Музыкальная терапия как метод работы с сознанием субъектов образовательного процесса

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,42 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Музыкальная терапия как метод работы с сознанием субъектов образовательного процесса

Введение

Муниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад "Зимородок" открыто в 2011 году как экспериментальная педагогическая площадка. Первый этап эксперимента (1993 - 2011 г.г.) был связан с разработкой проблемы преемственности (интеграции) дошкольного и начального образования. На этом этапе отрабатывалась инновационная образовательная модель "детский сад - начальная школа". Результаты данного этапа деятельности учреждения рассматривались экспертной комиссией ГУО и заслушивались на Коллегии Управления образования мэрии города Новосибирска. В 1996 г. по вопросу "О ходе экспериментальной работы в классах ШКД", т.е. реализации развивающего обучения на базе школы - детского сада "Зимородок", было вынесено решение отметить определенный опыт, накопленный педагогическим коллективом, и рекомендовать районным отделам образования изучать состояние экспериментальной работы.

1. Экспериментальная деятельность в детских учреждениях

Цель создания экспериментальной модели "детский сад - начальная школа" была достигнута и в основном исчерпана на организационно - управленческом уровне в связи с утверждением Типового положения (2009) об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Педагогический коллектив "Зимородка" выступил с культурно-образовательной инициативой по разработке и апробации концепции "Школа коммуникативной дидактики". Концепция коммуникативной дидактики возникла в процессе полемики с основными положениями концепций развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина и концепций "Школы диалога культур" В.С.Библера. Авторами идеи "Школы коммуникативной дидактики" являются Валерий Игоревич Тюпа (зав. кафедрой теории литературы Российского государственного гуманитарного университета, доктор филологический наук, профессор), Юрий Львович Троицкий (кандидат исторических наук, зам. директора Института филологии и истории РГГУ), Юрий Васильевич Шатин (доктор филологический наук, профессор НГПУ). Дошкольный блок работает по программе организации образования дошкольников в форме детской субкультуры. Автором этого подхода является профессор НГПУ, кандидат психологических наук Наталья Яковлевна Болыпунова. Городской отдел образования поддержал инициативу создания новой образовательной концепции и, по существу, разделил ответственность за эту образовательную инициативу.

С 2009 г. в нашем образовательном учреждении начался новый этап экспериментальной работы. На сегодняшний день в логике концепции школы коммуникативной дидактики созданы образовательные технологии по истории (начальная, основная, средняя школа), по литературному образованию (начальная, основная, средняя школа), по риторике (средняя школа). Защищена первая в городе кандидатская диссертация по проблемам коммуникативной дидактики Е.А.Приваловой В 2003 г. по инициативе "Зимородка" организована и проведена городская конференция "Школа коммуникативной педагогики: от школы знания к школе понимания", по материалам которой при поддержке Областного отдела образования в 2004 г. издан сборник научных статей.

Одновременно с этим "Зимородок" принял участие в конкурсе ФЭП в системе образования Российской Федерации с темой: "Школа коммуникативной дидактики" и получил в 2000 году статус федеральной экспериментальной площадки, а с 2006 года - статус областной экспериментальной площадки.

Суть концепции школы коммуникативной дидактики (ШКД) состоит в реализации на практике развивающей функции образования. При этом речь идет не об ускорении процессов развития, но об организации такого образования, при котором ребенок максимально использует потенциал соответствующего возраста и собственной индивидуальности. Принципами ШКД являются: приоритет коммуникации над информацией; приоритет понимания над знанием; приоритет диалога согласия над дискуссией. Важнейшими направлениями в реализации принципов ШКД выступают: диалог образовательных концепций и программ; создание условий становления детской субкультуры, организация общения носителей разных возрастных субкультур; отработка модели сочетания традиционных учебно-урочных форм со студийными и секционными занятиями; отработка механизма управления экспериментальной работой; психолого-педагогическое сопровождение эксперимента и обоснование его содержания; апробация авторских образовательных технологий и вариантов программ, создание условий преемственности в образовании дошкольников и младших школьников.

Управленческая задача экспериментальной работы заключается в создании условий, ориентированных на апробацию, отработку и описание модели коммуникативного пространства образовательного учреждения, которое обеспечивает эффективную адаптацию приоритетов ШКД для дошкольно-школьного образования и системы внеучебной деятельности.

Поставленная задача определяет необходимость организации работы по овладению концептуальными, теоретическими и методическими подходами педагогическим коллективом. Среди них такие, как:

  1. Методика организации коммуникативного события урока.
  2. Проектный метод.
  3. Метод "включенного наблюдения".
  4. Локальный педагогический эксперимент.

Экспериментальная деятельность организована на основе трех структурных компонентов:

  1. Теоретический: освоение участниками проекта базовых положений ШКД и разработка индивидуальных проектов всеми участниками.
  2. Технологический: участники проекта осваивают предметные технологии в логике коммуникативной дидактики и апробируют их в соответствии с собственным пониманием и учебно-методическим опытом.
  3. Феноменологический: участники проекта создают и демонстрируют образцы образовательных технологий ШКД.

