Святой благоверный царь Давид Строитель
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ЦАРЬ ДАВИД СТРОИТЕЛЬ
26 января (8
февраля по новому стилю) Грузинская Церковь празднует память святого
благоверного царя Давида Строителя (по другому переводу - Возобновителя).
Вступил он на престол очень рано - в 16 лет, приняв корону от своего еще не
старого отца, который не вынес тягот правления разоренной и опустошенной
захватчиками страной. Житие царя Давида показывает нам не только пример веры,
смирения, трудолюбия и иных христианских добродетелей, но и выдающуюся
государственную мудрость. За время своего царствования он, с Божьей помощью,
вывел Грузию из состояния полной разрухи, объединил страну, изгнал захватчиков,
исправил нестроения в Церкви, реорганизовал структуры управления государством,
упорядочил финансы, создал регулярную армию и еще многое другое сотворил,
оставив страну независимой и сильной.
Попытаемся хотя
бы вкратце описать облик святого царя и некоторые шаги по возрождению страны,
которые он предпринимал в течение 36 лет своего правления.
Печальное
зрелище представляла собой Грузия в 80-е годы XI века. По всей стране
хозяйничали турки-сельджуки, которые селились в равнинах, превращая плодородные
земли в пастбища для скота, вытесняя население в горы. Как пишет летописец,
"разорена была Картли, и кроме как в крепостях, не было жителей нигде, и
не было строений никаких". Царь вынужден был платить туркам дань.
Некоторые высокородные князья, видя слабость царской власти, верности царю
предпочитали переговоры с захватчиками.
Вступив на
престол (это произошло в 1089 г.), юный царь начал кропотливую работу по
воссозданию армии. Не зная покоя, умножал и снаряжал войско, обучал воинов.
Постепенно расширялась территория, контролируемая царем. Народ возвращался в
покинутые дома, своевольные князья присмирели. Надо сказать, деятельности царя
способствовали некоторые внешнеполитические обстоятельства. В 1092 г. скончался
великий султан сельджуков Малик-шах, и их государство распалось на множество
небольших эмиратов. А в 1099 произошло еще одно очень важное событие - начались
Крестовые походы, которые существенно сковали силы сельджуков. "В ту пору
пришли франки, захватили Иерусалим и Антиохию", пишет грузинский
летописец. Воспользовавшись этим, царь перестал платить султану дань.
В Церкви в то
время были большие нестроения. "Ибо святые церкви, дома Господни, были
превращены в вертеп разбойников, а недостойные и бесчестные более по
наследству, нежели по достоинству, захватили главные епископаты, словно
разбойники, и назначили себе же подобных священников и архиепископов, которые
вместо соблюдения закона Божьего над всеми вершили беззаконие." В начале
XII в. царь Давид собрал Руисско-Урбнисский Поместный собор, на котором была
упорядочена каноническая жизнь Церкви, а на епископские кафедры поставлены
истинные пастыри.
Благоверный
царь Давид всегда с большим почтением относился к священству и монашеству,
начиная со своего духовника преп. Арсения Икалтойского (память 6/19 февраля),
высшее же духовенство грузинской церкви поддерживало благую деятельность царя.
Была осуществлена реформа государственного управления - совмещены должности
Чкондидского архиепископа и царского канцлера. Иными словами, второе лицо в
иерархии государственной власти являлось одновременно одним из высших иерархов
Церкви.
До поры до
времени турки-сельджуки терпели усиление грузинского царя, его победы в мелких
сражениях, но в какой-то момент султан собрал большое войско и двинул его в
Грузию. В 1104 г. состоялась решающая битва, в которой грузины одержали победу.
"А сам царь не стоял, словно посторонний, спиной к рати своей, и не
обращался к ней издали,… но прежде всех шел впереди и, подобно льву, издавал
грозный клич, и словно вихрь носился по полю, наступал и руками мощными
низвергал богатырей, сокрушал и свергал всех, кто попадался ему на пути… В тот
день под царем убили трех коней и, оседлав четвертого, завершил он битву того
дня".
В царствование
царя Давида были построены десятки храмов и монастырей. "Лавры, и соборы,
и монастыри не только в своем царстве - и в Греции, на Святой Горе, в Болгарии,
в Сирии, на Кипре, на Черной горе, в Палестине преисполнил он добром… И еще
дальше, на горе Синайской… возвел монастырь и послал золото в огромном
количестве и вьюки парчи златотканной и книги церковные сполна." Но самым
любимым его детищем был Гелатский монастырь, строительство которого началось в
1106 г. По преданию, царь сам работал на строительстве храма, своими руками
таскал каменные глыбы. Здесь, в Гелати, в ограде монастыря функционировала
Академия, в которой наряду с богословскими изучались и светские науки.
Расширение
пределов государства, а также постоянная угроза нового вражеского вторжения
требовали создания многочисленной регулярной армии. И царь Давид принял весьма
неожиданное решение - переселил в Грузию 40000 половцев (кипчаков) с семьями.
Половцы были изгнаны из южнорусских степей киевским великим князем Владимиром
Мономахом, и теперь, находясь в стесненном положении, согласились переселиться
в Грузию и служить грузинскому царю. Переселение половцев осуществилось в
1118-19 гг., причем царь Давид сам отправился на север, в Осетию, чтобы убедить
осетин беспрепятственно пропустить половцев через свои земли.
