Привод цепного конвейера с одноступенчатым коническим редуктором
Курсовая
работа
по деталям
машин
Тема: «Привод
цепного конвейера с одноступенчатым коническим редуктором»
Содержание
Исходные данные
. Кинематический и силовой расчеты
привода
.1 Подбор электродвигателя
.2 Определение передаточных чисел
привода
.3 Вычисление основных
кинематических параметров привода
. Расчет зубчатой и открытой передач
. Определение размеров элементов
корпуса редуктора
. Расчет валов редуктора
.1 Ориентировочный расчет
.2 Эскизная компоновка I этап
.3 Определение реакций в опорах
.4 Проверочный расчет подшипников
.5 Проверочный расчет валов на
выносливость
. Подбор и проверочный расчет
шпоночных соединений
. Описание принятой системы смазки и
выбор марки масла
. Подбор муфт
. Выбор и краткое обоснование
посадок сопряженных деталей
. Описание процесса сборки редуктора
Список литературы
Исходные данные
Мощность на выходном валу, Р, кВт -
2,5
Скорость цепи, v, м/с - 0,
95
Диаметр звездочки, D, мм - 40
Частота вращения электродвигателя, n1*10-1,
об/мин - 150
1. Кинематический и силовой расчеты
привода
.1 Подбор электродвигателя
Определяем требуемую мощность на
валу рабочей машины
Определяем общий КПД привода
где ηзп = 0,95 - КПД
закрытой передачи;
ηп = 0,99 -
КПД одной пары подшипников качения;
ηм = 0,99 -
КПД муфты.
Находим требуемую мощность
электродвигателя
По каталогу [2, с. 57] выбираем
электродвигатель А4100S4 со следующими параметрами:
Nдв = 3 кВт -
номинальная мощность электродвигателя;
nсинх = 1500
об/мин - синхронная частота вращения;
nном = 1410
об/мин - номинальная частота вращения вала электродвигателя.
.2 Определение передаточных чисел
привода
Частота вращения приводного вала
рабочей машины
где V = 0,95 м/с
- скорость цепи;
D = 40 мм -
диаметр звездочки.
Общее передаточное число привода
Разбивка общего передаточного числа
на ступени
где uзп -
передаточное число закрытой передачи.
Принимаем uзп =3,15.
uоп -
передаточное число открытой передачи (в данном случае uоп нет).
1.3 Вычисление основных
кинематических параметров привода
Силовые (мощность и вращающий
момент) и кинематические (частота вращения и угловая скорость) параметры
привода рассчитывают на валах привода из требуемой (расчетной) мощности
двигателя Рдв и его номинальной частоты вращения nном при
установившемся режиме.
Расчет сводим в таблице 1.
Таблица 1. - Определение силовых и
кинематических параметров
привода
Параметр
|
Вал
|
Последовательность
соединения элементов схемы ДВ → М → ЗП → М → РМ
|
Мощность
Р, кВт
|
ДВ
|
Pдв = 2,5 кВт
|
|
Б
|
P1 = Pдв ∙
ηм ∙ ηп = 2,5 ∙
0,99 ∙ 0,99 = 2,94 кВт
|
|
Т
|
P2 = P1 ∙ ηзп ∙
ηп = 2,94 ∙
0,95 ∙ 0,99 = 2,76 кВт
|
|
РМ
|
Pрм = P2 ∙ ηоп ∙ηп = 2,76 ∙
0,99 = 2,73 кВт
|
Частота
вращения n, об/мин
|
Угловая
скорость ω,
1/с
|
ДВ
|
nном = 1410
|
|
|
|
Б
|
n1 = nном = 1410
|
|
|
|
Т
|
|
|
|
|
РМ
|
|
|
Вращающий
момент Т, Н∙м
|
ДВ
|
|
|
Б
|
|
|
Т
|
|
|
РМ
|
|
2. Расчет зубчатой и открытой
передач
Данный расчет производится на ЭВМ.
В расчет входит: определение главных параметров
конической передачи (межосевое расстояние, модуль зацепления, делительные
диаметры на колесе и шестерне и пр.), определение геометрических размеров
передачи, расчет передачи на контактную прочность, изгибную выносливость.
