принципы организации межбюджетных отношений;
содержание и структуру бюджетной классификации.
Методы исследования:
анализ литературы по данной теме;
изучение документов и материалов;
анализ и обобщение различных точек зрения по проблеме.
В качестве документальной базы данного исследования были выбраны различные работы авторов: Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник, Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: Учебно-практическое пособие, Куликов Н.И. Современная бюджетная система России: Учеб. пособие. и т.д.
Необходимым для исследования являлось и изучение законов: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2010 г.), Конституция РФ и др.
Материал работы представлен во введении, трех главах и заключении.
1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система
1.1 Сущность и функции бюджета
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т.е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.
Бюджет - это, в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ, форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.
Бюджет не только категория историческая, экономическая, но и политическая. Его возникновение и развитие связано с зарождением, формированием и развитием политического строя государства.
Бюджет - это и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.
По своей структуре, с одной стороны, бюджет - это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой - это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач:
перераспределения внутреннего валового продукта;
государственного регулирования и стимулирования экономики;
финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
стабилизации кредитно-денежной системы государства;
удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и т.д.;
регулирования экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;
разрешения вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
обеспечения международных и межгосударственных договорных обязательств;
контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т.д.
Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются:
распределительная функция бюджета;
перераспределительная функция ВВП;
регулирующая функция;
стимулирующая функция;
социальная функция;
функция планирования;
функция организации;
контрольная функция.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.
Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.
Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.
Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.
Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Функция планирования бюджетов предполагает:
определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;
разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.
Функция организации бюджетов предполагает:
определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;
определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.
Контрольная функция заключается в том, что бюджетный фонд - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджетный фонд может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
1.2 Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы её построения.
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Принципы бюджетной системы Российской Федерации закреплены в ст.28 Бюджетного Кодекса РФ. Ими являются:
.Единства бюджетной системы Российской Федерации;
2.Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
3.Самостоятельности бюджетов;
.Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
.Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
.Сбалансированности бюджета;
.Результативности и эффективности использования бюджетных средств;
.Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
.Прозрачности (открытости);
.Достоверности бюджета;
.Адресности и целевого характера бюджетных средств;
.Подведомственности расходов бюджетов;
.Единства кассы.
Принцип единства бюджетной системы предполагает:
·единство правовой базы;
·единство денежной системы;
·единство форм бюджетной классификации и документации;
·использование единых принципов и правил в бюджетном процессе;
·применение единых санкций за нарушение бюджетного законодательства;
·применение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;
·ведение бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней по единым стандартам, формам учета и отчетности.
Принцип разграничения доходов и расходов внутри бюджета и между уровнями бюджетной системы означает полное или частичное закрепление определенных законодательством видов источников доходов за соответствующими бюджетами, а равно внутри бюджетов и закрепление отдельных видов доходов за определенными статьями расходов. Кроме того, принцип подразумевает разграничение полномочий органов власти внутри одного бюджета и между бюджетами по формированию бюджетов, их исполнению и установлению контроля за расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
Принцип самостоятельности бюджетов различных уровней бюджетной системы предполагает:
бюджетная система классификация федерализм
право законодательных и исполнительных органов власти на своем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов формирования бюджета соответствующего уровня бюджетной системы;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих бюджетов;
право органов власти самостоятельно определять направления расходов бюджетных средств;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, или суммы превышения доходов над расходами, или сумм экономики по расходам бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
·субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
·средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
·добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
·расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
·расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
·отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
Принцип прозрачности (открытости) подразумевает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
обязательную открытость для граждан и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
понимание гражданами языка бюджета и его цифр, за которыми скрываются отношения органов власти к своему государству, обществу и гражданам.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
1.3 Бюджетная классификация
Согласно ст.18 Бюджетного Кодекса бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
·классификацию доходов бюджетов;
·классификацию расходов бюджетов;
·классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
·классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).
2. Классификация доходов бюджетов
Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного) в соответствии с признаком классификации по источникам их формирования, основана на законодательных актах РФ. Классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет (федеральный, региональный, местный), группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.
Согласно ст.20 Бюджетного Кодекса едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
) Налоговые и неналоговые доходы:
·налоги на прибыль, доходы;
·налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
·налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
·налоги на совокупный доход;
·налоги на имущество;
·налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
·государственная пошлина;
·задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
·страховые взносы на обязательное социальное страхование;
·доходы от внешнеэкономической деятельности;
·доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
·платежи при пользовании природными ресурсами;
·доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
·доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
·административные платежи и сборы;
·штрафы, санкции, возмещение ущерба;
·доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
·возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
·прочие неналоговые доходы;
2) Безвозмездные поступления:
·безвозмездные поступления от нерезидентов;
·безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
·безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
·безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
·безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
·прочие безвозмездные поступления.
3. Классификация расходов бюджета
Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного), отражающих направление финансовых средств из бюджетов на выполнение органами власти функций государства.
Согласно ст.21 Бюджетного Кодекса едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
) Общегосударственные вопросы:
·функционирование Президента Российской Федерации;
·функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
·функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;
·функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;
·судебная система;
·обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;
·обеспечение проведения выборов и референдумов;
·международные отношения и международное сотрудничество;
·государственный материальный резерв;
·фундаментальные исследования;
·обслуживание государственного и муниципального долга;
·резервные фонды;
·прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
2) Национальная оборона:
·Вооруженные Силы Российской Федерации;
·модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;
·мобилизационная и вневойсковая подготовка;
·мобилизационная подготовка экономики;
·подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
·ядерно-оружейный комплекс;
·реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;
·прикладные научные исследования в области национальной обороны;
·другие вопросы в области национальной обороны;
3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
·органы прокуратуры;
·органы внутренних дел;
·внутренние войска;
·органы юстиции;
·система исполнения наказаний;
·органы безопасности;
·органы пограничной службы;
·органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
·защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;
·обеспечение пожарной безопасности;
·миграционная политика;
·модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;
·прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
·другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
4) Национальная экономика:
·общеэкономические вопросы;
·топливно-энергетический комплекс;
·исследование и использование космического пространства;
·воспроизводство минерально-сырьевой базы;
·сельское хозяйство и рыболовство;
·водное хозяйство;
·лесное хозяйство;
·транспорт;
·дорожное хозяйство;
·связь и информатика;
·прикладные научные исследования в области национальной экономики;
·другие вопросы в области национальной экономики;
5) Жилищно-коммунальное хозяйство:
·жилищное хозяйство;
·коммунальное хозяйство;
·благоустройство;
·прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;
·другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;
6) Охрана окружающей среды:
·экологический контроль;
·сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
·охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
·прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
·другие вопросы в области охраны окружающей среды;
7) Образование:
·дошкольное образование;
·общее образование;
·