Тема: Таможенная система Российской Федерации

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    20,12 kb
Таможенная система Российской Федерации
Таможенная система Российской Федерации
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оглавление

Введение

Глава 1. Таможенная система Российской Федерации

1.1 Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела

1.2 Цели, функции и органы таможенной системы РФ

Глава 2. Специализация таможенных органов

2.1 Структура, функции и специализация таможенных органов

2.2 Перспективы развития таможенной службы

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

Введение

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в реализации поставленных Правительством РФ масштабных задач значительная роль отводится дальнейшему развитию внешне-экономической деятельности.

Целью внешнеэкономической политики государства в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Одним из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, является таможенное регулирование, с помощью которого решается целый комплекс проблем: наполнение доходной части бюджета, поддержка отечественных товаропроизводителей, насыщение внутреннего рынка определенными товарами, создание благоприятных условия для экспорта отечественной продукции и целый ряд других.

Российское законодательство о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса, Закона РФ "О таможенном тарифе", множества иных нормативных актов, которые подвержены регулярным корректировкам.

Применение указанных нормативных актов порождает много вопросов и проблем на практике. Большое внимание вызывает структура и функции таможенных органов РФ.

Поэтому специализация в таможенном деле, вызывает постоянный, неослабевающий интерес, как со стороны теоретиков, так и участников внешнеторговой деятельности.

В имеющихся публикациях содержатся неоднозначные оценки существующей практики таможенного дела и его специализации, нередко, исключающие друг друга рекомендации.

В этой связи представляется актуальным исследование специализации в таможенном деле.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать существующую практику специлизации таможенного дела, выявить проблемы, а также выработать рекомендации по совершенствованию указанного вида деятельности.

В ходе исследования решаются следующие задачи:

рассмотреть таможенную систему РФ;

изучить основные цели, функции и органы таможенной системы РФ;

проанализировать особенности специализации таможенных органов;

рассмотреть основные перспективы таможенной службы.

Предметом исследования является специализация в таможенном деле.

Объект исследования - субъекты отношений, возникающих при специализации в таможенном деле.

Методологическую основу работы составили концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных специалистов в области таможенного регулирования.

В настоящей работе использованы общенаучные методы познания, прежде всего, анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, а также специальные - историко-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа, которые позволили рассмотреть явления в их взаимосвязи, сделать выводы и обобщения.

Источниками настоящего исследования послужили положения Конституции РФ, Таможенного, Гражданского кодексов РФ, федеральных законов и иных нормативных актов, регулирующих железнодорожные перевозки и таможенное оформление грузов, информационные материалы официального сайта Федеральной таможенной службы.

Глава 1. Таможенная система Российской Федерации

1.1 Основные направления государственной политики в сфере таможенного дела

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации .

Таможенное регулирование тесно связано с такими понятиями, как таможенное дело и таможенное законодательство.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу .

Другими словами таможенное дело - своего рода способ реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Если говорить о развитии таможенного дела в России, то Таможенный кодекс определяет общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой .

В качестве основного инструмента таможенного регулирования со стороны государства выступает таможенное право.

Государство с помощью права определяет положения, подлежащие выполнению физическими и юридическими лицами при перемещении грузов через таможенную границу, а также применяет обширный арсенал средств и методов в целях обеспечения соблюдения норм таможенного права.

Государственное регулирование ввоза и вывоза товаров путем применения таможенных пошлин и налогов (или предоставления льгот по ним) при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", Налоговым кодексом Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, законодательством об особых экономических зонах в Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Согласно ч.1 ст.1 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Анализ указанной статьи показывает наличие двух самостоятельных предметов государственного регулирования в области таможенного дела:

) общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования;

) общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения запретов и ограничений внешнеторгового законодательства при перемещении товаров через таможенную границу.

После вступления Таможенного кодекса РФ в силу, когда уже сформировалась определенная практика его применения, эксперты отмечали: "Казалось бы, продолжительные и многочисленные дискуссии, предшествующие принятию этого закона, позади. Закон принят, действует, его положения взяты за основу для программ развития таможенной системы Российской Федерации в среднесрочной перспективе.

