Организация рекламной деятельности предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,49 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация рекламной деятельности предприятия

Содержание

Введение

. Сущность и цели рекламной деятельности

.1 Рекламодатели

.2 Рекламные агентства

.3 Средства рекламы

. Виды рекламы

.1 Реклама по телевидению

.2 Реклама в периодических изданиях

.3 Реклама по радио

.4 Другие виды рекламы

. Организация рекламной деятельности

.1 Подход фирм к организации рекламы

.2 Работа рекламного агентства

.Орбщее ознакомление с организационной структурой торговой организации. Охрана труда

.1 Организационно-правовая структура торговой организации

.2 Охрана труда в торговой организации

.Устройство и технологическая планировка организации

.1 Режим работы торговой организации

.2 Технологическая планировка торгового зала организации

.Организация и технология работы торговой организации

.1 Организация и технология продажи товаров и обслуживание покупателей

. Сущность и особенности труда в торговой организации.

. Анализ планировки торгового зала

.Хранение товаров и тары в торговой организации

9.1 Понятие хранения товаров

.2 Условия хранения товаров

.3 Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения

Заключение

Список использованных источников

Введение

С развитием экономики и рынка в стране всё более увеличивается предложение самых различных товаров и услуг. Такой рост, естественно, вызывает ужесточение свободной конкуренции на рынке. Свободная, честная и развитая конкуренция на рынке товаров и услуг, конечно же, благоприятна для потребителя и для экономики, так как развивает производство. Но в таких условиях предприятию становится сложнее продвинуть на рынок свой товар или услугу, сделать ее востребованной на фоне огромного количества подобных предложений (здесь речь не идет о монополии).

В подобных условиях предприятиям необходимо не только повышать привлекательность товаров и услуг путем, например, повышения их качества и снижения цены, но и путем привлечения к внимания потребителя к своему предложению товара или услуги. Особенно это актуально в период разразившего мирового финансового кризиса, когда предприятиям нужно выживать в тяжелых условиях. Такое возможно с помощь рекламы. Реклама является очень эффективным инструментом для повышения спроса на товары услуги. Сейчас успешному предприятию просто необходима эффективная организация рекламной деятельности. В этом и выражается актуальность темы данной работы.

Целью данной курсовой работы является изучение аспектов организации рекламной деятельности предприятия, ее особенностей. Также, в работе необходимо изучить саму сущность рекламной деятельности и виды современной рекламы, оценка ее эффективности.

На пути к достижению целей данного курсового исследования необходимо определить его задачи, основными из которых являются:

изучить сущность понятие и основные цели рекламной деятельности;

выявить основные средства рекламы;

рассмотреть некоторые виды рекламы;

рассмотреть особенности организации рекламной деятельности на предприятии;

изучить различные подходы фирм к организации рекламной деятельности;

рассмотреть сам процесс разработки рекламной программы;

подвести итоги работы и сделать общие выводы по курсовому исследованию.

Исходя из задач определяются структура данной курсовой работы. В работе 3 главы. В Первой рассматривается сущность, цели рекламной деятельности, во Второй - виды рекламы, в Третьей главе затрагиваются вопросы организации рекламной деятельности. В заключении будут подведены итоги и сделаны и выводы. В процессе раскрытия темы данной курсовой работы, в качестве инструмента для добывания фактического материала используются различные научные методы. В частности метод анализа, синтеза и метод изучения и анализа научной литературы.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования данной работы в дальнейшей деятельности на практике, например при разработке конкретной рекламной кампании в организации, оценке наиболее эффективных видов рекламы в конкретном случае.

Основными теоретическими источниками при написании данной работы служили российские и некоторые иностранные издания, касающиеся рекламы и организации рекламной деятельности на предприятии. Наиболее полно тема организации рекламной деятельности освещается в следующих изданиях: Филип Котлер, Гари Армстронг Основы маркетинга; Сагинова О.В., Федюнин Д.В., Хапенков В.Н. Организация рекламной деятельности; Толкачев А. Н. Реклама и рекламная деятельность в России. Закон и практика; Хапенков В. Н., Сагинова О. В., и др. Организация рекламной деятельности; Ромат Е. В. Реклама и некоторые другие.

1. Сущность и цели рекламной деятельности

Рассмотрим сущность рекламы и рекламной деятельности. Почему же на рекламу выгодно тратить деньги, реально ли она необходима для продвижения на рынок товара или услуги? Попытаемся в этом разобраться далее.

Прежде всего, дадим определение понятию рекламы. Рекламой называется (от латинского слова reclamo - "выкрикиваю") - открытое оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг о качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы. Реклама - одна из важнейших составляющих маркетинга, форма коммуникации между продавцами и возможными покупателями предлагаемого к продаже товара .

Рекламной деятельностью называют специализацию, предполагающую распространение массовой информации, побуждающую к оперативному отклику.

Сущность рекламы заключена в том, что она стимулирует спрос на предлагаемые товары или услуги. Механизм действия рекламы очень прост - потенциальный покупатель, услышав (увидев) о каком-либо товаре, которого у него нет, сразу захочет его купить, разумеется, при наличии денег. Хотя и наличие полной суммы для покупки товара или услуги не совсем обязательно с развитой системой потребительских кредитов.

Возможна также реклама, преследующая сразу две цели. Первой целью является создание спроса на товар у его потенциальных потребителей. Вторая же цель - привлечение оптовых покупателей, которые бы распродавали товар в розницу (пример тому популярная сейчас косметика "Oriflame").

Следует отметить, что реклама настолько сильное средство, что она может помочь продать совершенно плохого качества, неконкурентоспособный товар или позволит продать услугу, которая тоже не обладает хорошим качеством. В этом заключена, на взгляд автора, отрицательная сторона рекламы.

К сожалению, потребители очень часто сталкивается с некачественной и назойливой рекламой, которая ничего, кроме раздражения, не вызывает. Поэтому необходимо помнить, что рекламное дело - это тоже искусство.

Реклама бывает нескольких типов.

Информативная реклама. Преобладает в основном на этапе выведения товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса .Так, производителям йогурта нужно было сначала проинформировать потребителей о питательных достоинствах и многочисленных способах использования продукта.

Увещевательная реклама - приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Например, рекламный ролик по телевидению, который пытается убедить, что новый майонез "Мистер Рикко" на основе перепелиных яиц не влияет на повышение веса, обладает хорошим вкусом и видом.

Сравнительная реклама стремиться утвердить преимущество одной марки за счет конкретного сравнения ее с одной или несколькими марками в рамках данного товарного класса.

Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости, для того чтобы заставить потребителя вспоминать о товаре. Цель дорогих объявлений "Кока-колы" в журналах - напомнить людям о напитке, а вовсе не в том, чтобы проинформировать или убедить их.

Подкрепляющая реклама стремиться уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора. В рекламных объявлениях на автомобили часто фигурируют довольные покупатели, восторгающиеся той или иной особенностью купленной машины.

Сфера деятельности рекламы довольно широка. Она включает в себя

А) изучение потребителей, товара или услуги, которые предстоит рекламировать;

Б) стратегическое планирование в смысле постановки целей, определение границ рынка, обеспечения ассигнований и разработки творческого подхода и планов использования средств рекламы;

В) принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы, разработке графиков публикаций и трансляции объявлений;

Г) составление объявлений, включая написание текста, подготовку макета, видеоролика, Интернет - баннера, художественного оформления, и их производство.

Следует иметь в виду, что реклама является платной и личность плательщика известна. Хорошо это или плохо, но, сталкиваясь с объявлением, мы сразу узнаем, кто именно пытается продать нам товар или услугу. И, само собой разумеется, что рекламодатель оплатил время или место, использованные для открытой попытки уговорить нас. Ведущие рекламодатели тратят до 600 миллионов долларов ежегодно, станет понятнее, насколько серьезна гонка за ускользающим потребителем.

