Психофизиологическая подготовка лётного состава сверхлёгкой авиации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    235,20 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психофизиологическая подготовка лётного состава сверхлёгкой авиации

Министерство образования Российской Федерации

Департамент образования и науки администрации Ханты-Мансийского автономного округа Югра

Сургутский государственный педагогический университет

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики физического воспитания






Психофизиологическая подготовка лётного состава сверхлёгкой авиации













Сургут 2010

Перечень сокращений

1. СЛА имеет два разных значения: «СверхЛёгкая Авиация»; «Сверхлёгкий Летательный Аппарат».

. СВС - сверхлёгкое воздушное судно.

. ЛА - летательный аппарат.

. МД - мотодельтапланы - моторизованные дельтапланы.

. КУЛП - курс учебно-лётной подготовки.

. ППАП СЛА-2004 - Программа подготовки авиационного персонала на Сверхлёгких Летательных Аппаратах, 2004год.

. ГА РФ - гражданская авиация Российской Федерации.

ФП - физическая подготовка.

. ПЛП - предпосылка к летному происшествию.

. ОД - ошибочные действия.

. ОВиПСЧ - оценка временных и пространственных свойств человека.

. ДВС - двигатель внутреннего сгорания.

. КС - координационные способности.

Введение

Актуальность. Современное развитие авиационной техники, увеличение числа совершенных приборов на борту ЛА и другие факторы не только приводят к улучшению условий труда пилотов, но и делают этот труд более интеллектуальным.

В то же время совершенствование техники предъявляет повышенные требования, как к специальным знаниям, так и к физической и психофизиологической подготовке летного состава (Дорогобед B.C. 1991)[16]. Эти требования обусловливаются также и целым рядом неблагоприятных факторов, действующих на организм пилота во время полета (перегрузки, возможная гипоксия, шумы), большим потоком информации, которая поступает в полете, острым дефицитом времени для принятия решения, повышенным нервно-психическим напряжением, связанным с ответственностью за принятие решения. Все это настоятельно требует улучшения подготовки, повышения физических и психофизиологических возможностей летного состава (Мельник С.Г., Шакула А.В., Клюнк А.Д., 1987г)[23]. Большая роль в решении этой проблемы отводится физической подготовке.

Высокий уровень функционирования всех систем организма является важной базой для формирования специальных адаптационных механизмов, обеспечивающих устойчивость организма к неблагоприятным факторам полета, что в значительной степени определяет эффективность летной деятельности. В сложных условиях спортивной борьбы и на занятиях по физической подготовке формируются и совершенствуются многие физические и психофизиологические качества. Разработанные средства и методы проведения занятий по общей и психофизиологической подготовке обеспечивают улучшение физической подготовленности и повышение психофизиологической устойчивости организма к различным факторам полета и видам летной нагрузки [14][30][43][47].

Эта сторона подготовленности характеризуется возможностями функциональных систем организма пилота-спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств - быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости.

Психофизиологическая подготовка является органической частью профессиональной подготовки специалистов сверхлёгкой авиации. Она осуществляется во всех периодах профессиональной и спортивной деятельности. Каждый пилот несет личную ответственность за свою психофизиологическую подготовленность и обязан систематически повышать уровень своей физической тренированности и психологической подготовленности, а также теоретических знаний в области физической подготовки [5].

Цель исследования: Определить влияние специально организованной психофизиологической подготовки пилотов-спортсменов СЛА, на время и качество овладения техникой пилотирования.

Объект исследования: Система подготовки пилотов-спортсменов СЛА. Предмет исследования: Средства и методы психофизиологической подготовки лётного состава СЛА.

Гипотеза исследования: Предполагалось, что целенаправленная психофизиологическая подготовка и контроль за развитием психофизиологических функций позволит значительно повысить качество и эффективность освоения летной учебной программы.

Задачи исследования:

. Обосновать необходимость психофизиологической подготовки пилотов-спортсменов СЛА

. Сформировать комплекс средств и методов психофизиологической подготовки летного состава CЛА

. Определить влияние психофизиологической подготовки на время и качество освоения программного материала летной подготовки.

