Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,31 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях













Курсовая работа

По дисциплине "Уголовное право"

на тему:

"Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях"

План

Введение

1. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

2. Злоупотребление полномочиями (ст. 199 УК ПМР)

3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 200 УК ПМР)

4. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 201 УК ПМР)

5. Коммерческий подкуп (ст. 202 УК ПМР)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Преступления против интересов службы в коммерческих организациях, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или местными учреждениями, выделены. в самостоятельную группу преступлений. Эта группа преступлений является наглядным следствием осуществляемых политических, социальных и экономических реформ и преобразований. Происходящие в стране экономические и политические реформы вызвали к жизни многочисленные коммерческие и иные (некоммерческие) организации, аппарат которых не участвует в государственном управлении народным хозяйством.

В то же время многие служащие аппарата этих организаций наделены управленческими полномочиями в своих структурах и, злоупотребляя данными полномочиями, подчас способны причинить серьезный вред правам и законным интересам граждан, интересам организаций, в которых они работают, или интересам других организаций, а также общественным и государственным интересам, что придает таким деяниям характер общественной опасности.

Глава 23 УК ПМР О преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных некоммерческих организациях помещена законодателем в разделе 8, предусматривающем ответственность за преступления в сфере экономики.

Предмет исследования - общая характеристика и юридический анализ преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Цель работы - изучение общей и уголовно-правовой характеристики преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

·Определить понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях;

·Дать уголовно-правовую характеристику отдельным статьям преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

1. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Под преступлениями против интересов службы в коммерческих иных организациях понимаются предусмотренные главой 23 УК ПМР умышленные общественно опасные деяния, посягающие на нормальную управленческую и другую деятельность коммерческих иных организаций и причиняющие либо создающие угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Родовым объектом преступлений, включенных в гл.23 УК ПМР, являются интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Интересы службы в данном случае заключаются в правильном и четком функционировании аппаратов управления этими организациями, надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций на благо своих организаций и не в ущерб законным интересам граждан, других организаций, общества и государства в целом.

Группа же общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование коммерческих и иных организаций как субъектов экономической и иной законной предпринимательской деятельности, образует видовой объект преступлений, предусмотренный главой 23 УК ПМР.

Для некоторых преступлений против интересов службы в коммерческих и некоммерческих организациях характерен дополнительный непосредственный объект - права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства (ст. 199 и 200 УК ПМР); здоровье человека (ст. 201 УК ПМР).

Объективная сторона преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях заключается в общественно опасном деянии (действии или бездействии), совершенном вопреки интересам службы и благодаря занимаемому служебному положению.

Объединяющим признаком рассматриваемой группы преступлений служит то, что все они совершаются в связи с осуществлением экономической и другой законной предпринимательской деятельности коммерческих, а также некоммерческих организаций, которые не являются государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Под коммерческими понимаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ч.1 ст.51 ГК ПМР) и создаваемые в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Коммерческими организациями, в числе других, являются унитарные государственные и муниципальные предприятия (ст.51 ГК ПМР), предприятия и учреждения, находящиеся в частной, коллективной (общей совместной, общей долевой) собственности, собственности общественных объединений, в смешанных формах собственности, а также ассоциации и союзы коммерческих организаций (ст.116 ГК ПМР) 1.

Некоммерческими называются организации, не имеющие извлечение прибыли основной целью своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ч.1 ст.51 ГК ПМР). Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению основных целей, ради которых эти организации созданы (ч.3 ст.51 ГК ПМР). К ним относятся, например, потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды, общественные либо религиозные организации (объединения), а также учреждения, то есть организации, создаваемые собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (ст.116 ГК ПМР).

