Учет расчетных операций организации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,29 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет расчетных операций организации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета









Курсовая работа

по дисциплине: Бухгалтерский (финансовый) учет

на тему: Учет расчетных операций организации


Выполнила:

студентка 32 группы

дневного отделения

экономического факультета

Содержание

бухгалтерский учет расчет

Введение

. Нормативное регулирование учета расчетов организациии

. Виды расчетов по товарным операциям

.1 Расчеты платежными поручениями

.2 Расчеты по аккредитиву

.3 Расчеты чеками.

.4 Расчеты по инкассо

. Учет расчетов с внешними контрагентами и государством

.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками

.3 Учет расчетов с бюджетом по налоговым платежам

.4 Учет расчетов с внебюджетными фондами по страховым взносам

. Учет операций по уступке права требования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Все организации в процессе осуществления своей деятельности вступают в хозяйственные связи с различными юридическими и физическими лицами: поставщиками и покупателями товарно-материальных ценностей (работ, услуг), финансовыми и налоговыми органами, работниками и т.д. Экономические отношения между организациями подразумевают ведение между ними расчетов в наличной или безналичной форме. Бухгалтерский учет расчетов и операций, связанных с ними, имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, для эффективного использования финансовых ресурсов. Умелое распределение денежных средств приносит организации доход.

Целью написания данной работы является рассмотрение порядка организации и учета расчетных операций организации, как одной из основных составляющих учетной политики предприятия.

Задачи работы:

ØИзучить нормативные документы, регламентирующие изучаемый участок бухгалтерского учета

ØРассмотреть различные формы расчетов и особенности их применения

ØИзучить порядок расчетов с различными контрагентами организации и их учет

1. Нормативное регулирование учета расчетов организации

Целью нормативного регулирования бухгалтерского учета непосредственно в организации является обеспечение доступа всех заинтересованных пользователей к информации, содержащейся в системе бухгалтерского учета.

Методологические основы, порядок организации и ведения учета расчетов в организациях определяются, как и другие участки бухгалтерского учета, системой нормативных документов, состоящей из четырех уровней.

К первому уровню относятся законы и иные законодательные акты. Это Федеральный закон «О бухгалтерском учете», где закреплены принципы и правила бухгалтерского учета, определена организационная основа регулирования бухгалтерского учета, изложены основы его ведения, начиная с первичных учетных документов и заканчивая бухгалтерской отчетностью.

Второй уровень системы нормативного регулирования - положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином России. Они фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета, исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики.

На третьем уровне находятся методические указания по ведению бухгалтерского учета, инструкции, рекомендации. Важнейший документ этого уровня - План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете. Для учета расчетов здесь выделен отдельный раздел, счета с 60 по 79. Например, «Положение о безналичных расчетах в РФ».

Четвертый уровень занимают рабочие документы организаций, формирующие их учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. К этому уровню относятся и внутренние инструкции, необходимые для успешного ведения бухгалтерского учета в системе управления организацией и решения задач ее функционирования.

Расчетные операции регулируются и другими отраслями законодательства. В Гражданском кодексе РФ с юридической точки зрения рассматриваются многие вопросы учетной работы: формы расчетов, возникновение и прекращение обязательств и др. Налоговый кодекс РФ регулирует расчеты между государством и организацией в сфере налогообложения. Правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливает Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Расчеты организаций наличными деньгами регулируются Указанием ЦБ РФ от 20.06.07 №1843-у «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридических лиц или в кассу индивидуального предпринимателя»

2. Виды расчетов по товарным операциям

Расчеты - это денежные взаимоотношения, возникающие между организациями по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу производственных запасов, услуг, готовой продукции, товаров и т.д. Нетоварные операции связаны с расчетами с научно-исследовательскими и учебными организациями и заведениями, с жилищно-коммунальными организациями по квартплате, с клиентурой по претензиям и т.д. Нетоварные операции учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться как в наличном, так и в безналичном порядке.

Расчеты наличными деньгами могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Полученные денежные средства поступают в кассу организации, а затем подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления их на счет организации.

