Мотивация, имидж и менталитет государственного служащего

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,78 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мотивация, имидж и менталитет государственного служащего

Содержание

Введение

. Взаимосвязь менталитета и имиджа госслужащего

.1 Понятие менталитета

.2 Структура менталитета госслужащего

.3 Профессиональный имидж госслужащего

. Мотивационная готовность и мотивационный менталитет госслужащего

.1 Мотивационная готовность

.2 Мотивационный менталитет

Заключение

Библиографический список

Введение

государственный служащий менталитет имидж

Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении.

Менталитет госслужащего профессиональный - очерчивает целостность человеческого фактора в социально - правовой системе государственной службы и эксплицирует предмет ее изучения и научного обеспечения в психолого - акмеологическом аспекте при взаимодействии с правом и политологией.

К числу основных качественных характеристик общества принадлежит его ментальность. Менталитет всякого конкретного общества - сложный многослойный феномен, и далеко не каждый из его слоёв имеет значение.

Объектом данной работы является менталитет - как явление.

Предметом данной работы является особенности и закономерности формирования менталитета госслужащего.

Цель работы: изучить менталитет госслужащих в современной России.

Задачи данной работы:

. Выявить взаимосвязь менталитета и имиджа госслужащего.

. Изучить мотивационную готовность и мотивационный менталитет госслужащего.

Методологической основой данного исследования являются труды

Квасова И.И., (в книге рассматривается взаимосвязь системы социального управления, общественного мнения и культуры в обществе); Лукомского В.К., (основное внимание уделяется особенностям, закономерностям, форм проявления менталитета в России).

Методами контрольной работы являются метод анализа и синтеза, анализ учебной и научной литературы.

Этапы работы:

.Изучение научной литературы по теме исследования.

.Подбор материала.

.Работа над содержанием.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух пунктов, пяти подпунктов, заключения и библиографического списка.

1. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕНТАЛИТЕТА И ИМИДЖА ГОССЛУЖАЩЕГО

.1 Понятие менталитета

Деятельность и поведение современного человека несут на себе отпечаток социального наследования, детерминировано нормами, традициями, стереотипами сформировавшимися в процессе многовекового развития. Во многом эта специфика связана с историей и условиями жизни того или иного народа, всего человечества и проявляется в менталитете.

Важнейшие составляющие менталитета - характер, образ жизнедеятельности, этнопсихологические особенности - выступают сущностными ориентирами в работе госслужащего.

Основная форма закрепления естественного исторического развития в филогенезе - менталитет, а его результат - ментальности как частные проекции на индивидуальную и групповую психику, отражающие своеобразие жизнедеятельности, мировосприятия, мировоззрения, поведенческую специфику различных социально - исторических типов личности, отдельных социальных групп, популяционного социума в целом.

Под менталитетом принято рассматривать «совокупность устойчивых, исторически сложившихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологических и духовно - нравственных характеристик, выражающих отношение человека к себе и окружающим и проявляющихся в определённой направленности сознания, самосознания и деятельности».

Современный интерес к ментальности свидетельствует о том, что общество желает вывести на поверхность сознания те чувства и представления, которые скрыты в глубинах коллективной памяти.

Менталитет обладает особым психологическим механизмом переноса этнонациональной идентификации, зарождающейся в глубинных слоях психики, который трансплантирует её «гештальт» в индивидуальное сознание в процессе социального наследования. Интериоризация этой проекции представляет собой результат присвоения личностью социокультурного наследия и осуществляется в процессе социализации.

Ментальность - это ситуативная, аспектная, фрагментарная проекция менталитета на индивидуальную и групповую психику, проявляющаяся в действиях, поступках, в интеллектуальной, эмоционально - волевой и духовно - нравственной сферах. Менталитет и ментальность соотносятся как общее и частное. Выявленная связь ментальности с бессознательными структурами психики и практическим мышлением определяет её значимость для имиджирования.

Ментальность, проявляясь в обыденной жизни, красноречиво демонстрирует значимость менталитета для всех основных сфер жизнедеятельности людей, высвечивает его своеобразие и по этой причине должно учитываться в процессе моделирования идеального (развивающегося) имиджа.

