Проект участка восстановительного ремонта коленчатого вала автомобиля ЗиЛ 4333
Задание
Разработать курсовой проект восстановительного ремонта коленчатого вала
ЗИЛ 4333, составить пояснительную записку, и графическую часть.
Введение
ремонт коленчатый вал
автомобиль
Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и
массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных
отраслей. Начнем с того, что основная часть автомобильного парка страны
эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных
дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями,
находящимися в личном пользовании граждан. Стало быть, проблемы развития
автомобильного транспорта носят комплексный характер.
Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов.
В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех
лицензируемых субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и
некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона
хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой
внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.
Также всему это парку автомобилей требуется большое количество
авторемонтных предприятий, для поддержания работоспособного состояния парка,
повышения экономичности ремонта, и затрат на обслуживание автотранспорта. Для
восстановления трудоспособности изношенных деталей требуется в 5-8 раз меньше
технологических операций по сравнению с изготовлением новых деталей. Однако
ресурс восстановленных деталей по сравнению с новыми, во многих случаях, остается
низким. В тоже время имеются такие примеры, когда ресурс восстановленных
прогрессивными способами, в несколько раз выше ресурса новых деталей.
Основа повышения качества - применение передовых технологий
восстановления деталей. При восстановлении коленчатых валов двигателей
возникает необходимость изыскания новых, более прогрессивных способов
восстановления, которые смогли бы повысить ресурс деталей при сравнительно
низких затратах. В проекте сделан глубокий анализ различных способов
восстановления упрочнения поверхностным пластическим деформированием коленчатых
валов.
1.1 Исходные данные
Описание назначения, устройства и условий работы коленчатого вала
автомобиля ЗИЛ - 4333
Воспринимает усилия, передаваемые от поршней шатунами, и преобразует их в
крутящий момент, который затем через маховик передается агрегатам трансмиссии.
В двигателе ЗиЛ-4333 коленчатый вал стальной. Коленчатый вал состоит из
шатунных и коренных шлифованных шеек, щек и противовесов. На переднем конце
вала двигателей ЗМЗ-53-12 и ЗИЛ-4333 имеется углубление для шпонки
распределительной шестерни и шкива привода вентилятора, а также нарезное
отверстие для крепления храповика; задняя часть вала выполнена в виде фланца, к
которому болтами прикреплен маховик. В углублении задней торцовой части
коленчатого вала расположен подшипник ведущего вала коробки передач. Количество
и расположение шатунных шеек коленчатого вала зависит от числа цилиндров. В V-образном двигателе количество
шатунных шеек в два раза меньше числа цилиндров, так как на одну шатунную шейку
вала установлено по два шатуна - один левого и другой правого рядов цилиндров.
Шатунные шейки коленчатого вала многоцилиндровых двигателей выполнены в разных
плоскостях, что необходимо для равномерного чередования рабочих тактов в разных
цилиндрах. В восьмицилиндровых V-образных
двигателях коленчатые валы имеют по четыре шатунные шейки, расположенные под
углом в 90°.
В двигателе число коренных шеек коленчатого вала на одну больше, чем
шатунных, т. е. каждая шатунная шейка с двух сторон имеет коренную. Такой
коленчатый вал называют полноопорным. Коренные и шатунные шейки коленчатого
вала соединены между собой щеками. Для уменьшения центробежных сил, создаваемых
кривошипами, на коленчатом валу выполнены противовесы, а шатунные шейки сделаны
полыми. Для повышения твердости и увеличения срока службы поверхность коренных
и шатунных шеек стальных валов закаливают нагревом токами высокой частоты.
