Конкуренция в системе предпринимательства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    112,99 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкуренция в системе предпринимательства

Содержание

Введение

1.  Рынок как многосекторное образование

2.       Типы конкурентного поведения

.        Антимонопольное регулирование

Заключение

Список литературы

рынок стратегический конкурентный антимонопольное регулирование

Введение

Сегодня недостаточно одного понимания потребителей. Наступило время напряженной конкуренции на всех рынках. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое поощряет развитие рыночных процессов. Европейский союз уничтожает торговые барьеры между европейскими странами, в результате чего многие ранее защищенные от вторжения иностранных компаний рынки становятся нерегулируемыми.

Транснациональные корпорации очень настойчиво продвигаются на рынки Юго-Восточной Азии и создают глобальную конкуренцию. В результате у компаний нет другого выбора, как быть «конкурентоспособными». Им следует не меньше внимания уделять анализу и наблюдению своих целевых потребителей.

В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Компании могут предоставлять большую потребительскую ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены. Таким образом, маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении - анализ конкурентов. Следующий шаг - разработка конкретных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимущество перед конкурентами.

1. 
Рынок как многосекторное образование

Ключевым элементом рыночной экономики выступает рынок. Рынок - это сложное и многостороннее явление. Мы не будем здесь проводить подробный анализ рынка, а также давать ему определение, т.к. это является предметом экономической теории, но с точки зрения предпринимательства, мы дадим характеристику некоторых признаков рынка.

Во-первых, современный рынок является рынком покупателя. Это означает такое состояние рынка, при котором имеет место превышение предложения товаров над спросом. Такое состояние рынка определяет приоритетное положение покупателей, можно сказать даже своего рода диктат покупателя. Диаметральной противоположностью является рынок продавца, которому присуще превышение спроса товаров над предложением товаров. Для системы предпринимательства характерен как раз рынок покупателя, т.к. каждый предприниматель стремится к увеличению своих доходов, но добиться этого можно лишь произведя и продав продукцию, удовлетворяющую запросам покупателя. Во-вторых, признаком рынка является его конкурентный характер. Конкуренция в переводе с латыни означает столкновение в результате каких-либо действий. Т.к. в рыночной экономике каждый предприниматель, в определенном смысле, независим, то столкновение с другими суверенными субъектами рынка становится неизбежным. Исходя из первого признака современного рынка, можно сделать вывод, что конкуренция неизбежна между предпринимателями, т.к. они могут реализовать свой экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за обладание покупателем. Следует иметь в виду, что между покупателями также существует соперничество. Но при рынке покупателя это соперничество не является определяющим. Конкуренция охватывает также отношения между предпринимателями и потребителями. Как правило, столкновение между ними заканчивается в пользу потребителей на рынке покупателя, но, однако, существует и практика навязывания потребностей. Это заключается в формировании производителями стандартов потребления, определенных рыночных критериев, которые влияют на осуществление покупок. Однако все это должно базироваться на знании и прогнозировании потребительских ожиданий.

В-третьих, признаком современного рынка является увеличение удельного веса отраслей, в которых монополизация невозможна, взамен этого осуществляется интеграция. Это характерно в настоящее время для розничной торговли, для сферы обслуживания, для производства предметов широкого потребления.

Современный рынок представляет собой многосекторное образование. Секторы рынка - это его части, различающиеся между собой в соответствии с особенностями предмета деловых отношений. Такими секторами выступают рынки средств производства, предметов потребления, рабочей силы, услуг, информации, продуктов интеллектуального труда инвестиций, ценных бумаг. Все эти рынки связаны между собой, взаимопроникают друг в друга, но в то же время отношения, складывающиеся в каждом секторе рынка, имеют только ему присущие особенности.

