Тематический репортаж как жанр на телевидении

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,40 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тематический репортаж как жанр на телевидении














Тематический репортаж как жанр на телевидении

Оглавление

репортаж телевидение тематический

Введение

ГЛАВА 1. Репортаж на телевидении

.1 Понятие репортажа

.2 Типы жанров репортажей на ТВ

ГЛАВА 2. Тематический репортаж как жанр на ТВ

.1 Специфика тематического репортажа как жанра на телевидении

.2 Передача «Профессия репортер» как пример серии тематических репортажей

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

В современной телевизионной практике тематический репортаж занимает значительное место.

Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если газетчики и радийщики вынуждены описывать словом, то за журналиста - телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, картинка. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию - телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести

С другой стороны, телевизионщики более зависимы от события. Необходимо попасть на место действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. Телевизионщик оценивает, какую картинку он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда - один из основных условий смотрибельности репортажа. Стоит отметить и тот факт, что телевизионный сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей. Зачастую приходится жертвовать некоторыми интересными событиями, чтобы снять самое захватывающее и актуальное

Вопрос о том, что же достойно попасть в выпуск новостей, и есть вопрос информационного повода. В данной работе предпринята попытка с помощью теоретических выкладок и примеров из современной телевизионной практики разобраться, какой информационный повод может служить толчком к созданию телерепортажа. Отбор событий, которые являются поводом для репортажа, - один из важнейших составляющих работы сотрудников новостей. Умение отделить зерна от плевел и составить сценарий выпуска - это во многом умение правильно оценить значительность происходящего. Только правильно расставив акценты в информационной картине дня, можно создать качественные новости, пользующиеся вниманием, доверием и уважением зрителей. Но даже репортаж на самую скандальную (актуальную, интригующую, пикантную) тему - это не всегда хороший репортаж.

Работа телевизионного репортера дает положительный результат только при соблюдении определенных профессиональных правил и норм. Одно и то же событие может повлечь за собой множество совершенно разных репортажей. Подача материала во многом зависит от подготовки журналиста, его принципов и подходов к работе. Но не менее важным фактором, влияющим на то, под каким углом будет освещено произошедшее, является концепция вещания телекомпании.

Предметом исследования данной работы является репортаж на телевидении, в частности, тематический репортаж как жанр на ТВ.

Целью работы является, в первую очередь, определение перспективы развития тематических репортажей на ТВ, их значимость в повседневной жизни человека, влияние на развитие тележурналистики в целом.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

)выявить сущность телевизионного репортажа;

)рассмотреть типы жанров репортажей на ТВ;

)проанализировать специфику тематических репортажей на примере телепрограммы «Профессия - репортер».

ГЛАВА 1. Репортаж на телевидении

.1 Понятие репортажа

Репортаж - один из наиболее распространенных информационных жанров. В репортаже излагается актуальный фактический материал, полученный с «места происшествия». Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень - латинский («reporto» - передавать). Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, хотя на самом деле могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.

Репортаж бывает событийный, тематический, постановочный. Жанр репортажа не нужно путать с отчетом (сообщением о событии): отчет предполагает объективность, сухое изложение последовательности фактов, репортаж - наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста. Отчет можно написать, скажем, со слов участника или свидетеля, в репортаже это исключено. Автор репортажа - сам свидетель или участник события. Хороший репортаж может и даже должен сочетать элементы других информационных жанров - отчета, интервью, повествования, отступления, характеристики персонажа. Бывают, правда, репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в точных и ярких подробностях убеждает читателя, слушателя или зрителя в том, что рассказывает очевидец. Отобрать такие детали, не придумывая их, - это и есть истинное профессиональное мастерство. Как правило, репортажи в печатных СМИ иллюстрируются фотоснимками.

Репортаж - один из основных информационных жанров. В некоторой степени всю историю журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенствования репортажа. Однако средства массовой информации существенно изменились, особенно за минувшие сто лет. И если сегодня в печатных СМИ репортаж - далеко не доминирующий жанр, то на телевизионных каналах этот жанр можно обозначить под номером один. Ежедневные выпуски новостей смотрят все. И основой этих выпусков чаще всего являются именно репортажи. Без них не обходится ни одна программа новостей. В отличие от газеты или журнала ни интервью, ни корреспонденция, ни заметка, ни комментарий не дадут зрителю такой наглядности и зрелищности, как репортаж.

Репортаж тематический - это жанр не чисто информационный, а скорее, связующее звено между информационным, художественным и аналитическим жанрами.

Репортаж событийный - жанр полностью информационный, он больше всего ценится в выпусках новостей. Событийный репортаж не только позволяет наиболее оперативно и наглядно донести до зрителя всю самую свежую и актуальную информацию, но и предложить людям оценку события с точки зрения репортера. В этом приоритет событийного репортажа перед заметкой и корреспонденцией.

Конечно, у жанра событийного репортажа свои недостатки. Кто-то скажет, что такой репортаж предлагает лишь поверхностный обзор события. Однако то, что событийный репортаж сочетает в себе лучшие качества всех информационных жанров, оспорить нельзя.

Репортаж обычно состоит из четырех основных элементов:

·видеоряд - смонтированные фрагменты видеоизображения, отобранные из т. н. исходников (отснятого оператором материала);

·звуковой фрагмент или синхрон;

·закадровый текст сообщения, написанный репортёром и/или редактором и записанный в студии;

·шумы (интершум и люфт) - это звук, синхронный изображению, который звучит параллельно (интершум) или вместо (люфт - пауза) закадрового текста.

ИрвингФэнг подчеркивал значимость звуковых фрагментов:

«Написать текст к видеосюжету - не значит просто должным образом соотнеси слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, которая содержит самую ценную информацию и передает её наиболее четко и увлекательно».

Современный мир переполнен информацией, поэтому выбрать тему репортажа не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Проблема отбора самых важных и интересных событий, о которых расскажут в телевизионных новостях, и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Есть темы, которые, как правило, всегда попадают в выпуск новостей, это конфликт, столкновение интересов, террористические акты, митинги, военные действия, катастрофа, авария, стихийное бедствие, чрезвычайные происшествия, последствия какого-то значимого события, новости политики и экономики, принятие новых законов, встречи на высшем уровне, заключение политических договоров, итоги выборов, новости культуры, спорта, какие-то события из жизни известных людей, юбилей какого-либо артиста, смерть политического лидера. Именно на такие темы корреспонденты и готовят событийные репортажи, каждый из которых, независимо от своей важности, привязан к какому-то конкретному событию. Информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа, поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Есть и другой важный принцип отбора информационного повода: новость должна представлять всеобщий интерес. Другими словами, новость - это не только то, что людям необходимо знать, но и то, что им интересно знать, поэтому, выбирая информационный повод для репортажа, нужно прежде всего учитывать эти критерии.

Можно ли считать интересным такой информационный повод, как, скажем, забастовка сантехников, недовольных заработной платой? Можно, если журналист работает в отраслевой многотиражной газете. Для солидных печатных изданий или электронных СМИ такой повод, скорей всего, будет мало интересен для аудитории. Должны ли зрители знать о проблемах сантехников? Испытывают ли они в этом потребность? Большинству зрителей (если они не сантехники) эта тема просто не интересна. А некоторые сюжеты, наоборот, могут попадать сразу в несколько категорий: они и интересны, и необходимы. Например, репортаж о принятии нового закона, повышающего зарплату бюджетникам, привлечет большую аудиторию зрителей.

Есть два варианта подготовки сюжета категории breakingnews (экстренной новости):

.Материал, подготовленный до выхода в эфир: автор мониторит ход событий из студии и при необходимости обновляет закадровый текст.

.Прямая трансляция с места события: репортёр знает или вычисляет, что событие состоится во время выхода новостей в эфир. Тогда на место действия выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС) и в эфир выдается прямое включение, у журналиста есть возможность эфиритьстендап на фоне происходящего.

Процесс подготовки газетного, радийного и телевизионного репортажа имеет много общего и много различий. Общее то, что вначале необходимо собрать всю (нужную и ненужную) информацию о событии для того, чтобы определить, какую часть этой информации следует донести до аудитории. Как правило, в этом случае необходимо опираться не только на свой журналистский опыт и чутье, но и пользоваться любыми источниками информации.

