Тенденции и перспективы развития здравоохранении в Российской Федерации
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ГОУ
ВПО Уральский государственный экономический университет
ТЕНДЕНЦИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Контрольная
работа по дисциплине "Национальная экономика"
Исполнитель:
О.А. Габдрафикова
Студентка
группы: ЭТр-09
Научный
руководитель: д-р экон.
Наук,
профессор Е.Б. Дворядкина
Екатеринбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Здравоохранение: понятие и место в отраслевой структуре национальной экономики
.
Тенденции развития здравоохранения
.
Перспективы развития здравоохранения
Список
использованных источников
Приложение
1. Здравоохранения: понятие и место
в отраслевой структуре национальной экономики
Здравоохранение - отрасль деятельности
государства, целью которой является организация и обеспечение доступного
медицинского обслуживания населения. Представляет собой совокупность мер
политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского,
санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера,
направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья
каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление
ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.
Экономика здравоохранения не
может существовать в отрыве от родственных ей экономических наук и медицины.
Медицинская деятельность, осуществляемая в определенных
организационно-хозяйственных формах, дает экономике здравоохранения объект
исследования, воплощаемый в то, ради чего, собственно говоря, эта наука и
существует - в экономическую практику здравоохранения. У экономической теории
(общей экономики) экономика здравоохранения заимствует терминологию. Прикладные
экономические науки привлекаются в основном для экономических исследований здравоохранения
на микро-, а специальные - для исследований на макроуровне. Наконец, у
гуманитарных наук, прежде всего у философии, экономика здравоохранения
неизбежно воспринимает определенную идеологию, мировоззрение.
Выделение экономики
здравоохранения в область самостоятельных научных знаний состоялось лишь во
второй половине XX
века. Это произошло под влиянием ряда причин:
. Двадцатый век - это столетие
небывалого ранее увеличения объема и социально-экономической значимости сферы
услуг. И хотя медицина "стара как мир", но никогда ранее она не
формировалась в столь крупную отрасль народного хозяйства, притягивающую к себе
миллионы людей. А раз объект исследования столь быстро и значительно вырос, то
возрос, соответственно, и научный к нему интерес.
. Здравоохранение одновременно
заявило о себе как о необычайно ресурсоемкой отрасли, способной использовать
различные материальные, финансовые, трудовые и прочие ресурсы.
. В XX
веке здравоохранение стало рассматриваться как выгодная, экономически
целесообразная область приложения инвестиционных средств.
Таким образом, была
сформирована новая научная и учебная дисциплина - экономика здравоохранения.
В процессе перехода России к
рыночной экономике сформировалась новая отраслевая экономика здравоохранения.
Возникновение новой научной дисциплины - экономики здравоохранения обусловлено:
формированием здравоохранения
как крупнейшей отрасли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на
медицинские услуги;
- необходимостью рационального
планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых
средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;
- особым местом здравоохранения
в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;
повышением экономической
значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья
населения, что приносит огромный экономический эффект.
Цель экономики здравоохранения
- изучение экономических отношений, хозяйственных (производственных) контактов,
складывающихся между людьми в процессе обеспечения медицинской деятельности.
Здравоохранение, являясь
сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного
хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа -
сохранение и улучшению здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной
лечебно-профилактической помощи.
Здоровье сегодня стало
социально значимым феноменом, по уровню и состоянию которого принято судить о
степени развитости и благополучия общества. Негативные тенденции и показатели общественного
здоровья - это серьезная социально-политическая проблема, требующая усилий
всего общества.
Здоровье населения складывается
из здоровья каждого индивида общества. Состояние же здоровья отдельного
человека определяет его способность обеспечивать собственное благополучие и
реализацию потребностей низшего и высшего порядка и, тем самым. Благополучия
общества в целом.
2. Тенденции развития
здравоохранения
Современные тенденции развития отрасли дают все
основания полагать, что в Российской Федерации может быть сформирована такая
система здравоохранения, которая сможет быстро осваивать новейшие медицинские
технологии, быть самодостаточной как система, экономически эффективной и самое
главное - способной укреплять и восстанавливать здоровье россиян.
Развитие здравоохранения на глобальном уровне
характеризуется определенными тенденциями, общими для многих стран мира, и
своеобразной динамикой своего продвижения.
В последнее десятилетие в здравоохранении
отмечается значительное возрастание роли современных биотехнологий. Более
высокий приоритет отдается организации внебольничных служб, обеспечивающих
доступность медицинской помощи широким слоям населения. Проблемы подготовки
медицинских кадров приобрели особую значимость в связи с необходимостью
повышать качество медицинского обслуживания, особенно на поликлиническом
уровне.
Как и прежде, сохраняется актуальность
целенаправленных профилактических подходов: борьба с курением, контроль
артериального давления, органный скрининг.