3. Определение размеров элементов
корпуса редуктора
Определение толщины стенок корпуса
редуктора [1, с. 231]:
где Т2 = 52,93 Н∙м
- вращающий момент на тихоходном валу (см. табл. 1).
. Принимаем мм.
Определение размеров крепежных
болтов и винтов
Крепежные болты (винты) выбираем в
зависимости от главного параметра редуктора - межосевого расстояния [1, табл.
10.17].
Для крепления редуктора к раме
принимаем болты М16.
Для соединения основания и крышки
корпуса - винты с цилиндрической головкой и шестигранным углублением под ключ
размером М12. Для крепления крышек подшипниковых узлов принимаем болты М8.
Для крепления крышки смотрового люка
выбираем винты М6.
Детали и элементы корпуса редуктора
1 Смотровой люк
Служит для контроля сборки и осмотра
редуктора при эксплуатации. Для удобства осмотра располагаем его на верхней
крышке корпуса редуктора, что позволяет также использовать люк для заливки
масла.
Люк закрываем крышкой из стального
листа толщиной δ
= 2 мм.
Под крышку устанавливаем уплотняющую прокладку из резины толщиной 2 мм.
Проушины. Для подъема и
транспортировки редуктора применяем проушины, отлитые заодно к крышкой
редуктора. Проушины выполнены в виде ребер с отверстием.
В корпусе редуктора также
предусматривают отверстия под маслоуказатель и сливную пробку.
4. Расчет валов редуктора
.1 Ориентировочный расчет
Целью данного расчета является
определение геометрических размеров каждой ступени валов редуктора: диаметра d и длины l.
Таблица 2. - Расчет геометрических
размеров ступеней валов редуктора
Ступень
вала и ее размеры
|
Вал
- шестерня
|
Вал
колеса
|
1-я
ступень под элемент открытой передачи d1
Принимаем
d1=25 мм
Принимаем
d1=25 мм
|
|
|
|
l1
|
мммм
|
|
2-я
ступень под уплотнение и подшипник d2
Принимаем
d2=30 мм
l2 мм
3-я
ступень под шестерню, колесо d3 мм
Принимаем
d3=37 мм
|
|
|
|
l3
|
Определяют
графически: l3=26
мм
|
Определяют
графически: l3=80 мм
|
4-я ступень под подшипник
|
d4
|
d4=d5+(2..4)=36+4=40
мм
|
d4=d2=30 мм
|
|
l4
|
Определяют
графически: l4=114 мм
|
l4=T+c=17,5+1,5=19
мм
|
5-я
ступень под резьбу или упорная d5 d5=36
мм
l5 ммОпределяют
графически:
Предварительно выбираем подшипники [1, табл.
7.2]:
- быстроходный вал - шариковые радиально-упорные
подшипники 46208;
- тихоходный вал - роликовые
конические подшипники 7206
Таблица 3. - Характеристики подшипников
вал
|
Характеристики
подшипников
|
|
типоразмер
|
d, мм
|
D, мм
|
B (T), мм
|
Cr, кН
|
Cor, кН
|
Б
|
46208
|
40
|
80
|
18
|
28,9
|
21,7
|
Т
|
7206
|
30
|
62
|
17,5
|
29,8
|
22,3
|
4.2 Эскизная компоновка I этап
Эскизная компоновка редуктора выполнена на
миллиметровой бумаге формата А2 в масштабе 1:1 и содержит: упрощенное
изображение редуктора в двух проекциях и таблицу размеров.
Определение зазора между корпусом редуктора и
поверхностью колеса [1, с. 117]:
где L = 164 мм -
максимальная высота редукторной пары.
Принимаем X = 9 мм.
Расстояние от оси шестерни до
внутренней поверхности корпуса [1, с. 117]: предусматривается симметричность
Расстояние между дном корпуса и
поверхностью колеса [1, с. 117]:
мм
4.3 Определение реакций в опорах
привод конвейер редуктор
шпоночный муфта
В конической передаче в зацеплении
действуют силы: окружная, осевая и радиальная.
На выходных концах валов действуют
консольные силы:
- на быстроходном - сила Fм;
- на тихоходном - сила Fоп.