Следует отметить, что реклама - деятельность многофункциональная .Она служит многим хозяевам для достижения множества целей. Мы с вами рекламируем продажу гаража или, к примеру, велосипеда. Розничные торговцы рекламируют продаваемые ими товары или услуги по обычным ценам или по ценам "ниже розничных". Сообщая об открытиях, годовщинах или новых сотрудниках. Делают акцент на ценах или престиже, на скидках или первосортных товарах, на новинках или модной старине. А то и просто поздравляют нас с праздником или просят ездить осторожнее.

Производители дают рекламу, чтобы побудить нас покупать их товары или услуги у розничных торговцев. Или действуют напрямую, торгуя на основе почтовых заказов или с помощью коммивояжеров. Деловые предприятия адресуют свою рекламу деловым предприятиям с целью продажи химикатов, оборудования, услуг или правительству, предлагая мощности для производства танков и т.д. Правительство рекламирует продажу облигаций, идею рационального использования энергоресурсов, идею службы в вооруженных силах. Местные органы власти дают рекламу, чтобы подтолкнуть развитие туризма (или ограничить его), привлечь к себе промышленные предприятия, популяризовать идею массовых транзитных перевозок через свою территорию или внушить землякам чувство гордости. Не коммерческие организации призывают в рекламе активно поддерживать того или иного политического кандидата или выступать против него, охранять дикую природу или просто род человеческий.

Реклама как процесс из четырех составляющих , далее рассмотрим эти составляющие подробнее

1.1 Рекламодатели

Рекламодатели - весьма разноликая "компания". Это производители, розничные торговцы, оптовые торговцы, фирмы услуг, дистрибьюторы, профсоюзы, частные лица и многие, многие другие. Рекламодатели оплачивают счета, а сегодня этих счетов ежегодно набирается более чем на 65 млрд. долл. [10, с. 188] Соотношение между основными типами рекламодателей выглядит следующим образом:

Сегодняшняя розничная реклама, вероятно, гораздо больше общенациональной подходит к понятию "рыночная информация".

Благодаря своей регулярности, акценту на ценах и сведениях о местах продажи товаров в округе розничная реклама стала для многих путеводителем по магазинам.

1.2 Рекламные агентства

Если выражаться официальным языком, то рекламные агентства - это "независимые предприятия", состоящие из творческих работников и коммерсантов, которые разрабатывают, готовят и размещают рекламу в средствах рекламы для заказчиков, стремясь найти покупателей для своих товаров или услуг.

Как правило, агентства предлагают потенциальным клиентам услуги самых разных специалистов, среди которых текстовики, художники, продюсеры телевидения и радио, специалисты по рекламным средствам, исследователи и т.д.

Так в рамки приведенного выше определения укладываются более 5,5 тыс. американских агентств, обслуживающих компании, которые занимаются общенациональной, межнациональной и местной рекламой.

В основном к услугам рекламных агентств прибегают общенациональные рекламодатели, поскольку многие розничные торговцы либо готовят свою рекламу сами, либо используют возможности, предоставляемые местными газетами, радио или телевизионными станциями.

1.3 Средства рекламы

Подобно всем нормальным людям, специалисты рекламы смотрят телевизор, слушают радио, читают газеты и журналы, пользуются сетью Интернет. Но как профессионалы они рассматривают средства массовой информации в качестве носителей, доставляющих рекламные обращения аудитории, собранной благодаря основному материалу, который предлагают радио и телеканалы, газеты или журналы. Поскольку доходы журналов и газет на 60 - 70%, а доходы телевидения и радио почти на все 100% состоят из поступлений за рекламу, рекламодателей и их агентства всячески ублажают и подкармливают, не жалея на это огромных затрат времени и усилий.

Таким образом, журналы, газеты, телевизионные и радиостанции обычно привлекают нужную аудиторию своим не рекламным содержанием, а рекламодатель получает возможность обратиться именно к этой аудитории [12, с. 201]. Прочим средствам рекламы, чтобы привлечь внимание определенной аудитории, приходится полагаться исключительно на само рекламное обращение. Важную роль связующего звена между рекламодателями и потенциальными покупателями играют, в частности прямая почтовая реклама, плакаты, щиты, рекламные планшеты в общественном транспорте и рекламное оформление торговых помещений.

Реклама - это, прежде всего, форма массового увещевания, и вступить в контакт с аудиторией ей помогают средства массовой информации.

И что касается потребителей рекламы. Будучи потребителями рекламы, мы, вероятно, сознаем, что по ряду важных признаков она отличается от других знакомых нам средств коммуникации. Во-первых, рекламе присуща повторяемость. Мы не только снова и снова видим рекламу одного и того же рекламодателя, но и многократно встречаем одно и то же объявление. И это, конечно, соответствует замыслу рекламодателя.

Во-вторых, мы часто воспринимаем рекламу в антагоничном окружении. Одни рекламодатели призывают тратить, другие - экономить, одни - курить, другие - бросить курить. И, конечно же, большинство из них хочет, чтобы мы что-то предприняли в отношении конкретной марки товара или конкретного магазина.

И, наконец, реклама воспринимается как часть нашей повседневной общедоступной культуры. Многое, о чем рассказывают рекламные объявления, мы воспринимаем "как должное", хотя во многих других видах коммуникации это показалось бы нам странным и несуразным.

2. Виды рекламы

.1 Реклама по телевидению

Рассмотрим виды рекламы.

На данный момент реклама по телевидению - это самый дорогой и в то же время самый эффективный вид рекламы. Немногие фирмы могут позволить себе такую рекламу: только примерно 0.1-0.3% всех зарегистрированных предприятий могут заказать себе такой вид рекламы. Цена рекламы по телевидению зависит от передачи, в которой она размещена, и от времени трансляции, и может достигать десятки тысяч рублей за минуту эфирного времени.

Эффективность и стоимость рекламы обычно коррелированны, имеет место прямо пропорциональная зависимость между этими величинами. У зрителей, и, следовательно, рекламодателей, наиболее популярны вечерние телепередачи (так называемы "Прайм Тайм") с 20 до 24 часов вечера, т.к. почти 90% всех семей, имеющих телевизор, смотрят его в это время. Реклама же днем на порядок менее эффективна, потому что обычно ее увидят лишь пенсионеры и неработающие инвалиды, т.е. те категории населения, которые не очень платежеспособны. Впрочем, если реклама нацелена на эту категорию людей - это неплохое время для размещения рекламы.

Вполне очевидно, что эффективность рекламы также зависит от того, в какой телевизионной передаче она помещена, т.к. от этого зависит аудитория программы, которая и решает судьбу вашей рекламы. Например, нет смысла рекламировать пенсионный фонд в молодежной музыкальной передаче или шампунь "Fruttis" в передаче "Парламентский час".

Также имеет значение телевизионный канал, на котором помещают ролик: например, первый канал принимается почти на всей территории бывшего СССР, что обеспечивает огромную аудиторию, а канал ТНТ, например, обеспечивает лишь несколько миллионов зрителей.

В общем случае, эффективность рекламы пропорциональна количеству телезрителей, ее смотрящих, и обратно пропорциональна стоимости рекламы:

[E] = чел/руб.,

де Е - коэффициент пропорциональности.

На самом деле учет эмпирических коэффициентов очень труден, поэтому используется простая зависимость.

Для телевизионной рекламы характерна высокая информационная насыщенность роликов, потому что в несколько секунд ролика необходимо вместить как можно больше информации и показать привлекательность товара, услуги.

С точки зрения эффективности рекламы выгодно запускать различные рекламные ролики для рекламы одного и того же товара - разумеется, при наличии достаточного количества денег - но с каким-либо объединяющим звеном, чтобы телезритель мог узнать конкретную фирму, а в противном случае рекламные ролики быстро приедаются. Например, очень успешна реклама фирмы Procter&Gamble.