Демографический кризис - ключевая проблема
социально-экономического развития России. Аналогичные ситуации наблюдаются и в
ряде развитых стран. Суммарный коэффициент рождаемости в РФ составляет 1,32, в
странах Евросоюза - в среднем 1,5, однако для простого воспроизводства
населения необходим уровень 2,14. Качество репродуктивного здоровья населения
нашей страны остается на довольно низком уровне.
Сокращение численности населения,
начавшееся в 1992 году, продолжается.
Таблица 1
Численность постоянного населения
РФ
|
Годы
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Российская Федерация (человек)
|
142753551
|
142220968
|
142008838
|
141903979
|
141800000
|
По оценке, численность постоянного населения
Российской Федерации на 1 ноября 2010 года составила 141,8 млн. человек и с
начала года уменьшилась на 82,4 тыс. человек, или на 0,06 % ( на
соответствующую дату предыдущего года наблюдалось увеличение численности
населения на 12,0 тыс. человек, или на 0,008%).
Современная
история Российской Федерации убедительно показывает, что снижение
государственной поддержки здравоохранения и ухудшение качества жизни населения
приводят к значительному уменьшению средней продолжительности жизни.
Расходы федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ на финансирование здравоохранения составляют от 2,9% до 3,1%
валового внутреннего продукта.
Нуждаются в совершенствовании государственные
гарантии бесплатной медицинской помощи. Финансирование здравоохранения
существенно отстает от потребностей.
Сохраняется фрагментация системы
здравоохранения, как и сферы социальной защиты в целом, в том числе по уровню
платежеспособности потребителей. Межведомственное взаимодействие
здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и других ведомств
недостаточное. Велики различия в обеспечении ресурсами здравоохранения между
административными территориями страны. Муниципалитетам не хватает опыта и
ресурсов для организации полноценной медицинской помощи в соответствии с
законодательством.
Достигнутый уровень платности услуг и товаров
здравоохранения не соответствует накопленным потребностям, культуре и платежеспособности
значительной части населения. Это приводит к случаям позднего обращения,
ухудшению исходов заболевания, росту социальных расходов, снижению уровня жизни
граждан, ВВП.
В последние 16 лет заболеваемость
населения Российской Федерации постоянно растет, что связано, с одной стороны,
с ростом доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью
заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой стороны, с
неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний.
В России существуют четыре
основные фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень
холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в
структуре общей смертности составляет 87,5%, а в количестве лет жизни с утратой
трудоспособности - 58,5%. При этом на первом месте по влиянию на количество лет
жизни с утратой трудоспособности (16,5%) стоит злоупотребление алкоголем.
Таблица 2
Заболеваемость населения по
основным классам болезней в 2000-2009 гг.
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
|
Всего,
тыс. человек
|
Все
болезни
|
108842
|
109571
|
109590
|
113877
|
Основная часть населения не удовлетворена
системой здравоохранения по данным социологических опросов.
Рисунок 1 Оценка населения качества системы
здравоохранения
В настоящее время наблюдается возрастание
значимости первичных служб здравоохранения на глобальном уровне. В рамках новой
программной деятельности ВОЗ проблемы первичной медико-санитарной помощи
(ПМСП), повышение доступности и качества медицинской помощи вновь приобрели
высокий приоритет.
Несмотря на развитую сеть
амбулаторно-поликлинических учреждений, существующая система первичной
медико-санитарной помощи не способна удовлетворить потребности населения страны
и современного общества.
Службы, оказывающие первичную медико-санитарную
помощь, остаются функционально перегруженными и малоэффективными.
Несовершенства в работе
амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, в частности, отсутствие
системы патронажа и неэффективное наблюдение за больными с хронической
патологией привели к тому, что скорая медицинская помощь является самым
распространенным видом оказания в не госпитальной медицинской помощи населению
страны, взяв на себя часть функций амбулаторно-поликлинического звена.
Парадигма реформирования здравоохранения
нуждается в обновлении, регулировании со стороны государства. Имеются резервы в
сфере управления и финансирования здравоохранения. Преобразование
инфраструктуры здравоохранения должно в большей степени способствовать
совершенствованию обеспечения государственных гарантий, учитывать потребности
национальной экономики, особенности различных групп населения, регионов,
миграционные потоки.
Не преодолены искажения статистического учета и
отчетности, нарушения законодательства и этических норм, сформировался
значительный теневой сектор здравоохранения, в целом носящий коррупционный
характер.
Обеспечение фармацевтическими препаратами и
медицинскими товарами нуждается в оптимизации. Не получила должного развития
отечественная фармацевтическая и медицинская промышленность. Серьезной
проблемой остается обращение фальсифицированных, недоброкачественных,
контрафактных лекарственных средств. Налицо новые угрозы
санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Не обеспечено полноценное участие частного
бизнеса и гражданского общества, профессионального сообщества в
совершенствовании здравоохранения. Крайне низка инвестиционная
привлекательность здравоохранения.
