Основные типы исторических источников. Развитие человечества в Новое время

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,50 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные типы исторических источников. Развитие человечества в Новое время

1. Охарактеризуйте основные типы исторических источников

Исследование приемов выявления исторических источников, их критики, выделения их видов, систематизации и классификации их есть предмет изучения специальной науки - источниковедения. Среди отечественных специалистов одно из удачных определений понятия «исторический источник» принадлежит Леонарду Дербову: «…под историческим источником в современной науке понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и закономерности развития человеческого общества.

Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Существует несколько способов классификации исторических источников.

По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников: письменные, вещественные <#"justify">Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Табл. 1. - Важнейшие достижения античного мира

СфераГРЕЦИЯРИМФилософияГреция считается родоначальником философии. Античная философия-царица всех наук. Специфическое свойство древнегреческой философии - космологизм. Философские школы - свободные объединения вокруг учителей - Фалеса, Гераклита, Аристотеля. Высший этап развития философской культуры связан с деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Римская философия не достигла такого размаха До завоевания Греции не имели собственной философской школы. А после в основном постигали и комментировали греческих ученых. Главное - идея морального совершенствования и мистические настроения. Наиболее известные философы - Цицерон, Лукреций Кар, Сенека.ЛитератураЯвляется одним из самых значительных явлений древнегреческой культуры. К особо важным достижениям относятся: создание большинства литературных жанров, создание художественных произведений и образов, ставших классическими для последующей европейской литературы. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, поэты Гомер, Сафо, Баснописец Эзоп.Римская литература была подражанием эллинской. В жанре поэзии блестяще проявили себя Вергилий, Овидий, Гораций. К литературным заслугам римлян относят создание эпистолярного жанра и биографического жанров - письма Цицерона, Сенеки, биографии Светония, Варрона.СкульптураСкульптура занимала самый высокий статус в культуре. Скульптура прежде всего показывала красоту и гармонию человеческого тела, практически обожествляя его. Ваялись в основном статуи героев, спортсменов, богов и богинь. Высшие достижения эллинской художественной культуры связаны с именами Фидия, Мирона, Скопаса, Лисиппа.Уделялось главное внимание индивидуальным качествам личности. Главное изображать не идеальную красоту человеческого тела или лица, а индивидуальные характеристики. Таким образом, главное развитие получил римский реалистический портрет. Значительные произведения римского скульптурного творчества - бюст Брута, статуи Августа, Марка Аврелия.АрхитектураГреки создали классическую архитектуру, привнеся множество новаций: создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), формирование архитектурных стилей (простил, амфипростиль, диптер, периптер). К шедеврам древнегреческой культуры относят Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (арх. Сострат), храм Артемиды.Практичность и утилитарность сказывались в архитектуре. Строили прежде всего дороги, акведуки, термы, амфитеатры. Стремление к пышности и грандиозности породили такие громады как Колизей и Пантеон.ТеатрГреческая драма и театр возникли из сельских празднеств В честь бога Диониса. Первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах, ее осуществил афинский трагик Феспид. Театральные действия имели большой размах, проводились целый день и представляли собой состязание авторов трагиков и комедиографов.Римский театр был более прозаичен. Создаваемые на сцене образы были лишены величия, монументальности, психологизма. На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, остроумные шутки. Отсутствие состязательности между авторами и актерами снижало стимулы к совершенству.Праздники и зрелищаНародные торжества в честь Диониса и Деметры. Олимпийские игры, соревнования, философские споры, т.е. праздники более или менее спокойные и гармоничные.Грандиозные празднования триумфа победителя, когда весь город встречал героя-захватчика. Особенной популярностью пользовались жестокие зрелища -гладиаторские бои.

. Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них вам кажутся наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры

исторический античный капитализм революция

Новая история, или новое время в истории человечества, - это эпоха капитализма. Она охватывает период от Английской буржуазной революции XVII в. до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Новую историю делят на два периода: от Английской буржуазной революции середины XVII в. (1640) до Парижской коммуны (1871) и от Парижской коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции.

