Тема: Денежно-кредитная политика в период экономических преобразований

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    377,52 kb
Денежно-кредитная политика в период экономических преобразований
Денежно-кредитная политика в период экономических преобразований
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!












КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: "Денежно-кредитная политика в период экономических преобразований"

Содержание

Введение

Глава 1. Денежно-кредитная система: структура и основные функции

1.1 Деньги: сущность, функции и виды. Денежная масса

.2 Структура денежно-кредитной системы

Глава 2. Денежно-кредитная политика Центрального банка России

2.1 Инструменты Центрального банка России

.2 Эффективность денежно-кредитной политики на современном этапе

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

На сегодняшний день теме денежно-кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий. В журналах публикуются отчёты по денежно-кредитной политике за год, планы на будущее и проблемы с которыми сталкивается денежно-кредитная система в России.

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы. Денежно-кредитная политика на макро-уровне - это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро-уровне. Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная. В работе рассмотрены основные вопросы денежно- кредитной политики: какими методами и инструментами пользуется Банк России в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты кредитно-денежной политики.

Глава 1. Денежно-кредитная система: структура и основные функции

1.1 Деньги: сущность, функции и виды. Денежная масса

Деньги - особый товар, используемый в качестве всеобщего эквивалента, по средствам которого выражается стоимость всех других товаров. Роль денег играли разные металлы. Но золото и серебро, в которых особенно сильно выражены все преимущества металлов, благодаря которым они более всего пригодны для выполнения роли денег, а именно однородность вещества, делимость, сохраняемость - стали всеобщим эквивалентом. В современном мире существуют следующие виды денег:

·наличные (банкнота, монета)

·безналичные (депозиты)

Деньгами выполняются пять основных функций:

.Мера стоимости

Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой. Товары выражают свои стоимости в определенных количествах серебра и золота. Эти количества денежного товара должны быть в свою очередь измерены. Отсюда вытекает необходимость в единице измерения денег. Такой единицей является определенное массовое количество золота, принятое за денежную единицу в той или иной стране, т.е. масштаб цен.

.Средства обращения

Деньги выступают посредником при обмене товарами и услугами, т. е. они обслуживают процесс по схеме "товар - деньги - товар". Это означает, что чем больше товаров производит национальная экономика, тем больше требуется денег для их взаимообмена. Количество денег, необходимое для динамичного обращения товарной массы, - важный показатель, от которого напрямую зависит уровень инфляции. Существует множество методик его расчета. Вот одна из наиболее известных:

(1.1)

Где M - количество денег в обращении;

V - скорость денежного оборота, определяемая количеством товарных сделок, обслуженных одной денежной единицей, за определенный срок;

Q - количество товара, проданных за тот же период;

P - уровень цен, на произведенные товары.

3.Средство накопления

Деньги выполняют функцию средства накопления в том случае, когда они изымаются из обращения. При уменьшении производства товаров и сокращения товарооборота, часть золота уходит из обращения и оседает в форме накопления. Отсюда вытекает третья функция денег, состоящая в том, что деньги могут выступать как запас ценности, как способ сохранения личного богатства.

.Средство платежа

С развитием товарного обращения возникает своеобразная его форма: отчуждение товаров может быть отделено по времени от реализации его цены, т. е. товары могут быть проданы в кредит. Несовпадение во времени покупок и продаж порождает функцию денег как средства платежа. В итоге кредитной сделки возникает вексель. Вексель - особый вид письменного обязательства узаконенной формы, дающий право владельцу требовать по истечении срока с лица, выдавшего это обязательство, уплаты указанной в нем денежной суммы.

Впоследствии и банки стали учитывать векселя и сами выдавать векселя-банкноты. Банкноты - банковские билеты, долговое обязательство банка, разновидность кредитных денег.

.Мировые деньги

Функцию мировых денег в эпоху золотого стандарта выполняли золото и серебро. В этой функции деньги используются для международных расчетов. Золото выступает в роли мировых денег как всеобщее платежное средство (для погашения разницы во взаимных кредитных операциях); как всеобщее покупательное средство (когда необходимо оплатить товарную сделку наличными деньгами); и, наконец, как общественная материализация богатства.

Выпуск как бумажных, так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в собственности государства, пытается, как правило, компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы.

Денежная масса - совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

В структуре денежной массы выделяют такие совокупности компонентов, или, как еще их называют, денежные агрегаты, как М1 и М2. М1 - деньги в узком смысле слова, которые еще называют "деньгами для сделок" и они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и монеты), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах "до востребования") в банках. Депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть легко превращены в наличные. М2 - деньги в широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты М1 плюс деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты в специализированных финансовых институтах.

1.2 Структура денежно-кредитной системы

Современная денежно-кредитная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления к потребностям развития рыночной экономики. Кредитная система, если рассматривать ее с институциональной точки зрения, представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система опосредствует весь механизм общественного воспроизводства и служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

"По своему содержанию кредитная политика - совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс". Цель данных мер - частное преломление общей государственной линии на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики.

Цели денежно-кредитной политики:

Экономические цели

После длительного периода экономического роста и полной занятости цели государства в области экономики имеют скорее защитный характер и направлены на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.

Стремление сохранить и по возможности увеличить производство, а также поддержать достигнутый уровень жизни соответствует современным задачам. Это предполагает крупные капиталовложения на переоборудование промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание производственных структур, чтобы уменьшить зависимость страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения в целом, а также обеспечить подготовку специалистов (инженеров, техников) и наладить разработки научно-технических исследований. Для этого также требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для выдачи заработной платы, для закупок сырья и энергии.