Глава 23 УК ПМР состоит из четырех статей, предусматривающих пять составов преступлений: злоупотребление полномочиями (ст. 203 УК ПМР); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 200; превышение полномочий служащими частных охранных и детективных служб (ст. 201); коммерческий подкуп включает два состава преступления: передача незаконного вознаграждения (ч.1 и 2 ст. 202 УК ПМР) и получение незаконного вознаграждения (ч.3 и 4 ст. 202 УК ПМР) 1.

По законодательной конструкции объективной стороны рассматриваемые преступления имеют как материальные, так и формальные составы. Например, преступления, предусмотренные ст. 199, 200, 201 УК ПМР, имеют материальные составы, а коммерческий подкуп (ст. 202 УК) - формальный состав. Коммерческий подкуп признается оконченным преступлением с момента совершения указанных в ст. 202 УК ПМР действий, независимо от наступивших последствий.

Совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях сопряжено с причинением вреда не только самим этим организациям, но и правам и законным интересам граждан, охраняемым законом интересам общества и государства. Поэтому, учитывая специфику их вредоносности, закон предусматривает различный порядок осуществления уголовного преследования2.

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется только умышленной формой вины. Обязательным признаком таких преступлений, как злоупотребление полномочиями (ст. 199 УК ПМР), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 200 УК ПМР), является специальная цель - извлечение выгод для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.

Субъектом преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, по общему правилу, могут быть лица, наделенные специальными признаками, - лица, выполняющие управленческие функции в этих организациях (ст. 199, 202 УК ПМР), частные нотариусы и аудиторы (ст. 200 УК ПМР), руководители или служащие частных охранных или детективных служб (ст. 201 УК ПМР).

Уголовный закон устанавливает особый порядок привлечения к уголовной ответственности виновного в совершении любого из преступлений, предусмотренных главой 23 УК ПМР, в зависимости от того, кому деянием причинен существенный вред. Если он причинен интересам исключительно той коммерческой организации, в которой работает виновный и которая не является государственным или муниципальным предприятием, то уголовное преследование осуществляется только по заявлению или с согласия этой организации (примечание 2 к статье 199 УК ПМР). Если же вред причинен интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное преследование осуществляется на общих основаниях, т.е. независимо от заявления или согласия тех, кому такой вред причинен (примечание 3 к статье 199 УК ПМР).

2. Злоупотребление полномочиями (ст. 199 УК ПМР)

Законодатель определил состав этого преступления как использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства1.

Непосредственным объектом этого преступления выступает нормальная управленческая деятельность коммерческих, а также иных некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает в себя три элемента:

) использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации;

) последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства;

) причинная связь между поведением служащего и этими последствиями.

Использование лицом, выполняющим управленческие функции, своих полномочий совершается как путем действия, когда он совершает действия в пределах своих полномочий организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера или с превышением этих полномочий, так и путем бездействия, когда не совершаются необходимые действия управленческого характера, выполнить которые лицо было обязано по своему служебному положению.

Положение об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать достаточно широко - как действие (бездействие), связанное с нарушением закона. Действие служащего, связанное с нарушением закона, других правовых норм, нельзя считать совершенным в законных интересах организации, даже если оно принесло этой организации какую-либо выгоду, например материальную1.

Законные действия руководителей коммерческих и иных организаций, причинившие вред другим организациям в рамках допустимой рыночной конкуренции или политической борьбы, естественно, не влекут никакой ответственности.

Существенный вред от злоупотребления полномочиями может выражаться в виде материального (имущественного) ущерба различным собственникам (включая организацию, где служит субъект) и в виде физического вреда, нарушения прав и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов. Практике последних лет известны многочисленные случаи выдачи служащими коммерческих банков необеспеченных кредитов, нецелевого использования коммерческими организациями государственных кредитов, "прокручивания" денег, выделенных на выплату заработной платы, влекущего длительную задержку выплаты зарплаты, и иные подобные действия, причиняющие существенный вред или тяжкие последствия.

При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, следует учитывать степень отрицательного влияния злоупотребления полномочиями на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею либо другими организациями материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им материального, физического или морального вреда и т.п.

