Регулирование сельскохозяйственного производства в зарубежных странах

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,19 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирование сельскохозяйственного производства в зарубежных странах

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономики



Курсовая работа

по экономической теории на тему:

«Регулирование сельскохозяйственного производства в зарубежных странах»



Выполнил: студент

гр. Э-961 Власов К.Д.

Руководитель Мамаев: Л.Д.



БРЯНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕГУЛИРОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

.1 Понятие и содержание государственного регулирования сельскохозяйственного производства

.2 Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства

Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

.1 Белоруссия

.2 Украина

Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

.1 США

.2 Франция

Заключение

Список литературы

сельскохозяйственное производство регулирование

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что проблема производственного обеспечения населения стоит по-разному остро в отдельных странах, любая страна заинтересована в том, чтобы её граждане получали в необходимом количестве продукты питания по доступным ценам. По тому, как государство относится к аграрному сектору, можно судить о том, как оно относится к своим гражданам и экономике страны в целом. Если крестьяне в большинстве своем являются банкротами, если сокращается производство сельскохозяйственной продукции, если сокращается потребление населением продуктов питания - значит, государство уничтожает само себя с помощью бездарной аграрной политики.

Проблемы сельского хозяйства и продовольственная проблема связаны между собой. Развивающееся сельское хозяйство способно увеличивать производство продуктов питания ("сырье для производства продуктов питания"), тем самым, снижая остроту обеспечения продовольствием. Однако, не только уровень производства хозяйственной продукции оказывает влияние на уровень потребления. Доходы населения, которые определяют совокупный спрос на продукцию сельского хозяйства, а также импорт продовольствия играют не менее важную роль.
По словам экономиста Гарольда Халкроу, "у нас есть сельскохозяйственная политика по той же причине, по которой у нас есть правительство. Это необходимая часть общественного порядка".
Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом − это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Цель регулирования − создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охрана окружающей среды.

Целью данной работы является изучение опыта государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕГУЛИРОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.1Понятие и содержание государственного регулирования сельскохозяйственного производства

Под государственным регулированием сельскохозяйственного производства следует понимать влияние государства на производство, переработку и реализацию сельхоз. продукции, и помимо нее сырья и продовольствия. Сельскохозяйственное производство включает в себя техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение данного производства.

Основными задачами регулирования сельскохозяйственного производства являются стабилизация и развитие данного производства, обеспечение безопасности страны в сфере продовольствия, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического партнерства между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение товаропроизводителей в сфере сельскохозяйственного производства.

Основными направлениями государственного регулирования сельскохозяйственного производства являются:

) формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

) финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

) защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

) развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства;

) развитие социальной сферы села;

) иные направления.

Средства бюджета, направляемые на поддержку и развитие сельскохозяйственного производства, используются на:

) поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;

) повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

) кредитование и страхование в сфере сельскохозяйственного производства;

) компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

) развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

) организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области сельскохозяйственного производства;

) иные виды дотаций и компенсаций;

Для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции - в форме организации их распродажи.

Закупочные интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случае, когда товаропроизводители в сфере сельскохозяйственного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них.

Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.

Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере сельскохозяйственного.

Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период.

Целевые цены (нормативные индикаторы) на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие используются в качестве основы для установления гарантированных цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, залоговых ставок при залоге с сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Для организаций первичной переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения сельскохозяйственного комплекса, занимающих доминирующее положение, может применяться регулирование цен.

Из средств бюджета, направляемых на поддержку и регулирование сельскохозяйственного производства, выделяются средства для:

) краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

) долгосрочного кредитования сельскохозяйственного производства;

) залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

) авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

) лизинга в сфере сельскохозяйственного производства;

Экспорт и импорт сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляются с учетом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей в сфере сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности страны. Правительство принимает меры:

) защитного (протекционистского) характера в случаях, когда насыщение рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия может обеспечиваться за счет отечественного производства или импорт приводит к ухудшению состояния его отраслей, снижению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

) по стимулированию экспорта сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, если это не нарушает стабильности внутреннего рынка.