Буржуазное общество нового времени унаследовало от средневековья давно сложившиеся классы дворян-землевладельцев, крестьян, ремесленников, мелких торговцев и др. Но основными являются два класса-антагониста, сложившиеся в эпоху капитализма, - буржуазия и пролетариат.

Буржуазные ученые говорят, что рабочий «свободен как птица», поскольку закон не обязывает его работать у того или иного капиталиста. Но это не так, хотя наемные рабочие при капитализме лично свободны. Дело в том, что пролетарии не имеют своих средств производства и своего хозяйства. Фабрики, заводы, шахты, железные дороги принадлежат буржуазии. Поэтому пролетарий вынужден продавать свою рабочую силу предпринимателю: наниматься на мануфактуру, фабрику, завод, иначе он и его семья умрут с голоду.

Капиталистическое производство начало возникать еще в эпоху феодализма - в средние века. В XVI-XVII вв., после Великих географических открытий, которые проложили морской путь в Азию, Америку, Австралию и Океанию, началось закабаление и ограбление европейскими колонизаторами народов вновь открытых стран. Европейские пришельцы беспощадно грабили захваченные страны.

В Англии, Голландии, Испании и других европейских государствах, которые захватили колонии, скапливались огромные богатства, добытые «рыцарями колониальной наживы». Если в Испании и Португалии эти средства непроизводительно тратились паразитическим дворянством и расточительным королевским двором, то в Голландии и в особенности в Англии они дали новый толчок дальнейшему промышленному развитию.

Англия была первой страной, где не только накопились крупные капиталы у буржуазии, но и была масса свободных рабочих рук: крестьяне, согнанные крупными землевладельцами с земли, вынуждены были искать работу на мануфактурах, а позднее на фабриках. В середине XVII в. в Англии произошла буржуазная революция, утвердился новый, капиталистический строй. Английскую революцию считают началом нового времени, хотя в других странах Европы и Азии еще продолжали существовать феодальные порядки, а на значительной части территории Африки, Америки и Австралии сохранялся первобытнообщинный строй.

Освобожденная революцией от оков феодализма, Англия развивалась быстрее других стран. В последние десятилетия XVIII в. в Англии начался промышленный переворот. Распространение машинного производства и парового транспорта ускорило превращение Англии в передовую индустриальную державу - «мастерскую мира» и в то же время способствовало победе капитализма в других странах Европы и в США. Одновременно происходило закабаление колоний. В колониальных странах рынки наводнялись привозными фабричными изделиями. Местное ремесло разрушалось, а тысячи ремесленников разорялись.

Важнейшим событием первого периода новой истории была буржуазная революция во Франции (1789 - 1794). Она подняла народные массы на борьбу против отжившего строя. Революция решительно, до основания разрушила феодальные порядки во Франции. Провозгласив лозунги свободы, равенства и братства, французская революция на деле привела лишь к замене феодальных угнетателей эксплуататорами-капиталистами.

После французской буржуазной революции капитализм победил в ряде стран Европы и Америки. Чем больше появлялось фабрик, заводов, железных дорог, тем многочисленнее и организованнее становился пролетариат. Рабочие устраивали стачки и поднимали восстания против эксплуататоров, борясь за лучшие условия существования, а с середины XIX в. началась борьба пролетариата за власть.

В 1871 г. впервые в мировой истории рабочим Парижа удалось захватить власть и создать пролетарское государство - Парижскую коммуну. Героически боровшаяся Коммуна просуществовала только 72 дня. К власти вернулась крупная буржуазия.

В конце XIX - начале XX в. начался второй период новой истории - период перерастания капитализма в империализм.

До 1917 г. Россия отставала в своем развитии от передовых стран - Англии, Франции, Германии, США. Монголо-татарское иго, длившееся более двух столетий, задержало ее развитие. В 1649 г., когда в Англии победила буржуазная революция и был казнен король Карл I, в России Оформлялось полное закрепощение крестьян.

Марсельеза. Монументальный рельеф на Триумфальной арке в Париже. Создан в память защитников Великой французской революции 1789-1793 гг.

