Феноменология Хайдеггера

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,61 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Феноменология Хайдеггера

СОДЕРЖАНИЕ

1.ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ХАЙДЕГГЕРА

. ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СТИЛИ ИСКУССТВА СРЕДНИХ ВЕКОВ

. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА

1.ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ХАЙДЕГГЕРА

Мартин Хайдеггер (1889-1976) - один из основателей немецкого экзистенциализма. Чтобы определить феноменологию Хайдеггера рассмотрим основные положения экзистенциализма, для которого характерна озабоченность судьбами культуры, человека в культуре, человечества как такового. Истоки этой философии можно отследить с середины XIX в., от произведения датского философа Сёрена Кьеркегора (1813-1855) с характерным названием «Страх и трепет», в какой-то степени - от немецких философов А. Шопенгауэра (1788-1860) и Ф. Ницше (1844-1900).

В полной мере экзистенциализм заявляет о себе после Первой мировой войны. Еще один его мощный импульс, особенно в Германии и Франции, приходится на Вторую мировую войну. Связь экзистенциализма с войнами, с «пограничными» состояниями (между жизнью и смертью, бытием и небытием, здоровьем и болезнью, страданием и просветлением) вполне закономерна. Главная тема «философии существования» - заброшенность человека в мире, враждебном человеку, духовности, культуре. Человек не может существовать вне этого мира, но платой за существование является нивелирование, стирание личности, особенно заметное и болезненное для подлинных, ярких личностей, выделяющихся из толпы.

Как видим, в философии экзистенциализма тесно сопрягаются судьбы личности и судьбы культуры. Общую концепцию экзистенциализма можно назвать «антикультурной», в том смысле, что она отвергает не культуру как таковую, а в том виде, какой она приобрела в XX в.

Экзистенциалистская критика культуры - это критика «неподлинного бытия» человека, все действия которого представляют собой своего рода «Сизифов труд». Именно так переосмыслен этот античный миф французским философом и писателем, лауреатом Нобелевской премии по литературе Альбером Камю (1913-1960).

Разумеется, связь экзистенциальной философии человека с эпохой и ее событиями неоднозначна, внутренне противоречива. М. Хайдеггер, в 1933 г. не сумел разглядеть суть фашизма и его идеологии, согласившись принять от национал-социалистов пост ректора Оренбургского университета. Однако очень скоро он отошел от дел, почти не публиковал своих работ.

Своеобразным манифестом экзистенциализма может служить знаменитое «Письмо против гуманизма» Мартина Хайдеггера. В нем речь идет о том, что под маской гуманизма человек прикрывает эгоизм, безответственность, нежелание прислушаться к «неслышному зову бытия», подчиненность искусственным, навязанным ценностям. То, что происходит в «цивилизованном» мире - это крах классического разума: призванный стать панацеей от всех бед человечества, «рациональный разум» приводит к уничтожению человека - духовному и физическому.

Хайдеггер проводит развернутую критику аксиологической трактовки культуры как системы ценностей. Он расценивает культуру как форму замещения религиозного культа. Он осмелился даже высказать такую мысль: «Может случиться и так, что само христианство представляет собой следствие и определенную форму нигилизма».

Ценностное определение культуры рассматривается им как «немощное и прохудившееся для потерявшего объем и фон предметности сущего», когда происходит «забвение Бога» в широком, экзистенциалистском смысле этого понятия. Философа тревожит, что ценностный подход утвердился даже в отношении к бытию - в мире, где правит расчет. В таком мире идет непрерывная переоценка ценностей, что исключает какую либо устойчивость.

Такова «эпоха нигилизма», поставившего себе на службу все и вся, включая человека, эпоха «забвения человека во имя планирующе-рассчитывающего обеспечения результатов, самоорганизующегося процесса всеохватывающего изготовления». Когда в таком мире объявляют Бога «высшей ценностью», это тем более означает приниженней «смерть Бога».

Так, разбирая категорию «повседневное бытие-вместе-с другими», ранний Хайдеггер считал самым важным ввести «экзистенциал», который он обозначал написанным с прописной буквы немецким неопределенно-личным местоимением «Man» и разъяснял через понятия «усредненность», «выравнивание» и т.д. Экзистенциальная философия в данном отношении была и до сих пор остается реакцией на тенденцию стандартизации, которая стала особенно мощной в XX в. и проявилась в самых разных областях - в производстве, повседневном быту, в идеологии и культуре.