Что касается принципиальной разницы между репортажем в печатных и электронных СМИ, то, готовя репортаж для газеты, журналист описывает событие, рассказывая читателям подробности того, что они не смогли и уже не смогут увидеть. К примеру: «…чудотворную икону пронесли по Иртышской набережной до Ленинградского моста…». Корреспондент, готовящий телевизионный репортаж, имея в своем арсенале изобразительный материал, избавлен от таких нюансов. Его словами говорит «картинка» на экране телевизора. Зритель видит, где проносят икону и ему не нужно дублировать видеоряд голосом корреспондента за кадром. Автору лучше рассказать на этих кадрах об истории написания лика, вследствие чего началось паломничество по городам России, словом, дать дополнительную информацию о том, что не в состоянии был снять оператор.

Специфика телевизионного репортажа. Корреспонденты телевизионных компаний обычно излагают свой материал так, чтобы в рассказе было начало, сердцевина и заключение (почти как в романе). В тексте должна соблюдаться логика изложения, которая строится по принципу детской пирамидки. Есть один общий стержень, на который нанизываются звенья, тесно прилегающие одно к другому. Вершина пирамидки - насадка, которая скрепляет всю структуру репортажа. Если идти от вершины пирамидки вниз, то насадка - не что иное, как информационный повод. От него выстраивается весь материал. Верхняя часть пирамидки - самое маленькое звено. По мере продвижения вниз кольца становятся больше, т. е. от частного - к общему.

На подготовленный текст монтируется видеоряд. Телевизионный репортаж подразумевает наличие нескольких элементов: закадровый текст, видеоряд, звуковой фрагмент или синхрон (интервью с кем-то), интершум, лайф и stand ur (журналист непосредственно в кадре). Можно, конечно, ограничиться видеорядом и закадровым текстом, но мы говорим о тех элементах, при наличии которых репортаж будет смотреться в наиболее выгодном свете.

Закадровым текстом называют текст сообщения, написанный репортером и записанный на пленку в студии. При монтаже закадровый текст закрывается видеорядом.

Видеоряд - это смонтированные воедино планы видеоизображения, выбранные из исходного, отснятого оператором материала.

Интершум - это звук, записанный фоном на пленку. Сопровождает текст автора репортажа. К примеру, если съемка в выставочном павильоне, фоном должны звучать голоса людей, обсуждающих экспонаты выставки, если строительная площадка - шум работающих механизмов и т. п.

Синхрон - сочетание изобразительного материала на кинопленке (не пу-тать с видеокассетой) с артикуляцией губ человека, снятого крупно. Обе ленты в специальном оборудовании движутся каждая по своей дороже: магнитная - с записанным на ней звуком - и кинопленка должны идти синхронно, не обгоняя и не отставая одна от другой. С появлением видео необходимость синхронизировать изображение и звук отпала - видеокамера способна сделать это уже без дополнительных технических усилий, но термин «синхрон» перебазировался на видеокассеты. Многие начинающие журналисты, пришедшие на телевидение сравнительно недавно, никогда не работали с кинооператорами, которые снимали сюжеты на кинопленку. Для них синхрон - не что иное, как интервью в чистом виде, один из фрагментов репортажа или материала другого жанра телевизионной журналистики.

Лайф (рэпэраунд) - практически это тот же синхрон, снятый случайно не на выносной микрофон, а на так называемую «пушку», жестко установленную на видеокамере. Лайф - это может быть чья-то реплика, удар колокола, возглас, рыдания. Все это звучит уже не на фоне закадрового текста корреспондента, а совершенно самостоятельно. Как правило, это господин случай, который позволил оператору случайно записать на видеопленку тот или иной фрагмент происходящего в кадре события. К примеру: оператор снимает процесс похорон, опускают гроб, все рыдают и оператору случайно удается снять женщину, которая с гневом произносит слово «Убийцы!» или что-то в этом роде.

Рэпэраунд должен нести определенную смысловую (а может быть, в большей степени и эмоциональную) нагрузку, а не просто дать возможность зрителю зрителю переключиться с голоса корреспондента. Хронометраж рэпэраунда обычно составляет от 10 до 30 секунд. Если такой фрагмент записи отмечен журналистом или оператором в процессе съемки, он может очень хорошо «сработать» в контексте репортажа.

Лид (информационный повод) - первый абзац текста репортажа, которым ведущий представляет репортаж и предоставляет слово корреспонденту. Лиды бывают двух видов. Жесткий лид содержит главный факт, на котором и строится репортаж. Телезритель точно знает, о чем последует сюжет. Жесткий лид всегда прямой и конкретизированный. Мягкий лид - это, напротив, некая неконкретизированная, обобщенная информация. up используется не только для того, чтобы доказать, что… репортер действительно работал на месте съемки сюжета, но и для того, чтобы телезрители могли непосредственно на экране видеть лицо корреспондента. Появление журналиста в кадре, где второй план (в этом случае корреспондент на первом плане) является местом события, имеет точный эффект присутствия. Это важно, хотя возможность записать stand up в нужном месте, в нужный момент используют далеко не все корреспонденты. Причин здесь несколько: журналисту не всегда легко сориентироваться в содержании будущего закадрового текста на месте съемок, а текст stand up непременно должен органично в него вписываться, поэтому можно записать несколько вариантов фрагмента «репортер в кадре». Так как у журналиста бывает мало шансов переписать stand up, то его текст надо выверять со всех позиций. Например, не стоит сообщать цифры или факты - ко времени выхода материала в эфир они, скорее всего, устареют и stand up придется исключить из репортажа. Текст stand up должен быть таким же ясным и четким, как и весь текст репортажа. Записывая фрагмент «корреспондент в кадре», репортер не должен забывать о языковых нормах. Нередко stand up выбраковывается как раз из-за косноязычия или неграмотности построенных фраз.

Появление журналиста в кадре - это не просто демонстрация себя. В stand up репортер чаще всего сообщает наиболее важную информацию. Журналист также может объяснить зрителю, что произошло, и указать рукой на какое-то конкретное место, сопроводив свой жест словами: «За моей спиной тот самый дом, в котором пожар возник раньше всего».

Существуют разные способы записи stand up. Журналист может просто стоять на каком-то фоне. Необходимо следить за тем, чтобы задний план имел как возможно большую перспективу. За журналистом ни в коем случае не должна быть стена или ни к чему не обязывающий кустик. Подобный фон наводит на мысль, что вначале корреспондент решил подготовить материал, написал текст и только после этого выхватил кусок фразы для того, чтобы появиться в кадре. Если есть возможность, то stand up снимают в гуще событий. На митинге, например, репортерская команда может расположиться где-то в колонне: репортер говорит, а в это время мимо него идут демонстранты.

Другой способ создания stand up основывается на движении телерепортера. В таком случае журналист одновременно говорит и идет (бежит). Но и stand up с неподвижным репортером, и включение с идущим не должны выбиваться из общей картины сюжета по смыслу, обстановке и месту. Поэтому stand up записывают одновременно со съемкой самого события.

Далеко не каждое событие настолько зрелищно, что позволяет записать визуально содержательный stand up. В таких случаях stand up может выполнять функцию композиционного элемента, с помощью которого в репортаже происходит переход от одной видеоинформации к другой. (Такую функцию выполняют stand up-мостики.) Например, в начале репортажа видеоряд повествовал о пожаре, затем и в тексте, и на «картинке» речь идет о последствиях пожара. Переходом в таком репортаже как раз и мог бы стать stand up-мостик.

Финальные stand up выполняют также функцию некой подписи репортера под всем сказанным. Журналист говорит последние фразы, а потом называет себя (или себя и оператора). Таким образом, телезритель может еще раз взглянуть на место, откуда велся репортаж, и на человека, которого они выслушали.

Заканчивая разговор о применении stand up, стоит отметить, что в некоторых телекомпаниях не принято «показывать» репортеров. Зачастую это компании, в которых занижено мнение о роли личности журналиста при работе над новостями.