На протяжении
всего своего царствования царь одержал множество больших и малых побед над сельджуками.
И вот, наконец, в 1121 г. против грузинского царя выступило коалиционное
мусульманское войско, во главе которого стоял известный полководец Наджм ад-Дин
Ильгази, правитель Багдада. О битве с этим войском грузинский летописец пишет
лаконично. Гораздо подробнее упоминания иностранцев: армянского историка XII в.
Маттеоса Урхаеци и Готье, канцлера Антиохийского княжества. По их сведениям
мусульманское войско насчитывало, соответственно, 560 000 и 600 000 человек
(современные историки считают эти числа преувеличенными примерно в два раза).
Численность грузинского войска составляла, по канцлеру Готье, 80 000 человек;
Маттеос Урхаеци дает более детальные сведения о его составе: 55 600 воинов, из
них 40 000 грузин, 15 000 половцев, 500 осетин и 100 франков (по-видимому,
имелись в виду крестоносцы). В любом случае, разница в численности войск была
весьма существенной, однако грузинское войско одержало полную победу. Не
вдаваясь в подробности, приведем слова грузинского летописца: "О том, как
бесстрашный царь Давид, сердцем незыблемый, расположил свои рати и как все дела
устроил разумно и превосходно, как все совершал спокойно, тихо, искусно и
мудро, и как свою рать он защитил без ущерба - обо всем этом не то что мне, но
мнится мне, что даже язык самых великих мудрецов мира не сумеет рассказать, как
надо".
В начале
следующего, 1122 г. царь Давид взял Тбилиси, который в V в. сделал столицей св.
благоверный царь Вахтанг Горгасал (память 30 ноября/ 13 декабря), но которым
уже несколько веков правили мусульманские властители. Весьма интересно, какой
налоговый порядок был установлен царем Давидом: грузины должны были платить 5,
евреи 4, а мусульмане 3 динария в год. Мудрый царь понимал, что не так-то
просто резко изменить весь уклад жизни, существовавший в Тбилиси до его
освобождения. Поэтому, в частности, христианам запрещалось резать свиней в
районах города, населенных мусульманами. Будучи верным чадом Православной
Церкви, царь Давид неизменно стремился, насколько возможно, быть в мире со
всеми людьми (Рим. 12,18). Поэтому к нему относились с большим уважением не
только православные грузины, но и иноверцы. Царь же, оказывая покровительство и
заботу всем своим подданным, неизменно заботился об укреплении и ограждении
Церкви.
Достаточно
сказать, что упомянутый выше Руисско-Урбнисский Поместный собор своим 15-м
правилом постановил крестить переходящих в Православие армян полным чином.
Как-то царь
Давид созвал собор, на котором был устроен диспут православных богословов с
армянскими (летописец пишет, что он сделал это по просьбе армянских епископов и
настоятелей монастырей). Диспут продолжался с рассвета до девяти часов вечера.
Наскучило это царю. "Вы, отцы, вторглись в самые глубины неведомого, как
философы, мы же не в состоянии постичь этого, будучи невеждами и мирянами. Вы
знаете, что я, как воспитанный в военных заботах, далек от учения и науки.
Поэтому скажу вам словами простыми и неучеными." Сказав это, царь Давид в
таких притчах дал ответ армянам, что оставил их безответными и бессловесными.
"Как когда-то Василий Великий в Афинах", замечает летописец.
Хотя царь, по
смирению своему, назвал себя невеждой, но он вовсе не был таковым, хотя и
действительно с молодых лет был постоянно в походах. Дело в том, что он
специально всюду возил с собой в походы нагруженных книгами мулов и верблюдов.
Как только предоставлялась возможность, св. Давид углублялся в книгу и читал до
темноты. Когда глаза уставали от чтения, ему читали вслух… О том, чему научился
он из этих книг, свидетельствует его праведная христианская жизнь, а также
покаянный канон, который был им составлен.
"Когда же
настанет час скорбей и горестных воздыханий, исчезнут торжественное величие и
почести царские, иссякнет радость, увянут цветники, другой примет скипетр, за
другим последует войско, тогда помилуй меня, о Судия мой!
Когда
раскроется книга в День судный, и перед Тобой предстану я, преклонивший главу,
и Ты, Владыка, будешь вершить праведный суд, восстанет гнев ангелов Твоих,
праведники будут блаженствовать, грешники ввергнуты будут в огонь, тогда
помилуй меня, о Иисусе мой!"
Святой
благоверный царь Давид из рода Багратиони предал свою душу Господу 24 января
1125 г. в Тбилиси. Его останки были перенесены в Кутаиси и погребены в
Гелатском монастыре.
Список
литературы
Александр Чхартишвили. Святой благоверный царь Давид Строитель
Давид
Строитель. Покаянный канон. - Тб., 1989 (на грузинском, русском и немецком
языках).
Челидзе В. В.
Исторические хроники Грузии (XI-XII). -Тб., 1988 (перевод с грузинского).
Лордкипанидзе
М. Д. Тбилиси (IV - начало XII в.). - Тб., 1991.
Анания
(Джапаридзе), архиеп. История Грузинской Апостольской Церкви. - Тб., 1997 (на
грузинском языке).
Метревели Р. В.
Давид Строитель. - Тб., 1986 (на грузинском языке).