Однако приходится констатировать, что споры вокруг таможенного законодательства по-прежнему продолжаются. Имеются многочисленные инициативы о проведении ревизии норм Таможенного кодекса, пересмотре установленных правил. Противоречива судебная практика рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства. Можно определенно говорить о том, что устойчивого, общепринятого и единообразно применяемого на всей территории нашей страны толкования таможенного законодательства пока еще не сложилось".

Высказывается и более резкая оценка состояния таможенного законодательства и его регулирующего воздействия: "В России одно из самых сложных и детализированных таможенных законодательств, мы вроде как тонко регулируем рынки. Только все это бессмысленно. С таким инструментом, как наша таможня, ни эффективно закрыть (поддерживая собственного производителя), ни эффективно открыть рынки (в тех случаях, когда нам это выгодно) просто невозможно. Нашу границу пройти непросто, но рынки при этом распахнуты. Но проблема не только в том, что мы часто не можем провести государственную политику. Результат порой получается хуже, чем, если бы таможни вообще не было. Таможенные нравы убивают тот бизнес и тот экономический рост, который мог бы у нас быть, выживают лишь те, кто может приспособиться к диким условиям работы".

С учетом приведенных оценок можно сделать вывод, что действующее законодательство далеко от совершенства, а российское таможенное право находится только в стадии своего формирования.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены следующие направления совершенствования таможенного регулирования.

В целях содействия экспорту Концепция предусматривает достижение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, на основе создания в России производства конечной продукции с иностранным участием и локализации производства добавленной стоимости с использованием экономических таможенных режимов.

В сфере импорта положения Концепции значительно более детализированы.

Смысл намечаемых мер сводится к рационализации импорта и его ориентации на повышение технологического уровня российских предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и полуфабрикатов, необходимых для развития производства.

Достижение указанной цели планируется на основе решения следующих задач:

реализации принципа эскалации таможенного тарифа на основе дифференцированных ставок в целях снижения издержек производителей и стимулирования организации производства конкурентоспособной готовой продукции на территории России;

постепенного уменьшения значения фискальной функции таможенного тарифа;

применения на временной основе нетарифных мер и инструментов защиты внутреннего рынка;

обеспечения конкурентных условий путем применения специальных защитных антидемпинговых или компенсационных мер в случаях импорта, осуществляемого на недобросовестных конкурентных условиях;

обеспечения стабильности и транспарентности в применении правил внешнеэкономического регулирования;

снижения издержек бизнеса, в том числе путем обеспечения прозрачности и упрощения таможенных процедур и внедрения новых прогрессивных технологий таможенного администрирования.

Процессы экономической интеграции, происходящие во всем мире, не оставляют Российской Федерации шансов искать и устанавливать свои собственные, национальные правила таможенного регулирования, которые бы существенно отличались от правил в сопредельных странах.

Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что формируется новая философия таможенного регулирования, основанная на признании объективной необходимости унификации таможенных процедур в различных странах путем включения в существующие или формирования новых таможенных союзов.

Таможенное законодательство все в большей степени интегрируется с экономическим правом.

Результатом становится, например, появление новых экономических таможенных режимов - переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, таможенный склад, временный ввоз.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в области укрепления внешнеэкономических позиций России предусматривает:

формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;

расширение сотрудничества по осуществлению взаимных инвестиций, в том числе со странами ЕврАзЭС, для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;

развитие устойчивых производственных кооперационных связей со странами - технологическими лидерами, в том числе в целях осуществления совместных проектов выхода на глобальные рынки;

завершение процесса присоединения к Всемирной торговой организации и создание инфраструктуры полноценного участия России в этой организации, вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития.

В отношении Содружества Независимых Государств (СНГ) Концепция предусматривает продолжение работы по следующим направлениям:

создание экономических условий для эффективного строительства Союзного государства;

дальнейшее укрепление Евразийского экономического сообщества как ядра экономической интеграции, создание таможенного союза и Единого экономического пространства в формате "тройки" (Белоруссия, Казахстан и Россия) с подключением к этой работе других государств по мере их готовности.