Практическая значимость: Результаты проведенного исследования могут быть использованы для работы в авиационных спортивных клубах, занимающихся подготовкой пилотов сверхлёгкой авиации. А также для:

отбора детей для занятий авиационными видами спорта;

для индивидуализации подготовки летного состава;

усовершенствование программ психофизиологической подготовки пилотов;

выработке новейших методик обучения лётного мастерства.

Глава I. Обзор литературы по исследуемой проблеме

1.1 Историческая справка

История создания летательных аппаратов тяжелее воздуха берет своё начало во второй половине ХIХ века. Сотни пытливых умов со всего света посвятили свою жизнь созданию различных летательных аппаратов и попыткам воспарить с их помощью над земной твердью, но лишь единицам из них улыбнулась удача. Время донесло до нас имена Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносова, В. Я. Арендта, А. Ф. Можайского, Отто Лилиенталя, Н. Е. Жуковского, братьев Орвиля и Вильбура Райт. Именно с этими людьми связаны важнейшие вехи в истории развития мировой авиации [18][23].

Создание первого аппарата с балансирным управлением (предшественника дельтаплана) связывают с именем ОТТО ЛИЛИЕНТАЛЯ, который в течение двадцати пяти лет, с 1871 до 1896г., изучал полет птиц, строил летательные аппараты и успешно летал на них. (См. рис.1)

Рис.1. Первый аппарат О. Лилиенталя

Братья ОРВИЛЬ и ВИЛЬБУР РАЙТ избрали другой принцип управления: они установили на крылья подвижные плоскости, которые получили название - аэродинамические рули. Дальнейшая моторизация этих ЛА привела к созданию самолёта.

В России глубокие исследования в области аэродинамики проводились в Московском высшем техническом училище под руководством Н.Е.Жуковского.

Вновь ЛА с балансирным управлением появились во второй половине 60-х годов. Толчком к их развитию явилась теоретическая разработка мягкого крыла Френсиса Рогалло.

В середине сороковых годов он вместе со своей женой занимался исследованием свойств воздушных змеев. В 1951 г. на основании этих работ он получает патент на изобретение «змея Рогалло», представлявшего собой крыло треугольной формы[24][34]. (См. рис.2)

Рис.2. «Змей Рогалло»

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) объявило конкурс на лучшее средство приземления космических аппаратов, вернувшихся с орбиты. Ф.М. Рогалло принял в нем участие и победил. Его «змей», переименованный сотрудниками НАСА в «крыло Рогалло», подвергся всесторонним проверкам.

Обратил внимание на «крыло Рогалло» и Пентагон. В течение нескольких лет ряд американских фирм вели испытания, и исследования гибкого крыла по заказам армии и ВМС США. Проведенные исследования показали возможность применения крыла в военных целях. Хотя исследования по применению «крыло Рогалло» в военных целях не привели в то время к практическим результатам, эти работы оказали услугу становлению нового вида спорта. Ведь ни одна фирма, производящая сегодня дельтапланы, не может выделить такие громадные суммы, чтобы досконально изучить свойства гибкого крыла.

Пока на американском континенте велись исследования военно-прикладного значения крыла Рогалло, австралийские воднолыжники первыми разглядели в крыле Рогалло спортивные возможности.

Сделав уменьшенную копию космического крыла, они проверили его летные свойства на песчаных дюнах у океанского побережья. А затем, в 1962 году, стартуя с помощью водных лыж, начали буксировочные полеты за катером.

Такие же буксировочные полеты за катером на змеях различной конфигурации в эти годы проводились и у нас в стране. Красочные снимки смельчаков, несущихся под крылом за катером над водной гладью - Александра Казенова из Саратова, Бориса Данника с Украины и других - появлялись в наших журналах. Увлечение буксировочными полетами скоро уступает место новому спорту - дельтапланеризму. И невольным виновником этого стал Отто Лилиенталь.

