Теневая экономика и проблемы её учета: мировой опыт и России
Курсовая
работа
по дисциплине
"Макроэкономика"
Теневая
экономика и проблемы её учета: мировой опыт и России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические принципы теневой экономики
.1 Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления
.2 Причины и последствия развития теневой экономики
.3 Сокращение теневой экономики
Глава 2. Теневая экономика в России и за рубежом
.1 Функции и масштабы теневой экономики с учетом мирового
опыта
.2 Метода измерения теневой экономики
.3 Теневая экономика в современной России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А Классификация теневой экономики
ВВЕДЕНИЕ
Любому специалисту понятно, что в экономике каждой страны есть такая
составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления
о норме. Изучая законы, на основе которых функционирует экономика, мы на их
основе можем рассмотреть только легальную сторону экономических отношений, т.е.
такие процессы, которые отражены в официальных документах, показатели которых
мы используем для анализа в статистике.
Однако для всестороннего исследования правил, по которым взаимодействуют
хозяйствующие субъекты, необходимо брать во внимание и теневой сектор, в
котором также сложились свои законы и институты, и где существуют особые показатели,
правда, не отраженные в официальной документации.
Актуальность темы состоит в том, что теневая экономика, основанная на
объективных экономических законах, более адаптивна к изменению внешней среды,
и, в связи с этим, она заслуживает не только более пристального внимания к себе
с точки зрения борьбы с ней, но и с точки зрения ее изучения и понимания.
Целью данной работы является исследование теневой экономки и проблемы ее
учета. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего
ряда задач:
· дать понятия и формы теневой экономики;
· рассмотреть способы преодоление теневой экономики;
· рассмотреть экономические последствия теневой экономики в
мировом опыте;
· рассмотреть теневую экономику в современной России.
На сегодня государство не располагает не только достоверной, но и
оперативной информацией о состоянии теневой экономики. Последняя ее оценка была
произведена Минэкономики по результатам января-сентября 2008 года: по данным
ведомства, объем теневого производства в этот период возрос до 30% от
официального ВВП, что соответствует максимальному значению за последние пять
лет. Последний раз аналогичный показатель фиксировался в нестабильном 2004 году
[5; c. 12].
При написании работы были использованы такие методы как описание, анализ
материала, синтез информации.
Работа выполнена на основе учебников и учебных пособий по экономике, а
также монографий различных ученых. Таких авторов как Морозова Н. О., Латов Ю.
В., Есаян А. К., Буров В. Ю., Барсукова С. Ю., Крюкова С., Наумов Ю. Г.,
Неустроева Н. Н., Подольный Н., Попов Ю. Н., Сулакшин С. С., Титов В. Н.,
Фролов Д., Эриашвили Н. Д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
.1
Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления
В экономике каждой страны есть такая составляющая, которая не
укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор
не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую. Нет должной
ясности и в том, что конкретно включает в себя соответствующий сектор экономики.
Причем такая неопределенность характерна отнюдь не только для России, но и за
рубежом.
Существует как минимум два определения теневой экономики. Одно из них
рассматривает теневую экономику как экономическую деятельность, противоречащую
данному законодательству, то есть представляющую собой совокупность нелегальных
хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной
степени тяжести. Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются
неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом
производство, потребление, обмен и распределение материальных благ [6; c. 35].
Эти определения, однако, не являются взаимоисключающими, просто они
рассматривают явление с разных сторон. На их основе можно попытаться
классифицировать теневую экономику, разделить ее на несколько типов (по
отношению к действующему законодательству) (ПРИЛОЖЕНИЕ А) [2; c. 3]. Наиболее широким понятием выступает неформальная экономика, которая
представляет собой совокупность хозяйственных отношений, не отражаемых в
официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо не
адекватным образом. Одна часть неформальной экономики находится "на
свету" и включает сегменты, которые вписываются в действующее
законодательство или, по крайней мере, ему не противоречат. Эта часть теневой
экономики, приводит к скрытому перераспределению ранее созданного национального
дохода. В основном подобной деятельностью занимаются "респектабельные
люди" из руководящего персонала ("белые воротнички"), поэтому
эту разновидность теневой экономики также называют
"беловоротничковой".