Определение консольных сил:
Консольная сила Fм
на быстроходном валу определяется по формуле
Н
где Т1=17,69 Н∙м -
вращающий момент на быстроходном валу.
Н
Определение сил в зацеплении:
Таблица 4. - Силы в зацеплении
конической передачи
Силы
в зацеплении
|
Значение
силы, Н
|
|
На
шестерне
|
На
колесе
|
Окружная
|
=771,7
|
|
Радиальная
|
|
|
Осевая
|
|
|
Реакции опор на шестерне
Расчетная схема быстроходного вала представлена
на рисунке 1. Определяем крутящий момент М1:
) Определим реакции опор в
вертикальной плоскости
Проверка:
) Построим эпюру изгибающих моментов
Мx в
вертикальной плоскости
а) участок I
б) участок II
) Определим реакции опор в
горизонтальной плоскости
Проверка:
) Построим эпюру изгибающих моментов
Мy в
горизонтальной плоскости
а) участок I
б) участок II
в) участок III
5) Определяем суммарные реакции опор
и суммарный момент
Реакции опор на колесе
Расчетная схема тихоходного вала представлена на
рисунке 1. Определяем крутящий момент М2:
) Определяем реакции опор в
вертикальной плоскости
Проверка:
2) Построим эпюру изгибающих
моментов Мx в вертикальной плоскости
а) участок I
б) участок II
) Определяем реакции опор в
горизонтальной плоскости
Проверка:
4) Построим эпюру изгибающих
моментов Мy в горизонтальной плоскости
а) участок I
б) участок II
в) участок III
) Определяем суммарные реакции опор
и суммарный момент
4.4 Проверочный расчет подшипников
Расчет подшипников на быстроходном
валу
Предварительно выбраны шариковые
радиально-упорные подшипники 46208. Схема установки подшипников приведена на
рисунке 1.
Рис. 1
) Определяем осевые составляющие
где e
= 0,68 - коэффициент влияния осевого нагружения [1, табл. 9.3];
) Определяем осевые нагрузки
подшипников
По условию и принимаем
[1, табл. 9.6]:
) Определяем эквивалентную нагрузку
1-го подшипника
так как
где V = 1 -
коэффициент вращения [1, табл. 9.1], то для расчета эквивалентной нагрузки
принимаем формулу [1, табл. 9.1]
где X = 0,41 -
коэффициент радиальной нагрузки [1, табл. 9.1];
Y = 0,87 -
коэффициент осевой нагрузки [1, табл. 9.3];
Кб = 1,3 - коэффициент
безопасности [1, табл. 9.4];
Кт = 1 - температурный
коэффициент [1, табл. 9.5].
) Определяем эквивалентную нагрузку
2-го подшипника
так как
то для расчета принимаем формулу [1,
табл. 9.1]
Дальнейший расчет ведем по 2-му
подшипнику, так как он оказался более нагруженным .
) Определяем динамическую
грузоподъемность
,41<28900, т. е. Сr<[Cr] -
подшипник пригоден
) Рассчитываем долговечность
подшипника по формуле
где а1 = 1 - коэффициент
надежности при безотказной работе подшипников [1, с. 140];
а23 = 0,8 - коэффициент,
учитывающий влияние качества подшипника и качество его эксплуатации [1, с.
140];
Сr = 28900 Н -
динамическая грузоподъемность подшипника [1, табл. К28];
m = 3 -
показатель степени для шариковых подшипников [1, с. 140];
Предварительно принятый подшипник
удовлетворяет условию задачи.
Расчет подшипников на тихоходном
валу
На валу колеса предварительно выбраны роликовые
конические подшипники 7206. Схема установки подшипников приведена на рисунке 2.
Рис. 2
) Определяем осевые составляющие
где e
= 0,36 - коэффициент влияния осевого нагружения [1, табл. К29].
) Определяем осевые нагрузки
подшипников
По условию и принимаем
[1, табл. 9.6]:
) Определяем эквивалентную нагрузку
1-го подшипника
так как
то для расчета принимаем формулу [1,
табл. 9.1]
где X = 0,4 -
коэффициент радиальной нагрузки [1, табл. 9.1];
Y = 1,65 -
коэффициент осевой нагрузки [1, табл. К29];
Кб = 1,3 - коэффициент
безопасности [1, табл. 9.4];
Кт = 1 - температурный
коэффициент [1, табл. 9.5].