Сдерживается развитие современного, создаваемого
и управляемого государством, конкурентного рынка товаров и услуг
здравоохранения, основными принципами которого являются информирование и защита
интересов потребителя, свобода выбора поставщика товаров и услуг, повышение
роли потребителя и ответственности поставщика.
На базе накопленного опыта необходимо более
полно использовать имеющиеся ресурсы, добиться конструктивного сочетания
преимуществ государственного, страхового и частного подходов к обеспечению
населения медицинской помощью, с учетом отечественных традиций и передовых
мировых достижений.
. Перспективы развития
здравоохранения
В целях обеспечения устойчивого
социально-экономического развития Российской Федерации была разработана
Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.
Концепция развития здравоохранения в Российской
Федерации до 2020 года представляет собой анализ состояния здравоохранения в
Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования
на основе применения системного подхода.
Целями развития здравоохранения являются:
прекращение к 2011 году убыли населения
Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;
Рисунок 2. Изменение численности населения к
2020 году
увеличение ожидаемой продолжительности жизни
населения до 75 лет;
снижение общего коэффициента смертности до 10
(то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);
снижение показателя младенческой смертности до
7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.);
снижение показателя материнской смертности на
100 000 родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.);
формирование здорового образа жизни населения, в
том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение
потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;
повышение качества и доступности медицинской
помощи, гарантированной населению Российской Федерации.
Задачами развития здравоохранения
являются:
создание условий, возможностей и мотивации
населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;
переход на современную систему организации
медицинской помощи;
конкретизация государственных гарантий оказания
гражданам бесплатной медицинской помощи;
создание эффективной модели управления
финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
улучшение лекарственного обеспечения граждан в
амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
повышение квалификации медицинских работников и
создание системы мотивации их к качественному труду;
развитие медицинской науки и инноваций в
здравоохранении;
информатизация здравоохранения.
Для достижения этих целей и задач разработаны
ряд мероприятий.
Одним из приоритетов государственной политики должны
являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования
здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Формирование здорового образа жизни:
совершенствование медико-гигиенического
образования и воспитания;
создание эффективной системы мер по борьбе с
вредными привычками;
обеспечение здорового питания;
развитие массовой физкультуры и спорта;
снижение риска воздействия неблагоприятных
факторов внешней среды;
массовая профилактика факторов риска неинфекционных
заболеваний.
Рисунок 3. Направления по совершенствованию
системы здравоохранения
экономика здравоохранение российский
медицина
Гарантированное обеспечение населений
качественной медицинской помощью:
конкретизация государственных гарантий оказания
бесплатной медицинской помощи;
стандартизация медицинской помощи;
организация медицинской помощи;
обеспечение лекарственными средствами;
осуществление единой кадровой политики;
инновационное развитие здравоохранения;
информатизация здравоохранения;
модернизация системы финансового обеспечения
оказания медицинской помощи;
законодательное и нормативно-правовое
обеспечение.
Основные этапы и ожидаемые результаты реализации
Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года.
Реализация Концепции будет происходить поэтапно:
На первом этапе (2009-2015) будет
осуществлена конкретизация государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, произведен переход на
преимущественно одноканальную модель финансирования медицинской помощи через
систему обязательного медицинского страхования, осуществлена разработка
стандартов и порядков оказания медицинской помощи, начато внедрение
информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам.
В рамках первого этапа реализации
Концепции также будут осуществлены подготовительные мероприятия для
последующего перехода на новую систему организации медицинской помощи, включая
создание системы контроля качества медицинской помощи с ее последующей
интеграцией в систему управления качеством, проведена модернизация
материально-технической базы учреждений здравоохранения, сформирована и начнет
реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой
кадровой политике, а также будут определены приоритеты для инновационного
развития здравоохранения, сформированы межведомственные целевые научные
программы по разработке и внедрению новых высокоэффективных технологий
профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний и
патологических состояний.
На втором этапе реализации Концепции (2016-2020)
предполагаются поэтапный переход к саморегулируемой системе организации
медицинской помощи на основе созданных инфраструктуры и кадрового ресурса
здравоохранения и информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых
технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития
здравоохранения, включение высокотехнологичной и скорой медицинской помощи в
систему обязательного медицинского страхования, интеграция бюджетных инвестиций
в тарифы на медицинскую помощь, создание системы лекарственного обеспечения
граждан в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского
страхования.
В целом, реализация всех направлений Концепции
обеспечит к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской
Федерации, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать
доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и
подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая
будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской
Федерации в долгосрочной перспективе.
Список используемой литературы
1.
Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (в
ред. от 20.08.2010 № 650)// www.minzdravsoc.ru
<#"533864.files/image004.gif">