Другая ее часть - теневая экономика. Она тоже не отражается в официальной
отчетности и формальных контрактах, но также вступает в противоречия с
существующими законодательными установлениями. В свою очередь, не все, что
находится в "тени", является криминальным, это связано с
периодическими нарушениями закона в отношении выбора средств достижения целей.
В этой части теневой экономики, самостоятельные производители либо сознательно уклоняются
от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии,
уплатой налогов и т.п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен. Криминальная экономика - это часть теневой экономики, которая
сопряжена с заведомым нарушением закона как по средствам, так и по целям
деятельности, то есть с производством и распределением продуктов и услуг, прямо
запрещенных законом (например, наркобизнес и рэкет). Можно также выделить
отдельно так называемую фиктивную экономику, суть которой - отражение в
статистической и бухгалтерской отчетности несуществующей хозяйственной
деятельности (например, перевод денег за непоставленную продукцию) [13; c. 100].
Предложенная типология не абсолютна. Между разными формами теневой
экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные
преступные группы могут "собирать дань" с предприятий неформального
сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для
"отмывания" своих доходов. Все "теневики" находятся вне
легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в
известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.
1.2
Причины и последствия развития теневой экономики
Условия для "теневой" экономики формируются общим состоянием
экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности,
возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках
привели к созданию условий для развития "теневой", в том числе
криминальной экономики.
Развитию теневой экономики способствуют следующие факторы:
) экономические:) высокие
налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);) кризис финансовой системы и
влияние его негативных последствий на экономику в целом;) несовершенство
процесса приватизации;) деятельность незарегистрированных экономических
структур;
) социальные:) низкий
уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической
деятельности;) высокий уровень безработицы и ориентация части населения
на получение доходов любым способом;) неравномерное распределение
валового внутреннего продукта;
) правовые:) несовершенство
законодательства;) недостаточная деятельность правоохранительных
структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;) несовершенство
механизма координации по борьбе с экономической преступностью [9; c. 150].
В настоящее время идет
институционализация связи теневой экономики с официальными структурами. В
частности, речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой
экономики и официальной политики, что приводит к криминализации властных
структур.
Эти детерминанты относятся,
прежде всего, к деятельности по производству и реализации нормальных не
запрещенных товаров, услуг и работ. Они являются общими для государств с
различными типами экономики - для стран с рыночной, переходной экономикой, а
также для развивающихся стран [15; c. 305].
Теневая экономика является
реакцией на государственное регулирование. Регулирование невозможно без
ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если
это выгодно нарушителю. Но следует помнить, что даже самая лучшая система
централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но
никак не ликвидировать ее. И даже, при самых минимальных налогах какая-то доля
налогоплательщиков все равно будет уклоняться от их уплаты.
Обычно последствия теневой
экономики могут быть как негативными так и положительными.
Положительные - это
обеспечение рынок теми товарами, которые легальная экономика дать не может.
Таким образом, функционирование теневой экономики способствует удовлетворению
покупательского спроса.
А также функционирование
теневой экономики способствует получению работы населению на теневом рынке [14;
c. 65].
Негативные последствия это
антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно
малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее
благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система
централизованного управления экономикой, т.к. у правительства создается ложное
ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; "теневая"
занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию
новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный
дефицит, и т.д. [5; c. 45].
Самое выгодное производство
для производителя это теневое производство в пределах государственного сектора.
"Теневик", как правило, не вкладывает собственных - за исключением
взяток - средств в развитие производства, ему выгоднее за взятку получить
государственные вложения. Он использует сырье и материалы, сэкономленные в
процессе производства. При этом получает прибыль, из нее оплачивает труд
рабочих, дает взятки вышестоящим. Так происходит сращивание официальной
экономики с теневой [15; c. 321].
Развитие любых форм теневой
экономики ведет к подрыву хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят
слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых
"правилах игры", живут по принципу "все дозволено", в
результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.
Полностью уничтожить теневой
бизнес невозможно. Если есть открытая экономика - будет и скрытая. Но можно
сократить объемы теневой экономики.
.3
Сокращение теневой экономики
Теневая экономика всегда существовала, существует, и будет существовать,
и никуда от этого не деться. Любая борьба с теневой экономикой порождает еще
больше экономических нарушений.
Необходимость борьбы с развитием теневой экономикой признают все, однако
есть расхождения в определении целей и инструментов этой борьбы.