«При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо. Расчетные документы оформляются на бумажном носителе на утвержденных бланках и должны содержать ряд обязательных реквизитов:

а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации);

б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

в) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО);

г) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

д) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

е) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

ж) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

з) очередность платежа;

и) подписи уполномоченных лиц и оттиск печати;

к) некоторые другие.»

.1 Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение - распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

«Платежными поручениями могут производиться:

·перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

·перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

·перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

·перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором (например, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг, или для осуществления периодических платежей).»

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа (банк при получении платежки должен проконтролировать всю информацию о той организации, которая перечисляет деньги со своего расчетного счета) и представляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет определенное назначение:

-1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах банка;

-2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа: 2-й экземпляр - основание для зачисления средств на счет получателя, остается в документах этого банка, 3-й экземпляр - основание для подтверждения банковской проводки, прилагается к выписке из счета получателя;

-4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению.

Банк для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента, вправе привлекать другие банки. Банк обязан незамедлительно информировать плательщика по его требованию об исполнении поручения. За неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных поручений банки несут ответственность.


.2 Расчеты по аккредитиву

Аккредитив - это специальный счет, открываемый в банке, на котором покупатель может зарезервировать денежные средства для последующих расчетов с продавцами. При этом аккредитив не является банковским счетом, поскольку он открывается без заключения специального договора с банком и распоряжаться деньгами, переведенными на аккредитив, продавец сможет только после выполнения определенных условий, предусмотренных в договоре поставки. Аккредитивы могут быть отзывными и безотзывными; покрытыми и непокрытыми.

Чтобы иметь возможность изменить или аннулировать аккредитив без уведомления продавца, покупатель должен открыть отзывной аккредитив. Безотзывный кредит покупатель может изменить или отменить только с согласия продавца.

Если покупатель открывает покрытый аккредитив, то с его расчетного счета банк списывает денежные средства и резервирует их для последующих платежей продавцу. Распоряжаться деньгами, находящимися на покрытых аккредитивах, покупатель не может.

При непокрытом аккредитиве банк продавца списывает деньги с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. То есть средства самого покупателя с его расчетного счета не списываются и остаются в обороте до момента, определенного договором. И только потом банк покупателя списывает с его расчетного счета сумму, перечисленную продавцу.

Для открытия аккредитива покупатель должен оформить и представить в банк специальную законодательно утвержденную форму, которая заполняется в 4 экземплярах:

üпервый экземпляр банк возвращает покупателю после того, как сделает в нем необходимые отметки;

üвторой - остается в банке;

üтретий и четвертый экземпляры банк направляет в банк продавца.

Чтобы получить деньги с аккредитива, продавец должен выполнить обязательства перед покупателем, а затем представить в банк документы, которые это подтверждают. Их перечень определяется в договоре.

Согласно ГК РФ, «аккредитив может быть закрыт в следующих случаях: 1) по истечении срока аккредитива; 2) по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия; 3) по требованию плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если это не противоречит условиям аккредитива.»

Отражение открытия и использования аккредитива в системе бухгалтерского учета покупателя зависит от того, какой аккредитив открывается - покрытый или непокрытый.

. Покрытый аккредитив:

а) перечисление денег на аккредитив:

Дебет 55 «Специальные счета в банках» субсчет 1 «Аккредитивы»

Кредит 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета»)

б) перечисление денег с аккредитива продавцу

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

(76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»)

Кредит 55 «Специальные счета в банках» субсчет 1 «Аккредитивы»

в) если покрытый аккредитив не использован, деньги возвращаются на расчетный или валютный счет

Дебет 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета»)

Кредит 55 «Специальные счета в банках» субсчет 1 «Аккредитивы»

. Непокрытый аккредитив

а) открытие аккредитива:

Дебет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»

б) расходование средств аккредитива

Кредит 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»

в) перечисление денежных средств на счет продавца

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

(76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»)

Кредит 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета»)

.3 Расчеты чеками

Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку уплатить указанную в нем сумму чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом.