Коренные и шатунные шейки вала соединены каналами (сверлениями) в щеках
вала. Эти каналы предназначены для подвода масла от коренных подшипников к
шатунным. В каждой шатунной шейке вала имеется полость, которая выполняет роль
грязеуловителя. Сюда поступает масло от коренных шеек. При вращении вала
частицы грязи, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отделяются
от масла и оседают на стенке грязеуловителя, а к шатунным шейкам поступает
очищенное масло. Очистка грязеуловителей осуществляется через завернутые в их
торцах резьбовые пробки только при разборке двигателя. Перемещение вала в
продольном направлении ограничивается упорными сталебаббитовыми шайбами,
которые расположены по обе стороны первого коренного подшипника или четырьмя
сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в выточке задней коренной опоры.
В местах выхода коленчатого вала из картера двигателя имеются сальники и
уплотнители, предотвращающие утечку масла. На переднем конце вала установлен
резиновый самоподжимный сальник, а на заднем конце выполнена маслосгонная
резьба или маслоотражательный буртик.
В заднем коренном подшипнике сделаны маслоуловительные каналы, в которые
сбрасывается масло с маслосгонной резьбы или маслоотражательного буртика и
установлен сальник, состоящий из двух кусков асбестового шнура. Шатунные и
коренные подшипники. В работающем двигателе нагрузки на шатунные и коренные
шейки коленчатого вала очень велики. Для уменьшения трения коренные шейки, как
и шатунные, расположены в подшипниках скольжения, которые выполнены в виде
вкладышей, аналогичных шатунным. Вкладыши каждого коренного или шатунного
подшипника состоят из двух половинок, устанавливаемых в нижней разъемной
головке шатуна и в гнезде блока и крышке коренного подшипника. От провертывания
вкладыши удерживаются выступом, входящим в паз шатунного или коренного
подшипника. Крышки коренных подшипников закреплены при помощи болтов и гаек,
которые для предотвращения от самоотвертывания зашплинтованы проволокой либо
застопорены замковыми пластинами.
Маховик уменьшает неравномерность работы двигателя, выводит поршни из
мертвых точек, облегчает пуск двигателя и способствует плавному троганию
автомобиля с места. Маховик изготовлен в виде массивного чугунного диска и
прикреплен к фланцу коленчатого вала болтами с гайками. При изготовлении
маховик сбалансируется вместе с коленчатым валом.
Рисунок 1 Коленчатый вал ЗИЛ 4333
На рисунке 1 приведен полно опорный коленчатый вал двигателя автомобиля
ЗИЛ-4333. Коленчатый вал этого двигателя выполнен по крестообразной схеме (если
смотреть с торца вала). Первая и четвертая шатунные шейки коленчатого вала
направлены в разные стороны и лежат в одной плоскости. Вторая и третья шейки
направлены в разные стороны, лежат в одной плоскости, но перпендикулярной
первой. Перекрытие шеек составляет 22мм (перекрытие шеек применяется для
повышения жесткости и надежности коленчатого вала). Диаметр шатунной шейки 65,5
мм, а коренной 74 мм. Данный коленчатый вал состоит из следующих частей:
коренные 7 и шатунные 3 шейки, щеки 8, противовесы 4, передний конец 1 и задний
конец (хвостовик) с маслоотражателем 5, маслосгонной резьбой и фланцем 6 для
крепления маховика 9.
Таблица№1 Дефектная карта
№
|
Дефект
|
Номинальный размер, мм
|
Допустимый для ремонта
|
Допустимый без ремонта
|
Заключение
|
1
|
Изгиб вала
|
Не более 0,03
|
Больше 0,05
|
Не более 0,05
|
Правят коленчатые валы
статическим нагружением в холодном состоянии под прессом.