Экспериментальная работа в целом предполагают следующие результаты:

  1. Представление теоретических материалов, описывающих концепцию и принципы ШКД, а также проблемы освоения этих принципов коллективом "Зимородка".
  2. Описание предметных технологий и создание учебных пособий, УМК.
  3. Анализ полученных материалов, отражающий ход проекта и корректирующий первоначальные предположения и теоретические понятия.
  4. Теоретическое обоснование в рамках концепции учреждения управленческих характеристик инновационной модели ШКД.

Модель управления "Зимородка" включает традиционные элементы, при этом критерии измерения управленческой деятельности имеют иной характер. К ним относят:

  1. Степень включенности педагогического коллектива в проектную деятельность измеряется участием в научно-практических конференциях, проведением образовательных семинаров и открытых занятий, содержательной работой на тематических педагогических советах.
  2. Изменение типа и характера учебной и игровой деятельности детей определяется уровнем овладения коммуникативными стратегиями диалога; диагностикой становления субъектности; уровнем сформированное™ игровой и учебной деятельности; предъявленностью креативной позиции. Достижение необходимых результатов обусловливается организацией условий для научно-методической деятельности педагогов и разработкой диагностических моделей.
  3. Эффективность работы измеряется преобладанием эвентуального продукта над реальным.(т.е. наличием коммуникативного события как главного критерия ценностного результата в концепции ШКД).
  4. Возможность "отстранения" полученного результата от реальных носителей содержательных смыслов проекта (оформление результатов в виде публикаций и методических материалов); возможность переноса полученных результатов в новое образовательное пространство (мастер-классы, образовательные семинары, в педагогическую практику студентов).

Следует заметить, что управленческая работа не была бы эффективна без научных контактов с НГПУ (г. Новосибирск), НИПК и ПРО (г. Новосибирск), РГГУ (г. Москва), МПГУ (г. Москва), а также без апробации результатов управленческой деятельности на научно-практических конференциях:

  • "Педагогика развития: проблема образовательных результатов" (Красноярск);
  • "Развивающее образование в информационном пространстве выставки" (Новосибирск);
  • "Детская литература на рубеже веков: интерпретация и преподавание" (Санкт-Петербург, 2009г.);
  • " Инновационные процессы в дошкольном образовании г. Новосибирска. Опыт, проблемы, перспективы" (Новосибирск, 2008);
  • "Коммуникативная педагогика: от " школы знания" к "школе понимания" (2008);
  • и образовательных семинарах:
  • " Инновационная технология литературного образования";
  • "Модифицированная авторская технология "Вверх по радуге";
  • "Азбука мыследеятельностной педагогики";
  • "Ситуация учения - обучения в РО и МД педагогике";
  • "Новый учебно-методический комплект по литературе для начальной школы";
  • " Преемственность и психологическое обеспечение работы детского сада и начальной школы по развивающим технологиям";
  • "Образовательная модель "начальная школа-детский сад" в опыте работы МОУ "Зимородок": от замысла к результату";
  • "Коммуникативный аспект изучения русского языка в начальной школе".

. Музыкотерапия в образовательном процессе

С исторической точки зрения музыкотерапия в современном понимании восходит к существующим уже более ста лет рецептивным формам. Гармонизирующее действие музыки, спокойствие её устойчивых и уравновешенных сил ещё много лет назад применялось целителями в качестве терапевтического средства.

"Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью". Музыкотерапия даёт возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нём функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности.

Музыкальная терапия далеко продвинулась в исследовании влияния музыкального опыта на развитие личности. Ответ на вопрос, почему музыка столь тесно соприкасается с глубинными пластами нашей многообразной личности, нужно искать в далёком прошлом, когда мы ещё находились в материнской утробе и ощущали музыку ритма материнского сердца, музыку её тела, музыку её дыхания и голоса. Музыка отделяет нас от социального окружения и вводит в "аутистическое" состояние, в ситуацию, когда мы возвращаемся к самим себе, вглядываемся в себя, абстрагируясь от нашего социального окружения, не вступая с ним в контакты.

Сознание человека связано с переживаниями, образами и мыслями, которые человек так или иначе может описать и о которых он в состоянии сообщить людям. Формы описания психических явлений и способы передачи их содержания другим людям могут быть различными. Сознание можно рассматривать как коммуницируемое, то есть передаваемое от человека к человеку знание, которое разделяют многие люди ("со-знание" или "совместное знание"). Отображение мозгом возбуждения слуховых рецепторов, возникшего в процессе слушания музыки, является более интенсивной деятельностью по сравнению с отображением возбуждений других рецепторов. Под интенсивностью в данном случае подразумевается то, что клетки мозга, отвечающие за слух, реагируют на возбуждение в десять миллионов раз более слабое, чем то, которое необходимо для передачи информации о прикосновении к коже. Музыка "соприкасается" с нашими органами чувств намного раньше, чем любой другой возбудитель. С точки зрения генетики данная "сверхвосприимчивость" обусловлена тем, что в далёком прошлом, когда на Земле жили только охотники и добытчики, соперничавшие в ловкости и силе с дикими животными, им приходилось рассчитывать лишь на собственные уши, то есть на тот самый канал, который даже во сне принимал сигналы опасности.