Прежде всего, обыденное представление о желательности полной ликвидации
теневой экономики является заведомо ошибочным. Речь должна идти не об
уничтожении теневой экономики, а об оптимизации ее масштабов.
Мнения о методах борьбы с теневой экономикой, расходятся в зависимости от
того, какие именно причины развития теневой экономикой считать более важными.
Сторонники Э. де Сото убеждены, что главная причина разбухания теневой
экономики - это "плохие" законы, которые искусственно тормозят
развитие деловой активности и вынуждают нормальных граждан превращаться в
"теневиков". В таком случае стратегией борьбы с теневой экономикой
должна стать ликвидация бюрократических "препон", а тактикой -
поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил
регистрации фирм, снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и
проверяющих инстанций) [2; c.
15].
Основной же причиной, определяющей уклонение от уплаты налогов, является
даже не столько сама система налогообложения, сколько варварские методы ее
реализации. Спросите у любого иностранца, для чего он платит налоги, и он
ответит, чтобы иметь все то, что он имеет: обеспеченную старость, социальное, в
том числе медицинское, обеспечение, хорошие дороги и т.д., - все блага, которые
дает ему государство. В России налогоплательщики платят налоги, ничего не
получая от государства взамен: качество медицины становится все хуже и хуже,
самые незащищенные категории граждан, пенсионеры и дети, находятся в самом
плачевном состоянии. То же самое и с предприятиями. Уплачивая налоги,
предприниматель должен знать, что получит от этого какую-то пользу, например,
какие-нибудь государственные субсидии, кредиты на развитие бизнеса, разработку,
внедрение новых технологий и т.д. В России налогоплательщики, как граждане, так
и предприниматели, не получают от государства никакой поддержки, поэтому у них
отсутствует мотивация к уплате налогов.
Существует фактор который сдерживает теневую экономику это неформальные
культурные традиции (например, протестантская этика по Максу Веберу). Т.е. для
минимизации теневой экономикой прежде всего необходимо, чтобы люди
рассматривали хозяйственную деятельность как честную "игру по
правилам", а не как "пиратство". При таком подходе
стратегический путь борьбы с теневой экономикой - это "выращивание" хозяйственной
культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы -
пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение
нарушающих закон бизнесменов, общая забота о моральном климате общества [16; c. 32].
Так, значительная часть теневиков-хозяйственников и самозанятых,
принадлежаших к вынужденной нелегальной экономике, при осмысленном подходе
способны стать реальной силой, укрепляющей отечественное производство. Причем
следует отметить, что здесь именно меры косвенного характера (совершенствование
налогового и трудового законодательства, системы социальной зашиты, подготовки
и переподготовки кадров) являются более эффективными по сравнению с прямыми
административными мерами (разного рода запреты, усиление наказаний). С другой стороны, необходимо прямое государственное
вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о
злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции
государственного чиновничества и теневой активности олигархов.
Реализация поставленных задач требует значительных изменений в структуре
государственного управления. В широком комплексе институциональных реформ можно
выделить прежде всего следующие: оптимизацию структуры органов гос. управления
и правоохранительных органов, установление эффективного госконтроля в
экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников и т.п. [3; c. 70].
Итак, чтобы искоренить теневую экономику нужно сначала восстановить
экономику страны, сбалансировать внутренний рынок, а уж потом методами долгих и
упорных уговоров наставить теневых предпринимателей на путь истинный. Хотя,
скорее всего эти методы не принесут успеха, поскольку пока будет выгода для
предпринимателей укрывать свои доходы, до тех пор и будет существовать теневая
экономика в различных своих проявлениях.
ГЛАВА 2.
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
.1 Функции
и масштабы теневой экономики с учетом мирового опыта
Происходит теневая экономика, как было выявлено выше, от невозможности
фирмы развернуться в условиях нынешней конкуренции, от ее неплатежеспособности,
от недостатка в клиентах, фирма не имеет возможность платить налоги и получать
доходы одновременно. В то же время у фирмы появляется возможность скрыть часть
средств и продержаться на плаву долгое время.
При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой
сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов
получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка.
Основной причиной ухода в тень остаются высокие налоговые ставки.
Важнейшим "неналоговым фактором" считают коррумпированность
государственного аппарата: "неформальные выплаты" при получении
лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности.
