Тема: Организация и контроль страхового дела

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    260,74 kb
Организация и контроль страхового дела
Организация и контроль страхового дела
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

Введение

.Теоретические вопросы

.1 Общая характеристика страхового рынка в РФ. Содержание и функции государственного страхового надзора

.2 Проблемы развития страхового рынка в РФ

.Практическое задание

.Задача

Заключение

Нормативно-правовые акты и использованная литература

Введение

Тема этой работы: «Организация и контроль страхового дела».

На сегодняшний день необходимо четко определить, чем является современный российский рынок страхования, иохарактеризовать его основные черты. Страховой рынок является особой социально-экономической структурой, определенной сферой денежных отношений. Здесьобъектом купли-продажи является страховая защита, складываются предложение и спрос на нее. Объективной основой развития страхового рынка является необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказанияфинансовой помощи пострадавшим на случай неблагоприятных непредвиденных обстоятельств. Страховой рынок можно рассматривать так же, как форму организации денежных отношений, связанных сформированием ираспределением страхового фонда с целью обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), принимающих участие в оказании страховых услуг. Обязательной условие существования страхового рынка - это наличие потребности общества в страховых услугах и наличие страховщиков, которые способны удовлетворить данные потребности. Переход отечественной экономики к рыночным отношениямзначительным образом меняет место и роль страховщика в системе экономических отношений. Страховые компании становятся полноправными хозяйствующими субъектами.

Современный российский страховой рынок является сложной интегрированной системой, включающей в себя различные структурные звенья. Некоторые особенности отечественного рынка страхования мы рассмотрим в этой работе.

. Теоретические вопросы

.1 Общая характеристика страхового рынка в РФ. Содержание и функции государственного страхового надзора

В условиях государственной страховой монополии в нашей стране страхование предоставляло населению достаточно узкий спектр услуг, которые дополняли систему государственногосоциального обеспечения (соцстрах).

Возникшая с приходом рыночных отношений самостоятельность товаропроизводителей, формирование инфраструктуры, уменьшение государственного воздействия на производственные отношения и распределение материальных благ, коренным образом изменили процессы формирования страхового рынка страхования, егосодержание, виды услуг, которые он предлагает юридическим и физическим лицам.

Периодом возникновенияроссийского добровольного страхования считается факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие этого - увеличение количества альтернативных страховых компаний. Предпосылки развития страхового дела в РФ являются:

)Укрепление не государственного сектора экономики;

)увеличение разнообразия и объемов частной собственности юридических и физических лиц, как источника спроса на услуги страхования. При этом большая роль отводится развитию рынка ипотечного кредитования и недвижимости, а также приватизации государственного жилого фонда;

)уменьшение ранее всеобъемлющих гарантий, которые предоставляла система государственного социального страхования исоциального обеспечения. На сегодняшний день отсутствие гарантий восполняется разнообразными видами личного страхования.

По состоянию на 1992г. страховыми фирмами России было охвачено примерно 10-12% ее страхового пространства. За период 1992 - 1996 гг. количество страховых организаций, имеющихгосударственные лицензии, возросло более чем в 4,3 раза. Другие показатели также подтверждают тот факт, что развитие отечественного страхового рынка осуществлялось высокими темпами.

Однако в августе 1998 г. возникла напряженность, связанная с тем, чтостраховые выплаты на 0,53 млрд. руб.превысили объем собранных премий. Вследствие крушения рынка ГКО еще больше ускорились процессы вымывания небольших поразмерам уставного капитала и другим финансовым показателям страховщиков (идаже некоторых крупных фирм, к примеру, АСО «Защита», СК «Ивма»). Оставшиеся на рынке страховщики контролировали в 2000 г. порядка 80% его объема. Сборими страховых взносов и их объем возросли в 2-2,5 раза. Отношение объема собранных премий к ВПП увеличилось с 1,3% (1997г.) до 2,4% (2000г.). Имущественное страхование ответственности и добровольное страхование стало развиваться быстрее личного и обязательного страхования.

На территории Российской Федерации страховая деятельность регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Гражданским кодексом РФ (в действующей редакции от18.12.2006г. N 230-ФЗ);

Федеральным законом №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской федерации» от 27.11.1992 (в действующей редакции от 29.11.2007 N 287-ФЗ);

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2007 г. «Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008 - 2012 гг.».

На сегодняшний день в РФ основными видами страхования являются следующие:

ОСАГО;

КАСКО;

Страхование недвижимости;

Страхование жилья (квартиры, дома);

Зеленая карта;

Обязательное страхование;

Добровольное страхование;

Страхование жизни;

Страхование от несчастного случая;

Страхование ответственности;

ОМС;

ДМС.