Анализ приведенных положений Концепции свидетельствует о том, что приоритетным направлением интеграции таможенного регулирования на обозримую перспективу является укрепление и развитие таможенного союза со странами ЕврАзЭС.

С позиции таможенного регулирования необходимо отметить, что в рамках ЕврАзЭС:

создана зона свободной торговли;

формируется единый таможенный тариф;

определены единые меры нетарифного регулирования;

установлен единый порядок взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения";

установлен единый порядок введения и применения вывозных таможенных пошлин;

принят единый порядок применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства - участники соглашений о Таможенном союзе;

определены основные меры, обеспечивающие взаимодействие национальных валютно-финансовых систем в целях создания благоприятных условий для развития взаимной торговли;

принята общая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС;

принят единый порядок экспортного контроля и механизм применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников.

Для упрощения и унификации процедур таможенного контроля товаров и транспортных средств в Сообществе приняты:

Унифицированные правила таможенного оформления товаров, обращающихся во взаимной торговле государств - членов ЕврАзЭС;

Протокол о таможенном оформлении товаров, перевозимых под таможенным контролем между таможенными органами государств - участников Таможенного союза;

Протокол о таможенном сопровождении между таможенными органами государств - участников Таможенного союза;

Соглашение об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами - участниками Таможенного союза;

Протокол о таможенных перевозчиках государств - участников Таможенного союза;

Протокол о таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми между таможенными органами государств - участников Таможенного союза;

Протокол о таможенном контроле за реэкспортом товаров, происходящих с территории государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве;

Единая методика управления рисками.

Все эти механизмы оказывают безусловное влияние на упрощение процедуры торговли стран Евразийского экономического сообщества.

В тоже время ряд авторов отмечают определенные расхождения между российским таможенным законодательством и теми обязательствами, которые Российская Федерация приняла на себя в рамках Сообщества.

Статья 15 Конституции Российской Федерации содержит норму о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".

Пункт 2 статьи 8 Таможенного кодекса связан с процитированной статьей и воспроизводит юридический приоритет международных договоров РФ над внутренним законодательством, а в статье 1 установлено, что "Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой".

Однако практика показывает, что перечисленных правовых гарантий недостаточно для того, чтобы нормы международного права непосредственно применялись в практике таможенного регулирования.

Так, по оценке специалистов, реализация Астанского договора предполагает перераспределение компетенции между государствами-членами и Сообществом, которая потребует внесения изменений в конституции стран ЕврАзЭС .

Необходимо также отметить, что все государства - члены ЕврАзЭС одновременно являются участниками Содружества Независимых Государств, а значит, на них распространяется действие соответствующих соглашений и договоренностей. В частности, Договора о создании Экономического союза, Соглашения о зоне свободной торговли и ряда других. В настоящее время они практически не учитываются, т.е. имеет место параллельное регулирование в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Кроме того, отдельные члены ЕврАзЭС участвуют и в других межгосударственных объединениях, что накладывает на них определенные обязательства.

Такое разнообразие международных обязательств делает весьма затруднительным определение того, какой из норм российского законодательства либо международного права следует руководствоваться в конкретном случае.

Один из вариантов решения указанной проблемы предлагает С.В. Бахин: необходимо установить четкую иерархию между правом России, интеграционным правом (ЕврАзЭС и Союза России и Беларуси) и входящей в правовую систему России частью международного права.

Важную роль в совершенствовании таможенных процедур могло бы сыграть присоединение России к Киотской конвенции.

Конвенция направлена на упрощение и ускорение процедур таможенного оформления и таможенного контроля, но так, чтобы таможенные администрации могли решать стоящие перед ними задачи путем перехода на применение средств контроля на основе аудита и управления рисками. Конвенция призывает государства устанавливать таможенные правила таким образом, чтобы они были выгодны как государству, так и бизнесу. Этот подход, по оценке специалистов, пока с трудом пробивает себе дорогу в нашей стране.

Обязательным условием присоединения к Киотской конвенции выступает принятие ее основного текста и Генерального приложения. Принятие Специальных приложений Конвенции, а также одной или более их глав осуществляется по усмотрению заинтересованной стороны.

