Влияние прямых налогов на эффективность хозяйственной деятельности организаций

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    216,96 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние прямых налогов на эффективность хозяйственной деятельности организаций

Введение

Актуальность темы. Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Современные налоги - это продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики. Налоги являются одним из основных вопросов государственной политики, налоговые реформы занимают видное место в предвыборных программах политических партий и массовых движений.

В современной Республике Беларусь налоги - одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности организаций Республики Беларусь на пути создания рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций: во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.

Для налоговой системы Республики Беларусь актуальна проблема увеличения удельного веса косвенных платежей. Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости. В большинстве стран Восточной Европы благодаря проводимым реформам в последние годы отмечается тенденция к увеличению доли прямого подоходного налогообложения в общих налоговых поступлениях. Прямые налоги позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры без внесения изменений в налоговое законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре как раз и делает налоговые системы экономически развитых стран высокоэластичными и более нейтральными по отношению к экономике.

Поэтому очень важно понять сущность прямых налогов в современной налоговой системе Республики Беларусь, понять, почему в ходе налоговых реформ надо стремиться к увеличению прямого налогообложения и оценить их влияние на эффективность хозяйственной деятельности организаций.

Оценка современного состояния решаемой проблемы. Вопрос места прямых налогов в современной налоговой системе Республики Беларусь и их влияния на эффективность хозяйственной деятельности организаций является актуальным при современном состоянии экономических процессов и широко рассматривается в экономической литературе. Очень широко обсуждается вопрос сущности налогов и налоговой системы, функций налогов, истории развития налоговой системы в Республике Беларусь такими авторами, как М. Копоть, С. Крят, Е.М. Попов. Широко рассматривается и вопрос о недостатках налоговой системы Республики Беларусь и путях ее реформирования авторами М.Л. Ермолович, Е. Киреевой, Т. Образковой. Очень широко обсуждаются проблемы, возникающие при расчете и уплате прямых налогов, анализе налоговой нагрузки на экономику в целом и на отдельные организации авторами В.А. Гюрджан и Н.Е. Заяц. Вместе с тем, в экономической литературе недостаточно уделяется внимание вопросу поиска оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения для организаций Республики Беларусь, отсутствует единообразие в методике расчета налоговой нагрузки на экономику и на отдельно взятую организацию в Республике Беларусь.

Целью дипломной работы является исследование сущности и методики исчисления прямых налогов, их влияние на эффективность хозяйственной деятельности организаций, поиск оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения.

Задачи дипломной работы:

1. Раскрыть экономическое содержание и функции налогов, их роль в формировании финансовых ресурсов государства.

2.       Рассмотреть вопрос поиска оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения.

.        Провести анализ налоговой нагрузки на национальную экономику на современном этапе.

.        Рассмотреть виды прямых налогов, уплачиваемых в бюджет, и порядок их расчета.

.        Раскрыть организацию и методику налогового учета.

6. Провести анализ налоговой нагрузки организации на примере Гомельского райпо.

7. Рассмотреть методику налогового планирования как одного из элементов управления финансами организации.

8.       Рассмотреть концепцию реформирования налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования в современных условиях хозяйствования.

Объектом исследования является система налогообложения Гомельского районного потребительского общества.

Предметом дипломной работы являются прямые налоги, уплачиваемые Гомельским райпо, и оценка их влияния на эффективность его деятельности.

При написании дипломной работы были использованы следующие методы: метод индукции, метод дедукции, метод сравнения, метод актуализации, метод анализа, метод синтеза, метод классификации.

Объем и структура. Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.

Во введении раскрывается актуальность темы, цель, задачи, объект, предмет, объем и структура работы, источники данной дипломной работы.

В первой главе раскрывается экономическая сущность прямых налогов в современных условиях хозяйствования.

Во второй главе исследуется действующая практика исчисления и уплаты в бюджет прямых налогов в организациях Республики Беларусь.

В третьей главе рассматривается методика управления прямыми налогами как элемент финансового менеджмента организации.

В заключении делаются выводы по дипломной работе.

1. Экономическая сущность прямых налогов в современных

условиях хозяйствования

1.1 Экономическое содержание и функции налогов, их роль в

формировании финансовых ресурсов государства

налог финансовый прямой косвенный бюджет

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической структуре государства как по объему в доходах бюджета, так и по роли в регулировании развития народного хозяйства. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.

Во взаимоотношениях государства и налогоплательщиков последние являются пассивной стороной, так как государство в законодательном порядке устанавливает размеры и порядок внесения платежей, а налогоплательщики обязаны беспрекословно их выполнять. Вместе с тем, в цивилизованном обществе налоги не рассматриваются как средство удушения, а, наоборот, как фактор экономической свободы, так как, рассчитавшись с государством, налогоплательщик волен распоряжаться своими ресурсами по собственному усмотрению.

Налоговая система Республики Беларусь сформирована в 1992 году, но до настоящего времени еще не обрела стабильности. Ежегодно в налоговое законодательство вносятся существенные изменения, непредвиденность которых лишает налогоплательщиков возможности прогнозировать свои финансовые перспективы.

Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды, доля которых в общем уровне налоговой нагрузки на экономику была значительна - более 1/3. В дальнейшем налоговая система не однократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Но особенно существенные изменения произошли в части внебюджетных фондов, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок.

К настоящему времени в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, которая позволяет плательщикам найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при выполнении им налоговых обязательств. Основным документом, регламентирующим в комплексе налоговые отношения в государстве является - Налоговый кодекса. Общая часть налогового кодекса принята Палатой представителей и одобрена Советом республики национального собрания Республики Беларусь 15 ноября 2002 года. Общая часть налогового кодекса упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере, устанавливает систему налогов, сборов и пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, а так же определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений.

