Разработка комплексного механизма финансового оздоровления предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,70 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка комплексного механизма финансового оздоровления предприятия

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

Ивановский государственный химико-технологический университет

Кафедра управления и экономико-математического моделирования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Антикризисное управление промышленным предприятием»

на тему:

«Разработка комплексного механизма финансового оздоровления предприятия»

Выполнила: студентка гр. 5/41

Башечкина О.Ю.

Руководитель: Петров А.Н.




Иваново, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы финансового оздоровления предприятия

.1     Система управления финансовым оздоровлением предприятия

1.2     Системы и методы планирования финансового оздоровления предприятия

.3       Пути выхода предприятий из кризисного состояния

Глава 2. Анализ и основные характеристики финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «ВМК»

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ЗАО «ВМК»

.2 Оценка финансово-экономического состояния ЗАО «ВМК» в 2005-2006 г.

.3 Мероприятия по финансовому оздоровлению ЗАО «ВМК»

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Благополучное финансовое состояние предприятия - это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.

Каждый менеджер знает: худшее, что может случиться с предприятием,- это банкротство. Поэтому, принимая любое решение, руководитель прежде всего старается его избежать, а потом только уже соизмеряет возможные прибыли и убытки.

Однако, рано или поздно, по вине ли плохой конъюнктуры рынка, кризиса ли ресурсов, неэффективного ли управления, банкротство может случиться с любым предприятием. Более глубокие причины следует искать в невозможности предвидеть состояние рынка в перспективе. Рынок требует от предпринимателя гибкости и приспособления. Слабость механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды лежит в основе возможности банкротства.
Рыночная экономика и банкротство тесно связаны между собой. Без процедуры банкротства экономика становится неэластичной, так как переток финансовых, трудовых и материальных ресурсов от неэффективно к успешно работающим предприятиям становится невозможен.

Современная экономика предъявляет самые серьезные требования к качеству финансов предприятия, которое напрямую отражается на конкурентоспособности бизнеса и возможности его развития. В условиях нестабильной внешней среды предприятия со сложным технологическим процессом и высокой ресурсоемкостью производства должны постоянное внимание уделять эффективности использования финансовых ресурсов, как в оперативном плане, так и в долгосрочной перспективе. В результате в практике финансового менеджмента получила распространение методология антикризисного финансового управления как особая система не только экстренной трансформации финансов, но и система обеспечения устойчивого развития и финансового оздоровления.

В Ивановской области часто получается так, что отрасль, в которой работает предприятие, находится в благоприятных внешних экономических условиях. Однако низкая эффективность работы организации требует принятия мер по улучшению финансовых результатов деятельности. Комплекс проблем в области финансового оздоровления, стоящих перед руководством компаний, является типичным для предприятий различного профиля.

Одним из ключевых путей повышения эффективности деятельности предприятий является финансовое оздоровление и оптимизация управления финансовыми ресурсами, а также трансформация механизмов взаимодействия структурных производственных подразделений внутри них.

Таким образом, тема данной работы на сегодняшний момент является актуальной.

Объектом исследования выступает Закрытое Акционерное Общество «Военно-Мемориальная Компания». Предметом исследования являются финансы предприятия.

Цель работы - разработать комплексное решение по финансовому оздоровлению предприятия и обосновать его эффективность.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

изучить теоретические основы финансового оздоровления и место системы финансового оздоровления в финансовом менеджменте;

изучить методологические основы диагностики кризисной ситуации и финансового оздоровления предприятия;

проанализировать ресурсную базу предприятия в разрезе направлений использования финансовых ресурсов и источников их формирования, а также оценить ликвидность и финансовую устойчивость предприятия;

провести ретроспективный анализ эффективности деятельности предприятия;

разработать комплексный механизм финансового оздоровления предприятия.

В работе использованы: бухгалтерская отчетность, данные управленческого учета ЗАО «Военно-мемориальная компания» за 2005 - 2006 гг.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ ОЗДОРОВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ

С позиций финансового менеджмента банкротство характеризует реализацию катастрофических рисков предприятия в процессе его финансовой деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить в установленные сроки, предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Хотя банкротство предприятия является юридическим фактом (только арбитражный суд может признать факт банкротства предприятия), в его основе лежат преимущественно финансовые причины.

Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Их можно классифицировать следующим образом.

Внутренние факторы:

1. Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики.

2. Низкий уровень техники, технологии и организации производства.

3. Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости, убытки.

4. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.

5. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.

. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.

7. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.

8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

К внешним факторам относятся следующие:

1. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.

2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.   

3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

Банкротство является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов. Финансовое оздоровление предприятия, эффективное преодоление финансового кризиса и ликвидация его негативных последствий обеспечивается в процессе особой методологии финансового менеджмента.

В современном финансовом менеджменте управление, направленное на финансовое оздоровление предприятия, представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий. Главной целью такого управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами [5; 105].

Для достижения указанной главной цели в рамках системы финансового оздоровления предприятия необходимо решить следующие задачи:

1. своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса. Эта задача реализуется путем осуществления постоянного мониторинга финансового состояния предприятия и факторов внешней финансовой среды, оказывающих наиболее существенное влияние на результаты финансовой деятельности. Диагностика предкризисного финансового состояния предприятия по результатам такого мониторинга во многих случаях позволяет избежать финансового кризиса за счет осуществления превентивных защитных мер или, по меньшей мере, существенно смягчить характер его последующего протекания. Принятие превентивных мер по предупреждению финансового кризиса предприятия является наиболее экономичным направлением антикризисного финансового управления, обеспечивающего наибольший эффект (в виде снижения предстоящих потерь) на единицу израсходованных в этих целях финансовых ресурсов.

2. устранение неплатежеспособности предприятия. Эта задача является наиболее неотложной в системе задач. В ряде случаев реализация только этой задачи позволяет пресечь углубление финансового кризиса предприятия, восстановить его имидж среди хозяйственных партнеров и получить необходимый запас времени для реализации других мероприятий. Вместе с тем, необходимо помнить, что нарушение платежеспособности это лишь один из внешних симптомов проявления финансовых кризисов предприятия, поэтому устранение неплатежеспособности должно осуществляться не столько за счет ликвидации симптомов, сколько путем устранения их причин.

3. восстановление финансовой устойчивости предприятия. Это одна из основных задач, обеспечивающих реализацию главной цели, требующая наибольших усилий и затрат финансовых ресурсов. Реализация этой задачи осуществляется путем поэтапной структурной перестройки всей финансовой деятельности предприятия. В процессе такой финансовой реструктуризации предприятия в первую очередь обеспечивается оптимизация структуры капитала, оборотных активов и денежных потоков, а в отдельных случаях снижается его инвестиционная активность.

4. предотвращение банкротства и ликвидации предприятия. Такая задача стоит перед финансовым управлением при диагностировании глубокого или катастрофического системного финансового кризиса. Как правило, внутренние механизмы финансовой стабилизации и объем собственных ресурсов предприятия оказываются недостаточными для преодоления такого финансового кризиса. Поэтому для предотвращения банкротства и ликвидации предприятия должна обеспечиваться эффективная внешняя его санация (с разработкой соответствующего инвестиционного проекта санации).

5. минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия. Эта задача реализуется путем закрепления позитивных результатов вывода предприятия из состояния финансового кризиса и стабилизации качественных структурных преобразований его финансовой деятельности с учетом долгосрочной перспективы. Эффективность мероприятий по преодолению негативных последствий оценивается по критерию минимизации потерь рыночной стоимости предприятия в сопоставлении с докризисным уровнем.

Система финансового оздоровления базируется на определенных принципах. К числу основных их этих принципов относятся (рис. 1) [3; 98]:

Рис. 1. Принципы финансового оздоровления предприятия

1. принцип постоянной готовности реагирования. Достигаемое в результате эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих изменений усиливает конкурентную позицию предприятия, повышают его финансовый потенциал и рыночную стоимость; другие - наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике определяет необходимость поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.