В доказательство того, что телевизионная реклама оказывает большое влияние на умы телезрителей, приведу тот факт, что про героев роликов народ сочиняет анекдоты (правда чаще всего обидные и даже злые), а ведь такой чести удостаивались лишь высокопоставленные чиновники и народные герои.

Таким образом, телевизионную рекламу следует признать эффективным средством, разумеется, при достаточном финансировании.

В заключении следует отметить, что те передачи, которые мы смотрим по телевидению, живут в основном на средства, полученные от рекламы.

2.2 Реклама в периодических изданиях

По величине этот рынок второй после рынка телевизионной рекламы по объему продаж.

Рекламу в периодической прессе следует разделять на 3 вида:

реклама в обычной газете, преимущественно информационной. Покупатель газеты платит за информацию, содержащуюся в газете, и рекламу он считает неприятным, но необходимым дополнением к информации. Так что перебарщивать здесь с рекламой не следует.

реклама в специально предназначенной для рекламы газете. Если покупатель купил эту газету, значит, он сознательно хочет почитать рекламу, посему никаких ограничений на количество рекламы нет.

реклама в бесплатной газете. Это самый оптимальный вариант и для рекламодателей, и для покупателей.

Стоимость этого вида рекламы сравнительно невысока, порядка 1000 - 3000 долларов за газетный лист и ее себе могут позволить и не очень богатые компании. Цена зависит, конечно же, от популярности и тиража издания.

Очень хорошо работает реклама, закамуфлированная в якобы информационной статье . Читатель читает ее, как информационную, не подозревая, что она что-то рекламирует. Правда, здесь необходима личная договоренность с журналистом.

Более эффективно помещать рекламу не на отдельных рекламных листах, а среди интересных статей, или в программу телевидения, которая, как всегда, всем интересна.

2.3 Реклама по радио

Реклама по радио - сравнительно недорогая, и даже частные лица могут себе ее позволить (примером тому могут послужить частные объявления по радио). Однако, эффективность такой рекламы вызывает подозрение, так как радио слушают очень немногие. В основном, как правило, автомобилисты, стоящие в пробках. Исключение здесь составляют музыкальные программы, которые слушают и в дороге, и в поле, и на работе.

Впрочем, реклама по радио намного более эффективна за пределами больших городов. Например, в деревне или в маленьком городке радио - это единственная отрада для населения, так как там телевизионное вещание развито слабо, правда, там не очень хорошо развит товарный рынок, так что реклама малоэффективна.

Итак, реклама по радио наиболее эффективна в комплексе с другими рекламными мероприятия.

2.4 Другие виды рекламы

Помимо рекламы на телевидении, в прессе и на радио существуют и некоторые другие виды рекламы, кстати, иногда не менее эффективные.

Особое место здесь занимает реклама в сети Интернет. Как известно, сейчас наблюдается бурный рост пользователей этой сети. Компьютерная грамотность населения неуклонно растет, это факт. Компьютер и Интернет часто становятся обыденной вещью для людей. В связи с этим, реклама в сети Интернет становится всё более эффективной и действенной. Сейчас для организаций и даже небольших предприятий стало не только модно иметь свой собственный Интернет сайт, но это стало и необходимым для успешной рекламы своих товаров и услуг. Реклама в Интернете, возможно, в скором приблизиться по эффективности с рекламой на телевидении. И это не фантастика. Любое предприятие или частный предприниматель может открыть свой сайт и заняться его "продвижением", повышая его рейтинг и количество посетителей, которые видят рекламу. Преимущество такой рекламы и в том, что она может принимать различные мультимедиа формы (анимированные картинки, видеоролики и т.д.).

Еще существует более примитивный и менее эффективный вид рекламы, как реклама на щитах вдоль улиц, вывески, раздача листовок, календариков на улицах, общественном транспорте и прочее. Такая реклама не столь эффективна, но довольно дешева, что позволяет делать ее даже совсем небольшим предприятиям.

3. Организация рекламной деятельности

.1 Подход фирм к организации рекламы

Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования .

Среди тех, кто тратит деньги на рекламу не только коммерческие фирмы, но и музеи, фонды и различные общественные организации, стремящиеся разрекламировать свои цели перед различными целевыми аудиториями.

У рекламы множество применений. Ею пользуются для формирования долговременного образа организации (престижная реклама), для долговременного выделения конкретного марочного товара (реклама марки), для распространения информации о продаже, услуге или событии (рубричная реклама), для объявления о распродаже по сниженным ценам (реклама распродаж) и для отстаивания конкретной идеи (разъяснительно - пропагандистская реклама).

Основными пользователями рекламы являются частные предприятия, реклама находит применение во всем мире. Реклама - рентабельный способ распространения обращений.

Организации подходят к проведению рекламы по-разному. В мелких фирмах рекламой обычно занимается один из работников отдела сбыта, время от времени вступающий в контакт с рекламным агентством. Крупные фирмы учреждают у себя отделы рекламы.

В процессе разработки программы рекламной деятельности руководству службой маркетинга необходимо принять пять принципиально важных решений. Они перечислены в схеме в Приложении В данной работы.

3.2 Работа рекламного агентства

К услугам рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные собственные рекламные отделы. В агентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективнее, чем штатные сотрудники фирмы. Кроме того, агентства привносят взгляд со стороны на стоящие перед фирмой проблемы, а также богатый разнообразный опыт работы с разными клиентами и в разных ситуациях. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у агентств есть мощный стимул работать эффективно.

Обычно основу рекламного агентства составляют четыре отдела :

творческий отдел, который занимается непосредственно разработкой и производством объявлений;

отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещение объявлений;

исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории;

коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства.

Работой над заказами каждого отдельного клиента руководит ответственный исполнитель, а сотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов одного или нескольких клиентов.

Нередко агентства привлекают к себе новых клиентов благодаря своей репутации или своей величине. Однако, как правило, клиент предлагает нескольким агентствам провести конкурентные презентации, по результатам которых и делает свой выбор.

На условиях деятельности агентств отрицательно сказываются и некоторые тенденции наших дней. Агентства с полным циклом обслуживания сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны агентств с ограниченным циклом услуг, которые специализируются либо на закупках средств рекламы, либо на создании рекламных текстов, либо на производстве рекламных материалов. Коммерческие управляющие завоевывают в рекламных агентствах все больше власти и все настойчивее требуют от творческого персонала большей нацеленности на извлечение прибыли.

Некоторые рекламодатели открыли собственные внутри фирменные рекламные агентства, прекратив, таким образом, долговременную связь со своими разними рекламными агентствами.

3.3 Процесс разработки рекламной программы

Первым шагом в процессе разработки рекламной программы является постановка задач рекламы. Задачи эти могут вытекать из ранее принятых решений о выборе целевого рынка, маркетинговом позицировании и комплексе маркетинга. Стратегия маркетингового позицирования и подход к формированию комплекса маркетинга предопределяют, что именно должна сделать реклама в рамках комплексной программы маркетинга.

Перед рекламой могут поставить множество конкретных задач в области коммуникации и сбыта. Прежде всего, стоит вопрос о разработке бюджета рекламной программы. Ведь от бюджета зависит очень многое.

Определив задачи своей рекламы, фирма может приступать к разработке рекламного бюджета на каждый отдельный товар. Роль рекламы состоит в поднятии спроса на него. И фирма хочет истратить именно столько денег, сколько абсолютно необходимо для достижения показателей сбыта.

Определив задачи рекламы и рекламный бюджет, руководство должно разработать общий творческий подход к рекламе, ее творческую стратегию. В процессе ее создания можно выделить три этапа:

Первый этап - формирование идеи обращения Для генерирования идей, призванных решать поставленные перед рекламой задачи, творческие работники пользуются разными методами. Многие идеи возникают в результате бесед с потребителями, дилерами, экспертами и конкурентами.