Защитные меры принимаются в форме количественных ограничений или введения таможенных пошлин до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы его причинения.

Часть средств, полученных от уплаты импортных и экспортных таможенных пошлин и других приравненных к ним платежей на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, направляется на государственную поддержку сельскохозяйственного производства.

Основными направлениями науки и научной деятельности, которым оказывается государственная поддержка, являются:

) фундаментальные и прикладные научные исследования;

) государственные программы в области развития науки и осуществления научной деятельности;

) деятельность служб консультации и информации.

.2 Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства

Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со стороны органов государственной власти в процессе реализации этими органами возложенных на участников аграрных правоотношений задач и функций.

Поэтому формы и методы имеют очень важное значение для исследования регулятивной деятельности. Выделяют несколько методов государственного регулирования сельского хозяйства. Основными являются экономические и административные.

Использование административных методов воздействия связано с осуществлением контроля за соблюдением сельскими товаропроизводителями законодательства, необходимостью обеспечения рационального использования земли, других природных ресурсов, качества с/х сырья и продовольствия и т. п. Административные методы представлены методом прямых предписаний и запретов со стороны государства по отношению к участникам аграрных правоотношений.

Вместе с тем актуальной остается проблема осуществления государственного регулирования преимущественно экономическими методами, посредством использования механизмов финансирования, налогообложения, кредитования, ценообразования и страхования, что позволяет воздействовать на экономический интерес участников аграрных отношений.

Административный и экономический методы - основные методы в деятельности государственных органов по регулированию сельского хозяйства.

Они взаимодополняют друг друга, поэтому противопоставить их никак нельзя. Наиболее оптимальное осуществление деятельности в сфере регулирования сельского хозяйства может быть достигнуто только при единстве данных методов.

Важное значение имеют и другие методы государственного регулирования сельского хозяйства: убеждения, дозволения, метод прямых предписаний, рекомендательный. Наиболее распространенным является метод убеждений. Этот метод влияния на общественные отношения представляет собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий, которые осуществляются с целью обеспечения высокой организованности и дисциплины.

Данный метод выступает как постоянная разъяснительная, воспитательная работа, оказывающая содействие приобретению и углублению работниками собственного опыта, распространению достижений науки и техники, повышению правовой культуры, моральному и материальному поощрению работников. На практике все чаще применяется метод дозволения.

Основа этого метода заключается в совершенствовании самостоятельности в деятельности хозяйств, значительном росте квалификации кадров, повышении активности сельскохозяйственных производителей в управлении производством.

При использовании данного метода государственные органы предоставляют право самим сельскохозяйственным предприятиям решать тот или иной вопрос.

Метод прямых предписаний. К ним относятся акты, в которых указывается конкретное поведение, не допускающее каких-либо отклонений, и которыми руководствуется субъект в хозяйственно-производственной деятельности.

Они применяются при активном участии управленческого персонала предприятий, специалистов, работников сельского хозяйства и имеет императивный характер. При государственном регулировании сельского хозяйства применяется также рекомендательный метод. Государственные органы предлагают тот или иной вариант решения, а хозяйства сами определяют чем им руководствоваться.

Особенность рекомендательной нормы состоит в том, что она не несет в себе обязательного характера. Рекомендации, обычно, содержат положения, выполнение которых юридическими санкциями не обеспечивается. Поэтому их нельзя считать правовыми установлениями, так как они лишены свойства обязательности исполнения. Рекомендательные нормы указывают направления решения того или иного вопроса, и если норма будет принята, то она приобретает черты внутрихозяйственной нормы и становится регулирующей для данного хозяйства.

Формы непосредственно выражают действия государственных органов по регулированию сельскохозяйственными предприятиями, структуру их деятельности и основы ее реализации. К основным формам деятельности государства относят правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, организационную деятельность.

Все формы деятельности органов государственного регулирования в области сельского хозяйства взаимозависимы, только их комплексное использование позволяет оптимально решать задачи, которые возникают перед сельскохозяйственным товаропроизводителем, рационально использовать имеющиеся юридические способы.