Кроме того, налоговое законодательство включает в себя декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые во исполнение налогового кодекса; нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного самоуправления.

Основой и объектом налоговой системы государства являются налоги - обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются с налогоплательщиков в установленном порядке и размерах.

Налоги являются ведущим звеном финансово-кредитной системы государства. По мнению М. Копоть сущность налогов “выражается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса”.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

По мнению Н.Е. Заяц “налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей”. Автор Е.М. Попов считает, что “налоги - это установленные высшими органами государственной власти в целях удовлетворения общегосударственных потребностей обязательные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки предприятиями и организациями”. Согласно налогового кодекса Республики Беларусь “налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты”.

Таким образом, налоги - финансовый институт, который используется государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. С помощью налогов значительная часть доходов предприятий, организаций и населения аккумулируется в государственном бюджете - центральном звене финансовой системы, с помощью которого государство финансирует свои затраты на развитие экономики и решения социальных проблем общества. С правовой точки зрения налог - общественный платеж, который взимается, как правило, в денежной форме.

Налоги являются исключительной прерогативой государство и взимаются при наличии определенных условий:

·        получение прибыли или дохода;

·        наличие налогооблагаемого имущества.

При наличии одного из этих условий возникает объективная необходимость во взимании налогов для каждого субъекта хозяйствования.

Признаками налога являются:

·        регулярность и равномерность поступлений;

·        возможность принудительного исполнения.

Кроме того, для налогов характерна индивидуальная безвозмездность платежа, т.е. уплата налога каждым отдельно взятым налогоплательщиком не ведет к возникновению взаимных обязательств государства по вопросу предоставления налогоплательщику каких либо материальных благ или услуг. Но для налогов характерна экономическая возмездность, т.е. налоги вместе с другими доходами государственного бюджета используются для финансирования развития народного хозяйство, социально-культурных мероприятий, т.е. на потребности общества.

Таким образом, налоги - индивидуальные безвозмездные платежи, устанавливаемые представительными органами государственной власти и взимаемые исполнительными органами государственной власти и государственного управления в строго установленных размерах и в заранее оговоренное время.

Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Выделяются несколько функций налогов: фискальная, регулирующая и контрольная.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - образование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборотных, социальных, природоохранных и др.).

Регулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д. С ее помощью государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать рост объемов производства и накоплений, увеличивать или снижать платежеспособность организаций.

Осуществление контрольной функции означает оценку эффективности каждого платежа и налогового режима в целом, выявление необходимости внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику.

Экономическая категория “налог” включает ряд элементов:

·        объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

·        субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

·        налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика

объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору и пошлине;

·        единица обложения - единица измерения объекта налога (по налогу на прибыль, доходы, налогу на добавленную стоимость и др. - денежная единица страны, по налогу на землю - 1 га и т.д.);

·        источник налога - доход, из которого выплачивается налог;

·        ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме с единицы налогообложения. Налоговая квота может быть пропорциональной или прогрессивной. Пропорциональная налоговая квота не изменяется с ростом доходов налогоплательщиков (налог на прибыль, налог на недвижимость). Прогрессивная налоговая квота изменяется в связи с ростом доходов налогоплательщиков (подоходный налог).

·        налоговый оклад - абсолютная сумма, уплачиваемая конкретным налогоплательщиком по отдельно взятому налогу;

·        налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В соответствии с налоговым кодексом принципы налоговой системы Республики Беларусь таковы:

·        Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.

·        Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республике Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе, нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров, работ и услуг или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь и создающих в нарушение конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и других видов деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

Налоговая система Республики Беларусь состоит из 2-х уровней: республиканские налоги и сборы и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги и сборы, установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Республиканские налоги и сборы могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налогов может передаваться на местный уровень.

Местные налоги - это налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные для уплаты на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сбором (пошлинам) относят: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным налогам и сборам относят: налог с розничных продаж, налог за услуги, налог на рекламу, транспортный сбор, сбор на развитие инфраструктуры района или области.

В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь”. При этом определяются их состав (виды платежей) и отдельные условия применения.

Налоги классифицируют по следующим признакам: по способу изъятия; органам власти, в распоряжение которых они поступают; видам плательщиков; источникам уплаты.

По способу изъятия налоги делятся на две группы: прямые и косвенные. Прямые налоги - это налоги на отдельные объекты имущества (земля, природные ресурсы, недвижимость) или на доходы отдельных лиц (физических и юридических). К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара и увеличивающие ее размеры. По мнению В.А. Гюрджан по способу изъятия налоги делятся на три группы: прямые, косвенные и смешенные. Смешанные налоги по аналогии с косвенными налогами участвуют в процессе ценообразования как элемент расходов, но имеют разнообразные объекты налогообложения. В число таких налогов включают экологический и земельный налоги, единый платеж от фонда оплаты труда, отчисления в Фонд социальной защиты населения.

В зависимости от органов власти, в распоряжение которых они поступают, различают общегосударственные (республиканские) и местные налоги и сборы. Республиканские налоги устанавливаются верховной властью, взимаются на основе государственного законодательства и поступают в государственный бюджет. Местные налоги и сборы устанавливаются на основании решений местных органов власти и зачисляются в местные бюджеты.

В зависимости от вида плательщиков налоги подразделяются на налоги с хозяйствующих субъектов (объединений, организаций) и налоги с физических лиц.