) Определяем эквивалентную нагрузку
2-го подшипника
так как
то для расчета принимаем формулу [1,
табл. 9.1]
Дальнейший расчет ведем по 2-му
подшипнику, так как он оказался более нагруженным.
) Определяем динамическую
грузоподъемность
,67<29800, т. е. Cr<[Cr] -
подшипник пригоден
) Рассчитываем долговечность
подшипника по формуле
где а1 = 1 - коэффициент
надежности при безотказной работе подшипников [1, с. 140];
а23 = 0,7 - коэффициент,
учитывающий влияние качества подшипника и качество его эксплуатации [1, с.
140];
Сr = 29800 Н -
динамическая грузоподъемность подшипника [1, табл. К29];
m = 3,33 -
показатель степени для роликовых подшипников [1, с. 140];
Подшипник 7206 удовлетворяет условию
задачи.
4.5 Проверочный расчет валов на
выносливость
Проверочный расчет валов на
прочность выполняют на совместное действие изгиба и кручения. При этом расчет
отражает разновидности цикла напряжений изгиба и кручения, усталостные
характеристики материалов, размеры, форму и состояние поверхности валов.
Цель расчета - определить
коэффициенты запаса прочности и сравнить их с допускаемыми:
Принимаем [S] = 2.
Расчетные коэффициенты запаса
прочности определяются отдельно для быстроходного и тихоходного валов
редуктора.
Проверочный расчет быстроходного
вала
1) Материал вала - сталь 40х
улучшенная. Механические характеристики [1, табл. 3.2]:
σв = 790 МПа -
предел прочности;
σт = 640 МПа -
предел текучести;
σ-1 = 370 МПа -
предел выносливости.
τ-1=210 МПа
ψτ=0,09
Опасным является сечение под
шестерней (см. рис. 1).
Кσ=1,6
Кτ=1,49
) Для диаметра в опасном сечении
выписать коэффициент влияния абсолютных размеров [2, табл. 27]:
Кdσ=0,85
Кdτ=0,73
) В зависимости от шероховатости и
типа упрочнения выбираем коэффициент шероховатости и коэффициент влияния
поверхностного упрочнения [2, стр. 38]:
КF=1
КV=1
) Все эти коэффициенты учитывает
коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений:
) Определим предел выносливости в
рассматриваемом сечении вала, МПа:
) Определим коэффициенты запаса
прочности по номинальным и касательным напряжениям:
) Определим общий коэффициент запаса
прочности в опасном сечении:
Условие прочности выполняется.
Проверочный расчет вала колеса
Материал вала - сталь 45
нормализация. Механические характеристики [1, табл. 3.2]:
σв = 780 МПа -
предел прочности;
σт = 540 МПа -
предел текучести;
σ-1 =360 МПа -
предел выносливости.
τ-1=200
ψτ =0,09
Опасным является сечение под колесом
(см. рис. 2).
) Выбираем эффективные концентрации
напряжений [2, стр. 38-39]:
Кσ=2,0
Кτ=1,7
) Для диаметра в опасном сечении
выписать коэффициент влияния абсолютных размеров [2, табл. 27]:
Кdσ=0,85
Кdτ=0,73
) В зависимости от шероховатости и
типа упрочнения выбираем коэффициент шероховатости и коэффициент влияния
поверхностного упрочнения [2, стр. 38]:
КF=1
КV=1
) Все эти коэффициенты учитывает
коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений:
) Определим предел выносливости в
рассматриваемом сечении вала, МПа:
) Определим коэффициенты запаса
прочности по номинальным и касательным напряжениям:
) Определим общий коэффициент запаса
прочности в опасном сечении:
Полученное значение коэффициента
запаса прочности больше допускаемого S>[S]. Условие
прочности выполняется.
5. Подбор и проверочный расчет
шпоночных соединений
Шпонка под полумуфту
(быстроходный вал)
Диаметр вала под шпонку dв = 25 мм.
Длина ступени вала lв = 25 мм.