Необходимость подчинения эмиссии платёжных средств экономическим целям ставит проблему согласованности всех мер, принимаемых государственными органами. Поэтому кредитная политика должна быть составной частью общей экономической политики. В этом отношении особую важность представляют собой два явления, наблюдающиеся в настоящее время в развитых странах: во-первых, это значительное вмешательство государства в экономическую деятельность; во-вторых, реализация номиналистической концепции денег, которая позволила снять ограничения эмиссии платежных средств, свойственные золотому стандарту.

Кредиты должны направляться, прежде всего, в те отрасли экономики, динамизм которых представляется наиболее необходимым для гармоничного развития экономики в целом.

Политика полной занятости населения

Она соответствует, прежде всего, интересам человека, но её объектом является также промышленное оборудование, технические ресурсы, потенциальные экономические возможности.

Полная занятость населения означает отсутствие массовой безработицы: она представляет собой такую ситуацию, в которой трудоспособные члены общества могут найти без особых трудностей и за довольно короткий срок работу, соответствующую их способностям. Тем не менее, отсутствие постоянной безработицы не исключает возможности временной безработицы, поскольку развитие экономики предполагает определенный минимум текучести кадров. Смена должности, переход из одной сферы экономики в другую или с одного предприятия на другое могут сопровождаться временной потерей работы, которая терпима, если длится недолго. Банковское кредитование должно способствовать такой мобильности.

Монетарные цели контроля над кредитом

Цель государственных органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой повышение цен или истощение валютных ресурсов. Здесь проявляется сдерживающая роль внутреннего и внешнего аспектов кредитной политики.

Стабильность внутренних цен необходима для нормального функционирования экономики. Общее понижение цен повлекло бы за собой замедление темпов производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту возможность не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время она не может реализоваться. Общее повышение цен таит в себе известные социальные и экономические опасности, оно не только подрывает или ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективными предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоёв населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает их рентабельность.

Тем не менее, стабилизация не может быть абсолютной и не исключает изменений в соотношении цен. В определённых случаях могут и должны допускаться изменения, чтобы, например, создать благоприятные условия для приспособления производства к спросу потребителей или к техническим новшествам. Эта гибкая политика, как бы желательна она ни была, может привести к понижению цен и даже заработной платы; поэтому она способна вызвать ожесточённое сопротивление, которое затрудняет выполнение государственными органами своих задач в этой области.

Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от нее зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей, необходимых для народного хозяйства. Эта проблема связана с проблемой цен; кредитная политика должна способствовать разрешению и той, и другой проблемы.

Согласование целей экономической и денежной политики

Если проследить эволюцию денежной системы на протяжении последних сорока лет, то мы будем вынуждены констатировать, что энергичные меры, которые принимали некоторые правительства для стабилизации денежной системы, не всегда были эффективны. Иногда подобная денежная политика вызывала замедление экономического развития, в частности в Великобритании после двух мировых войн, неоднократно в Бельгии в 1948-1959 гг., во Франции в 1930-1936 гг. В других случаях экономический рост сопровождался обесценением денег; в Великобритании и Франции это явление неоднократно наблюдалось после второй мировой войны.

Тем не менее, в последние годы в этой сфере был достигнут заметный прогресс, и большинство стран Запада продемонстрировали в той или иной степени решение проблемы экономического роста без чрезмерного инфляционного напряжения. Трудности обусловлены тем, что факторы, вызывающие инфляцию, более мощные, чем факторы стабилизации денег. Опасность инфляции кажется абстрактной и далёкой; необходимость ее предотвращения с трудом осознается из-за привязанности людей к номинальным доходам и их стремления избежать немедленных жертв. Глобальная и почти естественная тенденция экономических агентов вызывать инфляционные напряжения заставляет государственные и финансовые органы прибегать к принудительным мерам в интересах всего общества.

Хотя кредитная политика, даже хорошо продуманная и эффективно осуществляемая, не всегда позволяет предусмотреть и полностью избежать инфляционные напряжения, она должна, по меньшей мере, смягчать последствия инфляции, препятствовать злоупотреблениям, связанным с накоплением иностранной валюты, созданию товарных запасов в спекулятивных целях и в целом предотвращать опасность чрезмерного избытка денег.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от её конечных целей. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путём ужесточения условий и ограничения объёма кредитных операций коммерческих банков. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования. В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный Банк должен попытаться понизить общие расходы путём ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центробанк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учётной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведённую выше систему мер называют политикой "дорогих денег". В результате её проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счёт слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы.

Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если её проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объём кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешёвых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причём она может оказаться серьёзной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведёт к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой; то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешёвых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. Однако известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешёвых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной политики. К ним относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Операции на открытом рынке

Этот метод - наиболее значимый для денежно-кредитного регулирования - заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная (сделка РЕПО) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Например, если Центральный Банк будет продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, часть денег будет ликвидировано из обращения, а кредитные ресурсы банков сузятся. Произойдет мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка возрастет, а деловая инвестиционная активность снизится. Указанный механизм работает и в обратном направлении.

Политика учетной ставки (дисконтная политика)

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".

Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще иногда называют дисконтной политикой) выступая в роли "займодателя в последней инвестиции". Он предоставляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды ФРС взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой.

Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, то есть вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.

Если ФПС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этом случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

Изменение учетной ставки является важным инструментом денежно-кредитной политики. Но, изменив ее, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству.

