Тема: Классификация типов бюджетных систем

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    24,48 kb
Классификация типов бюджетных систем
Классификация типов бюджетных систем
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

Введение

1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система

1.1 Сущность и функции бюджета

1.2 Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы

1.3 Бюджетная классификация

2. Классификация доходов бюджетов

3. Классификация расходов бюджета

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

5. Классификация операций сектора государственного управления

6. Финансово-бюджетный федерализм, межбюджетные отношения

7. Основные направления реформирования бюджетной политики в 2011-2013 годах

Заключение

Список использованной литературы

Введение

При выборе темы для написания курсовой работы я остановилась на проблеме совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации: по моему убеждению, этот вопрос наиболее полно вбирает в себя важнейшие проблемы современного бюджетного механизма.

Эти проблемы логично разделить на две основные группы. К первой следует отнести те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

Пользуясь такой условной классификацией, для получения исчерпывающего результата проблему совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации необходимо рассматривать с двух обозначенных выше сторон. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть неразрывную связь, существующую между названными аспектами проблемы. Изменения в сфере межбюджетных отношений неизбежно отражаются на собственно финансовой стороне бюджетов всех уровней; значительные изменения в бюджетных доходах или расходах требуют соответствующей корректировки бюджетной системы. Бюджет - это сложнейший комплекс финансовых отношений, поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.

Учитывая вышесказанное, следует считать тему курсовой работы "Бюджетное устройство и его типы" актуальной.

Цель работы:

ознакомиться с теоретическими и практическими основами организации бюджетных отношений;

-раскрыть понятие бюджетного устройства РФ;

определить сущность бюджетной системы;

определить особенности построения межбюджетных отношений

Объект исследования - Бюджетное устройство РФ.

Задачи работы:

изучить устройство бюджетной системы РФ и принципы её построения;

-принципы организации межбюджетных отношений;

содержание и структуру бюджетной классификации.

Методы исследования:

анализ литературы по данной теме;

изучение документов и материалов;

анализ и обобщение различных точек зрения по проблеме.

В качестве документальной базы данного исследования были выбраны различные работы авторов: Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник, Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: Учебно-практическое пособие, Куликов Н.И. Современная бюджетная система России: Учеб. пособие. и т.д.

Необходимым для исследования являлось и изучение законов: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2010 г.), Конституция РФ и др.

Материал работы представлен во введении, трех главах и заключении.

1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система

1.1 Сущность и функции бюджета

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т.е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.

Бюджет - это, в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ, форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

Бюджет не только категория историческая, экономическая, но и политическая. Его возникновение и развитие связано с зарождением, формированием и развитием политического строя государства.

Бюджет - это и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.

По своей структуре, с одной стороны, бюджет - это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой - это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач:

перераспределения внутреннего валового продукта;

государственного регулирования и стимулирования экономики;

финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

стабилизации кредитно-денежной системы государства;

удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и т.д.;

регулирования экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;

разрешения вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

обеспечения международных и межгосударственных договорных обязательств;

контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т.д.

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются:

распределительная функция бюджета;

перераспределительная функция ВВП;

регулирующая функция;

стимулирующая функция;

социальная функция;

функция планирования;

функция организации;

контрольная функция.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция заключается в том, что бюджетный фонд - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджетный фонд может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

1.2 Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы её построения.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Принципы бюджетной системы Российской Федерации закреплены в ст.28 Бюджетного Кодекса РФ. Ими являются:

.Единства бюджетной системы Российской Федерации;

2.Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3.Самостоятельности бюджетов;

.Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

.Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

.Сбалансированности бюджета;

.Результативности и эффективности использования бюджетных средств;

.Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

.Прозрачности (открытости);

.Достоверности бюджета;

.Адресности и целевого характера бюджетных средств;

.Подведомственности расходов бюджетов;

.Единства кассы.

Принцип единства бюджетной системы предполагает:

·единство правовой базы;

·единство денежной системы;

·единство форм бюджетной классификации и документации;

·использование единых принципов и правил в бюджетном процессе;

·применение единых санкций за нарушение бюджетного законодательства;

·применение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;

·ведение бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней по единым стандартам, формам учета и отчетности.