2. принцип превентивности действий. Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу финансового кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий. Поэтому в тех случаях, когда финансовый кризис может быть предотвращен (если его возникновение генерируется только внутренними факторами или нейтрализуемыми внешними факторами), принцип превентивности действий приобретает первостепенное значение. Реализация этого принципа обеспечивается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации финансового кризиса. В этом случае антикризисное финансовое управление использует методологию управления по слабым сигналам.

3. принцип срочности реагирования. Каждое из негативных проявлений финансового кризиса не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему негативные финансовые последствия. Поэтому чем раньше будут включены антикризисные финансовые механизмы по каждому диагностированному кризисному симптому, тем большими возможностями восстановления нарушенного равновесия будет располагать предприятие.

4. принцип адекватности реагирования. Используемая система финансовых механизмов оздоровления в подавляющей своей части связана с затратами финансовых ресурсов или потерями, связанными с нереализованными возможностями (вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п.). При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от конкретных финансовых механизмов и масштабов их использования. Поэтому использование отдельных механизмов нейтрализации угрозы финансового кризиса и его разрешения должно исходить из реального уровня такой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае не будет получен ожидаемый эффект (если действие механизмов или масштабы их применения недостаточны) или предприятие будет нести неоправданно высокие затраты и потери (если действие механизмов или масштабы их применения избыточны для данной ситуации).

5. принцип комплексности принимаемых решений. Практически каждый финансовый кризис предприятия по источникам генерирующих его факторов, а соответственно и по формам проявления своих негативных последствий носит комплексный характер. Аналогичный комплексный характер должна носить и система разрабатываемых и реализуемых антикризисных мероприятий, обеспечивающих эффективную нейтрализацию влияния таких факторов и их негативных последствий.

6. принцип альтернативности действий. Этот принцип предполагает, что каждое из принимаемых финансовых решений должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа их альтернативных проектов с определением уровня их результативности и оценкой затрат. В процессе оценки результативности таких альтернативных проектов решений следует исходить из определенных критериев, обеспечивающих достижение цели или отдельных задач антикризисного финансового управления.

7. принцип адаптивности управления. В процессе развития финансового кризиса, генерирующие его факторы, характеризуются высокой динамикой. Это предопределяет необходимость высокого уровня гибкости финансового управления, его быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней финансовой среды.

8. принцип приоритетности использования внутренних ресурсов. В процессе финансового оздоровления, особенно на ранних стадиях диагностики финансового кризиса, предприятие должно рассчитывать преимущественно на внутренние финансовые возможности его нейтрализации. Опыт показывает, что если финансовый кризис генерируется только финансовыми факторами, т.е. носит структурный характер, то при нормальных маркетинговых позициях предприятия он полностью может быть разрешен за счет использования исключительно внутренних механизмов антикризисного управления и собственных финансовых ресурсов. В этом случае предприятие может избежать потери управляемости и процедур внешнего контроля своей финансовой деятельности.

9. принцип оптимальности внешней санации. Если финансовый кризис диагностирован лишь на поздней стадии своего развития, носит системный характер и оценивается как глубокий или катастрофический, а механизмы внутренней его нейтрализации не позволяют достичь равновесия предприятия, оно должно инициировать свою внешнюю санацию. Она должна быть направлена на предотвращение банкротства или ликвидации предприятия в других ее формах. Принцип оптимальности внешней санации предполагает, что при выборе ее форм и состава внешних санаторов следует исходить из системы определенных критериев. Такими критериями могут быть сохранение управления предприятием его первоначальными учредителями, минимизация потери рыночной стоимости предприятия и другие.

10. принцип эффективности. Реализация этого принципа обеспечивается сопоставлением эффекта финансового оздоровления и связанных с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов. Эффект может характеризоваться уровнем достижения отдельных целей - по предотвращению финансового кризиса, смягчению негативных условий его протекания или связанных с ним негативных финансовых последствий. Учитывая, что выразить этот эффект в денежной форме затруднительно, оценка эффективности отдельных мероприятий носит сравнительный характер (на основе сопоставления уровня достижения отдельных целей и объема затрат финансовых ресурсов по альтернативным вариантам управленческих решений).

Система финансового оздоровления предприятия реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Функции финансового управления на этапе оздоровления направлены на реализацию общих функций финансового менеджмента и конкретизируются с учетом особенностей рассматриваемой системы функционального управления. Эти функции подразделяются на две основные группы, определяемые комплексным содержанием системы антикризисного финансового управления [8; 112]:

1.          общие функции антикризисного финансового управления как управляющей системы (состав этих функций характерен для любого вида менеджмента, хотя и должен учитывать его особенности);

2.       специфические функции антикризисного финансового управления как особой функциональной системы управления предприятием (состав этих функций определяется конкретным предметом финансового менеджмента).

Финансовое оздоровление предприятия представляет собой процесс, основным содержанием которого является подготовка, принятие и реализация управленческих решений по предупреждению финансовых кризисов, их преодолению и минимизации их негативных последствий. В силу кризисных условий принятие управленческих решений часто осуществляется в обстановке снижения управляемости предприятием, дефицита времени, высокой степени неопределенности, конфликтности интересов различных групп работников. Для осуществления управления на предприятии часто создается специальная группа высококвалифицированных менеджеров, наделяемая особыми полномочиями для принятия и реализации управленческих решений, а также соответствующими финансовыми ресурсами.

Процесс финансового оздоровления предприятия, как цикл процесса управления строится по следующим основным этапам [5; 64].

1. Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения симптомов финансового кризиса. Такой мониторинг организуется в рамках общего мониторинга финансовой деятельности предприятия как самостоятельный его блок с целью выявления ранних признаков возможного финансового кризиса.

2. Разработка системы профилактических мероприятий по предотвращению финансового кризиса при диагностировании предкризисного финансового состояния предприятия. Антикризисное финансовое управление предприятием на этом этапе характеризуемое как «управление по ранним сигналам»; носит преимущественно превентивную направленность.

3. Идентификация параметров финансового кризиса при диагностировании его наступления. Такая идентификация осуществляется на основе классификации финансовых кризисов предприятия по результатам мониторинга показателей - «индикаторов кризисного развития».

4. Исследование факторов, обусловивших возникновение финансового кризиса предприятия и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления. Такое исследование последовательно осуществляется следующим образом:

На первой стадии идентифицируются отдельные факторы финансового кризиса. В процессе такой идентификации вся их совокупность подразделяется на внешние и внутренние факторы.

На второй стадии исследуется степень влияния отдельных факторов на формы и масштабы финансового кризиса предприятия в разрезе отдельных параметров «кризисного поля».

На третьей стадии прогнозируется развитие факторов финансового кризиса и их совокупное негативное влияние на развитие финансовой деятельности предприятия.

5. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия по преодолению финансового кризиса. Такая оценка во многом определяет направленность антикризисных мероприятий и интенсивность использования стабилизационных механизмов.

6. Выбор направлений механизмов финансовой стабилизации предприятия, адекватных масштабам его кризисного финансового состояния. Выбор таких механизмов призван стабилизировать финансовое состояние предприятия путем соответствующих преобразований важнейших параметров его финансовой структуры - структуры капитала, структуры активов, структуры денежных потоков, структуры источников формирования финансовых ресурсов, структуры инвестиционного портфеля и т.п. Система таких механизмов составляет основу стратегии финансового оздоровления предприятия.

7. Разработка и реализация комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса. Такая стратегическая комплексная программа разрабатывается обычно в форме двух альтернативных документов - комплексного плана мероприятий по выводу предприятия из состояния финансового кризиса или инвестиционного проекта финансовой санации предприятия.

Комплексный план мероприятий по выводу предприятия из состояния финансового кризиса разрабатывается в тех случаях, когда предусматривается использование преимущественно внутренних механизмов финансовой стабилизации в рамках объема финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников.

8. Контроль реализации программы вывода предприятия из финансового кризиса. Такой контроль возлагается, как правило, на главных менеджеров предприятия. Основная часть мероприятий комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса контролируется в системе оперативного финансового контроллинга, организованного на предприятии. Результаты контроля выполнения программы требуют периодического обсуждения с целью внесения необходимых корректив, направленных на повышение эффективности мероприятий.