Изменение норм обязательных резервов

Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Ограничение кредитования

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Глава 2. Денежно-кредитная политика Центрального банка России

.1 Инструменты Центрального банка России

В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке;
  4. рефинансирование банков;
  5. валютное регулирование;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения.

Изменение нормы обязательных резервов

Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. В российском законодательстве официальное определение обязательных резервов дается в Положении от 30.03.96 № 37 "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном Банке Российской Федерации". Согласно п.1 данного Положения обязательные резервы (резервные требования) - один из основных инструментов осуществления денежно - кредитной политики Банка России - представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов и различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным вкладам они ниже, чем по вкладам до востребования). Чем выше центральный банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (r) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы (М). Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

В России 1 июня 1991 г. норма резервирования была установлена в размере 2%, но уже в следующем году всего за 4 месяца она увеличилась до 20%. В последующие годы норма и порядок резервирования неоднократно менялись.

Действующий норматив резервирования (был установлен 1 октября 2006 г.) составляет 3,5% для рублевых средств, привлеченных от физических лиц.

Операции на открытом рынке

Термином "операции на открытом рынке" обозначают куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Данный термин был заимствован из практики функционирования центрального банка США - Федеральной резервной системы, для которой операции на открытом рынке выступают самым важным инструментом денежно-кредитной политики. Механизм этого инструмента состоит в следующем.

При спаде экономики центральный банк заинтересован в росте денежной массы в обращении, поэтому он старается увеличить денежные средства коммерческих банков. Для этой цели он путем установления определенной доходности старается выкупить у коммерческих банков ценные бумаги. Коммерческие банки, продав часть своих активов в виде государственных ценных бумаг, получают возможность расширить кредитование реального сектора, что приводит к увеличению предложения кредитов (кредитная экспансия) и снижает цену кредита (так называемая политика "дешевых" денег). Объем денежный массы при этом расширяется благодаря эффекту мультипликации.

При угрозе инфляции центральный банк, наоборот, проводит продажу государственных ценных бумаг, уменьшая таким образом свободные денежные средства коммерческих банков и снижая предложения кредитов (политика "дорогих" денег).

Среди операций центрального банка на открытом рынке различают операции в форме соглашения об обратном выкупе (РЕПО), которые заключаются в продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством последующего их выкупа через определенный срок по новому более высокому курсу.

Для России проведение Центральным Банком операций с ценными бумагами является новым и мало используемым инструментом денежно-кредитного регулирования. Указанное объясняется как неразвитостью фондового рынка России, так и другими факторами.

Так, ограниченность использование операций на открытом рынке Банк России объяснил негибкостью действующей нормативно-правовой базы, а также незначительным объемом облигаций с рыночными характеристиками в портфеле Банка России.

Вообще наибольшую долю среди государственных ценных бумаг в РФ имеют облигации федеральных займов (ОФЗ), выпускаемые Минфином России в пределах, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с размером государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного на финансовый год законом о федеральном бюджете.

Закон о Центральном Банке РФ предоставляет Банку России право осуществлять эмиссию собственных облигаций (ОБР). На основании этого ЦБ РФ было утверждено Положение от 28.08.98 № 53-П "Об обращении выпусков облигаций Банка России".

Между тем, многие ученые считают операции Центрального Банка по купле-продаже собственных облигаций (ОБР) наиболее гибким инструментом денежно-кредитного регулирования. Приобретая ОБР с определенным сроком обращения, коммерческий банк может в случае острой потребности в ликвидности продать облигации на рынке, не теряя при этом дохода от владения облигациями (в отличие от досрочного отзыва денежных средств с депозита, о котором будет рассказано далее). Таким образом, ОБР дает Банку России возможности изымать из обращения избыточную ликвидность на фиксированный срок (срок обращения облигации), а коммерческим банкам предоставляет возможность на ежедневной основе регулировать собственную ликвидность за счет операций на вторичном рынке.

Банк России отказ от выпуска собственных облигаций объясняет существующими ограничениями в законодательстве РФ: "имеющийся опыт эмиссии облигаций Банка России (ОБР) продемонстрировал невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России решения и проведением операций". До законодательного устранения указанных ограничений Банк России сосредоточил свои усилия на создании рынка для нового инструмента - операций модифицированного РЕПО с облигациями, находящимися в портфеле Банка России.

Операции по размещению на рынке облигаций на условиях биржевого модифицированного РЕПО (далее - БМР) во многом аналогичны операциям первичного размещения выпусков ГКО-ОФЗ или ОБР. Первичное размещение происходит посредством аукциона, проводимого по американской системе, то есть участник аукциона самостоятельно устанавливает цену, выраженную в процентах, от номинала, по которой он готов приобрести облигации. До наступления даты обратного выкупа облигаций Банком России они имеют свободное обращение на рынке аналогично другим выпускам государственных ценных бумаг. Выкуп облигаций производится Банком России на основании безотзывной публичной оферты. В дату обратного выкупа Банк России удовлетворяет все заявки дилеров на продажу по цене, объявленной в оферте.

В 2002 году аукционы по размещению двух выпусков ОФЗ на условиях модифицированного РЕПО сроком 40 и 65 дней состоялись 6 февраля. Общий объем размещения облигаций на аукционе составил 416 млн. рублей, средневзвешенная доходность - 13,81 и 14,17% годовых соответственно. В период действия оферты было размещено облигаций еще на 583 млн. рублей по ставкам, устанавливавшимся в соответствии со ставками по депозитным операциям Банка России с аналогичными сроками. После обратного выкупа указанных выпусков проведение дальнейших операций модифицированного РЕПО было временно приостановлено.

