Использование маркетинговых исследований для разработки конкурентоспособности ОАО 'СТАНКОГОМЕЛЬ'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    54,62 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование маркетинговых исследований для разработки конкурентоспособности ОАО 'СТАНКОГОМЕЛЬ'
















Использование маркетинговых исследований для разработки конкурентоспособности ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Системный подход к менеджменту качества

.1 Основы теории систем

.2 Системный подход

.3 Системный анализ

. Анализ производственно-экономической деятельности и системы конкурентоспособности товаров ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»

.1 Анализ производственно-экономических показателей предприятия

.2 Анализ системы конкурентоспособности

. Разработка системы конкурентоспособности

.1 Структура системы конкурентоспособности

.2 Экономическое обоснование мероприятий

Заключение

Список использованных источников

1. CИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА

Реализация принципа системного подхода к менеджменту, как и принципа процессного подхода в условиях мирового финансово-экономического кризиса требует переосмысления существующих подходов. В связи с указанным рассмотрим концепцию системного подхода по трём уровням: первый уровень - “Основы теории систем”, второй - “Системный подход” и третий - “Системный анализ”. Первый уровень. Данный уровень предусматривает рассмотрение основ теорий и классификацию систем.

1.1 Основы теории систем

Ретроспективный обзор термина «система» свидетельствует, что он прошел, как минимум, три этапа развития. Это связано с осознанием достаточного количества входящих в него структурно-логических компонентов на каждом этапе эволюции восприятия окружающего мира человеком. Первый этап относят к периоду зарождения эллинской философии, т. е. IV в. до н. э. Тогда систему определили всего лишь как «совокупность элементов». Не многим позже была осознана необходимость связей между элементами. Но и такой подход недостаточен для обозначения системы, а может описать только ее структуру. Что же необходимо для минимально достаточного определения системы? Ответ подсказало развитие менеджмента в конце XIX в.: этим третьим структурно-логическим компонентом является цель (цели). Таким образом, можно дать следующее определение системе и всем ее составляющим: «Система - ограниченное множество определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, созданное для достижения поставленной цели (целей)».

В МС ИСО 9000:2000 (п. 3.2.1) системой называется «...совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов». О цели ни слова! Но уже в п. 3.2.2 определение термина «система менеджмента» содержит понятие цели: «...система для разработки политики и целей и достижения этих целей». Необходимо четко уяснить следующее. Если «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов» не имеет цели, то это еще не система, а структура, т. е. просто сумма элементов. Элемент - условно неделимая часть системы при определенном уровне ее детализации.

Связи - каналы циркуляции потоков (материальных, финансовых, информационных); объединяют элементы в структуру и пр. Многообразие понятий связей объясняется многообразием реализации концепции процессного подхода.

Связи поддаются классификации по признаку характера. Их можно разделить минимум на три группы: функциональные, парные и причинно-следственные.

) Самыми распространенными функциональными являются физические связи. Они, в свою очередь, делятся на: 1.1) механические (разъемные: резьбовые, шлицевые, шплинтовые и проч.; неразъемные: сварные, клепаные, паяные и пр.), 1.2) электрические, 1.3) магнитные и т. д. Кроме физических связей, существуют химические, социальные, политические, экономические и прочие связи, в зависимости от рассматриваемых систем.

) Парные связи: прямые и обратные, гибкие и жесткие, положительные и отрицательные.

) Самыми сложными (особенно для социально-экономических систем: предприятий, организаций, учреждений (субъектов хозяйственной деятельности)), на наш взгляд, являются причинно-следственные связи, так как мы часто путаем причины со следствиями и с упорством, достойным лучшего применения, боремся со следствиями, а не с причинами.

Определение цели как «конечного состояния системы на определенном этапе ее жизненного цикла» подчеркивает возможность и необходимость изменения целей всех социальных и социально-экономических систем (вплоть до каждого человека) в период их существования.

Достаточно важным понятием, не входящим в предложенное определение системы, является понятие подсистемы. Ее можно определить как «совокупность элементов, объединенных локальной целью». Для пояснения важности подсистем и их локальных целей можно воспользоваться в качестве примера русской народной сказкой о лисичке, которая бегала в деревню воровать кур. В очередной раз, когда лисичка чудом спаслась от гнавшихся за ней собак, она, прибежав в нору, начала опрашивать свои «подсистемы»; как они помогали ей? Ушки слушали, где лают собаки, носик вел по следу, ножки бежали быстро, глазки смотрели, чтобы ножки не споткнулись, хвостик волочился по земле и цеплялся за кустики. Такие действия хвостика были расценены как противодействующие действиям всех остальных подсистем, и лисичка решила его наказать и отдать собакам. К чему это привело, мы все помним. Но, наверное, мать-природа не случайно наградила лисичку хвостиком, и специалисты-биологи объяснят нам его истинное назначение.

Для закрепления этого материала целесообразно выполнить домашнее задание, которое заключается в описании любого объекта как системы. Для этого необходимо перечислить в объекте все элементы, указать существующие связи по предложенному принципу классификации, сформулировать цель.

Классификация систем

Следующим по важности компонентом общей теории систем является классификация систем. Из значительного количества признаков классификации наибольшее распространение получили следующие.

По происхождению:

· естественные (созданные природой);

· искусственные (созданные человеком).

По связи с внешней средой:

· открытые (имеют вход и выход);

· закрытые (не имеют входа и (или) выхода (не существуют, так как нарушается закон сохранения энергии)).

По сложности (деление условное, зависит от количества входящих элементов, характера связей, количества и характера целей);

· простые;

· сложные.

По изменению во времени:

· динамические (изменяются во времени);

· статические (не изменяются во времени (не существуют, так как еще древние отметили, что «все течет, все изменяется)).

По характеру выдачи сигнала во времени:

· постоянные (выдача сигнала непрерывно во времени);

· периодические (выдача сигнала через равные промежутки времени);

· апериодические, или дискретные (через разные промежутки времени (выдача сигнала по необходимости)).

По длительности жизни (деление условное, зависит от уровня сравнения):

· кратко живущие;

· средне живущие;

· долго живущие.

По зависимости выхода от входа:

· детерминированные (зависимость по установленному правилу (закону));

· стохастические (с нарушенной зависимостью по установленному правилу (закону)).

После изучения этого материала с целью его закрепления предлагается выполнить вторую часть домашнего задания и отнести выбранную систему к одному из классов по каждому из признаков. Второй уровень. Этот уровень предусматривает рассмотрение непосредственно сущности и принципов системного подхода

1.2 Системный подход

Системный подход - это концепция, определяющая необходимость и возможность рассмотрения любых объектов и процессов как систем.

После того как мы определились с понятием системы на уровне объекта, целесообразно обратиться к изучению концепции как процесса, например рассмотрением доступного (известного) всем образовательного процесса.

Для этого в первую очередь формулируем требования к выходу. Они даны в образовательных стандартах, где устанавливаются требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по соответствующей специальности. На выходе должны получить требуемую квалификацию выпускника.