Некоторые творческие работники пытаются представить себе, какой из четырех типов вознаграждения - рациональное, чувственное, общественное удовлетворение или удовлетворение самолюбия - покупатели рассчитывают получить от товара и в виде какого переживания. Путем сочетания типов вознаграждения с типами переживаний они в состоянии создать множество разных по своей разновидности рекламных обращений.

Второй этап - оценка и выбор вариантов обращения. Рекламодателю необходимо провести оценку возможных обращений. Обращение должно, прежде всего, сообщить его покупателю нечто желательное или интересное о товаре. Кроме того, оно должно сообщить ему что-то исключительное или особенное, не присущее остальным маркам в данной товарной категории. И, наконец, обращение должно быть правдоподобным или доказуемым.

Третьим этапом является само исполнение обращения. Степень воздействия обращения зависит не только от того, что сказано, но и как именно это сказано. Исполнение может иметь решающее значение, когда речь идет о таких весьма сложных товарах, как моющие средства, сигареты, кофе и пиво. Рекламодателю нужно подать свое обращение таким образом, чтобы оно привлекло внимание и интерес целевой аудитории.

В стилевом отношении любое обращение может быть исполнено в разных вариантах. Рассмотрим их подробнее далее по пунктам.

Акцентирование образа жизни. Делается упор на то, как товар вписывается в определенный образ жизни.

Зарисовка с натуры. Представление одного или нескольких персонажей, использующих товар в привычной обстановке.

Создание фантазийной обстановки. Вокруг товара или его использования создается некий ореол фантазии.

Создание настроения или образа. Вокруг товара создается пробуждаемое им настроение или образ, скажем красоты, любви или безмятежности. Не делают никаких утверждений в пользу товара, кроме косвенно внушаемых.

Мюзикл. Показ одного или несколько лиц или рисованных персонажей, поющих песню о товаре или услуге.

Использование символического персонажа. Создание персонажа, олицетворяющего собой товар или услугу.

Акцент на техническом и профессиональном опыте. Демонстрация технического и профессионального опыта фирмы в производстве конкретного товара или услуги.

Использование данных научного характера. Приводятся различные научные данные, например исследования института РАМН.

Использование свидетельств в пользу товара или услуги. Реклама представляет заслуживающий полного доверия или вызывающий симпатию источник информации, который одобрительно отзывается о товаре.

Следующая задача рекламодателя - выбрать средства распространения для размещения своего рекламного обращения. Процесс выбора состоит из нескольких этапов:

принятие решений о широте охвата, частоте появления и силе воздействия рекламы;

отбор основных видов средств распространения информации;

выбор конкретных носителей рекламы и показатель стоимости рекламы в расчете на 1000 человек;

принятие решений о графике использования средств рекламы.

Необходимо производить постоянную оценку производимой рекламы. Для замеров ее коммуникативной и торговой эффективности исследователи пользуются несколькими методами.

Четвертый этап - замеры коммуникативной эффективности. Замеры коммуникативной эффективности говорят о том, сколь эффективную коммуникацию обеспечивает объявление.

.ОБЩЕЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОХРАНА ТРУДА

.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Я прохожу производственную практику на предприятии ОАО "ГУМ" которое находится по адресу: г. Минск, пр-т Независимости, 21.

ОАО "ГУМ" - один из крупнейших универсальных магазинов г.Минска. Работает с 1951 года. Сегодня здание универмага является памятником архитектуры и градостроительства ХХ века.

Торговая площадь составляет свыше 6500 кв.м. Ежедневно универмаг посещает более 20000 покупателей.

"Товары для всей семьи" - неизменный лозунг ГУМа. Здесь широко представлены товары как для детей, так и для взрослых.

Долгие годы успешной работы универмага позволяют считать ГУМ одним из самых надежных и добросовестных партнеров.

Предлагается большой выбор одежды, обуви, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.

К услугам посетителей уютные кафе и бары, бесплатные и платные дополнительные услуги.

В состав открытого акционерного общества "ГУМ" входят торговые подразделения:

универмаг по пр-ту Независимости, 21 и ул.Ленина, 4, 6, 8

магазин продуктов "Щедрый" г.Минск, ул.Орловская, 31.

магазин "Промтовары" г.Минск, ул.Я.Лучины, 22.

Расположение секций:

Этаж: электра товары, ковры, товары для стола, вино-водочные изделия, украшения, парфюмерия, товары для кухни.

Этаж: игрушки, трикотаж детский, обувь мужская, носки чулки детские, оформление подарков, одежда детская, обувь детская, сорочки, головные уборы, белье детское, картины, экспресс-бар, галантерея, парфюмерия, часы, подарки, галстуки, одежда мужская, канцтовары.

3Этаж: женская одежда, женская обувь, женское бельё, парфюмерия, галантерея, картины, ювелирные изделия, корсетные изделия, женский трикотаж, ткани, подгонка швейных изделий, нитки, пуговицы, постельное бельё.

Филиал: телевизоры, фототовары, спорттовары, беннетон, милавица.

.2 ОХРАНА ТРУДА В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Охрана труда в торговле должна осуществляться в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом и другой нормативной и правовой документацией.

При заключении трудового договора работник и наниматель берут на себя обязательства по охране труда (работник - подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, наниматель - обеспечивать условия труда в соответствии с законодательством, его оплату и т.д.).

Важнейшими документами, регулирующими охрану труда в торговле, являются коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции и положения по охране труда.

Коллективный договор это внутренний нормативный акт, соглашение между администрацией и профсоюзом по вопросам социально-трудовых отношений. В нем содержатся конкретные обязательства администрации по улучшению условий труда и техники безопасности.

Стороны периодически контролируют выполнение договора и принимают оперативные меры по его реализации.

Правила внутреннего трудового распорядка - документ, содержащий порядок приема и увольнения, права и обязанности работников, ответственность за нарушения дисциплины труда, меры поощрения.

Соблюдение установленных на предприятии правил определяется общим понятием - дисциплина труда.

Трудовая дисциплина предполагает четкое выполнение работником установленных правил внутреннего трудового распорядка (своевременное начало и окончание работ, перерывы, нормы поведения и т.п.).

Производственная дисциплина подразумевает своевременное выполнение заданий, бережное отношение к товарно-материальным ценностям, соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарии и пожарной охраны.

Работники, имея право на безопасные условия труда, обязаны строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и дисциплину труда.

Инструкции по охране труда разрабатываются администрацией торговой организации с участием профсоюза и содержат требования по охране труда и технике безопасности.

Работники магазина, не соблюдающие требований инструкции но охране труда, являются нарушителями трудовой дисциплины и могут быть привлечены к административной (замечание, выговор, увольнение), материальной и уголовной ответственности.

Кроме перечисленных на предприятиях торговли должен быть еще целый ряд обязательных документов но охране труда и технике безопасности. Это зависит от размера предприятия, его профиля работы, принадлежности и т.д.

В правилах внутреннего трудового распорядка установлено, что каждый работник обязан пройти обучение (инструктаж) но вопросам охраны труда и техники безопасности.

Различают следующие виды инструктажа, применяемые в торговле:

·вводный - проводится со всеми вновь принятыми на работу (постоянно или временно), со студентами и учащимися-практикантами;

·первичный - на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с наглядным показом безопасных приемов и методов труда. После первичного инструктажа могут быть проведены стажировки не менее двух смен под наблюдением специального работника, назначенного администрацией организации;

·повторный - проводится не реже одного раза в 6 месяцев с целью закрепления и проверки знаний но охране труда;

·внеплановый - проводится при установлении па предприятии нового оборудования, при нарушениях работниками инструкций, при перерывах в работе, по требованию органов надзора и контроля;

·целевой - может быть проведен в связи с выполнением разовых работ, ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий, при проведении экскурсий на предприятиях торговли.