«Чек должен содержать:

) наименование "чек", включенное в текст документа;

) поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

) указание валюты платежа;

) указание даты и места составления чека;

) подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.»

Юридическая особенность расчетов чеками определяется тем фактом, что выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Следовательно, этот факт никакими специальными бухгалтерскими записями не отражается.

Специально зарезервированные (депонированные) для оплаты чеков денежные средства отражаются на специальном субсчете 2 «Чековые книжки» к счету 55 «Специальные счета в банках». Используются следующие бухгалтерские записи при отражении операций с чеками:

а) депонирование средств при выдаче чековых книжек:

Дебет 55 «Специальные счета в банках» субсчет 2 «Чековые книжки»

Кредит 51 «Расчетные счета»

«Валютные счета»

«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

б) списание денежных средств по мере оплаты выданных организацией чеков в суммах погашения банком предъявленных ему чеков (согласно выпискам банка)

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 55 «Специальные счета в банках» субсчет 2 «Чековые книжки»

в) списание сумм по чекам, возвращенным в кредитную организацию (оставшимся неиспользованными)

Дебет 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета»)

Кредит 55 «Специальные счета в банках» субсчет 2 «Чековые книжки»

Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате) остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 2 «Чековые книжки» к счету 55 должно соответствовать сальдо по выписке банка.

2.4 Расчеты по инкассо

«При расчетах по инкассо банк-эмитент обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов.»

Платежное требование - расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. В платежном требовании, кроме основных реквизитов, указываются:

а) условие оплаты;

б) срок для акцепта;

в) дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику;

г) наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

) установленных законодательством;

В платежном требовании с акцептом получателем денежных средств должен быть указан срок оплаты (не менее 5 рабочих дней).

Инкассовое поручение - расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Применяются:

) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции (обязательно указание ссылки на применяемый закон);

) для взыскания по исполнительным документам (к поручению должен быть приложен подлинник или дубликат исполнительного листа);

) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения (инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право бесспорного списания).

3. Учет расчетов с внешними контрагентами и государством

.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.

Для покупателей и заказчиков такие обязательства рассматриваются как кредиторская задолженность с отражением в текущем учете на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Ведутся записи по каждому поставщику и подрядчику с подробной расшифровкой по каждому элементу счета-фактуры.

После акцепта счетов по поставленной продукции (работам, услугам) бухгалтер делает запись:

Дебет 10 «Материалы» (на стоимость материалов по учетным ценам)

«Заготовление и приобретение материалов» (по покупным ценам)

«Основное производство» (на стоимость принятых услуг)

«Общепроизводственные расходы» (на стоимость принятых услуг)

«Общехозяйственные расходы» (на стоимость принятых услуг)

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Одновременно учитывается так называемый входящий НДС:

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

Кредит 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Оплата кредиторской задолженности может производиться в любой форме, не запрещенной законодательством. Наиболее часто используются расчеты с помощью платежных поручений. Банк плательщика списывает деньги с его расчётного счёта и переводит их в банк поставщика для зачисления на счёт поставщика. Бухгалтерские записи списанных и зачисленных сумм производятся на основании выписок банка с расчётного счёта:

Дебет 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 51 «Расчетные счета»

Погашение обязательств может быть произведено и наличными деньгами из кассы плательщика:

Дебет 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 50 «Касса»

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших ТМЦ обнаружилась их недостача, а также были обнаружены несоответствие цен и арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами субсчет «Расчеты по претензиям».

