Транспортная логистика
Содержание
Введение
. Сущность и задачи транспортной логистики
. Выбор вида транспорта
. Организация и планирование перевозок
. Терминальные перевозки
. Транспортные тарифы
Заключение
Список литературы
Введение
По мере
развития рыночной экономики в стране повышение эффективности транспортного
процесса требует новых подходов к организации перевозок. Это привело к
появлению нового направления - транспортной логистики.
Транспорт как
составная часть более крупной системы, т.е. логистической цепи, привел к необходимости
рассматривать его в разных аспектах. Транспортный сервис в современных условиях
включает в себя не только собственно перегрузку грузов от поставщика
потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационных и
трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.д.
Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество
перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем
себестоимость перевозок.
С точки
зрения специализации и кооперирования производства, изучение транспорта нельзя
ограничивать сферой отдельных материально-технических связей. Он должен
рассматриваться во всей системе материально-технического снабжения - от
первичного поставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы.
Задачи
реферата - рассмотреть основы развития транспортной логистики, выявить сущность
и задачи транспортной логистики, а также рассмотреть влияние логистики на
политику в области транспорта. Объяснить преимущества и недостатки отдельных
транспортных цепей, рассмотреть перспективы развития транспортной логистики.
1. Сущность и
задачи транспортной логистики
транспортный
логистика тариф перевозка
Транспорт -
это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и
грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере
производства материальных услуг.
Значительная
часть логистических операций на пути движения материального потока от
первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с
применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций
составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Изменение
местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств
называется транспортировкой грузов.
Транспорт
должен удовлетворять следующим требованиям:
должен быть
достаточно гибким, чтобы обеспечить перевозочный процесс, подвергающийся
еженедельной и даже ежедневной корректировке;
гарантировать
частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты;
надежно
обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или
дефицита у заказчика;
обладать
способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы
времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя.
Транспортировка
является частью логистического процесса и относится к сфере производства
материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки
и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.
Транспортная
логистика определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:
процесс
планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки
(перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;
контроль за
всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов
с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других
информационных технологий;
предоставление
соответствующей информации грузовладельцам
Транспорт в
системе логистики играет двоякую роль:
во-первых, он
присутствует как составляющая часть или компонент в основных функциональных
областях логистики (закупочной, производственной, распределительной);
во-вторых,
транспорт является одной из отраслей экономики, в которой также развивается
предпринимательская деятельность: транспорт предлагает на рынке товаров и услуг
свою продукцию - транспортные услуги, за которые получает доходы и имеет
прибыль.
Будучи
отраслью материального производства, транспорт имеет свою продукцию - это сам
процесс перемещения, которая характеризуется рядом существенных отличий:
отсутствие
вещественной формы, но в то же время материальность по своему характеру, так
как в процессе перемещения расходуются материальные средства: происходит износ
движимого состава и средств обслуживания, используется труд работников
транспортной сферы и т.д.;
невозможность
хранения и накопления, поэтому транспорт может иметь только некоторый резерв
своей пропускной и проводящей способности для удовлетворения потребностей в
транспортных услугах;
воплощение в
дополнительных транспортных расходах, которые связаны с перемещением
материального потока, поэтому транспорт необходимо использовать так, чтобы
транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях;
привязка к
определенному месту, району, региону (например, к месту, где расположены пути
сообщения и есть соответствующие транспортные предприятия).
Указанные
особенности накладывают свой отпечаток на устройство и функционирование системы
транспортной логистики.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального
потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с
применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций
составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью
транспортных средств называется транспортировкой грузов.
Транспортировка является частью логистического процесса и относится к
сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в
процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой
транспортной логистики.
Транспортная логистика решает следующие задачи:
создание транспортных систем;
совместное планирование транспортных процессов на различных видах
транспорта (в случае смешанных перевозок);
обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
выбор способа транспортировки и транспортного средства;
определение рациональных маршрутов доставки.
По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения -
сбыта) ивнутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида
транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему
предприятия.
По назначению
выделяют две основные группы транспорта:
. Транспорт
общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет
потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и
пассажиров. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего
пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и
речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
2. Транспорт
не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные
средства всех видов, которые принадлежат нетранспортным предприятиям, является,
как правило, составляющей частью каких-нибудь производственных систем и должен
быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является
одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется
вместе с решением задач производства, закупок и распределения. Так, организация
перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом
изучения внутрипроизводственной логистики. Выбор каналов товародвижения
решается в рамках распределительной логистики.