Инструктажи проводятся руководителями структурных подразделений или инженерами по охране труда. Кто проведение обязательно регистрируется в специальном журнале, который должен быть пронумерован и скреплен печатью.

К мероприятиям по охране труда, проводимым в предприятиях торговли, относятся:

·обучение техминимуму (продавцы, кассиры-контролеры, работники складов, фасовщики);

·санитарно-гигиеническое обучение - санминимум;

·семинары по охране труда для руководителей и специалистов;

·периодическая аттестация рабочих мест - каждые 5 лет;

·пропаганда безопасных условий труда, информация о передовом опыте, общественные смотры и конкурсы по мере необходимости.

Нормативные документы по охране труда

.Положение о комиссиях организации для проверки знаний работающих по вопросам охране труда (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210).

.Инструкция о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда. (Постановление Министерства труда и социальной защиты от 28.11.2008 № 175)

.Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам бытового обслуживания (Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 162).

.Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209).

.Примерный перечень документов, входящих в сферу деятельности службы охраны труда организации. (Постановление Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 174).

.Инструкция по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда. (Постановление Минтруда и соцзашиты Республики Беларусь от 19.11.2007 № 150).

.Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. (Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г . N 35).

.Правила расследования и учет несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. (Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 15.01.2004 № 30).

.Об утверждении инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг). (Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 176).

.Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях (Постановление Минтруда и соцзащиты РБ и Министерства Здравоохранения от 27.01.2004 № 5/3)

Все правила охраны труда на предприятии выполняются согласно Постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. №63 "Об утверждении Правил охраны труда в организациях торговли"

5.УСТРОЙСТВО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

.1 РЕЖИМ РАБОТЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Режим работы торгового объекта должен отвечать ряду требований:

·Соответствовать интенсивности покупательского потока;

·Гарантировать эффективное использование рабочего времени;

·Обеспечивать максимальное улучшение режима труда и отдыха с учетом запросов работников.

При определении режима работы магазина или склада учитываются:

·Контингент обслуживаемых покупателей;

·Режим работы близлежащих торговых и иных предприятий и учреждений;

·Обеспеченность данного района торговой сетью;

·Коэффициент использования рабочего времени работников и др.

Во внешнем режиме работы магазина и склада должно быть определено:

·Время начала и окончания работы;

·Продолжительность рабочего дня и обеденного перерыва;

·Выходные и санитарные дни.

Время работы магазина и выходные дни согласовываются с местными органами власти и указываются в лицензии на право деятельности.

Режим работы магазина или склада может быть односменным, полуторасменным, двухсменным и круглосуточным.

Внутренний режим работы магазина или режим работы персонала определяется правилами внутреннего трудового распорядка и общим режимом работы магазина или склада. В связи с чем могут применяться различные графики работы персонала.

Графики выхода на работу разрабатываются исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц. Они согласовываются с профсоюзной организацией и доводятся до работника за две недели до их введения. В них указывается:

·Время начала и окончания работы;

·Время перерыва на обед и отдых;

·Выходные дни.

Режим работы ОАО «Гум»: с 9.00 до 22.00 в будние дни, с 10:00 до 20:00 в воскресенье без выходных и перерывов на обед.

.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ЗАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Торговый зал - часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина.

Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований:

·обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;

·создания условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей;

·удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;

·эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

·обеспечения рационального размещения и макси видимости выложенных товаров;

·создания условий экономичности и простоты сани и технического обслуживания.

Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам.

Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективными с точки зрения перечисленных выше требований.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн.

Чем больше расстояния между колоннами, тем эффективнее использована площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.

Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6x6, 6x9, 6х12м.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:

установочную площадь;

площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;

площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

площадь контрольно-кассового узла.

Установочная площадь включает в себя площадь, занятое торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале, а также площадь для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала.

Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента за (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

Этот показатель может быть изменён в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале.

Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают так:

Кэксп. = Sэксп. / Sт.з.

где Кэксп - коэффициент экспозиционной площади торго зала;эксп - экспозиционная площадь магазина, м2;т.з. , - площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, 0,7.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок и стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товара, вызвать неудобства при их выкладке, а также затрудненный отбор товаров покупателями.

Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводит под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен навязывающих все зоны торгового зала.

Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которых сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала.

В продовольственных магазинах на одно рабочее место контролера-кассира должно приходиться до 100м2 площади торгового зала, а в непродовольственных - до 160 м2.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продаж применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

По методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, , когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположены, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

6.ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

реклама агентство торговый

Характерной чертой научно-технического прогресса на современном этапе является его развитие не только в промышленности, но и в других отраслях народного хозяйства - сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле и т.д.

Технологический процесс в торговле в широком понимании представляет собой совокупность способов и средств завершения процессов производства в сфере обращения, перемещения товаров из пунктов производства в районы потребления и их продажи.

Основными принципами организации технологических процессов в непродовольственных магазинах являются:

комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

соответствие технологии современному научно-техническому уровню;

экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров;

сохранение качества товаров.

В магазинах, торгующих продовольственными товарами, различают три основные схемы технологического процесса продажи.

Первая включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи. Такая схема может быть использована при применении в торгово-технологическом процессе тары-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обуславливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональных помещения: для приёмки товаров и для их продажи.

Во второй схеме технологический процесс состоит из трех операций: приемки, хранения товаров и их продажи.

Наиболее сложной является третья схема технологического процесса, которая применяется при организации продажи товаров, требующих предварительной доработки перед подачей их в торговый зал (например, освобождение от фабричной упаковки, утюжка, чистка и т.д.). Её применение требует наличие еще одного функционального помещения-помещения для полготовки товаров к продаже. В большинстве случаев в непродовольственных магазинах применяются все три схемы технологического процесса.

Неотъемлемой частью любого технологического процесса в торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее одной из основных его функций.

Составные элементы процесса продажи товаров в непродовольственных магазинах делятся на:

.основные. К ним относятся:

·предложение товара;

·консультации покупателей;

·операции по отпуску товара;

·расcчетно-кассовые операции.

.вспомогательные. К ним относятся:

·приемка товаров;

·размещение и укладка их на складе;

·подготовка товаров, рабочих мест и зон обслуживания покупателей к продаже;

·внутренняя транспортировка товаров.

Схема торгово-технологического процесса продажи непродовольственных товаров

·Поступление товаров

·Загрузка транспорта разгрузка транспортных средств

·Перемещение в зону отгрузки доставка товаров в зону приемки

·Приемка товаров по количеству и качеству

·Перемещение товаров в зону хранения.

.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖИ ТОВАР И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Характер и структура операций по продаже товаров зависят, прежде всего, от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. В магазинах, применяющих различные методы продажи, содержание операций по продаже товаров также существенно отличается. Под такими операциями понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:

самообслуживание;

через прилавок обслуживания;

по образцам;

с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам;

по предварительным заказам;

по почте;

по Интернет;

через автоматы и др.

Продажа товаров на основе самообслуживания - один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых контролерами - кассирам. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.

Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Товары, требующие нарезки, упаковки продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.

В магазинах самообслуживания функции продавца:

консультирование покупателей;

выкладка товаров;

контроль за сохранностью товаров;

выполнение расчетных операций.

Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:

встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, услугах и т.д.;

получение покупателем инвентарной картины или тележки для отбора товаров;

самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;

подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;

оплата купленных товаров;

упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;

возврат тележки на место их концентрации.

Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров и т.д.)

Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций:

встреча покупателя и выявление его намерений. Торговый персонал должен быть приветлив по отношению к покупателю. При этом благоприятные впечатления создают опрятный внешний вид работников, чистота и порядок в торговом зале. Выявление намерений покупателя заключается в ненавязчивом определении их отношения к моделям, фасонам и т.д.