9. Разработка и реализация мероприятий по устранению негативных последствий финансового кризиса. Система таких мероприятий на каждом предприятии носит индивидуализированный характер и направлена на последующую стабилизацию качественных структурных преобразований его финансовой деятельности.

Таким образом, система управления финансовым оздоровлением предприятия включает в себя полный цикл от диагностирования возникшей кризисной ситуации в области управления финансами до создания механизмов превентивного реагирования на случай возникновения новых негативных тенденций. Безусловно, разработка процедур финансового оздоровления должна носить плановый характер, что определяет необходимость рассмотрения соответствующей системы и методов планирования.

1.2    СИСТЕМЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Планирование финансового оздоровления представляет собой процесс разработки системы планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению вывода предприятия из финансового кризиса и поддержанию его финансового равновесия в предстоящем периоде.

Осуществляемое на предприятии планирование финансового оздоровления призвано обеспечить решение следующих основных задач [9; 137]:

1. обеспечить четкую направленность всех плановых показателей на реализацию стратегических целей финансового оздоровления в соответствующем периоде.

2. обеспечить реализацию выявленных в процессе финансового анализа резервов повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия для преодоления кризисной ситуации.

3. определить потребность в необходимом объеме финансовых ресурсов, требуемых для предстоящего вывода предприятия из финансового кризиса, и оптимизировать источники их формирования.

4. определить направления наиболее эффективного использования финансовых ресурсов в предстоящем периоде и оптимизировать их распределение по критерию максимизации воздействия на кризисные факторы.

5. оптимизировать внутренние пропорции формирования активов, капитала и денежных потоков предприятия с целью обеспечения его финансовой устойчивости и платежеспособности в процессе предстоящего развития.

Планирование финансового оздоровления предприятия базируется на использовании трех основных его систем:

1.       перспективного планирования финансовой деятельности предприятия.

2.       текущего планирования финансовой деятельности предприятия.

.        оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.

Каждой из этих систем финансового планирования присущи особые методические подходы к осуществлению, формы реализации результатов и определенный период (плановый горизонт) охвата.

Все системы внутрифирменного финансового планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. На исходном этапе этого процесса осуществляется перспективное финансовое планирование, которое призвано реализовать стратегические цели финансового оздоровления предприятия, а также определить задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, текущее финансовое планирование, формируя плановые задания финансового оздоровления предприятия в рамках предстоящего года, создает основу для разработки и доведения до исполнителей оперативных бюджетов по всем основных направлениям финансовой деятельности.

Рассмотрим каждую систему.

         Система перспективного планирования предприятия является наиболее сложной и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей.

Поскольку ряд исходных предпосылок долгосрочного финансового плана по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия, обеспечивающим его финансовое оздоровление, носят вероятностный характер и разброс их параметров в условиях современной экономики довольно высок, этот план желательно разрабатывать в нескольких вариантах: оптимистическом, реалистическом, пессимистическом.

Долгосрочный финансовый план составляется, как правило, на предстоящие три года, с разбивкой по отдельным годам прогнозируемого периода. Форма такого плана носит произвольный характер, но в нем должны получить отражение наиболее важные параметры финансового оздоровления предприятия, определяемые целями финансовой стратегии. К числу основных таких параметров относятся:

·   прогнозируемая сумма активов предприятия, в т.ч. оборотных;

·   прогнозируемая структура капитала (соотношение собственного и заемного);

·   прогнозируемый объем реального инвестирования предприятия;

·   прогнозируемые сумма чистой прибыли и показатель рентабельности собственного капитала;

·   прогнозируемая сумма амортизационного потока;

·   прогнозируемое соотношение распределения чистой прибыли на потребление и накопление;

·   прогнозируемая сумма чистого денежного потока предприятия.

В процессе прогнозирования основных показателей долгосрочного финансового плана используются следующие основные методы [7; 75]:

1. метод корреляционного моделирования. Сущность метода заключается в установлении корреляционной зависимости между двумя рассматриваемыми показателями в динамике и последующем прогнозировании одного из них в зависимости от изменения другого. В антикризисном финансовом управлении широкое распространение получило прогнозирование суммы активов предприятия, а также некоторых других показателей в зависимости от изменения объемов реализации продукции.

2. метод оптимизационного моделирования. Он заключается в оптимизации конкретного прогнозируемого показателя в зависимости от ряда условий его формирования. Этот метод используется в финансовом менеджменте при прогнозировании структуры капитала, чистой прибыли и некоторых других показателей.

3. метод многофакторного экономико-математического моделирования. Сущность этого метода состоит в том, что прогнозируемый показатель определяется на основе конкретных математических моделей, отражающих функциональную взаимосвязь его количественного значения от системы определенных факторов, также выраженных количественно.

4. расчетно-аналитический метод. Его сущность состоит в прямом расчете количественных значений прогнозируемых показателей на основе использования соответствующих норм и нормативов. В финансовом менеджменте он используется при прогнозировании суммы амортизационного потока, а соответственно, и чистого денежного потока.

5. экономико-статистический метод. Сущность метода состоит в исследовании закономерностей динамики конкретного показателя и распределении темпов этой динамики на прогнозируемый период. Использование метода дает наименьшую точность прогноза, так как не позволяет учесть новые тенденции и факторы.

В процессе прогнозирования основных показателей долгосрочного финансового плана предприятия могут быть использованы и другие методы (метод экспертных оценок, балансовый и т.д.).

. Система текущего финансового планирования. Она базируется на разработанном долгосрочном плане. Это планирование состоит в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования оздоровления предприятия, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущие планы финансовой деятельности разрабатываются на предстоящий год с разбивкой по кварталам.

Основные виды текущих финансовых планов представлены на рис.2. [4; 34].

Рис. 2. Система основных видов текущих финансовых планов, являющихся основой финансового оздоровления предприятия

А. План доходов и расходов операционной деятельности является одним из основных видов текущего финансового плана предприятия, составляемого на первоначальном этапе текущего планирования его финансовой деятельности.

Целью его разработки является определение суммы чистой прибыли по операционной деятельности.

В процессе разработки этого плана должна быть обеспечена четкая взаимосвязь планируемых показателей доходов от реализации продукции, издержек, налоговых платежей, балансовой и чистой прибыли предприятия.

Б. План поступления и расходования денежных средств призван отражать результаты прогнозирования денежных потоков предприятия. Этот план заменяет ранее составляемый на предприятии план формирования и использования финансовых ресурсов.

Целью разработки этого плана является определение объема и источников формирования финансовых ресурсов предприятия; распределение финансовых ресурсов по видам и направлениям его хозяйственной деятельности; обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода.

В этом плане должна быть обеспечена четкая взаимосвязь показателей остатка денежных средств на начало периода, их поступления в плановом периоде, их расходования в плановом периоде и остатка денежных средств на конец периода.

В. Балансовый план отражает результаты прогнозирования состава активов и структуры используемого капитала на конец планового периода.

Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде.

При разработке финансового плана используется укрупненная схема статей баланса предприятия, отражающая требования его построения применительно к специфике конкретной организационно-правовой формы деятельности.

. Система оперативного финансового планирования базируется на разработанных текущих финансовых планах. Это планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности. Главной формой такого планового финансового задания является бюджет.

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках одного года (как правило, на квартал или месяц), отражающий расходы и поступления финансовых ресурсов в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.

Процесс бюджетирования носит непрерывный или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год в процессе текущего финансового планирования, заранее разрабатывается система квартальных бюджетов. Процесс такого скользящего бюджетирования гарантирует непрерывность функционирования системы оперативного планирования финансовой деятельности, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля и необходимой корректировки результатов этой деятельности.

