Факторинг, несостоятельность юридического лица (банкротство)

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,34 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Факторинг, несостоятельность юридического лица (банкротство)

Министерство образования и науки республики Татарстан

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра менеджмента










Контрольная работа

по курсу «Основы предпринимательской деятельности»

на тему: «Факторинг, несостоятельность юридического лица (банкротство)


Выполнил: Колесникова Н. В.

Проверил: Серикова Н. В.





Альметьевск 2011

1. Факторинг

Факторинг - это выгодная форма финансирования, позволяющая фирме сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускоряющая получение платежей, гарантирующая погашение задолженности и снижающая расходы по ведению счетов.

Факторинг - это выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг). Внедрение факторинга в хозяйственный обиход связано с появлением «второго дыхания» у старого, как мир, коммерческого кредита, при котором продавец предоставляет покупателю отсрочку платежа.

Коммерческий кредит в известной мере заменяет традиционный банковский кредит, поскольку одни предприятия при реализации товаров выступают в качестве непосредственных кредиторов, а другие - в качестве заемщиков. Практика показала, что кредиторы из числа промышленных предприятий имеют, как правило, хорошее финансовое положение и более легкий доступ к банковским ресурсам. Получая банковские ссуды, такие предприятия, в свою очередь, предоставляют отсрочку платежа предприятиям-покупателям и ... тут-то и встает со всей неизбежностью вопрос о риске, являющемся неотъемлемой частью любой кредитной операции.

Этот риск бывает связан не только с отсрочкой платежа, но и с неоплатой товара вообще. Поэтому в странах развитой рыночной экономики столь серьезное внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний и факторинговых отделов банков как раз и призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.

Слово "factor" в переводе с английского означает маклер, посредник. С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.

Факторинговые компании, кроме собственно факторинга, оказывают обычно еще и ряд сервисных услуг, таких как постановка бухгалтерского учета для предприятий-клиентов, ведение дебиторской бухгалтерии, аудит, подготовка разнообразной статистики (обзоров, сводок и т. п.).

Факторинговые компании чаще всего представляют собой дочерние фирмы при крупных банках. Это связано с тем, что факторинговые операции требуют привлечения крупных денежных средств, которыми сами факторинговые компании изначально не обладают, а получают их от «родительского банка» на условиях льготного кредитования. Собственные средства факторинговых компаний обычно составляют не более 30% всех их ресурсов.

Итак, в факторинговых операциях участвуют три стороны:

факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) - специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;

клиент (поставщик товара, кредитор) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;

предприятие (заемщик) - фирма-покупатель товара.

Факторинговые услуги предоставляются «без финансирования» или «с финансированием».

В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа.втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т. е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательства возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.

Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа.

Получив заявку предприятия, факторинговая компания внимательно изучает экономическое и финансовое положение потенциального клиента, сферу его деятельности, вид реализуемой продукции, конъюнктуру рынка. Анализу подвергаются также балансы предприятия за последние годы и отчеты о финансовых результатах.

Особое внимание обращают на число покупателей и на характер деловых связей предприятия, могущих носить постоянный или случайный характер.

Такой анализ длится обычно одну-две недели. Затем компания либо дает свое согласие, либо отказывается от обслуживания данного клиента.

Если предприятие стало клиентом факторинговой компании, сотрудничество между ними осуществляется следующим образом. Клиент направляет факторинговой компании все счета-фактуры, выставленные на покупателей. По каждому документу клиент должен получить согласие на оплату (аналогично акцепту платежных требований). Факторинговая компания изучает все счета-фактуры, определяя при этом платежеспособность покупателей. На это дается срок от 24 часов до 2-3 дней.

Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно. В последнем случае она выполняет функции банка, поскольку досрочное предоставление Денежных средств клиенту равносильно выдаче ему кредита. Наиболее важной услугой здесь является гарантия платежа клиенту.

Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и Международных операций: факторинговая компания обязана оплатить клиенту все акцептованные счета-фактуры даже в случае неплатежеспособности должников.

В мировой практике стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:

) комиссии и 2) процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.

Комиссия устанавливается в процентах от суммы счета-фактуры (обычно на уровне 1,5-2,5%). Соответственно, с увеличением объема сделки растет и сумма комиссии.

