сочетания при отборе на должности лиц, приглашенных со стороны, и подготовленного персонала организации.
По результатам проведенного в декабре 2008 г. в г.Чите опроса сотрудников «Росгосстрах-Чита» (Приложение 1), за 2008 год к работникам филиала применялись следующие виды морального поощрения: похвала и признание со стороны руководства получили 25% опрошенных, признание со стороны коллектива - 10%, повышение должности - 5%, почетную грамоту получили 15%, у 30% опрошенных имелись другие виды поощрения, не поощрялись лишь 15% опрошенных.
Таким образом, в филиале «Росгосстрах-Чита» необходимо в большей степени внедрять социальные мотивы труда, то есть нематериальные блага в обмен на труд, которые будут направлены не на получение дохода, а на получение морального поощрения, признание не только коллективом, но и руководством, удовлетворение самолюбия, амбиций и т.д.
В условиях рыночной экономики основным средством обеспечения конкурентоспособности организации является высоко квалифицированный персонал. Правильно сформированная кадровая политика должна обеспечить не только управление трудовым коллективом, но и заинтересовать персонал в развитии организации.
Проведенный опрос позволил сделать следующие выводы:
% работников филиала удовлетворены имеющимися возможностями продвижения по службе, это говорит о том, что в организации существует карьерный рост это, несомненно, положительный факт не только для самого работника, но и для руководства, так как у работников появляется стимул для улучшения качества труда. При этом отрицательный ответ дали 15 % опрошенных и 20% затруднили с ответом на данный вопрос.
Опрос показал, что большинство 65% опрошенных считают, что в филиале существует возможность самореализации и саморазвития личности. И лишь 15% считают, что такой возможности нет, как причину, не позволяющую самореализации и саморазвития, отмечают напряженные отношения в коллективе. Таким образом, можно сделать вывод, что руководство филиала делает все возможное для создания условий, которые помогли бы самореализоваться работникам.
Большинство респондентов (55%) считает, что поощрение является наиболее эффективным видом воздействия; 20% - самостоятельность в работе; 15% - пример руководителя и лишь 10% наказание. Таким образом, руководству филиала необходимо повысить свой авторитет для эффективности воздействия на работников коллектива.
Социологический опрос показал, что большая часть работников филиала не заинтересована в процессе принятия решений, безынициативна, что, в свою очередь, влечет за собой слабое внедрение новшеств. Предложения наиболее активных и инициативных работников чаще всего не принимаются во внимание. Таким образом, руководство филиала подавляет инициативу работников, а также психологически «убивает» желание работников искать новые методы улучшения производственного процесса.
Подчиненные следуют указаниям, так как боятся понижения заработной платы и как крайняя мера быть уволенными. В основе этого лежит страх, который ограничивает инициативу, творчество и может даже вести к свертыванию работы. Следовательно, руководству филиала необходимо применять не только принуждение, но и, как показал опрос, поощрение и предоставление работникам большей самостоятельности в работе, что приведет к большей заинтересованности и инициативности работников в труде.
руководству филиала необходимо внедрять коллегиальную систему принятия решений в организации, то есть оно должно выступать и в качестве эксперта, и в качестве «судьи» по всем решаемым вопросам;
прислушиваться к предложениям членов коллектива;
стимулировать персонал не только материально и морально;
более четко формировать принципы проводимой кадровой политики, а также доводить их до сотрудников.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы по всему содержанию курсовой работы.
Принятие управленческих решений - достаточно сложный и ответственный процесс, включающий несколько этапов, занимающий, порой, много времени и требующий создания специальных служб. Так, например, выборочные исследования показывают, что 70 - 80% времени работников аппарата управления расходуется на подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших сверху решений.
Вопросы кадрового обеспечения на предприятии играют значительную роль при разработке управленческих решений. Следовательно, предприятиям необходимо грамотно проводить кадровую политику своего предприятия.
Воспитание творчески мыслящего, инициативного специалиста означает, прежде всего, перестройку кадровой политики. Главная проблема состоит в необходимости рационального использования и повышения эффективности имеющегося научно-кадрового потенциала.
В настоящее время необходимо не просто заполнить штатное расписание, а подобрать его так, чтобы принятый человек работал более эффективно, так как от этого зависит имидж и прибыль организации. Сделать это возможно лишь при условии объективной оценки кандидата, причем не только его квалификации, но что является более важным, его психологической стороны.
Современное состояние образования и наличие элементов кризисных явлений при становлении рыночных отношений предъявляет особые требования к кадровой политике любой организации. В этих условиях необходимо существенно повысить целенаправленность управления кадрами, укрепить трудовую дисциплину, обеспечить внедрение современных методов стимулирования трудовой мотивации, контроль за результативностью и качеством труда, достигнуть более тесного взаимодействия кадровой политики с управлением организации в целом. Модернизация управления должна быть ориентирована на консолидацию потенциала организации, повышение производительности и эффективности труда, как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте.