Создание рынка модифицированного РЕПО стало составной частью деятельности Банка России по подготовке условий для активизации рыночных операций, которые в дальнейшем должны позволить Банку России более гибко реагировать на колебания банковской ликвидности.

Изменение учетной ставки. Учетная политика

Учетная ставка (или ставка рефинансирования) представляет собой ставку, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим.

Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. Получая дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по кредитам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Как уже было сказано, само по себе изменение учетной ставки не является действенным методом денежно-кредитного регулирования. Говоря о реальных, используемых в настоящее время инструментах денежно-кредитной политики, в том числе Центральным Банком РФ, следует иметь в виду различные формы рефинансирования центральным банком коммерческих банков. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Оно является одним из важнейших инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе и осуществляется на рыночных условиях путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардных кредитов, переучета векселей.

Законодательной основой рефинансирования является ст.ст.46-47 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации…", согласно которым Банк России имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами. Обеспечением кредитов Банка России могут выступать золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках; иностранная валюта; векселя, номинированные в российской или иностранной валюте; государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров ЦБ РФ.

Наиболее известными являются такие виды кредитов, как внутридневной кредит (в течение операционного дня), кредит "овернайт" (один рабочий день), ломбардный кредит.

Ломбардный кредит предоставляется банкам в валюте РФ под залог государственных ценных бумаг в порядке, установленном Положением ЦБ РФ от 13.03.96 № 36, и на основании договора. Вначале ломбардные кредиты предоставлялись Банком России на срок до 30 календарных дней как путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной ставки, так и путем проведения аукционов. В последующем их предоставление происходило лишь по результатам аукционов, сроки кредитов менялись на основании телеграмм ЦБ РФ.

Ломбардные кредитные аукционы Центрального банка РФ проводятся как процентные конкурсы заявок банков на получение ломбардного кредита, осуществляемые по американскому или голландскому способам.

Заявки, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной.

При американском способе проведения аукциона заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках, которые эквивалентны или превышают устанавливаемую Банком России ставку отсечения.

При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (по устанавливаемой Банком России ставке отсечения).

Переучет векселей представляет собой способ рефинансирования путем использования такого распространенного кредитного и расчетного инструмента, как вексель.

Участниками операций по переучету векселей являются Банк России в лице операционного подразделения по переучету векселей (ОППВ), Учетный банк (коммерческий банк, получивший статус Учетного банка) и российская организация-экспортер.

Учет векселя представляет собой финансирование Учетным банком организации-экспортера под выдачу последней простого векселя на имя Учетного банка. Переучет векселя - это покупка Банком России векселя организации-экспортера у Учетного банка по установленной ставке переучета.

Согласно пункту 4 Положения ЦБ РФ от 30.12.98 № 65-П "О проведении Банком России переучетных операций" к переучету принимаются простые векселя, соответствующие требованиям Женевской Конвенции 1930 г. № 358 и составленные на установленном стандартном бланке, со сроком "на определенный день", векселедателями по которым выступают организации-экспортеры, включенные в список, утверждаемый Банком России. При этом срок платежа по векселю не должен превышать 6 месяцев с даты составления векселя и 1 месяца с даты последнего платежа по экспортному контракту. Механизм действия переучетной политики заключается в следующем. При необходимости увеличения денежной массы в экономике (кредитной экспансии) центральный банк устанавливает для банков благоприятные условия переучета векселей (например, снижает учетную ставку). Продавая векселя центральному банку, банки получают денежные средства, которые могут быть направлены для предоставления предприятиям кредитов. К тому же банки при таких условиях стремятся приобрести переучитываемые центральным банком векселя. Все это способствует увеличению инвестиций и росту ВВП. В условиях "перегрева" экономики центральный банк изменяет условия переучета векселей в противоположную сторону, и коммерческим банкам становится выгоднее выкупить у него векселя. Это уменьшает денежную массу коммерческих банков, повышает ставку процента и уменьшает инвестиции. Операции по переучету векселей призваны способствовать кредитование коммерческими банками предприятий реального сектора экономики и таким образом развитие производства. В России они пока стимулируют лишь кредитование экспортных отраслей промышленности, а также приток в РФ иностранной валюты. В связи с этим необходимо расширение перечня организаций, которые могут выступать векселедателями в переучетных операциях, за счет включения в него финансово-устойчивых и платежеспособных производственных предприятий.

2.2 Эффективность денежно-кредитной политики на современном этапе

Экономическое развитие России в 2006 г. характеризуется достаточно неплохими результатами: рост ВВП примерно на уровне 6,8%, инфляция - на уровне 9%. Вместе с тем экономический рост в стране в значительной степени связан с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках, а уровень инвестиций недостаточен для структурного реформирования и модернизации экономики.

Банковская система России достаточно динамично развивается, увеличивается ее роль в кредитовании экономики. Так, за 9 месяцев 2006 г. активы банковского сектора выросли на 27,3%, в том числе кредиты нефинансовому сектору экономики - на 26,5%. Однако в относительном выражении (в сопоставлении с ВВП) роль российского банковского сектора в экономике по сравнению с развитыми странами выглядит достаточно скромно, хотя и в этом направлении, безусловно, имеется положительная динамика. Тем не менее активы банковского сектора России по отношению к ВВП составляют всего 45%, в Великобритании, например, - около 400%, в Германии - 317%. Приведенные цифры красноречиво говорят, что кредитный потенциал банковской системы России в настоящее время недостаточен для масштабной модернизации и реконструкции народного хозяйства. За 2006 г. рублевая денежная масса возросла на 48,8%, что на 10,2 процентного пункта больше, чем за 2005 год. Внутригодовая динамика денежного агрегата М2 в целом сохраняла сезонные колебания, сформировавшиеся в последние годы (Рис. 2.1.).