|
2
|
Износ наружной поверхности
фланца
|
140+0.022 -0.018
|
Менее 139.8
|
139.8
|
Наплавка под слоем флюса
|
3
|
Биение торцевой поверхности
фланца
|
0.1
|
Более 0.1
|
0.1
|
Проточить до размера не
менее 9.5мм
|
4
|
Биение шейки под шестерню и
шкив коленчатого вала
|
0.03
|
Более 0.05
|
0.05
|
Наплавка, нарезание новых
канавок
|
5
|
Износ шейки под шестерню и
шкив коленчатого вала
|
46+0.025 -0.050
|
Менее 45.92
|
45.92
|
Наплавить
|
6
|
Износ отверстий под подшипник
|
52+0.008 -0.040
|
Более 52.01
|
52.01
|
Наплавка, черновое точение,
чистовое точение
|
7
|
Износ отверстий под болты
крепления маховика
|
14+0.035
|
Более 14.06
|
14.06
|
Развернуть под ремонтный
размер в сборе с маховиком
|
8
|
Износ коренных шеек
|
75-0.013
|
74.987
|
-
|
Шлифовать до ремонтного
размера, браковать при размере менее 73,98 мм
|
9
|
Износ шатунных шеек
|
65.5-0.13
|
65.487
|
-
|
Шлифовать до ремонтного
размера, браковать при размере менее 63.487
|
10
|
Сколы и трещины лобового
размера и любого расположения
|
-
|
-
|
-
|
Браковать
|
11
|
Износ торцевых поверхностей
первой коренной шейки
|
32+0.160 -0.075
|
-
|
-
|
Использовать заднюю шайбу
упорного подшипника коленчатого вала ремонтного размера , Браковать при
размере более 32.62 мм
|
12
|
Износ торцевых поверхностей
шатунных шеек
|
58+0.12
|
-
|
58.32
|
Браковать при размере более
58,32
|
2. Расчётно-технологическая часть
.1 Обоснование размера производственной партии
Величина (х) производственной партии деталей определяеться ориентировочно
по формуле:
, (2.1)
(2.2)
Где
N= 8000 - производственная программа изделий в год;
n=1 -число
деталей в изделии;=5 -необходимый запас деталей в днях для обеспечения
непрерывности сборки;
Фдн
= 253 -число рабочих дней в году
.2
Выбор рационального способа восстановления детали
Для
выбора способов устранения возможных дефектов коленчатого вала автомобиля ЗИЛ -
4333 проанализируем различные способы восстановления деталей и остановимся на
тех способах, которые являются наиболее приемлемы по следующим основаниям:
)
по технико - экономическим показателям. К ним относятся: удельный расход
материала. Удельная трудоёмкость наращивания, подготовительно - заключительная
обработка, коэффициенты производительности процесса, удельная себестоимость
восстановления, показатель технико - экономической оценки, удельная
энергоемкость.
)
по показателям физико - механический свойств. К ним относятся коэффициенты:
износостойкости, выносливости, долговечности, сцепляемости, микротвердость.
Технические
и технологические возможности различных способов восстановления коленчатых
валов автомобиля ЗИЛ - 4333 и рекомендуемая область их применения приведены в
характеристике способов восстановления деталей автомобилей.
Проанализировав
вышеуказанную характеристику приходим к следующему заключению, что наиболее
приемлемым способом восстановления для нашего коленчатого вала является
наплавка под слоем флюса.
Основанием
для выбора данного способа восстановления послужили следующие показатели:
)
вид основного материала изношенной детали:
стал
45, HRC 52…62;
)
вид поверхности восстановления:
наружное
цилиндрическое;
)
материал покрытия:
железнение;
)
минимально допустимый размер диаметра восстанавливаемой поверхности:
наружный
44…45
внутренний
250 мм
)
обеспечиваемая толщина:
минимальная
1,5…20
максимальная
3…4
)
сопряжения и посадки восстанавливаемой поверхности:
подвижные
и не подвижны.
)
виды нагрузки на восстанавливаемою поверхность:
детали,
работающие в условиях граничной смазки и больших нагрузок
)
виды нагрузок на восстанавливаемою поверхность:
все
виды нагрузок.