Правотворческая деятельность - это деятельность уполномоченных органов государства, законодательной и исполнительной власти по изданию соответствующих правовых актов относительно сельскохозяйственной деятельности.

Правоприменительная деятельность. Ее сущность сводится к тому, чтобы реализовывать в конкретных жизненных обстоятельствах аграрную политику государства, правовые нормы с помощью различных способов. Она является оперативно-творческой, требует инициативы, активности, целеустремленности при решении задач, учета всех обстоятельств, которые имеют место в конкретной отрасли, в каждом хозяйстве.

Организационная деятельность. Цель организационных действий состоит в обеспечении четкой, максимально эффективной деятельности сельского хозяйства и тесно связанных с ним отраслей агропромышленного комплекса.

ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

.1 Белоруссия

Характерной чертой белорусской практики управления АПК является отождествление понятий "государственное регулирование" и "государственное управление". Однако следует иметь в виду, что между данными категориями прослеживаются четкие различия.

Под государственным управлением агропромышленного производства следует понимать прямое (непосредственное) управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса, осуществляемое преимущественно посредством локального нормотворчества и методами административного усмотрения. Государственное управление должно ограничиваться рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные предприятия как республиканского, так и коммунального уровня; пакеты акций в акционерных обществах; контрольно-инспекционные службы и другие государственные организации АПК, государственные целевые программы. По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как функции управления собственностью, так и функции оперативного управления если это предусмотрено учредительными документами. Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Беларуси, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием агропромышленного производства подразумевается косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическим стимулированием), управленческое воздействие на социально-экономические процессы в (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и частном секторах агропромышленного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью.

На сегодняшний день наиболее актуальными проблемами белорусского аграрного законодательства, сдерживающими прогрессивное развитие агропромышленного производства, стали:

1)неопределенность правового статуса организаций АПК. В связи с этим необходимо провести перерегистрацию юридических лиц функционирующих в АПК для легитимизации колхозов, долевых коллективных хозяйств, совхозов и других государственных структур; осуществить правовое развитие крестьянского (фермерского) хозяйства как организационно-правовой формы;

2)неопределенность правового положения ряда существующих объединений в АПК и неясность перспектив их адаптации к рамкам, установленным Гражданским кодексом;

)неразвитость ряда механизмов реализации объявленных Гражданском кодексом (1999г), Кодексом о земле (1999г), Законом о санации и банкротстве (2000г) положений применительно к сфере АПК;

)отсутствие четкого законодательного оформления: агропромышленного производства как объекта государственного регулирования и управления; баланса функций государственных органов управления и организаций АПК при реализации агропродовольственной политики, а также методов ее осуществления; правил поведения сторон в трансакциях государства и организаций;

)неурегулированность ряда экономических отношений возникающих в процессе интеграции агропромышленного производства;

)большой удельный вес временных и локальных (ведомственных) правовых актов, регулирующих отношения в агропромышленном производстве, противоречивость, бессистемность, непоследовательность, декларативность норм при отсутствии механизмов обеспечивающих их реализацию, необязательность их соблюдения.

Таким образом, сельское хозяйство Беларуси имеет довольно жесткое управление и контроль со стороны государства. При этом наблюдается ряд проблем, которые возникли на фоне распада СССР и сохранения элементов командно-административных методов управления. С другой стороны сельское хозяйство в том числе и РБ должно быть под государственным контроль, так как это одна их наименее устойчивых отраслей любой страны.

Современное состояние сельского хозяйства. В 2010 году белорусский агропромышленный комплекс получил от государства 5 триллионов рублей, что составляет 190 долларов на гектар. Несмотря на такие большие государственные дотации ни одна область не достигла определенного для нее уровня рентабельности в 27-30%, а средний показатель по Беларуси составил 14,3%. При этом 30% сельскохозяйственных организаций оказались неплатежеспособными. В январе-апреле 2011 г. в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 6,9 трлн. рублей и увеличилось по сравнению с январем-апрелем 2010 г. в сопоставимых ценах на 4,2%. В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, объем производства продукции за этот период увеличился на 5,6%.