Крепостное право задержало развитие капитализма в России. Только после освобождения крестьян в 1861 г. Россия окончательно вступила на путь капиталистического развития.

На рубеже XIX и XX столетий капитализм вступил в новую и последнюю стадию своего развития - империализм, или монополистический капитализм. В это время образовывались мощные объединения крупнейших промышленников и банкиров - монополии. Они захватили руководство всей хозяйственной жизнью капиталистических стран, подчинили себе буржуазные парламенты, государственный аппарат. В их руках оказались школы, университеты, научные учреждения, печать, театр, кино.

Империалисты доводят до крайности эксплуатацию народов своих стран, закабаляют и грабят народы других стран, особенно отсталых,

В конце XIX в., когда захват колоний был уже завершен, начались грабительские войны между империалистическими странами за передел колоний, за передел мира. Первая мировая война 1914 - 1918 гг. была империалистической войной за передел мира.

Империализм - это капитализм паразитический, загнивающий, умирающий. Революционные рабочие и их марксистские партии борются за свержение капиталистического строя. Усиливается освободительное движение народов колоний. Крайне обостряется борьба и между самими капиталистическими государствами. Обострение всех противоречий капитализма ослабляет его и подводит к пролетарской революции. Империализм - это канун пролетарской революции, учил Ленин.

На рубеже XIX и XX вв. Россия, где противоречия империализма приобрели особую остроту, стала страной самого передового в мире рабочего движения. В России возникла подлинно революционная марксистская партия - большевистская партия во главе с Лениным. Когда в 1914 г. капиталисты в погоне за прибылями развязали мировую войну, большевики во главе с Лениным последовательно боролись за мир, за пролетарскую революцию.

В 1917 г. в России победила пролетарская революция, совершившаяся под руководством ленинской Коммунистической партии.

Буржуазные революции ограничивались лишь заменой феодализма капитализмом. Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила частную собственность на средства производства и всякую эксплуатацию человека человеком, вырвала самые корни эксплуатации. С 1917 г. начался период крушения капитализма и победы социализма - сначала в России, затем в других странах. Эта революция всколыхнула народы колониальных и зависимых стран и дала мощный толчок их национально-освободительному движению. В России была установлена диктатура пролетариата - новый тип демократии, демократии для трудящихся.

Октябрь 1917 г. открыл новый период всемирной истории - новейшую историю.

. Перечислите базовые процессы и явления в развитии человеческого общества на современном этапе

Говоря о развитии человека будущего в первую очередь необходимо обратить внимание на настоящее. Где и как мы живем? Какие процессы протекают в мире? Что из этого всего получится впоследствии?

Есть разные мнения. Кто-то говорит, что в сложившихся условиях всевозможных кризисов, обостренных ситуаций в экономике, экологии, политике и прочих значимых сферах, в условиях личностной деградации и общего падения нравов, недееспособности государственных систем и прочих, прочих факторов, будущего у наших людей нет.

Однако вряд ли развитие человека как биосоциального существа может остановиться. Даже сегодня мы наблюдаем странные эволюционные скачки, которые определены нарастающим футурошоком. Так американский социокультурный провидец Олвин Тоффлер назвал реакцию людей на экспоненциальное нарастание новизны, скоростей и многообразия в интенсивно развивающемся мире ближайшего будущего. Уже сегодня футурошок можно рассматривать в качестве важнейшего фактора естественного отбора, давление которого не может не повлиять на дальнейшее развитие человека как вида. Новые люди, адекватные динамично трансформирующейся информационной среде, будут отличаться от своих менее удачливых собратьев по виду тем, что их нервная система и ценностные структуры будут очень гибки, мощны и эффективны, что позволит им самым что ни на есть качественным образом успешно ориентироваться в ставшей главной для сегодняшних людей информационной среде [8]. Эта среда непрерывно воссоздается, имея в качестве структурной основы каналы масс-медиа, всевозможные линии коммуникаций, включая Интернет, и состоящая из грандиозного обилия непрерывно меняющейся информации. Именно информационная среда станет для человека будущего средой его обитания и условием развития.