Термин бюджетное планирование обычно используют для относительно устойчивых предприятий, целью которых является улучшение финансовых показателей, а также предотвращение кризисной ситуации. Для предприятий, которые уже находятся в кризисе, обычно используют термин бизнес-планирование. Важнейшей составляющей бизнес-планирования является финансовый план. Его особенностями является то, что бизнес-план разрабатывается на весь срок жизнедеятельности фирмы или хотя бы на ряд лет. Также большую роль играет маркетинговый анализ, особенно в части стратегической оценки рыночной ситуации и возможности фирмы по расширению рынка сбыта. При составлении бизнес-планов бюджетирование может дополняться специфическими инструментами долгосрочного планирования, такими как учет инфляции, временной стоимости денег.

Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет повысить эффективность финансового оздоровления предприятия, обеспечить его целенаправленность.

Таким образом, система финансового оздоровления предприятия является составной частью антикризисного финансового управления, органически связана с основными этапами цикла антикризисного управления, базируется на всесторонней комплексной диагностике ситуации, выражающейся в финансовом кризисе, и направлена на устранение неплатежеспособности, восстановление финансовой устойчивости и финансового равновесия предприятия.

Реализация комплекса мероприятий финансового оздоровления базируется на системе финансового планирования, целях и стратегии антикризисного финансового управления.

Соответственно, для разработки системы мер финансового оздоровления предприятия, необходимо провести диагностику его финансового состояния.

1.3 ПУТИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЙ

ИЗ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ

Конкретные пути выхода предприятия из кризисной финансовой ситуации зависят от причин его несостоятельности. Поскольку большинство предприятий разоряется по вине неэффективной государственной политики, то одним из путей финансового оздоровления предприятий должна быть государственная поддержка несостоятельных субъектов хозяйствования. Но ввиду дефицита государственного бюджета рассчитывать на эту помощь могут не все предприятия.

С целью сокращения дефицита собственного оборотного капитала акционерное предприятие может попытаться пополнить его за счет выпуска и размещения новых акций и. облигаций. Однако при этом надо иметь в виду, что выпуск новых акций и облигаций может привести к падению их курса и это тоже может стать причиной банкротства. Поэтому в западных странах часто прибегают к выпуску конвертируемых облигаций с фиксированным процентом дохода и возможностью их обмена наакций предприятия.

Один из путей предотвращения банкротства акционерных предприятий -уменьшение или полный отказ от выплаты дивидендов по акциям при условии, что удастся убедить акционеров в реальности программы финансового оздоровления и повышения дивидендных выплат в будущем.

Важным источником финансового оздоровления предприятия является факторинг, т.е. уступка банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита.

Одним из эффективных методов обновления материально-технической базы предприятия является лизинг, который не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования. Использование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволяет оперативно обновлять оборудование и вести техническое перевооружение производства.

Привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход, также является одним из резервов финансового оздоровления предприятия. Этому же способствует и диверсификация производства по основным направлениям хозяйственной деятельности, когда вынужденные потери по одним направлениям покрываются прибылью от других.

Уменьшить дефицит собственного капитала можно за счет ускорения его оборачиваемости путем сокращения сроков строительства, производственно-коммерческого цикла, сверхнормативных остатков запасов, незавершенного производства и т.д.

Сокращение расходов на содержание объектов жилсоцкультбыта путем передачи их в муниципальную собственность также способствует приливу капитала в основную деятельность.

С целью сокращения расходов и повышения эффективности основного производства в отдельных случаях целесообразно отказаться от некоторых видов деятельности, обслуживающих основное производство (строительство, ремонт, транспорт и т.п.) и перейти к услугам специализированных организаций.

Если предприятие получает прибыль и является при этом неплатежеспособным, нужно проанализировать использование прибыли. При наличии значительных отчислений в фонд потребления эту часть прибыли в условиях неплатежеспособности предприятия можно рассматривать как потенциальный резерв пополнения собственных оборотных средств предприятия.

Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использования вторичного сырья, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Для систематизированного выявления и обобщения всех видов потерь на каждом предприятии целесообразно вести специальный реестр потерь с классификацией их по определенным группам[6, 110]:

·        от брака;

·        по производствам, не давшим продукции;

·        от снижения качества продукции;

·        от невостребованной продукции;

·        от утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта;

·        от неполного использования производственной мощности предприятия;

·        от простоев рабочей силы, средств труда, предметов труда и денежных ресурсов;

·        от перерасхода ресурсов на единицу продукции по сравнению с установленными нормами;

·        от порчи и недостачи материалов и готовой продукции;

·        от списания не полностью амортизированных основных средств;

·        от уплаты штрафных санкций за нарушение договорной дисциплины;

·        от списания невостребованной дебиторской задолженности;

·        от просроченной дебиторской задолженности;

·        от привлечения невыгодных источников финансирования;

·        от несвоевременного ввода в действие объектов капитального строительства;

·        от стихийных бедствий и т.д.

Анализ динамики этих потерь и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно улучшить финансовое состояние субъекта хозяйствования.

В особо тяжелых случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбора и расстановки персонала, систему управления качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и др.

При этом показателями, характеризующими позитивность производимых изменений, восстановление и развитие предприятий, являются:

·        рост собственного оборотного капитала;

·        сокращение сроков расчета как за полученные, так и за поставленные товары (оборачиваемость расчетов);

·        снижение долгового бремени;

·        рост выручки, в т. ч. ее денежной составляющей;

·        рост производительности труда и численности работающих;

·        отвлечение средств на развитие производства, модернизацию оборудования, технологических процессов;

·        увеличение средней заработной платы работающих (в том числе по отношению к выработке);

·        снижение и ликвидация задолженности по оплате труда;

·        разработка и выпуск новых изделий и др.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВМК»

2.1 КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ВМК»

Ивановский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания» является закрытым акционерным обществом. Филиал учрежден в соответствии с решением учредителей ЗАО «Военно-мемориальная компания» г. Москва 7 августа 1998 г.

ЗАО «Военно-мемориальная компания» является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, фирменный знак (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в банках.

Свидетельство о государственной регистрации №209099, регистрационный номер 103031 от 17 октября 1992 г. выдано на основании закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. №3520-1.

Основной целью ЗАО «Военно-мемориальная компания» г. Иваново является получение прибыли.

Предприятие специализируется на изготовлении продукции и услуг ритуального характера, например, памятников, гробов, проведении ритуальных захоронений. Это является его основным видом деятельности.

Клиентами компании являются физические и юридические лица.

Численность персонала компании составляет 15 человек.

ЗАО «Военно-мемориальная компания» возглавляет директор в лице Сиротина А. П.. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, состоящей из старшего бухгалтера, главного бухгалтера, экономиста, бухгалтера-кассира, делопроизводителя, приемщика заказов. Каждый из сотрудников бухгалтерии занимается определенным видом деятельности. За их работой следит главный бухгалтер.

В компании применяется позаказный метод калькулирования себестоимости, поскольку производство продукции осуществляется в тесной связи со вкусами и пожеланиями клиентов.

Ивановский филиал имеет офисные и производственные площади, на которых размещены склады, гаражи для автотранспорта, производственные цеха, офис.

Во главе каждого цеха находится квалифицированный персонал, который осуществляет контроль за деятельностью каждого цеха в отдельности.

Структура управления представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структура управления ЗАО «Военно-мемориальная

компания» г. Иваново

Главными задачами специалистов является обеспечение высокого качества производимой продукции, выпуска широкого ассортимента надгробий памятников, ритуальных принадлежностей, услуг по погребению, а также строгое соблюдение договорных обязательств.

Можно сказать, что предприятие выполняет эти задачи. Однако оно недостаточно уверенно стоит на ногах, поскольку имеет финансовые затруднения. Такой вывод можно сделать из отрицательного финансового результата, растущей кредиторской задолженности. Но даже при такой негативной ситуации ЗАО «Военно-мемориальная компания» занимает значительную долю рынка г. Иваново (≈50%).

В ЗАО «Военно-мемориальная компания» прибыль формируется из выручки. Затем она направляется в головную компанию, т.е. в ЗАО «Военно-мемориальная компания» г. Москва. На усмотрение головной компании необходимые суммы перечисляются в Ивановский филиал.

Исходя из вышесказанного можно сформулировать цель дальнейшей работы предприятия - выход из кризиса путем роста прибыли за счет снижения цен, а следовательно за счет снижения затрат на выпуск продукции.