Процентная ставка за кредит в виде досрочной оплаты, как правило, на 1-2% выше ставок денежного рынка (рынка краткосрочных кредитов).

В коммерческих банках США - родины факторинга - эти операции рассматриваются не просто как одна из форм кредитования: банк покупает у своего клиента дебиторские счета (чаще всего без права обратного требования с него) и, помимо предоставления денежных средств, оказывает ряд услуг, пока счета не будут окончательно погашены. В число этих услуг входит изучение кредитоспособности, ведение конторских книг, инкассация и принятие на себя риска.

Банк оценивает кредитоспособность сегодняшних и потенциальных должников клиента и заранее устанавливает предельный размер аванса поставщику по его платежным требованиям в порядке предварительной оплаты. Дебиторы получают указание осуществлять платежи непосредственно банку (в который поступают копии счетов-фактур), а проценты за кредит и комиссионные удерживаются с поставщика.

Обычно банк оплачивает единовременно 80-90% от стоимости счета-фактуры. Резервные 10-20% необходимы на случай возврата или недопоставки товаров, либо иной критической ситуации. В конце каждого месяца банк подсчитывает причитающиеся ему комиссионные и проценты, а также выявляет остаток неинкассированных фактур, на который выписывается счет и передается клиенту.

Американские банки, покупающие право на взыскание долга, получают вознаграждение в виде комиссионных за услуги плюс ссудный процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против неинкассированных счетов. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Комиссионные зависят от торгового оборота клиента, степени риска и объема необходимой конторской работы.

На степень риска, принимаемого на себя банками, оказывает влияние платежеспособность должников клиента, тогда как объем конторской работы связан, при данном торговом обороте, в основном со средней величиной фактурных сумм. И если, например, ставка комиссионного вознаграждения составляет 1,5%, а период оборачиваемости дебиторских счетов 30 суток, то комиссионные достигают 18% годовых от величины задолженности (1,5% х 12 мес. = 18%).

Сегодня факторинг завоевывает все более прочные позиции и на нашем денежном рынке. Первые прецеденты создал в 1988 году Промстройбанк СССР, а уже с 1989 г. эти операции стали осуществлять и другие коммерческие банки.

Возможность инкассирования дебиторской задолженности, т. е. получения денег по неоплаченным требованиям и счетам-фактурам, особенно привлекательна для мелких и средних предприятий, ибо именно у них проблема временного недостатка ликвидных средств и недополучения прибыли из-за неплатежеспособности должников стоит наиболее остро. Полезность факторинга для предприятий в первичный период их создания и начала производственной деятельности трудно переоценить.

Вместе с тем, тормозящим моментом является почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы.

Первостепенное значение для заключения факторингового соглашения имеет анализ бухгалтерских отчетов и балансов, финансовых показателей деятельности предприятия-поставщика с целью выяснения его кредитоспособности. Анализируется также номенклатура, качество, конкурентоспособность поставляемой продукции, количество рекламаций и случаев возврата товара. Банк изучает и платежеспособность должников предприятия.

Всю аналитическую работу банк проводит либо самостоятельно, либо заключая на нее договор с аудиторской или посредническо-консультационной организацией. Далее банк определяет максимальную сумму по операциям факторинга, в пределах которой поставка товара или оказание услуг может производиться без риска неполучения платежа. В договоре на осуществление факторинговых операций должен быть оговорен способ расчета предельной суммы и очерчены обстоятельства, при наступлении которых факторинговый отдел обязан осуществлять платеж в пользу поставщика.

В мировой практике обычно используются три метода установления предельных сумм:

. Определение общего лимита

Каждому плательщику устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого факторинговый отдел автоматически оплачивает переуступаемые ему платежные требования. Если сумма задолженности плательщика перед поставщиком превысит сумму лимита, то, согласно положению факторингового договора, в случае неплатежеспособности плательщика все платежи в счет погашения долга покупателя перед поставщиком должны в первую очередь поступать факторинговому отделу до тех пор, пока он не компенсирует себе сумму платежей, ранее осуществленных в пользу поставщика, и только затем деньги начинают поступать на счет самого поставщика.

. Определение ежемесячных лимитов отгрузок

В данном случае устанавливается сумма, на которую в течение месяца может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику. Если поставщик не превышает лимита, он застрахован от риска появления сомнительных долгов. Иногда лимит устанавливается не по месяцам, а по неделям.