Ситуации для съемки stand up:

·когда нет необходимой «картинки», чтобы проиллюстрировать сам сюжет;

·если нужно связать между собой эпизоды, места событий;

·когда нужно зафиксировать присутствие журналиста в каком-либо необычном месте, например на фоне ведения боевых действий;

·когда требуется изложить контекст события; даже при наличии соответствующего видеоматериала иногда большего эффекта можно добиться, если обращаться непосредственно к зрителю;

·когда нужно проанализировать ситуацию или высказать свои предположения о возможном развитии событий в будущем;

·когда необходимо описать чьи-то сильные эмоции, ощущения и т. д., например: «Спасшиеся говорили, что дым был густой и едкий, как кислота...»;

·когда нужно что-либо наглядно продемонстрировать, например: «Трудность заключалась в том, чтобы передвинуть двухтонную статую отсюда (показать, где стояла статуя) вот на это место (подойти к статуе), т. е. на тридцать метров, без помощи автомобиля».

Казалось бы, при том однообразии, при котором можно записать stand up, существует масса различных вариантов: статика, проходка, пробежка, вход в кадр и выход их кадра. Иногда можно начинать произносить текст, предназначенный для stand up, в тот момент, когда в объективе видеокамеры не корреспондент, а другой человек или группа людей, имеющих непосредственное отношение к теме репортажа. В кадре не обязательно могут быть люди, это может быть река, строительная площадка, панорама какой-то местности. В этом случае при записи stand up произносится текст о том, о чем хотел сказать корреспондент, а оператор постепенно, через панораму, переводит объектив на журналиста (теперь уже наговаривающего текст в кадре). Есть и другие варианты для подготовки и записи stand up.

Записывая stand up (если это финальный вариант репортажа), нужно представиться, назвав не только фамилию корреспондента, но и оператора, который работал в процессе съемки самого сюжета, затем обозначить место съемки и назвать телекомпанию, для которой готовился этот материал. К примеру: «Леонид Мутовкин, Олег Шевелев. Чечня. Ханкала. Специально для программы «Вести».

Выводы

Определение репортажа на ТВ значительно разнится с обычным представлением о репортаже (радио, печатные издания), репортаж на телевиденье это комплекс событий и действий, ряд зависимостей от разных внешних факторов.

Стоит отметить и тот факт, что телевизионный сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей: оператора, режиссера, монтажеров.

Телевизионный репортаж показывает зрителю событие. Описательную функцию в этом случае выполняет т. н. видеоряд. Это обстоятельство является определяющим в выборе сюжета, независимо от значимости информационного повода. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки - условия «смотрибельности» репортажа.

Таким образом, телевизионный репортаж - это уникальный жанр, позволяющий показать событие, создать эффект присутствия, который создает ощущение полной объективности предоставляемой информации. Хороший телевизионный репортаж понятен и логичен и непротиворечив от начала до конца. Для его создания требуются знания, опыт и большая ответственность. Репортаж - быстро развивающийся жанр тележурналистики.

.2 Типы жанров репортажей на ТВ

На современном этапе репортаж должен восприниматься как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательный и выразительный потенциал репортажа должен давать возможность современным журналистам наглядно и предметно воссоздавать даже самые незаурядные события, в средствах массовой информации.

По большому счёту, можно сказать, что целью репортажа является сенсация - неизменная, желанная спутница репортерства. Для работы хорошего журналиста необходим акцент на нечто новое и свежее. Единый ряд «классических элементов новости» (конфликтность, известное имя, повышенный «человеческий интерес», особенно - эффект эмоционального толчка») с неумолимостью ориентирует репортера на материал, который имеет признаки сенсации.

Оттенок сенсационности придают новостям не только необычайные черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она - «новость вдвойне».

В поисках актуальной информации следует различать новость и новое. Новость - это то, что неизвестно всем или подавляющему большинству читателей. Новое - это неизвестное об уже известном. Поясним это примером. Более века тому назад один из немецких медиков открыл замечательные лечебные свойства аспирина, ставшего с тех пор распространенным лекарством при простуде, гриппе и других инфекционных заболеваниях. Пресса поспешила сообщить широкой аудитории эту весьма актуальную новость. Однако лишь недавно была открыта неизвестная прежде способность аспирина предотвращать свертываемость крови человека и образование в ней тромбов, являющихся причиной многих инфарктов и инсультов. Журналисты не замедлили, конечно, сообщить читателям в своих заметках эту новую, актуальную для многих информацию об известном всем лекарстве. Для многих читателей, страдающих сердечными болезнями, она стала сенсационной новостью.

Получить новость, представляющую интерес для всех читателей, сильнейшим образом воздействующую на их чувства, - стремление всех журналистов телевидения. Такая новость долго сохраняет свою актуальность, она дорого ценится и приводит к быстрому расширению аудитории программ.

Жанр новостей, как мы уже могли заметить, на данный момент времени довольно детально разработан. Развитие журналистики в течение нескольких веков привело к тому, что были сформулированы шесть вопросов, на которые новость должна ответить, - то есть к структуре пирамиды, довольно жестко задающей формат статьи. Это стало результатом погони за желанием, во что бы то ни стало быстро обогнать конкурентов и первыми сообщить читателям о происшедшем. В случае с репортажем, как правило, этой срочности нет. То есть если мы спешим (очень спешим), то лучше писать новость. Современный репортаж требует больше времени для написания, он больше по объему и свободнее по форме.

Главная особенность телевидения - это коллективное творчество. Съемочная группа (оператор и журналист) - это одна команда.

При всей важности профессиональных навыков и точности взгляда оператора, замысел сюжета принадлежит журналисту. Это он самостоятельно претворяет первоначальную идею в продуманный, логически выстроенный рассказ, и именно он в конечном итоге несет ответственность за успех или провал репортажа. Если же автор сам неясно представляет себе сюжет, то и оператор не будет знать, что снимать, и не поможет сделать материал интереснее. В лучшем случае он сможет предложить вам серию профессионально сделанных разрозненных картинок, но не будет знать, для чего они нужны или как они будут смонтированы.

Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, степень его «наглядности»: зритель должен сам видеть все происходящее на месте события, слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в репортаже деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на зрителей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

В современном телевещании используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным.

Событийный. Наиболее распространенный вид репортажа - оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя, поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

Ситуативный. Незапланированный репортаж. Обычно такие репортажи готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка, террористический акт или неожиданная отставка президента.

Запланированный. О том, что такой репортаж будет подготовлен, известно заранее, так как заранее известно о самом событии, поскольку оно уже запланировано. Этим событием может быть, например, какая-либо выставка, судебное заседание, пресс-конференция какого-то влиятельного лица.

Репортаж-предыстория. Такие репортажи содержат рассказ не только о самом событии, но и о его причинах, о событиях, ему предшествующих. Репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности. Если же посвятить репортаж только разбору причин какого-либо события, уже всем известного и не нового, то событийный репортаж перерастет в тематический.

Познавательный репортаж. В его основе не событие, а тема, которую освещает репортер. Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д. Такие материалы планируется редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению.

Проблемный репортаж несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков.

Комплект-репортаж. Такие репортажи, каким-то образом дополняют материал, идущий в выпуске до них. Такого типа репортажи позволяют зрителю лучше понять и оценить весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон. Например, если ситуативный репортаж о предпринятых сейчас военных действиях против Бена Ладона в Афганистане раскроет некоторые их подробности, то идущий следом репортаж-предыстория укажет также на причины. К примеру, адекватные меры правительств стран Европы в отношении международного терроризма.

Экстренный репортаж. Независимо от информационного повода работа репортера, ведущего закадровый комментарий или комментарий в кадре, сложна и ответственна. Его задача - прежде всего точно и достаточно подробно проинформировать о событии. Ведя прямой репортаж, он часто сталкивается с неожиданными ситуациями и нередко находится при этом в том же положении, что и зритель, который впервые видит материал. Такие репортажи являются одними из сложнейших жанров новостей и называются экстренными новостями. В выпуске новостей они, как правило, идут первыми.

Говоря об экстренных новостях, журналисты обычно подразумевают информацию, которая появляется неожиданно и требует скорейшего распространения. В репортажах об экстренных новостях никогда не употребляют слово «вчера» (да и в любых других видах репортажей тоже), девизом такого репортажа должна быть фраза «сегодня или никогда!». Экстренные новости - это репортажи о военных действиях, террористических актах, стихийных бедствиях.