Во вторую очередь, планируем, организовываем, контролируем, анализируем и регулируем образовательный процесс. Он состоит из большого количества основных и вспомогательных подпроцессов, каждый из которых имеет свою цель. Эти цели не должны вступать в противоречие друг с другом.

После этого формулируем требования к входу. Они даны в положении по проведению аттестации абитуриентов. Уровень их подготовки должен соответствовать вышеописанным элементам процесса.

Принципы системного подхода

Неполный, но достаточный для усвоения сущности рассматриваемого материала перечень принципов системного подхода, включает в себя следующие принципы: целеобусловленности, относительности, управляемости, связности, моделируемости.

Принцип целеобусловленности определяет первичность цели, т.е. любая система создается для достижения поставленной цели (целей).

Принцип относительности заключается в том, что любая система состоит из подсистем и элементов и одновременно является подсистемой или элементом более крупной системы (надсистемы).

Принцип управляемости определяет наличие в системе субъектов и объектов управления и связей между ними.

Принцип связности определяет наличие в системе как внутренних, так и внешних связей.

Принцип моделируемости определяет возможность и необходимость изучения сложных систем с помощью моделей и экспериментов не с системами, а с их моделями. Наиболее распространенными являются имитационные модели на базе ЭВМ и программного обеспечения.

Это неполный, но достаточный перечень принципов системного подхода. В литературе приводятся и другие принципы, однако часто их определения слишком сложны для восприятия. Третий уровень. Данный уровень предусматривает рассмотрение сущности системного анализа, классификацию моделей и характеристику свойств системы.

1.3 Системный анализ

Системный анализ - совокупность методологических свойств по разработке и обоснованию управленческих решений по сложным проблемам любого характера - применяется в условиях неопределенности, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Методы системного анализа направлены на выдвижение достаточного количества альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по основным критериям: эффективности, оптимальности, результативности и определяющим факторам. В результате принимается оптимальное решение для конкретной ситуации. При изменении ситуации могут изменяться значимость некоторых факторов и критерии вариантов, что заставит выбрать другой вариант. Важно, чтобы этих вариантов было достаточно и была возможность выбора. Чрезмерное количество вариантов тоже отрицательно сказывается на результате.

Системный анализ относится к программно-целевым и ситуационным методам управления и является частью понятия «исследование операций». Он определяет методологию, общий научный подход, которым необходимо руководствоваться при изучении системы.

Классификация моделей

По полноте подобия моделируемому объекту различают следующие модели:

1) Изоморфные (полные) модели - содержат все характеристики объектов, и по этим моделям можно точно предсказать поведение объекта. К сожалению, работать с данными моделями очень тяжело.

2)    Гомоморфные - содержат часть характеристик объекта и некоторые их элементы не моделируются.

- Материальные - воспроизводят основные геометрические, физические и функциональные характеристики объекта (макеты, схемы, структуры и т. п.).

Абстрактные.

- Символические.

Языковые (одно слово - одно понятие).

Знаковые (один знак - одно понятие).

Математические.

- Аналитические - используют теоретические формулы и дают точные решения поэтапно:

описание объекта с помощью формулы;

решение формулы;

сопоставление результата с практикой.

Имитационные - самые распространенные, так как учитывают случайность многих факторов и высокую степень неопределенности. На ПЭВМ осуществляется прогон программы с заданными параметрами, меняя которые можно многократно прогонять программы до получения удовлетворительного результата, не разбираясь, что именно меняется в модели. Для сокращения количества прогонов программы желательно отслеживать, что меняется в модели. Примером таких программ-моделей в образовании являются программы по составлению расписания занятий.

Свойства систем

Из всего многообразия свойств систем ниже остановимся на тех, которые характерны в первую очередь для социально-экономических систем. К ним относятся: первичность целого, неаддитивность, сложность, устойчивость, совместимость, открытость,степень самостоятельности, взаимозависимость, эмерджентность, приоритет интересов систем высшего уровня, мультипликативность, инерционность, синергичность, непрерывность деятельности, адаптивность.

Первичность целого - любой элемент или подсистема - существует только в силу существования целого, т. е. системы. Исходя из этого свойства, примат целей личности перед Целями системы не является оптимальным. Он противоречит науке и логике. Его проповедование и реализация приводят к разрушению системы, что и подтвердил факт распада СССР. Русь смогла победить в противостоянии с Ордой, лишь объединившись в единое могучее государство, подчинив локальные цели удельных князей единой цели всей Руси, т.е. всего общества. Подтверждение этого свойства можно найти в истории любого государства.

Неаддитивность системы - определяет разницу между свойствами системы и суммой свойств элементов этой же системы, если они не взаимодействуют определенным образом. Определяет разницу между коллективом и командой. Люди одни и те же, а результаты разные. Реализацию этого свойства легко увидеть в командном спорте (например, достижения сборной команды РБ по хоккею). Руководители социально-экономических систем должны взять это свойство на вооружение.

Системный подход

Сложность системы - определяет число уровней иерархии управления системой. В теории надежности технических систем Японии, СССР и многих других стран превалировал тезис «чем проще, тем надежнее». Не думаю, что для социально-экономических систем он недействителен.

Устойчивость системы характеризуется перечнем параметров и их значений, способных вывести систему из равновесия.

Совместимость системы - степень взаимодействия системы и внешней среды.

Открытость системы - интенсивность обмена ресурсами системы и внешней среды.

Степень самостоятельности системы - число связей системы и внешней среды, а среднем на один элемент или параметр системы - система формируется и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с внешней средой.

Эмерджентность системы - цели элементов и подсистем не всегда совпадают с целями системы.

Приоритет интересов систем высшего уровня - сначала выполняются цели системы, а лишь потом цели подсистем и элементов.

Мультипликативность системы - результаты проявления некоторых свойств системы определяются не сложением, а умножением значений данных свойств элементов и подсистем.

Инерционность системы - характеризует скорость изменения выхода в ответ на изменения входа. Наши отечественные социально-экономические системы обладают очень высокой инерционностью. Для того чтобы изменился выход, должны произойти катастрофические события: должен грянуть гром, рак на горе свистнуть... Работать на опережение и по принципу постоянного улучшения научились единичные предприятия. Основная масса реализует управление реагирования на свершившийся факт, т. е. оперативное управление. Тактическое, и тем более стратегическое, управление для них - тайна за семью печатями.

Синергичность системы - эффективность функционирования системы больше простой суммы эффективностей функционирования элементов и подсистем.

Непрерывность деятельности системы - система существует, пока она функционирует.

Адаптивность системы - способность системы нормально функционировать при изменении параметров внешней среды.