Счет 60 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому поставщику и подрядчику с целью получения необходимых данных по поставщикам по:

1)акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

2)не оплаченным в срок расчетным документам;

)неотфактурованным поставкам, авансам выданным;

)выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

)просроченным оплатой векселям

)полученному коммерческому кредиту

.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Учет расчетов предприятия с покупателями и заказчиками за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К нему могут быть открыты следующие субсчета:

Субсчет 1 «Расчеты в порядке инкассо» (отражаются обязательства по предъявленным к покупателям и заказчикам счетам за отгруженную в их адрес продукцию, выполненные работы и принятым банком к оплате расчетным документам);

Субсчет 2 «Расчеты плановыми платежами» (используется предприятиями, находящимися между собой в длительных хозяйственных связях);

Субсчет 3 «Векселя полученные» (на нем учитываются задолженность покупателей, обеспеченная выданными векселями);

Субсчет 4 «Расчеты по авансам полученным» (необходим в тех случаях, когда покупатель зачисляет на банковские счета денежные суммы в порядке предварительной оплаты предстоящей отгрузки отпуска товарно-материальных ценностей).

«Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками организован таким образом: счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками дебетуется с одновременным кредитованием счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы отгруженной продукции, товаров, других активов, выполненных работ и оказанных услуг на дату признания доходов. Кредитовать счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками следует в корреспонденции со счетами, предназначенными для учета денежных средств, расчетов или дебиторской задолженности (при расчетах неденежными средствами).»

Учетной политикой организации может быть предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам. В таком случае дебиторская задолженность, нереальная для взыскания, списывается за счет резерва, а при его недостаточности или отсутствии - за счет финансовых результатов.

Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам»

«Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

В любом случае списание долгов на убыток вследствие неплатежеспособности дебитора представляет собой неокончательное аннулирование долга. Поэтому его следует учитывать за балансом в течение 5 лет с целью контроля за изменением имущественного положения должника:

Дебет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Аналитический учет ведут раздельно по:

oпокупателям (заказчикам) и кредитным документам, срок оплаты которых не наступил;

oпокупателям (заказчикам) в разрезе неоплаченных в срок расчетных документов;

oавансам, полученным с выделением каждого юридического и физического лица

oвекселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

oвекселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

oвекселям, просроченным погашением (в учете векселя должны быть идентифицированы).

При расчетах плановыми платежами в аналитическом учете выделяют конкретных покупателей и заказчиков.

.3 Учет расчетов с бюджетом по налоговым платежам

Современная организация является плательщиком большого числа налогов, сборов и приравненных к ним обязательных платежей. Они являются основным источником средств бюджетов различного уровня (федерального, регионального, муниципального). Главным требованием их надлежащего учета является полнота, правильность начисления, контроль за своевременностью уплаты, а также предотвращение штрафов и пени за налоговые правонарушения.

Большинство налогооблагаемых показателей и налоговых платежей определяется непосредственно по данным бухгалтерии. Для учета расчетов с бюджетом используют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», который кредитуют на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям и расчетам взносов в бюджеты различных уровней. При этом дебетуют счета:

08 «Вложения во внеоборотные активы» на суммы задолженностей по налогам и сборам в связи с осуществлением капитальных вложений и уплатой пошлины за приобретение имущественных прав;

10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов» на суммы задолженности по налоговым платежам, связанным с заготовлением сырья и материалов;

20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы»; 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» - на суммы задолженности, включаемой в издержки производства

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчеты с учредителями» - на величину начисленных налога на доходы физических лиц и налогов от участия в организации;

90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» - на суммы НДС и акцизов, на величину платежей, причитающихся к получению с покупателя, или задолженности, исчисленной от доходов от продажи основных средств, подлежащих уплате за счет финансовых результатов деятельности;

99 «Прибыли и убытки» - на начисленные в течение отчетного года суммы задолженности по платежам налога на прибыль.

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражают фактически произведенные платежи в бюджеты различных уровней, а также принятые к зачету или списанные с одноименного счета суммы НДС, в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Аналитический учет расчетов с бюджетом ведется по видам налоговых платежей. По его данным определяется величина задолженности по каждому виду налогов. Для обеспечения правильности этих данных необходимо следить за всеми изменениями действующего налогового законодательства, общего порядка налогообложения, требований к составлению налоговых деклараций.

.4 Учет расчетов с внебюджетными фондами по страховым взносам

С 1 января 2010 года, ЕСН заменен страховыми взносами, на основании ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Данным законом были установлены тарифы страховых взносов на 2011 год.