Наряду с секторами рынка, необходимо выделить его сегменты. Сегмент рынка - это часть рынка, образованная по критерию потребительских ожиданий. Различные группы потребителей могут одновременно входить в различные сегменты рынка. Основная цель сегментации рынка - это определение ниши, в которой данный предприниматель может эффективно работать, или стратегической зоны хозяйствования. Под стратегической зоной хозяйствования следует понимать отдельный сегмент окружения, куда фирма имеет или хочет получить выход. Стратегическую зону хозяйствования следует описывать следующими параметрами:

перспектива роста;

перспектива рентабельности;

ожидаемый уровень нестабильности;

главные факторы успешной конкуренции в будущем.

Чтобы принять рациональное решение по поводу распределения ресурсов для обеспечения конкурентоспособности, поддержания стратегии развития, менеджеры должны перебрать в процессе сегментации рынка большое число комбинаций факторов, при этом необходимо отобрать достаточно узкий круг стратегических зон хозяйствования.

В крупных фирмах можно обнаружить по 30-50 стратегических зон хозяйствования. Такое же число стратегических зон хозяйствования может оказаться в небольших фирмах, если они диверсифицированы.

2.  Типы конкурентного поведения

Конкуренция обуславливается правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала. Это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению своих целей за счет ущемления интересов других. Различают три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий, обеспечивающий.

При креативном поведении предприниматель осуществляет мероприятия, направленные на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над конкурентами. Например, новая продукция, новая технология, организация производства, новые методы сбыта и т.д. Главным признаком креативной конкуренции является стремление к изменению существующей структуры спроса и предложения. Приспособленческое поведение состоит в учете инновационных изменений в производстве у конкурентов и мероприятиях, упреждающих действия конкурентов. Приспособленческое поведение применяется тогда, когда предприниматель не совсем уверен в своих инновационных возможностях, поэтому предприниматель стремится к копированию в возможно более сжатые сроки достижения конкурентов.

Обеспечивающее поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счет повышения качества товара, улучшения ассортимента, предоставления дополнительных услуг. Обеспечивающее поведение применяется в тех случаях, когда предприниматель не имеет возможности существенно изменить производственную и коммерческую программы и обладает слабым инновационным потенциалом. Отмеченные выше типы конкурентного поведения тесно зависят от методов конкуренции.

Существует два основных метода: ценовая и неценовая конкуренция.

Ценовая конкуренция - это борьба предпринимателей за увеличение своих прибылей за счет снижения издержек производства, а значит - снижения цен.

Неценовая конкуренция включает изменение качества продукта, создание нового продукта, совершенствование услуг сопутствующих товаров.

В современных условиях преобладают неценовые методы конкуренции.

Конкурентная стратегия - это конкуренция и система действий фирмы, направленная на достижение конечных целей.

Изначально любая фирма имеет конечную цель, выражающуюся в монополизации рынка товара для максимизации получаемой прибыли. В связи с этим каждая фирма в современных условиях имеет две стратегические установки: 1) установку на монополизацию рынка товара и 2) установку на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка.

Согласно первой установке действия фирмы направлены на уменьшение числа конкурентов и максимизацию прибыли в коротком периоде.

Установка на интеграцию направлена на стабилизацию своего положения, уменьшение степени риска, а значит увеличение прибыли в долгосрочном периоде.

Выбор стратегии или сочетания стратегий осуществляется предпринимателями в зависимости от ролевой и содержательной функций в процессе конкурентного взаимодействия.

В соответствии с ролевой функцией A. Котлер выделяет следующие типы конкурентов:

) лидеры (40 % доли на рынке);

) претенденты на лидерство (30 %);

) ведомые (20 %);

) новички (10 %).

Четвертая группа озабочена поиском ниши на рынке, причем эта ниша должна быть достаточно прибыльна, иметь потенциал роста и не привлекать внимание крупных конкурентов.

Третья группа не вступает в конкурентную борьбу с первыми и вторыми и в своей стратегии следует за лидерами.

Вторая группа обнаруживает значительный атакующий потенциал.

Первая вынуждена, с одной стороны, отражать атаки других лидеров и претендентов на лидерство, а, с другой стороны, атаковать своих конкурентов.

В соответствии с содержательной функцией фирмы можно выделить следующие типы конкурентов:

) крупные высокоустойчивые компании, осуществляющие массовое производство;

) специализированные компании, приспособленные к определенному рынку;

) мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство и опережающие соперников в нововведениях;

) мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности.