В зависимости от диаметра вала
выбираем шпонку [1, табл. К42] b×h = 7×7.
Длину шпонки принимаем на 5…10 мм
меньше длины ступени вала и округляем до стандартного значения l = 15 мм.
) проверочный расчет на смятие
где - окружная сила;
[σ]см = 110-150
МПа - допускаемое напряжение при смятии;
Асм - площадь смятия,
определяем по формуле
где h = 7 мм -
высота шпонки;
t1 = 4 мм -
глубина паза вала [1, табл. К42];
Lр = L - b = 7 мм -
рабочая длина шпонки.
Условие прочности на смятие
выполняется.
Шпонка под колесо
Диаметр вала под шпонку dв = 37 мм.
Длина ступени вала lст = 72 мм.
В зависимости от диаметра вала
выбираем шпонку [1, табл. К42] b×h = 10×8.
Длину шпонки принимаем на 5…10 мм
меньше длины ступени вала и округляем до стандартного значения l = 63 мм.
) проверочный расчет на смятие
где - окружная сила;
[σ]см = 110-150
МПа - допускаемое напряжение при смятии;
Асм - площадь смятия,
определяем по формуле
где h = 8 мм -
высота шпонки;
t1 = 5 мм -
глубина паза вала [1, табл. К42];
lр = l - b = 60-10= 50
мм - рабочая длина шпонки.
Условие прочности на смятие
выполняется.
Шпонка под звездочку и полумуфту
Диаметр вала под шпонку dв = 25 мм.
Длина ступени вала lв = 30 мм.
В зависимости от диаметра вала
выбираем шпонку [1, табл. К42] b×h = 10×8.
Длину шпонки принимаем на 5…10 мм
меньше длины ступени вала и округляем до стандартного значения l = 20 мм.
) проверочный расчет на смятие
где - окружная сила на колесе;
[σ]см = 110-150
МПа - допускаемое напряжение при смятии;
Асм - площадь смятия,
определяем по формуле
где h = 8 мм -
высота шпонки;
t1 = 5 мм -
глубина паза вала [1, табл. К42];
Lр = L - b = 20 - 10 =
10 мм - рабочая длина шпонки.
=110-150 МПа
Условие прочности на смятие
выполняется.
6. Описание принятой системы смазки
и выбор марки масла
Смазывание зубчатых и червячных
зацеплений и подшипников применяют в целях защиты от коррозии, снижения
коэффициента трения, уменьшения износа, отвода тепла и продуктов износа от
трущихся поверхностей, снижения шума и вибраций.
Для конического зацепления применяем
непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом
(окунанием).
Смазывание зацепления
1) Выбор сорта масла
Смазочное масло для передачи
выбирается в зависимости от значения расчетных контактных напряжений: величина
контактных напряжений составляет σн = 462,07
МПа.
Для смазывания применяем
индустриальное масло марки И-Г-А-68 [1, табл. 10.29].
) Определение количества масла
В одноступенчатых редукторах объем
масляной ванны определяют из расчета 0,4…0,8 л масла на 1 кВт передаваемой
мощности.
) Определение уровня масла
В конических редукторах уровень
масла определяют из соотношения
) Контроль уровня масла
Для контроля уровня масла,
находящегося в корпусе редуктора применяем круглый маслоуказатель, в нем через
нижнее отверстие в стенке корпуса масло проходит в полость маслоуказателя;
через верхнее отверстие маслоуказатель сообщается с воздухом в корпусе
редуктора.
) Слив масла
При работе редуктора масло
постепенно загрязняется продуктами износа деталей передачи. С течением времени
оно стареет, свойства его ухудшаются. Поэтому масло в редукторе периодически
меняют. Для этой цели в корпусе предусматривают сливное отверстие, закрываемое
пробкой с конической резьбой.
) Отдушина
При длительной работе в связи с
нагревом масла и воздуха повышается давление внутри корпуса. Это приводит к
просачиванию масла через уплотнения и стыки. Чтобы избежать этого внутреннюю
полость редуктора сообщают с внешней средой путем установки отдушины в
смотровом люке редуктора.
Смазывание подшипников
Найдем окружную скорость:
При окружной скорости более 3 м/с
подшипники смазывают маслом.