В зависимости от источника их уплаты налоги и сборы подразделяются на:

·        налоги и сборы, уплачиваемые из заработной платы;

·        платежи, уплачиваемые из выручки от реализации по факту ее получения;

·        платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг;

·        платежи, уплачиваемые из прибыли.

Для некоторых налогов и сборов объект налогообложения и источник уплаты не совпадают. Например, налог на недвижимость исчисляется исходя из остаточной стоимости основных производственных и непроизводственных средств, а уплачивается за счет прибыли к налогообложению. При ее отсутствии платежи в бюджет производятся за счет собственных оборотных средств организации, что приводит к их недостатку для продолжения производственной деятельности в том же объеме. Следовательно, налоги могут усугубить финансовые трудности организаций и привести к их банкротству. Особенно тяжелы для хозяйствующих субъектов, находящихся в финансовом кризисе, налоги и сборы, начисляемые на фонд заработной платы. Уплата в бюджет чрезвычайного налога, отчисления в Государственный фонд содействия занятости связан не с выплатой, а с начислением заработной платы. Практически при задержках с выплатой заработной платы из-за отсутствия выручки от реализации продукции указанные налоги перечисляются в бюджет за счет собственных оборотных средств налогоплательщика. Недостаток собственных оборотных средств организации вынуждены восполнять за счет кредитов банка, в результате чего себестоимость продукции увеличивается на сумму банковских процентов.

По уровню бюджета, в который зачисляются налоги, выделяют закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные целиком поступают в конкретный бюджет, регулирующие - одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной законодательством.

Выполняя фискальную функцию налоги аккумулируют в государственный бюджет и внебюджетные фонды денежные средства, необходимые для осуществления собственных функций. Так в 2009 году налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь составили 42,8% от валового внутреннего продукта, а все доходы 46,1% от валового внутреннего продукта. Графически структуру поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь можно представить в виде рис. 1.1.

Рис. 1.1 − Структура поступлений в консолидированный бюджет

Республики Беларусь за 2009 г., в % к ВВП

Источник: собственная разработка на основании изученного материала

Из рис. 1.1. видно, что большую часть в общей сумме доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2009 год занимают налоговые поступления.

Более детальная структура доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2009 год представлена на рис. 1.2.

Из рис. 1.2. видно, что бюджет Республики Беларусь в 2009 году был сформирован за счет налоговых платежей в размере 87,4%, а неналоговых платежей в размере 12,6%. Среди косвенных налогов наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость - 24%, оборотные налоги - 16,1%, акцизы - 7%. Поступления от прямых налогов составили: по налогу на прибыль - 7,6%, по налогу на недвижимость - 3,9%, земельный налог - 2,1%, налог на доходы - 1,4%.

Рис. 1.2 − Структура поступлений в консолидированный бюджет

Республики Беларусь за 2009 г., %

Источник: [#"533022.files/image003.gif">                                                                                    (2.1)

где ННр - реальная налоговая нагрузка;

Ун - сумма уплаченных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; ТО - розничный товарооборот.

Номинальная налоговая нагрузка организации характеризует фискальный потенциал действующей налоговой системы по отношению к данному субъекту предпринимательства и рассчитывается по формуле 2.2:

                                                                                   (2.2),

где ННн - номинальная налоговая нагрузка;

Нн - сумма начисленных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные.

Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, является изменение налогового законодательства.

Сумма начисленных налогов и сборов определяется по формуле 2.3:

                                                                                       (2.3),

где Нб - начисленные налоги;

Нс - начисленные страховые взносы в фонд социальной защиты.

Начисленные налоги определяются по формуле 2.4:

                                (2.4),

где Пр - сумма всех начисленных налогов;

Ип - сумма всех налогов, израсходованных в организации исключением налога на добавленную стоимость;

Пн - сумма начисленного подоходного налога;

Дн - сумма начисленного налога на доходы;

Сн - сумма начисленных экономических санкций;

Ин - сумма начисленных отчислений в инновационный фонд;

НДСу - начисленный налог на добавленную стоимость за минусом “входного” налога плюс налог на добавленную стоимость, уплаченный на таможне.

Сумма уплаченных налогов определяется по формуле 2.5:

                                                                                         (2.5),

где Уб - уплаченные налоги;

Ус - уплаченные страховые взносы в фонд социальной защиты.

Сумма уплаченных налогов определяется по формуле 2.6:

                                           (2.6),

 

где Пб - сумма всех налогов, перечисленных в бюджет кроме налога на добавленную стоимость и налога с продаж;

Пу - сумма перечисленного подоходного налога;

Ду - сумма перечисленного налога на доходы;

Су - сумма перечисленных экономических санкций;

Иу - сумма перечислений в инновационный фонд;

НДСт - НДС, уплаченный на таможне.

Уплаченные страховые взносы в фонд социальной защиты рассчитываются по формуле 2.7:

                                                                                       (2.7),

где Пф - перечислено страховых взносов в фонд социальной защиты;

Ип - израсходовано в организации страховых взносов.

Как следует из приведенных формул, в общую сумму налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды не включаются экономические санкции, отчисления в инновационный фонд, налог на доходы, подоходный налог, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.

Кроме того, многие экономисты считают, что при расчете номинального и реального уровня налоговой нагрузки сумма начисленных и уплаченных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды соотносится не с товарооборотом, а с валовым доходом. В этом случае в расчет не принимается сумма налога на добавленную стоимость и налога с продаж, так как они уплачиваются из выручки от реализации.