Фиксированный репортаж - это репортаж, снятый за несколько часов до выхода в эфир и смонтированный перед ним. В этом случае репортер имеет возможность следить за ходом событий из студии и при необходимости вносить в закадровый текст необходимые изменения, дополняя материал новыми фактами.

Прямой репортаж непосредственно с места события. В основном используется для передачи экстренной новости. Журналисты замечают, что событие достигнет своего апогея незадолго или во время выхода новостей в эфир. В таком случае на место съемок выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС). В эфир выдается прямое включение, в котором репортер может не только говорить о новых фактах, но и показывать то, что происходит «прямо сейчас». В последнее время такие прямые включения становятся неотъемлемой частью выпусков новостей некоторых телекомпаний. Сейчас можно даже говорить о развитии так называемого интерактивного телевидения, которое будет основано только на рассказе о том, что происходит в данный момент. Для этого телекомпания должна владеть оборудованием, позволяющим выходить в прямой эфир из любого места. Интерактивное телевидение подразумевает также высокую степень информированности репортеров, их умения быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко, понятно и просто.

Спортивный репортаж, как правило, содержит в себе перечень всего того, что обозначено в определении прямого репортажа. Это своего рода комментарий с места событий: со стадиона, где проходит футбольный матч; с ледовой арены, где зрители наблюдают за хоккейным матчем или выступлением фигуристов; с улицы города, даже из автомобиля, который участвует в какой-либо гонке. Словом… из любого места, где и происходит спортивное мероприятие.

Тематический репортаж. Иногда говорят, что журналист готовит «свой» материал. В течение некоторого промежутка времени репортер собирает факты о каком-то явлении, выстраивает причинно-следственную цепочку. Именно интересная цепочка фактов, из которой следует неожиданный вывод об интересующем зрителя явлении, является поводом для создания тематического репортажа. Он чаще связан с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия, а не единичного события, как репортаж событийный. Это может быть репортаж о работе городского транспорта, об экологическом состоянии реки, репортаж с конкретного промышленного предприятия или с места проведения какого-то спортивного мероприятия, например Сибирского международного марафона в Омске.

Создание тематического репортажа существенно отличается от подготовки экстренного репортажа. Тематический репортаж, в отличие от событийного, можно контролировать. Если при оперативной работе тележурналист вынужден следовать за событиями, то в ходе работы над «своим» материалом репортер может планировать заранее, что будет сказано и показано. Упор в таком репортаже делается на подготовку материала заранее, на подробный сбор информации, на кропотливую и продолжительную работу над материалом, а не на умение быстро сориентироваться в ситуации и оперативно изложить основные факты, как в событийном репортаже.

Тем не менее эти два типа репортажа тесно взаимосвязаны. Хотя в основе тематического репортажа лежит не один факт, а цепочка фактов, объединенных общей темой, часто тематический репортаж рождается из событийного. Так, иногда тематический репортаж - это более глубоко разработанная тема оперативного репортажа с целью придания материалу глубины и перспективы. Это так называемый репортаж-последствие, связующее звено между жанрами событийного и тематического репортажа. В нем упоминается о последствиях события, основной рассказ о которых мог появиться в эфире за день, неделю, месяц и даже за год до этого.

Постановочный репортаж. Когда журналист самостоятельно организует или провоцирует какое-то событие (какую-нибудь уличную демонстрацию, например), а потом следит за реакцией людей на него, чтобы описать в своем репортаже, это называется постановочным репортажем или «спровоцированной ситуацией». Основное отличие постановочного репортажа от событийного - в том, что событие полностью под контролем репортера, он может влиять на него, вести за собой действие, а не следовать за ним.

Немой репортаж - чаще всего материал без закадрового текста журналиста (он и идет в эфир с субтитром «без комментария»). Он может быть смонтирован, но бывает, что в эфир выдается именно тот исходный материал, который только что отснял оператор. Он этим и ценен, то есть… телезритель видит то, что случилось еще несколько минут назад. Это могут быть террористический акт, фрагменты боя между чеченскими боевиками и федеральными войсками, пожар, наводнение, последствия цунами. Такие кадры, как правило, не требуют дополнительного комментария.

Специальный репортаж (спецреп) может объединять в себе элементы перечисленных репортажей. Отличается наибольшей актуальностью. Как правило, не ограничен временными рамками в эфире или количеством строк в газете.

Выводы

На современном этапе репортаж должен восприниматься как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательный и выразительный потенциал репортажа должен давать возможность современным журналистам наглядно и предметно воссоздавать даже самые незаурядные события, в средствах массовой информации.

По большому счёту, можно сказать, что целью репортажа является сенсация - неизменная, желанная спутница репортерства. Для работы хорошего журналиста необходим акцент на нечто новое и свежее. Единый ряд «классических элементов новости» (конфликтность, известное имя, повышенный «человеческий интерес», особенно - эффект эмоционального толчка») с неумолимостью ориентирует репортера на материал, который имеет признаки сенсации. Оттенок сенсационности придают новостям не только необычайные черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она - «новость вдвойне». В современном телевещании используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным.

ГЛАВА 2. Тематический репортаж как жанр на ТВ

.1 Специфика тематического репортажа как жанра на телевидении

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать зрителей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа.

Репортажи А. Гудимова на экономическую тему отличались стремлением раскрыть все стороны изучаемой проблемы, связанной с работой столичных такси, инспекторов ГАИ или продавцов продмагов. В его репортажах, связанных с «тайнами чужих профессий», яркие эпизоды перемежались с частями, в которых автор работал как опытный экономист, вел сложные расчеты - цифра становилась у него средством убеждения.

Основой проблемных репортажей А. Рубинова становится тщательно продуманный эксперимент. Журналист воссоздавал всем известную жизненную ситуацию - при поиске медикаментов в аптеке или при покупке билета в железнодорожной кассе - и затем, как участник этой ситуации, всесторонне исследовал ее. На первый план при этом выдвигаются рассуждения автора, его исследование фактов, эмоциональная реакция на них и его выводы и предложения - как устранить недостатки. Так достигалась публицистичность эмоционального анализа.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. Так были построены, например, репортажи Л. Колодного о его «путешествии» вокруг столицы по кольцевой дороге. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, на «поиске» людей, изображенных на фотографии, и т.п. Автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле - эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности - яркого эпитета, сравнения, метафоры и так далее. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если зритель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».

Фразой "тематический репортаж" чаще всего начинается самый большой и самый обстоятельный материал в выпуске Новостей. Чаще всего он приурочен к событию, часто - к определенной дате, а зачастую никакого "оперативного повода" нет: просто журналист увидел в жизни нечто интересное и решил всем показать то, что он увидел. Автор в тематическом репортаже создает и исполняет роль - разведчика, заинтересованного наблюдателя.

Тематический репортаж часто бывает разнотиповым. С одной стороны - это намного более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, целью которого является придать материалу больше глубины и перспективы. С другой стороны, это может быть сюжет, который посвящен какому-нибудь человеку или проекту, которые не связанный временными рамками.

Данный вид репортажа можно включить в эфир когда угодно, по мере необходимости. Поэтому такие репортажи в редакциях информации сегодня называют "консервами".

Но "чтобы события представляли общественный интерес, и было неизвестно конкурентам, нужна немалая журналистская изобретательность и обширные связи". За этим названием суть жанра: подразумевается, что репортер при разработке такого сюжета "обязан иметь собственную точку зрения, которая будет выражена в определенном отборе мнений и лиц".

Но все же очень важно не преступать ту грань, за которой информация превращается в агитацию. Как в положительном, так и отрицательном направлении. "Наша задача информировать общество, а не реформировать его. Журналисты перестают быть репортерами, когда начинают думать о себе, как о миссионерах".

И все же журналисты могут высказывать свое отношение к герою, к теме, к явлению. Да его в тематическом репортаже особенно и не спрячешь. Но выводы зритель должен делать сам, недопустимо, чтобы выводы за зрителя делал репортер.