Состав преступления сконструирован по типу материальных, считается оконченным с момента наступления указанных в законе общественно опасных последствий в виде существенного вреда.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Виновный осознает, что, используя свои управленческие функции в коммерческой или иной организации, действует не в ее интересах, а вопреки им, предвидит неизбежность причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства и желает, используя свои полномочия именно таким способом, причинить указанный вред1. Обязательным субъективным признаком преступления является указанная в законе цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам (из ненависти, мести или по иным мотивам).

В литературе высказано и иное мнение, согласно которому злоупотребление полномочиями может совершаться как с прямым, так и косвенным умыслом2. Так, Л.Д. Гаухман и С.В. Максимов предложили весьма сложную конструкцию субъективной стороны рассматриваемого преступления - прямой умысел по отношению к деяниям и альтернативно: а) прямого умысла по отношению к последствию в виде причинения существенного вреда, конкретизированного альтернативной целью нанесения вреда гражданину, организации, обществу или государству либо б) косвенного умысла по отношению к аналогичному последствию, сочетающегося с целью извлечения виновным выгод и преимуществ для себя или других лиц.

Рассматриваемое преступление характеризуется специальным субъектом. Им может быть только лицо, достигшее возраста 16 лет и выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. В соответствии с примечанием 1 к статье 199 УК ПМР выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организаций признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, за исключением государственных органов и органов местного самоуправления, а также государственных или муниципальных учреждений1.

Под организационно-распорядительными обязанностями понимаются обязанности, связанные с руководством трудовым коллективом и организацией труда подчиненных, а также с совершением юридически значимых действий. Административно-хозяйственные обязанности выражаются в управлении имуществом. Эти функции имеют содержание, аналогичное содержанию одноименных обязанностей должностного лица (примечание 1 к статье 281 УК ПМР). Однако в отличие от должностного лица субъект злоупотребления полномочиями никогда не осуществляет функций представителя власти. Лицо может выступать исполнителем рассматриваемого преступления, если указанные обязанности возложены на него в силу должности, занимаемой в коммерческой или иной организации, либо возложены на это лицо временно, либо их исполнение поручено лицу специальным полномочием (по приказу, по доверенности и т.п.) в порядке разового задания. Наличие в составе данного преступления специального исполнителя не исключает соучастия в преступлении лиц, не обладающих указанным в законе специальным признаком.

Часть 2 ст. 199 УК ПМР предусматривает квалифицированный состав преступления, и в качестве квалифицирующего признака предусмотрено причинение тяжких последствий. Этот признак представляет собой оценочное понятие, поэтому его установление требует тщательного учета всех фактических обстоятельств, связанных с причинением вреда. В частности, критерием тяжких последствий могут признаваться причинение крупного имущественного ущерба, дезорганизация работы предприятия, срыв крупного контракта, большое число граждан, пострадавших в результате преступления, подрыв деловой репутации субъекта экономической деятельности и т.п.1

Причинение вреда здоровью или смерти человека не охватывается составом данного преступления и требует дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против личности, против безопасных условий труда или против общественной безопасности.

3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 200 УК ПМР)

Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами определяется в законе как использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства1.

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что нотариус или аудитор, используя предоставленные им законом широкие полномочия и при злоупотреблении ими вопреки задачам своей деятельности, способны причинить существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.

Непосредственным объектом этого преступления является установленный государством порядок в сфере деятельности частных нотариусов и аудиторов.

Объективную сторону злоупотребления полномочиями частного нотариуса образуют действия, совершение которых запрещено частным нотариусам, в частности: разглашение сведений или оглашение документов, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий; выдача сведений (документов) о совершенных нотариальных действиях иным лицам, кроме тех, от имени и по 3/5 поручению которых совершены эти действия; совершение нотариальных действий на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков); оказание посреднических услуг при заключении договоров; участие в предпринимательской деятельности субъектов, в отношении которых частный нотариус совершает нотариальные действия, и т.п.