В советской литературе Хайдеггера подчас критиковали следующим образом: Man - категория, которую можно отнести к капиталистическому обществу; Хайдеггер же придает ей абстрактный вне исторический смысл. Но экзистенциалист применяет подобный прием по принципиальным соображениям, ибо полагает, и с полными на то основаниями, что необходимость - и опасность - уподобления, усреднения заключает в себе всякое, в сущности, человеческое совместное бытие. Действительная ограниченность хайдеггеровской концепции Man состоит в том, что повседневное бытие человека вместе с другими людьми Хайдеггер поначалу рассматривал сугубо негативистски. Он не видел богатства его противоречивых аспектов: ведь мы учимся от других и учим их; они влияют на нас - мы влияем на них; а главное: не иначе, чем в общении с другими, мы отстаиваем, развиваем, познаем свое Я, а они - свое Я.

Таким образом, взаимодействуя с другими людьми, человек не только идет навстречу общему, всеобщему, усредняющему, но и обнаруживает индивидуально-неповторимые черты своей личности, своего бытия, борется за них, закрепляет их. Общим достоянием людей становятся ведь не только стандарты, стереотипы, шаблоны, но оригинальное, творческое, уникальное - то, что значительно «выше среднего».

2. ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СТИЛИ ИСКУССТВА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Художественные направления и стили Средневековья отличаются большим разнообразием, выражающемся в смешении культур, верований, материальных исполнений. Особое место в художественной культуре средних веков принадлежит архитектуре. Дело не только в том, что в ней оно предстает наиболее наглядным, зримым образом. Сохранились для потомков, восхищая их, не только величественные соборы и замки, но даже целые городища.

Массивные строения («замки Бога») к тому же свидетельствовали о преемственности от Древнего Рима, а также о мощи новых правителей и могуществе христианского Бога. Такой стиль в архитектуре получил (уже «задним числом», в XIX в.) название романского. Он характеризуется купольными конструкциями, полукруглыми арками и массивными западными порталами. Иногда использовались фрагменты, изъятые из римских храмов. На строительные материалы была разобрана значительная часть Колизея. экзистенциализм хайдеггер социокультурный

К концу XII в. на смену романскому стилю приходит готический (от итал. gotico - по названию германского племени готов). Основу готического собора составляют устремленные ввысь (к Богу) и кажущиеся легкими стройные колонны. Окна, в отличие от романских, стали огромными и вытянутыми вверх, как и все здание. Это оказывалось возможным благодаря техническому прогрессу в изготовлении стекла; цветные стекла позволяли еще и делать витражи с орнаментами, крестами, религиозными сюжетами. Окна-витражи готических соборов, имея самостоятельную художественную ценность, к тому же придавали их интерьеру особую торжественность и возвышенность. Снаружи и изнутри готические соборы украшались также статуями, рельефами, живописью, сохранившими основную черту готического стиля - устремленность ввысь. В основе же общего плана готического собора находился крест. К знаменитым готическим соборам относятся собор Парижской богоматери (Нотр-Дам), соборы в Шартре, Руане и Амьене (во Франции), собор св. Вита в Праге, Миланский и Кельнский соборы.

Недостаток камня породил уже в XIII в. кирпичную готику. Первый храм такого рода был сооружен в Любеке (Сев. Германия), а затем они распространились по всей Европе. В XIV в. возникает техника пламенеющей готики: украшение здания тончайшей, кружевной резьбой по камню. Конечно, подобные красоты были уже отходом от строгого стиля классического средневековья, а также были выражением секуляризации общественной жизни. Новые веяния такого рода неизбежно приводили к эклектичности, т.е. соединению, не всегда удачному, разнородных стилей и элементов. Наиболее своеобразно это происходило в Испании, где практиковалось не просто соединение разных стилей, но и непосредственно перестройка мечетей в католические храмы, начавшаяся после реконкисты, т.е. отвоевания Испании у мавров. В готическом стиле строились также жилые постройки и замки. Своеобразным заповедником готических замков является долина р. Луары во Франции.