По сообщениям Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) за последние 5 лет российские страховщики увеличили свои активы на 21,5%. По итогам первого полугодия 2011 года активы страховщиков составили 266 млрд. руб., в противовес результатам первого полугодия 2006 года (219 млрд. руб.).

За период с середины 2010 г. до 1 июля 2011 г. страховыми компаниями были увеличены активы на 5%.

За тот же период уставный капитал отечественных страховщиков увеличился на 7% - до 161 млрд. руб. За прошедшие 5 лет рост капитала составил 6,6%.

Увеличение активов происходило на фоне уменьшенияколичества игроков страхового рынка. За период 2006-2011 гг. их числосократилось на 40%.

За 5 лет с учетом обязательного медицинского страхования объем страховых премий вырос более чем вдвое, выплаты увеличились в 2,8 раза.

По итогам 2011 г.общий объём премий по ОСАГО составил 105,9 млрд. руб. Это на 14,5% выше показателя 2010 г.Динамика страховых выплат составляет всего 3,9%.

Следует отметить, что превышение динамики страховых премий над динамикой страховых выплат наблюдается впервые за последние 5 лет.

На 31.12.2012 г.единым Государственным реестром зарегистрировано 786 страховых компаний. Объем страховых премий, которые собраны страховщиками по обязательным и добровольным видам в 2011 году, составил 952 млрд. руб., что на 22,7% больше показателей 2010 г. Объем страховых выплат увеличился на 30% и составил 626,5 млрд. руб.

На сегодняшний день РФ занимает достаточно скромное место на мировом страховом рынке -порядка 0,2% мирового объема страховых премий. На конец 2010 г. отечественная доля застрахованных рисков составляла всего лишь 10-15% против 90-95% показателей промышленно развитых стран. Экспертами выделен ряд основных факторов, сдерживающих развитие страхования: отсутствие у граждан доверия к страховщикам, нехватку опыта в использовании услуг по страхованию, низкий уровень жизни населения и малое количество платежеспособных предприятий.

Одними из основных показателей развития российского рынка страхования являются отношение совокупных страховых взносов к валовому внутреннему продукту (рис.1) и средняя страховая премия на душу населения.

страховой государственный лицензирование надзор

Рис. 1. Динамика страхования по отношению к ВВП, %

За 2011 г. структура страховых выплат и страховых премий (без ОМС)не изменилась значительно. Имущественное страхование составило 58%. Также не претерпела существенных изменений и доля таких видов страхования как личное (20%), ОСАГО (14%), страхование ответственности (4%), обязательное личное страхование (кроме ОМС) (1,4%). Сборы по страхованию жизни, сохраняя низкие показатели в номинальном выражении, составили всего 3% от общей структуры рынка. Структура премий (без ОМС) по видам страхования за 2011 год представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура премий за 2011 г. по видам страхования (без ОМС)

Структура выплат (без ОМС) по видам страхования за 2011 г. представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структура выплат за 2011 г. по видам страхования (без ОМС)

В общем итоге 2011 год для российских страховщиков характеризуется положительными показателями: ими было собрано 555 млрд. руб. страховых премий, выплачено 249,8 млрд. руб. страховых выплатбез учета ОМС.

В табл. 1 представлены 20 самых крупных страховщиков за 2011 г. по объему собранных премий (без ОМС).

Таблица 1 ТОП-20 страховщиков за 2011 год

№Рег. №Страховая компанияДоля рынка, %Страх. премии, тыс. руб.1928Ингосстрах7,64214618021208СОГАЗ14,53840603031209Ресо-Гарантия19,9301320734621Военно-Страховая Компания23,9219844765290РОСНО27,82188614862239Альфастрахование30,9169990917983УралСиб33,8158207188977Росгосстрах-Столица36,31430635591284Группа «Ренессанс Страхование»38,612620780101307Согласие40,611007015111083Цюрих Ритейл42,51054825512263ЖАСО44,29372913131298Капиталъ Страхование45,88899300142Россия47,48750578153211Югория48,98722233161137Стандарт-Резерв50,4838890617665Росгосстрах-Поволжье51,98213310181427МАКС53,47990777193259Московская Страховая Компания54,7521071201582Русский Мир56,17450463

По итогам 2011 г. доля страховых компаний с уставным капиталом от 30 до 60 млн. руб. составила 39%. Доля страховых компаний с уставным капиталом от 120 до 500 млн. руб. - 34% (рис. 4).

Рис. 4. Распределение страховых компанийпо размеру уставного капитала

Высокая степень ответственности страховщиков за социальные последствия их деятельности нуждается в государственном страховом надзоре. В общей форме такой надзор выражается в исследовании финансового состояния страховщика и его платежеспособности по договорным обязательствам перед страхователем. Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору предусматривает исполнение основных 3 функций, при помощи которых может быть гарантирована достаточная защита страхователей.