Рассчитаем номинальную налоговую нагрузку на Гомельское райпо за 2008-2010 года. Расчеты оформим в виде табл. 2.4.

Таблица 2.4 − Расчет номинальной налоговой нагрузки на Гомельское

райпо за 2008-2010 гг. (к товарообороту) млн. р.

Показатели

2009 год

2010 год

1. Товарооборот

17518

28136

41586

2. Сумма всех начисленных налогов

2361

4276

6054

3. Сумма налогов, израсходованных в организации

1554

2829

4708

4. Сумма начисленного подоходного налога

86

109

148

5. Сумма экономических санкций, причитающихся по расчету

7

19

3

6. Сумма отчислений в инновац. фонд, причитающаяся по расчету

90

119

124

7. Начисленные налоги (п.2-п.3-п.4.-п.5-п.6)

624

1200

1071

8. Начисленные страховые взносы в фонд социальной защиты

381

473

674

9. Сумма начисленных налогов и сборов, уплач. в бюджет (п.6+п.7)

1005

1673

1745

10. Номинальная налоговая нагрузка (п.8×100:п.1)

5,7

5,9

4,2

Источник: собст. разраб. на осн. данных прилож. к бух. балансу Гомельского райпо

Рассчитаем реальную налоговую нагрузку на Гомельское райпо за 2008-2010 года, оформив результаты в виде табл. 2.5

Таблица 2.5 − Расчет реальной налоговой нагрузки на Гомельское

райпо за 2008-2010 гг. (к товарообороту) млн. р.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

1. Товарооборот

17518

28136

41586

2. Сумма всех налогов перечисленных в бюджет

863

1368

1351

3. Сумма перечисленного подоходного налога

86

110

143

4. Сумма перечисленных экономических санкций

7

19

3

5. Сумма перечислений в инновационный фонд

86

128

124

684

1111

1081

7. Уплаченные страховые взносы в фонд социальной защиты

260

313

438

8. Израсходовано в организации страховых взносов

129

178

205

9. Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджет (п.6+п.7+п.8)

1073

1602

1724

10. Реальная налоговая нагрузка (п.9×100:п.1)

6,1

5,7

4,1

Источник: собст. разраб. на осн. данных прилож. к бух. балансу Гомельского райпо

Таким образом, из табл. 2.4 видно, что размер номинальной налоговой нагрузки на Гомельское райпо за анализируемый период достигает в 2008 году 5,2% к товарообороту, в 2009 году номинальная налоговая нагрузка увеличилась до 5,9% к товарообороту. Показатель номинальной налоговой нагрузки не имеет четко выраженной тенденции. Это свидетельствует о том, что система налогообложения постоянно корректируется. В итоге размер номинальной налоговой нагрузки за 2010 год снизился на 1,6% по сравнению с 2009 годом и составил 4,1% к товарообороту - это положительный момент в реформировании налоговой системы. Реальная налоговая нагрузка за 2009 и 2010 года ниже номинальной налоговой нагрузки на 0,1-0,4%. Это говорит о том, что Гомельское райпо не в полном объеме перечисляло начисленные налоги и сборы в бюджет.

Рассчитаем теперь показатели номинальной и реальной налоговой нагрузки к валовому доходу. Расчеты оформим в виде табл. 2.6 и 2.7.

Таблица 2.6 − Расчет номинальной налоговой нагрузки на Гомельское

райпо за 2008-2010 гг. (к валовому доходу) млн. р.

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

1. Валовой доход

2550

3127

4720

2. Сумма всех начисленных налогов

1759

3116

5277

3. Сумма налогов, израсходованных в организации

1554

2829

4708

4. Сумма начисленного подоходного налога

86

109

148

5. Сумма экономических санкций, причитающихся по расчету

7

19

3

6. Сумма отчислений в инновац. фонд, причитающаяся по расчету

90

119

124

7. Начисленные налоги (п.2-п.3-п.4.-п.5-п.6)

22

40

294

8. Начисленные страховые взносы в фонд социальной защиты

381

473

674

9. Сумма начисл. налогов и сборов уплачиваемых в бюджет (п.6+п.7)

403

513

968

10. Номинальная налоговая нагрузка (п.8×100:п.1)

15,8

16,4

20,5


Таблица 2.7 − Расчет реальной налоговой нагрузки на Гомельское

райпо за 2008-2010 гг. (к валовому доходу) млн. р.

2008 год

2009 год

2010 год

1. Валовой доход

2550

3127

4720

2. Сумма всех налогов перечисленных в бюджет

214

298

561

3. Сумма перечисленного подоходного налога

86

110

143

4. Сумма перечисленных экономических санкций

7

19

3

5. Сумма перечислений в инновационный фонд

86

128

124

6. Уплаченные налоги (п.2-п.3-п.4.-п.5)

35

41

291

7. Уплаченные страховые взносы в фонд социальной защиты

260

313

438

8. Израсходовано в организации страховых взносов

129

178

205

9. Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджет (п.6+п.7+п.8)

424

532

934

10. Реальная налоговая нагрузка (п.9×100:п.1)

16,6

17,0

19,8

Источник: собств. разраб. на осн. данных прилож. к бух. балансу Гомельского райпо

Из табл. 2.6 и 2.7 видно, что номинальная и реальная налоговая нагрузка, рассчитанная к валовому доходу за 2008-2010 годы постоянно увеличивается. Так номинальная налоговая нагрузка с 15,8% в 2008 году увеличилась до 20,5% а 2010 году, а реальная налоговая нагрузка с 16,6% в 2008 году до 19,8 в 2010 году.