предложение и показ товаров. Показывая товар, продавец указывает особенности товаров;

помощь в выборе товаров и консультации. Консультации включают в себя сведения о назначениях товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления и т.д. Консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потребителей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистов, модельеров, косметологов;

предложение сопутствующих и новых товаров.

проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием. На качество их выполнения, а, следовательно, и на уровень обслуживания покупателей существенно влияет квалификация торгового персонала, а также организация и обслуживание рабочего места продавца.

расчетные операции.

упаковка и выдача покупок.

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Данный метод удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров.

Этот метод используется при продаже сложной техники (бытовая техника, музыкальные инструменты, мотоциклы), тканей и крупногабаритных товаров (мебель).

Продажа товаров с открытой выкладкой. Покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, стендах, в горках, взвешивают на вешалах и т.д. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, помощи в отборе товаров, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.

Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов.

Метод применяется при продаже одежды, галантереи, посуды, письменных принадлежностей.

При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца: чтобы товар было хорошо видно. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.

Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Преимущество: экономия времени на покупку товара (в отдаленной местности можно заказать товар, а не ездить за ним).

Торговля по почте представляет собой специфическую форму торговли без магазина. Большое удобство для населения при использовании этой формы заключено в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа.

Электронная торговля. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров и может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.

Торговля через автоматы производится посредством стационарных автоматических устройств, которые устанавливаются в местах большого скопления людей.

7. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДА В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время работа по организации, нормированию и оплате труда законодательно отнесена к компетенции предприятий, что является фактом в целом положительным. Однако все более становится очевидным, что ряд функций управления трудом на государственном уровне, таких, например, как координация научных исследований проблем организации труда, организация разработки межотраслевых норм и нормативов по труду, методическое руководство системой проектирования организации труда на стадии разработки проектов новых предприятий, организация подготовки специалистов по организации и нормированию труда, нужно восстанавливать в адекватной рыночным преобразованиям форме. К пониманию этого приходят руководители разного уровня, о чем свидетельствуют материалы «круглых столов» и обсуждений проблем производительности, организации и нормирования труда, проведенных в 2000 г. в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

Современная научная организация труда включает в себя как организационно-технические и технико-экономические, так и психофизиологические аспекты организации труда и управления. Совершенствование организации труда и управления персоналом в индустриально развитых странах является объектом специального изучения многочисленными научно-исследовательскими учреждениями, государственными и частными консультативными фирмами.

В настоящее время НОТ развивается в рамках инженерной психологии и менеджмента.

Разделение труда - это разграничение деятельности людей в процессе совместного труда.

По уровню разделения труда можно судить о развитии производительных сил общества. Чем выше степень разделения труда, тем выше уровень развития производительных сил.

Различают три взаимосвязанных вида разделения труда:

общее (внутри общества, т.е. проявляется в разграничении деятельности людей между крупными отраслями н/х, т.е. между промышленностью, строительством, с/х, транспортом и т.д.);

частное (внутри отдельной отрасли н/х. В с/х данное разделение труда выступает в виде его разграничения скотоводством, свиноводством, садоводством, овощеводством и т.д.);

единичное (выражает разделение труда между работниками внутри отдельного предприятия).

Общее и частное разделение труда изучаются другими экономическими дисциплинами. Объектом НОТ является единичное разделение труда.

Разделение труда на предприятии одновременно производится в следующих основных формах:

. технологическое;

. функциональное;

. профессионально-квалификационное.

Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. С технологическим разделением труда связано разделение труда по отраслям предприятия, фазам и стадиям развития растений, видам работ.

В рамках технологического разделения труда применительно к отдельным видам работ, в зависимости от степени дифференциации трудовых процессов, различается:

пооперационное;

подетальное;

предметное разделение труда.

Пооперационное разделение труда предусматривает распределение и закрепление операций технологического процесса за отдельными работниками, расстановку работающих, обеспечивающую их рациональную занятость и оптимальную загрузку оборудования.

Предметное разделение труда предусматривает закрепление за конкретным исполнителем комплекса работ, позволяющих полностью изготовить изделие (сборка электророзетки и т.п.).

Подетальное разделение труда предполагает закрепление за исполнителем изготовления законченной части изделия или детали.

Согласно функциональному разделению труда существует разделение всех рабочих на:

основных, занятых непосредственным выпуском продукции или выполнением основных работ;

вспомогательных, которые сами непосредственно товарной продукции не производят, но обеспечивают своим трудом работу основных рабочих;

обслуживающих, которые своим трудом создают условия для производительной работы как основных, так и вспомогательных рабочих.

В отдельные функциональные группы выделяют руководителей, специалистов и служащих.

Профессионально-квалификационное разделение труда осуществляется в зависимости от профессиональной специализации и сложности работ и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии и квалификации работающих. Исходя из объемов каждого вида этих работ, можно определить потребность в работниках по профессиям квалификационным разрядам и категориям как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.

В связи с этим существуют границы разделения труда:

. технологическая

. экономическая

. психофизиологическая

. социальная.

Экономическая граница разделения труда определяется тем, что специализация исполнителей, связанная с дроблением трудового процесса должна обеспечивать их полную загрузку в течении рабочей смены и способствовать повышению производительности труда.

Социальная граница разделения труда определяется минимально необходимым разнообразием выполняемых функций, обеспечивающим содержательность и привлекательность труда. Работник должен не только видеть результаты своего труда, но и получать от него определенное моральное удовлетворение. Труд, представляющий собой набор простейших движений и действий, снижает интерес к нему. Он не способствует росту производительности труда и квалификации работников.

Разделение труда неразрывно связано с его кооперацией. Чем глубже разделение труда, тем большее значение приобретает кооперация.

Кооперация труда - совместное участие людей в одном или разных, не связанным между собой процессах труда.

Задача кооперации труда - обеспечить наибольшую согласованность между действиями отдельных работников или групп работников, выполняющих различные трудовые функции.

Выделяют два типа кооперации:

. простая

. сложная

При простой кооперации разделение труда отсутствует, работы выполняются коллективно и независимо друг от друга. Например: поднятии и перемещение вручную тяжестей.

Сложная кооперация - результат разделения труда. За каждым исполнителем закрепляется определенная функция. Каждый сам по себе не способен без кооперирования с другими работниками выполнять трудовой процесс, работы взаимосвязаны и взаимозависимы. Например: уборка зерновых, когда каждый выполняет свою функцию (комбайнер, водитель, тракторист и т.д.).

Формы кооперации труда:

. межцеховая;

. внутрицеховая;

. внутриучастковая.

8. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВКИ ТОРГОВОГО ЗАЛА

Площадь торгового зала составляет 300м2, из них 210 м2 - торговая площадь, без учёта площади, занятой под оборудование. Магазин имеет подвальное помещение, в котором располагаются склады, площадью, равной полной площади магазина. Магазин разделён насекции, в которых производится продажа различных по виду и способу хранения товаров . 1 Этаж: электра товары, ковры, товары для стола, вино-водочные изделия, украшения, парфюмерия, товары для кухни. 2 Этаж: игрушки, трикотаж детский, обувь мужская, носки чулки детские, оформление подарков, одежда детская, обувь детская, сорочки, головные уборы, белье детское, картины, экспресс-бар, галантерея, парфюмерия, часы, подарки, галстуки, одежда мужская, канцтовары.3Этаж: женская одежда, женская обувь, женское бельё, парфюмерия, галантерея, картины, ювелирные изделия, корсетные изделия, женский

Зал каждой секции одновременно является холлом с камерами хранения и стеллажами для инвентарных корзин. Детская обувь эта секция является самым маленьким отделом магазина. Содержание такого рода отдела целесообразно тем, что людям, пришедшим в магазин за детской обувью не нужно искать товар среди другой продукции, достаточно просто подняться на 2 этаж п пройти 30 метров от входа и приобрести то, что им нужно. Недостаток этого отдела в том, что не находясь в основном торговом зале он снижает товарооборот от импульсных покупок, т.к. покупатель просто не попадает в основной торговый зал.