1.Осуществление регистрации тех, кто осуществляет действия, которые связаны с заключением договоров страхования, - основная функция.

.Обеспечение гласности. Каждый, кто осуществляет профессиональную страховую деятельность,в обязательном порядкепубликует проспект, который содержит полную четкую и правдивую информацию о финансовом состоянии страховщика.

.Контроль над поддержанием правопорядка в страховой отрасли. Орган госнадзора имеет право начать расследование по фактам нарушений законодательства, применить административные меры в отношении тех, кто осуществляет свою деятельность вопреки интересам страхователей, либо направить материалы на рассмотрение суда.

выдачей лицензий на осуществление страховой деятельностистраховщикам;

ведением единого Государственного реестра страховщиков, страховых брокеров;

осуществлением контроля над обеспечением платежеспособности страховщиков и обоснованностью применения страховых тарифов;

разработкой и установлением методических документов и правил формирования по вопросам страховой деятельности;

обобщением практики страховой деятельности, разработкой и представлением в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью имеет право:

истребовать у страховщиков отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом состоянии;

осуществлять проверки соблюдения страховщиками российского законодательства о страховании и достоверностиотчетности, представляемой ими;

давать предписания страховщикам по устранению нарушений, допущенных ими, а в случае невыполнения ограничивать или приостанавливать действие лицензий до устранения этих нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним действующего законодательства.

1.2 Проблемы развития страхового рынка в РФ

По мнению экспертов к факторам, которые замедляют развитие отечественного страхового рынка, относятся:

нестабильность российской финансово-экономической системы;

несовершенство действующего страхового законодательства;

низкая страховая культура граждан;

отсутствие налоговых стимулов, которые способствовали бы развитию страхования;

отсутствие надежных инвестиционных схем.

По таким качественным параметрам, как доля страховых премий в ВВП плотность страхования и средняя премия на душу населения (проникновение страхования), РФ уступает не только экономически развитым странам, но и значительно отстает от Польши и Чехии, а по отдельным показателям проигрывает в динамике роста Китаю и Индии.

Наряду с этим тормозится развитие российского страхования медленными темпами роста рынка перестрахования, выступающего в качестве инструмента оптимизации страховых рисков. По исследованиям аналитиков, реальный рынок перестрахования растет ежегодно на 10-15%. Его особенностьсостоит в том, что основные потоки перестрахования аккумулируются у универсальных перестраховщиков. Значительным образом оказывают влияние на развитие перестрахования в России следующие проблемы:

низкая капитализация отечественных перестраховщиков в сравнении с универсальными компаниями, превосходящими их по финансовым возможностям;

перестрахование является транснациональным видом бизнеса, но российским компаниям для выхода на западные рынки мешает отсутствие серьезных международных рейтингов;

низкий уровень государственной поддержки рынка перестрахования.

В целях определения приоритетных направлений развития отечественного страховогодела на среднесрочную перспективу и путей их реализации разработана Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008 - 2012 годы.

. Практическое задание

Задание. Используя положения ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» раскрыть порядок проведения лицензирования страховой деятельности.

Решение. Ст. 32 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»№ 4015-1 от 27.11.1992 (в действующей редакции от 29.11.2007 N 287-ФЗ) регламентируется порядок проведения лицензирование страховой деятельности на территории РФ.

«…Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов..», представленных в соответствии с действующим законодательством.

«…Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

) заявление о предоставлении лицензии;

) учредительные документы соискателя лицензии;

) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

) сведения о составе акционеров (участников);

) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

) сведения о страховом актуарии;

) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;

) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

) положение о формировании страховых резервов;

) экономическое обоснование осуществления видов страхования;

) документы (согласно перечню, установленному нормативными правовыми актами органа страхового надзора), подтверждающие источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные подпунктами 1, 10 - 13.

На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подпунктов 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), 11 пункта (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).

Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

) заявление о предоставлении лицензии;

) устав общества взаимного страхования;

) документ о государственной регистрации общества взаимного страхования в качестве юридического лица;

) сведения о председателе правления, директоре, главном бухгалтере, председателе ревизионной комиссии (ревизоре) общества взаимного страхования;

) положение о формировании страховых резервов;

) правила страхования по видам страхования, внесенные в устав общества взаимного страхования с приложением образцов используемых документов (если уставом общества предусмотрено заключение договора страхования).