. Страхование по отдельным сделкам

Этот метод используется, когда специфика производственной или сбытовой деятельности продавца предполагает не серию регулярных поставок товаров одним и тем же покупателям, а ряд отдельных, разовых, «штучных» сделок на крупные суммы с поставкой товаров на определенную дату. Тогда предельная сумма представляет собой полную стоимость каждого заказа.

Основой осуществления факторинговых операций является договор факторинга.

Договор факторинга может быть открытым либо закрытым (конфиденциальным), когда дебиторы не ставятся в известность о наличии факторингового договора.

В договоре должно быть определено, предусматривается ли право регресса, т. е. обратной переуступки требований (возврата их поставщику).

При заключении договора с правом регресса поставщику могут быть возвращены платежные требования, переданные им факторинговому отделу, в случае, если плательщик отказался от выполнения своих обязательств. Однако договор с правом регресса в мировой практике заключается сравнительно редко - когда возможность появления спорных моментов или наступления неплатежеспособности плательщиков сведена к минимуму. Чаще же всего заключается договор без права регресса: факторинговый отдел банка полностью берет на себя риск неплатежа со стороны покупателя (плательщика).

Существует достаточно различных вариантов факторинговых договоров, и это позволяет в полной мере учитывать разнообразие потребностей конкретных поставщиков. Так, договор о полном обслуживании заключается обычно при длительных контактах между поставщиком и факторинговым отделом банка и предусматривает 100-процентную защиту от появления сомнительных долгов (при заключении договоров без права регресса), ведение учета и управление кредитом, обеспечение гарантированного притока денежных средств и, по желанию поставщика, предварительную оплату.

К обозначенной в договоре дате или через оговоренный срок (по истечении некоего периода с момента покупки платежного требования) факторинговый отдел обязан оплатить поставщику определенную долю суммы платежных требований. Единственной обязанностью поставщика является учет сделок с факторинговым отделом. Отдел оплачивает поставщику сумму переуступленных требований независимо от того, оплатили ли свои долги покупатели.

При наличии права регресса факторинговый отдел может вернуть поставщику платежные требования на любую сумму, не оплаченную в течение определенного срока. Если поставщик отказывается принимать эти требования и предлагает факторинговому отделу продолжать обычную процедуру инкассирования, либо просит предпринять законные действия для возмещения долга (в этом случае все расходы по передаче дел в арбитраж несет поставщик), факторинговый отдел взимает плату за так называемый рефакторинг, аналогичную по экономическому содержанию плате за факторинг.

Необходимо подчеркнуть, что гарантированный и своевременный приток денежных средств поставщику может обеспечиваться лишь при условии заключения договора без права регресса.

Полное финансовое обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает факторинговому отделу долги всех своих плательщиков, что, с одной стороны, устраняет возможность переуступки факторинговому отделу банка только тех платежных требований, при инкассировании которых имеются определенные сложности, а с другой стороны - унифицирует учет поставщика.

Факторинговые договора могут заключаться также с сочетанием тех или иных элементов полного обслуживания.

Многие мелкие и средние предприятия испытывают острую нехватку денежных средств. С целью получения дополнительных средств в таких случаях может заключаться договор о предварительной оплате. Основным его преимуществом является автоматическое увеличение объема кредитования поставщика со стороны факторингового отдела в зависимости от роста оборота клиента. Предварительная оплата предполагает, что факторинговый отдел незамедлительно оплачивает поставщику всю или, часть (обычно около 80%) суммы акцептованных плательщиком платежных требований за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Уплата остальной части стоимости поставок (выполненных услуг) за вычетом комиссионного вознаграждения осуществляется отдельным платежным поручением после поступления средств от плательщика или на обусловленную в договоре дату. Плательщиком должны быть перечислены в пользу отдела суммы долга и пени за просрочку платежа.

Выплата полной суммы долга в момент заключения факторинговой сделки допускается лишь в исключительном случае. При этом комиссионное вознаграждение отделу за совершение факторинговых операций поставщик перечисляет платежным поручением в сроки, обусловленные в факторинговом договоре.