В правой стене этой секции находится витрина с детскими носками . Площадь этого отдела составляет 50м2. Торговля в этом отделе также ведётся по методу продажи товаров «Через прилавок». Витрины располагаются буквой «Г». Содержание этого отдела помогает оградить торговый зал от секции культтоваров.

Культтокары часть магазина -торговый зал, площадь которого составляет 150м2. Продажа товаров осуществляется методом «Самообслуживания», что усложняет планировку данного отдела, по сравнению с двумя предыдущими. Сразу возле входа в отдел располагается расчетный узел, однако вход в торговый зал находиться справа от него, в результате чего направление покупательского потока уводиться направо вдоль стены, где находиться мелкая канцелярия, состоящий из 4 пристенных и 3 островных стеллажей для товаров. При выходе их этого отдела вдоль стены покупатель попадает на поток, ведущий к молочному отделу, состоящему из 4 рядом стоящих молочных камер. Только пройдя по этому отделу до конца покупатель сможет свернуть к кассовому узлу, что очень удачно, т.к. он успевает осмотреть весь залл. Итак, мы имеем золотой треугольник, что очень удачно с точки зрения мерчендайзинга.

В середине треугольника и следовательно самой середине зала располагается стеложи в тетрадями (одбие ,полуобщие блокноты,ежидневники и т.д.), т.е. покупатель проходя по краям треугольника трижды соприкасается с этой камерой.

На мой взгляд, данная планировка приемлема для данной торговой площади, т.к. задействует все сильные стороны помещения и устраняет его недостатки. И что не мало важно соответствует всем правилам мерчендайзинга.

9.ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ И ТАРЫ В ТОРОГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

9.1 Понятие хранения товаров

Хранение -- этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого -- обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с

9.2 Условия хранения товаров

Условия хранения -- совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище .

Режим хранения -- совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров. Можно выделить климатический и санитарно-гигиенический режимы хранения .

Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности.

Поскольку способность товаров к сохранению обусловлена замедлением всех происходящих в них процессов, то для большинства товаров пониженные, близкие к 0°С, температуры хранения предпочтительнее, чем повышенные .

Для многих товаров, хранящихся при пониженных температурах, нижний предел ограничен температурой замерзания, если при замораживании ухудшаются отдельные потребительские свойства.

Товары, не содержащие свободной воды, могут храниться без порчи при очень низких температурах (ткани, кожа, меха и изделия из них, бакалейные товары).

Единой оптимальной температуры хранения всех потребительских товаров не существует из-за многообразия свойств, обеспечивающих их сохраняемость. В связи с этим все потребительские товары подразделяются по термическому состоянию и требованиям к оптимальному температурному режиму на шесть групп.

Температурный режим при перевозке товаров устанавливается соответствующими правилами (кодексами или уставами) органов транспорта. Наиболее конкретно температура перевозки указывается в Правилах перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом. Вместе с тем для ряда продуктов питания отмечается несоответствие температурных режимов хранения при перевозке и в стационарных хранилищах, предусмотренных в ГОСТах и вышеуказанных Правилах, что требует гармонизации требований к температурному режиму в этих нормативных документах.

Относительная влажность воздуха (ОВВ) - показатель, характеризующий степень насыщенности воздуха водяными парами.

Защитные оболочки -- герметичная упаковка, лакокрасочные покрытия, термоусадочные пленки, воск, парафин -- предупреждают усыхание или увлажнение товаров. В то же время выпадение конденсата на поверхности этих оболочек может привести к постепенному их разрушению. Наименее устойчива в этом отношении металлическая тара (кроме алюминиевой), которая подвергается коррозии (ржавлению), а затем и разгерметизации. Наиболее устойчивой считается стеклянная тара, но из-за металлических крышек и она не является абсолютно долговечной.

ОВВ, как и температура, - наиболее значимый показатель режима хранения. Регламентируется ГОСТами и СанПиНами. Однако для некоторых групп товаров в стандартах указывают не конкретные значения ОВВ, а лишь необходимость хранения в сухих, проветриваемых складах. Для многих пищевых продуктов диапазон ОВВ устанавливается в зависимости от температурного режима хранения.

Воздухообмен (В/об) -- показатель режима, характеризующий интенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде.

В процессе воздухообмена создается равномерный тем-пературно-влажностный режим, а также удаляются газообразные вещества, выделяемые хранящимися товарами, тарой, оборудованием и т. п.

Воздухообмен характеризуется скоростью движения воздуха в складе и кратностью его обмена. Он может быть с подачей воздуха извне и в этом случае называется вентиляцией, воздухообмен без подачи наружного воздуха за счет перемещения воздуха в складе - это циркуляция.

В зависимости от способа побуждения различают два вида воздухообмена: естественный и принудительный.

Естественный воздухообмен осуществляется за счет разницы удельного веса холодного и теплого воздуха. Холодный воздух -- более тяжелый и перемещается вниз, вытесняя теплый, более легкий воздух. Естественными могут быть и циркуляция, и вентиляция.

При естественной вентиляции воздух в хранилище охлаждается при контакте с более холодными объектами (потолочными перекрытиями, охлаждающими поверхностями, холодными товарами и т.п.) и перемещается вниз, вытесняя теплый воздух, который, в свою очередь, охлаждается при контакте с холодными предметами. Эта циркуляция продолжается до тех пор, пока не установится равновесие температур в разных точках хранилищ.

При естественной вентиляции обеспечивается приток в помещение холодного наружного воздуха, который вытесняет наружу теплый воздух (приточно-вытяжная вентиляция).

Интенсивность естественного воздухообмена зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Заметное движение воздуха отмечается при разнице температур не менее 8° С. Чем больше эта разница, тем интенсивнее воздухообмен.

Принудительный воздухообмен осуществляется путем подачи и/или обмена воздуха в складе вентиляторами.

По направленности воздушного потока по отношению к товарной массе различают общеобменный и активный воздухообмен.

При общеобменном воздухообмене (вентиляции или циркуляции) воздух перемещается лишь в свободном от груза пространстве склада. Побудительной подачи воздуха в массу хранящихся товаров не происходит, товарная масса проветривается лишь за счет естественной циркуляции и завихрений воздушных потоков (турбулентных потоков).

Этот воздухообмен позволяет создать равномерный тем-пературно-влажностный режим в разных точках свободного от груза пространства.

Применяется для большинства потребительских товаров, которые при хранении или не выделяют тепло (не самосогреваются), или выделяют физиологическое тепло в незначительном количестве.

Для продовольственных товаров, склонных к самосогреванию за счет физиологического тепла, довольно часто используют активный воздухообмен (вентиляцию или циркуляцию).

Активный воздухообмен - обмен воздуха путем его побудительной подачи через товарную массу.

С помощью активной вентиляции или циркуляции обеспечивается равномерный температурно-влажностный режим в массе хранящихся товаров за счет периодического удаления излишнего тепла и водяных паров, а также подсушивания поверхности, что улучшает сохраняемость товаров.

Однако активный воздухообмен пригоден не для всех товаров, так как при интенсивным отводе водяных паров происходит увядание, утрачивается аромат. Кроме того, метод требует больших затрат на оборудование, электроэнергию и экономически оправдан в тех случаях, когда удается увеличить высоту загрузки и за счет этого уменьшить затраты на хранение.

Освещенность -- показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света в складе.

На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное воздействие, так как активизирует окислительные процессы, вследствие чего отмечаются прогоркание жиров, разрушение красящих веществ, витаминов и других ценных веществ. В результате многие товары утрачивают свойственную им окраску (выцветают), подвергаются порче. Например, очень сильно выцветают ткани, кожа, меха и изделия из них при длительном хранении на свету, особенно при интенсивном солнечном освещении.