Следующая причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки
сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на
"личной" основе, и т.д.) [12; c. 305].
Также предприятия теневой экономики могут не соблюдать стандарты (например
ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой
сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на
рынок.
Влияние на развитие теневой экономики оказывает несбалансированность
спроса и предложения как уже было выявлено ранее, вызывающая огромный дефицит
товаров и услуг. Экономическими и социальными последствиями такой деятельности
является изъятие из легальной экономики значительной доли средств и вытекающее
отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой неплатежи, падение
производства, а также вызывает задержки выплаты заработной платы и пенсий как
источником существования основной части населения.
Механизм функционирования теневой экономики предполагает наличие
"объекта эксплуатации", при этом в роли объекта выступает государство
или крупное предприятие [8; c.
94].
Например, при предприятии создаются товарищества с ограниченной
ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число
учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка
ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих
товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых
поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход.
Подобные сделки трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой
банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций.
Экономический спад в странах Евросоюза привел к увеличению сектора
теневой экономики.
Теневая экономика, которая включает в себя необлагаемую налогами торговлю
товарами и представление услуг (к примеру, строительные работы или ремонт
автомобиля), но не включает криминальную деятельность (наркотики и
проституцию), увеличилась в этом году с 0,3% до 0,9% в 14 наиболее
благополучных странах ЕС [4; c.
47].
Наиболее высокий - до 9% - рост теневой экономики приходится на Ирландию,
Великобританию и Испанию. В то же время Бельгия, Австрия и Германия занимают
самую низкую позицию.
Изменения в показателях теневой экономики в странах ЕС произошли впервые
после 15-летнего спада активности на "черном рынке" в то время, когда
официальная экономика ЕС сокращается на 2%. Также возросла преступная
активность.
Многие бывшие советские страны имеют теневой сектор на уровне стран
Средиземноморья. Но в Эстонии, Латвии, Румынии и Болгарии цифры достигают от 36
до 39% [4; c. 81].
В Белоруссии и Молдавии теневая экономика составляет половину от
экономической деятельности, на Украине - около 57%, в Грузии - 68%,
утверждается в исследовании.
Итак, в данном подпункте были приведены цифры теневой экономики
зарубежья. Кризис не благоприятно действует на экономику, он помогает
развиваться теневому сектору и создает для него благоприятную среду.
.2 Метода
измерения теневой экономики
Измерить точно теневую экономику - задача сложная и неоднозначная.
Сегодня теневая экономика охватывает почти все сферы жизнедеятельности россиян.
С каждым годом теневой сектор разрастается и так тесно переплетается с
легальным сектором, что уже трудно разграничить эти элементы экономической
системы. И это в свою очередь влияет на внешнюю экономику нашей страны тоже.
В настоящее время разработано довольно много методов оценки масштабов
теневой экономики. Каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны,
связан с определенными условиями и сферой применения.
Прямые методы. Предполагают применение информации специальных
обследований, опросов, проверок и их анализа для выявления расхождений между
доходами и расходами отдельных групп налогоплательщиков, а также для
характеристики отдельных аспектов теневой деятельности или для ее оценки по
определенной группе экономических единиц.
Важной категорией прямых методов является фиксация данных о деятельности
государственных контролирующих и правоохранительных органов. В свою очередь,
сами эти данные являются результатом применения специальных экономикоправовых
методов, рассматриваемых ниже.
Важное место среди прямых методов занимают традиционно широко применяемые
опросы и обследования [18; c.
11].
Метод опросов для оценки отдельных параметров теневой экономики широко
используется в мировой практике.
Косвенные методы. Основаны преимущественно на информации систем сводных
макроэкономических официальной статистики, данных финансовых и налоговых
органов. Косвенные методы широко применяются при невозможности непосредственной
прямой фиксации исследуемых параметров. В этой группе методов выделяются метод
расхождений, итальянский метод, монетарный метод. Рассмотрим их и их
модификации более подробно.
Метод расхождений. Основан на сравнении двух или более источников данных или
статистических документов. При этом предполагается, что источники данных и
статистические документы содержат информацию об одних и тех же экономических
показателях, или используются разные методы для получения данных их одних и тех
же источников. Примерами использования данного метода является сравнение
доходов, измеренных разными способами; сравнение доходов и расходов; метод
товарных потоков, альтернативные оценки макроэкономических показателей.