Сложившееся соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило увеличение рублевой денежной массы в реальном выражении за рассматриваемый период на 36,5% (в 2005 г. аналогичный показатель составил 24,9%).

Рис. 2.1. Темпы прироста основных денежных агрегатов (к соответствующей дате предыдущего года, в %)

Рис. 2.2. Темпы прироста денежного агрегата М2 (месяц к предыдущему месяцу, %)

Денежный агрегат М0 возрос за 2006 г. на 38,6% (за 2005 г. - на 30,9%). По-прежнему наиболее существенным (на 16,0%) было увеличение наличных денег в IV квартале (в последнем квартале 2005 г. - на 15,4%). Динамика наличных денег в обращении в 2006 г. в целом отражала увеличение размера номинальной заработной платы и пенсий. Важным фактором, повлиявшим на динамику денежного агрегата М0, были операции по покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты. Нетто-продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками физическим лицам составили за 2006 г. примерно 7 млрд. долл. США (в том числе в IV квартале - 2,4 млрд. долл. США), в то время как за 2005 г. - 19,9 млрд. долл. США.

Безналичная составляющая денежного агрегата М2 увеличилась за 2006 г. на 53,9% (в IV квартале - на 15,9%), в то время как в 2005 г. рост составил 42,7%. При этом темпы прироста депозитов населения за год составили 51,6% (в октябре-декабре 2006 г. - 16,1%) против 42,1% за 2005 год. Рост депозитов физических лиц в рассматриваемый период происходил в условиях сохранения высоких темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения (110,2% за год). В структуре использования денежных доходов населения в 2006 г. отмечалось повышение удельного веса средств во вкладах и ценных бумагах (на 2 процентных пункта по сравнению с 2005 г.).

В результате увеличения объемов банковского кредитования и повышения доходов нефинансовых организаций их средства на счетах в кредитных организациях возросли за 2006 г. на 56,4%, в том числе в IV квартале - на 15,8% (за 2005 г. - на 43,4%). В составе депозитов организаций при росте депозитов "до востребования" на 48,8% увеличение срочных депозитов составило за рассматриваемый период 82,1% (в IV квартале - 11,8 и 28,2% соответственно). Темпы роста депозитов нефинансовых организаций были выше темпов роста депозитов населения на 4,8 процентного пункта (в 2005 г. - на 1,3 процентного пункта).

Структура рублевой денежной массы изменилась следующим образом: доля наличных денег в обращении на 1.01.2007 сократилась относительно 01.01.2006 на 2,2 процентного пункта (до 31,0%), удельный вес депозитов "до востребования" повысился до 31,3%, а срочных депозитов - увеличился на 1,6 процентного пункта (до 37,7%).

Темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в долларовом выражении) составили за 2006 г. 7,2% (в 2005 г. - 21,5%) и были существенно ниже темпов прироста депозитов в национальной валюте (53,9%). Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы по методологии денежного обзора снизился с 16,3% на 1.01.2006 до 11,4% на 1.01.2007.

Рис. 2.3. Основные источники прироста денежной массы по методологии денежного обзора в 2005-2006 гг.

Темпы прироста денежной массы по методологии денежного обзора в 2006 г. составили 40,5% (в 2005 г. - 36,3%), как следует из рис. 2.3. Прирост чистых иностранных активов банковской системы являлся важным источником увеличения денежной массы по методологии денежного обзора. При росте общего объема этого денежного агрегата на 2,9 трлн. руб. чистые иностранные активы увеличились на 2,0 трлн. руб., а внутренний кредит экономике - на 1,3 трлн. руб. (в 2005 г. аналогичные показатели составили 1,9; 1,7 и 0,1 трлн. руб. соответственно). При этом в 2006 г. повысилось значение банковских кредитов нефинансовым организациям и населению как источника роста денежного предложения. Требования к этой группе заемщиков в целом за 2006 г. возросли на 2,7 трлн. руб. (за 2005 г. - на 1,5 трлн. руб.), что превышает увеличение чистых иностранных активов. Сдерживанию роста денежной массы, так же как и в 2005 г., способствовало накопление средств на счетах органов государственного управления в Банке России, в том числе на счетах Стабилизационного фонда Российской Федерации. Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, как видно из рисунка 2.4., снизилась за 2006 г. на 14,0% (в 2005 г. - на 6,5%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за истекший год увеличился с 22,7 до 26,4%.

Рис. 2.4. Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 (в среднегодовом выражении)

Соотношение темпов роста денежной массы М2 и денежной базы в широком определении обусловило увеличение денежного мультипликатора с 2,075 на 1.01.2006 до 2,183 на 1.01.2007, или на 5,2% (за 2005 г. - на 13,2%).

За 2006 г. денежная база в широком определении увеличилась на 41,4% (в 2005 г. - на 22,4%). В истекшем году, как и в 2005 г., рост резервов коммерческих банков в результате покупок Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования выросли на 2,8 трлн. руб. против 1,9 трлн. руб. в 2005 г.) сопровождался накоплением средств органов государственного управления на счетах в Банке России, что сдерживало увеличение денежного предложения. Прирост депозитов органов государственного управления в Банке России составил за 2006 г. 1,5 трлн. руб. против 1,1 трлн. руб. за 2005 год. Структура денежной базы в широком определении в 2006 г. изменилась следующим образом. Доля наличных денег сократилась с 75,3 на 1.01.2006 до 74,3% на 1.01.2007. Удельный вес средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизился с 17,5 до 15,5%, доля средств на счетах обязательных резервов практически не изменилась и на 1.01.2007 составила 5,4%. Удельный вес облигаций Банка России у кредитных организаций вырос с 1,1 до 2,5%, а доля депозитов кредитных организаций в Банке России - с 0,2 до 2,4% на соответствующие даты. Средний дневной объем совокупных банковских резервов<#"justify">Сокращение совокупных банковских резервов в IV квартале 2006 г. по сравнению с III кварталом обусловило повышение ставок на рынке МБК. Средняя ставка по размещенным российскими банками однодневным рублевым МБК в IV квартале составила 5,1% годовых против 2,6% годовых в III квартале 2006 г. и 4,6% годовых в IV квартале 2005 года.