Дельтапланерный спорт своё название получил от сходства конструкции с греческой буквой Δ (дельта), это название привилось на всей территории бывшего СССР.

Рис.3. Современный дельтаплан

Время и технический прогресс не стоят на месте, из некогда архаичной и на вид не очень надежной конструкции, дельтаплан превратился в совершенный прибор для планирования.

Уже никого не удивляет тот факт, что на дельтаплане можно пролетать сотни километров и при этом ориентироваться в незнакомой местности при помощи миниатюрных приборов спутниковой навигации. На помощь пилоту приходят и другие электронные приборы, позволяющие определить воздушную скорость, высоту, рассчитать оптимальный сценарий достижения цели, установить связь в воздухе или с землей. Однако не стоит считать, что подобная электронная начинка выключает пилота из цепочки управления аппаратом - она просто помогает, а главным остается человек, который и принимает решения.

1.2 Классификация и подготовка пилотов

Для получения свидетельства пилота сверхлегкого летательного аппарата необходимо:

А) Возраст: -пилоты СЛА-любители - не моложе 16 лет; -пилоты СЛА-спортсмены - не моложе 17 лет; -пилоты СЛА коммерческой авиации - не моложе 17 лет; -пилоты СЛА-инструкторы - не моложе 18 лет; -пилоты СЛА-испытатели - не моложе 18 лет;

В) Профессиональные знания по следующим предметам:

Воздушное право и документы, регламентирующие летную работу:

Практическая аэродинамика и динамика полета:

Навигация.

Авиационная метеорология и обеспечение полетов:

Конструкция и эксплуатация сверхлегких летательных аппаратов:

Основы спортивного права:

Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). -Основы спортивной деятельности: -Методика летного обучения: -Авиационная психология:

С) Опыт:

Служебная категория "Пилот СЛА" присваивается лицам, окончившим полный курс обучения в качестве пилота сверхлегкого летательного аппарата по избранной специальности (квалификации) в летных учебных заведениях, центрах, учебно-спортивных организациях (клубах), подготовленных к учебно-летной работе на СЛА данного класса.

Кандидаты на присвоение категории "Пилот сверхлегкого летательного аппарата" должны иметь налет по квалификации соответственно:

а) Пилот СЛА-любитель: моторные СЛА- общий налет - 22 часа, по маршруту - 4 часа;

б) Пилот СЛА-спортсмен: моторные СЛА- самостоятельный - 50 часов; первый спортивный разряд; 15 маршрутных полетов с дальностью не менее 50км.; 3 - с дальностью не менее 100 км; 30 полетов с площадок вне аэродрома;

в) Пилот СЛА коммерческой авиации: самостоятельный - 50 часов; на обучение авиаспецработам - 15 часов; 10 маршрутных полетов с дальностью не менее 50 км, 2 -с дальностью не менее 75 км; 40 полетов с площадок вне аэродрома;

г) Пилот СЛА-инструктор: моторные СЛА - налет - 60 часов; из них методический и инструкторский - 17 часов; квалификация "Пилот СЛА-спортсмен" или "Пилот СЛА коммерческой авиации" или "Пилот СЛА-любитель" стаж не менее2 года;

д) Пилот СЛА-испытатель (эксперт): моторные СЛА - самостоятельный налет 100 часов; на обучение летным испытаниям СЛА - 20 часов; на облет авиатехники - 15 часов; квалификация "Пилот СЛА -спортсмен ", "Пилот СЛА коммерческой авиации" или "Пилот СЛА-инструктор"; количество освоенных типов СЛА - не менее 4;

Теоретическая подготовка ведется на всем протяжении многолетнего обучения спортсменов - как с группами начинающих, так и со спортсменами высших разрядов. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких специальных знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка интеллектуальной, теоретической подготовки приводит к тому, что спортсмен порой не понимает сути заданий, выполняемых им на тренировочных занятиях. Непонимание порождает пассивность, приводит к механическому повторению упражнений и заданий, что недопустимо в авиационных видах спорта. Отсутствие активности и творческого участия спортсмена в тренировочном процессе нарушает обратную связь в системе «тренер - спортсмен», что в значительной мере снижает эффективность подготовки.