Конечно приведенная информация по вопросам общей теории систем является минимально необходимой для осмысления системного подхода к менеджменту. Определение этого принципа, данное в МС ИСО 9000:2000, является важным для понимания значимости процессного подхода, но недостаточным для осознания других сторон системности. Можно добавить, что результативность и эффективность организации могут быть достигнуты только при системном выполнении всех восьми принципов СМК. Реализация отдельных принципов не даст ожидаемого результата. На наш взгляд, это основная причина разочарования при внедрении СМК. На самом деле исполнителям-специалистам не хватает элементарных базовых знаний, а реализовать принцип «обучение через всю жизнь» они не хотят.

2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»

.1 Анализ производственно-экономических показателей предприятия

Республиканское унитарное предприятие ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» является одним из старейших предприятий Гомельской области и в станкостроительной промышленности. Его основание относится к 1885 году. За эти годы завод прошел путь от небольшого металлозавода до станкостроительного предприятия, производящего сложное оборудование - металлорежущие станки с числовым программным управлением.

В 30-х гг. ХХ века завод освоил серийное производство паровых насосов, а чуть позже был переоснащен под производство машиностроительной продукции, превратившись в 1934 г. в станкостроительный завод. Заводом было освоено около 200 моделей специальных станков для различных отраслей промышленности. Завод активно экспортировал свою продукцию в 58 стран мира, в том числе в США, Австралию, страны Западной Европы, Азии, Латинской Америки.

В настоящее время завод производит обрабатывающие центры с числовым программным управлением, долбежные, универсальные консольно-фрезерные станки (по технической документации немецкой фирмы «Хеккерт»), гамму специальных станков, включающих абразивно-отрезные, отрезные станки, а также - товары народного потребления (стиральные малогабаритные машины).

Удельный вес продукции подотрасли в общем объеме изделий предприятий Минпрома равен около 4 %. Ее номенклатура - это 350 типоразмеров металлорежущих станков, 60 деревообрабатывающих и 45 типоразмеров кузнечно-прессовых машин.

Стратегия развития предприятия на перспективу основывается на маркетинговой ориентации производства. Основными рынками сбыта являются: Россия, Германия, Украина, Республика Беларусь. В качестве перспективных рынков сбыта рассматриваются: Израиль, Иран, Турция, Австралия, страны Балтии, США, Вьетнам. Основная задача предприятия - обеспечить устойчивое положение на рынках сбыта. Приоритетным направлением развития предприятия должно стать увеличение производства станков с числовым программным управлением (не менее 50 % в общем объеме производства).

В таблице 2.1 представлены показатели деятельности ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» за 2007 - 2009 гг.

Анализируя данные таблицы 2.1, можно сделать вывод, что выпуск товарной продукции с 2007 года по 2009 год в действующих и сопоставимых ценах снизился. В 2008 году по сравнению с 2007 годом объем товарной продукции увеличился в действующих ценах на 4849,0 млн руб. или 16,0 %, в сопоставимых ценах - на 2406,0 млн руб. или 7,4 %.

 

Таблица 2.1 Показатели деятельности ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» за 2007 - 2009 гг.

Показатели

ед. изм.

2007 г.

2008 г.

2009г.

Изменение

Темпы роста,






(+,-)

%






2008 г от 2007 г

2009г. от 2008 г

2008г. к 2007 г

2009г. к 2008 г

А

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Выпуск товарной продукции:

 Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

1.1. В действующих ценах

млнруб.

30306,0

35155,0

27531,0

4849,0

-7624,0

116

78,3

1.2. В сопоставимых ценах

млнруб.

32560,0

34966,0

26762,0

2406,0

-8204,0

107,4

76,5

2. Выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг):

млнруб.

27990,0

37436,0

22381,0

9446,0

-15055,0

133,7

59,7

3. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг):

млнруб.

25215,0

32805,0

19997,0

7590,0

-12808,0

130,1

60,9

4. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг):

 Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

4.1. В сумме, млн руб.

 млнруб.

2733,0

4312,0

2236,0

1579,0

-2076

157,8

51,8

 

4.2. В процентах к выручке от реализации (рентабельность продаж)

%

9,8

11,5

9,9

1,7

-1,6

117,3

86,0

 

5. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

млнруб.

-541,0

-2521,0

-506,0

-1980,0

-2015

466

20

 

6. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

млнруб.

-793,0

-87

-705,0

706,0

-618,0

11

-

 

7. Прибыль (убыток) за отчетный период

 млнруб.

1399,0

1704,0

1025,0

305,0

-679,0

121,8

60,1

 

8. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли

 млнруб.

699,0

917,0

939,0

218,0

-22

131,2

2,3

 

9. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

 млнруб.

723,0

785,0

223,0

62,0

-562

108,6

28,4

 

10. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

млнруб.

34469,0

34561,0

34623,0

92,0

62,0

100,3

0,1

 

11. Фондоотдача (стр. 1.1: стр. 10 табл. 2.1)

руб.

1,03

1,2

1,3

0,2

0,1

116,5

108,3

 

12. Среднесписочная численность работников

чел.

1384,0

1392,0

1394,0

8,0

2,0

100,6

100,1

 

13. Производительность труда (стр. 1.2: стр. 12 табл.2.1)

 млнруб.

21,3

25,1

27,5

3,8

2,4

117,8

109,5

 

14. Средняя заработная плата на 1 работника

тыс.руб.

546,6,0

855,4

932,5

308,8

77,1

156,5

109

 


В 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение объемов выпуска товарной продукции в действующих ценах на 7624,0 млн. руб. или на 78,3%, в сопоставимых ценах - на 8204 млн руб. или 76,5 %. Снижение объемов производства связано с мировым финансовым кризисом, который непосредственно отразился на всех предприятиях РБ, а также на предприятиях всего мира.

Наблюдается увеличение выручки от реализации в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 9446,0 млн руб. или 33,7 %, но в 2009 году по сравнению с 2008 годом - наблюдается снижение на 15055,0 млн руб. или на 59,7 %.

Опираясь на данные таблицы 2.1 можно сделать вывод, что себестоимость реализованной продукции возросла в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 7590 млн руб. или на 30,1 %, в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение в размере 12808 млн руб. или 60,9 %.

Прибыль от реализации продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 1579 млн руб. или 57,8 %, рентабельность продаж соответственно увеличилась на 17,3 %. В 2009году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 2076 млн руб. или 51,8 %, рентабельность продаж соответственно снизилась на 0,86 %. На протяжении 2007 - 2009 гг. в организации наблюдается наличие убытка от операционных доходов и расходов и убытка от внереализационных доходов и расходов, что негативно сказывается на величине прибыли за отчетный период. Прибыль за отчетный период в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 305 млн руб. или на 21,8 %. В 2009 году по сравнению с 2008 годом прибыль за отчетный период снизилась на 679 млн руб. или 60,1 %

В период с 2007 по 2009 год наблюдается увеличение среднесписочной численности работников с 1384 до 1394 человек, производительность труда увеличилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом - с 21,3 до 25,1 млн руб., т. е. на 3,8 млн руб. или на 17,8 %. В 2009 году по сравнению с 2008 годом - с 25,1 до 27,5 млн руб., т.е. на 2,4 млн руб. или на 9,5%.