Согласно Стандартному правилу 1.2 Генерального приложения к Киотской конвенции условия и порядок применения таможенных правил и процедур Генерального приложения, а также специальных приложений определяются национальным законодательством. Соответственно, положения действующего ТК РФ не потребуют немедленных изменений.

Сопоставление положений Генерального приложения и норм ТК РФ показывает, что концептуальных расхождений между ними нет.

Положения Киотской конвенции не касаются запретов и ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному контролю. Соответственно, это не затронет законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Кроме того, к объектам регулирования Киотской конвенции не относится таможенно-тарифное регулирование.

В целом можно говорить о том, что уже сегодня имеется достаточная законодательная и частично подзаконная нормативная база для присоединения к Киотской конвенции без ущерба национальным интересам и целям таможенного регулирования.

Однако Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года вопрос о вступлении РФ в Киотское соглашение даже не рассматривается.

таможенная система служба российская

1.2 Цели, функции и органы таможенной системы РФ

Субъектом таможенных правоотношений являются таможенные органы Российской Федерации, которые составляют единую федеральную централизованную систему.

Наглядно субъекты таможенных отношений представлены в Приложении 1.

Таможенные органы РФ - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.

Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

В соответствии со статьей 403 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

.осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2.взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

.обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

.обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулированию внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

.обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

.ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

.осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

.ведут таможенную статистику внешней торговли;

.обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

.осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

.проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Можно сказать, что все перечисленные функции призваны обеспечить выполнение основной из них - фискальной, которая в приведенном списке обозначена под номером 2.

Проводя таможенное оформление и таможенный контроль (функция 1), таможенные органы РФ в конечном итоге отслеживают, насколько точно, полно и своевременно уплачиваются таможенные платежи за перемещаемые через таможенную границу товары.

Информируя и консультируя по вопросам таможенного дела (функция 10), таможенные органы обеспечивают соблюдение порядка перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств (функция 3), что ускоряет товарооборот через таможенную границу (функция 1). В конечном итоге, очевидно, что большому объему перемещаемых через таможенную границу РФ товаров будет соответствовать большой объем взимаемых таможенных платежей.

Основная цель борьбы таможенных органов РФ с контрабандой и административными правонарушениями в области таможенного дела (функция 6) в том, чтобы исключить случаи перемещения через таможенную границу товаров вне таможенного оформления и таможенного контроля, то есть без уплаты причитающихся таможенных платежей или с нарушением действующего валютного законодательства.

Комплекс мер, принимаемых таможенными органами РФ в ходе выполнения правоохранительной функции, дает следующие результаты:

за товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, уплачиваются таможенные платежи;

нарушители таможенных правил, в том числе валютного законодательства, несут уголовную или административную ответственность, к ним применяются наказания в виде штрафов и (или) конфискации предметов правонарушения. Суммы, уплаченные в виде штрафа или вырученные при реализации конфискованных товаров, поступают в бюджет РФ.

Таким образом, указанные меры не только напрямую реализуют фискальную функцию, но и играют важную воспитательную и профилактическую роль, то есть тоже обеспечивают порядок при перемещении через таможенную границу РФ товаров, а также наполнение бюджета РФ.

Наконец, аналитическая и научная работа, проводимая таможенными органами РФ (функции 8 и 11), позволяет найти пути наилучшего выполнения возложенных на них и уже перечисленных задач.

Таким образом, приходится констатировать, что в действительности таможенное законодательство России носит во многом фискальный характер и не способно решить задачи по эффективной интеграции постсоветских государств в единое экономическое пространство.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы по оценкам специалистов и представителей внегосударственной экономической сферы целесообразно:

. Последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину;

. Отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта;

. Ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст.401 ТК).

Статьей 402 ТК РФ утверждена следующая система таможенных органов Российской Федерации:

. Федеральная таможенная служба

. Региональные таможенные управления РФ

. Таможни

. Таможенные посты

Эта система отображает характерную для органов исполнительной власти, а также существующую и в таможенных органах РФ линейную систему управления, то есть нижестоящий в системе таможенный орган, как правило, подчиняется соответствующему вышестоящему органу.