В связи с этим большинство потребительских товаров рекомендуется хранить в темноте, а если это невозможно (например, в торговом зале магазина), то избегать попадания на товары солнечных лучей. Для этого склады устраивают без окон, а в магазинах окна закрывают занавесями, солнцезащитными козырьками и т. п.

При мелкорозничной уличной торговле целесообразно основную массу товаров без упаковки, защищающей от света, закрывать плотной бумагой, тканью или брезентом [6, 188].

.3 Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения

Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты, включающим ряд единичных показателей.

Чистота -- состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышающими установленных норм.

Чистота определяется двумя группами показателей. К первой группе относятся показатели чистоты, различающиеся природой загрязнения: минерального, органического, микробиологического или биологического. Вторая группа показателей чистоты характеризует местонахождение загрязнения: воздух, пол, стены, потолок, оборудование, механизмы, товары, тара в хранилищах или транспортных средствах.

Поэтому в комплекс мер по созданию и поддержанию санитарно-гигиенического режима входит периодическая влажная уборка помещений (складов, торговых залов, транспортных средств) или уборка с помощью пылесосов. Периодичность такой уборки определяется СанПиНами или правилами внутреннего распорядка.

Загрязнения органического происхождения попадают в склады вместе с почвой (органические удобрения, примеси, пестициды и т. п.), поэтому они имеют общие с минеральными загрязнениями источники. Наряду с этим некоторые товары сами могут служить источниками органического загрязнения окружающей среды. Для предупреждения органических загрязнений окружающей среды складов необходимо применять упаковку, надежно защищающую от попадания в воздух пылевидных частиц товара.

Заключение

По итогам данной работы, следует отметить, что цели исследования были достигнуты, а задачи выполнены.

В ходе настоящей курсовой работы были рассмотрены вопросы организации рекламной деятельности предприятия, понятия сущности и видов рекламы. Можно сказать, что все поставленные задачи в данной работе были выполнены.

Было выяснено, что реклама представляет собой неличную форму представления информации о производимых товарах и услугах, открыто исходящая от определенного лица и организации, оплаченная ими с целью расширения числа клиентов и стимулирования продаж. Главная цель рекламы - повысить спрос потребителей на рекламируемы товары и услуги.

В условиях современной экономики и современного рынка довольно трудно, практически невозможно обойтись без рекламы. Общеизвестная истина о том, что реклама - двигатель торговли стала сейчас действительно аксиомой. В условиях жесткой конкуренции очень сложно становится сделать хорошо продаваемым свой товар или услугу. Поэтому, роль рекламы сложно переоценить в современном мире. К тому же в условиях мирового финансового кризиса, как уже упоминалось, реклама стала одним из средств для выживания многих фирм и предприятий в сложных условиях падения спроса.

Помимо всего, как нами было выяснено, существует и отрицательная сторона рекламы. Ведь реклама призвана воздействовать на потребителя, убеждать его в выборе именного того товара или услуги, которое рекламируется. Поэтому, потребитель может использовать данный товар или услугу не на выгодных условиях (например по слишком завышенной цене, которая не соответствует качеству). Товар или услуга может быть не лучшего качества. Однако, такой товар или услуга будет иметь огромный спрос, если она успешно прорекламирована. В этом заключается одна из отрицательных сторон рекламы. Вторая негативная сторона рекламной деятельности выражена, иногда, в излишней навязчивости для потребителя. Часто не очень приятно смотреть по телевидению огромный рекламный блок во время просмотра фильма или интересной телепередачи или удалять из электронного почтового ящика сотни писем с рекламой в день (пресловутый "спам"). Не очень приятно наблюдать и шоссе увешанное огромными рекламными щитами, которое отвлекает водителя от дороги.

Поэтому, на взгляд автора, рекламную деятельность в этом отношении нужно совершенствовать, реклама не должна быть излишне навязчивой, отпугивающей. Она должна быть привлекательной по определению.

Также следует отметить, что организация рекламной деятельности - очень важный и довольно сложный процесс для предприятия. Он состоит из нескольких этапов. Процесс разработки рекламной программы довольно сложен и состоит из формирования самой идеи рекламного обращения, оценки и выбора вариантов обращения, непосредственно исполнения обращения, выбора средства распространения для размещения своего рекламного обращения, замера коммуникативной эффективности и замера торговой эффективности обращения.

Таким образом, следует признать данную работу минимально достаточной для принятия решения о выборе того или иного вида рекламы для любого частного или государственного предприятия в условиях рыночных отношений. То есть, данная работа может быть полезна на практике.

В рамках глобальной стратегии развития компании направленной на достижение долгосрочных задач и целей, особое значение приобретают усилия компании по использованию рекламы в качестве основного средства маркетинговых коммуникаций

Список использованных источников

1 Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики [текст]. М.: КноРус. 2009. - 556 с. - ISBN: 978-5-85971-878-8

Букин С. О. Основы маркетинга в вопросах и ответах [текст]. М.: Феникс. 2009 - 267 с. - ISBN: 978-5-222-15063-4

Гари Армстронг, Вероника Вонг, Филип Котлер, Джон Сондерс Основы маркетинга - 4 изд. [текст] М.: Вильямс. 2009. - 433 с. - ISBN: 978-0-27-368456-5

Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник для вузов. Изд. 3-е, перераб., доп. [текст] М.: Норма. 2009. - 520 с. - ISBN: 978-5-8001-0099-0

Панкрухин А.П. Маркетинг [текст]. М.: Омега-Л. 2009 - 376 с. - ISBN: 978-5-370-00969-3

Пономарева А.М. Основы рекламной деятельности: организация, планирование, оценка эффективности [текст]. М: Финансы и статистика. 2009. - 412 с. - ISBN: 978-5-279-03253-2

Ромат Е. В. Реклама [текст]. СпБ: Питер. 2009. - 286 с. - ISBN: 978-5-388-00163-4

Сагинова О.В., Федюнин Д.В., Хапенков В.Н. Организация рекламной деятельности [текст]. М.: Academia. 2008 - 388 с. - ISBN: 978-5-7695-5207-6

Секерин В. Д. Основы маркетинга [текст]. М.: КноРус. 2009. - 389 с. - ISBN: 978-5-390-00156-1

Толкачев А. Н. Реклама и рекламная деятельность в России. Закон и практика [текст]. М.: Эксмо. 2009. - 560 с. - ISBN: 978-5-699-26413-1

Филип Котлер, Гари Армстронг Основы маркетинга. Профессиональное издание [текст]. М.: Вильямс. 2008. - 400 с. - ISBN: 978-5-8459-1466-8

Хапенков В. Н., Сагинова О. В., и др. Организация рекламной деятельности. 4-е изд [текст]., - М: Academia. 2009. - 440 с. - ISBN: 978-5-7695-5207-6

Хьюс А. М. Маркетинг на основе баз данных: Перевод с английского. [текст] М.: Гребенникова. 2009 - 346 с. - ISBN: 978-0-07-145750-7

.Таборова Л.Г., Умный мерчандайзинг. - М.: "Дашков и К", 2009. - 160 с.

.Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2000.- 448 с.

.Бланк И.А. Торговый менеджмент. - Киев: Ника-Центр, 2006. 780 с.

.Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 384 от 7 апреля 2004 г

.Сыцко В.П. Товароведение непродовольственных товаров Мн.: «Высш.школа», 2005 18 Неверов А.И. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами, Москва, 2010 г.

19.<#"justify">21.Справочник кассира-контролера. М.: Экономика, 2002г.

.Виноградова С.Н. Организация и технология торговли: учебник. Мп.:- Выш. шк., 2005

.gum.by


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!