Георгий Кузнецов, который заведующий кафедрой ТВ и радио факультета журналистики МГУ, выделил 6 самых распространенных ошибок, которыми страдают тематическые репортажи на наших телеканалах.

Во-первых, часто не продумана главная идея: для кого и для чего делается репортаж? Особенно неудачным бывает показ всевозможных заседаний, конференций, собраний. Вместо скучных лиц лучше показать дело, объект, обрисовать проблему, ради которых люди собираются на встрече. А в конце подать зрителю интервью с интересным человеком, "блеснувшим" на трибуне нестандартной мыслью.

Кроме того, даже если появляется в репортаже " блеснувший", интервью с ним, как правило, не должно быть непомерно длинное, так как это разрушает всю динамику сюжета.

Также, репортеры далеко не всегда задумываются о четком драматургическом построении сюжета. Например, довольно часто кульминация события монтируется первой, а потом уже идут подробности. Но ведь тематический репортаж - не информация, которую целесообразно строить по принципу пирамиды: сначала главное, затем подробности.

Выводы

Тематический репортаж - это своего рода маленькое кино. Самая сложная разновидность репортажа на телевидении. Поэтому к монтажу подобных сюжетов должны предъявляться особые требования. Это не значит, что обычные новостийные сюжеты могут монтироваться, как попало, на скорую руку. Просто «собирая» материал, над которым журналист и оператор работали не один день, в который они вложили частичку своей души, монтажер имеет большую свободу для творчества, и может смело прибегать к экспрессивным изобразительным средствам, позаимствованным из арсенала документального и игрового кино. К таким средствам можно отнести темп и ритм монтажа.

Тематический репортаж является одним из самых перспективных жанров на ТВ.

2.2 Передача «Профессия репортер» как пример серии тематических репортажей

Телепередачу "Профессия - репортер" впервые зрители смогли увидеть в эфире телеканала НТВ в 1998 году. С самого начала она формировалась её создателями для того, чтобы дать дорогу молодым репортерам, чтобы они имели возможности испытать свои силы в подобном многосложном и специфичном жанре журналистики, как тематический репортаж, где молодому специалисту с незначительным опытом довольно сложно сотворить добротную продукцию, интересную для зрителей и отвечающую требованиям такой творческой и своеобразной профессии.

Изначально она задумывалась ее создателями для того, чтобы молодые репортеры имели возможность попробовать свои силы в таком непростом и специфическом жанре журналистики, как тематический репортаж, в котором человеку с небольшим опытом достаточно сложно создать добротный продукт, интересный зрителям и отвечающий требованиям профессии.

Начинающие тележурналисты, как правило, первые шаги на профессиональном поприще совершают, будучи репортерами в программах новостей. Короткий по времени репортаж в новостной программе не позволяет в полном объеме осветить событие или явление, о котором в нем идет речь. Чаще всего суть такого репортажа сводится к краткому информационному сообщению о произошедшем с последующим комментарием. Безусловно, и для такой формы журналистской работы необходимо профессиональное мастерство: быстрота реакции, умение выделять главное из полученной информации, способность оказываться «в нужное время в нужном месте».

При подготовке же тематического репортажа его автору приходится проводить более глубокий анализ освещаемого события, давать расширенные комментарии, сопоставлять и обобщать факты, высказывать свое видение вопроса и возможности его решения. Спецрепортаж может быть как событийным, т.е. показывающим хронологию и развитие происходящего, так и тематическим - рассказывающим о событиях, объединённых одной темой, но происходивших в разное время, может быть целиком посвящен одному или нескольким людям. Конечно же, и хронометраж такого репортажа в несколько раз больше, чем у информационного сообщения в составе новостного блока.

Своеобразной лабораторией, где талантливые представители молодого поколения репортеров НТВ могли проявить свои способности и одновременно с этим отточить свое мастерство, и стала передача «Профессия - репортер».

Но со временем необходимость в подобной «кузнице кадров» отпала, и проект получил новое наполнение. В 2004 году несколько журналистов НТВ, которых по праву можно назвать одними из лучших российских телерепортеров, - Вадим Такменев, Александр Зиненко, Андрей Лошак и (увы, трагически погибший) Илья Зимин - стали постоянными авторами программы.

Работы каждого из репортеров уже получили к тому времени высокую оценку (все четверо являются лауреатами или номинантами премии ТЭФФИ), у каждого сложился свой собственный стиль подачи материала, оригинальный и уникальный «почерк». И программа рассматривалась ими на данном этапе как возможность раздвинуть рамки жанровых ограничений для репортажа, проявить себя в разных репортерских амплуа.

Журналистам программы «Профессия - репортер» за время ее существования пришлось стать и стрингерами (стрингер - репортер и оператор в одном лице, работающий, как правило, в «горячих точках»), и рейнджерами, освещать события светской жизни и рассказывать о тех, кто оказался на самом дне, проводить журналистские расследования.

С первых же выпусков «Профессия - репортер» стала одной из самых рейтинговых программ на отечественном телевидении, чему способствовали не только высокий уровень профессионализма авторов материалов, выходящих в эфир, но и острые, даже экстремальные темы, актуальность репортажей, необычный взгляд на события и героев.

Со временем авторский состав несколько изменился. В 2006 году трагически погиб Илья Зимин. В программу пришли Алексей Бахарев, Катерина Гордеева и Павел Лобков. Но программа «Профессия - репортер» по-прежнему остается одним из самых интересных, острых и актуальных репортажных циклов в эфире российского телевидения.

Но на подготовительном эпизоде тематических репортажей их авторам приходится проводить наиболее полное рассмотрение освещаемых событий, давая при этом расширенные комментарии, сопоставляя и обобщая факты, высказывая свою точку зрения и видение проблемы и тут же предлагать возможность их решения. Тематический репортаж может быть как событийного плана, то есть, показывающего хронологию и развитие происходящих событий, так и тематического, то есть, рассказывающего о событиях, которые объединяет одна тема, но которые происходили на разных временных этапах, возможно, даже, что эти события были целиком посвящены одному или нескольким личностям. Хронометраж подобных репортажей в несколько раз значительнее, чем у информационных сообщений в составах новостных блоков.

Своеобразными лабораториями, где талантливые представители молодых начинающих репортеров НТВ смогли обнаружить свою способность на профессиональном уровне делать телерепортаж и вместе с тем оттачивать своё мастерство, и стали выпуски телепередачи «Профессия - репортер».

Постепенно необходимость в подобных экспериментах отпала, и новый проект приобрел новую составную. В 2004 году нескольких тележурналистов НТВ, которых по праву называют одними из наилучших российских репортёров, - Вадима Такменева, Александра Зиненко, Андрея Лошака и (увы, трагически погибшего) Илью Зимина - назначили постоянными авторами телепередачи.

Произведения каждого из них уже приобрели к тому времени высокие оценки и рейтинг, так как все четверо являлись на тот момент времени лауреатами или номинантами премии ТЭФФИ, и у каждого из них уже сформировалось своё собственное кредо и каждому принадлежал особый стиль подачи материала, который можно было назвать оригинальным и уникальным «почерком», принадлежащим исключительно тому или иному автору. И программа стала рассматриваться на данном этапе как средство для возможности расширить рамки жанрового ограничения для репортажей, выявить в себе разные репортерские амплуа.

Тележурналистам программы «Профессия - репортер» за период её бытия довелось стать и стрингерами (стрингер - репортер и оператор в одном лице, который часто работает в «горячих точках»), и рейнджерами, то есть, когда приходилось освещать событийные моменты жизни светского бомонда и повествовать о тех, кто очутился на самом дне, а также проводить различные журналистские расследования.

С первых же выпусков «Профессия - репортер» начала приобретать одну из самых рейтинговых позиций в количестве программ на российском телевидении, чему поспособствовала не только высокая степень подготовки профессиональных материалов авторами, выходящими в эфир, но и острая, даже экстремальная тематика, злободневность репортажей, необычная точка зрения на события и героев.

Со временем авторский состав несколько изменился. В 2006 году произошел несчастный случай с Ильей Зиминым. В программе появились Алексей Бахарев, Катерина Гордеева и Павел Лобков. Но программа «Профессия - репортер» по-прежнему осталась одним из самых интересных, известных и актуальных репортажных циклов в эфире нашего российского телевидения.