Глава 2. Специализация таможенных органов

2.1 Структура, функции и специализация таможенных органов

В системе таможенных органов выделяются следующие органы, которые выполняют следующие функции.

. Федеральная таможенная служба в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации, а также осуществляет функции по контролю и надзору в этой сфере.

ФТС разрабатывает и принимает порядок ведения реестров лиц, банков, иных кредитных и страховых организаций, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов.

Федеральная таможенная служба осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, контролирует правильность их исчисления и своевременность уплаты, обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации. ФТС ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, информирует и консультирует по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности, осуществляет функции заказчика по строительству объектов таможенной инфраструктуры, по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба выполняет функции агента валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба находится в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации. Федеральная таможенная служба выполняет важные функции в сфере обеспечения экономической безопасности.

Задачи, функции и полномочия Федеральной таможенной службы РФ детально регламентируются Положением, утвержденным Правительством РФ от 26.07.2007 № 459.

. Региональные таможенные управления РФ - являются таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию функций и задач ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах компетенции, определенной Положением, утвержденным приказом ФТС РФ от 12.01.2005 № 7 "Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении и общего положения о таможне".

Границы деятельности регионального таможенного управления определяет Федеральная таможенная служба России. В настоящее время эти границы совпадают с соответствующими федеральными округами.

Приказом Минэкономразвития от 04.10.2004 № 270 была утверждена структура таможенных органов Российской Федерации, в которую вошли: Дальневосточное таможенное управление, Приволжское таможенное управление, Северо-Западное таможенное управление, Сибирское таможенное управление, Уральское таможенное управление, Центральное таможенное управление и Южное таможенное управление.

Кроме того, созданы 4 специализированных региональных таможенных управления: региональное оперативно-поисковое управление, региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, региональное таможенное управление силового обеспечения и центральное экспертно-криманилистическое таможенное управление. Данные управления призваны решать только специализированные задачи, соответствующие их названиям.

Региональные таможенные управления осуществляет руководство деятельностью таможен, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и таможенных постов, подчиненных РТУ (далее - подчиненные таможенные органы), и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органам.

Создание, реорганизацию и ликвидацию Региональных таможенных управлений осуществляет Федеральная таможенная служба РФ.

. Таможни - входят в единую систему таможенных органов Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность под общим руководством Федеральной таможенной службы РФ и непосредственным руководством Регионального таможенного управления.

Таможни создается, реорганизовывается и ликвидируется ФТС России. Структуру, штатную численность таможни утверждает ФТС России.

Отдельные таможни могут находиться в непосредственном подчинении Федеральной таможенной службы России. Компетенция отдельных таможен определяется ФТС России.

В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 04.10.2004 № 270 "О структуре таможенных органов федеральной таможенной службы (региональных таможенных управлений и таможен)" в Российской Федерации функционируют 131 таможня, подчиненная РТУ, и 6 таможен, подчиненных непосредственно ФТС РФ.

. Таможенные посты - входят в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством Федеральной таможенной службы РФ, руководством Региональных таможенных управлений и непосредственным руководством таможни.

Границы деятельности таможенного поста определяет Федеральная таможенная служба РФ. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет Федеральная таможенная служба РФ.

Как правило, таможенный пост базируется в местах наличия товаров, подлежащих таможенному оформлению и контролю (в пунктах пропуска через таможенную границу РФ, в крупных таможенных терминалах, на товарных станциях, в аэропортах, портах и т.д.) и решает возложенные на него задачи непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Развитие внешнеэкономических связей, повлекшее значительное увеличение внешнеторговых потоков, привело к тому, что таможни, расположенные вдоль границы, оказались не в состоянии осуществлять таможенное оформление перемещаемых через границу грузов. В подавляющем большинстве случаев этим стали заниматься внутренние таможни, расположенные в глубине таможенной территории.

2.2 Перспективы развития таможенной службы

Целевая программа определяет стратегической целью развития таможенной службы реализацию общегосударственных задач в области таможенного дела и обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации для экономического процветания и социального благополучия нации.