Если в устав общества взаимного страхования внесены изменения в части дополнения перечня видов страхования, положение о формировании страховых резервов и правила страхования по таким видам страхования направляются в орган страхового надзора на согласование. Решение о согласовании или об отказе в таком согласовании принимается по результатам рассмотрения указанных документов органом страхового надзора не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня получения указанных документов органом страхового надзора. О принятом решении орган страхового надзора обязан сообщить в общество взаимного страхования в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения. Порядок согласования положения о формировании страховых резервов и правил страхования по дополнительным видам страхования устанавливается органом страхового регулирования. Общество взаимного страхования не вправе осуществлять дополнительные виды страхования до получения решения о согласовании с органом страхового надзора положения о формировании страховых резервов и правил страхования по таким видам страхования.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

) заявление о предоставлении лицензии;

) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

) учредительные документы соискателя лицензии - юридического лица;

) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;

) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера - индивидуального предпринимателя…».

«…Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, представляют в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов…».

«…При представлении в надлежащей форме всех документоворган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов.

Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, страховщики и страховые брокеры обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня внесения этих изменений.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий ста двадцати дней с момента получения органом страхового надзора всех документов…»

«…Принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на осуществление дополнительного вида добровольного и (или) обязательного страхования, предусмотренного классификацией видов страхования, а также на осуществление перестрахования осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий шестидесяти дней с даты получения органом страхового надзора всех предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии документов.

Орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии о принятии указанного решения в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.

Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке».

. Задача

Условие. Белов застраховал свою жизнь в пользу своей старшей внучки Маловой, однако через полгода передумал, назначив с согласия страховщика выгодоприобретателем свою младшую дочь, и через месяц скончался. Поскольку страховая выплата была весьма существенной, Малова потребовала произвести ее в свою пользу, ссылаясь на то, что договором страхования не предусмотрена замена выгодоприобретателя. Разрешите ситуацию.

Решение. В соответствии с положениями ст. 956 ГК страхователю предоставлено право на замену выгодоприобретателя, который назван в договоре страхования, на другое лицо, с письменнымуведомлением об этом страховщика. Замена выгодоприобретателя по договорам личного страхования, который назначен с согласия застрахованного лица, возможна только с согласия последнего. Замена выгодоприобретателя не является существенным условием данного договора и возможна без согласия страховщика, что не освобождает страхователя от обязанности письменного уведомления страховщика о намерении произвести указанную замену. Для осуществления замены выгодоприобретателя страхователь необходимо лишь согласие застрахованного лица, каковым по условиям задачи является Белов.



Заключение

Российский страховой рынок на сегодняшний день можно считать достаточно развитым.

Однако этот сектор отечественной экономики развивается очагово, как в отношении региональной структуры рынка страхования, так и в отношении структуры страхового рынка по видам страховых услуг.

В отдельных регионах РФрынок страхования характеризуется достаточно низким уровнем развития, тогда как в регионах Центрального федерального округа страхование развиваетсяна порядок быстрее.

Такой вид страхования, как страхование жизни, на сегодняшний день находится в стадии становления и зачаточного развития в нашей стране.

Вследствие развитости страхового рынка в целом при неразвитости отдельных его видов, отечественный страховой рынок является привлекательным для иностранных страховщиков, активно внедряющихся в данную область российской экономики, стимулируя развитие конкуренции.

Что касается долгосрочной перспективы, то отечественный рынок страхования еще не достиг того состояния, при котором начинается его стагнация. Следовательно, в ближайшее десятилетие рынок ждет развитие, может и не достаточно бурное, но не менее эффективное.

Нормативно-правовые акты и использованная литература

Нормативно-правовые акты

.Гражданский кодекс РФ (в действующей редакции от18.12.2006г. N 230-ФЗ).

.Федеральный закон № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской федерации» от 27.11.1992 (в действующей редакции от 29.11.2007 N 287-ФЗ).

.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2007 г. «Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008 - 2012 гг.».

Другие использованные источники

.Архипов А.П., Адонин А.С. Страховое дело. - М.: Изд. Центр ЕАОИ.2008 - 424 стр.

.Асамбаева Н.Т. Качественные показатели роста отечественного страхового рынка: основные приоритеты и пути совершенствования // Страховое дело. 2012. № 1. - С. 8-16.

.Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование. - СПб: Питер,2009. - 256с.

.Гомеля В.Б. Основы страхового дела / Московская финансово-промышленная академия. - М.: 2008. - 113с.

.Статистические отчеты Федеральной службы по финансовым рынкам за 2006-2011 гг.

.Таврель В.С. Основные проблемы развития страхового рынка //Страховое дело. 2010. № 11. - С. 5-9.

.www.fssn.ru. Доклад о состоянии и развитии российского рынка страхования за 2011 год // Электронный ресурс.

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!