Музыкальная терапия ориентирована не только на симптомы, дефекты, нервные расстройства или болезни. Она всегда обращалась и обращается к человеческому "могу", к раскрытию индивидуальных возможностей, ориентируется на рост и креативность. Музыкальная терапия рождает не только мрачные аккорды и жалобы-страдания; она пробуждает душевные силы, радость, улыбки, мужество чувств и тягу к нежности.

В настоящий момент нами проводится исследование с применением одного из методов музыкальной терапии - музыкальной импровизации. Музыкальная импровизация (лат. ппргсшвш - неожиданный, внезапный) - это исполнение музыкального произведения, которое создаётся в момент исполнения. И одним из способов коммуникации может быть музыка, поскольку иногда гораздо легче выразить некий скрытый смысл с помощью музыки, чем с помощью вербального языка. В играх с музыкой, в вольно создающейся импровизации человек остаётся "на сцене" без грима, без маски, превратившись в музыке в "отпечаток" своих душевных сил. Дистанция и близость, тяга к переменам и постоянству, утрирование или искажение данных аспектов находят себе место в "игровом пространстве" музыки.

В нашем исследовании изучению подвергаются исполнение мажорных и минорных аккордов, темп, высота звука, ритм, гармония и мелодии, а также сила извлечения звука, что помогает нам выявить эмоциональный фон состояний ребёнка.

Испытуемым предлагается две пары заданий: "Импровизации на темы семьи, класса и своего внутреннего мира" и "Рисунок семьи, класса и своего внутреннего мира".

Задания обусловлены тем, что на данном возрастном этапе для индивида наиболее актуальными сторонами жизнедеятельности являются отношения со сверстниками и отношения в семье. Учащиеся стремятся познать себя, определить своё место в жизни, обществе, мире в целом. Наиболее значимой является коммуникативная самореализация.

Заключение

школа дидактика музыкальный импровизация

Исследование показало, что преимущество музыкальной импровизации состоит в том, что она отражает, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания, именно поэтому очень трудно осуществить "подделку", представить себя не таким, какой ты есть в действительности; появляется возможность выплеснуть негативные эмоции без критической оценки окружающих; возможность примерить другую роль (маску) незаметно для других; выйти за рамки стереотипного поведения; проявить инновационность, творческие способности, креативность, инициативность. Посредством импровизации можно выявить, насколько развита у человека способность к контакту; каковы его адаптационные способности, направленность личности (интроверт-экстраверт).

Таким образом, мы склонны считать, что музыкальная импровизация как элемент музыкальной терапии является одним из наиболее эффективных методов работы с сознанием субъектов образовательного процесса.

Список литературы

1.Хайл-Эверс, А. Базисное руководство по психотерапии / А.Хайл-Эверс, Ф.Хайгл, Ю.Отт, У.Рюгер. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа: Речь, 2011.

2.Декер-Фойгт, Г. Введение в музыкотерапию / Г.Декер-Фойгт. - СПб

3.Радугина, А.А. Психология: учебное пособие для высших учебных заведений / А.А.Радугина. - М.: Центр, 2010.

4.Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч./ Р.С. Немов.- М

5.Метлов, Н.А. Музыка - детям: пособие для педагога музыки / Н.А.Метлов; сост. С.И.Чешева, А.П.Николаичева. - М.: Просвещение, 2007.

6.Богоявленская, Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества / Д.Б.Богоявленская // Вопросы психологии. - 2009. - №9. -

.Реан А.А. Психология и педагогика./ А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум - СПб.: Питер, 2008.

.Хайл-Эверс, А. Базисное руководство по психотерапии / А.Хайл-Эверс, Ф.Хайгл, Ю.Отт, У.Рюгер. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа: Речь, 2011.

9.Декер-Фойгт, Г. Введение в музыкотерапию / Г.Декер-Фойгт. - СПб

10.Радугина, А.А. Психология: учебное пособие для высших учебных заведений / А.А.Радугина. - М.: Центр, 2010.

11.Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч./ Р.С. Немов.- М

13.Богоявленская, Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества / Д.Б.Богоявленская // Вопросы психологии. - 2009. - №9. -

.Реан А.А. Психология и педагогика./ А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум - СПб.: Питер, 2008.

Похожие работы на - Музыкальная терапия как метод работы с сознанием субъектов образовательного процесса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!