Принцип разграничения доходов и расходов внутри бюджета и между уровнями бюджетной системы означает полное или частичное закрепление определенных законодательством видов источников доходов за соответствующими бюджетами, а равно внутри бюджетов и закрепление отдельных видов доходов за определенными статьями расходов. Кроме того, принцип подразумевает разграничение полномочий органов власти внутри одного бюджета и между бюджетами по формированию бюджетов, их исполнению и установлению контроля за расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Принцип самостоятельности бюджетов различных уровней бюджетной системы предполагает:

бюджетная система классификация федерализм

право законодательных и исполнительных органов власти на своем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов формирования бюджета соответствующего уровня бюджетной системы;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих бюджетов;

право органов власти самостоятельно определять направления расходов бюджетных средств;

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, или суммы превышения доходов над расходами, или сумм экономики по расходам бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

·субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

·средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

·добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

·расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

·расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

·отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) подразумевает:

обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;

обязательную открытость для граждан и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

понимание гражданами языка бюджета и его цифр, за которыми скрываются отношения органов власти к своему государству, обществу и гражданам.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

1.3 Бюджетная классификация

Согласно ст.18 Бюджетного Кодекса бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

·классификацию доходов бюджетов;

·классификацию расходов бюджетов;

·классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

·классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

2. Классификация доходов бюджетов

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного) в соответствии с признаком классификации по источникам их формирования, основана на законодательных актах РФ. Классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет (федеральный, региональный, местный), группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Согласно ст.20 Бюджетного Кодекса едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

) Налоговые и неналоговые доходы:

·налоги на прибыль, доходы;

·налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

·налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

·налоги на совокупный доход;

·налоги на имущество;

·налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

·государственная пошлина;

·задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

·страховые взносы на обязательное социальное страхование;

·доходы от внешнеэкономической деятельности;

·доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

·платежи при пользовании природными ресурсами;

·доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

·доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

·административные платежи и сборы;

·штрафы, санкции, возмещение ущерба;

·доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

·возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

·прочие неналоговые доходы;

2) Безвозмездные поступления:

·безвозмездные поступления от нерезидентов;

·безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

·безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

·безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

·безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

·прочие безвозмездные поступления.

3. Классификация расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного), отражающих направление финансовых средств из бюджетов на выполнение органами власти функций государства.

Согласно ст.21 Бюджетного Кодекса едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

) Общегосударственные вопросы:

·функционирование Президента Российской Федерации;

·функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

·функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

·функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

·судебная система;

·обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

·обеспечение проведения выборов и референдумов;

·международные отношения и международное сотрудничество;

·государственный материальный резерв;

·фундаментальные исследования;

·обслуживание государственного и муниципального долга;

·резервные фонды;

·прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

2) Национальная оборона:

·Вооруженные Силы Российской Федерации;

·модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

·мобилизационная и вневойсковая подготовка;

·мобилизационная подготовка экономики;

·подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

·ядерно-оружейный комплекс;

·реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

·прикладные научные исследования в области национальной обороны;

·другие вопросы в области национальной обороны;

3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

·органы прокуратуры;

·органы внутренних дел;

·внутренние войска;

·органы юстиции;

·система исполнения наказаний;

·органы безопасности;

·органы пограничной службы;

·органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

·защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;

·обеспечение пожарной безопасности;

·миграционная политика;

·модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;

·прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

·другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

4) Национальная экономика:

·общеэкономические вопросы;

·топливно-энергетический комплекс;

·исследование и использование космического пространства;

·воспроизводство минерально-сырьевой базы;

·сельское хозяйство и рыболовство;

·водное хозяйство;

·лесное хозяйство;

·транспорт;

·дорожное хозяйство;

·связь и информатика;

·прикладные научные исследования в области национальной экономики;

·другие вопросы в области национальной экономики;

5) Жилищно-коммунальное хозяйство:

·жилищное хозяйство;

·коммунальное хозяйство;

·благоустройство;

·прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;

·другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

6) Охрана окружающей среды:

·экологический контроль;

·сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;

·охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

·прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

·другие вопросы в области охраны окружающей среды;

7) Образование:

·дошкольное образование;

·общее образование;

·начальное профессиональное образование;

·среднее профессиональное образование;

·профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

·высшее и послевузовское профессиональное образование;

·молодежная политика и оздоровление детей;

·прикладные научные исследования в области образования;

·другие вопросы в области образования;

8) Культура, кинематография, средства массовой информации:

·культура;

·кинематография;

·телевидение и радиовещание;

·периодическая печать и издательства;

·прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

·другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

9) Здравоохранение, физическая культура и спорт:

·стационарная медицинская помощь;

·амбулаторная помощь;

·скорая медицинская помощь;

·санаторно-оздоровительная помощь;

·заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

·санитарно-эпидемиологическое благополучие;

·физическая культура и спорт;

·прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

·другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

10) Социальная политика:

·пенсионное обеспечение;

·социальное обслуживание населения;

·социальное обеспечение населения;

·охрана семьи и детства;

·прикладные научные исследования в области социальной политики;

·другие вопросы в области социальной политики;

11) Межбюджетные трансферты:

·дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

·субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии);

·субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

·иные межбюджетные трансферты;

·межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Согласно ст.23 Бюджетного Кодекса едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

) Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

·государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

·кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

·бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

·кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

·изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

·иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

2) Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

·государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

·кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

·кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

·иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

5. Классификация операций сектора государственного управления

Согласно ст.23.1 Бюджетного Кодекса едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и статьями операций сектора государственного управления являются:

) Доходы:

·налоговые доходы;

·доходы от собственности;

·доходы от оказания платных услуг;

·суммы принудительного изъятия;

·безвозмездные поступления от бюджетов;

·страховые взносы на обязательное социальное страхование;

·доходы от операций с активами;

·прочие доходы;

2) Расходы:

·оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

·оплата работ, услуг;

·обслуживание государственного (муниципального) долга;

·безвозмездные перечисления организациям;

·безвозмездные перечисления бюджетам;

·социальное обеспечение;

·расходы по операциям с активами;

·прочие расходы;

3) Поступление нефинансовых активов:

·увеличение стоимости основных средств;

·увеличение стоимости нематериальных активов;

·увеличение стоимости непроизведенных активов;

·увеличение стоимости материальных запасов;

4) Выбытие нефинансовых активов:

·уменьшение стоимости основных средств;

·уменьшение стоимости нематериальных активов;

·уменьшение стоимости непроизведенных активов;

·уменьшение стоимости материальных запасов;

5) Поступление финансовых активов:

·поступление на счета бюджетов;

·увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

·увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

·увеличение задолженности по бюджетным кредитам;

·увеличение стоимости иных финансовых активов;

6) Выбытие финансовых активов:

·выбытие со счетов бюджетов;

·уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

·уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

·уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;

·уменьшение стоимости иных финансовых активов;

·уменьшение прочей дебиторской задолженности;

7) Увеличение обязательств:

·увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

·увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;

·увеличение прочей кредиторской задолженности;

8) Уменьшение обязательств:

·уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

·уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу;

·уменьшение прочей кредиторской задолженности.

6. Финансово-бюджетный федерализм, межбюджетные отношения

Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

Бюджетный федерализм в Российской Федерации предполагает:

разделение налоговых полномочий и налоговой базы (утверждается Налоговым кодексом Российской Федерации),

возможность осуществления трансфертов для финансовой поддержки субъектов Российской Федерации,

дотации, субвенции, субсидии, целевую помощь бюджетам других уровней бюджетной системы,

взаимные расчеты между бюджетами различных уровней (межбюджетные ссуды, кредиты).

Российская система бюджетного федерализма включает:

четыре независимых уровня бюджетов,

налоговый федерализм как систему федеральных, региональных и местных налогов,

блок финансовых трансфертов, т.е. финансовой поддержки регионов,

блок федеральных программ по развитию регионов,

блок целевых бюджетных фондов,

блок дотаций, субвенций и субсидий,

блок взаимных расчетов.

Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в России не закончился. Решается ряд проблем:

) полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам;

) передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами;

) должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;

) следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.

С этой целью следует:

более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;

фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;

создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;

создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;

внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

Основу бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, заложенные в Конституции Российской Федерации.

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

млрд. рублей

Показатель2009 год2010 годДоходы, всего13 552,514 994,1%% к ВВП34,733,4Федеральный бюджет7 337,87 783,8Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ3 789,25 251,1 - в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов1 656,42 409,3Консолидированные бюджеты субъектов РФ5 923,65 832,0 - в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов4 437,54 665,1Территориальные фонды обязательного медицинского страхования479,1502,8 - в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов120,8135,9Расходы, всего16 330,617 575,7%% к ВВП41,839,1Федеральный бюджет9 660,110 212,4 - в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов6 386,76 290,3Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ3 587,25 000,7 - в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов3 478,64 897,5Консолидированные бюджеты субъектов РФ6 252,96 166,3 - в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов5 986,25 885,1Территориальные фонды обязательного медицинского страхования479,1502,8Дефицит (-) /профицит (+), всего-2 778,1-2 581,6%% к ВВП-7,1-5,7

Если говорить о ближайшем будущем, то оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2010-2013 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров региональных бюджетов в ближайшие годы.

Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010-2013 годах, млрд. рублей

Показатель2010 годТемп роста к 2009г. %2011 годТемп роста к 2010г. %2012 годТемп роста к 2011г. %2013 годТемп роста к 2012г. %Доходы, всего5 831,9986 157,71066 428,61046 963,0108в том числе: налоговые и неналоговые доходы4 665,01104 965,21065 438,91106 024,5111межбюджетные трансферты бюджетам других уровней 1 166,9791 192,5102989,783938,595Расходы, всего6 166,3996 502,61056 725,41037 070,8105Дефицит-334,4-344,9-296,8-107,8

В 2011 году поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации оценивается в сумме 4 965,2 млрд. рублей или с ростом на 6 % к оценке 2010 года, в 2012 году - в сумме 5 438,9 млрд. рублей (с ростом на 10 %), в 2013 году - в сумме 6 024,5 млрд. рублей (с ростом на 11 процентных пунктов).

Оценка объема расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации производилась на основе уточненных плановых назначений бюджетов субъектов Российской Федерации на 2010 год, с учетом увеличения в 2011 году страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов с 26,2% до 34,2%, предложений по индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в 2011 году темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений, а также ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения на уровень инфляции, на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждения - на индекс-дефлятор, сохранением прочих расходов на уровне 2010 года.

С учетом вышеуказанного, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оцениваются в 2011 году в сумме 6 502,6 млрд. рублей или с ростом к оценке 2010 года на 5%, в 2012 году - 6 725,4 млрд. рублей (или 103%), в 2013 году - 7 070,8 млрд. рублей (105 % к уровню 2012 года).

Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

7. Основные направления реформирования бюджетной политики в 2011-2013 годах

Несмотря на признаки восстановления экономики и стабилизации собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета, а финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует пристального внимания со стороны Российской Федерации и предопределяет необходимость наличия инструментов для их предупреждения или сглаживания их негативных последствий.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;

формирование устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;

совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В 2011 году объемы предоставляемых межбюджетных трансфертов будут увеличены по сравнению с уровнем 2010 года на 2,2%.

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации составят в 2011 году 521,0 млрд. рублей, что на 3,9% превышает уровень 2010 года. Прирост обеспечен за счет увеличения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые в 2011 году запланированы в объеме 114,3 млрд. рублей с приростом на 19,3 млрд. рублей или 20,3% к уровню 2010 года. Указанные дотации предусмотрены с целью обеспечения текущей сбалансированности региональных бюджетов при возникновении экстренных ситуаций с их исполнением, в том числе для частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в сумме 31,2 млрд. рублей, дотация бюджету Чеченской Республики в сумме 19,9 млрд. рублей, ассигнования на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в сумме 2,9 млрд. рублей. Кроме того, предусматривается нераспределенный резерв указанных дотаций, средства которого могут быть направлены на поддержку регионов, оказавшихся в объективно сложной ситуации с исполнением бюджета.