«Профессия-репортер» - представляет целый цикл телевизионных репортажей на интересные темы современного мира. Чаще всего интересный, острый социальный или экстремальный репортаж. В каждом еженедельном репортаже заложен свой конфликт, актуальность и проблематика. Каждый корреспондент программы - по-своему уникален и преподносит свою, индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление. Часто журналисты программы выезжают на место, где по сигналу граждан что-то произошло, или где жизнь выходит за грани нищеты, а также по многим другим причинам.

Реагируя на социальный запрос общества, который выражался в высказываниях В.В. Путина: «В нашей повестке - вопросы, прямо связанные с укреплением социальных гарантий наших граждан - ветеранов, инвалидов, семей с детьми». «Нужно улучшать жизнь людей, стараться это делать каждый день, каждую неделю, каждый год, и поэтому все наши действия должны быть социально ориентированными».

Программа «Профессия-репортер» одной из первых прореагировала на эти высказывания. Мы приведем примерные темы таких Тематических репортажей.

. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ИНВАЛИДА-АФГАНЦА»

Уже немолодой ястребиного облика начальник (настоящий босс-руководитель) ведет совещание в офисе, достается многим, кто-то краснеет, кто-то молчит, уставясь в стол, кто-то пытается оправдываться. Но все молчаливо признают авторитет своего босса.

Задания получены. Люди уходят. Звонок мобильного телефона. Разговор с дочкой (женой), «Да, буду, да, заеду, конечно…». Руководитель встает, и тут становится видно, что он без ноги (ног). Довольно тяжело передвигаясь, он садится в машину, задумывается.

лет назад. Картины боев в Афганистане. Раненые. Вывоз раненных вертолетом в СССР. Картины госпиталя. 90-е. Стрельба, перегрузка товара из фур, другие сцены тогдашней жизни.

Далее, сам инвалид рассказывает, теперь, что, теперь все просто. Сцены того, как он встает, как работает, как нелегко ему даются самые простые вещи, как уставший поздно возвращается домой, как ждут его жена и дочь.

Последняя фраза: «Мне повезло, я пробился сам, но сколько же моих друзей-афганцев нуждаются в помощи».

. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ИНВАЛИДА С ДЕТСТВА»

Звонок будильника. Просыпается инвалид. У него явный физический недостаток, но зрителю, в первую очередь, запоминаются веселые глаза. Все, что ни происходит: вставание, завтрак, выход на улицу, все воспринимается с юмором.

Приход социального работника. Помощь. Но, все, пора на работу. Инвалид садится за компьютер, просматривает новые газеты, затем начинает читать какую-то сложную и специфическую литературу. Он, оказывается, юрисконсульт известной компании. Пишутся и пишутся документы. Звонок по телефону от начальства. «Да, все документы готовы. Нет, вряд ли наши конкуренты пойдут в суд, думаю, мы сумеем их убедить».

Вторая половина дня. Устал. Спит прямо за столом с компьютером. Звонок, просыпается. «Да, буду вечером». Опять работает. Приходит врач. Разговор с врачом.

Вечер. Встреча с такими же, как он, инвалидами. Группа недорого, но чисто одетых людей. Обсуждают какую-то бумагу. Видно, что это документ Правительства Москвы. Комплексная целевая программа «Год равных возможностей». Виден наш герой, он рассказывает о том, кому и что может быть благодаря этой программе.

. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ИНВАЛИДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Еще только светает. Но пожилой инвалид уже сидит на кровати. Входит такая же пожилая жена. Вместе они одеваются, завтракают. Сегодня они едут в больницу. На плановое обследование.

Социальный работник провожает инвалида с женой к автобусу. Автобус со специальным пандусом. Вот и больница. Приемный покой. Оформление. Быстро определяют в двухместную палату. Сразу же врачи. Обследования, процедуры. Обсуждение лекарств. Разные врачи.

Наплывом. Госпиталь времен ВОВ. Мигает лампа, медсестры, врачи. Голос: «Придется ампутировать ногу».

Современная больница. Лечащий врач. Обсуждают, в какой санаторий после обследования отправят инвалида.

Вечер. Больные смотрят телевизор. Фильм о ВОВ, очень похожий на предыдущий наплыв. Программа «Время», говорит Юрий Лужков, «Год Равных Возможностей». Кадры новых больниц и санаториев. Медсестра выключает телевизор. Все расходятся по палатам. Вечерние таблетки. 10 часов вечера. Гасят свет.

Дома у инвалида. Жена возвращается домой. Соседка ей кричит из окна: «Валя продукты вам принесла». Наплыв: тот же социальный работник, что и утром.

часов вечера. Жена смотрит на фронтовую фотографию мужа. Гасит свет.

. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ИНВАЛИДА-БОМЖА»

Дом ночного пребывания (например, «Люблино» или «Марьино»), попросту: ночлежка. Утро. Из этого дома выходит бомж-инвалид. Идет куда-то вдаль. Голос за кадром рассказывает немудреную историю потери квартиры. «Вот теперь и перебиваюсь, как могу».

Сцены поиска бомжем хлеба насущного. Пытается просить у церкви. Прогоняют более удачливые. Возвращается на знакомое место. Помогает знакомой торговке сторожить цветы. Здоровается с местным милиционером. И т.д.

Вечер. Двери дома ночного пребывания открыты. Все внутри мужчины старше 50 лет. Калеки. Специальное отделение для бомжей-калек. Кабинет врача. Очередь. Комната, кровати. Все смотрят телевизор. Наш герой надевает очки и читает газету. Шевелятся губы, видно, что читает по складам, хоть и про себя.

Долгая неспешная беседа с соседом. О жизни, о приближающейся зиме. О том, как бы попасть в больницу. Крупный план слез на глазах у обоих.

. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ГЛУХОНЕМОГО ИНВАЛИДА»

Моложавый человек средних лет быстро-быстро выходит на утреннюю улицу. Быстро заскакивает автобус, едет, как обычно, как едут все. Толпа в метро, выход из него. Человека что-то спрашивают, и только по его знакам становится понятно, что он глухонемой.

Кадры работы глухонемого. В кадре руководитель Московской городской организации Всероссийского общества глухих. Рассказывает о том, где трудятся в Москве члены этого общества. Видеоряд работающих, опять в кадре наш герой. Он спешит с работы.

Московская община слепоглухих, глухих и слабослышащих православных христиан храма Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего Подворья Симонова монастыря. Верующие во главе с неслышащим священником иереем Валентином (Тереховым) изучают Библию.

Наш герой возвращается домой. По дороге покупает цветы. Продавщица улыбается ему, как знакомому. У дома догоняет женщину, дарит ей цветы, она краснеет, заметно смущается, потом они идут и говорят, используя азбуку глухонемых. Камера удаляется.

. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ЕГО ОБИТАТЕЛЕЙ»

Краткое описание работы «Благотворительного общества помощи детям, сиротам и инвалидам св. Косьмы и Дамиана». Это общество учредили: врачи - академик Ю.Е. Вельтищев, проф. Г.С. Маринчева и другие, совместно с Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. Одним из партнеров Общества является Префектура СВАО Москвы.

Дом ребенка №23. С работы с больными детьми этого Дома ребенка и началась деятельность этого Общества. Сейчас же разработана и реализована программа Государственного детского реабилитационного Центра, обеспечивающего реабилитацию детей с ДЦП в режиме детского сада и помогающего сохранять их жизнь в родных семьях. Занятия с больными детьми в этом Центре. Как отрабатывается комплекс новейших высокоэффективных методов реабилитации больных ДЦП. Способы и методы лечения.

Реабилитация детей и подростков. Комплексный подход к реабилитации. Демонстрация амбулаторной системы. Проведение семинаров для родителей детей, больных ДЦП, с участием профессиональных реабилитологов и родителей больных детей, делящихся своим успешным опытом. Обучение родителей доступным методам реабилитации и ведением детей в домашних условиях, при которых родители ежедневно занимаются со своим ребёнком, сохраняя и развивая полученные результаты. Рассказы о конкретных случаях.

Ортопедическая мастерская на основе немецких технологий изготавливает необходимые протезы.

. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «ОДИН ДЕНЬ ЖИЗНИ ИНВАЛИДА В ОБИТЕЛИ»

Русская Православная Церковь считает необходимым оказывать помощь престарелым и инвалидам. Исторической формой оказания такого рода помощи являлись приюты и богадельни. В Русской Православной Церкви работой с инвалидами занимается Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП), образованный в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви.

ОЦБСС МП призван заниматься организацией, координированием и развитием социального служения на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях на канонической территории Русской Православной Церкви. Кадры с руководителями Отдела. Естественно, и в Москве.

Окончание восстановления Марфо-Мариинской обители в Москве. История обители. Обитель - центр церковной благотворительности в России. Восстановление традиций. Детский приют при Марфо-Мариинской обители. С благословения Святейшего Патриарха разрешено брать в детский приют инвалидов. Жизнь детей-инвалидов в приюте. Подготовка патронажных сестер для инвалидов.

Одна из московских богаделен. Ее обитатели. Их жизнь.

Летние лагеря детей-инвалидов, организуемые РПЦ. Паломническая служба для инвалидов. Организация поездок инвалидов на Святую Землю.

8. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»

Целевая программа «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Москве». Участие Мэра Москвы в создании этой программы. Выделение из бюджета Москвы на эти цели 3-х миллиардов рублей. Достигнутые, благодаря 10-летнему опыту работы с детьми-инвалидами, результаты.

Человеческий фактор программы. Оказание родителям психологической и медицинской помощи на самых ранних этапах после появления ребенка. Подготовка будущих родителей готовят к воспитанию и уходу за детьми-инвалидами. Оперативная помощь семьям с таким ребенком.

Образование детей-инвалидов. Учеба детей-инвалидов совместно с обычными детьми.

Приглашение в телепередачу депутата Мосгордумы Евгения Бунимовича - специалиста по работе с инвалидами.

Проблемы и пути решения стоящих вопросов.

. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «РАБОТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В МОСКВЕ»

Целевая программа «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Москве». Участие Мэра Москвы в создании этой программы. Выделение из бюджета Москвы на эти цели 3-х миллиардов рублей.

Достигнутые, благодаря 10-летнему опыту работы с детьми-инвалидами, результаты. Человеческий фактор программы. Оказание родителям психологической и медицинской помощи на самых ранних этапах после появления ребенка. Подготовка будущих родителей готовят к воспитанию и уходу за детьми-инвалидами. Оперативная помощь семьям с таким ребенком.

Образование детей-инвалидов. Учеба детей-инвалидов совместно с обычными детьми.

Приглашение в телепередачу депутата Мосгордумы Евгения Бунимовича - специалиста по работе с инвалидами.

Проблемы и пути решения стоящих вопросов.

. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «ОСТОРОЖНО, ПОДДЕЛКА!»

Криминальные схемы эксплуатации инвалидов. Попрошайничество в метро и т.п. Как живут эти современные рабы? Деятельность московской милиции по пресечению таких фактов и ее успехи.

Псевдоинвалиды, их «деятельность» по обману москвичей.

Наиболее криминогенные зоны, опасные для москвичей-инвалидов. Попытки криминальных структур захватить квартиры московских инвалидов. Как избежать этого? Каким образом в Москве препятствуют этому? Участие государственных и общественных организаций.

Борьба с другими преступлениями, особо опасными в отношении к инвалидам.

. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ»

Московские предприятия, производящие технические средства реабилитации инвалидов, протезов, протезно-ортопедических изделий. Использование иностранных технологий в московских предприятиях. Специализированные предприятия для производства специализированной продукции, в частности, ортопедической обуви, велоколясок, кресел-колясок и т.п.

Специализированное предприятие для производства технических средств реабилитации детей-инвалидов, в частности, больных ДЦП.

Способы и механизмы распределения технических средств для различных категорий инвалидов.

Итак, программа "Профессия - репортёр". «Профессия - Репортер» - цикл фильмов, каждый из которых - это интересная история о людях известных и неизвестных, событиях частных и исторических. Программу «Профессия - Репортер» можно назвать творческим полигоном лучших репортеров НТВ.

Телеканал НТВ вещает в России с 1993 года. Это единственный частный канал, который получил статус федерального. Целевая аудитория НТВ - самая молодая среди федеральных каналов. В ее составе преимущественно мужчины. Характерной чертой телеканала является тот факт, что в долевом соотношении НТВ смотрят, как правило, работающие люди с высшим образованием, следовательно, более платежеспособные.

Программное обеспечение телеканала НТВ представляется рядом информационных программ: «Сегодня», «Чрезвычайное происшествие», путем использования большого количества информационно-аналитических программ («Профессия - репортер»), есть также игровые проекты («Своя игра»), развлекательные («Едим дома», «Квартирный вопрос»), немало сериалов и кинофильмов, преимущественно детективного жанра. Программа «Профессия - репортер» за маленькое время снискала уважение широкого круга людей, так как направленность программы позволила завоевать уважение целевой аудитории в которую входят молодые люди 20-30 лет и пожилое население страны.

Сама по себе телекомпания НТВ была создана в 1993 году, а на данный момент НТВ - представляет собой частный российский телеканал, который имеет статус федерального. Аудитория НТВ в России превышает 110 миллионов человек. Помимо территории России, вещание НТВ распространяется на страны СНГ, а также Западную Европу, Ближний Восток, США и Канаду. Каждый сезон на канале появляются новые программы, кинофильмы и сериалы, а также развлекательные проекты.

Одним из основополагающих понятий в телевидении является понятие целевой аудитории, то есть группы людей, на которых так или иначе будет направлена программа - «Профессия репортер».

Целевая аудитория описывается рядом определенных социально-демографических показателей. Например, для телевизионной программы «Профессия репортер» подходит целевая аудитория - мужчины и женщины20-60 лет, которые постоянно сталкиваются с бытовыми проблемами, которые в сюжетах ставятся ребром. Можно выявлять специфические стороны целевой аудитории для определенного репортажа. Какой-то сюжет будет нацелен на молодого зрителя, другой на среднего, третий - на пожилого, и так далее.

Очень важно знать стиль жизни и привычки целевой аудитории. Например, как они проводят свободное время, любят ли спорт, читают ли газеты, как относятся к рекламе. Все это пригодится, когда придется придумывать как рекламировать свой товар, где рекламировать и так далее.

Конечно же, очень важно исследовать целевую аудиторию. Это дает возможность выявить определенную направленность зрителей и определить, какие репортажи будут актуальны для зрителей. Немаловажным процессом является выявление более актуальной тематики, для чего на официальном сайте программы «Профессия репортер» для целевой аудитории был открыт форум, где люди имели возможность написать о своих проблемах и попросить чтобы репортеры провели репортаж по определенной тематике.

Целевую аудиторию и интересные им темы не всегда легко определить, если речь идет о неком новом репортаже и тем более о целой программе. Как правило, для получения более полного и точного представления о потенциальных потребителях и целевой группе важно проводить тематическое исследование. Для этой цели также используют уже готовые информационные базы по тематической ориентации среднестатистического зрителя.

Начиная открытие телевизионной кампании, вначале важно определить "портрет" зрителей программы, которая появится на телеканале. Людям, которые отвечают этому "портрету" и будет адресована программа. Они и есть целевая аудитория.

Когда планируется выпуск телепрограммы, важно определить целевой рейтинг других программ. Так, если целевая аудитория программы «Профессия репортер» - мужчины и женщины, то не важно, что 20 процентов всех жителей смотрели программу, не важно, что всего 5 процентов из них - подростки до 20 лет. Это не главное, ведь целевая аудитория - это мужчины и женщины от 20 и до 60.

Целевая аудитория не может по размеру превышать, чем аудитория "Allpeople" ("Все люди"). Аудитория "Allpeople" является частным случаем целевой аудитории.

Определение целевой аудитории программы «Профессия репортер» включает в себя два этапа:

.Определение процента людей, которые смотрят программу в демографическом разрезе (полу, возрасту, доходу). То есть, кто является зрителем программы - мужчины, женщины и так далее.

.Построение пересечений потребления и предпочтения СМИ, то есть какие СМИ предпочитают потребители данного продукта.