2.2    ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ВМК» В 2005-2006 г.

Анализ экономического состояния ЗАО «Военно-мемориальная компания» произведен на основе бухгалтерской отчетности за 2005 г. и 2006 г. (формы №1 и №2 - см. Приложения 1, 2). Углубленный анализ финансового состояния предприятия требует привлечения аналитических данных управленческого учета (структура продаж в разрезе видов продукции и по сегментам бизнеса, состояние расчетов с отдельными покупателями и поставщиками, динамика цен и т.п.). Однако такие данные в распоряжение автора работы не были предоставлены руководством предприятия ввиду их конфиденциальности. Поэтому, представленный в работе анализ финансового состояния предприятия, является, по существу, экспресс-анализом бухгалтерской отчетности предприятия за период 2005 - 2006 гг.

Экспресс-оценка структуры и динамики бухгалтерского баланса (см. Приложение 1) за рассматриваемый период позволяет сделать следующие выводы:

Общая стоимость имущества выросла на 2 801,91 тыс. руб. (62,94%) что, в принципе, говорит о росте хозяйственной деятельности предприятия;

Дебиторская задолженность в абсолютных показателях увеличилась в 2005 г. на 183,22 тыс. руб., за 2006 г. на 141,12 тыс. руб., хотя к концу 2006 года удельный вес в валюте баланса уменьшился с 28,76% до 19,59% (т.е. на 9,17%). Общее соотношение расчетов фирмы выглядит неблагоприятно, т.к. дебиторская задолженность не превышает краткосрочную кредиторскую задолженность ЗАО «Военно-мемориальная компания» г. Иваново;

Очень низкий удельный вес денежных средств в оборотных активах предприятия (в 2005 г. - 0,65%) увеличился на 9,49% в 2006 г., абсолютное увеличение составило 706,46 тыс. руб., что является благоприятным моментом;

Величина запасов в оборотных активах увеличилась в 2005 г. на 7,34%, в 2006 г. - на 37,32% (на 173,19 тыс. руб. и 944,97 тыс. руб. соответственно). Таким образом, увеличение оборотных активов произошло за счет увеличения запасов, что является неблагоприятной тенденцией для предприятия.

Анализ динамики общей структуры пассива показывает удельное увеличение собственного капитала предприятия с 13,66% до 22,32%, т.е. на 8,66% при абсолютном росте на 1 010,79 тыс. руб. При этом заемный капитал увеличился в абсолютных показателях на 1 791,11 тыс. руб. Однако удельный вес заемного капитала в валюте баланса уменьшился с 86,34% до 77,68%, т.е. на 8,66%.

Можно заключить, что данный баланс (см. Приложение 1) не обладает всеми признаками «хорошего» баланса, а именно: темпы прироста оборотных активов в 2006 г. ниже темпов прироста в процентах внеоборотных активов; собственный капитал организации в абсолютном выражении не превышает заемный. Однако валюта баланса в конце отчетного периода и в 2005 г. и в 2006 г. увеличивается; темпы прироста кредиторской задолженности чуть выше темпов прироста дебиторской; в балансах отсутствует статья «Непокрытый убыток»; доля собственных средств в оборотных активах в 2005 г. составляет 27,32%, в 2006 г. - 44,64%, что выше границы в 10%.

Обычно экспресс-анализ бухгалтерского баланса дополняется анализом финансовых результатов по ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Рассмотрение данных, позволяет сделать следующие выводы:

Выручка от продаж, т.е. доходы по обычным (основным) видам деятельности ЗАО «Военно-мемориальная компания» г. Иваново за 2005 г. выросла на 2005 тыс. руб. (на 32,14%), в 2006 г. - на 3464 тыс. руб. (на 42,02%).

Одновременно с увеличением выручки наблюдается рост себестоимости в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом на 32,14%, а в 2006 г. - на 16,27% (более низкий темп роста по сравнению с темпом роста выручки). Уровень себестоимости в выручке увеличился в 2005 г. по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 0,05%, а в 2006 г. - снизился на 3,67%, что является положительной тенденцией. Несмотря на рост управленческих расходов (в 2005 г. - на 34,07%, в 2006 г. - на 85,82% по сравнению с предыдущим отчетным периодом), их удельный вес в выручке составляет в 2005 г. - 21,14%, в 2006 г. - 27,88%. Поэтому основным фактором снижения прибыли является рост себестоимости. С учетом всех расходов предприятие имеет отрицательный финансовый результат в 2005 г. и в 2006 г. Одновременно с этим в каждом периоде наблюдается темп увеличения убытка от деятельности. В 2006 г. финансовый результат уменьшился на 478 тыс. руб., т.е. на 45,52%.

Таким образом, в целом финансово-экономическое состояние можно назвать кризисным, т.е. деятельность ЗАО «Военно-мемориальная компания» является убыточной. Однако, с точки зрения анализа, кроме прибыли в балансе организации, не менее важно наличие достаточной суммы денежных средств, а также запасов для осуществления текущей деятельности и погашения обязательств перед кредиторами. Поэтому методика анализа финансового состояния предприятия, кроме экспресс-анализа бухгалтерского баланса и «Отчета о прибылях и убытках», предполагает расчет следующей системы показателей: платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность и рентабельность.

Предлагаемая методика использует для расчета показателей данные по строкам форм бухгалтерской отчетности. В экономической литературе, как правило, рекомендуется сформировать для расчетов, так называемый аналитический (агрегированный, уплотненный) баланс [6]. Также для расчета показателей, при проведении экспресс-анализа, можно воспользоваться формулами, разработанными для анализа форм бухгалтерской отчетности. Расчеты показателей платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, а также рентабельности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Расчетные значения относительных показателей платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности

Показатель

На 01.01.2005 г.

На 01.01.2006 г.

Отклонение

А

1

2

3

Показатели платежеспособности

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,0075

0,1305

+0,123

2. Коэффициент «критической оценки»

0,34

0,38

+0,04

3. Коэффициент текущей ликвидности

1

1

0

4. Доля оборотных средств в активах

0,86

0,78

-0,08

Показатели финансовой устойчивости

1. Коэффициент капитализации

6,32

3,48

-2,84

2. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

0

0

0

3. Коэффициент финансовой независимости

0,14

0,22

+0,08

4. Коэффициент финансирования

0,16

0,29

+0,13

5. Коэффициент финансовой устойчивости

0,14

0,22

+0,08

Коэффициенты деловой активности

А. Общие показатели оборачиваемости

1. Ресурсоотдача

1,63

1,61

-0,02

2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

1,74

2,47

+0,73

3. Коэффициент отдачи нематериальных активов

---

---

---

4. Фондоотдача

7,4

10,51

+3,11

5. Коэффициент отдачи собственного капитала

7,4

10,51

+3,11

Б. Показатели управления активами

6. Оборачиваемость материальных средств (запасов)

133

93,7

-39,3

7. Оборачиваемость денежных средств

16,92

11,5

-5,42

8. Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах

6,1

8,7

+2,6

9. Срок погашения дебиторской задолженности

59,82

42,12

-17,7

10. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

1,74

2,47

+0,73

11. Срок погашения кредиторской задолженности

209,7

147,8

-61,9

Показатели рентабельности

1. Рентабельность продаж

-7,04

-10,11

-3,07

2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности

-11,14

-11,05

+0,09

3. Чистая рентабельность

-12,74

-13,05

-0,31

4. Экономическая рентабельность

-382,89

-54,53

+328,36

5. Рентабельность собственного капитала

316,97

-151,17

-468,14

6. Валовая рентабельность

17,76

+3,65

7. Затратоотдача

-6,57

-9,18

-2,61

8. Рентабельность перманентного капитала

633,94

-303,34

-937,28


Исходя из данных табл. 1, можно сделать следующие выводы.

В 2005 г. предприятие могло рассчитаться только по 0,75% своих обязательств, а в 2006 г. - по 13,05%. При норме 20% - 50% этого явно недостаточно, о чем говорит значение коэффициента абсолютной ликвидности.