К задачам
транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых
усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного
процесса.
Применение логистики
в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает
контрагентов конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг с другом
в транспортном процессе.
Логистика,
как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование.
Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение
технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса,
согласование их экономических интересов, а также использование единых систем
планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.
Техническая
сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров
транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе.
Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с
контейнерами и грузовыми пакетами.
Технологическая
сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки,
прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая
сопряженность - это общая методология исследования конъюнктуры рынка и
построения тарифной системы.
Транспортная
логистика решает комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов
транспортом общего пользования. Основными из этих задач являются:
выбор вида
транспортного средства;
выбор типа транспортного
средства;
оптимизация
транспортного процесса при смешанных перевозках;
определение
рациональных маршрутов доставки;
обеспечение
технологического единства транспортно-складского процесса;
координация
транспортного и производственного процесса.
Роль
транспорта существенно меняется с развитием логистических систем. В современных
условиях дисциплина транспортного обслуживания определяется не интересами
отдельного отправителя (получателя), а оптимальным соотношением расходов и
прибыли в указанно цикле производства и потребления.
Существуют
такие признаки классификации транспортной составляющей логистических систем:
. По видам
доставки:
прямая;
с
переработкой на транспортных терминалах;
с
переработкой и хранением в распределительных центрах.
. По видам
обслуживания:
со склада
поставщика или распределительного центра на склад потребителя или
распределительный центр;
со склада
поставщика или распределительного центра непосредственно потребителю;
с
производства поставщика на производство потребителя без складского хранения и
переработки.
. По видам
транспортного сообщения:
прямое;
смешанное.
По назначению
различают внешнюю (в логистических каналах снабжения - сбыта) и внутреннюю
(внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны
между собой и образуют транспортную систему предприятия.
. Выбор вида
транспорта
Задача выбора
вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики,
такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида
упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной
перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов
транспорта.
Существуют
следующие виды транспорта:
железнодорожный;
морской;
внутренний
водный (речной);
автомобильный;
воздушный;
трубопроводный.
Сравнительные
логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл.1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика основных видов транспорта
|
Достоинства
|
Недостатки
|
Железно- дорожный
|
Высокая провозная и пропускная способности. Высокая
регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы. Значительные скидки для
транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния
|
Ограниченное число перевозчиков. Большие капитальные вложения
в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость
перевозок. Низкая доступность к конечным точкам продаж. Недостаточно высокая
сохранность грузов
|
Автомо-бильный
|
Высокая доступность. Возможность доставки груза "от
двери до двери". Высокая маневренность. Высокая скорость доставки.
Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Возможность
отправки груза малыми партиями
|
Низкая производительность. Зависимость от погодных и
дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие
расстояния. Недостаточная экологическая чистота
|
Воздушный
|
Наивысшая скорость доставки грузов. Высокая сохранность
груза. Наиболее короткие маршруты перевозок
|
Высокая себестоимость перевозок. Высокая капиталоемкость.
Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность
|
Выделяют
шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
время
доставки,
частота
отправлений груза,
надежность
соблюдения графика доставки,
способность
перевозить разные грузы,
способность
доставить груз в любую точку территории,
стоимость
перевозки.
Экспертная
оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного
средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика
доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора
должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами. 3. Организация
внутренних перевозок
Формы
организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема
грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном
направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки
разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем
прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем
отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки - это
количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность
грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах)
в единицу времени.
Грузооборот -
основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий
суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет
грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб.2.5 2).
Таблица 2
Шахматная ведомость грузооборота, т (условный пример)
|
Пункт отправления груза
|
Пункт назначения
|
Всего отправлено груза, тыс. т
|
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
|
А (склад комплектующих)
|
10
|
12
|
8
|
30
|
Б (механический цех № 1)
|
11
|
-
|
2
|
13
|
26
|
В (механический цех № 2)
|
4
|
7
|
-
|
-
|
11
|
Г (сборочный цех)
|
5
|
-
|
12
|
17
|
Всего прибыло груза, тыс. т
|
20
|
17
|
26
|
31
|
|
Планово-экономический
расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе
наибольшего суточного грузооборота Qсут с учетом неравномерности поступления и
отправления грузов по формуле
(2.5 1)
где Qг -
годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;
Д - число
рабочих дней в году;н - коэффициент неравномерности перевозок (Kн
= 1,1÷3,0).
