Работа над содержанием.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух пунктов, пяти подпунктов, заключения и библиографического списка.
1. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕНТАЛИТЕТА И ИМИДЖА ГОССЛУЖАЩЕГО
.1 Понятие менталитета
Деятельность и поведение современного человека несут на себе отпечаток социального наследования, детерминировано нормами, традициями, стереотипами сформировавшимися в процессе многовекового развития. Во многом эта специфика связана с историей и условиями жизни того или иного народа, всего человечества и проявляется в менталитете.
Важнейшие составляющие менталитета - характер, образ жизнедеятельности, этнопсихологические особенности - выступают сущностными ориентирами в работе госслужащего.
Основная форма закрепления естественного исторического развития в филогенезе - менталитет, а его результат - ментальности как частные проекции на индивидуальную и групповую психику, отражающие своеобразие жизнедеятельности, мировосприятия, мировоззрения, поведенческую специфику различных социально - исторических типов личности, отдельных социальных групп, популяционного социума в целом.
Под менталитетом принято рассматривать «совокупность устойчивых, исторически сложившихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологических и духовно - нравственных характеристик, выражающих отношение человека к себе и окружающим и проявляющихся в определённой направленности сознания, самосознания и деятельности».
Современный интерес к ментальности свидетельствует о том, что общество желает вывести на поверхность сознания те чувства и представления, которые скрыты в глубинах коллективной памяти.
Менталитет обладает особым психологическим механизмом переноса этнонациональной идентификации, зарождающейся в глубинных слоях психики, который трансплантирует её «гештальт» в индивидуальное сознание в процессе социального наследования. Интериоризация этой проекции представляет собой результат присвоения личностью социокультурного наследия и осуществляется в процессе социализации.
Ментальность - это ситуативная, аспектная, фрагментарная проекция менталитета на индивидуальную и групповую психику, проявляющаяся в действиях, поступках, в интеллектуальной, эмоционально - волевой и духовно - нравственной сферах. Менталитет и ментальность соотносятся как общее и частное. Выявленная связь ментальности с бессознательными структурами психики и практическим мышлением определяет её значимость для имиджирования.
Ментальность, проявляясь в обыденной жизни, красноречиво демонстрирует значимость менталитета для всех основных сфер жизнедеятельности людей, высвечивает его своеобразие и по этой причине должно учитываться в процессе моделирования идеального (развивающегося) имиджа.
.2 Структура менталитета госслужащего
Структура менталитета может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.
На акмеологическом уровне - через формирование системы профессиональных ценностей государственного служащего, обеспечивается его идентификация с менталитетом российского общества, его культурой и государственностью. На концептуальном уровне - через формирование системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительной деятельности, задаваемой как ее социально-правовой нормировкой, так и научно-методическим и материально-информационным обеспечением. На технологическом уровне - через формирование системы профессиональных способов осуществления выполняемой деятельности обеспечивается последовательная реализация конкретных шагов по достижению ее целей, принятых решений. На рефлексивном уровне - через формирование системы профессиональных аналитических, критических, прогностических и организационных процедур - обеспечивается целостное осмысление, контролирование, регуляция и самосовершенствование осуществляемой деятельности для оптимизации процесса ее выполнения и интерпретации полученных результатов. На коммуникативном уровне - через формирование системы профессиональных коммуникаций - обеспечение непосредственной презентации результатов осуществления деятельности партнерам по ее выполнению или потребителям ее продуктов. На информационном уровне - через формирование системы профессиональной документации - обеспечение фиксации, обоснования и трансляции информации о продуктивности и значимости результатов осуществленной деятельности для специалистов данного профиля в системе государственной службы.
Системообразующим фактором взаимодействия указанных уровней образующих структуру менталитета выступает его центральный, рефлексивный уровень, обеспечивающий взаимосвязь всех остальных уровней, их интеграцию в оптимально функционирующий ансамбль различных аспектов человеческого фактора государственной службы как социально - правовой системы.