В средневековых городах улицы запирались на ночь в целях безопасности, сами города окружались мощными рвами, через которые набрасывались подъемные мосты, втягивавшиеся внутрь крепостных стен. Рвы вокруг средневековых городов были еще и свалками мусора, туда по специальным канавам, прорезавшим город, стекались нечистоты. Не было даже туалетов, имелись только отхожие места. Стоит ли удивляться, что в таких городах постоянно вспыхивали эпидемии холеры, оспы, чумы, истреблявшие иногда половину населения.

Важным элементом готических соборов была скульптура, которая, органично интегрируясь в церковную архитектуру служила одновременно религиозным, эстетическим и конструктивным целям. Малоразмерная прароманская скульптура изготовлялась (под влиянием восточных и византийских образцов) из кости, бронзы, золота. Под влиянием искусства мигрировавших народов появились также всевозможные готические фигуры, химеры (чудовища).

С XII в. появляется крупномасштабная каменная скульптура. В романских соборах Бургундии, Аквитании, Прованса (Франция) фигуры размещались на фасадах. Статуи на колоннах выполняли роль опор, размещаясь в проемах стен. Много было и свободно стоящих монументальных скульптур. Будучи не просто элементом архитектуры, такие скульптуры уже обладали высоким художественным совершенством.

Исключительное место в средневековом духовном наследии принадлежит живописи - настенным фрескам в православных и католических храмах, а также в византийской иконе. Вначале (до открытия законов перспективы) фигуры на фресках были стилизованы и плоски, воспринимаясь скорее как символы. Лишь к концу средневековья, в эпоху Проторенессанса (XIII в.) фрески стали подлинными творениями искусства.

В искусстве X-XI вв. монументальность начала сочетаться с пышной декоративностью, стала использовать облицовка храмов разноцветным камнем. Капители колонн украшались резьбой, используемая в церкви посуда (кубки, блюда) украшались филигранной росписью, покрывались лаком, золотом. Золотом и парчой украшалась одежда. Прикладное искусство (например, вышивка, резьба по металлу) выходило и за пределы храмов.

В развитии живописи Средневековья значительную роль сыграла длительная борьба иконопочитателей и иконоборцев, превратившаяся в целое религиозное движение. Иконоборцы отрицали правомочность священных изображений, уничтожали иконы и прочие памятники с фигурами и ликами святых. Вместо этого они (как иудейство и ислам) допускали лишь орнамент, изображения растений. Мозаики в светских зданиях изображали придворные церемонии, победы императоров и т.д. Иконопочитатели же, среди которых был крупный теолог, музыкальный теоретик и композитор Иоанн Дамаскин (675-753), видели в иконах как раз особо действенный способ воспитания религиозного сознания. Восстановление иконопочитания в 843 г. торжественно отмечается православной церковью.

Византийская схема росписи сохраняла старую символику: купол олицетворяет небо, откуда взирает Вседержитель, по четырем стенам изображены ангелы как хранители четырех сторон света, а четыре паруса заняты евангелистами, разносящими по свету учение Христа. На иконах изображались жития святых и другие религиозные сюжеты. Особое место среди византийских иконописцев занимает Феофан Грек (ок. 1340-1405). Завершая традицию византийской иконы, он прокладывал уже и новые пути, для которых не нашлось места в Константинополе. Удивительный, своеобразнейший талант Феофана полностью раскрылся на Руси, куда ему пришлось переехать. Мостиком к Возрождению оказались и итальянские иконы XIII-XIV вв., которые принято относить к проторенессансу (Джотто, Дуччо).

Архитектуру порой называют застывшей музыкой. Особенно это относится к готике. Очевидно, однако, что в готических храмах действительно звучала удивительная по красоте музыка, с которой, впрочем, с полным правом может соперничать и православное пение.

Музыкальное искусство Византии наследовало и объединило традиции коптской, персидской, сирийской, позднегреческой, римской, армянской, а также арабской и славянской музыкальных культур. Из записанных памятников до нас дошла только культовая музыка - вокальная, как правило, монофоническая, одноголосная.