«Расчет взносов производится с доходов каждого сотрудника и потом эти рассчитанные взносы суммируются и уплачиваются сразу за всех работников по установленным реквизитам. Расчет в течение года ведется нарастающим итогом. Процентные ставки перестают взиматься, когда облагаемый взносами доход сотрудника за год превышает определенный лимит. В 2011 году данный лимит составляет 463 000 рублей. В 2010 году он составлял 415 000 рублей.»

Также страхователи уплачивают взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Эти взносы рассчитываются исходя из фонда оплаты труда. Тариф взноса зависит от отрасли экономики, которой соответствует осуществляемый основной вид деятельности организации. Тарифы установлены в пределах от 0,2% до 8,5 %.

Расчеты по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухгалтерском учете отражают по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» на отдельном субсчете «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний».

Начисление взносов производится в корреспонденции с тем счетом, на котором отражено соответствующее вознаграждение сотрудника:

Дебет 20 «Основное производство»

«Вспомогательное производство»

«Общепроизводственные расходы» и др.

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний».

Для организаций и предпринимателей, применяющих общую систему налогообложение, упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход налоговая нагрузка (сумма всех страховых взносов) составляет 34%.

Т.е. в случае, если зарплата работника составляет 30 тысяч рублей, организация, либо предприниматель должны заплатить:

- Зарплата сотруднику на руки

- Налог на доходы физических лиц

- Пенсионный фонд

- ФФОМС

- ТФОМС

- ФСС

Итого сумма всех страховых взносов (без учета НДФЛ) составит 10200 рублей.

С 2011 года произошло очень серьезное увеличение налоговой нагрузки на организации и предпринимателей, применяющие УСН и ЕНВД, т.к. в 2010 году эта нагрузка составляла только 14%.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица (по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг)), превышающих 463 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Таким образом, в 2011 году максимальная налоговая нагрузка по каждому сотруднику для обычной организации составит 157 420 рублей (463 000 * 34%), для организаций применяющих пониженные тарифы страховых взносов: 26% - 120380 рублей, 20,2 - 93526, 14% - 64820.

4. Учет операций по уступке права требования

В современных условиях многие организации испытывают недостаток оборотных средств. В этом случае расчеты между ними могут осуществляться неденежными средствами, например с помощью взаимозачета, расчетного векселя или используя договор меры, отступное. Кроме того, возможно применение так называемого договора цессии, или уступки права требования исполнения обязательств на возмездной основе.

Под уступкой права требования (цессией) понимается соглашение, в силу которого одна сторона (первоначальный кредитор, цедент) передает другой стороне (новому кредитору, цессионарию) право требования исполнения обязательства третьим лицом (должником, цессионаром), а цессионарий приобретает это право требования от цедента на условиях, не ухудшающих положение должника.

При заключении договора цессии должна произойти перемена лиц в обязательстве. Это означает, что стороны должны совершить ряд необходимых действий, свидетельствующих о полной и безусловной смене лиц в том обязательстве, в рамках которого возникло уступаемое право требования. Выбывая из основного обязательства, первоначальный кредитор прерывает какие-либо обязательственные отношения со своим должником. Кроме того, он должен передать по акту всю документацию, подтверждающую наличие обязательства и являющуюся основанием для предъявления требований, сообщить сведения, имеющие значение для осуществления этого требования. Право первоначального кредитора переходит в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, закрепленному в договоре цессии.

Недопустима передача по договору цессии прав требования, неразрывно связанных с личностью кредитора: требования об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

Порядок бухгалтерского учета операций по уступке права требования в настоящее время нормативно не урегулирован. При осуществлении операций, связанных с уступкой права требования применяются общие правила и принципы с учетом специфики договора. Согласно ПБУ 9/99 и 10/99 операции по уступке права требования следует отражать с применением счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В бухгалтерском учете цедента уступка права требования отражается следующим образом:

. На сумму задолженности нового кредитора по договору цессии

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Цессионарий»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»

. На сумму реализованной дебиторской задолженности

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

По договору цессии цедент, как правило, получает меньшую сумму, чем полагалось от должника. Убытки по сделке уступки права требования включаются во внереализационные расходы цедента. Размер убытка для целей налогообложения зависит от даты, когда произошла уступка: до истечения срока, в течение которого задолженность за отгруженные товары (работы, услуги) должна быть погашена, или уже после этого срока.