3. Управление прямыми налогами как элемент финансового

менеджмента организации

3.1 Налоговое планирование как один из элементов управления

финансами организации

В рамках действующего налогового законодательства организации не только имеют возможность законными методами уменьшать свою налоговую нагрузку, но и в целях достижения максимальной экономической эффективной деятельности должны осуществлять планирование налогов. Это позволит, с одной стороны, оптимизировать процессы налогообложения, а с другой - разработать реальный бизнес-план в случае необходимости поиска стороннего инвестора или получения государственных преференций.

По мнению Т. Локтевой “налоговое планирование - это выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств”. Оно заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налогов и сборов за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности организации. В идеале налоговое планирование должно быть перспективным и основываться не только на изучении действующих налоговых законов и инструкций, но и на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством.

Процесс налогового планирования - это, во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера); во-вторых, постоянный поиск оригинальных решений и схем работы организации; в-третьих, работа со специальной литературой, изучение и анализ опыта других организаций подобного профиля и смежных сфер бизнеса.

В процессе налогового планирования каждый из его участников выполняет определенные функции. Так, менеджер дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения. Бухгалтер проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражает ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета; формулирует возможные с точки зрения процедуры схемы, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом; производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов. Юрист анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом «узких мест» при ее исполнении; помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершение (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов.

Налоговое планирование осуществляется в несколько этапов:

Этап 1. Анализ налогооблагаемых объектов, который носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов. Анализ проводится в следующей последовательности:

·        анализ перечня налогов и сборов, установленных законодательством;

·        анализ перечня налогов и сборов, по которым организация должна быть налогоплательщиком;

·        анализ перечня налогов и сборов, которые уплачиваются организацией;

·        анализ перечня налогов, вновь установленных для организации в связи с изменением видов деятельности или законодательства.

В ходе данного анализа определяют входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов, имеются ли облагаемые налогами объекты, определяют размер налоговых вычетов, определяются льготы по каждому виду налогов.

После проведения анализа организация получает данные о налогооблагаемых объектах, вычетах и льготах на планируемый год.

Этап 2. Разработка основных бюджетов (смет) по выделенным центрам ответственности. Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):

·        бюджет продаж;

·        бюджет расходов на оплату труда;

·        бюджет социальных выплат и льгот;

·        бюджет инвестиций.

Детализация учета хозяйственных операций в бюджетах (сметах) должна обеспечить расчет налогооблагаемых объектов. Налоговый бюджет, в свою очередь, используется для составления финансового прогноза отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств. В процессе разработки финансовых бюджетов предварительные расчеты показателей налогового бюджета могут измениться, т.к. последовательное согласование статей финансовых бюджетов может привести к изменению доходов, расходов и статей баланса.

Этап З. Расчеты по видам налогов.

Планирование налогового бюджета ведется раздельно по каждому налогу. Расчеты налога ведутся по налогооблагаемым операциям и объектам налогообложения, установленным законодательством.

Этап 4. Распределение платежей по срокам уплаты налогов и сборов. Первоначально делается расчет платежей на год, затем на квартал и на месяц. Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленный законом (например, 22-го числа месяца, следующего за отчетным). Суммы налоговых платежей и сборов распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь.

Этап 5. Последовательная интеграция финансовых бюджетов. Налоговый бюджет и календарь налоговых платежей передаются в финансовый отдел для составления финансовых сводных бюджетов (прогнозного отчета о прибылях и убытках, бюджета движения денежных средств и прогнозного бухгалтерского баланса).

Отчет о прибылях и убытках будет незавершенным до тех пор, пока не будут закончены расчеты по налогу на недвижимость (который рассчитывается после составления прогнозного баланса и связан с планом капитальных вложений - бюджетом инвестиций) и налогу на прибыль. Расчет налога на недвижимость завершается только после составления прогнозного агрегированного баланса и бюджета инвестиций. По незавершенному расчету прогнозного отчета о прибылях и убытках предварительно определяется сумма чистой прибыли.

После расчета налога на недвижимость и налога на прибыль корректируется прогнозный отчет о прибылях и убытках и составляется окончательный вариант прогнозного бухгалтерского баланса.

Прогноз бухгалтерского баланса составляется на основе прогнозируемых изменений внеоборотных и оборотных активов, суммы обязательств, капитала, планируемой прибыли, а также установленных целевых нормативов по ликвидности баланса и финансовой устойчивости. После расчета и согласования всех бюджетов составляется бюджет движения денежных средств. В нем отражаются все виды поступлений (доходов) и все виды расходов.

Этап 6. Контроль и анализ исполнения бюджета. Для объективного контроля исполнения налогового бюджета необходимо формирование сопоставимой и достоверной информации об исполнении плана, определение величины отклонения фактических показателей от плановых, выявление причин отклонений в реализации планов. Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно, в срок до 10-20 числа следующего месяца.

Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности организации. Оно также позволяет оптимизировать денежные потоки, управлять расходами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость. В свою очередь, на оптимизацию налогов влияют выбор учетной политики, разработка схем сделок, определение структуры активов и другие факторы.

Рассмотрим методику планирования прямых налогов. Так, в первую очередь, необходимо определить - какие прямые налоги организация будет уплачивать в бюджет в планируемом периоде.

Так как Гомельское райпо осуществляет планирование поквартально с дальнейшей детализацией по месяцам в разрезе отдельных отраслей деятельности, разработаем план на первый квартал 2011 года по отрасли - торговля.

Гомельское райпо в плановом периоде будет уплачивать такие прямые налоги:

·        налог на недвижимость;

·        налог на прибыль;

·        местный налог на развитие инфраструктуры города

·        земельный налог;

·        налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников.