Вместе с этим коэффициент текущей ликвидности показывает, что анализируемое предприятие, мобилизовав все оборотные средства, может рассчитаться по всем кредитам и расчетам. Однако значение этого коэффициента ниже минимального равного 1,5.

Из рассчитанных показателей платежеспособности можно заключить, что предприятие может расплатиться по своим обязательствам только путем мобилизации всех своих оборотных средств. Однако это может привести к полной парализации деятельности ЗАО «ВМК».

Рассмотрим показатели финансовой устойчивости.

Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами. В наиболее общем виде уровень устойчивости характеризуется тем, какие источники предприятие использует для формирования запасов и затрат. Предприятие тем устойчивее, чем больше степень участия в формировании запасов и затрат собственных источников оборотных средств, наличие которых определяет положительная разность между собственным капиталом и внеоборотными активами.

Коэффициент капитализации показывает, что организация уменьшает объем заемных средств по отношению к одному рублю вложенных в активы собственных средств (на 2,84).

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования показывает, что предприятие финансирует оборотные активы только за счет заемных средств. Значение этого коэффициента также как и коэффициента капитализации не соответствует нормативному.

Динамика коэффициента финансовой независимости положительна. Это означает, что организация увеличивает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования. Однако даже такая тенденция не обеспечивает необходимого значения данного показателя. При нормативном значении равном 0,4 на конец анализируемого периода коэффициент автономии равен 0,22.Из табл. 1 можно заключить, что значение показателей финансовой устойчивости и за 2005 г., и за 2006 г. не соответствуют нормальному значению.

Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных, а какая за счет заемных средств. Из табл. 1 видно, что на начало отчетного периода деятельность предприятия финансировалось заемными средствами на 84 %, а собственными лишь на 16%. Доля финансирования деятельности собственными средствами увеличилась на 13%. Показатель на конец отчетного периода чуть выше нормы и составил 0,29 (см. табл. 1).

Из табл. 1 ясно, что у ЗАО «Военно-мемориальная компания» наблюдается очень низкая степень способности расчетов по своим обязательствам.

Рассмотрим показатели деловой активности.

Ресурсоотдача отражает скорость оборота всего капитала организации или эффективность использования всех имеющихся ресурсов независимо от их источников. Данные табл. 1 показывают, что за анализируемый период этот показатель уменьшился на 0,02. Отрицательное изменение означает, что в организации полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль, стал совершаться медленнее.

Скорость оборота оборотных средств в отчетном году увеличилась. Об этом свидетельствует значение коэффициента оборачиваемости оборотных средств (см. табл. 1).

Значения фондоотдачи за отчетный период выше, чем за аналогичный прошедший период. Значение этого коэффициента за аналогичный период предыдущего периода равно 7,4, а за отчетный год - 10,51. Эта тенденция свидетельствует о том, что в отчетном году оборотные средства использовались гораздо эффективнее, чем в предыдущем.

Скорость отдачи на собственный капитал отражает активность использования денежных средств. Данный коэффициент имеет высокое значение у анализируемой организации. Это означает, что на каждый рубль инвестированных собственных средств приходится в 2006 году на 3,11 тыс. руб. выручки от продажи больше, чем в предыдущем.

Коэффициент оборачиваемости материальных запасов характеризует оборачиваемость запасов. Чем выше этот показатель, тем больше затоваривание и тем медленнее организация может погашать долги. За отчетный период у анализируемой организации значение этого показателя уменьшилось на 39,3 дня.

Что касается сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженности, то об их изменении свидетельствуют изменения значений показателей срока погашения дебиторской и кредиторской задолженности (см. табл. 1). Значение такого коэффициента, как срок погашения дебиторской задолженности за отчетный период, уменьшилось на 17,7 дней. За отчетный период уменьшился срок погашения кредиторской задолженности на 61,9 дней. Это говорит о том, что состояние дебиторской и кредиторской задолженности в части сроков их погашения улучшились.

В целом можно сказать, что активы финансируются за счет устойчивых источников лишь на 14% (в 2005 г.) и на 22% (в 2006 г.). Оборотные активы ЗАО «ВМК» финансируются только за счет заемных средств. Предприятие может расплатиться по своим обязательствам только путем мобилизации всех своих оборотных средств.

Из вышесказанного финансовое положение ЗАО «Военно-Мемориальная компания» можно считать кризисным.

На основании произведенных расчетов, представленных в табл. 1, проведем бальную оценку финансового состояния предприятия[6, 128].

Сущность этой методики заключается в том, что любая анализируемая организация может быть отнесена к определенному классу в зависимости от «набранного» количества баллов. Количество баллов определяется в зависимости от фактических значений ее финансовых коэффициентов.

-й класс - это организации с абсолютной финансовой устойчивостью и абсолютно платежеспособные, чье финансовое состояние позволяет быть уверенными в своевременном выполнении обязательств в соответствии с договорами. Это организации, имеющие рациональную структуру имущества и его источников, и, как правило, довольно прибыльные.

-й класс - это организации с нормальным финансовымсостоянием. Их финансовые показатели в целом находятся очень близко к оптимальным, но по отдельным коэффициентам допускается некоторое отставание. У этих организаций, как правило, неоптимальное соотношение собственных и заемных источников финансирования, сдвинутое в пользу заемного капитала. При этом наблюдается опережающий прирост кредиторской задолженности по сравнению с приростом других заемных источников, а также по сравнению с приростом дебиторской задолженности. Обычно это рентабельные организации.

-й класс - это организации, финансовое состояние которых можно оценить как среднее. При анализе бухгалтерского баланса обнаруживается «слабость» отдельных финансовых показателей. У них либо платежеспособность находится на границе минимально допустимого уровня, а финансовая устойчивость нормальная, либо наоборот - неустойчивое финансовое состояние из-за преобладания заемных источников финансирования, но есть некоторая текущая платежеспособность. При взаимоотношениях с такими организациями вряд ли существует угроза потери средств, но выполнение обязательств в срок представляется сомнительным.

-й класс - это организации с неустойчивым финансовым состоянием. При взаимоотношениях с ними имеется определенный финансовый риск. У них неудовлетворительная структура капитала, а платежеспособность находится на нижней границе допустимых значений. Прибыль у таких организаций, как правило, отсутствует вовсе или очень незначительная, достаточная только для обязательных платежей в бюджет.

-й класс - это организации с кризисным финансовым состоянием. Они неплатежеспособны и абсолютно неустойчивы с финансовой точки зрения. Эти предприятия убыточные.

Проведем обобщающую оценку ЗАО «ВМК» (см. табл. 2)

Таблица 2

Классификация уровня финансового состояния

Показатели финансового состояния

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

 


Фактическое значение коэффициента

Количество баллов

Фактическое значение коэффициента

Количество баллов

 

А

1

2

3

4

 

1.Коэффициент абсолютной ликвидности

0,0075

0

0,1305

3,5

 

2.Коэффициент «критической» оценки

0,34

0

0,38

0

3.Коэффициент текущей ликвидности

1

0

1

0

4.Доля оборотных средств в активах

0,86

10

0,78

10

5.Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0

0,2

0

0,2

6.Коэффициент капитализации

6,32

0

3,48

0

7.Коэффициент финансовой независимости

0,14

0,2

0,22

0,3

8.Коэффициент финансовой устойчивости

0,14

0,3

0,22

0,5

Итого

---

10,7

---

14,5


По данным табл. 2 получается, что ЗАО «ВМК» в начале года относилась к пятому классу (кризисного) финансового состояния. Это убыточное предприятие. Оно неплатежеспособно и абсолютно неустойчиво с финансовой точки зрения. Однако к концу года ситуация немного изменились. Произошли изменения в лучшую сторону.

На конец года предприятие по результатам бальной оценки финансового состояния можно отнести к четвертому классу финансового состояния. Такие предприятия характеризуются неустойчивым финансовым состоянием. У них неудовлетворительная структура капитала, а платежеспособность находится на нижней границе допустимых значений.