Если задолженность передана до истечения срока ее погашения, то убыток включается в расходы при расчете налога на прибыль в пределах норм. Это норма не должна превышать сумму процентов, которую предприятие уплатило бы за пользование заемными средствами за период, прошедший с момента заключения договора уступки до даты погашения задолженности, указанной в договоре купли-продажи. Причем проценты надо начислить на цену продажи дебиторской задолженности. Ставка процентов принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (обязательство учитывается в рублях) или 15% (обязательство в валюте).

Если задолженность передана после наступления срока платежа, то 50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования; 50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 дней с даты уступки права требования.

Дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, относится к финансовым вложениям организации-цессионария и принимается по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Бухгалтерский учет у цессионария представлен записями:

. Переход права требования по сделке уступки права требования (на сумму фактических затрат на приобретение дебиторской задолженности):

Дебет 58 «Финансовые вложения»

Кредит 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты с цедентом»

. Погашение кредиторской задолженности

на сумму дебиторской задолженности, подлежащей взысканию

Дебет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты с должником»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»

на сумму фактических затрат на приобретение дебиторской задолженности

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 58 «Финансовые вложения»

на сумму фактически поступивших денежных средств

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты с должником»

Цессионарий, выкупивший право требования дебиторской задолженности, может переуступить его другому лицу по договору цессии. В этом случае он будет выступать в роли цедента.

Заключение

В ходе написания данной работы я изучила основные особенности учета расчетных операций в организации.

Расчеты могут производиться как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке. В работе подробно рассмотрены основные формы безналичных расчетов, таких как аккредитив, чеки, инкассо, платежные поручения.

Эффективная организация расчетов и применение наиболее удобных форм расчетов в каждой конкретной ситуации позволит сократить разрыв между временем получения покупателями товарно-материальных ценностей и совершением платежа, ликвидировать образование необоснованной кредиторской задолженности и рост товарно-материальных ценностей в пути.

В случае отсутствия у организации наличных денежных средств или средств на расчетных счетах в банках законодательно предусмотрено использование так называемых расчетов неденежными средствами.

Список использованной литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 года №14-ФЗ (с изменениями)

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 года №117-ФЗ (с изменениями)

.Федеральный Закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями)

.«Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации», утверждено Центральном Банком РФ от 03.10.2002 №2-П (с изменениями)

.«Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утверждено 5.01.1998 №14-П

.Приказ Минфина РФ от 6.05.1999 №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (с изм.)

.Приказ Минфина РФ от 6.05.1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (с изм.)

.Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 №126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02» (с изменениями)

.Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (с изменениями)

.Указание Центрального Банка РФ от 20.06.2007 №1843-у«О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридических лиц или в кассу индивидуального предпринимателя» (с изменениями)

.Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2004. - 736 с. (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»

.Бухгалтерский учет: учеб. / Под ред. Я.В. Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 776 с.

.Бессонова Е. Действия бухгалтера при расчетах компании по аккредитиву//Главбух. - 2009. - №4. - с.72-76

.Белова Е. Как отразить расчеты с внебюджетными фондами. Инструкция////Главбух. - 2008. - №20. - с.36-38.

.Лаврушичев А.В. Учет операций по уступке права требования//Бухгалтерский учет - 2002. - №15. - с.20-22

.Шишкоедова Н.Н. Уступка права требования. Отражение убытка в налоговом учете//Главбух. - 2003. - №9 - с.58-64

.Закариев О.З. Уступка права требования: правовые аспекты, бухгалтерский учет и налогообложение//Налоговый вестник. - 2005. - №3. - с.154-158


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!