.2 Анализ системы конкурентоспособности

На предприятии конкурентоспособность обеспечивается системой качества, реализующей концепцию всеобщего управления качеством (ВУК).

ВУК - концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней при рациональном использовании технических возможностей. В первую очередь, это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации. Концепция ВУК обеспечивает более полную удовлетворённость потребителей, т. к. позволяет осуществлять следующие компоненты (процессы):

) контроль в процессе разработки новой продукции;

) оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов;

) входной контроль материалов;

) контроль готовой продукции;

) оценку качества продукции;

) оценку качества производственного процесса;

) контроль качества продукции и производственного процесса;

) анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции);

) использование информации о качестве продукции;

) контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;

) обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;

) гарантийное обслуживание;

) координацию работ в области качества;

) совместную работу по качеству с поставщиками;

) использование цикла РВСА (р1ап-йо-спеск-асйоп);

) работу кружков качества;

) управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия и благополучия

) работу в области качества по методу межфункционального управления;

) участие в национальных кампаниях по качеству;

) выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности);

) участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы);

) проведение мер по формированию культуры качества;

) подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;

) возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

Всеобщее управление качеством - это технология руководства процессом повышения качества, а, следовательно и конкурентоспособности. Она состоит из трех частей: базовой системы; системы технического обеспечения; системы совершенствования и развития ВУК:

Базовая система - это средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля. Система технического обеспечения - это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Система совершенствования и развития принципов и содержания ВУК предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и условиям рынка.

Целью всеобщего управления качеством является достижение более высокого качества продукции и услуг. Повышение уровней качества достигается за чет соответствия: 1) стандарту; 2) использованию; 3) фактическим требованиям рынка; 4) скрытым потребностям.

) Первый уровень - «соответствие стандарту». Качество продукции оценивается как соответствующее или несоответствующее требованиям стандарта. Необходимо выяснить требования, утвердить стандарт, а также инструкции и процедуры проверки качества продукции. Инструментами при этом служат статистический контроль качества и организационная структура производства. Недостатками этой концепции являются необходимость проведения обязательного контроля качества и отсутствие учета требований потребителей (рынка).

) Второй уровень - «соответствие использованию». Продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требованиям. Тогда она будет пользоваться спросом на рынке. Из-за незнания возможного использования продукции одна из фирм Японии получила много рекламаций на свою новую стиральную машину, которую жители сельской местности использовали для мытья картофеля вместо стирки белья. Чтобы соответствовать всем вариантам использования продукции, о ее качестве должны заботиться не только производственные подразделения фирмы, но и службы маркетинга, исследований и разработок, планирования, контроля качества, сбыта и сервиса. Все подразделения должны функционировать как единое целое. Но при этом требуется учитывать, что более высокое качество приводит к более высоким затратам, а значит и к повышению цены на продукцию.

) Третий уровень - «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеале это означает высокое качество при низкой цене. Но для достижения таких результатов необходимо изменить всю систему работы. Единственным путем достижения низкой стоимости при высоком качестве является бездефектное производство. А это, прежде всего, зависит от сознательности рабочих и их постоянных усилий по обеспечению качества. Продукцию производит не инженер, не управленец, а рабочий. Поэтому все рабочие должны постоянно определять дефекты или ошибки и сами их исправлять. Качество создается не инспекцией или высококачественным оборудованием, а скорее постоянным стремлением к повышению качества со стороны рабочих, занятых в процессе производства. Если подобное быстрое исправление ошибок и стремление к улучшению качества организованы на каждой (ступени производства, то дефекты или отходы, а также переделки сведутся к минимуму. Это и есть «контроль процесса», в котором участвует персонал фирмы.

) Четвертый уровень - «соответствие скрытым потребностям». В индустриально развитых странах рынок наводнен продукцией, которая мало отличается по уровню качества и удовлетворяет все явные, очевидные требования покупателя. Поэтому преимущество при сбыте получает продукция, испытывающая скрытые потребности. Потребитель часто не подразумевает, что ему нужно. И только когда ему предложили купить что-то оригинальное, неожиданное, он поймет, что именно это необходимо. Процветающие фирмы во всем мире находятся в настоящее время на полпути к достижению этого уровня.

Эффективность ВУК зависит от трёх ключевых уровней:

• высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества;

•инвестиции осуществляются не в оборудование, а в людей;

•организационные структуры преобразуются или создаются специально под концепцию ВУК.

Концепция ВУК реализуется на фирме благодаря применению определенного набора приемов и средств. На процесс внедрения ВУК существенно влияет давление рынка, которое вызывает у руководства фирмы готовность внедрять систему управления качеством. Этот процесс должен возглавить президент фирмы, пользующийся полной поддержкой персонала.

Качество зависит от многочисленных и разнообразных факторов технического, экономического, социально-психологического характера. Фирмы, ведущие целенаправленную, продуманную политику повышения качества продукции и услуг, используют для достижения поставленных целей большой арсенал методов, инструментов и средств. Условно они могут быть сгруппированы в три блока: методы обеспечения качества; методы стимулирования качества; методы контроля результатов работы по повышению качества.

К методам обеспечения качества относятся прежде всего инженерно-математические методы, используемые для анализа, планирования и регулирования процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции. Методы стимулирования включают как обычные методы мотивации, так и специально разработанные для улучшения качества (проводимые в странах и во Всемирном масштабе кампании качества, национальные премии по качеству и т. д.). К методам контроля относятся методы оценки качества продукции, например, через анализ экономических показателей, проверку документации как на продукцию, так и на систему качества. И наконец, контроль качества самой продукции.

Отдельные методы одновременно относятся к разным блокам. Так, статистические методы являются одновременно и методами контроля, и методами обеспечения качества. А такой метод работы, как организация кружков качества, одновременно позволяет решать проблемы качества и является великолепным средством стимулирования творческой активности сотрудников фирмы. Получившие широкое распространение методы самоконтроля и самооценки могут быть отнесены с равным основанием ко всем трем блокам.

Анализ системы конкурентоспособности функцианирующей в рамках концепции всеобщего управления качеством (ВУК) показал, что она имеет недостатки. Проанализируем эти недостатки. Нами уже ранее отмечалось, что целью деятельности предприятия (или системы конкурентоспособности) является выпуск конкурентоспособной продукции. В свою очередь, факторами конкурентоспособности на первом уровне иерархии являются качество продукции, ее цена, затраты по использованию (эксплуатации) продукции и качество ее сервиса в соотношении 4:3:2:1 (приоритет отдается качеству продукции, услуг и других объектов управления). Отсюда следует, что повышение качества - не глобальная, а локальная цель организации. Глобальная цель - обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Относительно правильности определения (термина) ВУК. Это определение не в полной мере отвечает требованиям системности и комплексности. В нем практически ничего не говориться о подсистемах и других компонентах. В определение включены через «и» понятия разных уровней иерархи: системы и методы. Система - это целое, понятие нулевого уровня, а метод - компонент второго уровня подсистем научного сопровождения системы ВУК. В определении отсутствуют стадии маркетинга (точнее, стратегического маркетинга) и эксплуатации, которые имеются в международных стандартах ИСО серии 9000. Кроме того, комплексной подход предусматривает рассмотрение в единстве технических, экономических, организационных, психологических и других аспектов управления, а в определение ВУК включены только технические аспекты.

