятельностью данного рода сотрудников, организует и обеспечивает их всем необходимым.
  • Второй отдел, который подчиняется и дает полную отчетность перед начальником управления это отдел идеологической и воспитательной работы. В данном отделе имеется начальник, заместитель начальника (руководителя начальника по идеологической работе)
  • В отделе по идеологической работе идет функциональное разделение труда.
  • Начальник назначается и освобождается от должности председателем комитета по образованию Мингорисполкома. Он подчиняется председателю и его заместителю а непосредственно начальнику подчиняются все сотрудники отдела воспитательной работы.
  • В своей деятельности то и другое должностное лицо руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законами РБ, Указами, Директивами и распоряжениями Президента РБ. В их обязанности входит: организация работы службы, проводить совещания с работниками всех учреждений данного района, распределять обязанности между ними, вносить предложения по применению к ним мер поощрения и взыскания. Координировать деятельность учреждений образования в вопросах воспитания и организации досуга и учащейся молодежи.
  • Основными целями и задачами отдела является - обеспечение функционирования и развитие системы воспитательной работы с детьми и молодежью. Координация деятельности учреждений образования по вопросам воспитания и молодежной политики. (Приложение 3)
  • Большую роль играет на предприятии Заместитель начальника по финансово - хозяйственной деятельности (финансовый директор). Без этой должности, штатной единицы не может функционировать ни один отдел в управлении образования т.к. он является лицом, с помощью которого можно решить любой финансовый вопрос по приобретению материальных ценностей, либо сдачи финансовой документации в банк. Другими словами это лицо несет ответственность за деятельность всех сотрудников управления.
  • На должность финансового директора принимают человека компетентного, грамотного, с высшим экономическим образованием и стажем работы по специальности в области финансовой деятельности не менее 5 лет.
  • Начальника по финансово-хозяйственной деятельности принимает наниматель т.е. сам начальник управления. Он подчиняется директору предприятия.
  • В своей деятельности руководствуется законодательными и нормативными документами, регулирующими производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, уставом, распоряжением начальника, должностной инструкцией (Приложение 4).
  • В его функции входит руководство финансово-экономической деятельностью предприятия, направленное на достижение высокой эффективности производственной деятельности при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
  • Обязан регулировать финансовые отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами.
  • Обеспечивать разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовой устойчивости.
  • Обеспечивать своевременное поступление доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату заработной платы рабочим и служащим, перечисление налогов и сборов в бюджет, во внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения.
  • Руководить работой по экономическому планированию на предприятии.
  • Финансовый директор имеет право осуществлять проверку работы всех подразделений в области финансово-экономической деятельности, давать указания.
  • В группу по централизованному хозяйственному обслуживанию управления образования входят такие штатные единицы как:
  • секретарь машинистка (референт);
  • инженер по охране труда;
  • инженер по строительству;
  • инженер по технике безопасности;
  • кладовщик;
  • грузчик;
  • водитель;
  • юрист;
  • кадровая служба;
  • Секретарь - машинистка (референт) (Приложение 5) принимается на работу только начальником управления, а также увольняется только им.
  • Основными задачами секретаря - машиниста являются организационное и документальное обеспечение управленческой деятельности. Подчиняется непосредственно начальнику управления. Секретарь в своей деятельности руководствуется:
  • - законодательными актами;
  • Уставом предприятия;
  • приказами (указаниями) руководства управления образования;
  • нормативно-методическими материалами по организации делопроизводства. Секретарь должен владеть вопросами: составления документации, применение средств вычислительной и организационной техники;
  • культуры труда и служебной этики;
  • охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  • На секретаря возлагаются следующие функции:
  • - информационно - справочное обслуживание по документам предприятия;
  • руководство и контроль за организацией делопроизводства в структурных подразделениях (школах, детских дошкольных учреждениях, гимназиях и т.д.)
  • документирование деятельности совещательных органов предприятия.
  • Секретарь должен осуществлять подготовку необходимых документов, хранение документальной информации, оформлять приказы по личному составу, ведение табеля учета рабочего времени работников управления и многое другое.
  • Инженер по охране труда и технике безопасности (Приложение 6) играет немаловажную роль в существовании любого предприятия, фирмы, организации. Это та штатная единица присутствует в каждой бюджетной организации. На эту должность в данном структурном подразделении назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы не менее 3 лет.
  • Инженер должен знать:
  • все законодательные и нормативные правовые акты по вопросам охраны труда и технике безопасности;
  • методы изучения условий труда на рабочих местах;
  • организацию работы по охране труда;
  • систему стандартов безопасности труда;
  • особенности эксплуатации оборудования на предприятии.
  • Инженер ведет контроль отчетности всех учреждений образования надлежащих данному району, следит за их выполнением в каждом из выше перечисленных учреждений. В случае невыполнения может наложить штрафные санкции т.е. депремировать руководителя учреждений или лица отвечающие за эту сферу деятельности.
  • Инженер имеет право проверок, обследования технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективность работ вентиляционной системы, т.д. При аттестации рабочих мест в любом учреждении образования инженер по охране труда, можно сказать, занимает главенствующее место.
  • Самый большой отдел, который имеется в управлении образования, это централизованная бухгалтерия. Само название централизованная говорит о том, что вся документация, весь оборот денежных средств происходит именно в бухгалтерии, и именно в управлении образования, а не в школах, садах, гимназиях и т.д. Централизованная бухгалтерия включает в себя такие группы: - группа расчета с рабочими и служащими или группа заработной платы;
  • отдел детского питания;
  • группа учета материальных ценностей;
  • экономическая группа;
  • кассир;
  • ревизор.