Планирование налога на недвижимость осуществляется на квартал исходя из того, что квартальная ставка налога 0,25%. Объектом налогообложения является остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных средств, являющихся собственностью Гомельского райпо или находящихся в его владении. Поэтому планирование на квартал осуществляется путем умножения планового размера остаточной стоимости основных производственных и непроизводственных средств на 1 января 2011 год, скорректированного на плановый размер остаточной стоимости льготируемых основных производственных и непроизводственных средств, на ставку налога (формула 3.1):

                                                      (3.1),

где НН (ПЛАН) - плановый размер налога на недвижимость;

ОС - остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных средств;

ОСЛ - остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных средств.

В свою очередь, остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных средств определяется как разница между восстановительной стоимостью основных производственных и непроизводственных средств и суммой начисленной амортизации (формула 3.2):

                                                                                   (3.2),

где ВС - восстановительная стоимость основных производственных и непроизводственных средств;

ПСА - плановая сумма амортизации.

Плановая стоимость основных производственных и непроизводственных средств на первый квартал 2011 года, участвующих в торговой деятельности, составила 9853,5 млн. р., а износ - 4051,7 млн. р. Плановая стоимость льготируемых основных средств 1806,2 млн. р., а начисленный износ 1484,4 млн. р. Тогда плановый размер налога на недвижимость за первый квартал 2011 года составит:

 млн. р.

Планирование налога на прибыль осуществляется, опираясь на действующий порядок расчета этого налога. То есть, планирование налога на прибыль осуществляется в таком порядке:

. Определяется плановый размер облагаемой налогам прибыли, как разница между плановым размером доходов от реализации и расходами на реализацию, учитываемыми при налогообложении и увеличивается на плановый размер сальдо внереализационных доходов и расходов;

. Определяется плановый размер льготируемой прибыли;

. Определяется прибыль к налогообложению как разница между плановым размером облагаемой налогам прибыли, плановым размером налога на недвижимость и плановым размером льготируемой прибыли;

. Находится плановый размер налога на прибыль. Его находят путем умножения прибыли к налогообложению на ставку налога на прибыль - 24%.

Так в Гомельском райпо на первый квартал 2011 года доходы от реализации планируются в размере 870,8 млн. р., расходы на реализацию в размере 865,2 млн. р., а сальдо внереализационных доходов и расходов в размере 26,7 млн. р. Тогда плановый размер облагаемой налогом прибыли составит: млн. р.

Прибыль к налогообложению составит 18,6 млн. р., с учетом того, что в Гомельском райпо льгот по налогу на прибыль нет.

млн. р.

И тогда плановый размер налога на прибыль на первый квартал 2011 года в Гомельском райпо составит 4,4 млн. р.

 млн. р.

Гомельское райпо является плательщиком местного налога на развитие инфраструктуры города. Налог определяется путем умножения облагаемой налогом прибыли, уменьшенной на сумму налога на прибыль и налога на недвижимость, на ставку налога на развитие инфраструктуры города - 4%. Тогда плановый размер этого налога составить:

 млн. р.

Земельный налог в Гомельском райпо планируется исходя из размера земельных участков, находящихся во владении и установленных ставок за единицу площади путем их умножения с учетом понижающих и повышающих коэффициентов и индекса переоценки. Так на 2011 год размер земельного участка, принадлежащий Гомельскому райпо, который облагается налогом на землю, составит 0,2980 гектара, а ставка земельного налога на этот участок согласно кадастровой оценки составляет 5793000 руб. Понижающих и повышающих коэффициентов для Гомельского райпо не установлено. Индекс переоценки 1,34. Тогда плановый размер налога на землю за первый квартал 2011 года составит.

руб. или 2,4 млн. р.

Планирование налога за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников (автомобильного транспорта) планируется исходя из плановых объемов этих выбросов, планового размера ставки налога за использование единицы топлива с учетом понижающих коэффициентов. Так, Гомельское райпо планирует использовать за первый квартал 2011 года бензина неэтилированного 35,167 тонн, дизельного топлива с содержанием серы 0,2% 1,834 тонны, сжиженного газа 3,681 тонна и сжатого газа 1,947 м3. Ставка налога при использовании 1 тонны бензина неэтилированного планируется в размере 115482 руб., дизельного топлива с содержанием серы 0,2% - 73531 руб., сжиженного газа - 114582 руб., а 1 м3 сжатого газа 71967 руб. Кроме того, установлен понижающий коэффициент к ставке налога на передвижные источники по дизтопливу с содержанием серы 0,2% - 0,8, по сжиженному и сжатому газу в размере 0,3. Тогда плановый размер налога за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников за первый квартал 2011 года составит:

Бензина  руб.

Дизельного топлива руб.

Сжиженного газа  руб.

Сжатого газа руб.

Общая сумма налога за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников на первый квартал 2011 года составит:

руб. или 4,3 млн. р.

А общая сумма прямых налогов в Гомельском райпо на первый квартал 2011 года составила  млн. р.

Далее суммы налогов рассчитанных за квартал распределяются по месяцам пропорционально объемам деятельности по такой же методике. Начиная с определения прибыли отчетного периода далее налога на недвижимость и налога на прибыль. Эта же методика используется и в промышленности и в заготовках.

Планирование налогов завершается составлением календаря налоговых платежей, в котором указывается плановые размеры налогов и сроки их уплаты табл. 3.1.

Таблица 3.1 − Календарь налоговых платежей Гомельского райпо на

квартал 2011 г. млн. р.