На московском межбанковском кредитном рынке динамика среднемесячных ставок (MIACR) в IV квартале 2006 г. была такой же, как в целом по России. Повышение ставок MIACR по однодневным рублевым МБК сопровождалось ростом их волатильности. Диапазон колебаний дневных ставок MIACR в IV квартале расширился до 7,7 процентного пункта против 5,4 процентного пункта в предшествующем квартале, но был более узким, чем в октябре-декабре 2005 г. (11,7 процентного пункта). Рисунок 2.5. В IV квартале внутримесячная динамика ставок MIACR сохраняла традиционный циклический характер. При этом пиковые значения ставок в конце каждого месяца квартала существенно превышали аналогичные показатели предшествующего квартала, но были сопоставимы с аналогичными показателями 2005 года.

Рис. 2.5. Ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам (% годовых)

Среднедневные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России в октябре-декабре 2006 г. составили 396,9 млрд. руб. по сравнению с 369,9 млрд. руб. в июле-сентябре (в IV квартале 2005 г. они были равны 323,0 млрд. руб.).

Сложившийся в IV квартале 2006 г. уровень ликвидности банковского сектора обусловил относительно высокий спрос со стороны кредитных организаций на кредиты Банка России. Общий объем средств, предоставленных посредством операций прямого РЕПО в IV квартале, составил 1,5 трлн. руб. (в III квартале - 31,6 млрд. руб.). Средневзвешенная ставка по основному рыночному инструменту предоставления ликвидности банковскому сектору - операциям прямого РЕПО сроком на 1 день - находилась в диапазоне от 6,01% до 6,47% годовых, что несколько выше, чем в III квартале (6,00-6,19% годовых).

В декабре 2006 г. в условиях повышения спроса на свободные резервы кредитные организации заключали сделки "валютный своп" на сумму 190 млн. долл. США.

Объем ломбардных кредитов за октябрь-декабрь 2006 г. существенно возрос и составил 4,6 млрд. руб. против 1,2 млрд. руб. в предыдущем квартале. Из них 82% были предоставлены по фиксированной процентной ставке. Средневзвешенная процентная ставка по ломбардным кредитам в октябре-декабре 2006 г. составила 7,13% годовых.

Объем предоставленных Банком России кредитов "овернайт" в IV квартале 2006 г. увеличился по сравнению с III кварталом на 17,9% и составил 14,5 млрд. рублей.

При управлении ликвидностью кредитные организации использовали механизм внутридневного кредитования. В IV квартале 2006 г. объем внутридневных кредитов составил 3,7 трлн. руб., увеличившись по сравнению с III кварталом на 42,3%.

С 23 октября 2006 г. Банк России снизил ставку рефинансирования с 11,5 до 11% годовых. Ставка по кредитам "овернайт" и процентная ставка для целей заключения сделок "валютный своп" также стали составлять 11% годовых.

Вместе с тем по решению Совета директоров Банка России в рамках антиинфляционной стратегии с 11 декабря 2006 г. фиксированные процентные ставки по депозитным операциям, проводимым с кредитными организациями в валюте Российской Федерации с использованием системы "Рейтерс-Дилинг" и Системы электронных торгов ММВБ, были повышены на 0,25 процентного пункта: на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст", "до востребования" - до 2,25% годовых, на условиях "1 неделя", "спот-неделя" - до 2,75% годовых.

В IV квартале 2006 г. средневзвешенная доходность на депозитных аукционах повысилась вследствие установления Банком России более высоких ставок отсечения. Средневзвешенные процентные ставки по депозитным аукционам со сроком 4 недели возросли с 2,95 до 4,50% годовых (в III квартале - с 2,59 до 2,83% годовых), а со сроком 3 месяца - с 4,03 до 5,11% годовых (в III квартале они составили 3,80-4,45% годовых).

Общий объем осуществленных Банком России депозитных операций за октябрь-декабрь 2006 г. составил 1,6 трлн. руб., что существенно меньше, чем в III квартале (3,7 трлн. руб.). Средний дневной остаток средств кредитных организаций на депозитных счетах в Банке России в IV квартале 2006 г. был равен 98,1 млрд. руб., тогда как в III квартале - 221,0 млрд. руб. (в IV квартале 2005 г. - 72,3 млрд. руб.).

В целях абсорбирования свободной ликвидности Банк России продолжал в IV квартале 2006 г. осуществлять операции со своими облигациями. Среднедневная задолженность Банка России по ОБР перед кредитными организациями в октябре-декабре составила 163,0 млрд. руб. против 166,3 млрд. руб. в III квартале (в IV квартале 2005 г. - 81,1 млрд. руб.).