Главным руководителем в централизованной бухгалтерии является главный бухгалтер и главный экономист, у каждого из них есть свои заместители т.е. заместитель главного бухгалтера и заместитель главного экономиста

Каждый из этих отделов занимается своими функциональными обязанностями и несет полную ответственность за свои действия.

Обязанности главного бухгалтера и простого рядового бухгалтера имеют преимущественные отличия, но тем не менее за действия каждого бухгалтера отвечает главный бухгалтер т.к. все финансовые документы (справки в банк, справки по месту требования и т.д.) подписываются только сам главным бухгалтером.

Главный бухгалтер относится к категории руководителей. На эту должность назначается лицо имеющее высшее профессиональное (экономическое, финансово - экономическое) образование, либо прошедшее переподготовку и стаж финансово-бухгалтерской, финансово - экономической) работы не менее 10 лет. Его принимает на работу только начальник управления и утверждает этот прием председатель комитета Мингорисполкома.

Главный бухгалтер должен знать законодательство о бухгалтерском учете, постановления, приказы, … формы и порядок финансовых расчетов, методы хозяйственно - финансовой деятельности предприятия, порядок приемки, оприходования, хранения и расчетов денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, правила расчетов с дебиторами и кредиторами, составлением бухгалтерского баланса и отчетности и т.д.

Главный бухгалтер осуществляет руководство работниками централизованной бухгалтерии управления образования. На время отсутствия главного бухгалтера (командировки, отпуск, болезнь и прочее.) его обязанности исполняет заместитель.

Главный бухгалтер сообщает начальнику управления о всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предположением способов их устранения.

Устанавливает и распространяет служебные обязанности подчиненных ему работников и принимает по обеспечению их исполнения. Согласовывает назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц во всех учреждениях района. Имеет право действовать от имени всей бухгалтерии предприятия, представлять его интересы с другими организациями. Имеет права на поощрение отличившихся работников, а также руководителей учреждений.

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотрены инструкцией, несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности.

Главный экономист в какой-то степени приравнивается к главному бухгалтеру. Отличие состоит в том, что главный экономист выполняет экономические функции, отвечает за экономического рода работу, должен умело создавать штатное расписание для всех учреждений района, рассчитывать оклады при повышении ставки первого разряда и т.д. Планировать, закладывать в сметы денежные средства таким образом, чтобы их хватило на предстоящий год. Разрабатывает проекты перспективных и годовых планов по труду и заработной плате предприятия и учреждений. Рассчитывать фонды заработной по заработной плате и численность работников, доводить плановые показатели до подразделений управления образования. Определять на основе действующих положений размеры премий. Вести учет показателей по труду и заработной плате, анализировать их и составлять установленную отчетность.

За совершение в процессе своей деятельности правонарушений, несет уголовную ответственность.

Что касается бухгалтеров управления образования, то это лица, которые относятся к категории специалистов. На эту должность назначаются лица имеющие высшее профильное по специальности образование, либо лица проходящие переподготовки и стаж работы не менее 3 лет.

Назначение на эту должность производит руководитель организации. Каждый бухгалтер должен знать законодательные акты, приказы, распоряжения, постановления бухгалтерского учета, план и корреспонденцию счетов и т.д. Должен владеть вычислительной техникой.

Бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру. (Приложение 8)

Бухгалтер группы заработной платы (расчета с рабочими и служащими) должен знать расчет заработной платы работников учреждений образования. Своевременно и грамотно выдавать и заполнять справки в банк, в другую организацию (по месту требования). Начиная с 2003 года когда ввелся персонифицированный учет должен в обязательном порядке знать что представляет эта программа, что входит в ее составляющую. Выполнять поручения своего руководителя.

Группа по учету материальных ценностей. Основной задачей этого отдела является определение потребности и обеспечение ее всеми видами материальных ресурсов. Эта группа работает совместно с учреждениями организации.

Бухгалтер данной группы должен уметь вести учет материальных ценностей знать т.е. контролировать сроки годности, службы и т.д. материалов. Уметь проводить инвентаризацию материальных ценностей, а также списание материальных ценностей, расчетных и платежных обязательств.