Таблица
2 Выбор рационального способа восстановления детали
№
|
Наименование дефекта
|
Возможный способ устранения
|
Принятый способ устранения
|
1
|
Износ торцевой поверхности
первой коренной шейки
|
Использовать заднюю шайбу
упорного подшипника коленчатого вала ремонтного размера
|
Выбираем единственный
способ, браковать при размере более 32.62 мм
|
2
|
Сколы и трещины
|
Возможности устранения нет
|
Браковать
|
3
|
Износ торцевых поверхностей
шатунных шеек
|
Возможности устранения нет
|
Браковать
|
4
|
Износ шатунных шеек
|
Шлифовать до ремонтного
размера
|
Шлифовать до ремонтного
размера, с установкой ремонтных вкладышей
|
5
|
Износ коренных шеек
|
Шлифовать до ремонтного
размера
|
Шлифовать до ремонтного
размера, с установкой ремонтных вкладышей
|
6
|
Износ отверстий фланца вала
под болты крапления маховика
|
1Рассверлить до ремонтного
размера, на маховике нарезать резьбу большего размера 2 Наплавка, сверление,
нарезание резьбы
|
Рассверлить до ремонтного
размера, на маховике нарезать резьбу большего размера
|
7
|
Износ отверстия под
подшипник
|
1Поставить втулку.
2Наплавление, точение
|
Установка втулки
|
8
|
Изгиб вала
|
Правят коленчатые валы
статическим нагружением в холодном состоянии под прессом.
|
Правка под прессом
|
9
|
Биение шейки под шестерню и
шкив
|
Наплавка
|
Наплавка
|
10
|
Износ шейки под шестерню и
шкив
|
Наплавка
|
Наплавка
|
11
|
Биение торцевой поверхности
фланца
|
Проточить до размера не
менее 9.5мм
|
Проточить до размера не
менее 9.5мм
|
12
|
Износ торцевой поверхности
фланца
|
Накатать
|
Накатать
|
2.3 Последовательность операций технологического процесса
Разработку технологического процесса восстановления коленчатого вала
двигателя автомобиля ЗИЛ - 4333 необходимо начать с выбора восстановления
технологической базы для обработки. При это необходимо выполнять следующие
общее требования:
) поверхность, являющиеся базовыми, обрабатываются в первую очередь;
) поверхность, связанные с точностью взаимного расположения
обрабатываются с одной установки;
) в качестве технологических баз использовать те же поверхности, что и
при изготовлении;
) стремится соблюдать требования постоянства баз при обработке всех или
большинства поверхностей детали;
) при выборе основных технологических баз необходимо использовать рабочие
поверхности детали;
) при выборе вспомогательных технологических баз выбирают неизношенные
детали.
Базовые поверхности следует выбирать с таким расчётом, чтобы при
установке и замене деталь не смещалась с приданного местоположения и не
деформировалась под воздействием сил резания и усилий закрепления. При выборе
баз необходимо учитывать:
по возможности выбирать те базы, которые использовались при изготовлении
детали;
базы должны иметь минимальный износ;
базы должны быть жестко связаны точными размерами с основными
поверхностями детали, влияющими на работу в сборочной единице.
Дефект
|
Способ устранения
|
№опер ации
|
Наемен. Операции
|
Установочная база
|
Износ торцевой поверхности
первой коренной шейки
|
Использовать заднюю шайбу
упорного подшипника коленчатого вала ремонтного размера
|
1 2
|
Слесарная Изготовление
шайбы Установка Установка шайбы
|
Торцевая поверхность
|
Износ шатунных шеек
|
Шлифовать до ремонтного
размера, с установкой ремонтных вкладышей
|
1 2
|
Токарная Шлифовка шейки
Установка Установка ремонтного вкладыша
|
Наружная цилиндрическая
поверхность
|
Износ коренных шеек
|
Шлифовать до ремонтного
размера, с установкой ремонтных вкладышей
|
1 2
|
Токарная Шлифовка шейки
Установка Установка ремонтного вкладыша
|
Наружная цилиндрическая
поверхность
|
Износ отверстий фланца вала
под болты крапления маховика
|
Рассверлить до ремонтного
размера, на маховике нарезать резьбу большего размера
|
1
|
Сверление Сверление
отверстия большего диаметра Слесарная Нарезание резьбы
|
Внутренняя цилиндрическая
поверхность
|
Износ отверстия под
подшипник
|
Изношенные места посадки
подшипников можно восстановить при помощи дополнительной втулки. Втулка
запрессовывается в изношенное место посадки подшипника, затем втулка
растачивается под рабочий размер подшипника
|
1. 2.