Наличие столь разнородных конкурентов делает конкурентную борьбу неисчерпаемой, однако полезно знать, каким образом фирма осуществляет свою политику, чтобы подчинит рынок себе.

Выше мы говорили о стратегических зонах хозяйствования, которые представляют интерес для фирмы в целях увеличения прибыли и упрочения своего положения на рынке. Наиболее простым способом определения своей позиции на рынке и распределения денежных средств между стратегическими зонами хозяйствования является матрица Бостонской консультативной группы или просто Бостонская матрица.

Рост объема спроса задает размер матрицы по вертикали, доля рынка по сравнению с долей ведущего конкурента задает размер матрицы по горизонтали. Набор решений в соответствии с этой диаграммой следующий: «Звезды» необходимо оберегать и укреплять, от «собак» необходимо избавляться. Для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений. «Дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при определенных капиталовложениях превратиться в «звезды». Линия от «диких кошек» к «звездам», затем к «дойным коровам» и «собакам» показывает, что «дикие кошки» могут стать «звездами», а «звезды» в дальнейшем с приходом неизбежной зрелости превратятся в «собак». Стрелки от «дойных коров» к «звездам» и «диким кошкам» показывает перераспределение средств от «дойных коров».

Рис. 1. Матрица Бостонской консультативной группы

Эта матрица может дать хорошие результаты, если перспективы фирмы можно характеризовать только ростом объема деятельности, а относительные позиции фирмы определяются ее долей на рынке.

Если перспектива и условия конкуренции сложнее, то Бостонская матрица должна быть дополнена более сложными инструментами оценки.

Главного недостатка Бостонской матрицы (упрощенный способ ее горизонтального и вертикального построения) можно избежать, если вместо показателя роста объема спроса использовать параметр привлекательности стратегической зоны хозяйствования, а вместо относительной доли рынка - будущий конкурентный статус. Такая матрица, называется матрицей МакКинзи по имени фирмы, осуществившей ее разработку.

В отличие от Бостонской матрицы, матрица МакКинзи применяется при самых различных условиях конкуренции, но пользоваться ею можно только после ряда трудоемких операций по осуществлению привлекательности СЗХ. В связи с этим Бостонская матрица сохраняет свое значение как упрощенный метод.

Преимуществом матрицы Мак Кинзи является также и то, что она может быть представлена матрицей 2 х 2, а также 3 х 3 и даже 4 х 4.

Привлекательность стратегической зоны хозяйствования определяется на основе классификации и выбора наиболее значимых параметров зон, и их ранжирование.

Например, привлекательность СЗХ = d1 х1 + d2 х2 + d3 х3 + d4 х4 + …+ dnхn. Сумма di = 1, а х1, х2, х3, х4 … хn _-_ параметры СЗХ.

Рис. 2. Матрица МакКинзи

Позиция фирмы в конкуренции определяется как результат взаимодействия трех факторов:

1)  относительного уровня стратегических капиталовложений в ту или иную зону хозяйствования;

2)      конкурентной стратегией (которая позволяет разграничить позиции фирмы и соперников);

)        мобилизационных возможностей фирмы.

3. Антимонопольное регулирование

Административное регулирование основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической преактике и монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Первый акт такого рода был принят в 1889 году в Канаде, однако более известен закон Шермана, принятый в 1890 году Конгрессом США. Это закон, направленный на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний и монополий. Антимонопольное регулирование США, естественно, не ограничивается законом Шермана. Антимонопольное законодательство сейчас принято во всех странах с рыночной экономикой. Сегодня можно говорить о двух типах антимонопольного законодательства: американском и западно-европейском.

Американский тип противодействует любой форме монополистического сговора или союза. Западно-европейский тип более либеральный. В нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те, которые существенно ограничивают возможность соперничества в определенном секторе рынка.

Выделяют антитрестовскую и антикартельную направленность законодательства.