.2 Структура менталитета госслужащего

Структура менталитета может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

На акмеологическом уровне - через формирование системы профессиональных ценностей государственного служащего, обеспечивается его идентификация с менталитетом российского общества, его культурой и государственностью. На концептуальном уровне - через формирование системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительной деятельности, задаваемой как ее социально-правовой нормировкой, так и научно-методическим и материально-информационным обеспечением. На технологическом уровне - через формирование системы профессиональных способов осуществления выполняемой деятельности обеспечивается последовательная реализация конкретных шагов по достижению ее целей, принятых решений. На рефлексивном уровне - через формирование системы профессиональных аналитических, критических, прогностических и организационных процедур - обеспечивается целостное осмысление, контролирование, регуляция и самосовершенствование осуществляемой деятельности для оптимизации процесса ее выполнения и интерпретации полученных результатов. На коммуникативном уровне - через формирование системы профессиональных коммуникаций - обеспечение непосредственной презентации результатов осуществления деятельности партнерам по ее выполнению или потребителям ее продуктов. На информационном уровне - через формирование системы профессиональной документации - обеспечение фиксации, обоснования и трансляции информации о продуктивности и значимости результатов осуществленной деятельности для специалистов данного профиля в системе государственной службы.

Системообразующим фактором взаимодействия указанных уровней образующих структуру менталитета выступает его центральный, рефлексивный уровень, обеспечивающий взаимосвязь всех остальных уровней, их интеграцию в оптимально функционирующий ансамбль различных аспектов человеческого фактора государственной службы как социально - правовой системы.

Дальнейшая разработка предложенной рефлексивно - акмеологической концепции как целостного предмета изучения и научного обеспечения эффективности государственной службы предполагает изучение ее менталитета, с одной стороны, как специфической формы социально-профессионального мышления, а с другой - как социально - деятельностно ориентированной рефлексии. В современной психологии и акмеологии имеется богатый и конструктивный арсенал концепций и методов изучения и развития выделенных уровневых аспектов. Эти методы позволяют диагностировать, корректировать и активизировать такие элементы как: ценностные ориентации, мотивация, самооценка, самоанализ, рефлексия, социальное мышление, акмеологичность личностного, профессионального и социального роста, акмеограммы и продуктивные алгоритмы профессиональной деятельности, стратегии профессионального самосовершенствования; профессиональная, рефлексивная, коммуникативная, информационная компетентность и т. п. Одной из перспективных задач дальнейших комплексных исследований государственной службы при взаимодействии акмеологии, психологии, права и политологии является интеграция указанных методов в систему эффективных методических средств диагностики и развития.

.3 Профессиональный имидж госслужащего

Профессиональный имидж госслужащего - важная составная часть имиджа. Интервальная жизненная стратегия нацеливает человека на достижение жизненного успеха в трудовой сфере. Профессиональная карьера в значительной мере зависит от уровня развития позитивного профессионального имиджа.

Развитие человека как личности и субъекта деятельности открывает перед ним перспективы карьеры, профессионального признания, роста авторитета личности, выступает условием личностной и профессиональной самореализации.

Развитие личностных характеристик в процессе имиджирования - важное условие позитивного личностного роста, профессиональной успешности, возможности самореализации индивида.

Интерпретация полученных результатов позволяет сделать следующие обобщения. Подтверждены положения о взаимосвязи имиджирования и самореализации. Однако существуют небольшие различия в оценках степени влияния личностно-субъектного фактора на самореализацию (в жизненной перспективе) и уровня своего духовно-нравственного развития в процессе имиджирования на степень жизненного успеха.

Чтобы уточнить это обстоятельство, потребовалось провести дополнительное исследование по осмыслению таких понятий, как самореализация и жизненный успех, и их связей с критериями профессиональной судьбы. Большинство респондентов отождествляют самореализацию и карьеру, треть - карьеру и жизненный успех, меньшинство - карьеру и профессиональную успешность.

Выявлена связь между имиджированием и самореализацией, определена специфика этой связи в оценках госслужащих. Они продемонстрировали высокую значимость карьерной мотивации в структуре жизненных целей. Высокую оценку значимости для успеха в профессиональной деятельности получили личностно - субъектный и духовно - нравственный факторы. Результативность профессиональной деятельности во многом зависит от уровня развития духовного, нравственного, акмеологического потенциала, связывают его повышение с развивающимся имиджем.

Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным в реализации корпоративной политики и внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр.

2. МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ И МОТИВАЦИОННЫЙ МЕНТАЛИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

.1 Мотивационная готовность

Понятие мотивационной готовности всегда относится к деятельности и характеризуется нередко терминами «психическое состояние», «психический настрой», «психологическая установка». Аналогом понятия мотивационной готовности к осуществлению власти может выступать категория «мотивационно - целевого резонанса, понимаемая как совпадение личных целей (мотивов) деятельности служащего ГМУ с общественными, государственными целями.

Мотивационная готовность к управленческой деятельности может рассматриваться с разных сторон:

в качестве определения меры осознавания государственным и муниципальным служащим мотива «хождения во власть»;

в качестве углубленной мотивационной рефлексии как политической способности к эффективной управленческой деятельности, что является самой главной составляющей для оценки состояния мотивационной готовности в качестве решающего фактора профессионального роста.