Следует отметить, что методика бальных оценок имеет недостатки. Начисление баллов каждому коэффициенту производится с достаточной долей субъективизма. Также данная методика не учитывает отраслевой специфики анализируемых организаций или предприятий.

Также необходимо проанализировать отрицательный финансовый результат (см. табл. 3).

Таблица 3

Анализ прибыли

Показатель

За отчетный период (тыс. руб.)

За аналогичный период предыдущего года (тыс. руб.)

Динамика, +/-

Уровень в % к выручке в отчетном году

Уровень в % к выручке в предыдущем году

Динамика, +/-

А

1

2

3

4

5

6

Выручка от продажи

11707

8243

3464

100,00%

100,00%

---

Себестоимость проданных товаров

9626

7080

2546

82,22%

85,89%

-3,67%

Валовая прибыль

2081

1163

918

17,78%

14,11%

3,67%

Управленческие расходы

3264

1743

1521

27,88%

21,15%

6,74%

Прибыль (убыток) от продаж

-1183

-580

-603

-10,11%

-7,04%

-3,07%

Операционные расходы

97

46

51

0,83%

0,56%

0,27%

Внереализационные доходы

3

60

-57

0,03%

0,73%

-0,70%

Внереализационные расходы

16

352

-336

0,14%

4,27%

-4,13%

Прибыль (убыток) до налогообложения

-1293

-918

-375

-11,04%

-11,14%

0,09%

Единый налог на вмененный доход

235

132

103

2,01%

1,60%

0,41%

Чистая прибыль (убыток)

-1528

-1050

-478

-13,05%

-12,74%

-0,31%


Проведя вертикальный анализ (см. табл. 3), видно, что в составе выручки наибольший удельный вес имеет себестоимость проданных продукции, товаров, услуг.

Валовая прибыль за год увеличилась на 918 тыс. руб., что связано с увеличением объема выпуска и продажи товаров (работ, услуг). Вместе с этим убыток от продаж в отчетном году увеличился на 375 тыс. руб., на что повлияло увеличение управленческих расходов. Управленческие расходы в 2006 г. больше, чем в 2005 г. на 1521 тыс. руб. В проценте к выручке доля управленческих расходов в 2006 г. больше, чем в 2005 г. на 6,74%.

В управленческие расходы входят: заработная плата сотрудников аппарата управления, командировочные расходы, расходы на юридические и аудиторские консультации, затраты на благоустройство рабочих мест сотрудников аппарата управления, офиса и т.д.

На прибыль до налогообложения повлияли операционные расходы, а также внереализационные доходы и расходы. За счет влияния этих статей прибыль до налогообложения уменьшилась до -1293 тыс. руб. (в 2006 г.).

Таким образом, величина чистой прибыли в 2006 г. составила -1528 тыс. руб.

Можно заключить, что на отрицательный финансовый результат в большей степени повлияли управленческие расходы, которые к тому же имеют тенденцию увеличения.

В целом можно сказать, что предприятие находится в глубоком кризисе, занимается неэффективной деятельностью, а также финансово неустойчиво. Поэтому необходимо разработать систему мер по повышению платежеспособности, восстановлению финансовой устойчивости.

2.3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЗАО «ВМК»

В ходе финансового анализа было выявлено, что рассматриваемое предприятие практически находится на грани банкротства. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо улучшить финансовое состояние предприятия по всем проанализированным показателям.

При этом причина выявленных недостатков связана с положением ЗАО как структурного подразделения ЗАО «ВМК» (г. Москва). Финансовое оздоровление в данной ситуации возможно лишь при внесении некоторых изменений в финансовые отношения филиала и головного предприятия.

Стратегическое управление финансовым оздоровлением предприятия должно носить целевой характер, т.е. должно предусматривать постановку определенных целей и их достижение.

В целях финансового оздоровления ЗАО «ВМК» (г. Москва) должно приостановить перевод прибыли из своего филиала в головную компанию. В дальнейшем необходимо обеспечить отсрочку передачи получаемой прибыли в головную компанию либо создать регламентную базу для передачи финансовых ресурсов на принципах срочности, возвратности, платности.

Дебиторская задолженность в процессе выполнения обязательств - естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий. В ЗАО «ВМК» возникает при следующих обстоятельствах:

-       кредитование покупателя, т.е. при отсрочке платежа;

-       несвоевременная оплата, т.е. при просрочке платежа;

-       другие случаи.

В целях погашения кредиторской задолженности Ивановский филиал «Военно-мемориальной компании»:

.        добивается погашения дебиторской задолженности, т.е. возвратом долгов на расчетный счет путем подачи исков в арбитражный суд. При этом величина взысканной задолженности дебиторов составит 320 тыс. руб.

.        осуществляет продажу дебиторской задолженности на сумму1 102,38 тыс. руб.

.        следующим мероприятием, способствующим расчету ЗАО «ВМК» со своею задолженностью, является продажа неиспользуемых основных средств на сумму равную 115,97 тыс. руб.

.        сдача в аренду неиспользуемого имущества на сумму 1 млн. руб.

.        продажа запасов готовой продукции общей стоимостью 664,53 тыс. руб.

.        продажа избыточных производственных запасов на сумму 490 тыс. руб.

.        в компании применяется позаказный метод калькулирования себестоимости. Оплата продукции происходит после завершения выполнения заказа. В целях финансового оздоровления необходимо переключиться на немедленную оплату заказа. Вместе с этим по уже имеющимся заказам необходимо взыскать оплату за их осуществление. В результате осуществления таких мер, прогнозируется получение средств в размере 1 802,98 тыс. руб.

Однако проведение этих мероприятий повлечет за собой следующие расходы:

·        оплата государственной пошлины в размере 7,9 тыс. руб. при подаче иска в арбитражный суд;

·        продажа дебиторской задолженности повлечет затраты в размере 242,24 тыс. руб.

·        при продаже неиспользуемых основных средств необходимо поместить объявления о продаже в СМИ, при оформлении сделки - воспользоваться услугами специалистов. Поэтому необходимо осуществить затраты на сумму 20 тыс. руб.

·        сдача имущества в аренду - 5 тыс. руб.

·        поскольку осуществляется требование немедленной оплаты заказа для клиентов необходимо предоставить скидки в размере 9 тыс. руб.

Таким образом, для проведения мероприятий по расчетам с кредиторами необходимо осуществить затраты в общей сумме 152,14 тыс. руб. В результате возможно получение средств:

.        от взыскания дебиторской задолженности в суде - 312,1 тыс. руб.

.        получение средств путем уступки прав требований к дебиторам на сумму 860,14 тыс. руб.

.        продажа неиспользуемых основных средств - 95,97 тыс. руб.

.        сдача в аренду - 995 тыс. руб.

.        продажа запасов готовой продукции - 664,53 тыс. руб.

.        продажа производственных запасов - 490 тыс. руб.

.        получение средств от заказчиков - в размере 1 793,98 тыс. руб.

В общей сумме предприятие сможет получить 5 211,72 тыс. руб. Ясно, что для полного погашения кредиторской задолженности недостает 423,27 тыс. руб. Поэтому необходимо осуществить рассрочку платежа, переведя его в более долгосрочный (5 лет). Однако ЗАО «ВМК» имеет денежные средства на расчетном счете в сумме 732,51 тыс. руб. Аккумулировав их, возможно полностью рассчитаться с долгами.

В результате проведения вышеперечисленных мероприятий Ивановский филиал ЗАО «ВМК» сможет рассчитаться с кредиторами. Порядок их осуществления определяется в соответствии с графиком проведения мероприятий по расчетам с кредиторами.

Предполагается, что финансовое оздоровление вводится на срок 360 дней.

Осуществление предлагаемых мероприятий предполагает следующие сроки их проведения:

.        взыскание дебиторской задолженности через суд проводится в течение 130 дней;

.        передача прав требований к дебиторам в течение 145 дней, начиная с 15 дня введения финансового оздоровления;

.        продажа неиспользуемых основных средств проводится в течение 290 дней;

.        неиспользуемое имущество сдается в аренду на срок 11 месяцев (335 дней);

.        продажа готовой продукции осуществляется за 20 дней;

.        продажа производственных запасов проводится в течение 70 дней;

.        получение оплаты за пущенные в производство заказы - в течение 230 дней.