Существует ряд причин, по которым факторинговому отделу невыгодно предварительно оплачивать полную стоимость долговых обязательств. Прежде всего, возможно возникновение спорных моментов и ошибок в счетах. Если поставщик прекращает свою деятельность, или по какой-либо причине нарушает условия факторингового договора, факторинговый отдел не имеет иного страхового покрытия предварительно оплаченных сумм, кроме самих платежных требований. Таким образом, разница в 10-12% стоимости счетов-фактур необходима для того, чтобы при необходимости можно было компенсировать предварительно оплаченные суммы. Это вполне соответствует, как мы уже показали, и факторинговой практике стран развитой рыночной экономики.

В заключение дадим необходимые уточнения по цене факторинговых услуг. В стоимость факторинговых услуг включается плата за обслуживание (комиссия) и плата за предоставленные в кредит средства.

. Плата за обслуживание взимается за освобождение от необходимости вести учет, за страхование от появления сомнительных долгов и рассчитывается как определенный процент от суммы счетов-фактур. Размер этой платы может варьироваться в зависимости от масштабов производственной деятельноности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки факторинговым отделом степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей; в среднем на российском рынке комиссия установилась на уровне 0,5-3% от стоимости счетов-фактур. Однако коммерческие банки определяют размер платы по договоренности с конкретным клиентом по каждому договору, поэтому ставка платы за обслуживание может оказаться и более высокой (5% и более). Размер платы за обслуживание может определяться не только в процентах от суммы платежных требований, но и путем установления фиксированной суммы.

. Плата за предоставленные в кредит средства. Если производится предварительная оплата, то размер платы рассчитывается за период между выкупом платежного требования и датой инкассирования. Плата за кредит в России, как и в других странах, обычно на несколько процентных пунктов превышает ставки, применяемые банками при краткосрочном кредитовании предприятий. Это связано с необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторингового отдела банка.

Итак, факторинг - это особенно выгодная для предприятии мелкого и среднего бизнеса форма финансирования, позволяющая руководству и сотрудникам сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускоряющая получение большей части платежей, гарантирующая полное погашение задолженности и снижающая расходы по ведению счетов.

Факторинг дает гарантию платежа и избавляет поставщиков от необходимости брать дополнительные и весьма дорогостоящие кредиты в банке. все это благоприятно сказывается на финансовом положении предприятий.

2. Несостоятельность юридического лица (банкротство)

Будучи субъектом гражданского права, юридическое лицо должно быть правоспособным и дееспособным. Юридическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность в момент регистрации, а теряет их в момент ликвидации. факторинг риск банкротство

Банкротство − признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (физического либо юридического лица) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

Согласно 3 статье Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Гражданин также является банкротом, если он в течение трёх месяцев не способен исполнить свои обязанности по уплате обязательных платежей и (или) не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также, если сумма его обязательств превышает стоимость его имущества.

Ранние признаки банкротства:

а) задержки с представлением отчётности, которые могут свидетельствовать о плохой работе финансовых служб предприятия;

б) резкие изменения в структуре баланса и отчёта о финансовых результатах, особенно:

·резкое уменьшение денег на счетах (увеличение денег также может свидетельствовать о невозможности дальнейших капиталовложений);

·увеличение дебиторской задолженности (резкое её снижение также свидетельствует о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);

·старение дебиторских счетов;

·нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженности;

·увеличение кредиторской задолженности (резкое её снижение при наличии денег на счетах также свидетельствует о снижении объёмов деятельности);

·снижение объёмов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объёмов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результате последующего нарушения баланса долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; кроме того, рост объёмов продаж может свидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия);

в) конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений и т.д.

Банкротство предприятия является результатом взаимодействия целого ряда факторов: внешних, на которые предприятие не может влиять вообще или может оказывать лишь слабое влияние, и внутренних, зависящих от организации работы самого предприятия.

К внешним факторам, влияющим на деятельность предприятия, обычно относят: размер и структура потребностей; уровень доходов и накоплений населения, а следовательно, и его покупательная способность (сюда же может быть отнесён и уровень цен); политическая стабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности; уровень культуры, проявляющийся в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим.