Для смазывания подшипника конической
шестерни, удаленного от масляной ванны, на фланце корпуса в полости разъема
делают канавки.
7. Подбор муфт
Для соединения выходных концов валов
двигателя и быстроходного вала редуктора применяем упругую втулочно-пальцевую
муфту. Эта муфта обладает достаточными упругими свойствами и малым моментом
инерции для уменьшения пусковых нагрузок на соединяемые валы.
Определение расчетного момента
(быстроходный вал)
где Кр =1,5 - коэффициент
режима нагрузки [1, табл. 10.26];
Т1 = 17,69 Н∙м -
крутящий момент на быстроходном валу.
По величине расчетного момента и
диаметров выходных концов валов выбираем муфту [1, табл. К21] с номинальным
вращающим моментом Т = 125 Н∙м.
Муфта 125-25-2-У3 ГОСТ 21425-93
Определение радиальной силы,
вызванной радиальным смещением
где сΔr = 2940 Н/мм
- радиальная жесткость муфты [1, табл. 10.27];
Δr = 0,3 мм -
радиальное смещение [1, табл. К21].
Материал полумуфт - сталь 30Л (ГОСТ
977-88); материал пальцев - сталь 45 (ГОСТ 1050-88); материал упругих втулок -
резина с пределом прочности или разрыве не менее 8 МПа.
Определение расчетного момента
(тихоходный вал)
где Кр =1,5 - коэффициент
режима нагрузки [1, табл. 10.26];
Т1 = 52,93 Н∙м -
крутящий момент на тихоходном валу.
По величине расчетного момента и
диаметров выходных концов валов выбираем муфту [1, табл. К25] с номинальным
вращающим моментом Т = 80 Н∙м
Муфта 80-25-1-У2 ГОСТ 20884-93
Определение радиальной силы,
вызванной радиальным смещением
где сΔr = 2940 Н/мм
- радиальная жесткость муфты [1, табл. 10.27];
Δr = 1,6 мм -
радиальное смещение [1, табл. К21].
Материал полумуфт - сталь Ст3 (ГОСТ
380-88); материал упругой оболочки - сталь - резина с пределом прочности или
разрыве не менее 10 Н/мм.
8. Выбор и краткое обоснование
посадок сопряженных деталей
Посадка колеса на вал
Ø
Вал:
dНБ
= d + es
= 37 + 0,050 = 37,050 мм
dНМ
= d + ei
= 37 + 0,034 = 37,034 мм
Td= dНБ
-dНМ=37,050-37,034=0,016
мм
Отверстие:
DНБ
= D + ES
= 37 + 0,025 = 37,025 мм
DНМ
= D + EI
= 37 + 0 = 37 мм
TD= DНБ-
DНМ=37,025-37=0,025
мм
NНБ
= dНБ
- DНМ
= 37,050 - 37 = 0,050 мм
NНМ
= dНМ
- DНБ
= 37,034 - 37,025 = 0,009 мм
Посадка подшипников быстроходного
вала
1) посадка в корпус
Ø
Вал:
dНБ
= d + es
= 80+0=80 мм
dНМ
= d + ei
= 80-0,011=79,989 мм
Td= dНБ
-dНМ=80-79,989=0,011
мм
Отверстие:
DНБ
= D + ES
= 80+0,025=80,025 мм
DНМ
= D + EI
= 80 + 0 = 80 мм
TD= DНБ-
DНМ=80,025-80=0,025
мм
SНБ=
DНБ-
dНМ=80,025-79,989=0,036
мм
SНМ
= DНМ
- dНБ
= 80 - 80 = 0 мм
) посадка на вал
Ø
Вал:
dНБ
= d + es
= 40+0,015=40,015 мм
dНМ
= d + ei
= 40+0,002=40,002 мм
Td= dНБ
-dНМ=40,015
-40,002 =0,013 мм
Отверстие:
DНБ
= D + ES
= 40+0=40 мм
DНМ
= D + EI
= 40- 0,009 = 39,991 мм
TD= DНБ-
DНМ=40-39,991
=0,009 мм
NНБ
= dНБ
- DНМ
= 40,015 - 39,991 = 0,024 мм
NНМ
= dНМ
- DНБ
= 40,002 - 40 = 0,002 мм
Посадка подшипников тихоходного вала
1) посадка в корпус
Ø
Вал:
dНБ
= d + es
= 62+0=62 мм
dНМ
= d + ei
= 62-0,011=61,989 мм
Td= dНБ
-dНМ=62-61,989=0,011
мм
Отверстие:
DНБ
= D + ES
= 62+0,025=62,025 мм
DНМ
= D + EI
= 62 + 0 = 62 мм
TD= DНБ-
DНМ=62,025-62=0,025