Теоретическая подготовка - это целенаправленный педагогический процесс, направленный на приобретение спортсменами определенных знаний; его цель - повышение их интеллектуально-теоретического уровня и содействие повышению спортивного мастерства.

Содержание теоретической подготовки составляют вопросы общего и специального характера, они раскрываются в программе подготовки по видам спорта и в документах на уровне спорта высших достижений.

Объем и сложность вопросов определяются программами с учетом квалификации спортсменов.

Важно не просто вооружить спортсмена знаниями на лекциях, семинарах, в беседах, а научить оперативно использовать эти знания в тренировочных занятиях и соревнованиях. На тренировочных занятиях надо постоянно увязывать задания и упражнения с определенными теоретическими сведениями, стимулировать, с одной стороны, стремление спортсменов воплощать в практические действия определенные свои выводы и решения, а с другой - осмысливать и анализировать свои действия на тренировочных занятиях и в соревнованиях.

Тренеру принадлежит основная роль в решении задач теоретической подготовки. Он проводит теоретические занятия, а также сообщает теоретические сведения своим воспитанникам в процессе практических занятий. Нет нужды доказывать, что успех теоретической подготовки спортсменов во многом зависит от интеллектуального и теоретического уровня тренера, его профессионализма, общей культуры.

Целями теоретической подготовки при первоначальном прохождении КУЛПа являются:

первоначальное теоретическое обучение пилотов моторных СЛА;

восстановление, углубление ранее изученного материала и изучение новых дисциплин постоянным и переменным составом авиационных организаций на моторных СЛА в процессе совершенствования их подготовки;

освоение и совершенствование теоретических знаний и методических навыков, необходимых для успешного летного обучения и обеспечения безопасности полетов постоянным летным составом авиационных организаций на моторных СЛА.

КУЛП предусматривает обязательное изучение содержащейся в нем  тематики. Указанный объем в часах является минимальным и может быть увеличен в зависимости от качества усвоения материала обучаемыми. Порядок теоретической подготовки различных категорий личного состава по тематике настоящего КУЛПа определяется тематическим планом теоретической подготовки организации (клуба) СЛА, который разрабатывается на год.

При необходимости в тематический план теоретической подготовки может быть дополнительно включена тематика, не предусмотренная КУЛПом. К проведению занятий привлекаются наиболее подготовленные инструкторы, организации, федерации СЛА, а также, по возможности, другие авиационные специалисты. На каждую тему преподавателем должен быть составлен конспект, который утверждается руководителем организации СЛА пли его заместителем. Основные формы проведения занятий: лекция, семинар, практические занятия и тренажи на технике, самостоятельная подготовка. По мере накопления знаний у обучаемых, удельный вес активных форм обучения необходимо увеличивать.

Особое внимание уделять текущему контролю знаний обучаемых и экзаменам. К полетам допускать летный состав, сдавший экзамены по теоретическим дисциплинам с оценкой не ниже "хорошо".

Пилот сверхлегкого летательного аппарата должен пройти общую летную подготовку и получить практический опыт, необходимый для самостоятельного пилотирования СЛА данного класса и эксплуатации его оборудования такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полетов. Для приобретения требуемого уровня летного мастерства курсант проходит подготовку под руководством пилота-инструктора по утвержденной программе. При этом должно быть обеспечено получение курсантом эксплуатационного опыта на уровне требований, предъявляемых к пилоту сверхлегкого летательного аппарата.

1.3 Физиология и психология в авиации

Авиационная физиология изучает реакции организма на воздействие таких факторов полета, как высота, перепады барометрического давления, ускорение, шум, вибрация. Она устанавливает пределы адаптации организма к этим факторам и разрабатывает мероприятия по предотвращению или уменьшению их неблагоприятного воздействия. Подъем на высоту сопровождается снижением общего барометрического давления и парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. Начиная с высоты 2000 м, человек испытывает кислородное голодание, сопровождающееся сложным комплексом физиологических, а в дальнейшем и патологических изменений в организме. Для предупреждения нарушения работоспособности и здоровья членов экипажа, начиная с высоты 2000 м, необходимо увеличивать содержание кислорода во вдыхаемом воздухе.