Мотивационная готовность в ситуации усложнения, радикального обновления деятельности предполагает разрушение ранее сформированных стереотипов и шаблонов организационного поведения вследствие их полного несоответствия новым условиям. Следствием многообразия и трудности осознания происходящих перемен в условиях правовых, административных, экономических реформ является кризис мотивационного менталитета служащих ГМУ, который выражается в следующих деформациях служебного поведения:

отчужденность при необходимости включения в экстремальную социально- политическую ситуацию;

неготовность взять на себя персональную ответственность за последствия деятельности в регионе;

рассогласованность в отношениях между субъектами государственного и муниципального управления;

разрешение внутриличностного конфликта интересов в пользу индивидуально (корпоративно) - корыстного выбора.

Структура мотивационной готовности:

потребность и способность к полному включению в управленческую деятельность (преобладание рабочего мотивационного профиля личности служащего ГМУ над общежитейским);

потребность и способность к гибкому переформированию (рефреймингу) политического менталитета;

потребность и способность к принятию самостоятельных и обоснованных решений;

потребность и способность к достижению власти легитимным путем;

потребность и способность к национальной, государственной и региональной самоидентификации;

Понятие мотивационной готовности к эффективному управленческому действию означает наивысшую вариабельность и максимальную осознанность всех мотиваторов и способностей субъекта государственной (муниципальной) власти.

В качестве научной гипотезы мотивационная готовность к государственному и муниципальному управлению предстает в виде глубокого противоречия между настроенностью аппарата на ожидание перемен к лучшему и деформацией мотивационного менталитета (экономического, правового, нравственного, политического, религиозного и т.д.).

2.2 Мотивационный менталитет

Существует особая структура мотивационного менталитета государственного (муниципального) служащего.

По субъекту:

индивидуальный;

групповой (корпоративный);

общепрофессиональный;

государственный;

общечеловеческий;

По формам психического отражения:

вербальный (понятийный);

невербальный (образный).

По функциональному предназначению:

побуждающий;

селективный.

По глубине отражения:

обыденный (осознающий);

теоретический (понимающий);

философский (осмысляющий).

По сферам проявления:

когнитивный (знания);

оценочный (отношения);

коннативный (намерения).

По объекту управления:

государственный и муниципальный;

производственный;

инновационный;

финансовый;

маркетинговый;

информационный.

Индивидуально - типические особенности работников управленческого труда, определяют специфику отражения в их профессиональном самосознании компонентов структуры мотива управленческой действий и поступков. Необходимо выявить у служащих государственных и муниципальных служб и работников производственной сферы степень осознавания компонентов структуры мотива управленческих действий и поступков. Процесс осознавания компонентов структуры мотива управленческих действий и поступков у государственных и муниципальных служащих отличается большей частотой ссылок на внешние обстоятельства, чем у менеджеров производственной сферы.

Заключение

Под менталитетом принято рассматривать «совокупность устойчивых, исторически сложившихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологических и духовно - нравственных характеристик, выражающих отношение человека к себе и окружающим и проявляющихся в определённой направленности сознания, самосознания и деятельности».

При этом структура менталитета государственных служащих может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

Особенности профессионального имиджа госслужащго в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным в реализации корпоративной политики и внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным.

Структура мотивационного менталитета подразделяется по формам психического отражения, по функциональному предназначению, по глубине отражения, по сферам проявления, по объекту управления, по субъекту.

В качестве научной гипотезы мотивационная готовность к государственному и муниципальному управлению предстает в виде глубокого противоречия между настроенностью аппарата на ожидание перемен к лучшему и деформацией мотивационного менталитета

Необходимо выявить у служащих государственных и муниципальных служб и работников производственной сферы степень опознавания компонентов структуры мотива управленческих действий и поступков.

Библиографический список

1. Зборовский, Г.Е. Социология управления: учебное пособие / Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2007. - 272 с.

. Зинченко, Г.П. Социология для менеджеров: учебное пособие / Г.П. Зинченко. - СПб.: Вече, 2002. - 176 с.

. Квасова, И.И. Социология культуры. Учебное пособие / И.И. Квасова. - М.: изд-во РУДН, - 2005. - 211 с.

. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Климов. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», - 2000. - 512 с.

. Лукомский, В.К. Менталитет в России / Лукомский. - М.: Книга, 2003. - 234 с.

. Павленок, П.Д. Социология: учебник / П.Д. Павленок. - М.: Наука, 2003. - 198 с.

. Человек и общество: учебное пособие / под ред. Решетникова. С.В. - Минск, 2001. - 211 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!