|
Слесарная изготовление
заготовки; токарная свертывание втулки; снятие фаски; подготовка
ремонтируемого отверстия под втулку; растачивание отверстия; установка втулки
в ремонтируемое отверстие; раскатка втулки; обработка фаски
|
Внутренняя цилиндрическая
поверхность
|
Изгиб вала
|
Правка под прессом
|
1 2
|
Разборочные Снятие с вала
всех пробок Слесарная Правка под прессом
|
Наружная цилиндрическая
поверхность
|
Биение шейки под шестерню и
шкив
|
Наплавка под слоем флюса
|
1 2 3
|
Токарная Придание
геометрической формы Наплавочная Наплавка под слоем флюса Токарная Шлифование
под размер
|
Наружная цилиндрическая
поверхность
|
Износ шейки под шестерню и
шкив
|
Наплавка под слоем флюса
|
1 2 3
|
Токарная Придание
геометрической формы Наплавочная Наплавка под слоем флюса Токарная Шлифование
под размер
|
Наружная цилиндрическая
поверхность
|
Биение торцевой поверхности
фланца
|
Точение по ремонтный размер
|
|
Токарная Придание
геометрической формы Наплавочная Наплавка под слоем флюса Токарная Шлифование
под размер
|
Наружная цилиндрическая
поверхность
|
2.4 Расчёт припусков на механическую обработку
После назначения последовательности операций и выбора базовых
поверхностей необходимо сделать расчет припусков на обработку. Определение
припусков необходимо для дальнейшего расчета режимов резания. Правильно
выбранные операционных припусков влияют на качество обработки и себестоимости
ремонта деталей.
Ориентировочные значения припусков при разных видах обработки (мм): (на
сторону)
точение черновое 0,2-2,0
чистовое 0,1-0,2
шлифование черновое 0,1-0,2
чистовое 0,01-0,06
-
наплавка 0,6
хонингование
0,01-0,015
.
Определить припуск на обработку отверстия под подшипник.
Номинальный
диаметр
Диаметр
изношенного отверстия
Перед
напылением деталь шлифуют для придания отверстию правильную геометрическую
форму.
С
учетом точения максимальный диаметр отверстия составит:
(2.3)
(мм);
где- припуск на чистовую обработку точением.
Минимальный диаметр отверстия после наплавки должен быть:
(2.4)
(мм),
где- припуск на обработку при запрессовке;
- припуск
на черновое шлифование;
- припуск
на чистовое шлифование;
(мм) (2.5)
.5
Выбор оборудования, режущего и измерительного инструмента
При
выборе оборудования для каждой технологической операции необходимо учитывать
назначение обработки, габаритные размеры деталей размер партии обрабатываемых
деталей, расположение обрабатываемых поверхностей, требования к точности и
качеству обрабатываемых поверхностей.
Для
обработки деталей, восстанавливаемых наплавкой под слоем флюса, чаще всего
применяют абразивную обработку, на станке для перешлифовки шеек коленчатых
валов модели 3Д4230.
Для
проверки и правки используется универсальное приспособление. Изгиб правится на
гидравлическом прессе PH 2500 до устранения дефекта. Для контроля используют
станок для определения радиального биения.