Далее, с позиций системности, комплексности и логичности рассмотрим указанные выше 24 компонента ВУК. Компоненты 1-4, 7 посвящены контролю в процессе разработок, контролю поставляемых материалов (входному контролю), готовой продукции, качества продукции и производственного процесса, Приведенные формулировки компонентов вызывают ряд вопросов. Перечень компонентов ВУК начинается с функции контроля, а следовало бы начинать с системного анализа. Если отдельно структурировать функцию контроля, то здесь будут подфункции разных уровней иерархии: нулевого (контроль качества продукции), первого (контроль производственного процесса), второго контроль в процессе разработок, входной контроль, контроль готовой продукции) и третьего (контроль поставляемых материалов, контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве) уровней.

Компоненты 2, 5 и 6 отражают оценку качества опытного образца, продукции, производственного процесса. Здесь представлены компоненты разных уровней - нулевого (оценка качества продукции) и первого (оценка качества опытного образца, оценка качества производственного процесса). Анализу посвящен только компонент 8 (анализ специальных процессов), другие объекты анализа отсутствуют. Планирование отражено дважды в компонентах 2 (планирование качества продукции, планирование качества поставляемых материалов) и 15. функциям координации и ответственности отведены два компонента.

Таким образом, из 24 компонентов ВУК 12 посвящено общим функциям управления. Однако не нашлось места таким общим функциям управления, как учет, мотивация, регулирование, а также функциям прогнозирования, функционально-стоимостного анализа (почти во всех промышленно развитых странах действуют национальные стандарты по (ФСА). Отсутствуют также компоненты по некоторым стадиям жизненного цикла продукции. В системе ВУК не рассматриваются научные подходы и методы управления. Качество как фактор конкурентоспособности первого уровня не увязано с фактором нулевого уровня - конкурентоспособностью, а также с другими факторами первого уровня - ценой, затратами в сфере потребления и качеством сервиса продукции. Не отвечает требованиям системности и комплексности три подсистемы ВУК: базовая система, система технического обеспечения, система совершенствования и развития. Например, в базовую систему следовало бы включить научные подходы, принципы и функции управления, в обеспечивающую систему - компоненты научно-методического, правового, информационного и ресурсного обеспечения. Приемы и средства, используемые для внедрения ВУК, не отвечают в полной мере требованиям системности, комплексности и логичности. Во-первых, почему рассматриваются приемы и средства для управления только качеством, процессами, персоналом и ресурсами, а где структуры, информация, средства производства, финансы и др. Во-вторых, среди приемов и средств перечисляются понятия, методы, принципы системы и разные объекты. В-третьих, отсутствуют конкретные методы анализа, прогнозирования, оптимизации, мотивации, управления персоналом.

В связи с изложенным выше и учитывая указанные недостатки, система ВУК не может быть рекомендована для использования на анализируемом предприятии в качестве системы конкурентоспособности. Она может быть рекомендована после доработки только как подсистема системы обеспечения конкурентоспособности.


На основании выполненных исследований разработана модифицированная (видоизмененная) система обеспечения конкурентоспособности и управления конкурентоспособностью (СКсп).

3.1 Структура системы конкурентоспособности

В соответствии с сущностью системного подхода СКсп состоит из внешнего окружении (за «черным ящиком») и внутренней структуры (внутри «черного ящика»).

К внешнему окружению СКсп относятся «вход», «выход», связи с внешней средой и обратная связь.

Внутренняя структура СКсп состоит из пяти подсистем; 1) научное сопровождение системы; 2) целевая подсистема; 3) обеспечивающая подсистема; 4) управляемая подсистема; 5) управляющая подсистема. По отношению к «черному ящику» целевую подсистему помещается на его «выходе», а обеспечивающую (энергетическую) - на «входе». Первая подсистема - научное обоснование системы - связана со всеми подсистемами СКсп, поэтому она помещается в центре - «черного ящика». Таким образом, структура системы имеет схематическое изображение, представленное на рисунке 3.1. Опишем эту схему.

К компонентам «входа» системы относятся поступающие на предприятие извне новшества, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, новое оборудование, вновь поступающий персонал, документы и т. д. Задача специалистов в области управления сводится к обеспечению конкурентоспособного «входа» системы путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее ответственных и конкурентоспособных поставщиков. Если «вход» будет неконкурентоспособным, то при любом уровне процесса по переработке «входа» в «выход» параметры «выхода» системы тоже будут неконкурентоспособными.

«Выходом» СКсп являются выпускаемая предприятием продукция.

Основными условиями обеспечения потенциальной конкурентоспособности «выхода» являются: 1) высокое качество стратегических маркетинговых исследований и обоснованности нормативов конкурентоспособности будущей продукции, услуг, новшеств; 2) обеспечение конкурентоспособных параметров «входа» системы в процессе ее функционирования; 3) обеспечение конкурентоспособных параметров процесса в системе; 4) изучение конъюнктуры рынка, применение эффективной информационно-рекламной деятельности по выпускаемой продукции, каналов ее распространения (сбыта), сервисного обслуживания и других инструментов рыночного механизма. В соответствии с маркетинговым подходом, с хорошей продукцией необходимо попасть по подготовленным каналам в нужное место в нужное время по оптимальной цене для конкретного потребителя.

К компонентам обратной связи СКсп системы управления относятся дополнительные требования и рекламации потребителей, новая информация по научно-техническому прогрессу (НТП) и конъюнктуре рынка и т. п. Обратная связь может быть как с предприятием-изготовителем непосредственно, так и с поставщиками «входа» системы (например, с изготовителем компрессора как комплектующего изделия для трактора, изготовителем принтера как комплектующего изделия компьютера).

К внешней среде системы относятся макросреда, инфраструктура региона (мезосреда) и микросреда предприятия.

Как уже отмечалось выше внутренняя структура СКсп состоит из пяти подсистем: 1) научное сопровождение системы; 2) целевая подсистема; 3) обеспечивающая подсистема; 4) управляемая подсистема; 5) управляющая подсистема.




                           

        

          Вход                                               Выход

Обратная связь






Рисунок 3.1. Система конкурентоспособности (СКсп)

По отношению к «черному ящику» целевую подсистему помещаются на его «выходе», а обеспечивающую (энергетическую) - на «входе». Первая подсистема - научное обоснование системы - связана со всеми подсистемами СКсп, поэтому она помещается в центре - «черного ящика».