Одним из наиболее сильных внешних факторов являются так называемые технологические разрывы. Для каждой производственной (технологической) системы существуют определённые пределы роста объёмов деятельности - те же самые процессы, которые сформировали систему, на поздних этапах развития становятся её ограничителями. Дальнейшее развитие требует скачка в базовых характеристиках системы. В экономической литературе такие моменты называются переломными точками, технологическими разрывами. Переход от электронных ламп к полупроводникам, от грампластинок к магнитной ленте и т.д. является примером технологических разрывов. В результате хозяйственное (технологическое) развитие приобретает форму последовательных S - образных кривых с разрывами между концом одной и началом другой. Перемены готовятся подспудно, незаметно для большинства, но происходят лавинообразно. В результате предприятие, имеющее престиж лидера, почти сразу оказывается безнадёжно отставшим. По оценкам специалистов, при технологических разрывах семь из десяти лидеров становятся отстающими. Для основной массы предприятий значение имеют не только крупные научно - технические сдвиги, но и мелкие оригинальные изменения, которые подрывают их преимущество в данной сфере деятельности. Идея проката детских пелёнок, например, нанесла ущерб экономике предприятий, ориентированных на их продажу, а последующее изобретение одноразовых пелёнок отразилось на деятельности фирм, производящие текстильные изделия.

К внешним причинам банкротства следует также отнести усиление международной конкуренции. Зарубежные предприятия в одних случаях выигрывают за счёт более дешёвого труда, а в других - за счёт более современных технологий.

Внешним фактором, способным привести к банкротству предприятия, является общий экономический спад. Нередко на стадии циклического подъёма осторожность покидает даже банковские структуры, которые начинают увеличивать сверх меры кредиты предприятиям. Предприятия, в которые они вкладывают средства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступает почти мгновенно из - за резкого спада рентабельности, который является результатом столь же резкого изменения цен на товары.

В реальном хозяйственном процессе к банкротству предприятия могут приводить различные факторы, усиливающие или ослабляющие взаимное воздействие. Тем не менее, если удаётся условно выделить преобладающий фактор, то банкротство предприятия обычно подразделяется на: банкротство, связанное с неэффективным управлением предприятия, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.; банкротство, вызванное недостатком инвестиционных ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства пользующейся спросом продукции; банкротство, обусловленное производством неконкурентоспособной продукции.

В настоящее время процесс банкротства в России регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 30 октября 2002 года. Понятие «несостоятельность» указывает на неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате работ, услуг. Согласно этому закону рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) в компетенции арбитражного суда. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства установленные статьёй 3 настоящего Федерального закона. В соответствии с 8 статьёй должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвиденья банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Также согласно статье 11 Федерального закона о банкротстве правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и конкурсные кредиторы.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении срока, установленного настоящим Федеральным законом.

Денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определённую денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.

Обязательные платежи - налоги, сборы и другие обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лиц без доверенности.

Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного само- управления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Досудебная санация (оздоровление) - меры по восстановлению платёжеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику, применяемая к должнику в целях восстановления его платёжеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платёжеспособности.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путём достижения соглашения между должником и кредиторами.

Предупреждение банкротства.

Как серьёзное предупреждение о грядущем неблагополучии предприятия следует расценивать отрицательную реакцию со стороны партнёров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные его мероприятия - всевозможные реорганизации (открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм и т.д.), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, контролируемым кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления, поскольку крах предприятия начинается с конфликтов в его высшем руководстве.

Другие ранние признаки банкротства связаны с характером изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременностью и качеством представления финансовой отчётности и проведением аудиторских проверок:

·задержки представления бухгалтерской отчётности и изменение её качества, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне персонала - и то и другое являются признаками неэффективности финансового управления;

·изменение в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушение определённой их пропорциональности;

·увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам;

·увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам;

·уменьшение доходов предприятия и снижение прибыльности фирмы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию и т.д.

Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение его коммерческой деятельности органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.

Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры, на основании которых можно выделить 2 наиболее распространённых вида тактики.

Защитная тактика (рис. 1) основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что приводит к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних обстоятельств.

Более эффективна наступательная тактика, т.е. проведение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий (рис. 1). В этом случае наряду с ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, обновление основных фондов, внедрение перспективных технологий и т.д.