Сравнение доходов и расходов. Данный метод применяется в России,
когда был впервые осуществлен расчет всех счетов сектора домашних хозяйств. Это
позволило прямо сопоставить все доходы домашних хозяйств со всеми расходами,
включая расходы на накопление основного капитала, запасов, ценностей и
финансовых активов в виде наличных денег, валюты, банковских депозитов, ценных
бумаг и задолженности по заработной плате. В результате оказалось, что доходов
значительно меньше, чем расходов.
При применении косвенных показателей в качестве определяющих главную
тенденцию факторных признаков в отношении всех других факторных признаков
принимаются гипотезы об их неизменности или оценивать их экспертно.
Метод товарных потоков. Смысл этого метода заключается в том, что товарный поток,
то есть движение стоимости от производства до использования строится для
отдельных важнейших продуктов и товарных групп. Цель применения данного метода
состоит в построении специфической балансовой модели и обнаружении слабых мест
в имеющейся информационной базе. Например, если по какому-либо товару
производство и импорт меньше суммарного использования, то необходимо решить,
какая часть информации (данные по производству или по импорту) более надежна и
досчитать другую часть.
Метод по показателю занятости (итальянский метод). Итальянские статистики основной
акцент сделали на обследовании затрат рабочей силы. Первичные данные получаются
в результате специально организованного обследования домашних хозяйств.
Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки. Задаваемые при
обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми в
той или иной отрасли. Достоинство такого подхода состоит в том, что людям,
которых не спрашивают о доходах, нет смысла скрывать или искажать информацию о
рабочем времени.
Существуют следующие разновидности этого метода
А) На основе расхождения между фактическим и официально
зарегистрированным уровнем занятости.
Б) На основе расхождения между величиной фактически отработанного за
неделю рабочего времени и официально зарегистрированного.
Расхождение между расчетной и официальной величиной ВВП характеризуют
размер скрытой экономики исследуемого типа. Оба способы оценки дают близкие
результаты [11; c. 105].
Монетарные методы. Эта группа методов основана на использовании такой
особенности нелегальной экономики как предпочтение, отдаваемое наличным деньгам
при совершении сделок. Чеки, векселя и другие платежные документы могут быть
обнаружены и использованы в качестве доказательства правоохранительными
органами. В основе метода лежат следующие предположения:
* в нелегальной экономике в качестве средства платежа используются в
основном наличные деньги;
* скорость обращения денег приблизительно одинакова в теневой и
официальной экономике;
* в легальном секторе экономики в течение определенного времени соотношение
между количеством банкнот у населения, с одной стороны, и общими вложениями
населения в банки - с другой, остается постоянным;
* существовал период, когда теневой экономики не было, либо ее доля была
пренебрежимо мала [17; c.
68].
Более надежным считается сопоставление темпов роста денежной массы и
объема векселей на предъявителя и валового внутреннего продукта. Так как трудно
установить, соответствует ли скорость обращения денег в обоих секторах. Оно
может быть меньше в нелегальном секторе. В пользу этого может говорить тот
факт, что товары и услуги в нем часто прямо поступают от производителя к
потребителю, и это требует меньше наличных денег, чем для товаров в легальном
секторе, которые проходят порой многочисленную череду посредников, прежде, чем достичь
потребителей.
. Метод мягкого моделирования (оценки детерминантов). Связан с
выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен
на расчет ее относительных объемов.
. Структурный метод. Основан на использовании информации о
размерах теневой экономики в различных отраслях производства.
. Экспертный метод. Использование экспертных оценок является
необходимым условием исследования такого сложно, малоизученного явления как
теневая экономика. Суть этого метода в следующем. Сначала эксперт определяет,
насколько можно доверять данным по какой-либо отрасли, виду преступной
деятельности и т.п. А затем после сбора данных из обычных источников их
автоматически досчитывают на определенную величину. Методология экспертных
оценок определяется самим экспертом, но проблема использования данного метода
состоит в том, чтобы найти достаточно квалифицированного эксперта, способного
дать оценку, правильность которой может подтвердиться лишь спустя определенное
время, после получения дополнительной информации или так и останется рабочей
гипотезой, положенной в основу расчета.