. Организация
и планирование перевозок
Организация
работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок,
осуществление соответствующих подготовительных работ, установление
определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных
работ.
В настоящее
время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок:
по стандартным расписаниям и по заявкам. Первая разновидность применяется при
достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая - при эпизодической потребности
в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям
выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения
транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных
работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.
Для перевозки
грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.
При
маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между
двумя определенными пунктами. При веерном маршруте - перевозка грузов
осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько.
При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла
нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут.
Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.
Графиком
работы транспортных средств определяется порядок выполнения
погрузо-разгрузочных работ.
При
разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение
подготовительных работ:
порядок
обеспечения тарой;
оснащение
пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;
закрепление
за маршрутами транспортных средств и водителей.
Планирование
перевозок состоит из трех этапов:
технико-экономическое
планирование;
календарное
планирование;
диспетчирование.
Технико-экономическое
планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных
планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план
перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое
количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих
и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.
Календарные
планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц.
Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей
сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание
движения транспортных средств.
Оперативное
руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний
движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет
диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение
плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе
транспортных подразделений.
.
Терминальные перевозки
Перевозка
грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной
перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило,
транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или
специализированные терминалы и терминальные комплексы.
Грузовым
терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных
сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения
логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением,
сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также
коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и
других логистических посредников.
Универсальные
терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные
функции этих терминалов:
маркетинговые
исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
оформление
договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
сбор и развоз
грузов;
краткосрочное
хранение;
консолидация,
разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
информационно-компьютерная
поддержка сервисных услуг терминала.
В последние
годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и
таможенной обработки ("очистки") грузов.
Специализированные
терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для
определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся,
продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов
позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке
грузов.
Технологический
процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз
грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале;
линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
.
Транспортные тарифы
Расчеты за
услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью
транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
плату,
взыскиваемую за перевозку грузов;
сборы за
дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
правила
исчисления платы и сборов.
Как
экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию
транспорта. Их построение должны обеспечивать:
транспортному
предприятию - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения
прибыли;
покупателю
транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.
На различных
видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.
На железнодорожном
транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие,
исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы
- это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки
основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые
устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или
скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы
применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для
самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку
грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной
дороги.
На
автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют
следующие виды тарифов:
сдельные на
перевозку грузов;
на
повременное пользование грузовыми автомобилями;
за перегон
подвижного состава;
договорные и
др.
На стоимость
перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как
расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип
автомобиля, время использования автомобиля и др.
На речном
транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие
связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры
рынка.
Заключение
Исходя из
изложенного, следует отметить, что основная функция транспортной логистики -
это управление материальными потоками от производителя до получателя по
графику.
Основным
элементом транспортной логистики является транспорт. Транспорт - это отрасль
материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Предметом
транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией
перемещения грузов транспортом общего назначения. Основой выбора вида
транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о
характерных особенностях различных видов транспорта.
Транспорт
представляет собой важное звено логистической системы; он должен обладать рядом
необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания
инновационных систем сбора и распределения грузов. Он должен обладать
способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы
времени в соответствии с меняющимися запасами пользователя.
В границах
межнациональных логистических систем различные виды транспорта используются на
основе принципов оптимизации контактных графиков, когда при наличии многолетних
стабильных перевозок все участвующие в них виды транспорта управляются из
одного центра. В качестве критериев при выборе транспортных средств принимают
сохранность грузов, наилучшее использование их вместимости и грузоподъемности и
снижение затрат на перевозку. Целям логистики отвечают такие прогрессивные
способы перевозок, как пакетные, контейнерные, комбинированные.
Перспективы
развития транспортной логистики состоят в замене бумажных перевозочных
документов электронными. Автоматизация информационных потоков, сопровождающих
грузовые потоки это один из наиболее существенных технических компонентов
логистики.
Список литературы
1. Гаджинский А.М. Основы
логистики: Учебное пособие. - М.: ИВЦ Маркетинг, 1996.
. Логистика: Учебное пособие
/Под ред.Б.А.Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1999.
. Модели и методы теории
логистики/ Под ред. В.С. Лукинского.-СПб., 2003.
. Неруш Ю.М. Логистика.-М.,
2001
. Сергеева В.И. Логисика в
бизнесе.-М., 2001
. Смехов А.А. Введение в
логистику. - М.: Транспорт, 1993. Транспортная логистика: Учебное пособие. -
М.: Бранусс, 1996.