В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними всевозможными обязательствами партнёры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государственной власти (рис. 2). Разумеется роль последних (если они не являются собственниками предприятия) отличается от роли других участников системы банкротства. Органы государственной власти должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства. Эффективная реализация целей и задач, стоящих перед системой банкротства, предполагает разработку целого ряда методик и методических разработок, стандартизирующих основные процессы. Применение аналитических методик (по составлению программ финансового и производственно-технического оздоровления, управления, санации и т.д.) позволит провести тщательный анализ финансового состояния, системы управления предприятием, его производственной и маркетинговой деятельности. Большое значение имеет разработка методик по подготовке и переподготовке, подбору и назначению персонала управления (арбитражных и конкурсных управляющих), а также других работников предприятия.

























Стадии банкротства.

Различают следующие стадии банкротства:

Скрытая стадия, при которой происходит скрытое (особенно если не налажен специальный управленческий учёт) снижение «цены предприятия».

Снижение «цены предприятия» означает снижение её прибыльности (это явно проявится в отчётности) либо увеличение средней стоимости обязательств, которые предприятие будет вынуждено принять на себя в ближайшем будущем (это может происходить незаметно, если финансовые службы не отслеживают ситуацию на рынке акций и облигаций аналогичных фирм, банковских кредитов). Целесообразно рассчитывать «цену предприятия» на ближайшую долгосрочную перспективу.

Вторая стадия - финансовая неустойчивость, т.е. возникновение трудностей с наличностью, некоторых ранних признаков банкротства. На этой стадии руководство часто прибегает к «косметическим» мерам, например продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заёмный капитал путём продажи части активов, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.

Как показывает опыт, при ухудшении ситуации руководители нередко используют авантюрные способы зарабатывания денег, а иногда прибегают к мошенничеству.

Третья стадия - явное, юридически очевидное банкротство, т.е. предприятие не может своевременно оплачивать долги.

Ликвидация предприятия.

Реорганизационные процедуры направлены на восстановление нормального функционирования предприятия. Если они оказываются неэффективными, арбитражный суд начинает ликвидационные процедуры, которые ведут к прекращению деятельности предприятия. Ликвидационные процедуры предполагают принудительную или добровольную ликвидацию.

Принудительная ликвидация предприятия-должника осуществляется по решению арбитражного суда по признанию предприятия несостоятельным. Это решение вступает в силу по истечении срока на подачу кассационной жалобы или протеста. Отличие процедуры принудительной ликвидации предприятия от ликвидации в обычном порядке состоит в том, что реализация имущества предприятия-должника и удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке конкурсного производства.

Решение об открытии конкурсного производства принимает арбитражный суд. Цель конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов и объявление должника свободным от долгов. Решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

С момента открытия конкурсного производства запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов. Сроки исполнения всех долговых обязательств предприятия считаются наступившими, т.е. кредиторы вправе предъявить свои претензии в двухмесячный срок.

Конкурсное производство закрывается после распродажи имущества предприятия-должника, окончания расчётов с кредиторами и составления отчёта конкурсным управляющим. Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Он распоряжается имуществом должника, осуществляет анализ его финансового состояния, изучает, признаёт или отклоняет требования кредиторов, формирует конкурсную массу. Конкурсная масса - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание кредиторов.

После удовлетворения требований и погашения претензий кредиторов предприятие-должник считается полностью освобождённым от долгов. После утверждения отчёта конкурсного управляющего арбитражный суд выносит решение о завершении конкурсного производства. После этого предприятие-должник исключается из государственного реестра и считается ликвидированным.

Добровольная ликвидация предприятия осуществляется во внесудебном порядке по взаимному соглашению между предприятием-должником и кредиторами под их контролем. При добровольной ликвидации также назначается конкурсный управляющий, происходит формирование конкурсной массы и продажа имущества. Предприятие считается ликвидированным с момента его исключения из государственного реестра.

При добровольной ликвидации государственных предприятий и предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%, принятие решения о неудовлетворительной структуре баланса и отсутствии реальной возможности восстановления платёжеспособности предприятия возлагается на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве). Оно наделяется частью полномочий арбитражных судов, принимает решение о дальнейшей судьбе предприятия, контролирует процесс добровольной ликвидации. Федеральное управление было создано для защиты предприятия при признании его банкротом, поэтому в его функции входит представление интересов собственника (в случае делегирования ему таких полномочий) и контроль за поступлением финансовых средств государства для поддержки предприятия.