Подсистема научного обеспечения системы состоит из следующих компонентов: изучение механизмов действия экономических законов и законов организации (1.1); применение научных подходов к управлению (1.2); применение принципов управления различными объектами (1.3); применение современных методов и моделей управления (1.4).

Целевая подсистема СКсп состоит из следующих компонентов: повышение качества выпускаемой продукции (2.1); ресурсосбережение по стадиям процесса жизненного цикла продукции (ЖЦП) (2.2); расширение рынка сбыта продукции (2.3); организационно-техническое развитие производства (2.4); повышение качества сервиса продукции (2.5); социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды (2.6).

Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов; методическое обеспечение (3.1); ресурсное обеспечение (3.2); информационное обеспечение (3.3); правовое обеспечение (3,4). Управляемая подсистема как объект управления субъектом (персоналом) состоит из следующих компонентов: стратегический маркетинг (4.1); инновационный менеджмент (4.2); финансовый менеджмент (4.3), организация производства (4.4); тактический маркетинг (4.5); организация сервиса продукции (4.6).

Управляющая подсистема как субъект управления состоит из следующих компонентов: управление персоналом (5.1); разработка рациональных управленческих решений (5.2); оперативное управление реализацией решений (5.3).

Допустим, нам необходимо решить проблему повышения уровня безотказности выпускаемой предприятием станка до мирового уровня (элемент компонента 2.1). Для этого мы должны изучить влияние на решение проблемы экономических законов (закона конкуренции, закона экономии времени и т. д.), законов организации в статике и динамике (закона композиции, закона наименьших, закона синергии и т. д.), применить научные подходы (системный, процессный, функциональный и др.), методы и модели оптимизации. Другими словами, мы должны применить мощные инструменты научного сопровождения проблемы (компоненты 1.1-1.4). Одновременно для решения проблемы мы должны воспользоваться компонентами обеспечивающей подсистемы (3.1-3.4), выполнить весь цикл работ по управляемой подсистеме (4.1-4.6) на основе инструментов, разработанных управляющей подсистемой (5.1-5.3). Это очень сложный комплекс работ, однако без применения полного набора методов и инструментов проблему не решить из указанного отметим, в настоящее время в отечественной практике ничего этого не делается, поэтому и проблемы с таким трудом поддаются решению.

И так в последующем, этапы производственного логоритма осуществляются по каждому элементу каждого компонента целевой подсистемы. Если при практической реализации какие-либо из рассмотренных компонентов подсистем СКсп, то это неминуемо приведет к существенным потерям.

Компоненты, внешнего окружения СКсп

К внешней среде системы (организации, фирмы и т. п.) относятся макросреда, инфраструктура региона (мазосреда) и микросреда.

Макросреда

К компонентам внешней среды, влияющим на эффективность и устойчивость функционирования предприятия, относятся те на которые предприятие не может воздействовать и которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на предприятие напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.) либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны). Факторы макросреды предприятия оказывают влияние на нее косвенно, условно разделены на международные, политические, экономические, социально-демографические, правовые, экологические, природно-климатические, научно-технические и культурные.

Механизм переходной экономики, в которой находится РБ, сверхсложный, так как он сочетает в условиях мирового финансово-экономического кризиса (МФЭК), элементы плановой (административно-командной) и рыночной экономик. В РБ рыночные инструменты работают только в некоторых подотраслях и сферах деятельности. При благоприятных условиях эффективные рыночные отношения как система экономических, правовых и нравственно-психологических отношений в РБ могут быть сформированы только лет через 20-30. До этого РБ должна строить переходную экономику, компонентами которой являются: 1) «невидимая рука» рынка (рыночная экономика); 2) «видимая рука» экономики обоснованного государственного регулирования (плановая экономика); 3) глобализация мировой экономики на основе международной интеграции, виртуализации информационных технологий, стандартизации и сертификации, международной конкуренции.

Законодательная и исполнительная власть, экономическая наука в настоящее время не до конца понимают сложность существующего переходного экономического момента, в которой находится РБ. Нормативно-правовые акты не состыкованы между собой, по регулируемому вопросу - фрагментарны, по научному уровню - бессистемны, не охватывают необходимый спектр экономических законов, подходов, принципов. Отечественная экономическая наука не разработала механизм действующей в настоящее время переходной экономики. Учебники по экономике, менеджменту (управлению), маркетингу раскрывают компоненты не сложной переходной экономики. Знания, полученные студентами по этим книгам, после вложения огромного труда на адаптацию могут быть применены только в условиях западных стран, но не РБ. Разрыв между потребностями реальной отечественной экономики и качеством экономико-управленческой подготовки специалистов все увеличивается.

Мезосфера (Инфраструктура региона)

Инфраструктура региона (прежде всего, города), где территориально расположена предприятие, существенно влияет на эффективность и устойчивость ее функционирования. Инфраструктура косвенно влияет на работу предприятия.

К отраслям инфраструктуры относятся следующие: рыночная инфраструктура; мониторинг окружающей природной среды; здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; пригородное сельское хозяйство; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание; промышленность.

Стабильность, эффективность и уровень развития предприятий и учреждений всех перечисленных отраслей инфраструктуры региона, где расположено предприятие, влияет на устойчивость ее работы, прежде всего через социально-психологические факторы, т. е. через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения, через морально-психологический климат в коллективе, здоровье населения.

Достаточно затруднительно количественно измерить степень взаимного влияния факторов инфраструктуры региона, где расположено предприятие, так как это влияние носит сложный характер. Логическая направленность здесь следующая. Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей инфраструктуры региона, тем выше будет морально-психологический климат в коллективе (нет задержек на транспорте, в магазинах), выше квалификационный уровень работников {высокое качество образования), лучше здоровье работника (хорошо работают все отрасли региона). Чем лучше эти показатели, тем выше отдача предприятия, тем больше будет взносов в местный бюджет. Последний фактор открывает возможности развития региона. Дальнейшее развитие происходит по аналогичной схеме.

Каждый регион заинтересован в увеличении доли конкурентоспособной продукции фирм и соответственно в увеличении массы прибыли фирм и региона. От качества работы во всех отраслях инфраструктуры региона во многом зависит устойчивость и эффективность работы каждой фирмы. Поэтому регион как глобальная система должен всячески помогать своим компонентам - предприятием. Эффективность глобальной системы будет увеличиваться при совершенствовании связей в системе.

Каждое предприятие самостоятельно собрать и проанализировать невозможно. Поэтому региональный информационный центр должен организовать формирование и постоянное обновление качественной информации по инфраструктуре региона и продавать ее всем заинтересованным лицам. Лучше, конечно, затраты на формирование информации включить в местные налоги, а информацию предприятием выдавать бесплатно.

Имея необходимую информацию, предприятия будут иметь возможность анализировать влияние инфраструктуры региона на устойчивость и эффективность функционирования предприятия. Чем богаче каждое предприятие, тем богаче регион, страна.