Определяющим фактором, влияющим на конкурентоспособность, экономический рост и эффективность деятельности, является наличие в организации человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные задачи. Для эффективного управления персоналом организации нуждаются в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры.
Таким образом, одними из основных положений развития кадровой политики организации должны быть: моральные и материальные стимулы; необходимость повышения уровня подготовки кадров на уровне профессионального и высшего образования; создание новых принципов системы повышения квалификации кадров и др.
В данной курсовой работе мы провели оценку кадровой политики на примере конкретного предприятия - «Росгосстрах-Чита» и привели следующие предложения по совершенствованию кадровой политики на данном предприятии:
руководству филиала необходимо внедрять коллегиальную систему принятия решений в организации, то есть оно должно выступать и в качестве эксперта, и в качестве «судьи» по всем решаемым вопросам;
прислушиваться к предложениям членов коллектива;
стимулировать персонал не только материально и морально;
более четко формировать принципы проводимой кадровой политики, а также доводить их до сотрудников.
Цель работы можно считать достигнутой, задачи выполненными. Курсовую работу можно считать законченной.
Список литературы
1.Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: учеб. пособие [Текст] / А.Н. Аверин. - Изд. 2-е. -М.: РАГС, 2005. - 224 с.
.Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов [Текст] / В.В. Адамчук. - М.: ЮНИТИ, 2001.
.Ансофф И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. - М.: Экономика, 2005.
.Антикризисное управление персоналом организации: учеб. пособие [Текст] / А.Н. Митин, А.Э. Федорова, Ю.А. Токарева и др. - СПб.: Питер, 2005. - 272с.
.Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов [Текст] / под. ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 560 с.
.Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х т. - Т. 2: Пер. с фр. [Текст] / И. Бернар, Ж-К. Колли. - М.: Международные отношения, 1999.
.Веснин В.Р. Менеджмент персонала: Учеб. пособие для учащ. сред. спец. учеб. заведений. - 3-е изд. [Текст] / В.Р. Веснин. -М.: Элит-2000, 2003. - 304 с.
.Виханский О.С. Исследование и проектирование управленческих решений: Учебник для вузов [Текст] / О.С. Виханский. - М.: Гардарика., 2004.
.Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений [Текст] / Л.Г. Евланов. - М.: Экономика, 1984.
.Кузнецова Л.А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие [Текст] / Л.А. Кузнецова. - Челябинск; 2001. - 70 с.
.Ларичев О.И. Hаука и искусство пpинятия решений [Текст] / О.И. Ларичев. - М.; 1979.
.Лукичева Л.И. Управление персоналом: Курс лекций. Практ. зад.; учеб. пособие [Текст] / Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина. - 2-е изд. -М.: Омега-Л, 2006. -264с.
.Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное пособие [Текст] / В.М. Мандрица, В.В. Касьянов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 480 с.
.Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие / М-во общ. и проф. образования РФ [Текст] / Е.В. Маслов. -М.: ИНФРА-М, 2003. -312с.
.Мескон М., Альберт М., Франклин Хедоури, Основы менеджмента: Пер. с англ., [Текст] / М. Мескон. - М.:«Дело ЛТД»,1994.
.Планкетт Л. Выработка и принятие управленческих решений [Текст] / Л. Планкетт. - М. 1999.
.Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе [Текст] / Под ред. В.Д. Иванова. - М.: Юристъ, 2004. - 496 с.
.Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник [Текст] / Э.А. Смирнов. - М.; 2000.
.Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов [Текст] / А.А. Томпсон. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ.
.Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента [Текст] / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 2004 - 336 с.
.Управление персоналом на производстве: учеб. пособ. для вузов [Текст] / Под ред. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова. -М.: ЮНИТИ, 2003. - 381с.
.Управление персоналом [Текст] / Под ред. А.П. Егоршина. - Нижний Новгород, 2003.
.Уткин Э.А. Менеджмент. Вопросы и ответы. Пособие для подготовки к экзамену [Текст] / Э.А. Уткин. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. - 256 с.
Приложение 1
Анкета социологического опроса
Анкета работника предприятия
Уважаемый работник «Росгосстрах-Чита»!
Предлагаем Вам принять участие в исследовании, посвященному вопросам изучения формирования трудовых отношений в Вашем трудовом коллективе.