Для
шлифование шеек используют круглошлифовальные станки 3А432 с шлифовальными
кругами 15А40ПСТ1Х8К. Размеры контролируются микрометром с ценой деления 10
мкм.
Таблица
№4 План технологической операции по восстановлению отверстия под подшипник
Наименование операции
|
Оборудование
|
Приспособление
|
Инструмент
|
|
|
|
Рабочий
|
Измерительный
|
замеряем отверстие
|
|
|
|
Штангенциркуль ШЦ 1-125-01
|
Придание геометрической
формы отверстию под подшипник
|
Токарно-винторезный станок
модели 163
|
Поводковый патрон с
поводком
|
Проходной резец с
пластинкой Р 18
|
Штангенциркуль ШЦ 1-125-01
|
Изготовление ремонтной
втулки
|
Токарно-винторезный станок
модели 163
|
Спецприспособление
|
Станок
|
|
Запрессовка втулки
|
Ручной инструмент для
запрессовки втулок
|
Спецприспособление под
диаметр втулки
|
Молоток
|
|
Снятие фасок с торца втулки
|
токарно-винторезный станок
модели 163
|
поводковый патрон с
поводком
|
Проходной резец с
пластинкой Р 18
|
|
Таблица № 5 Краткая характеристика токарно-винторезного станка модели 163
Характеристика
|
Единицы измерения
|
Значение
|
Наибольший диаметр расточки
|
мм
|
340
|
Частота вращения шпинделя
|
об./мин.
|
10-1250
|
Ход поперечного суппорта
|
мм
|
100
|
Входная мощность
|
кВт
|
1,32
|
Выходная мощность
|
кВт
|
0,55
|
.6 Расчёт режимов обработки и норм времени
В курсовом проекте необходимо определить нормы времени на три
разноименные операции.
Норма
времени () определяется по формуле:
(мин)
(2.5)
где
- основное (машинное) время (время, в течение которого
происходит изменение формы и размеров детали), определяется расчетом;
-
вспомогательное время (учитывает время на установку, выверку и снятие детали,
поворот детали, измерение и т.д.), определяется по таблицам. [8.189].
-
дополнительное время (время на обслуживание рабочего места, перерыв на отдых и
т.д.) определяется в пределах (6,5-7,2%) от оперативного времени
¸7,2) (6,5¸7,2) (мин), (2.6)
где
- подготовительно-заключительное время (время на
получение задания, ознакомление с чертежом, доставку детали, наладку
инструмента и т.д.), определяется по таблицам.
x - количество
деталей в партии.
Сумма
основного и вспомогательного времени составляет оперативное время ();
(мин.)
(2.7)
Сумма
основного, вспомогательного и дополнительного времени составляет штучное время
(мин.)
(2.8)
Тогда
(мин). (2.9)
2.6.1
Определение основного времени для работ, наиболее часто встречающихся при
восстановлении деталей:
Для токарных и сверлильных работ:
(мин),
где
- длинна рабочего хода резца (сверла), (мм);
i - число
проходов;
n - частота
вращения детали (сверла), (об/мин.);
S - подача
инструмента за один оборот детали, (мм/об.).
Тогда
(мин)
=2,24(мин),
- вспомогательное время (учитывает время на установку, выверку и снятие детали,
поворот детали, измерение и т.д.), определяется по таблицам. [8.189];
(мин),
Тогда
(мин)
Отсюда
(мин)
Тогда
(мин)
Отсюда
(мин)
Тогда
(мин).
2.6.2 Примеры
ресчета режимов обработки и норм времени.
Диаметры:
(мм), (мм).
Материал:
сталь45 твердость 52 - 62
Оборудование:
Токарно-винторезный станок модели 163
1.Расчет припусков (H) на
обработку:
(мм),
отсюда
(мм)
.Подача
(мм/об); (3.66)
.Рекомендуемая
скорость резания по (3.тб.11):
=
17(м/мин).