Нотариат в ПМР обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусам предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени ПМР. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, вправе совершать следующие нотариальные действия: удостоверять сделки (договоры отчуждения и залога имущества, возведения и отчуждения жилого дома, завещания и др.), выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагать и снимать запрещения отчуждения имущества, свидетельствовать копии документов, подлинность подписи, верность перевода, удостоверять факты (нахождения гражданина в живых, нахождения гражданина в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, время предъявления документа) и совершать ряд других нотариальных1.

Нотариус обязан оказывать гражданам и организациям содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Он должен хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству ПМР или международным договорам, а также в случаях, если: действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершенная от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе; сделка не соответствует требованиям закона; документы, предоставленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также иных аудиторских услуг. К числу иных услуг, оказываемых аудиторами, относятся: постановка, ведение и восстановление бухгалтерского (финансового) учета; составление деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности; анализ хозяйственно-финансовой деятельности; оценка активов и пассивов экономического субъекта; консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства; оказание помощи в проведении приватизации и другие услуги по профилю деятельности аудиторской фирмы.

Физические лица имеют право заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей, либо в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт). Аудитор и аудиторская фирма могут начинать работу после получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские проверки могут быть обязательными, проводимыми в случаях, прямо установленных законодательными актами и по поручению государственных органов, и инициативными, проводимыми по решению самого экономического (хозяйствующего) субъекта. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями частного аудитора характеризуется невыполнением обязательных для частного аудитора требований объективности, достоверности и конфиденциальности аудиторской проверки. Так, она может выразиться в составлении заведомо ложного аудиторского заключения; в использовании сведения о финансовом состоянии или хозяйственном положении аудируемого лица в собственных интересах или интересах других лиц; в предоставлении полученных в ходе аудиторской проверки сведений или сделанных по ее результатам выводов конкурентам аудируемого лица или иным лицам; в намеренном искажении результатов аудита в ущерб аудируемому лицу и т.д.1

Состав преступления является материальным, и его объективная сторона включает в качестве обязательного признака причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Содержание этого признака объективной стороны преступления тождественно одноименному признаку, указанному в ч.1 ст. 199 УК ПМР2. Применительно к злоупотреблению полномочиями частным нотариусом следует только дополнить, что существенный вред может выразиться в срыве им сделки, от заключения которой зависит платежеспособность организации; в воспрепятствовании оперативному расследованию преступления путем удостоверения не соответствующих действительности фактов и др. При злоупотреблении полномочиями аудитором существенный вред может выразиться в искажении выводов и данных аудиторской проверки с целью завышения объема налоговых платежей, сокрытия факта уклонения от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и др.

Моментом окончания использования частным нотариусом или аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности следует считать момент причинения соответствующим действием существенного вреда.

Закон определил цели уголовно наказуемых злоупотреблений полномочиями частных нотариусов и аудиторов - извлечение любых выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам. Эти цели и соответствующая деятельность по их достижению могут определяться разными мотивами: корысть, родственные или приятельские чувства, месть и др. Уголовно наказуемым является и злоупотребление частных нотариуса и аудитора, совершенное под влиянием угрозы, если эта угроза не создавала ситуации крайней необходимости.

Субъект преступления - специальный. Им может быть частный нотариус, т.е. лицо, сдавшее квалификационный экзамен, имеющее лицензию на право нотариальной деятельности и являющееся членом нотариальной палаты; либо частный аудитор, т.е. лицо, имеющее лицензию на занятие аудиторской деятельностью и включенное в государственный реестр аудиторов, которое занимается аудиторской деятельностью самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, либо в составе аудиторской фирмы на основании трудового соглашения (контракта).