Стратегическая цель будет достигнута путем решения следующих задач.

Задача 1. Всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России.

Задача 2. Наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Задача 3. Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации товаров или незаконным перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также проведением незаконных валютных операций, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны. Совершенствование системы управления таможенными органами.

Перечисленные задачи соответствуют функциям Федеральной таможенной службы, которые закреплены ст.403 Таможенного кодекса Российской Федерации и Положением о Федеральной таможенной службе.

Для решения задач, определенных Целевой программой, разработаны комплексные меры, которые будут исполняться посредством выполнения трех ведомственных бюджетных программ.

. Ведомственная бюджетная программа "Таможенная граница. Совершенствование таможенного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации". Данная программа позволит:

обеспечить необходимый и достаточный уровень контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через границу;

создать условия для ускорения проведения таможенных процедур;

обеспечить применение новейших информационных и таможенных технологий в деятельности таможенных постов и таможен на границе; укрепить таможенную инфраструктуру на Государственной границе Российской Федерации за счет строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных пунктов пропуска и иных объектов таможенной инфраструктуры;

обеспечить выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений при перемещении товаров через границу;

укрепить кадровый потенциал таможенных постов (отделов таможенного оформления и таможенного контроля), расположенных в пунктах пропуска;

повысить уровень материально-технического и информационного обеспечения приграничных таможенных органов.

. Ведомственная бюджетная целевая программа "Администрирование и контроль за соблюдением международных торговых соглашений. Таможенное оформление и таможенный контроль на территориях субъектов Российской Федерации". Данная программа позволит:

обеспечить выполнение плановых заданий Правительства Российской Федерации по перечислению в федеральный бюджет таможенных платежей;

обеспечить необходимый и достаточный уровень контроля за товарами и транспортными средствами в местах таможенного оформления;

создать условия для ускорения процесса таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в местах таможенного оформления;

обеспечить применение новейших информационных и таможенных технологий в деятельности таможенных постов и таможен в субъектах Российской Федерации;

обеспечить выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений в области таможенного дела и валютного законодательства в сфере внешнеторговой деятельности;

укрепить таможенную инфраструктуру таможенных постов, расположенных внутри страны, за счет строительства, реконструкции и эксплуатации административных зданий (служебных помещений), создания складов временного хранения и таможенных складов, учреждаемых таможенными органами;

укрепить кадровый потенциал таможенных постов, расположенных внутри страны (отделов таможенного оформления и таможенного контроля);

повысить уровень материально-технического и информационного обеспечения таможенных постов и таможен в субъектах Российской Федерации.

. Ведомственная бюджетная целевая программа "Институциональное развитие и формирование информационно-технического потенциала таможенных органов. Организация исполнения таможенного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации". Данная программа позволит:

повысить эффективность системы управления таможенными органами;

обеспечить организацию процессов таможенного оформления и контроля;

модернизировать информационную систему таможенных органов;

повысить эффективность проводимых мероприятий по борьбе с

контрабандой и нарушениями таможенных правил;

расширить и укрепить международное сотрудничество;

укрепить систему ведомственного контроля;

обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

обеспечить медицинское обслуживание и социальные гарантии должностным лицам таможенных органов;

повысить уровень материально-технического, правового, финансового, кадрового, информационного обеспечения таможенных органов.

Таким образом, деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Её многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами. Коренные изменения в экономике, демонополизация внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и многие другие факторы привели к тому, что более 20 министерств и ведомств России передали таможенным органам часть своих полномочий и функций: экономических, статистических, природоохранных и др. выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов Российской Федерации.

Заключение

Другими словами таможенное дело - своего рода способ реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Субъектом таможенных правоотношений являются таможенные органы Российской Федерации, которые составляют единую федеральную централизованную систему.

Таможенные органы РФ - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.

Статьей 402 ТК РФ утверждена следующая система таможенных органов Российской Федерации:

. Федеральная таможенная служба

. Региональные таможенные управления РФ

. Таможни

. Таможенные посты

Эта система отображает характерную для органов исполнительной власти, а также существующую и в таможенных органах РФ линейную систему управления, то есть нижестоящий в системе таможенный орган, как правило, подчиняется соответствующему вышестоящему органу.

Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

Таким образом, деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Её многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами. Коренные изменения в экономике, демонополизация внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и многие другие факторы привели к тому, что более 20 министерств и ведомств России передали таможенным органам часть своих полномочий и функций: экономических, статистических, природоохранных и др. выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов Российской Федерации.

Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря; 2009.21 января.

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 19 июля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст.3824; 2009. N 29. Ст.3632.

3.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от 24 и юля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2066; 2009. № 30. Ст.3733.

4.О таможенном тарифе: Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (в ред. от 28 июня 2009 г.) // Российская газета.5 июня 1993 г.; Собрание законодательства РФ. 2009. N 26. Ст.3123.

5.Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июня 2005 г. N 116-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст.3127; 2008. N 30 (ч.2). Ст.3616.

6.Положение по Федеральной таможенной службе РФ: Постановление Правительства РФ от 26 июля 2007 г. № 459 // Собрание законодательства РФ. 2006. №32. Ст.3569.

7.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст.5489.

8.О Структуре таможенных органов Федеральной таможенной службы (региональных таможенных управлений и таможен): Приказ Минэкономразвития РФ от 4 октября 2004 г. N 270 (в ред. от 30 декабря 2005 г.) // Документ опубликован не был. СПС "Консультант Плюс"

9.Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне: Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 г. N 7 (в ред. от 3 марта 2009 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005.4 апреля; 2009.20 апреля.

10.Соглашение о создании зоны свободной торговли (Москва, 15 апреля 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9.

11.Договор о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1995. № 1.

2. Литература

12.Бакаева О.Ю. Борьба с коррупцией в таможенной сфере как инструмент оптимизации баланса частных и публичных интересов // Таможенное дело. 2009. № 2. С.12 - 14.

13.Бакаева О.Ю. Особенности государственной службы в таможенных органах Российской Федерации // Таможенное дело. 2008. № 1. С.20 - 25

14.Бахин С.В. Международная составляющая правовой системы России // Правоведение. 2007. № 6. С.50 - 62.

15.Вобликов В.Ю. Таможенная политика России и интеграционные процессы на постсоветском пространстве // Реформы и право. 2008. № 2. С.6 - 9.

16.Граница на замке, а ключ в таможне // Русский репортер. 2008. № 4. С.31.

17.Ивакин А.А. Административно-правовое регулирование деятельности профсоюзов в системе таможенной службы // Административное и муниципальное право. 2009. № 4. С.5 - 8.

18.Кудашкин В.В. Таможенно-нетарифное регулирование ввоза и вывоза контролируемых товаров // Известия вузов. Правоведение. 2008. № 3. С.15 - 20.

19.Матвиенко Г.В. Таможенное дело как правовая категория // Современное право. 2008. №.11. С.78 - 81.

20.Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. 2007. № 2. С.25.

21.Ноздрачев А.Ф. Таможенная служба // Законодательство и экономика. 2006. №№ 7, 8

22.Таможенное регулирование. Сборник статей. Вып.1/Под общ. ред. : Новиков А.Б. - С. - Пб.: Элмор, 2006.144 с.

.Таможенный кодекс: строка за строкой // Таможенное регулирование & таможенный контроль. 2006. № 5. С.28.

24.Трошкина Т.Н. Теоретические и практические аспекты развития таможенного регулирования и международного таможенного права // Таможенное дело. 2008. № 2. С.28 - 32.

25.Федоровская М.А. Некоторые особенности системы государственного управления в таможенных органах // Финансовое право. 2009. № 4. С.5 - 7.

26.Федотов Б.Г. Актуальные вопросы таможенно-тарифной политики // Финансы. 2008. № 3. С.36.

27.Черемянинов Д.В. Назначение и проблемы становления таможенного дела в Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во Уральского ин-та экономики, управления и права, 2008.178 с.

3. Интернет-источники

28.Международная конвенция об упрощении и гармонизации Таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.) URL: #"center">Приложение

Рис.1. Субъекты таможенного оформления

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!