.2 Украина

Первые реформаторские шаги на селе были сделаны в начале 90-х гг. Принятые тогда государственные акты положили начало фермерскому движению, разгосударствлению и приватизации земель сельскохозяйственных предприятий, процессам раздела паев и сдачи земли в аренду, дали возможность колхозникам и сельской интеллигенции получить ее в собственность. К сожалению, из-за нестабильной политической и экономической ситуации реформы в сельском хозяйстве осуществлялись очень медленно. Мощный толчок активизации преобразований на селе дал принятый в декабре 2000 г. Указ президента О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики. В соответствии с ним коллективные сельскохозяйственные предприятия (КСП) были реорганизованы в новые агроформирования рыночного типа общества, кооперативы, частные предприятия, фермерские хозяйства.

При реорганизации остро стояла проблема раздела паевого фонда имущества. Ценовой диспаритет, возникший в начале 90-х гг., отрицательно повлиял на платежеспособность подавляющего большинства хозяйств, что привело к задолженности по бюджетным платежам и сборам, зарплате. Поэтому значительная часть имущества была выделена правопреемниками КСП под погашение этих долгов и находилась в налоговом залоге, т. е. была изъята из паевого фонда. Облегчило ситуацию списание в соответствии с законом части задолженности по налогам и сборам, а также в бюджеты всех уровней на сумму 230 млн. грн. [2, с.16]. Это, а также внедрение льготоного кредитования позволило значительно сократить объемы задолженностей предприятий. Многие из них смогли возвратить залоговое имущество в паевый фонд.

К основным чертам аграрной реформы на Украине можно отнести:

1.свободные рынки и достаточно либеральная торговая политика, внутренний рынок развит не полностью;

2.продвинутая стадия земельной реформы, но реорганизация крупных хозяйств не завершена;

.основная часть отраслей приватизирована;

.реорганизация банковской системы, создание коммерческих банков;

.умеренная реструктуризация правительственных и общественных институтов.

Следствием кризиса развития сельских территорий и сельского хозяйства стали отсутствие мотивации к труду, безработица, бедность и трудовая миграция, упадок социальной инфраструктуры, углубление демографического кризиса и отмирание сел. Среднегодовая зарплата в сельском хозяйстве в 2007 г. была в 1,9 раза ниже, чем в среднем по экономике страны, и в 2,2 - чем в отраслях промышленности. За чертой бедности находится каждый третий крестьянин.

Для обеспечения дальнейшего развития аграрной сферы государства Кабинет Министров Украины в 2007 г. утвердил Государственную целевую программу развития украинского села на период до 2015 г. Главная цель программы - обеспечение жизнедеятельности сельского хозяйства, его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, гарантирование продовольственной безопасности страны, создание условий для комплексного развития сельских территорий, сохранение сельского уклада жизни и крестьянства как носителя украинской идентичности, культуры и духовности. При этом на первый план в ней выдвигаются не экономическая парадигма хозяйствования, а человек, обеспечение нормальных условий его жизнедеятельности.

Стратегической задачей аграрной политики государства в экономической сфере прежде всего является формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, которое сможет обеспечивать продовольственную безопасность страны и наращивание экспорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Основой для повышения эффективности производства в АПК и доходов сельского хозяйства являются рост технологического уровня аграрного производства, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий в результате поддержки соответствующих исследований и введение системы консультирования в сельском хозяйстве.

ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

.1 Соединенные Штаты Америки

Министерство сельского хозяйства США собирает данные для аналитических целей по ценам на сельскохозяйственную продукцию и на средства производства для сельского хозяйства. Но в Америке ценовой паритет (соотношение двух индексов: цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на средства производства для сельского хозяйства), начиная со Второй мировой войны, непрерывно падает, с небольшими подъемами.

Тенденция падения ценового паритета в долгосрочной перспективе в рыночной экономике хорошо объяснена. С экономическим развитием страны население все меньшую долю своего растущего дохода тратит на продукты питания. В Америке расходы на питание (включая питание в ресторане) сегодня составляют только 12% против 22% в 1948 г. Возросшая продуктивность ведет не только к удешевлению продовольствия, но и позволяет переместить ресурсы из сельского хозяйства в другие отрасли. Правительство США не контролирует и не субсидирует цены на сельскохозяйственные ресурсы. Также оно не контролирует процентную ставку по правительственным программам по аграрному кредиту.