С 2012 года при предоставлении финансовой помощи регионам предполагается в большей степени сместить акцент на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, увеличив их объем, в том числе за счет отказа от предоставления субсидий текущего характера, прежде всего на софинансирование таких полномочий субъектов Российской Федерации, как выплата заработной платы некоторым категориям работников бюджетных учреждений и социальных пособий отдельным категориям граждан. Такой подход в большей степени отвечает требованиям выравнивания возможностей регионов по реализации конституционных прав граждан и исключает ситуацию, когда финансово самодостаточные регионы получают из федерального бюджета финансовую помощь на осуществление собственных полномочий.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации являются инструментом решения общегосударственных задач на региональном уровне и способствуют повышению эффективности использования бюджетных ресурсов. Однако, учитывая ограниченные возможности федерального бюджета, предусматривается сокращение перечня и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме, тем более что их количество является чрезмерным - 69 видов в 2010 году.

Необходим также в целом тщательный анализ эффективности и целесообразности предоставления всех субвенций из федерального бюджета.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году составят 244,5 млрд. рублей, что на 4,9% превышает уровень 2010 года, что связано, прежде всего, с индексацией социальных выплат.

Действующая система разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности осуществления соответствующих полномочий.

В целях укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов планируются изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые будут направлены на совершенствование порядка взимания федеральных, региональных и местных налогов, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а также отмене установленных федеральным законодательством льгот и изъятий из объектов налогообложения по региональным и местным налогам. Предполагаемые изменения налогового законодательства в этом направлении приведут к увеличению поступлений доходов от налога на имущество организаций и земельного налога в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

В целях финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2011 году дополнительно предусматриваются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 113,6 млрд. рублей.

Экономический кризис продемонстрировал зависимость доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации от динамики общеэкономической конъюнктуры.

В этой связи субъекты Российской Федерации должны формировать фонды финансовых резервов - Резервные фонды субъектов Российской Федерации. С целью стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к формированию таких фондов, субъектам Российской Федерации будет запрещено размещение бюджетных средств на банковские депозиты, за исключением средств Резервных фондов субъектов Российской Федерации.

Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

С этой целью необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на поддержку региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Поддержка вышеуказанных преобразований на региональном уровне будет способствовать повышению финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эффективности бюджетных расходов.

В рамках системы оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации необходима разработка и включение в бюджетное законодательство действенных мер воздействия к субъектам Российской Федерации, демонстрирующим ненадлежащее качество управления, а также меры поощрения к субъектам Российской Федерации, получающим высокую оценку.

В частности, субъектам Российской Федерации, демонстрирующим ненадлежащее качество управления, может быть предписана обязательная разработка программ повышения эффективности бюджетных расходов.

Кроме того, в целях повышения ответственности региональных властей за эффективное использование финансовой помощи, обеспечение безусловного и качественного выполнения закрепленных за ними обязательств предлагается заключение соглашений с субъектами Российской Федерации, предусматривающих меры по ненаращиванию кредиторской задолженности, ограничению необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация предложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений и качества управления региональными и местными бюджетами, обеспечению их сбалансированности.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;

формирование устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;

совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

И только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Список использованной литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2010 г.).

2.Конституция РФ.

.Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.

.Федеральный закон № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 2 декабря 2009г.

.Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. - 486 с.

.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.

.Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2002. - 340 с.

.Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов. - Петрозаводск, 2003. - 118 с.

.Куликов Н.И. Современная бюджетная система России: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 104 с.

.Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 135 с.

.Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: Учебно-практическое пособие. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2007. - 234 с.

.Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 550 с.

.Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.

.Электронные библиотеки России - Бесплатные полнотекстовые pdf-учебники студентам для рефератов: [Электронный документ]. - (http://www.gaudeamus. omskcity.com/PDF_library_humanitarian_4.html). Проверено 23.08.2010г.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!