Рис. 4. График проведения мероприятий, способствующим погашению кредиторской задолженности ЗАО «ВМК»

В соответствии с графиком проведения мероприятий в целях погашения задолженности представим график погашения кредиторской задолженности:

В первый месяц финансового оздоровления погасим задолженность в сумме 664,53 тыс. руб., на сто сорок первый день - еще 312,1 тыс. руб. В шестом месяце предполагается осуществить выплаты в размере 860,14 тыс. руб., а в седьмом - 490 тыс. руб. Выплаты на сумму 1 793,98 тыс. руб. осуществятся в восьмом месяце финансового оздоровления. Наиболее длительные мероприятия приведут к расчетам с кредиторами ЗАО «ВМК» в девятом и двенадцатом месяцах в размере 95,97 тыс. руб. и 995 тыс. руб. соответственно.

Однако финансовое оздоровление кроме погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности включает также мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия-должника, увеличение объемов его прибыли.

Для того, чтобы деятельность предприятия перестала быть убыточной необходимо сократить его расходы. В частности, снизить себестоимость и управленческие расходы.

Причинами высокой себестоимости продукции являются следующие факторы:

.        Материальные ресурсы:

·        высокие цены на сырье;

·        перерасход ресурсов;

·        высокие затраты на переработку ресурсов;

·        высокая стоимость хранения;

·        сверхнормативные запасы;

·        нерациональная организация складского хозяйства

.        Трудовые ресурсы:

·        высокие затраты на оплату труда;

·        нарушение трудовой дисциплины;

·        потери рабочего времени;

·        нерациональная организация труда;

·        превышение численности;

·        низкая профессиональная подготовка работников

.        Технология производства:

·        низкий уровень использования основных средств;

·        высокий уровень износа (физического и морального) основных средств;

·        отсутствие ресурсосберегающих технологий;

·        устаревшая технология;

·        несвоевременный ремонт и модернизация;

·        низкий уровень использования производственных мощностей;

.        Непроизводственные расходы и затраты:

·        высокий уровень постоянных расходов;

·        высокий уровень управленческих расходов;

·        высокий уровень брака.

Как было сказано выше, на финансовый результат отрицательное влияние оказали высокая себестоимость и значительный объем управленческих расходов. Предприятие сможет получить положительный финансовый результат, если сократит свои расходы по этим статьям.

Так для снижения себестоимости ЗАО «ВМК» необходимо искать новых поставщиков сырья, снижать потери от брака, повышать качество продукции, наиболее полно использовать производственные мощности. Одновременно с этим необходимо снизить величину управленческих расходов.

Если ЗАО «Военно-мемориальная компания» г. Иваново удастся снизить себестоимость продукции на 10% от себестоимости 2006 года и управленческие расходы - на 20%, то возможно не только прекратить возникновение убытка от деятельности, но и получить чистую прибыль в размере 81,4 тыс. руб.

Полученную прибыль необходимо использовать для погашения оставшегося долга кредиторам, пополнения собственных оборотных средств, модернизацию оборудования, введение ресурсосберегающих технологий, проведение рекламных акций и т.д. При грамотном выполнении плана финансового оздоровления и применения предлагаемых изменений ЗАО «ВМК» может добиться конкурентоспособности и устойчивого положения на рынке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночной экономики, для того чтобы выжить, предприятие должно быть платежеспособным и устойчивым.

Система финансового оздоровления предприятия является составной частью антикризисного финансового управления, органически связана с основными этапами цикла антикризисного управления, базируется на всесторонней комплексной диагностике ситуации, выражающейся в финансовом кризисе, и направлена на устранение неплатежеспособности, восстановление финансовой устойчивости и финансового равновесия предприятия.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО "Военно-мемориальная компания" позволил оценить работу данного предприятия в 2005 и 2006 годах.

В результате анализа были сделаны выводы, чтов целом финансово-экономическое состояние можно назвать кризисным, т.е. деятельность ЗАО «Военно-мемориальная компания» является убыточной .

Предприятие характеризуется неустойчивым финансовым состоянием. У него неудовлетворительная структура капитала, а платежеспособность находится на нижней границе допустимых значений.

Организация имеет отрицательный финансовый результат, на который в большей степени повлияли управленческие расходы, которые к тому же имеют тенденцию увеличения.

В целом можно заключить, что предприятие находится в глубоком кризисе, занимается неэффективной деятельностью, а также финансово неустойчиво. Для решения этих проблем быларазработана система мер по повышению платежеспособности, восстановлению финансовой устойчивости.

Для улучшения финансового состояния были предложены следующие мероприятия:

.        добивается погашения дебиторской задолженности путем возврата долгов на расчетный счет путем подачи исков в арбитражный суд. При этом величина взысканной задолженности дебиторов составит 320 тыс. руб.

.        осуществляет продажу дебиторской задолженности на сумму1 102,38 тыс. руб.

.        следующим мероприятием, способствующим расчету ЗАО «ВМК» со своею задолженностью, является продажа неиспользуемых основных средств на сумму равную 115,97 тыс. руб.

.        сдача в аренду неиспользуемого имущества на сумму 1 млн. руб.

.        продажа запасов готовой продукции общей стоимостью 664,53 тыс. руб.

.        продажа избыточных производственных запасов на сумму 490 тыс. руб.

.        получение оплаты за принятые заказы клиентов в размере 1 802,98 тыс. руб.

Таким образом, предложенные мероприятия должны значительно улучшить финансовоесостояние ЗАО «ВМК» и создать предпосылки для дальнейшего развития.

Реализация комплекса мероприятий финансового оздоровления базируется на системе финансового планирования, целях и стратегии антикризисного финансового управления.

В результате проведения предложенных мероприятий, рассчитанных на срок в 360 дней, предприятие сможет рассчитаться по большей части своей задолженности, а остальную часть - 423,27 тыс. руб. преобразовать в долгосрочную кредиторскую задолженность (5 лет).

Кроме этого, для прекращения образования отрицательного финансового результата от деятельности необходимо снизить себестоимость и размер управленческих расходов.

Если снизить себестоимость на 10% и управленческие расходы на 20%, то возможно не только покрыть убытки от деятельности, но и получить чистую прибыль в размере 81,4 тыс. руб., из которой производить расчет по задолженности.

В дальнейшем необходимо обеспечить отсрочку передачи получаемой прибыли в головную компанию либо создать регламентную базу для передачи финансовых ресурсов на принципах срочности, возвратности, платности.

ЗАО «ВМК» необходимо пополнять собственные оборотные средства, вводить ресурсосберегающие технологии, модернизировать оборудование, приобретать собственные производственные площади, повышать качество продукции, нанимать высококвалифицированный персонал.

В целом, подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что финансовое оздоровление - это комплексное, системное понятие, включающее целый ряд мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

финансовый оздоровление кризисный

1.       Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп. 19 июля 2007 г.)

.        Антикризисный менеджмент. / Под ред. проф. Грязновой А.Г. - М.: ТАНДЕМ. ЭКМОС, 2007. - 341c.

3.   Антикризисное управление / под ред. И.К. Ларионова. - М.: Дашков и К, 2007. - 292 с.

4.       Гинзбург А.И. Экономический анализ. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 176 с.

.        Гинзбург А.И. Экономический анализ: предмет и методы: моделирование ситуаций: оценка управленческих решений. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 480 с.

6.       Донцова Л.В., Никифоров Н. А. «Анализ финансовой отчетности» - М.: «Дело и Сервис», 2006 г.

.        Дягилева И.В. Некоторые аспекты экономического анализа в период антикризисного управления // Юридический мир, 2004 г. №3, с.40-44

.        Ефремова А.А. Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. - М.: Вершина, 2007 г.

.        Финансовый менеджмент / под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ЮНИТИ, 2005 г.-495 с.

Похожие работы на - Разработка комплексного механизма финансового оздоровления предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!