Дальнейшая разработка предложенной рефлексивно - акмеологической концепции как целостного предмета изучения и научного обеспечения эффективности государственной службы предполагает изучение ее менталитета, с одной стороны, как специфической формы социально-профессионального мышления, а с другой - как социально - деятельностно ориентированной рефлексии. В современной психологии и акмеологии имеется богатый и конструктивный арсенал концепций и методов изучения и развития выделенных уровневых аспектов. Эти методы позволяют диагностировать, корректировать и активизировать такие элементы как: ценностные ориентации, мотивация, самооценка, самоанализ, рефлексия, социальное мышление, акмеологичность личностного, профессионального и социального роста, акмеограммы и продуктивные алгоритмы профессиональной деятельности, стратегии профессионального самосовершенствования; профессиональная, рефлексивная, коммуникативная, информационная компетентность и т. п. Одной из перспективных задач дальнейших комплексных исследований государственной службы при взаимодействии акмеологии, психологии, права и политологии является интеграция указанных методов в систему эффективных методических средств диагностики и развития.
.3 Профессиональный имидж госслужащего
Профессиональный имидж госслужащего - важная составная часть имиджа. Интервальная жизненная стратегия нацеливает человека на достижение жизненного успеха в трудовой сфере. Профессиональная карьера в значительной мере зависит от уровня развития позитивного профессионального имиджа.
Развитие человека как личности и субъекта деятельности открывает перед ним перспективы карьеры, профессионального признания, роста авторитета личности, выступает условием личностной и профессиональной самореализации.
Развитие личностных характеристик в процессе имиджирования - важное условие позитивного личностного роста, профессиональной успешности, возможности самореализации индивида.
Интерпретация полученных результатов позволяет сделать следующие обобщения. Подтверждены положения о взаимосвязи имиджирования и самореализации. Однако существуют небольшие различия в оценках степени влияния личностно-субъектного фактора на самореализацию (в жизненной перспективе) и уровня своего духовно-нравственного развития в процессе имиджирования на степень жизненного успеха.
Чтобы уточнить это обстоятельство, потребовалось провести дополнительное исследование по осмыслению таких понятий, как самореализация и жизненный успех, и их связей с критериями профессиональной судьбы. Большинство респондентов отождествляют самореализацию и карьеру, треть - карьеру и жизненный успех, меньшинство - карьеру и профессиональную успешность.
Выявлена связь между имиджированием и самореализацией, определена специфика этой связи в оценках госслужащих. Они продемонстрировали высокую значимость карьерной мотивации в структуре жизненных целей. Высокую оценку значимости для успеха в профессиональной деятельности получили личностно - субъектный и духовно - нравственный факторы. Результативность профессиональной деятельности во многом зависит от уровня развития духовного, нравственного, акмеологического потенциала, связывают его повышение с развивающимся имиджем.
Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным в реализации корпоративной политики и внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр.
2. МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ И МОТИВАЦИОННЫЙ МЕНТАЛИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
.1 Мотивационная готовность
Понятие мотивационной готовности всегда относится к деятельности и характеризуется нередко терминами «психическое состояние», «психический настрой», «психологическая установка». Аналогом понятия мотивационной готовности к осуществлению власти может выступать категория «мотивационно - целевого резонанса, понимаемая как совпадение личных целей (мотивов) деятельности служащего ГМУ с общественными, государственными целями.
Мотивационная готовность к управленческой деятельности может рассматриваться с разных сторон:
в качестве определения меры осознавания государственным и муниципальным служащим мотива «хождения во власть»;
в качестве углубленной мотивационной рефлексии как политической способности к эффективной управленческой деятельности, что является самой главной составляющей для оценки состояния мотивационной готовности в качестве решающего фактора профессионального роста.
Мотивационная готовность в ситуации усложнения, радикального обновления деятельности предполагает разрушение ранее сформированных стереотипов и шаблонов организационного поведения вследствие их полного несоответствия новым условиям. Следствием многообразия и трудности осознания происходящих перемен в условиях правовых, административных, экономических реформ является кризис мотивационного менталитета служащих ГМУ, который выражается в следующих деформациях служебного поведения:
отчужденность при необходимости включения в экстремальную социально- политическую ситуацию;
неготовность взять на себя персональную ответственность за последствия деятельности в регионе;
рассогласованность в отношениях между субъектами государственного и муниципального управления;
разрешение внутриличностного конфликта интересов в пользу индивидуально (корпоративно) - корыстного выбора.