Микросреда предприятия

Рассмотренные факторы макросреды и мезосферы (инфраструктуры региона) влияют на устойчивость и эффективность функционирования предприятия косвенно, иными словами предприятие само не имеет возможности ими управлять. Конечно, чем больше доля предприятия в объеме производства региона или страны, тем больше предприятие будет влиять на эту форму внешней среды в свою очередь и внешняя среда будет оказывать большее влияние на предприятие.

К факторам микросреды предприятия мы относим: непосредственных конкурентов предприятия по выпускаемым ею продукциям; всех конкурентов поставщиков («входа»); маркетинговых посредников фирмы по «входу» и «выходу» системы; контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. п.). Чем выше конкуренция по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых предприятием продукции. Упрощенная схема влияния микросреды предприятия на ее функционирование представлена на рис. 1.3, на котором показано что из внешней среды на предприятие «давят» контактные аудитории. Конкуренты поставщиков предприятия «выталкивают» из данного сегмента непосредственных поставщиков, с которыми предприятие заключила контракты, и они относятся в данный момент к ее «входу». Конкуренты предприятия по выпускаемым ею продукциям тоже «выталкивают» ее из данных сегментов, т. е. оказывают сопротивление (поэтому стрелки направлены против хода). Маркетинговые посредники по «входу» и «выходу» предприятия содействуют (помогают) ей в реализации поставленных целей.

3.2 Экономическое обоснование мероприятий

Осуществим расчет эффекта от внедрения новой (модернизированной) СКсп. За основу расчета берем методику оценки эффективности системы качественного менеджмента (табл. 3.1). Алгоритм расчета экономической эффективности представлен в табл. 3.1.

В общем случае эффект от внедрения СКсп определяется по следующей зависимости:

, (3.1)

Рассмотрим более подробно каждый из этапов расчета:

1)      Годовой эффект от сокращения отклонений в продукции:

, (3.2)

Где  - объем производства продукции в оцениваемом периоде;

,  - удельный вес потерь от дефектов в продукции, соответственно в базовом и оцениваемом периоде (до внедрения СКсп и после внедрения).

2)      Годовой эффект за счет сокращения потерь от рекламаций:

, (3.3)

где,  - удельный вес потерь в базовом и оцениваемом периоде.

3)      Годовой эффект от сокращения непроизводственных потерь, не входящих в плановую себестоимость продукции:

, (3.4)

где  - снижение j-х непроизводительных потерь i-го вида продукции в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом в результате внедрения СКсп;

N - число видов продукции, по которым были допущены непроизводительные потери;

т - число видов непроизводительных потерь.

) Годовой эффект от снижения расходов на подготовку и освоение производства:

, (3.5)

где  - плановые расходы на подготовку и освоение производства i-го вида продукции в оцениваемом периоде (с СКсп);

 - фактические расходы на подготовку и освоение производства i-го вида продукции, в оцениваемом периоде;

 - коэффициент расходов:

 - фактические расходы на подготовку и освоение производства i-го вида продукции в базовом периоде (до СКсп);

 - плановые расходы на подготовку и освоение производства i-го вида продукции в базовом периоде.

) Годовой эффект от снижения материальных затрат на производство продукции:

, (3.6)

где  - снижение затрат q-го (топлива, материала, комплектующих) на производство годового объема продукции i-го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом;

,  - соответственно затраты q-го материала на производство годового объема продукции i-го вида в базовом и оцениваемом периодах;

n - количество видов продукции, производимых в оцениваемом периоде;

Q - число видов материалов (ресурсов), использованных на производство продукции в оцениваемом периоде;

Показатель

;

 - фактические затраты q-х материалов на производство годового объема продукции i-го вида в натуральном выражении;

 - цена единицы q-го материального ресурса.

) Годовой эффект от снижения трудовых затрат на производство продукции:

, (3.7)

где  - снижение трудозатрат по t-му виду работ на производство годового объема продукции i-го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым;

 - трудозатраты по t-му виду работ на производство годового объема продукции i-го вида в базовом и оцениваемом периодах;

n - число видов продукции, производимых в оцениваемом периоде;

T - число видов работ в оцениваемом периоде.

, (3.8)

где  - трудозатраты по t-му виду работ на р-ой технологической операции на производство единицы i-й продукции (нормо-час);

 - часовая тарифная ставка за выполнение р-ой технологической операции при производстве i-го вида продукции;

 - годовой объем производства i-го вида продукции в оцениваемом периоде (в натуральном выражении).

) Годовой эффект от сокращения накладных расходов (условно-постоянных) за счет увеличения объемов производства продукции при повышении надежности оборудования:

, (3.9)

где  - условно-постоянные накладные расходы на единицу изготавливаемой продукции в базовом периоде (до повышения надежности оборудования от СКсп);

 - годовой объем производства продукции в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении.

) Годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста объемов производства продукции при повышении надежности оборудования:

, (3.10)

где  - прибыль на единицу продукции в оцениваемом периоде времени.

) Годовой прирост прибыли, полученный за счет экономии денежных средств, предназначенных для платежей за производственные фонды предприятия:

, (3.11)

где  - годовой выпуск продукции в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении;

 - среднегодовые производственные (основные и оборотные) фонды предприятия в базовом и оцениваемом периодах;

 - нормативный коэффициент платы за производственные фонды предприятия (= 0,06).

В итоге суммарный годовой экономический эффект предприятия от использования СКсп определяется как:

, (3.12)

Основными показателями экономической эффективности затрат на разработку и внедрение СКсп является коэффициент экономической эффективности .

Коэффициент экономической эффективности определяется по формуле:

, (3.13)

где  - предпроизводственные единовременные затраты на разработку и внедрение СКсп.

Если , где  - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, то СКсп считается достаточно эффективной.

Результаты ориентировочного расчета сведены в таблице 3.1

 

Таблица 3.1. Расчет экономической эффективности от внедрения усовершенствованной СКсп

Формула

Этап алгоритма

Значение

Годовой эффект от сокращения отклонений в продукции 94.9



Годовой эффект за счет сокращения потерь от рекламаций46.3



Годовой эффект от сокращения непроизводственных потерь, не входящих в плановую себестоимость продукции80.94



Годовой эффект от снижения расходов на подготовку и освоение производства60.31



Годовой эффект от снижения материальных затрат на производство продукции70.34



Годовой эффект от снижения трудовых затрат на производство продукции70.91



Годовой эффект от сокращения накладных расходов42.32



Годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста объемов производства продукции98.92



Годовой прирост прибыли, полученный за счет экономии денежных средств, предназначенных для платежей за производственные фонды предприятия70.62



Суммарный годовой экономический эффект635,6

(млн руб.)


 Коэффициент экономической эффективности1,39


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрены подходы реализации принципа системного подхода к менеджменту. Детально проанализирована концепция системного подхода по трём уровням: первый уровень - “Основы теории систем”, второй - “Системный подход” и третий - “Системный анализ”. В условиях мирового финансово-экономического кризиса (МФЭК) указанная требует переосмысления существующих подходов. Кроме того четкая система конкурентоспособности на микроуровне до сих пор отсутствует.