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, относятся к служащим государственного учреждения. Они имеют право совершать юридически значимые действия и в связи с этим являются должностными лицами. Поэтому допускаемые ими злоупотребления влекут ответственность по статьям гл.30 УК ПМР, а не по ст. 200 УК ПМР1.

Квалифицированный состав данного преступления (ч.2 ст. 200 УК ПМР) предусматривает совершение преступления

а) в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица;

б) неоднократно;

в) организованной группой.

Несовершеннолетние и недееспособные нуждаются в повышенной защите своих прав и законных интересов, в том числе и путем совершения нотариальных действий, поэтому недобросовестность частного нотариуса по отношению к ним приобретает более высокую степень общественной опасности.

4. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 201 УК ПМР)

Законодатель определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Установление уголовной ответственности за превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб продиктовано, во-первых, необходимостью обеспечить эффективную защиту от преступных посягательств в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; во-вторых, установлением правового контроля за законностью действий частных правоохранительных органов (служб).

Для осуществления своих задач служащие частных охранных и детективных служб наделяются соответствующими полномочиями. Так, согласно Закону, частным детективам разрешается:

·сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

·изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

·установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну;

·выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

·поиск без вести пропавших граждан;

·поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

·сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса, с обязательным условием, что в течение суток с момента заключения контракта на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В функции лиц, занимающихся охранной деятельностью, входят следующие полномочия:

·защита жизни и здоровья граждан;

·охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

·обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

В ходе осуществления частной детективной деятельности, сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, разрешается применять специальные средства1.

Законодатель запрещает частным детективам прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, а также совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан.

При осуществлении частной охранной деятельности разрешено применение специальных средств (резиновая палка, наручники и др.) и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных

В частности, специальные средства могут применяться для: а) отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью детектива или охранника; б) пресечения преступления против охраняемой собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление. Законодатель запрещает применение специальных средств в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности. При таких же обстоятельствах запрещается использование огнестрельного оружия, которое, кроме указанных случаев, нельзя применять при значительном скоплении людей, когда от этого оружия могут пострадать посторонние лица. Орган внутренних дел, выдавший лицензию на занятие частной детективной или охранной деятельностью, вправе ее аннулировать в случае нарушения или неисполнения требований Закона, касающихся этих видов деятельности. Если служащий частной охранной или детективной службы превышает свои полномочия в более грубой форме, то при наличии в его действиях признаков, указанных в ст. 201 УК ПМР, он подлежит уголовной ответственности.

Уголовный кодекс ПМР (ст. 201) предусматривает ответственность руководителей или служащих частной охранной или детективной службы за превышение полномочий, предоставленных в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если эти действия совершены с применением насилия или угроз его применения. Можно сказать, что частные детективы и охранники имеют право применять насилие при осуществлении сыскной или охранной деятельности в ситуациях и в пределах правомерной необходимой обороны, крайней необходимости, а также при задержании лица, совершившего преступление.

Непосредственным объектом превышения полномочий служащих частных охранных или детективных служб являются установленные государством порядок и пределы оказания платных охранных и детективных услуг.

В качестве дополнительного объекта вы ступают честь, достоинство, телесная неприкосновенность и здоровье граждан.

Объективная сторона преступления характеризуется действиями, состоящими в превышении полномочий, предоставленных лицензией на занятие частной детективной или охранной деятельностью, вопреки задачам этой деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения. Итак, указанные действия характеризуются тремя признаками.

Во-первых, должен быть установлен сам факт превышения полномочий, предоставленных лицензией, т.е. совершение действий, которые частный детектив или охранник был совершать не вправе (например, задержание частным детективом лица, подозреваемого в совершении преступления).

Во-вторых, действия виновного совершаются вопреки задачам частной детективной или охранной деятельности, т.е. противоречат целям, ради достижения которых осуществляется такая деятельность. Иначе говоря, превышение полномочий не является вынужденным, например, не вызвано целями необходимой обороны или крайней необходимости.