мм
SНБ=
DНБ-
dНМ=62,025-61,989=0,036
мм
SНМ
= DНМ
- dНБ
= 62 - 62 = 0 мм
) посадка на вал
Ø
Вал:
dНБ
= d + es
= 30+0,015=30,015 мм
dНМ
= d + ei
= 30+0,002=30,002 мм
Td= dНБ
-dНМ=30,015
-30,002 =0,013 мм
Отверстие:
DНБ
= D + ES
= 30+0=30 мм
DНМ
= D + EI
= 30- 0,009 = 29,991 мм
TD= DНБ-
DНМ=30-29,991
=0,009 мм
NНБ
= dНБ
- DНМ
= 30,015 - 29,991 = 0,024 мм
NНМ
= dНМ
- DНБ
= 30,002 - 30 = 0,002 мм
Посадка полумуфт на вал
Ø
Вал:
dНБ
= d + es
= 25 + 0,028 = 25,028 мм
dНМ
= d + ei
= 25 + 0,015 = 25,015 мм
Td= dНБ
-dНМ=25,028-25,015=0,013
мм
Отверстие:
DНБ
= D + ES
= 25 + 0,021 = 25,021 мм
DНМ
= D + EI
= 25 + 0 = 25 мм
TD= DНБ-
DНМ=25,021-25=0,021
мм
Натяг:
NНБ
= dНБ
- DНМ
= 25,028 - 25 = 0,028 мм
Зазор:
SНБ
= DНБ
- dНМ
= 25,021 - 24,015 = 0,006 мм
Посадка полумуфт на вал переходная в системе
отверстия.
Посадка стаканов
Ø
Вал:
dНБ
= d + es
= 60 + 0,021 = 60,021 мм
dНМ
= d + ei
= 60 + 0,002 = 60,002 мм
Td= dНБ
-dНМ=60,021
-60,002 =0,019 мм
Отверстие:
DНБ
= D + ES
= 60 + 0,030 = 60,030 мм
DНМ
= D + EI
= 60 + 0 = 60 мм
TD= DНБ-
DНМ=60,030
-60=0,030 мм
Натяг:
NНБ
= dНБ
- DНМ
= 60,021 - 60 = 0,021 мм
Зазор:
SНБ
= DНБ
- dНМ
= 60,030 - 60,002 = 0,028 мм
9. Описание процесса сборки
редуктора
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса тщательно
очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку редуктора производят в
соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: на ведущий
вал насаживают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100оС;
в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в
бурт вала; затем надевают распорную втулку, устанавливают стакан и подшипники,
предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в основание корпуса
редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка
крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус
с помощью двух конических штифтов; затягивают винты, крепящие крышку к корпусу.
После этого на ведомый вал надевают распорное
кольцо, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для
регулировки.
Перед постановкой сквозных крышек в проточки
закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют
проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны
проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами.
Далее на конец ведомого вала в шпоночную канавку
закладывают шпонку, устанавливают полумуфту и закрепляют ее штифтом. Затем
ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и ставят круглый
маслоуказатель.
Заливают в корпус масло и закрывают смотровое
отверстие крышкой, закрепляют ее болтами. Собранный редуктор обкатывают и
подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими
условиями.
Список литературы
1. Шейнблит
А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. - Калининград: Янтарный сказ, 2002.
2. Справочные
таблицы для практических занятий и курсового проектирования по курсу
«Прикладная механика» - Березники, 2002 г.
. Куклин
Н.Г., Куклина Г.С. Детали машин. - М.: Высшая школа, 1984.
. Федоренко
В.А., Шошин А.И. Справочник по машиностроительному черчению.