Из византийских корней произросла также церковная музыка Западной Европы. До наших дней дошла утонченная, одухотворенная рижская литургия IX-XIII вв., месса «Нотр-Дам» Гийома де Машо (1300-1377), месса «Барселона» и Missa de Turnai неизвестных авторов. В соборе Парижской богоматери исполнялись произведения Леонина (XII в.) и Перотина Великого (Perotinus Magnus, род. 1200 г.). В труде «Большая органная книга» (1160-1170) Леонин собрал более 80 пьес, созданных для исполнения на церковных праздниках. Эти произведения в основном двухголосны, предваряя раннюю полифонию.

В театрализованных мистериях представлялись библейские сюжеты, различные миракли - чудеса (например, история св. Николая), музыкой сопровождались религиозные шествия. Уже в IX в. антифонные (вопросно-ответные) песнопения и перезвоны, известные под названием тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Они могли изображать диалоги ангелов и Святой Девы, различные назидания.

По наиболее распространенным в Европе произведениям странствующих музыкантов и их вариациям можно даже проследить пути культурного общения и миграции населения. Особый интерес в этом отношении представляет так называемый «Путь пилигримов», который тянется почти на тысячу километров, вдоль границы между современными Францией и Испанией - от Барселоны в Каталонии до Виго на крайнем северо-западе Испании.

Неотъемлемыми участниками городской жизни были немецкие миннезингеры и шпилманы (от нем. Spiel - игра), французские менестрели и жонглеры, трубадуры (от прованс. trobar - находить) Южной Франции и Испании, труверы (от фр. trouver - изыскивать) Северной Франции. Песни в указанных жанрах представляют, как правило, куртуазную (от франц. court - двор) поэзию. Даже знаменитая Palastinalied (Палестинская песня) больше говорит не о походе, а о том, как рыцарь будет скучать по даме своего сердца. Песни исполнялись и от лица дамы, ожидающей своего рыцаря. Объектом воспевания обычно служила хозяйка замка - замужняя дама, которой рыцарь поклонялся возвышенно и платонически.

Музыка теснейшим образом соединялась с театральным искусством. Очень популярны были сопровождаемые музыкой пьесы-моралите, изображавшие борьбу Добра и Зла за человеческие души. В них участвовали также такие персонажи, как Любовь, Благоразумие, Терпение, Смирение, Раскаяние, Скупость, Лесть и т.д.

Характерным явлением средневековья была так называемая смеховая или карнавальная культура. Ее исследователи (И. Хёйзинга, М. Бахтин) видят в ней творческое начало язычества, прорывающегося сквозь строгую христианскую регламентацию жизни. Во время праздников город жил в «мире наоборот», пародирующем мир серьезный и строгий. На карнавале избирали дурацких, гороховых королей, пародировали церковную службу, расхваливали задницу вместо головы, осмеивали смерть - нелепую старуху с косой. Большой удачей, «смертью наоборот» считалось, если сын узнает отца в карнавальной толпе и загасит его свечу с криком: «Желаю смерти тебе, господин отец!» В конечном счете, именно карнавал стал источником литургической драмы, выведя ее из церковных стен на городские улицы. «Драма родилась на площади», - Писал А.С. Пушкин.

Наконец, ярким проявлением художественной культуры Средневековья была литература. В период раннего средневековья получила распространение устная поэзия, особенно героический эпос. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса - поэма «Беовульф» (ок. 700 г.), знаменитые памятники германского эпоса - «Песнь о Нибелунгах», скандинавского - «Младшая Эдда и Старшая Эдда». Исландская «Сага об Эрике Рыжем» воспевает легендарного первооткрывателя Гренландии и (задолго до Колумба) Америки. Выдающийся памятник французской рыцарской поэзии - «Песнь о Роланде». В XII в, появляются рыцарские романы - о кельтском короле Артуре и рыцарях Круглого стола, роман Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» на вечную тему любви, памятником литературы той эпохи являются «Парсифаль», «Роман о Розе». Знаменитый памятник английской народной литературы - баллады о Робине Гуде.

Уже в XII в. рыцарский роман и куртуазная поэзия вошли в круг чтения не только двора, но и обычных горожан. В середине XIII в. в Италии возник «новый сладостный стиль», воспевающий утонченную любовь к женщине.