В-третьих, действия виновного сопряжены с применением насилия или с угрозой его применения. Основным составом данного преступления (ч.1 ст. 201 УК ПМР) охватывается истязание без квалифицирующих признаков (ч. I ст.114 УК ПМР), а также угроза причинением любого вреда здоровью или убийством1.

Состав преступления является формальным, поэтому оконченным оно признается в момент совершения действий, выходящих за рамки полномочий, предоставленных лицензией, вопреки задачам детективной либо охранной деятельности, соединенных с применением ли угрозой применения насилия.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что совершаемые им действия явно выходят за рамки его полномочий, противоречат задачам его деятельности, и желает совершить их. Цели и мотивы преступления на квалификацию е влияют.

Субъект данного преступления - специальный: им может быть руководитель или служащий частной охранной или детективной службы, то есть частный детектив, действующий самостоятельно, служащий частного детективного предприятия или его руководитель, а также руководитель или служащий частного охранного предприятия.

Квалифицированный состав рассматриваемого преступления, предусмотренный частью 2 ст. 201 УК ПМР, связан с наступлением последствий. По своему характеру эти последствия состоят причинении тяжкого вреда здоровью, в длительном заболевании потерпевшего либо в ином вреде подобной же степени тяжести. Однако причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельствах требует дополнительной квалификации по части 2 или части 3 ст.110 УК ПМР.

5. Коммерческий подкуп (ст. 202 УК ПМР)

Коммерческий подкуп представляет собой социально опасное деяние, которое мешает нормальному функционированию рыночных отношений, нарушает равенство перед законом граждан, работающих как в государственных, так и в коммерческих организациях, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях1.

Понятием "коммерческий подкуп" охватываются два самостоятельных состава преступления - незаконная передача вознаграждения и его незаконное получение. Это обусловлено тем, что законодатель дифференцирует ответственность участников коммерческого подкупа в зависимости от их роли в этом едином преступлении, признавая получение незаконного вознаграждения более опасным, чем его передача.

Непосредственным объектом коммерческого подкупа является нормальное, и учредительным документам коммерческих или иных организаций, функционирование управленческого аппарата коммерческих организаций независимо от формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Факультативным объектом могут быть права и законные интересы других организаций (коммерческих или некоммерческих), граждан, общества или государства.

Предметом коммерческого подкупа могут служить деньги, ценные бумаги, любое другое имущество, а также услуги имущественного характера.

преступление злоупотребление полномочие подкуп

Незаконная передача вознаграждения (ч.1 ст. 202 УК ПМР) с объективной стороны характеризуется либо незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг или иного имущества, либо незаконным оказанием этому лицу услуг имущественного характера. Оба эти действия совершаются для того, чтобы получатель незаконного вознаграждения, используя свое служебное положение, совершил какие-либо действия (бездействие) в интересах дающего. Следовательно, одним из признаков коммерческого подкупа является обусловленность вознаграждения совершением его получателем определенных действий с использованием служебного положения в пользу дающего это вознаграждение. Формы этой обусловленности могут быть разнообразными: возможно обсуждение всех деталей "сотрудничества" обоих участников преступления либо договоренность в общей форме о таком сотрудничестве, а также молчаливое соглашение о взаимных услугах. Однако во всех случаях обе стороны понимают, что подношение делается (или оказывается услуга имущественного характера) в расчете на ответные действия его получателя с использованием служебного положения в пользу дающего.

Состав анализируемого преступления является формальным.

Оконченным оно признается с момента принятия лицом, обладающим управленческими функциями, хотя бы части незаконного вознаграждения или части услуг имущественного характера. Неудачная попытка передать незаконное вознаграждение или незаконно оказать имущественную услугу, не завершенная по причинам, не зависящим от воли дающего, должна квалифицироваться как покушение на коммерческий подкуп. Реальное совершение ответных действий лицом, выполняющим управленческие функции, с использованием его служебного положения не входит в объективную сторону коммерческого подкупа.