Налоги

Сумма

Сроки уплаты

1. Налог на прибыль

13,7

Ежемесячно до 22 числа след. за отчетным

2. Налог на недвижимость

4,4


3. Налог на развитие инфраструктуры

0,56


4. Налог на землю

2,4


5. Налог на выбросы от передвиж. источников

4,3


Итого

25,36


Источник: собст. разработка на основании проведенного планирования.

Заключение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В историческом развитии налогов обычно выделяют три этапа, первый из которых приходится на древний мир. Учение о налогах также развивалось, а соответственно с развитием общества менялись и подходы к осуществлению налоговой политики.

Из определения налогов вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет. Именно устойчивость делает налоги основой государственных доходов, позволяет с их помощью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определялась как фискальная функция, которая долгое время была достаточной для выражения сути и назначения налога. Однако по мере становления товарно-денежных отношений налогам стали присущи и другие функции. Несмотря на то, что положения о функциях налогов до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий, чаще всего к ним относят фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Для организации рационального управления важна классификация налогов, которая представляет собой группировку налогов по различным признакам. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие, не менее важные, классификационные признаки. Они универсальны, а их применение зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

Налоги можно рассматривать как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах. Развивает и конкретизирует этот процесс налоговая система.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основы функционирования национальной системы налогообложения находятся в зависимости от состояния экономики и общественно-политической надстройки в переходный к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения.

Что касается налоговой системы Республики Беларусь, то ее формирование началось в 1992 году. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов, кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот.

К настоящему времени в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, основу которой составляет принятый в 2002 году Налоговый кодекс.

Все это не означает, однако, что налоговая система достигла своего совершенства. За все время существования налоговой системы республики камень в нее не бросал разве что ленивый, и, в принципе, критика является оправданной. Перечень налогов и сборов достаточно велик, уровень налоговой нагрузки на экономику находится на уровне 40%, что является значительным, эластичность налоговой системы снижается, преобладает косвенное налогообложение. Все вышеперечисленное и не только требует совершенствования и реформирования.

Что касается путей совершенствования отечественной налоговой системы, то ученые и специалисты предлагают различные методы, многие из которых достойны внимания руководства страны.

Одним из направлений совершенствования налоговой системы должно стать осуществление работы по дальнейшему упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки. Представляется уместным снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, изменение порядка начисления НДС и ряда других налогов. Целесообразным было бы совершенствование налогообложения недвижимости, а также перемещение налоговой нагрузки на природные ресурсы.

В заключение можно сказать, что проблем в налоговой сфере Республики Беларусь достаточно, и быстрейшее их решение приведет к улучшению экономической ситуации в стране.

Список использованных источников

1.  Александров Т. Формирование доходной части бюджета за счет поступлений налогов и сборов от банков Республики Беларусь. / Т. Александров, О. Жуковец // Финансы, учет, аудит. - 2004. - №11. - С. 29-32.

2.       Алексеев П. Комментарий к изменениям и дополнениям, внесенным в закон Республики Беларусь "О налоге на недвижимость". / П. Алексеев // Консультант. - 2010. - №4. - С. 85-87.

.        Балацкий Е. Стабильность налоговой системы как фактор экономического роста. / Е. Балацкий // Общество и экономика. - 2005. - №2. - С. 100-119.

.        Ганаго А. Налоговые инструкции: все хорошо в меру. / А. Ганаго // Налоговый вестник Республики Беларусь. - 2005. - №3. - С. 5-11.

.        Гарапова Н. Налоговая система Беларуси. История и современность. / Н. Гарапова // Финансы, учет, аудит. - 2002. - №9.  Вып. II. - С. 37-38., №10 Вып. I. - С. 36-37.

6.  Головатая С. Земельный налог: что нового? / С. Головатая // Налоговый вестник (РБ). - 2010. - №2. - С. 17-20.

7.  Гудков С.В. Налоговая политика и интенсификация роста производства продукции. / С.В. Гудков, Е.А. Гудкова // Бухгалтерский учет и анализ. - 2001. - №2. - С. 41-45.

8.       Ермолович М.Л. Налоговая система как инструмент содействия социальному прогрессу и развитию / М.Л. Ермолович // Вестник Государственного налогового комитета Республики Беларусь. - 2010. - №5. - С. 71-74.

.        Ермолович М.Л. Направления в совершенствовании налоговой системы в 2006-2009 годах. / М.Л. Ермолович // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. - 2006. - №48. - С. 6-7.

.        Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности: постановление М-ва по налогам и сборам от 6 дек. 2004 г., №129 // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. - 2009. - №5. - С. 39-49.

.        Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость организациями: утв. постановлением М-ва по налогам и сборам Республики Беларусь от 31. янв. 2009 г., №14 // Налоговый вестник Республики Беларусь. - 2009. - №6. - С. 4-11.

.        Киреева, Е. Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе. / Е. Киреева // Директор. - 2005. - №3. - С. 24-25.

.        Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь. / Е. Киреева // Директор. - 2004. - №6. - С. 42-44.

.        Ковальчук Д. Особенности исчисления и уплаты прямых и косвенных налогов предприятиями, имеющими в своем составе филиалы, представительства и другие обособленные структурные подразделения. / Д. Ковальчук // Гл. бухгалтер. - 2010. - №16. - С. 74-79.

.        Копоть М. Налоговая система Республики Беларусь. / М. Копоть // Все для бухгалтера. - 2010. - N 17. - С. 3-31.

.        Крят С.А. Новая форма расчета налога на прибыль. Содержание и порядок составления / С.А. Крят // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. - 2009. - №18. - С. 38-54.