Знать распоряжение, постановления Республики Беларусь, касающиеся их деятельности. Порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Анализ по предприятию показал, что все существующие отделы работают в соответствии с должностной инструкцией. Каждый отдел подчиняется непосредственно начальнику управления, а начальник комитету Мингорисполкома. Организация является структурным подразделением, имеющая в подчинении детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы, которые несут отчетность за свои действия перед управление образования.

3. Рекомендации по совершенствованию деятельности управления образования

труд образование разделение

Управление образования является большой организацией, численность работников составляет в общем со структурными учреждениями по району 6,5 тысяч человек, а именно по управлению 120 человек. Поэтому, я считаю, что деятельность организации совершенной быть не может и лица, которые занимают управленческие места (начальник управления, заместитель начальника по финансово-хозяйственной деятельности, главный бухгалтер, главный экономист) уследить и проконтролировать все не могут, таким образом, я предложила бы свои рекомендации по улучшению деятельности организации непосредственно бухгалтерии:

Во-первых нужно провести децентрализацию (реорганизацию) бухгалтерии;

Во-вторых, присвоить юридический статус каждому учреждению образования, открыть расчетный счет, УНП, регистрационный номер в органах социальной защиты населения.

В-третьих, в каждом учреждении принять как минимум по 2 бухгалтера, которые будут заниматься всей бухгалтерией, а не отдельной отраслью.

В-четвертых, оставить по 1-2 единицы в самом управлении образовании для того, чтобы все учреждения в конце квартала, полугодия, года предоставляли отчетность по конкретному учреждению.

Таким образом, я думаю, что можно будет проще и быстрее свести все воедино, и проконтролировать, отследить бухгалтерскую деятельность каждого учреждения, а затем, и Управления образования как организации.

Что касается централизованной бухгалтерии, то я считаю что каждый бухгалтер в Управлении мог бы вести учет всей бухгалтерии в целом т.е. не только например бухгалтерию по заработной плате, материалам, питанию, финансам, а все это вместе взятым.

К примеру, если у бухгалтера на счету школа №11, то он может и начислять заработную плату, и вести учет материальных ценностей, и контролировать детское питание, а также составлять различного рода отчеты.

Начальнику управления следовало бы возложить некоторые свои обязанности на других работников организации. Например 1-го сентября, когда учреждения подготавливаются к новому учебному году проходит объезд всех структурных подразделений так вот, я предложила бы чтобы не сам начальник совершал этот объезд, а его заместители.

Подписание справок и документов которые не касаются банка, чтобы подписывал также его заместитель по финансово-хозяйственной деятельности.

Заместителю начальника по финансово-хозяйственной деятельности следовало бы возложить капитальный ремонт зданий на работников хозяйственной части.

На мой взгляд отдел идеологической и воспитательной работы и отдел дошкольного и общего среднего образования можно объединить в едино и произвести сокращение штат т.к. рабочих мест в организации очень мало. Работники данной подсистемы, я считаю, заняты трудовой деятельностью не полный рабочий день.

Что касается группы по централизованному хозяйственному обслуживанию, то при реорганизации учреждений, всех инженеров работающих в этом отделе, так же как и централизованной бухгалтерии разместить на каждое юридическое лицо.

Заключение

По данной курсовой работе можно сделать вывод, что разделение труда и структура предприятий индивидуальна для каждого в отдельности.

Что организация - это не только объединение большого количества участников, но и двух людей. Главное для этого объединения нужно чтобы существовала цель для чего?

Организационная структура и отношения играют важную роль в деятельности любой организации.

Для организации какого-либо предприятия любой из руководителей должен уметь пользоваться, создавать Указы, распоряжения, приказы и т.д.

Также можно сделать вывод, что разделение труда создается и основывается на формировании групп работников, выполняющих одинаковые функции (планирование, организация, мотивация, контроль).

При разделении труда общий производственный процесс разбивается на предельно простые операции, каждую из которых выполняет отдельный человек либо механизм.

Что касается организации и функционального разделения труда в Управлении образования, то здесь данные элементы присутствуют. Деятельность предприятия осуществляется должным образом, каждый из работников знает свои права и обязанности и осуществляет деятельность на условиях сложенных должностных инструкций, а также Указов и приказов как руководителя данной организации, так и его заместителей.

Список литературы

  1. Балдин, И.В. Менеджмент: пособие/ И.В. Балдин, Г.Е. Ясников. - Минск: БГЭУ, 2007 - 306 с.
  2. Основы менеджмента и маркетинга: учеб. пособие/ В.Б. Зубик, А.И. Ильин, Г.Я. Кожекин и др.; Под общ. ред. Р.С. Седегова. - Мн.: Выш.шк., 1995. - 382 с.
  3. Основы менеджмента: учеб. пособие. В.Г. Янчевский. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 224 с.
  4. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. Ростогв н/Д: Феникс, 2004 - 384 с.
  5. Производственный менеджмент. Управление предприятием: Учеб. пособие/С.А. Пелих, А.И. Гоев, М.И. Плотницкий и др.; Под ред. Проф.С.А. Пелиха.: Мн.: БГЭУ, 2003 - 555 с.

Похожие работы на - Разделение труда на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!