Отсутствие контроля за ценами означает, что цены являются равновесными. Эти цены являются ключевой характеристикой американской аграрной экономики. Следовательно, нет тенденций к появлению дефицита, избытка топлива, сельхозтехники и т.д. Поэтому нет оснований для государственного распределения ресурсов для фермеров. Хотя в сельском хозяйстве нет регулируемых цен и дотаций на средства производства, американское правительство помогает фермерам создавать собственные кооперативы по закупкам и иногда производству средств производства, а также применяет другие меры поддержания конкуренции в 1-й сфере американского АПК. Это также включает в себя проведение либеральной политики в международной торговле средствами сельскохозяйственного производства. С 1933 г. Министерство сельского хозяйства США реализует программы по поддержанию определенных минимальных цен для фермеров в определенных условиях по ряду продуктов (в основном по зерну и хлопку). Эти программы лишь дополняют рыночную экономику, действующую в американском сельском хозяйстве. Закупки Министерства сельского хозяйства США были покупками покупателя в последней инстанции, закупками избытка продукции для последующего хранения и реализации непосредственно через конкурентные коммерческие рыночные каналы. Бюджетные расходы на американские программы ценовой поддержки и стабилизации различаются очень сильно по годам, повышаясь в годы большого урожая и низких рыночных цен. Прямые правительственные выплаты фермерам обычно составляют 5% всех поступлений от реализации сельскохозяйственной продукции (это включает выплаты за консервацию плодородных земель). Рекордный урожай был в 1987 г., когда прямые правительственные выплаты достигли 16,7 млрд долларов, или 12% всех поступлений от продажи фермерской продукции. Это также составило одну треть процента ВВП США в этот год.

Министерство сельского хозяйства США также помогает американским фермерам реализовывать их продукцию, поддерживая сбытовые кооперативы и гарантируя конкурентность рынка сельскохозяйственной продукции, предоставляя исчерпывающую информацию о стандартах и ценах на мировых рынках. Число занятых на фермах сейчас менее 3 млн человек из 130 млн человек трудовых ресурсов США. Фермер в этой стране менее защищен государством, чем в странах Европейского союза, так как рыночный механизм США основан на ценах, более полно отражающих закон спроса и предложения, а государственное вмешательство в ценообразование минимальное. Какую бы программу финансирования мы ни рассмотрели, она направлена прежде всего на защиту потребителя и природной среды. Фермерам приходится действовать в условиях жесткой конкуренции.

В результате этого эффективность сельскохозяйственного производства в США выше, чем во многих странах ЕС.

В странах ЕС приняты более гуманные, щадящие крестьянские хозяйства, принципы аграрной политики. На начальном этапе в странах ЕС государственная финансовая помощь сельскому хозяйству в рамках единой сельскохозяйственной политики связывалась с необходимостью достижения самообеспеченности по основным продуктам. В США же она была направлена преимущественно на увеличение сельскохозяйственного экспорта, защиту природной среды.

Государственное регулирование сельского хозяйства в США активно стимулировало его модернизацию и обеспечило благоприятный для отрасли общий режим доходов, налогообложения, накопления капитала. Важная составная часть государственного регулирования − финансово-кредитная поддержка аграрного сектора экономики. Финансирование осуществляется путем выделения из государственного бюджета ассигнований, которые направляются строго на целевые программы. На федеральном уровне превалируют две крупные программы: Стабилизация доходов и Научное обеспечение.