Корректируем
скорость резания с учетом условий обработки:
(м/мин),
где
=1,67 - коэффициент, учитывающий механические свойства обрабатываемого
материала (3.тб.12);
=1 - коэффициент,
учитывающий состояние поверхности заготовки [3.тб.14];
=1,7 - коэффициент,
учитывающий вид материала режущей части инструмента [3.тб.15];
=1 - коэффициент,
учитывающий вид обработки [3.тб.16],
тогда
(м/мин).
.Определим
частоту вращения шпинделя станка:
,
Тогда
(об/мин)
Принимаем частоту вращения шпинделя, n=300 (об/мин) - по паспорту станка.
1. Расчет режимов обработки
(мм)
где y=12 (мм) [3.тб.64],=15
(мм) - длина
тогда
(мм)
.Расчет
основного времени:
, тогда
(мин).
7.Расчет вспомогательного времени:
(мин)
Где
= 0,50 (мин) - время на установку и снятие детали,
[3.тб.42];
=0,7
(мин) - время связанное с переходом, [3.44];
Тогда
(мин)
8. Расчет дополнительного времени:
(мин)
Где
К = 8% [3.141], дополнительное время в процентном отношении к оперативному
времени,
Тогда
(мин)
9. Расчет штучного времени:
, тогда
(мин)
Принимаем
=1.4 (мин)
2.7 Расчет
трудоемкости работ на участке
Годовой объем работ - это суммарная трудоемкость выполнения годовой
производственной программы
(мин)
где
- трудоемкость восстановительного ремонта i-го
дефекта, определяемая как сумма норм времени на каждую операцию
восстановительного ремонта (мин);
N - годовая
производительная программа (шт);
Тогда
(мин)=3507(час),
.8 Расчет
количества производственных рабочих
(чел)
Где
- годовой фонд времени штатного рабочего (час.);
(час.)
-
количество рабочих дней в году;
- число
дней отпуска, установленного для данной профессии [1.173];
= 3 (дня)
- число дней невыхода на работу по уважительным причинам;
=8 (час.)
- продолжительность смены при пятидневной рабочей неделе.
(час.),
тогда
.9 Расчет
количества основного оборудования (Хоб)
,
Где
(час.)- фонд времени работы оборудования.
Тогда
(час).
Из
общего числа оборудования:
Поз.
|
Наименование
|
Тип, марка, модель
|
Кол-во
|
Техническая характеристика;
габаритные размеры
|
Примечание (м2)
|
1
|
Токарно-винторезный станок
|
163
|
1
|
3530 Х 1520 Х 1290
|
5,3
|
2
|
Верстак слесарный
|
|
1
|
1900х686х845,
|
1.3
|
3
|
Шкаф для одежды
|
ШРК-22-600
|
1
|
1850х600х500
|
1.1
|
4
|
Набор инструментов
|
S 1012 M
|
1
|
600x500
|
0.3 в верстаке
|
5
|
Стеллаж для деталей
|
СТ-032
|
2
|
600x2100
|
1.26
|
6
|
Ручной инструмент для
запрессовки втулок
|
HPW-L TECE 7 200 50 1
|
1
|
|
в верстаке
|
7
|
Круглошлифовальный станок
|
CG-3260AL
|
1
|
1830x1100
|
1,98
|
8
|
Токарный станок
|
Opti D280x700G
|
1
|
1370×640
|
0,88
|
9
|
Сверлильный станок
|
Master VC32
|
1
|
837 х 700
|
0,59
|
10
|
Заточной станок
|
AG 125
|
1
|
750х440
|
0,33
|
11
|
Ларь для обтирочных
материалов
|
|
1
|
1000×500
|
0,5
|
12
|
Ящик с песком
|
|
1
|
1000×500
|
0,5
|
|
ИТОГО
|
|
|
|
13.74
|
.10 Расчет
площади и планирование участка с расстановкой оборудования
Площадь
производственного участка определяется суммарной площадью занятой оборудованием
- (м2), и коэффициентом плотности расстановки
оборудования - [2.459].