Продажа ОБР в октябре-декабре 2006 г. происходила преимущественно на аукционах, где общий объем продаж составил 36,3 млрд. руб. по рыночной стоимости. Средневзвешенная доходность на прошедших в IV квартале аукционах составляла от 4,14 до 5,24% годовых, что выше, чем в III квартале (3,98-4,99% годовых). Кроме того, 15 декабря Банком России были выкуплены по публичной оферте ОБР серии № 4-03-30BR0-4 в объеме 97,1 млрд. руб. по номинальной стоимости. По выставляемым Банком России ежедневным котировкам объемы покупок и продаж ОБР на вторичном рынке были незначительными.

Банк России в IV квартале 2006 г. не осуществлял покупку-продажу гособлигаций из собственного портфеля.

Рис. 2.6. Динамика однодневной ставки MIACR и ставок по операциям Банка России (% годовых)

С 1 октября 2006 г. норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами был увеличен до 3,5%.

В течение IV квартала 2006 г. кредитные организации пользовались правом на усреднение обязательных резервов, поддерживая в среднем на корреспондентском счете и корреспондентских субсчетах в Банке России от 38,0 млрд. руб. в октябре до 43,2 млрд. руб. в декабре при коэффициенте усреднения 0,3. Количество кредитных организаций, которым было предоставлено право на усреднение обязательных резервов, в декабре 2006 г. составило 726, или 60,5% от общего числа действующих кредитных организаций.

Денежно-кредитная политика государства может быть эффективным инструментом обеспечения сбалансированного экономического роста на новом качественном уровне. При этом очень важно обеспечить гармоничное сочетание целей и инструментов экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Одним из важнейших проводников такой политики экономического роста может стать российский банковский сектор.

Более активная денежно-кредитная политика, в частности, в области рефинансирования кредитных институтов, будет способствовать увеличению кредитного потенциала банковского сектора, возрастанию роли банков в модернизации экономики.

Эффективная денежно-кредитная и финансовая политика государства будут содействовать увеличению ресурсной и капитальной базы российского банковского сектора, укреплению его финансовой устойчивости и конкурентоспособности.

Заключение

денежный кредитный власть банк

Итак, денежно-кредитная политика - это деятельность органов государственной власти и управления, направленная на регулирование отношений, связанных с кредитованием и денежным обращением, целью которой является экономический рост государства, полная занятость ресурсов в экономике страны, стабильность цен, устойчивость национальной валюты.

Для достижения этих целей центральные банки государств используют различные инструменты. Наиболее известными из них являются операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и ставки рефинансирования. В российском законодательстве также предусмотрено их применение, однако должного воздействия на экономику страны эти инструменты не оказывают. В первую очередь это объясняется неразвитостью инвестиционного и фондового рынка в России. Даже при том, что в последние годы кредитные вложения российских банков в нефинансовый сектор возрастали, их уровень остается еще очень незначительным: 13-15 % от величины ВВП, что почти в четыре раза меньше общемировой нормы. Столь же незначительным остается влияние и фондового рынка, ибо суммарная рыночная стоимость обращающихся на рынке акций предприятий не превышает 20 % от ВВП, а это в 3-5 раз меньше, чем в странах Западной Европы.

Переходный характер российской экономики накладывает соответствующий отпечаток на функционирование ее денежно-кредитной сферы. Регулирование денежного обращения в РФ проявляется в определении Центральным банком потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. При этом предполагается сдерживание инфляции. Размеры денежной эмиссии устанавливаются поквартально. Основой общего роста денежной массы служат деньги ЦБ РФ. Учитывается денежный мультипликатор банковской системы.

В целом в настоящее время денежное регулирование в РФ построено по образцу западных стран. В то же время активное использование крупномасштабных операций на открытом рынке как основного инструмента регулирования ликвидности в РФ осложнено тем, что оно потребовало бы дальнейшего массированного наращивания государственного долга.

Что же касается учетных ставок (ставок рефинансирования) то их роль пока не достаточно активна, а резервные требования не выполняют функции ограничителя денежного мультипликатора, поскольку из-за вялости кредитной политики коммерческих банков в России он в несколько раз ниже, чем в развитых индустриальных странах.

Денежная система России еще не достаточно созрела для применения в полной мере гибкого регулирования денежной массы через воздействие на денежный мультипликатор, рынок ценных бумаг, учетную ставку, норму обязательных резервов.

В России сложилась ситуация когда коммерческие банки депонируют за границей избыточные резервы, тогда как отечественная экономика испытывает острую нехватку в денежных средствах. Требуется включить в арсенал средств денежно-кредитной политики действенные инструменты распределения кредитных ресурсов между секторами экономики. Они должны обеспечивать перелив в отечественные инвестиции сбережений, находящихся на руках у населения, и избыточных резервов финансового сектора. Такими инструментами могут стать, в частности, инвестиционные банки. Они призваны осуществлять долгосрочное кредитование производственной сферы. Без оживления инвестиционной активности в данной области не возможно говорить об устойчивом экономическом росте в перспективе.

Имеет место еще один аспект совершенствования денежной политики в РФ. В течение последнего времени доллар США стал внутренней параллельной валютой, выполняющей функцию средства сбережения. В РФ сбережения осуществляются в большей мере в долларовой форме, что означает, по сути, кредитование экономики США а не России, не смотря на значительную долю сбережений в располагаемом доходе. Поэтому долларизация российской экономики также могла бы дать заметный результат в деле оживления отечественной инвестиционной активности и в достижении устойчивых темпов роста. В данной связи необходимо в перспективе решение сложной задачи: долларизировать экономику, сведя к минимуму подрыв личных сбережений, обеспечить перелив последних в инвестиции, что позволит заложить фундамент экономического роста российской экономики.