. Смешанные методы. Предполагают использование метода скрытых
переменных и комплекса различных методов при оценке различных сфер теневой
экономической деятельности. Основная идея метода заключается в построении
модели, учитывающей большое число как детерминантов, так и индикаторов теневой
экономики, то есть величин, зависящих от ее объема. Сама теневая экономика
рассматривается в качестве скрытой переменной, которая непосредственно не
измеряется (метод скрытых переменных) [13; c. 63].
Итак, многообразие
применяемых методов свидетельствует об отсутствии единой методики
количественной оценки параметров теневой экономической деятельности, критериев
достоверности результатов.
По результатам расчетов, прямые методы дают, как правило, заниженную
оценку теневой экономики; косвенные методы, методы скрытых переменных, мягкого
моделирования, структурный метод - завышенную.
Полезным оказывается также изучение вторичных источников информации
(материалов прессы, судебных разбирательств и т.д.), что позволяет оценить
отдельные аспекты теневой деятельности.
Наиболее объективная оценка теневой экономики возможна при комплексном
использовании различных методов.
теневой
экономика сокращение нелегальный
2.3
Теневая экономика в современной России
Основными сферами теневой экономики в России являются: чисто криминальная
(нарко-, порнобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, контрабанда,
проституция, выбивание долгов, заказные убийства, рэкет, похищение людей с
целью выкупа и др.); финансово-кредитная; внешнеэкономическая; фондовый рынок;
естественные монополии; автомобилестроение; потребительский рынок, в частности,
незаконное производство и продажа алкогольной продукции; незаконное производство
интеллектуальной продукции [6; c.
250].
Теневой сектор в российских регионах достигает 20 - 25%, и из-за кризиса
цифра будет только расти, ожидают, что через два три года теневой рискует
оказаться уже треть национальной экономики. Вклад теневой экономики в валовой
региональный продукт оценивают в 20 - 25% [8; c. 105].
Данные цифры Росстата, получены путем изучения двух из трех видов
экономических отношений, которые не поддаются оценке прямыми методами. К ним
относятся преступные виды деятельности (проституция, торговля наркотиками и
оружием), скрытое производство (предприятие изготавливает товар законно, однако
скрывает его объемы и полученные доходы, чтобы не платить налоги), а также
производство товаров и услуг гражданами, не зарегистрированными как предприниматели. Вместе с тем данные об объеме теневого сектора в российской
экономике предоставляет и другое ведомство - МВД. Согласно данным министерства,
в тени находится около 40%. Подсчитывая ущерб государству, милиция анализирует
собственные данные, то есть учитывает все нелегальные финансовые потоки,
включая коррупцию [8; c.
59].
Способов анализировать нелегальный сектор у статистиков много, один из
них - простое сравнение произведенных ресурсов с их потреблением.
Постепенно уменьшается доля прямого обналичивания средств, когда
предприниматели просто кладут деньги в карман, уводя их от налогов. В то же
время сильно выросли операции со скрытыми платежами, когда клиент благодарит
делового партнера или чиновника, оплачивая за него ряд услуг.
В первой половине 2008 года МВД раскрыло почти 150 тыс. экономических
преступлений, ущерб от которых составил свыше 24,5 млрд рублей. В первой
половине 2009 года количество преступлений выросло незначительно - до 155 тыс.,
однако объем ущерба увеличился почти вдвое, до 44,5 млрд рублей [10; c. 109].
А связанно это с тем, что начинающие бизнесмены предпочитают не проходить
сложные административные процедуры, а работать без соответствующих лицензий и
документов. Так трудятся частные извозчики, нянечки, репетиторы. Таким образом, теневая экономика как общественное явление,
объективна, искоренить ее полностью не представляется возможным. В современной
России она воспроизводится устойчиво и расширенно. Теневой капитал неуклонно и
ускоренно набирает вес, проникая во все сферы общественной жизни. Поэтому необходимо, с одной стороны, изменить общие условия
хозяйствования, а с другой, - осуществлять специальную программу интеграции
здоровой части теневой и легальной экономики. Необходим, конкретнее говоря,
нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход,
связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения
должных условий развития предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно
найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления теневой
экономики. Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования
предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно
точно измерить. Одно из характерных явлений рыночной
системы - развитие теневой экономики. Это - неконтролируемое обществом
движение товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов
государственного управления социально-экономические отношения между отдельными
гражданами социальными группами. Теневая экономика существует и в командной, и
в рыночной системах, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться. Основным фактором, влияющим на образование теневой экономики
и питающим ее, выступает несбалансированность спроса и предложения, вызывающая
огромный дефицит товаров и услуг. Экономическими и социальными последствиями
такой деятельности является изъятие из легальной экономики значительной доли
средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой
неплатежи, падение производства, а также сокращение налоговых и иных
обязательных взносов в бюджет, в свою очередь вызывающей задержки выплаты
заработной платы и пенсий как источником существования основной части
населения. В России теневая экономическая
деятельность пустила глубокие корни. Особенно активно она проявляется на рынке
ценных бумаг. Здесь имеет место некий симбиоз различных видов криминального
менеджмента: мошенничество, фальсификация документов, заключение незаконных
сделок с ценными бумагами, хищение финансовых средств. Наиболее масштабно
представители теневой экономики ведут себя в процессе приватизации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Барсукова С. Ю. Контрафакт в вопросах и ответах / С.