Исследование влияния на организм человека кислородного голодания проводится в барокамерах. Они широко используются для решения ряда общебиологических и чисто практических проблем, связанных с полетами в разреженной атмосфере, являются средством для испытания индивидуальной переносимости гипоксии летным составом, а также для высотных тренировок организма к условиям кислородного голодания, которое может быть в реальном полете.

В связи с колебаниями внешнего давления в условиях полета могут возникать изменения в газосодержащих полостях тела. Нередко в полете отмечаются высотный метеоризм (главным образом при нарушении предполетного питания) и бароотит в случаях воспалительного процесса в носоглотке и слуховой (евстахиевой) трубе, что может закончиться разрывом барабанной перепонки - баротравмой.

Ускорение - это изменение скорости по величине или направлению в единицу времени. В зависимости от величины, длительности и направления воздействия ускорение оказывает значительное влияние на организм человека.

Термин «ускорение» нередко отождествляется с термином «перегрузка». Однако по смысловому значению они различаются. Ускорение характеризует изменение первоначальной скорости движения тела, а перегрузка - физические изменения, возникающие в теле при сообщении ему ускорения. Измерение перегрузок осуществляется косвенно по величине ускорения, приобретенного телом, или величине «возросшей» массы тела. Перегрузка - векторная величина, имеет направление, противоположное ускорению, и обозначается латинской буквой g со знаком плюс или минус и индексом. При направлении вектора ускорения от ног к голове говорят о положительных, а при направлении от головы к ногам - отрицательных перегрузках. Человек более устойчив к положительным перегрузкам, чем к отрицательным.

Реакция на перегрузки зависит от их величины, градиента нарастания, а также от исходного состояния организма. Поэтому могут возникать как незначительные функциональные сдвиги (ощущение тяжести во всем теле, затруднение движений, ухудшение зрения и др.), так и крайне тяжелые состояния (полная потеря зрения, расстройство функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, потеря сознания).

При катапультировании, в момент грубой посадки самолета, приземления на парашюте и ряде других случаев возникают значительные по величине ускорения (ударные перегрузки). Они могут вызывать не только функциональные, но и органические изменения во внутренних органах, позвоночнике. Для повышения устойчивости к ударным ускорениям используют специальные кресла, приспособленные для фиксации тела летчика (привязные ремни, ограничители смещения конечностей, углубленные заголовники).

Работающие двигатели и турбулентность воздушных потоков являются источниками шума и вибраций, которые оказывают неблагоприятное воздействие на экипаж в полете. Помимо избирательного действия на слуховой анализатор, интенсивный и высокочастотный шум может оказывать вредное воздействие на весь организм, вызывая утомление и снижение работоспособности. С целью профилактики неблагоприятного влияния шума проводится звукоизоляция кабин самолетов, используются шумозащитные костюмы, шлемы, нормируется время работы.

Влияние вибрации (как и шума) на организм определяется частотой колебаний, амплитудой и продолжительностью действия. Чаще встречаются вибрации в диапазоне 30-250 Гц. Механизм возникновения вибрационных расстройств еще окончательно не выяснен. При длительном многократном воздействии на организм вибрация вызывает патологические изменения в мышцах, костно-суставном аппарате конечностей, в позвоночнике.

Поскольку шум и вибрация имеют одинаковую физическую природу, они вызывают сходные изменения в организме. Шум интенсивностью более 125-130 Дб по своим признакам приобретает черты так называемой воздушной вибрации. В таких случаях можно говорить о комплексном воздействии шума и вибрации, которое проявляется симптомами шумовибрационной болезни. Профилактические мероприятия, кроме технических защитных средств (вибропоглощающие материалы), включают нормирование режима труда, ношение специальных поясов и обуви.