К числу главных относится программа Стабилизация доходов фермеров, на реализацию которой в настоящее время направляются крупные средства: от 30 до 50% всех бюджетных ассигнований в сельское хозяйство. В состав этой программы входят программы «Страхование урожая» и «Сельскохозяйственный кредит». По программе «Страхование урожая» средства выделяет федеральная корпорация страхования урожая Министерства сельского хозяйства США, которая осуществляет страхование урожая фермеров от стихийных бедствий. На федеральном уровне действуют более 10 межотраслевых целевых программ: консервация и изъятие земель, продовольственная помощь малоимущим слоям населения, маркетинг и инспекция и другие. 80% бюджетных средств, распределяемых на эти программы, контролирует Министерство сельского хозяйства через Товарно-кредитную корпорацию (ТКК), Администрацию по делам фермеров (АДФ) и другие финансово-кредитные органы, оставшиеся (20%) средств расходуются через органы управления штатов и местные органы управления.

В последние годы самой приоритетной стала «Государственная программа поддержки цен». В настоящее время бюджетным финансированием по данной программе охвачена 1/3 американских ферм, причем 70% этих средств получают фермеры, обеспечивающие годовой объем товарной продукции в стоимостном выражении не менее 100 тыс. долларов.

Еще одна группа субсидий в системе прямого субсидирования фермерских доходов − платежи, возмещающие ущерб от стихийных бедствий. Их получают фермеры, производящие зерно и хлопок-сырец, при условии участия в программах сокращения площади посевов. С этой группой субсидий связана программа «Страхование урожая».

Значительные средства выделяются из госбюджета США на финансирование программы «Продовольственная помощь», цель которой, во-первых, проложить пути реализации товарных «неликвидов» продовольствия, во-вторых, расширить внутренний рынок сбыта продовольствия, не снижая рыночных цен, и, в-третьих, повысить уровень продовольственного обеспечения низкооплачиваемых слоев населения при существующих рыночных ценах. Эта программа служит средством расширения спроса. В состав программы входят: программа продовольственных талонов, нескольких программ детского питания и т.д.

На современном этапе развития сельскохозяйственного производства США возрастает необходимость в ссудном капитале. Поэтому в системе государственного регулирования экономики страны важным является функционирование сельскохозяйственного кредита, в том числе льготного. Государственное регулирование сельскохозяйственного кредита выражается в следующих формах: создание особых государственных кредитных институтов, организующих деятельность сети кооперативных банков сельскохозяйственного кредита; наделение кредитных организаций правом выпуска ценных бумаг; облегчение фермерам доступа к кредиту с помощью низких кредитных ставок; бюджетное финансирование организаций сельскохозяйственного кредита для покрытия убытков, вызванных снижением кредитных ставок и неуплатой кредитов.

Под контролем Министерства сельского хозяйства США функционирует ряд финансово-кредитных организаций, осуществляющих льготное кредитование фермеров.

Таким образом, в США финансово-кредитная поддержка фермеров и сельских жителей − важная составная часть процессов воспроизводства в сельском хозяйстве.

.2 Франция

Управление продовольственным комплексом во Франции осуществляют Министерство сельского и лесного хозяйства, его региональные и департаментские управления. Сельскохозяйственные палаты, а также ряд смешанных, полугосударственных и профессиональных организаций. Таким образом, создана единая система органов по ориентации сельскохозяйственного производства и управления рынками сельскохозяйственной продукции, компетенция которой выходит за рамки сельскохозяйственного сектора, так как охватывает и проблемы продовольственной экономики. Специализированные органы выполняют консультативные, информационные, координационные функции.

Органом координации межотраслевых связей в продовольственном комплексе Франции является Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. В Совет входят представители министерств финансов, промышленности, сельского и лесного хозяйства, сферы переработки и реализации агропродовольственной продукции. Он разрабатывает меры по совершенствованию организации и управления продуктовыми подкомплексами, согласовывает действия участников производства и реализации продукции и представителей государственных органов власти в вопросах определения аграрной и продовольственной политики, сфер вложения финансовых средств, внедрения научно- технических достижений, развития внешнеэкономической деятельности.