Ю. Барсукова // ЭКО. 2008. №10. С.3-19.
. Барсукова С. Ю. Разговор про "тень", не
наводя тень на плетень / С. Ю. Барсукова // Экономический вестник Ростовского
государственного университета. 2008. № 1. С. 145-152.
. Буров В. Ю. Теневая деятельность малых и средних
предприятий / В. Ю. Бурова // ЭКО. 2008. № 4. С.67-74.
. Есаян А. К. Криминализация и тенизация хозяйственной
деятельности как угроза экономической безопасности государств Евразии / А. К.
Есаян // Междунар. публ. и частное право. 2009. № 4. С.45-47.
. Колтович С. М. Методология борьбы с отмыванием денег
/ С. М. Колтович / ЭКО. 2009. №12. С.97-109.
. Крюкова С. Как изменится теневая экономика / С.
Крюкова // Комментарии. 2009. №9. 32с.
. Латов Ю. В. Экономика вне закона. Очерки по теории и
истории теневой экономики / Ю. В. Латов // М.: МОНФ. 2001. 281с.
. Морозова Н. О. Метод измерения размера теневой
экономики, образованной в результате введения налогов и субсидий: применение
концепции излишков / Н. О. Морозова // Экономический вестник Ростовского
государственного университета. 2009. № 1. С. 58-66.
. Наумов Ю. Г. Динамика коррупционной преступности как
отражение роста криминальных угроз экономической безопасности России / Ю. Г.
Наумов // Экономический вестник Ростовского государственного университета.
2008. № 1. С. 94-110.
. Неустроева Н. Н. Теневая деятельность - особый
экономический институт общества / Н. Н. Неустроева // ЭКО. 2008. № 9.
С.150-167.
. Подольный Н. Взаимосвязь организованной преступности
и теневой экономики в развитии регионов / Н. Подольный, Н. Подольная //
Уголовное право. 2009. № 2. 179с.
. Попов Ю. Н. Теневая экономика в системе рыночного
хозяйства / Ю. Н. Попов, М. Е. Тарасов // М.: Дело. 2005. 240с.
. Старов Г. Коррупция в России как болезнь и теневой
рынок / Г. Старов, Ю. Благовещенский, И. Винюков / Власть. 2005. №9. 171с.
. Сулакшин С. С. Государственная политика
противодействия коррупции и теневой экономике в России / С. С. Сулакшин //
Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). М.:
Научный эксперт. 2007. 760 с.
. Титов В. Н. Неформальная экономика в России:
исторические традиции / В. Н. Титов // Обществ. науки и современность. 2008. №
5. C. 159.
. Фесина Е. Л. Ненаблюдаемая экономика: Проблемы
изучения / Е. Л. Фесина / Казань: КГУ. 2005. 250с.
. Фролов Д. Анализ теневой экономики: институциональный
подход / Д. Фролов // Экономист. 2008. № 9. С.150.
. Шадрина О. Обратная сторона экономики / О. Шадрина /
Эксперт-Сибирь. 2005. №35. 169с.
. Эриашвили Н. Д. Теневая экономика / Н. Д. Эриашвили,
Н. В. Артемьев // М.: Юнити. 2008. 448 с.
. Ясин Е. Теневая реакция бизнеса / Е. Ясин //
"Российская газета" Федеральный выпуск. 2007. № 9. 34с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация теневой экономики