3. Предпринимательская деятельности нефтедобывающего предприятия «Елховнефть». Эффективность его деятельности в современных условиях. Влияние кризисных явлений на функционирование предприятия

Территория деятельности НГДУ «Елховнефть» составляет 2950 км2 и охватывает 6 административных районов (Альметьевский, Лениногорский, Черемшанский, Заинский, Бугульминский, Нижнекамский), в том числе:

земли 6 лесхозов (Альметьевский, Калейкинский, Лениногорский, Черемшанский, Заинский, Нижнекамский);

158 населенных пунктов в пределах 51 сельского поселения;

57 землепользователей и землевладельцев.

С начала эксплуатации из разрабатываемых месторождений добыто более 290 млн тонн нефти. Пик максимальной добычи пришелся на 1974-1978 годы с отбором более 12 млн тонн нефти в год.

Нефтегазодобывающее управление «Елховнефть» разрабатывает шесть нефтяных месторождений:

среднее - Соколкинское;

мелкие - Аксаринское, Восточно-Макаровское, Мельнинское, Южно-Мухинское.

С начала эксплуатации НГДУ добыто более 300 млн.т нефти, в том числе из разрабатываемых сегодня месторождений - 297,7 млн. тонн нефти.

Пик максимальной добычи пришелся на 1974-1978 годы с отбором более 12 млн. тонн нефти в год. В последние годы коллективу НГДУ "Елховнефть" удалось стабилизировать добычу нефти и обводненность добываемой продукции. За 10 лет, начиная с 1999 года, годовой объем добычи нефти увеличился более, чем на 10% и составил в 2009 году 2916 тыс.тонн. Обводненность за данный период сократилась

с 81,8 до 78,9%. Объем добычи жидкости составляет порядка 14 млн. тонн, закачка воды - более 14,5 млн.м3 в год.

В настоящее время НГДУ имеет на своем балансе 5583 скважин, эксплуатационный фонд насчитывает 4145 скважин, в том числе 2776 добывающих и 1419 нагнетательных.

Для сбора и учета добываемой продукции в НГДУ "Елховнефть" действуют

> 289 групповых замерных установок, из них работающих на девоне -139;

> 34 дожимных насосных станций, из них работающих на девоне - 16;

> 48 кустовых насосных станций, в том числе на сточной воде 32;

> 2218 км нефтепроводов;

> 2200 км.водоводов

> 1952,5 км. высоковольтных ЛЭП;

> 2080 КТП 6/0,4 кв; 4690 электродвигателей;

> 181 км. временных подъездных путей; ЭХЗ обустроено 1605 км. нефтепроводов, 759 км. водоводов;

> общее количество обустроенных родников 85

Экономика нефтедобывающего предприятия во многом зависит от цен на нефть на мировом рынке. В результате снижения цен на нефть в период финансового кризиса, роста цен на энергоносители и услуг, для сохранения финансового состояния в компании были разработаны и проведены антикризисные мероприятия:

·сокращение затрат на проведение геолого - технических мероприятий;

·оптимизация инвестиционной программы;

·снижение заработной платы работникам

·оптимизация складских запасов;

·оптимизация затрат на обслуживание и ремонт;

Основные производственные показатели ОАО «Елховнефть» за 2008 - 2009 гг.

ПоказателиЕд.изм.2008г. 2009г.откл. +;-%Добыча нефтитыс.тонн 2 885 2 916 31 102,0 Цена нефти Urals$/barr/ 115 45 - 55 47,6 товарная продукцияруб/т. 19 061 942 19448069 386 127 102,0 Прибыльтыс.руб 1 511 103 667 948 - 843 155 44,2 Рентабельность% 78,0 42,0- 26 66,7 Среднесписочная численность работников чел. 2090 1991 - 10 99,5 Среднемесячная зарплатаруб 25 729 22 851 - 2 878 88,8

Цены нефти на мировом рынке в 2009 году снизились почти в два раза, что привело к сокращению прибыли компании и снижению рентабельности.

Проведение антикризисных мероприятий позволило компании с минимальными потерями преодолевать последствия мирового финансового кризиса 2008-2009гг. В сложных экономических условиях 2009 года компания не остановила основное производство, выполнила все принятые социальные программы, сохранила социально-экономическую стабильность.

Похожие работы на - Факторинг, несостоятельность юридического лица (банкротство)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!