Список литературы

1.Бажан А.И. Денежно-кредитная политика: неудачное заимствование западной модели //Банковское дело. 2003.

.Гранвилл Б. Проблемы стабилизации денежного обращения в России./ Вопросы экономики, 1999 г. № 1.

.Дильмухаметов А.А. "Роль денежно-кредитной и валютной политики в экономике государства"/ Экономика и управление -5,1999г.

.Долан Э. Дж. "Деньги, банки и денежно-кредитная политика" "Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб, 2004 г.

.Долан Э. Дж. "Макроэкономика" "Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб

.Курс экономической теории /Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2001. - 832 с.

.Макконнелл, Кэмпбелл Р., Стенли Л. Экономикс. М.: Инфра, 2003.

.Микроэкономика: практический подход: Учебник/ Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. - М.: КНОРУС, 2004. - 672 с.

.Морданов Р.Х. "Денежно-кредитная политика в период экономических реформ" / Экономика и управление -6, 1999г.

.Новиков А.Н. Перспективы развития операций Банка России на открытом рынке// Финансы. 2003.

.Соколинский В.М. Государство и экономика. - М.: Финансы и статистика, 1997.

.Д. Воронин. Денежно-кредитная политика как инструмент экономического роста // Банковское дело - 2007. - №1. - с. 19-21.

.Журнал "Эксперт". - 2007. - № 1-4.

.Центральный банк Российской Федерации. Платежная система России: Информационно-аналитические материалы на сервере ЦБ РФ

Приложение №1

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ

Период действия%Нормативный документ29 января 2007 г. - 10,5Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У23 октября 2006 г. - 28 января 2007 г.11Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У26 июня 2006 г. - 22 октября 2006 г.11,5Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У26 декабря 2005 г. - 25 июня 2006 г.12Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У15 июня 2004 г. - 25 декабря 2005 г.13Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У15 января 2004 г. - 14 июня 2004 г.14Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У21 июня 2003 г. - 14 января 2004 г.16Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У17 февраля 2003 г. - 20 июня 2003 г.18Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У7 августа 2002 г. - 16 февраля 2003 г.21Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У9 апреля 2002 г. - 6 августа 2002 г.23Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 № 1133-У4 ноября 2000 г. - 8 апреля 2002 г.25Телеграмма ЦБ РФ от 03.11.2000 № 855-У10 июля 2000 г. - 3 ноября 2000 г.28Телеграмма ЦБ РФ от 07.07.2000 № 818-У21 марта 2000 г. - 9 июля 2000 г.33Телеграмма ЦБ РФ от 20.03.2000 № 757-У7 марта 2000 г. - 20 марта 2000 г.38Телеграмма ЦБ РФ от 06.03.2000 № 753-У24 января 2000 г. - 6 марта 2000 г.45Телеграмма ЦБ РФ от 21.01.2000 № 734-У

Приложение №2

Денежная масса М2 (национальное определение) в 2006 году (млрд. руб.)

Денежная масса М21Темпы прироста денежной массы, % Всего в том числе к предыдущему месяцу к 01.01.2006наличные деньги (M0) безналичные средства 01.01.20066 045,62 009,24 036,311,2-01.02.20065 842,91 875,63 967,3-3,4-3,401.03.20065 919,61 890,14 029,61,3-2,101.04.20066 169,41 928,84 240,64,22,001.05.20066 360,12 027,84 332,33,15,201.06.20066 693,12 096,94 596,25,210,701.07.20067 092,32 233,44 858,96,017,301.08.20067 230,72 290,34 940,42,019,601.09.20067 449,32 351,65 097,63,023,201.10.20067 757,52 400,85 356,74,128,301.11.20067 769,62 402,25 367,40,228,501.12.20068 014,12 450,75 563,43,132,601.01.20078 995,82 785,26 210,612,248,81 Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.

Приложение №3

Процентные ставки в 2006 г.

январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьМежбанковская ставка13,13,13,33,32,42,82,02,33,54,16,25,0Доходность ГКО2------------Доходность ОБР34,54,64,75,24,54,34,53,53,64,15,25,0Депозитная ставка44,23,63,84,24,44,03,94,04,24,14,24,0Депозитная ставка4, кроме депозитов "до востребования"8,38,48,38,48,07,57,37,86,67,77,77,7Ставка по кредитам510,210,710,210,811,010,510,110,310,510,110,610,5

2006 г.I-06 II-06III-06IV-06Межбанковская ставка13,43,22,82,65,1Доходность ГКО2-----Доходность ОБР34,54,64,73,94,8Депозитная ставка44,13,94,24,04,1Депозитная ставка4, кроме депозитов "до востребования"7,88,38,07,27,7Ставка по кредитам510,510,410,810,310,4

1 Межбанковская ставка - средневзвешенная ставка по 1-дневным межбанковским кредитам на московском рынке в рублях.2 Доходность ГКО - средневзвешенная по объемам и срокам в обращении доходность ГКО со сроком погашения не более 90 дней.3 Доходность ОБР - средневзвешенная по объемам и срокам в обращении доходность.4 Депозитная ставка - средневзвешенная ставка по рублевым депозитам населения в кредитных организациях сроком до 1 года. Начиная с апреля 2006 г. согласно Указанию № 1660 от 17.02.06 в расчет ставок по кредитно-депозитным операциям банков включаются данные филиалов кредитных организаций.5 Ставка по кредитам - средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям сроком до 1 года. Начиная с апреля 2006 г. согласно Указанию № 1660 от 17.02.06 в расчет ставок по кредитно-депозитным операциям банков включаются данные филиалов кредитных организаций. Годовые и квартальные ставки рассчитываются как среднеарифметические из месячных данных.

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!