.        Крят С.А. О налогах на доходы и прибыль. / С.А. Крят // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. - 2004. - №46. - С. 58-63.

.        Крят С.А. О платежах за землю. / С.А. Крят // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. - 2010. - №46. - С. 26-32.

.        Локтева Т. Организация планирования налогов на предприятии: [Примерный алгоритм] / Т. Локтева, Г. Романова // Планово-экономический отдел. - 2010. - №1. - С. 36-44.

.        Масинкевич Н. Налоги-2010: как оптимизировать финансовую стратегию. / Н. Масинкевич, В. Шевцова // Национальная экономическая газета. - 2010. - №77. - С. 1-4.

.        Масинкевич Н. У каждого своя мера: Налоговая нагрузка на экономику РБ. / Н. Масинкевич, В. Шевцова // Национальная экономическая газета. - 2010. - №90. - С. 5-8.

.        Налоги в республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан и др.; под общ. ред. В.А. Гюрджан. - Мн.: ПЧУП “Светоч”, 2002. - 256 с.

.        Налоги и налогообложение: учебник для вузов. / Н.Е. Заяц и др.; под общ. ред. Н.Е. Заяц. - Мн.: Выш. Шк, 2004. - 302 с.

.        Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 15 нояб. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г. // Национальная экономическая газета. - 2010. - №70. - С. 7-38.

.        О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь "О налоге на недвижимость": закон Респ. Беларусь от 14 июля 2010 г., №303-З. // Нормативные документы по финансам, налогам и бух. учету. - 2010. - №28 (авг.). - С. 8-14.

.        О внесении изменений в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты налога на доходы полученные в отдельных сферах деятельности: постановление М-ва по налогам и сборам Респ. Беларусь от 25 февр. 2009 г., №29 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2009. - №41. - С. 71-76.

.        Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль: постановление М-ва по налогам и сборам Респ. Беларусь от 31 янв. 2010 г., №19 // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. - 2010. - №11. - С. 63-92.

.        Образкова Т. Проблемы налоговых реформ / Т. Образкова. // Белорусский банковский бюллетень. - 2010. - №33. - С. 28-33.

.        Образкова Т. Сравнительная таблица изменений по взиманию в 2004 и 2005 гг. налогов, сборов, отчислений, устанавливаемых ежегодно законами о бюджете на очередной финансовый год / Т. Образкова // Главный бухгалтер. - 2010. - №47. - С. 52-58.

.        Образкова Т. Налог на недвижимость и платежи на землю: изменения в 2005 году / Т. Образкова // Главный бухгалтер. - 2010. - №44. - С. 28-30.

.        Образкова, Т. Налоговая реформа: как совместить интересы государства и предприятий / Т. Образкова // Национальная экономическая газета. - 2002. - №18. - С. 7-9.

.        Образкова Т. Налоговая система далека от совершенства / Т. Образкова // Национальная экономическая газета. - 2010. - №75. - С. 21-24.

.        Осипова З.Н. Наиболее актуальные вопросы, возникавшие в ходе применения налогового законодательства по налогу на прибыль в 2004 году / З.Н. Осипова, С.А. Крят // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. - 2010. - №5. - С. 100-105.

.        Пепеляев С.Г. О юридической классификации налогов / С.Г. Пепеляев, Е.В. Кудряшова // Налоговый вестник (РФ). - 2009. - №6. - С. 13-15.

.        Попов Е.М. Избегая двойного налогообложения, взимаем многократно. / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. - 2001. - №2. - С. 40-41.

.        Попов Е.М. Налоговая система: десять лет реформ / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. - 2001. - №7. - С. 11-15.

.        Прохожая В. Налог на прибыль в 2004 году. / В. Прохожая // Гл. бухгалтер. - 2009. - №26. - С. 18-21.

.        Пуркалик И.М. Порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость организациями / И.М. Пуркалик // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. - 2009. - №37. - С. 38-43.

.        Романова Г. Включение отдельных расходов в состав затрат для целей исчисления налога на прибыль. / Г. Романова, Л. Cафранкова // Гл. бухгалтер. - 2010. - №4. - С. 66-68.

.        Сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь www.nalog.by.

.        Сайт журнала Фондовый ранок Республики Беларусь www. stock.bcse.by.

.        Снитко Н. Налоговый учет затрат организации для целей исчисления облагаемой налогом прибыли в 2004 году / Н. Снитко // Национальный бухгалтерский учет. - 2004. - №23. - С. 22-39.

.        Снитко Н. Некоторые особенности заполнения декларации (расчета) по налогу на прибыль в 2009 году / Н. Снитко // Консультант. - 2004. - №15. - С. 53-69.

.        Студенцов А. Заплатить налог на прибыль, чтобы покрыть убытки / А. Студенцов // Национальная экономическая газета. - 2009. - №7. - С. 21-24.

.        Сумар К.А. Налоговая система Республики Беларусь / К.А. Сумар, Н.Т. Мамбеталиев // Налоговый вестник (РФ). - 2009. - №8. - С. 4-11.

.        Сушкова И. Особенности налогообложения в 2010 году / И. Сушкова, А. Ганаго // Налоговый вестник (РБ). - 2010. - №1. - С. 8-47.

47. Тарасов В. Нацбанк предлагает реформы / В. Тарасов // Белорусский рынок. - 2010. - №35. - С. 8.

48.     Шевлюков А.П. Финансовый менеджмент на предприятии: учебное пособие. / А.П. Шевлюков. - Гомель: ГКИ, 2009. - 562 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!