При определении целевой аудитория необходимо следить за тем, чтобы она не была слишком мала, так как присутствие погрешностей в медиа измерениях может сделать результаты оценок недостоверными.

Выводы

Программа «Профессия репортер» с момента ее появления и до сего дня заслужила большое доверие зрителей за счет того, что программа построена по типу репортажа. Именно такие репортажи дают возможность зрителю увидеть, насколько точно описываются в программе те или иные события. Данный вид построения программы рождает в зрителе то зерно доверия, которое так ценится в современном мире, который построен на лжи. Когда программа только появилась на телевидении, ей не предвещали большого будущего.

Большое количество аналитиков и критиков, в том числе сами основатели, которые долго работали на «НТВ» просто не хотели смириться с тем фактом, что основой для программы станут репортажи, которые будут описывать обычную жизнь человека и выявлять проблемы, которые происходят в низших слоях общества, или в какой-либо узконаправленной сфере - например, в отношении некачественного спиртного, некачественной пищи. Во многом препятствием для формирования положительного мнения о программе среди лидеров телеканалов стал тот факт, что за завесой житейских проблем России репортеры будут выявлять несостоятельность нашей власти, а в некоторых случаях и определенного политического лидера, как например в репортажах об определенном районе Москвы, или об определенном объекте, например жилом доме, который находится в ведомости определенного государственного служащего.

Тем не менее зрителям данная программа очень понравилась. С первых лет развития появился сайт в Интернете, где зрители и пользователи Интернета могли оставить запись о том, что их беспокоит и какая ситуация сложилась в их случае.

Заключение

Автором исследования выявлено также, что для получения более полного и точного представления о потенциальных потребителях и целевой группе тематического телерепортажа важно проводить специальное исследование. Для этой цели также используют уже готовые информационные базы по тематической ориентации среднестатистического зрителя;

Тематические репортажи готовятся в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. В дипломной работе было доказано, что тематические репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. На примере журналистской работы сотрудников программы «Профессия - репортёр» был рассмотрен анализ грамотного профессионального альянса авторов.

В заключении исследования хотелось бы отметить, что программа «Профессия - репортер» по-прежнему остается одним из самых интересных, острых и актуальных репортажных циклов в эфире российского телевидения. Обычное подражание или повторение методов и специфики работы этой уникальной команды авторов-журналистов не позволит создать столь грамотный профессиональный альянс. Это огромный кропотливый труд, здесь важным является всё: и композиция, и монтаж, и интервью, и выводы автора. Но самым основным критерием, который отличает репортажи данных авторов является документальность объективность и правдивость информации, - всё, чего так не хватает на российском телевидении. Действительно, журналистов программы «Профессия - репортёр» можно назвать независимыми следователями, которые готовы провести своё собственное независимое расследование.

Вопреки упомянутому в дипломной работе мнению о том, что объективности достичь нереально, так как отбор любых фактов для публикации является процессом субъективным, автор исследования привёл основательные доводы, подтверждая противоположную точку зрения. Кроме того, если не придерживаться объективности, смысл непосредственно существования журналистики как метода ознакомления общественности с реально происходящими вокруг событиями, теряется.

Проанализировано отношение к определению актуальности телерепортажа и выявлены характерные особенности, которые играют немалую роль при определении его типа и уровня.

Автором исследования выявлено также, что для получения более полного и точного представления о потенциальных потребителях и целевой группе тематического телерепортажа важно проводить специальное исследование. Для этой цели также используют уже готовые информационные базы по тематической ориентации среднестатистического зрителя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Справочная и специальная литература

1.Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. - Ростов-на-Дону, 2009.

.Бойко К. Репортаж в газете. М., 1964. С. 11-34.Борецкий Р.А. Начало. К истории ТВ: выпавшее звено или Мое забытое телевидение. - М.: ВК, 2010.

.Большой Энциклопедический Словарь/Словари.ру// slovari.299.ru/enc.php

.Вакуров В.Н., Кохтев H.H., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. -М., 1978.-183 С.

.Валгина Н. С. Теория текста: Уч. пособие.- М., 2003. 278 С.

.Григорян М. Пособие по журналистике. - М.: Права человека, 2007. Из опыта современной российской журналистики. Сборник. - СПб.: СПбГУП, 2008.

.Григорян М. Пособие по журналистике. Справочник. - Права человека. - 2007.

.Гострова Е.В. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние.

.Гострова Е.В. Тенденции в подаче информации в телевизионной информационно-аналитической программе «Намедни»// Журналистика, реклама, связи с общественностью: новые подходы. - Воронеж, 2005.

.Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М., 1963.

.Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996

.Как делать телевидение, 1999 г., учебный проект

.Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005, с. 187.

.Киш Э.Э. Репортажи. М., 1964.

.Кузнецов Г.В журнал Журналист, - М.

.Махарадзе К. Репортаж без микрофона. М.: Олма-Пресс, 2001. - 286с.

.Озеров Н.Н. Репортаж о репортаже. М.: Физкультура и спорт, 1976. -224с.

.Педашенко Н.А. Становление и развитие газетного репортажа. Жанровые особенности. М., 1972.

.Чахирьян Г.П. Изобразительный мир экрана с. 133

.Шум Ю.А. Журналистское расследование: от теории к практике. - М.: Галерия, 2002.

Периодические издания

.Борисова Е.Г. Значение слова и описание ситуации // Вестник Московского Университета. Серия 9. Филология, 1996, № 3. С.37-49.

.Вальраф Г. Нежелательные репортажи. М., 1982. С. 21-29.

.Виллен Жан. Очерки о репортаже. "Журналист". 1970. -№№ 3,4.

.Гострова Е.В. «Эстафета новостей» как прообраз современной информационно-аналитической телепрограммы // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Материалы научно-практической конференции. Москва 2-5 февраля 2005г. - М., 2005.

.Гуревич С.М. Репортаж в газете. - M., 1963. С. 3-32

.Дерябин А. Судный день. Об этике в документальном кино, и не только // Сеанс, № 25/26, 2005.

.Каримова, Р.А. Телевизионный спортивный репортаж как тип текста Текст. / Р.А. Каримова // С любовью к тексту. Уфа : Восточный университет, 2006. - С. 92-95.

.Комболин, Ю.И. Некоторые аспекты информационного обеспечения репортажа Текст. / Ю.И. Комболин // Логос, общество, знак (^исследованию проблемы феноменологии дискурса) / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб.: ООО «Бриг-Экспо», 1997. - С. 32-37.

.Кузнецов Г.В журнал Журналист Телевизионная журналистика, / под ред. Кузнецова Г.В.

.Левкович Е. Интервью с Андреем Лошаком. // Журнал «ОК», №33 (94) 2008.

.Павлова Л.Н. Синтез жанров: Репортаж в очерках В.А. Гиляровского //Средства массовой информации в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. 23 - 24 апр. 1999г. /Отв. ред. В.И. Коньков. СПб., 1999. С. 19.

.Рубинов А. Репортаж еще не написан: где берутся темы. Выступление в школе журналистики и медиаменеджмента Национального Института Прессы.

.Солганик Г.Я. Стиль репортажа. М., Изд. Московского университета, 1970. -С. 10-26.

.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Оазис. - 2007

35.Killenberg G. Pablic Affairs Reporting (Governing the News in the Information Age). N.Y. P.

Интернет-издания

36.Центр экстремальной журналистики (www.cjes.ru <http://www.cjes.ru>)

.Википедия (ru.wikipedia.org <http://ru.wikipedia.org/>)

.Официальный сайт «Первого канала» (www.1tv.ru <http://www.1tv.ru>)

.Официальный сайт канала «RenTV» (www.ren-tv.com <http://www.ren-tv.com>)

.www.5-tv.ru/

.http://chp.ntv.ru/

.http://profrep.ru/

.http://profrep.ru/

.http://profrep.ru/

.http://konkurs.ntv.ru/2007/press/

.<http://konkurs.ntv.ru/2007/press/>

.Уракчеева, Ю. Жанр репортажа в российской и немецкой журналистике. История и современное состояние Электронный ресурс. / Ю. Уракчеева. - http : // www.mediasprut.ru. (10 февр. 2006).

Похожие работы на - Тематический репортаж как жанр на телевидении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!