3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Истоки современной социокультурной ситуации РФ уходят к 1985 г., который вошел в историю России как год начала перестройки, объявленной М.С. Горбачевым. К этому времени в стране все более отчетливыми становились кризисные явления в жизни общества, сопровождавшиеся стабильным падением рождаемости славянского населения, прежде всего русских. В 1988 г. на февральском Пленуме ЦК КПСС впервые в истории Советской России было заявлено о необходимости «свободного соревнования умов», «социалистического плюрализма мнений».

В 1989 г. в стране появляется независимое рабочее движение, проведены забастовки в различных отраслях промышленности, наиболее массовые - в угледобывающей. А в 1990 г. в результате отмены статьи 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе впервые после 20-х годов появляются политические партии. Это демократическая, социал-демократическая, либеральная, либерально-демократическая, христианско-демократическая и др. В целом в 1990-1991 гг. в оппозиционном движении можно выделить ряд основных направлений - демократическое, патриотическое и экологически-культурное. Начиная еще с 1987 г. влияние последнего постоянно росло в стране.

На фоне убыстряющегося развития стран Запада все более явственным становится падение темпов роста промышленности РСФСР, так же как и СССР в целом. Происходит распад СССР (1991), подготовленный идеей Ленина о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Вслед за Лениным Б.Н. Ельцин предлагает республикам России «взять суверенитета столько, сколько кто может ».

Общество разделилось на кучку богатых и сверх богатых и огромное большинство обнищавших людей. Социальная апатия и неверие большинства россиян политикам сопровождается, с одной стороны, выкачиванием сырья и товаров из России по самым низким ценам в бывшие союзные республики, а с другой - обострением национальных проблем, искусственным разжиганием политическими деятелями национальных конфликтов, вооруженных столкновений.

Корректируемая сегодня экономическая политика по-прежнему оставляет в выигрыше бюрократию. Коррупция старого и нового аппарата приобрела фантастические масштабы. Все это блокирует любые прогрессивные преобразования в стране.

В 80-х годах в связи с празднованием 1000-летия (1988) крещения Руси при новом руководстве Советского правительства отношение советской власти к церкви изменилось коренным образом, многие древние храмы и монастыри были возвращены церкви. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. И здесь у нас, конечно же, не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она существует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т.п.

Новое религиозное сознание стало заметным явлением современной «массовой культуры» - от литературно-кинематографической до музыкальной. Обнаружилось его влияние и в околонаучной сфере, благодаря чему появились своеобразные квазирелигии, в которых как бы синтезируются религиозные представления с определенными научными целями.

В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединений. Он закрепляет светский характер системы государственного образования. Закон допускает преподавание религий и религиозное воспитание, но только вне государственной системы образования и без участия государственных органов. В то же время различные круги, как религиозные, так и светские, упорно стремятся изменить ситуацию, толкают учебные заведения на нарушение закона.

Важным фактором процесса формирования и самореализации личности является система образования. Сегодня наша система воспитания и образования перебивает глубокий кризис, так как вступила в антагонистические противоречия с волей и интересами субъектов истории - классами, социальными группами, личностью. Перед системой народного образования ставится цель обеспечения опережающего развития средней и высшей школы, признается необходимость проблемного, развивающего образования, ориентированного на формирование способности самостоятельного творческого мышления.

Таким образом, российская культура в результате перестройки, претерпела значительные изменения в сторону гуманизации и секуляризации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Введение в культурологию / Отв. ред. Е.В. Попов. Гл. VII. - М.: Просвещение, 1996. - 398 с.

2.Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М.: Юрайт, 1998. - 431с.

3.Гуревич А.Л. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1987. - 278 с.

.Гуревич А.Л. Культура и общество средневековой Европы. - М.: Искусство, 1989. - 356 с.

.Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М.: Искусство, 1976. - 347 с.

6.Культурология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. 3-е изд. - Ростов-н/Д,: «Феникс», 2003.

7.Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 643 с.

8.Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры - М.: Просвещение, 1968. - 328 с.

10.Торосян В.Г. Культурология: История мировой и отечественной культуры. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 735 с.

11.Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Просвещение, 1993. - 256 с.

12.Хайдеггер М. Работы и размышления последних лет. - М.: Просвещение, 1993.- 377 с.

13.Хейзинга И. Осень Средневековья. - М.: Просвещение, 1987. - 328 с.

.Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М.: Искусство, 1985. - 439 с.

Похожие работы на - Феноменология Хайдеггера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!