В литературе была высказана мысль, что коммерческий подкуп, в отличие от взяточничества, должен считаться оконченным преступлением лишь с того момента, когда подкупленный служащий совершил действие (бездействие), причинившее вред интересам организации, ее собственника или клиентам этой организации1. Однако эта точка зрения не основана на законе, поскольку совершение подкупленным служащим ответных действий в интересах подкупившего не предусмотрено диспозицией части 1 ст. 202 УК ПМР.

Субъективны сторона этой разновидности коммерческого подкупа характеризуется прямым умыслом и специальной целью: поудить лицо, выполняющее управленческие функции, совершить в о интересах какие-либо действия (бездействие) в связи с занимаемым им служебным положением в коммерческой или иной организации.

Субъектом этого преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированный состав этого преступления (ч.2 ст. 202 УК ПМР) предусматривает совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Коммерческий подкуп считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали как минимум два лица, обладающие признаком специального субъекта, заранее договорившиеся о совместном совершении именно этого преступления. Преступление признается совершенным организованной группой, если в нем участвовали два или более лица, заранее объединившихся в устойчивую группу для совершения одного или нескольких преступлений (ч.2 и 3 ст.34 УК ПМР).

Части 3 и 4 ст. 202 устанавливают ответственность за незаконное получение вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Объективная сторона этого преступления характеризуется незаконным получением денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконным пользованием услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым виновным служебным положением. Таким образом, объективная сторона может выразиться либо в незаконном получении подношения (так называемой коммерческой взятки), либо в незаконном принятии услуг имущественного характера (бесплатный или за символическую плату дорогостоящий ремонт квартиры, автомобиля, предоставление в пользование жилого или нежилого помещения и т.п.). Обязательным признаком объективной стороны преступления является обусловленность подношения или услуги совершением и интересах дающего какого-либо действия (бездействия) с использованием служебного положения виновного.

Данное преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента получения хотя бы части имущества, составляющего предмет подкупа, или хотя бы частичного принятия услуги имущественного характера. Совершение ответных действий подкуп ленным служащим в интересах дающего выходит за рамки объектив ной стороны незаконного получения "коммерческой взятки", поэтому не влияет на квалификацию этого преступления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Корыстные цели и мотивы являются характерными, но не обязательными признаками данного преступления.

Субъект анализируемого преступления - специальный. Им может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, т.е. обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 к статье 201 УК РФ.

Квалифицированные виды рассматриваемого преступления предусмотрены частью 4 ст. 204. В ней предусмотрено совершение данного преступления:

) по предварительному сговору группой лиц;

) организованной группой;

) с вымогательством1.

Предварительный сговор группы лиц имеет место в случаях, если он до начала преступления был достигнут между двумя или большим числом лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, и своим предметом имел незаконное получение "коммерческой взятки". Для установления признака организованной группы необходимо, чтобы группа была устойчивой и в ней участвовало более одного служащего коммерческой или иной организации, наделенного управленческими полномочиями. Соучастниками организованной группы могут быть и лица, не обладающие статусом исполнителя данного преступления.

Вымогательство как способ незаконного получения "коммерческой взятки" означает не только прямое требование незаконного вознаграждения под угрозой ущемления прав и законных интересов липа, к которому обращено требование, но и умышленное поставление его в такое положение, при котором это лицо оказывается вынужденным уплатить незаконное вознаграждение во избежание причинения Вреда своим правам или законным интересам либо правам и законным интересам представляемой им организации.

Статья 202 снабжена примечанием, в котором формулируются основания освобождения от уголовной ответственности лица, незаконно передавшего вознаграждение или оказавшего услугу имущественного характера лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации. Виновный освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если он добровольно сообщил о факте подкупа органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Важно отметить, что примечание. К рассматриваемой статье допускает возможность такого сообщения не только о совершенном, но и о предстоящем подкупе.