Конечно, вынужденно развиваемое умение эффективно оперировать колоссальными информационными массивами и формируемая способность четко ориентироваться в стремительно изменяющейся сигнальной среде непременно вызывают определенные изменения в строении нервной системы и требуют существенной реорганизации телесных структур организма. Однако главным отличием новых людей все же станут новые принципы организации работы с информацией, новые психотехнические подходы к интенсификации переработки поступающих извне сигналов и особые рекреационные навыки, позволяющие своевременно и в полноте восстанавливать израсходованные энергоресурсы организма для продолжения цивилизованной эволюционной гонки. Нравится нам информационный бум и экологическая катастрофа или нет - такова реальность нашего ближайшего будущего [8]. Именно приспособившиеся к своевременной обработке нужной информации, умеющие отфильтровывать из всего потока лишнее и затрачивающие на этот процесс минимальное количество сил и времени люди уверенно шагнут в будущее и будут строить его.

Однако приспособление к обитанию в информационной среде, по мнению некоторых авторов, должно сопровождаться перестройкой личности человека будущего, переоценкой им жизненных приоритетов. Так люди будущего будут художественно и разумно пестовать институт семьи, они станут проявлять неустанное внимание к развитию детей и сделают главным предметом своей заботы собственную душу, ведь это - родники человечности, причинные корни любых внешних событий и источники любых развивающихся отношений и деятельностей [8].

В условиях информационного века для человека будущего будут важны менеджерские качества. Аналогия проста: сложное техническое устройство, разобранным на части, совершенно неэффективно, хотя сами элементы не деформированы и изменениям не подвергались. Нарушилось системное качество, которое и составляло отличие устройства от обычной кучи металлических деталей. Тот же, кто собрал эти детали в единое функционирующее целое и гибко управляет им в соответствии с изменяющейся обстановкой, фактически сам посредством своих организационных усилий порождает новое качество, не присущее механической сумме частей. Менеджеры в Новую Эпоху станут едва ли не главными действующими лицами в самых разных сферах жизни. Разумеется, они войдут в элиту, т.е. будут принадлежать сообществу тех, кто обеспечивает управление и развитие общества. Разумеется, основой всякого эффективного управления другими является грамотное управление собой, а для такого аут менеджмента необходимо глубоко узнать себя [8].

Хочется отметить, что только сейчас человечество мало-помалу приходит к мысли о целесообразности развития интуитивных способностей своего мозга. Настало время обращения к развитию нового качества разума [8]. Работа с большими объемами информации не позволяет использовать только логику. Логика нужна для изучения, анализа, но в мире, где на многие вопросы уже есть ответы и их нужно знать, нельзя пользоваться только логикой. Нужна развитая интуиция, работа подсознания, которую наш мозг выполняет самостоятельно, без нашего сознательного участия, просто, как компьютер, выдавая ответ при заданных параметрах поиска.

В связи с мыслью о компьютерных возможностях нашего мозга, скрытых от нас, хочется поразмыслить над статьей Г. Ведич, где человек представлен как биологическая бинарная система и рассмотрены принципы его дальнейшего развития.

Тест. Установите соответствие

. Первобытная эпоха А. Возникновение буддизма

. Древний мир Б. Зарождение магии и анимизма

. Средневековье В. Число последователей христианства составляет 1 млрд. 200 тыс. человек

. Новое время Г. Возникновение ислама

. Новейшее время Д. Реформация и возникновение протестантства

-А 2-Г 3-Б 4-Д 5-В

Список используемой литературы

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 2008.

. Рейсер C.A. Основы текстологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 2007.

. История государства и права зарубежных стран. / Крашенинникова Н.А. и Жидков О.А.

. Чернокозов А.И. История мировой культуры.

. История педагогики. / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.

. Лосев А.Ф. История античной эстетики. - М., 1963-1988.

Похожие работы на - Основные типы исторических источников. Развитие человечества в Новое время

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!