Анализ информации о ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» свидетельствует о том, что выпуск товарной продукции с 2007 года по 2009 год в действующих и сопоставимых ценах снизился.

Наблюдается увеличение выручки от реализации в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 9446,0 млн руб. или 33,7 %, но в 2009 году по сравнению с 2008 годом - наблюдается снижение на 15055,0 млн руб. или на 59,7 %.

Себестоимость реализованной продукции возросла в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 7590 млн руб. или на 30,1 %, в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение в размере 12808 млн руб. или 60,9 %.

Прибыль за отчетный период в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 305 млн. руб. или на 21,8 %. В 2009 году по сравнению с 2008 годом прибыль за отчетный период снизилась на 679 млн руб. или 60,1 %

В период с 2007 по 2009 год наблюдается увеличение среднесписочной численности работников с 1384 до 1394 человек, производительность труда увеличилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом - с 21,3 до 25,1 млн руб., т.е. на 3,8 млн руб. или на 17,8 %. В 2009 году по сравнению с 2008 годом - с 25,1 до 27,5 млн руб., т.е. на 2,4 млн руб. или на 9,5%.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение всех рассматриваемых показателей, что связано с мировым финансовым кризисом, который непосредственно отразился на всех предприятиях РБ, а также на предприятиях всего мира.

Анализ системы конкурентоспособности осуществлялся путем детального рассмотрения действующей на предприятии системы всеобщего управления качеством (ВУК).

Установлено, что приемы и средства, используемые при функционировании системы ВУК, не отвечают в полной мере требованиям системности, комплексности и логичности. Во-первых, рассматриваются приемы и средства для управления только качеством, процессами, персоналом и ресурсами, а где структуры, информация, средства производства, финансы и др. Во-вторых, среди приемов и средств используются понятия, методы, принципы системы и разные объекты. В-третьих, отсутствуют конкретные методы анализа, прогнозирования, оптимизации, мотивации, управления персоналом.

В связи с изложенным выше и учитывая указанные недостатки, система ВУК не может быть рекомендована для использования на анализируемом предприятии в качестве системы конкурентоспособности. Она может быть рекомендована после доработки только как подсистема системы обеспечения конкурентоспособности.

На основании выполненных исследований разработана модифицированная (видоизмененная) система обеспечения конкурентоспособности и управления конкурентоспособностью (СКсп).

В соответствии с сущностью системного подхода СКсп состоит из внешнего окружении (за «черным ящиком») и внутренней структуры (внутри «черного ящика»).

К внешнему окружению СКсп относятся «вход», «выход», связи с внешней средой и обратная связь.

Внутренняя структура СКсп состоит из пяти подсистем:

) научное сопровождение системы;

) целевая подсистема;

) обеспечивающая подсистема;

) управляемая подсистема;

) управляющая подсистема.

По отношению к «черному ящику» целевую подсистему помещается на его «выходе», а обеспечивающую (энергетическую) - на «входе». Первая подсистема - научное обоснование системы - связана со всеми подсистемами СКсп, поэтому она помещается в центре - «черного ящика».

Осуществлен расчет эффекта от внедрения новой (модернизированной) СКсп. За основу расчета взята методика оценки эффективности системы качественного менеджмента. Представлен алгоритм расчета экономической эффективности. Показана эффективность предлагаемых мероприятий.

Список использованных источников

системный менеджмент качество конкурентоспособность

1.     Бахмат А. Б. Стандартизация и сертификация: учебно-метод. пособие. - Минск : Веды, 2004. - 223 с.

2.       Гончаров А. Л., Копылов В. Д. Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. пособие. - М. : Академия, 2004. - 218 с.

.        Зиньковская Н. В., Макаренко М. В., Сельская О. В. Сертификация: теория и практика : учебно-практ. пособие. - М. : ПРИОР, 2002. - 195 с.

.        Козлова А. В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании : учебник. - М. : Мастерство, 2001. - 326 с.

.        Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. - М. : ЮНИТИ, 1999. - 398 с.

6.     Ламоткин С. А. Власова Г. М. Основы стандартизации и сертификации : учеб. пособие. - Минск : БГЭУ, 2007. - 283 с.

7.     Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт-Издат, 2004. - 356 с.

8.       Менеджмент гостиниц и ресторанов : учебник / Н. И. Кабушкин [и др.]. - 3-е изд. - Минск : Новое знание, 2002. - 214 с.

.        Метрология, стандартизация и сертификация : учебник / В. М. Ковалёв [и др.]. - М. : ФОРУМ; ИН-ФРА-М, 2004. - 315 с.

10.   Метрология, стандартизация, сертификация : учеб. пособие / А. Г. Сергеев [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2004. - 263 с.

11.     Немогай Н. В., Бонцевич Н. В., Садовский В. В. Конкурентоспособность предприятия. - Гомель : ЦИИР, 2009. - 260 с.

.        Немогай Н. В., Бонцевич Н. В., Садовский В. В. Управление качеством : учеб. пособие ; практикум. - Минск : Право и экономика, 2004. - 174 с.

.        Немогай Н. В., Бонцевич Н. В., Садовский В. В. Управление качеством : учебник. - Гомель : ЦИИР, 2006. - 360 с.

14.   Немогай Н. В., Бонцевич Н. В., Садовский В. В. Управление качеством в концепции маркетинга : учебно-метод. комплекс. - Гомель : ЦИИР, 2005. - 228 с.

15.   Никифоров А. Д., Бакаев Т. А. Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. пособие. - М. : Высш. шк., 2002. - 248 с.

16.     Новицкий Н. И., Олексюк В. А. Управление качеством продукции : уч. пособие. - Минск : Новое знание, 2001. - 238 с.

.        Основы стандартизации и сертификации товарной продукции : учеб. пособие / В. Е. Сыцко [и др.] ; под общ. ред. В. Е. Сыцко. - Минск : Выш. шк., 2007 . - 176 с.

.        Садовский В. В., Целикова Л. В., Власова Г. М. Производственные технологии : практикум. - Минск : Дизайн ПРО, 2002. - 192 с.

.        Соломахо В. Л., Цитович Б. В. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. - Минск : Дизайн ПРО, 2004. - 212 с.

.        Стандартизация и сертификация в сфере услуг : учеб. пособие / А. В. Раков [и др.] ; под ред. А. В. Ракова. - М. : Мастерство, 2002. - 312 с.

.        Стандартизация и сертификация: учеб. пособие / В. Л. Соломахо [и др.]. - Минск : Вуз-Юнити, 2001. - 264 с.

22.   Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000.

.       Яблонский О. П., Иванова В. А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации : учебник. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 196 с.

Похожие работы на - Использование маркетинговых исследований для разработки конкурентоспособности ОАО 'СТАНКОГОМЕЛЬ'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!