Антитрестовские законы противодействуют объединениям, в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в объединение фирм.

Антикартельные законы противодействуют различным сговорам фирм.

Запрещая союзы и сговоры, антимонопольные законы стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства.

Во многих странах применяются законы, ограничивающие недобросовестную конкуренцию. К недобросовестной конкуренции относятся:

1)  самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования, марки товаров;

2)      распространение ложных сведений, или представление точных сведений в извращенном свете, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов;

)        некорректное сравнение товаров при рекламе;

)        оказание влияния на решение конкурента с целью приобретения преимущества над ним;

)        приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия; самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации;

)        введение в заблуждение потребителей относительно качества потребительских свойств, способа и места изготовления товара;

)        обман потребителей.

К методам монополистической практики относятся:

) навязывание партнерам дискриминационных условий контрактов;

) изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита;

) предварительный сговор об искусственном снижении, повышении или поддержании цен;

) навязывание покупателям принудительного ассортимента товаров в качестве условий реализации;

) предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами;

)        совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух или более фирмах, производящих или продающих аналогичные товары.

Противодействие монополизации экономики выражается в формах запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении вплоть до ликвидации. В каждой стране определяются свои параметры монополизации, однако во многих странах понимается фирма, имеющая 40 или более процентов доли рынка.

В России законом, регулирующим конкуренцию, является принятый в марте 1991 года закон «О конкуренции и ограничении монополистической конкуренции на товарных рынках». Этот закон является синтетическим, в нем предусмотрены антитрестовские и антикартельные положения, меры противодействия недобросовестной конкуренции. Этот закон имеет достаточно жесткий характер, что оправдано, учитывая уровень монополизации российской экономики. В соответствии с этим законом создан специальный орган - Федеральная антимонопольная служба с территориальными управлениями во всех субъектах Российской Федерации. Эта служба получила полномочия на ведение дел по случаям нарушения антимонопольного законодательства. Антимонопольная служба имеет право закрывать, разделять и разукрупнять предприятия.

Важнейшей функцией службы также является стимулирование предпринимательства.

К методам нормативно-ориентирующего воздействия относятся правительственные заказы, налоговые льготы, государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции. Главная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности.

Заключение

Остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Эта проблема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной степенью сложности. Так, для предприятий, входящих в состав отраслей, тяготеющих к монополистическим или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных источников (объемы, ассортимент выпускаемой продукции, цены, объемы продаж на разных рынках, финансовое положение предприятий и т.п.), чем для предприятий, входящих в состав сильно дисперсных отраслей. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников, из других источников. Особенно сложно это делать фирмам, представляющим немассовые услуги специфического характера, например, установка специального оборудования (системы безопасности, телефонные станции, компьютерные сети и т.д.)

Клиент в подобных случаях очень неохотно предоставляет информацию об услугах других фирм - конкурентов. В любом случае велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической, коммерческой, маркетинговой разведки.

Источником информации о фирмах - конкурентах могут быть также специализированные выставки. Здесь, однако, следует иметь в виду, что некоторые фирмы демонстрируют на выставках еще не освоенную продукцию. В то же время, бывают случаи, когда из опасения утечки информации фирмы показывают на выставках устаревшие изделия, предпочитая показывать новейшую продукцию только своим клиентам непосредственно на предприятиях.

Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используется для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целями выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.

Список литературы

1. Академия рынка: маркетинг: пер. с ф./ А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.; Науч. Ред. А.Г. Худокормов. - М.: Экономика, 2008. - 572с.

. Предпринимательство. Учебник/под редакцией М.Г. Лапусты.-2-е изд., испр. И доп.-М.:ИНФРА-М, 2007.-520с.

. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.; Изд. «Финпресс», 2009.-656с.

. Феоктисова Е.М., Красюк И.Н. Маркетинг: теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2008. - 80с.: ил.

. Хлусов В.П. Основы маркетинга - М.: «Приор», 2007, 160с.

. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие - М., 2006

Похожие работы на - Конкуренция в системе предпринимательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!