В компетенцию Высшего совета входят межотраслевые организации по зерну, скоту, молочному хозяйству, сахару, масличным и другим продуктам, через которые регулируется внутренний рынок сельскохозяйственной продукции, выплачиваются субсидии на ее хранение, переработку и экспорт, производится закупка сельскохозяйственных продуктов по гарантированным ценам, Существуют два типа межотраслевых организаций: государственные или полугосударственные, осуществляющие меры административного регулирования производства и сбыта соответствующих продуктов; ассоциации частных предпринимателей, призванные активно содействовать государственным межотраслевым учреждениям, а также давать правительственным органам рекомендации относительно соответствующих отраслей АПК.

Основные функции Министерства сельского и лесного хозяйства (МСЛХ) сводятся к координации финансовых, административных и технических мер в области продовольственного и лесного хозяйства. МСЛХ изучает проблемы модернизации сельского хозяйства, тарифной политики, воздействия на рынок сельскохозяйственной продукции, поощрения экспорта продукции. Оно выполняет задачи по контролю качества продовольствия, защите растений и охране животных, международной кооперации в области продовольственного хозяйства.

Структура МСЛХ во Франции отражает выполняемые им функции. В его состав входят 9 подразделений (главные управления, управления и службы), которые укомплектованы узкоспециализированными структурными единицами для решения поставленных задач.

На местном уровне управление продовольственным комплексом осуществляют 22 региональных и 100 департаментских управлений. Региональные и департаментские управления находятся в непосредственном контакте с перерабатывающей промышленностью, фермерами и другими категориями сельского населения.

Характерной чертой французской системы управления в сельскохозяйственном секторе является то, что в ней значительное место принадлежит различным профессиональным сельскохозяйственным органам. Из них две реальные силы оказывают заметное влияние на формирование аграрной политики − система сельскохозяйственных палат и сеть профессиональных союзов. Они осуществляют определенные нормативные полномочия: кодифицируют местные сельскохозяйственные традиции, распространяют нормы по сбыту сельхозпродукции. Бюджет сельскохозяйственных палат формируется за счет налога с земельных собственников, субсидий, обязательств потребителей и займов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Госрегулирование - это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства.

Можно сделать вывод, что от регулирования сельскохозяйственного производства зависят продовольственная безопасность страны, уровень развития ее АПК, уровень развития сопутствующих отраслей, производство сельскохозяйственной продукции. Благодаря правильному регулированию сельскохозяйственного производства можно получить гораздо большую отдачу агропромышленного комплекса, повышается его кредитная, инвестиционная и инновационная привлекательность. Каждое государство вне зависимости от экономического устройства должно регулировать сельскохозяйственную отрасль. Причиной тому служат не только зависящие от сельхозпроизводителей и государства факторы. К примеру, погодные условия. Существуют погодные явления, негативно и даже катастрофически влияющие на производство сельскохозяйственной продукции. Экономические факторы - это высокая капиталоемкость, малоэластичность спроса по цене. Капиталоемкость при этом настоящая беда для фермеров, так как дорогостоящее оборудование используется редко, а его цена иногда довольно высока.

Чрезмерное вмешательство государства в экономику приводит к снижению ее эффективности. В то же время отстранение государства от экономики невозможно. Это обусловлено тем, что во-первых, рынок не может решить ряд общественно значимых проблем и, во-вторых, рыночный механизм нуждается в определенных государственных институтах и действиях.

Рыночной экономике свойственна нестабильность производства, безработица, инфляция, чрезмерная дифференциация людей по доходам и богатству. Рыночный механизм не обеспечивает всеобщности и доступности образования, медицинского обслуживания, социальной защищенности населения, развития фундаментальной науки, не решает экологических, а также долгосрочных экономических проблем. Использование государством различных инструментов регулирования экономики позволяет стабильно повышать эффективность народного хозяйства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сборник научных трудов СевКав ГТУ серия «экономика» 2009 №9 Содержание государственного регулирования сельскохозяйственного производства - Мизенцова Е.С.

2.<http://agroobzor.ru/>

.<http://www.uristinfo.net/agropravo/>

.<http://vladimir.miloserdov.name/>

.<http://www.infobaza.by/agriculture/>

.<http://econominfo.ru/>

.http://library.by/

.http://eventus.com.ua/

Похожие работы на - Регулирование сельскохозяйственного производства в зарубежных странах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!