Ваше мнение для нас особенно важно и поможет совершенствованию работы организации. Пожалуйста, внимательно прочтите предложенные вопросы и варианты ответов к ним. Обведите номер того варианта ответа, который совпадает с Вашим мнением, в свободной строке Вы можете написать свой вариант ответа.
Подписывать анкету не нужно, данные исследования будут использоваться в обобщенном виде.
Надеемся на Ваши искренние ответы.
Заранее Вам признательны за помощь в работе по исследованию!
. Сколько лет Вы работаете в своей организации?
. до года
. от года до трех лет
. от трех до пяти лет
. от пяти до десяти лет
. свыше десяти лет
. С каким настроением Вы смотрите в свое будущее?
. уверенность
. оптимизм
. надежда
. без особых надежд и иллюзий
. тревога и неуверенность
. страх и отчаяние
. о будущем не думаю, живу настоящим
. что еще, пожалуйста, напишите _________________________
. Какие проблемы Вас сегодня беспокоят больше всего (можно выбрать 2-3 варианта ответа)?
. материальное положение
. возможность оказаться безработным
. организация досуга
. что еще, пожалуйста, напишите __________________________
. Какие жизненные ценности являются для Вас приоритетными (можно выбрать 2 - 3 варианта ответа)?
. материальное благо
. образование
. любимая работа
. здоровье
. семья
. порядочность
. приносить пользу людям
. какие еще, пожалуйста, напишите _________________________
. Удовлетворены ли Вы своей работой?
. вполне удовлетворен
. не совсем удовлетворен
. неудовлетворен
. затрудняюсь ответить
. Если нет, то почему?
. плохие условия труда
. несправедливая оценка труда
. неблагоприятный социально - психологический климат
. отсутствие профессионального роста
. частые конфликтные ситуации
. что еще, пожалуйста, напишите ___________________________
. Какие отношения складываются в Вашем коллективе?
. деловые
. дружеские
. доброжелательные
. напряженные
. какие еще, пожалуйста, напишите _________________________
. Наблюдается ли в Вашем трудовом коллективе конфликтные ситуации?
. да, довольно часто
. иногда
. нет, не бывает
. затрудняюсь ответить
. Какие основные причины конфликтных ситуаций?
. нерациональное распределение обязанностей
. несправедливая и необъективная оценка труда
. нерациональное использование материальных ресурсов
. низкий уровень культуры в коллективе
. плохие условия труда
. какие еще, пожалуйста, напишите
10.Какой на Ваш взгляд вид власти преобладает на предприятии?
. единоличная
.коллегиальная
.коллективная
.смешанная
. затрудняюсь ответить
11. На Ваш взгляд, что является основными аспектами кадровой политики?
. определение потребности в кадрах
. привлечение кадров
. развитие кадров
. организация информации о кадрах
. что еще, пожалуйста, напишите _____________________________
. Какой тип кадровой политики на Ваш взгляд проводится на предприятии?
62. активная
. пассивная
. реактивная
. превентивная
. затрудняюсь ответить
13. Какие методы в процессе отбора кадров используются на Вашем предприятии?
. изучение личного дела испытуемого
. анкетирование
. тестирование
. собеседование
. что еще, пожалуйста, напишите ________________________
14. Удовлетворяют ли Вас имеющиеся возможности продвижения по службе?
67. да
. нет
. затрудняюсь ответить
. Какие виды оценки деятельности работников применяются на Вашем предприятии?
. косвенные (оценка по качествам, влияющим на достижения результатов)
. что еще, пожалуйста, напишите _________________________
16. Какие виды воздействия на подчиненных Вы считаете наиболее эффективным?
73. наказание
. поощрение
. делегирование полномочий
. самостоятельность в работе
. что еще, пожалуйста, напишите __________________________
17. Как вы считаете, существует ли возможность самореализации и саморазвития личности на предприятии?
78.да
. нет
. затрудняюсь ответить
18. Если «нет», то каковы причины?
81. плохие условия труда
. напряженные отношения в коллективе
.нет заинтересованности
.другое (Ваш вариант ответа)____________________
Расскажите немного о себе
. Ваш пол?
. мужской
. женский
. Ваш возраст?
. до 20 лет
. от 20 до 30 лет
. от 30 до 40 лет
. от 40 до 50 лет
. от 50 до 55 лет
. от 55 до 60 лет
. свыше 60 лет
. Ваше образование?
. среднее
. среднее полное
. среднее специальное
. незаконченное высшее
. высшее
. Ваше семейное положение?
. холост
. женат
. за мужем
. не замужем
. Ваше материальное положение (доход на одного члена семьи)?
. до пяти тысяч рублей
. от пяти до десяти тысяч рублей
. от десяти до пятнадцати тысяч рублей
. свыше пятнадцати тысяч рублей