Освобождение от уголовной ответственности по обоим основаниям, предусмотренным примечанием к статье 204, не означает отсутствия состава преступления в действиях лица, совершившего коммерческий подкуп, и не дает ему права выступать в роли потерпевшего по уголовному делу.

Заключение

И так, в работе рассмотрено: понятие, общая характеристика и виды преступлений против интересов службы в коммерческих организациях; преступлений, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях; преступлений, посягающие на служебные интересы отдельных видов деятельности, а также определили ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих организациях.

Итак, преступления против интересов службы в коммерческих организациях - это преступления, которые совершаются имеющими особые служебные полномочия работниками коммерческих и иных организаций, а также некоторыми иными категориями лиц, не являющихся государственными служащими.

Следует сказать, что для осуществления уголовного преследования за вред, причиненный интересам коммерческой организации, заявление или согласие этой организации не требуется тогда, когда вред причинен интересам альтернативно, во-первых, некоммерческой организации, либо, во-вторых, государственного или муниципального предприятия, либо, в-третьих, объединения коммерческой и некоммерческой организаций, либо, в-четвертых, других коммерческих организаций, либо, в-пятых, граждан, общества или государства. В этих случаях уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Уголовное преследование включает в себя не только возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности, но и осуждение. Стало быть, в том случае, когда пострадавшая сторона будет настаивать на возбуждении уголовного дела. а затем воспротивится осуждению лица. следственные органы будут обязаны возбудить (при наличии всех иных оснований) уголовное дело, а суд - прекратить его.

Список использованной литературы

2.Гражданский Кодекс Приднестровской Молдавской Республики, от 14.04.2000г., с изменениями и дополнениями.

.Аснис А. Ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих организациях / Законность, 2005, № 5.

.Кочои С.М. Указ. Соч. - С.87-88

.И.А. Клепицкий Уголовное право Российской Федераций. Особенная часть. Учебник для юридических вузов: С.236

.Рарога А.И. Углловное право. М., 2007 с.9-13. // Уголовное право - М., 1990-С.11.

7.Концепция правового государства и уголовное право: Сборник научных трудов. М. 2006.

.Курс уголовного права. Т.З. Особенная часть/Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комисарова. - М., 2002. - С.410-411.

.Новое уголовное право: Особенная часть - М., 1996. - С. 190

.Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Х.Д. Аликперова и Э.Ф. Побегайло. - М., 2001. - С.503

11.Уголовное право. Под ред. А.И. Рарога с.230

.Уголовное право. Особенная часть. Учебник. / Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М.: "Юридическая литература", 1995. - 554 с.

.Уголовное право. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. - М.: ТК Велби, Издательство проспект, 2005, С.185.

.Уголовное право России / Под ред.А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. - М.: Юрист, 2001. Т.2.

.Уголовное право. Часть Особенная/Под ред. проф Л.Л. Кругликова. - М.: Юрист, 200

.Уголовное право: Общая и Особенная части / Под ред. Л.Д. Гаухмана и А.А. Энгельгардта. М., 2006.

.Уголовное право России: Учебник для вузов: В 2 т. / Под ред. д. ю. н., проф.А.Н. Игнатова и д. ю. н., проф. Ю.А. Красикова. - Т.1: Общая часть. - М.: Норма, 2005.

.Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. Отв. ред. доктор юрид. Наук, доцент Новосёлов Г.П. - М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА.М., 2005г.

.Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная. Учебник/Под общ. ред. проф. Гаумана Л.Д., проф. Колодкина С.В. и проф. Максимова С.В. - М.: Юриспруденция, 2002г.

.Уголовное право. Особенная часть. Т.1/Под ред.Л.Д. Гаухмана, С.В. Максимова. М., 2003.

.Российское уголовное право: в 2 т. Т.2 Особенная часть/А.И. Рарога. - М.: ТК Велби, Издательство проспект, 2006

Похожие работы на - Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!