Структура мотивационной готовности:
потребность и способность к полному включению в управленческую деятельность (преобладание рабочего мотивационного профиля личности служащего ГМУ над общежитейским);
потребность и способность к гибкому переформированию (рефреймингу) политического менталитета;
потребность и способность к принятию самостоятельных и обоснованных решений;
потребность и способность к достижению власти легитимным путем;
потребность и способность к национальной, государственной и региональной самоидентификации;
Понятие мотивационной готовности к эффективному управленческому действию означает наивысшую вариабельность и максимальную осознанность всех мотиваторов и способностей субъекта государственной (муниципальной) власти.
В качестве научной гипотезы мотивационная готовность к государственному и муниципальному управлению предстает в виде глубокого противоречия между настроенностью аппарата на ожидание перемен к лучшему и деформацией мотивационного менталитета (экономического, правового, нравственного, политического, религиозного и т.д.).
2.2 Мотивационный менталитет
Существует особая структура мотивационного менталитета государственного (муниципального) служащего.
По субъекту:
индивидуальный;
групповой (корпоративный);
общепрофессиональный;
государственный;
общечеловеческий;
По формам психического отражения:
вербальный (понятийный);
невербальный (образный).
По функциональному предназначению:
побуждающий;
селективный.
По глубине отражения:
обыденный (осознающий);
теоретический (понимающий);
философский (осмысляющий).
По сферам проявления:
когнитивный (знания);
оценочный (отношения);
коннативный (намерения).
По объекту управления:
государственный и муниципальный;
производственный;
инновационный;
финансовый;
маркетинговый;
информационный.
Индивидуально - типические особенности работников управленческого труда, определяют специфику отражения в их профессиональном самосознании компонентов структуры мотива управленческой действий и поступков. Необходимо выявить у служащих государственных и муниципальных служб и работников производственной сферы степень осознавания компонентов структуры мотива управленческих действий и поступков. Процесс осознавания компонентов структуры мотива управленческих действий и поступков у государственных и муниципальных служащих отличается большей частотой ссылок на внешние обстоятельства, чем у менеджеров производственной сферы.
Заключение
Под менталитетом принято рассматривать «совокупность устойчивых, исторически сложившихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологических и духовно - нравственных характеристик, выражающих отношение человека к себе и окружающим и проявляющихся в определённой направленности сознания, самосознания и деятельности».
При этом структура менталитета государственных служащих может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.
Особенности профессионального имиджа госслужащго в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным в реализации корпоративной политики и внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным.
Структура мотивационного менталитета подразделяется по формам психического отражения, по функциональному предназначению, по глубине отражения, по сферам проявления, по объекту управления, по субъекту.
В качестве научной гипотезы мотивационная готовность к государственному и муниципальному управлению предстает в виде глубокого противоречия между настроенностью аппарата на ожидание перемен к лучшему и деформацией мотивационного менталитета
Необходимо выявить у служащих государственных и муниципальных служб и работников производственной сферы степень опознавания компонентов структуры мотива управленческих действий и поступков.
Библиографический список
1. Зборовский, Г.Е. Социология управления: учебное пособие / Г.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2007. - 272 с.
. Зинченко, Г.П. Социология для менеджеров: учебное пособие / Г.П. Зинченко. - СПб.: Вече, 2002. - 176 с.
. Квасова, И.И. Социология культуры. Учебное пособие / И.И. Квасова. - М.: изд-во РУДН, - 2005. - 211 с.
. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Климов. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», - 2000. - 512 с.
. Лукомский, В.К. Менталитет в России / Лукомский. - М.: Книга, 2003. - 234 с.
. Павленок, П.Д. Социология: учебник / П.Д. Павленок. - М.: Наука, 2003. - 198 с.
. Человек и общество: учебное пособие / под ред. Решетникова. С.В. - Минск, 2001. - 211 с.