(м2) ,
(м2)
.11 Общая
характеристика участка
Общая характеристика участка:
назначение (восстановление);
вид выполняемых работ (слесарные, станочные);
тип производства (серийный);
-
сменность работы 1 смена;
численность
рабочих: 2 (чел)
производственная
площадь: 72(м2)
Рабочие
места:2
.12 Охрана
труда и окружающей среды
.12.1 Расчет
естественного и искусственного освещения
Световая площадь оконных проемов участка:
();
где
- площадь участка (м2);
-
световой коэффициент [1.204];
Тогда
(м2)
Общая
световая мощность ламп:
(Вт),
где
Q - продолжительность работы электрического освещения в
течение года, (Q=2100час);
R - норма
расхода электроэнергии, принимают равной 15-20 (Вт/м2×час);
- площадь
участка (м2);
Тогда
(вт)
.12.2 Расчет
вентиляции
В зависимости от характера производственного процесса выбирают вид
вентиляции, которая может быть общеобменной или местной.
Исходя из объема помещения и кратности обмена воздуха согласно [1.204]
определяется производительность вентилятора.
(м3/час);
где
V - объем участка (м3);
V=72x2.8=201.6
(м3)
k - кратность
обмена воздуха (1/час);
к=5
(1/час);
тогда
(м3/час)
.12.3 Техника
безопасности, производственная гигиена и санитария
Оборудование, инструмент и приспособления должны в течение всего срока
службы соответствовать требованиям безопасности и правильности контроля
измерения по ГОСТ 12.2.003-74 и ГОСТ 12.2.027-80.
Оборудование устанавливают на фундаменты и крепят болтами. Опасные места
ограждают. Все пульты управления заземляют и зануляют. Пуск нового оборудования
производят только после приема его комиссией с участием работников службы
охраны труда.
Стационарные, переносные станки и стенды (сверлильная машина) должны
приводиться в действие и обслуживаться только теми лицами, за которыми они
закреплены. Приводить в действие станки и работать на них другим лицам не
допускается.
Ремонт указанных станков и стендов должен выполняться специально
назначенными лицами. Электрический инструмент должен быть надежно заземлен и
поддерживаться в исправном состоянии. Пользоваться инструментом не по его
назначению запрещается.
Запрещается:
• отвлекаться от выполнения прямых обязанностей;
• выходить из помещения при работающем оборудовании;
• передавать управление станком лицам, не имеющим на это разрешение.
При прекращении подачи электроэнергии рабочий должен отключить станок от
сети.
По окончании работ рабочий обязан:
выключить станок и произвести его уборку;
сделать необходимые записи в журнале приема и сдачи смены.
Электробезопасность
Опасность поражения электрическим током специфично, поскольку напряжение
не может быть обнаружено на расстоянии без специальных приборов.
К способам защиты от поражения электрическим током относят: заземление,
зануление, маленькое напряжение, разделение сетей, защитное отключение
(автоматическое) и т.п.
Пожарная безопасность
Причинами возникновения пожаров и возгораний может быть: неосторожное
обращение с огнем и инструментом, неисправность отопительных приборов,
проводки, оборудования.
Для обеспечения пожара безопасности запрещается :
• Загромождать ворота, проходы, проезды к местам расположения пожарного
инвентаря и оборудования.
• Пользоваться открытым огнем, курить.
• Держать в цех
Заключение
В процессе выполнения курсовой работы были углублены и закреплены знания
по дисциплине. Был выполнен расчёт для определённого задания и получены
практические знания по проектированию процесса восстановления детали
автомобиля. В соответствии с заданием на курсовую работу разработан
технологический процесс восстановления коленчатого вала ЗИЛ 4333 и выбрано
необходимое техническое оборудование, а также рассчитаны режимы и нормы времени
на механическую обработку.