Эволюции самолета, связанные с действием аэродинамических факторов при особых состояниях атмосферы (перемещение потоков воздуха, сильный ветер, гроза и др.), вызывающих воздушную качку, приводят к развитию воздушной болезни, или болезни движения. Воздушная болезнь характеризуется комплексом вегетативных расстройств, ухудшением самочувствия и снижением работоспособности. Может протекать в скрытой форме, когда отмечаются незначительные изменения окраски кожного покрова, повышенное потоотделение, тремор пальцев рук, увеличение частоты сердечных сокращений и др. При выраженной форме симптомы укачивания проявляются отчетливо и характеризуются функциональными нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота), сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Предрасположенность к укачиванию зависит от индивидуальной чувствительности вестибулярного аппарата и состояния вегетативной нервной системы. Для предотвращения случаев воздушной болезни, помимо специальных видов активной и пассивной тренировки, вестибулярных тренировок (летный состав), могут быть рекомендованы лекарственные средства, повышающие устойчивость организма.

Авиационная психофизиология изучает физиологические механизмы психической деятельности и закономерности поведенческих реакций у летчиков при пилотировании летательного аппарата и выполнении профессиональных действий, операций.

Опираясь на достижения инженерной психологии, авиационная медицина участвует в разработке проблемы человек-самолет-среда, что способствует эффективности работы экипажа и его надежности в управлении летательным аппаратом. Это достигается прежде всего тем, что при работе конструкторов над системами управления и отображения информации учитываются психофизиологические особенности человека. Для этого проводится детальное изучение структуры профессиональной деятельности летчика, проводится анализ взаимодействия летчика с авиационной техникой, разрабатываются критерии оценки надежности и эффективности летного труда. Практика медицинского обеспечения полетов выдвинула необходимость решения сложной проблемы - создание действенных средств и методов управления функциональным состоянием организма, повышения его психофизиологических возможностей.

Врачебно-летная экспертиза осуществляет динамический медицинский контроль за состоянием здоровья летного состава, что имеет большое значение в обеспечении безопасности полетов. Основной задачей врачебно-летной экспертизы (ВЛЭ) является определение степени годности к летной работе или обучению по состоянию здоровья. Плановое медицинское освидетельствование летного состава осуществляется 1 раз в год амбулаторно или в стационарных условиях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья. На основе данных, полученных в процессе ВЛЭ, анализируют причины частичной или полной дисквалификации летного состава и отчисления курсантов по состоянию здоровья, изучают заболеваемость и разрабатывают лечебно-оздоровительные мероприятия с целью укрепления и сохранения здоровья летчиков, продления их профессионального долголетия.

. Восприятие: наше восприятие не всегда адекватно тому, что мы видим или слышим.

. Мотивация: дает стимул к совершению большинства поступков, определяет поведение человека и способствует поддержанию у него интереса к тем или иным действиям;

. Удовлетворенность работой: получаемое от работы удовлетворение во многом сказывается на ее качестве.

. Эмоции: могут решающим образом предопределить реакцию на сложившиеся обстоятельства.

. Самоуспокоенность: может притупить чувство опасности, обыденность полетов является теми факторами, которые могут привести к самоуспокоенности;

. Самодисциплина: дисциплина является важным элементом организованной деятельности. Особо необходимо обратить внимание на восприятие риска. Человек может совершать действия, создающие угрозу безопасности, в связи с неправильной оценкой степени риска. При выяснении причин неадекватной реакции человека на конкретную ситуацию важно учитывать всю совокупность факторов, которые могли оказать на него воздействие, включая его восприятие и оценку собственного риска. Авиация является одной из тех сфер деятельности, в которых невозможно полностью избежать риска и плата за ошибки весьма высока. Поэтому при принятии решения, связанного с риском, необходимо тщательно взвесить все возможные "за" и "против". Пилотирование воздушного судна является одним из тех случаев, когда чрезмерное самомнение или чувство гордости являются опасными.

Сами по себе нормативные положения, правила и инструкции не способны предотвратить авиационные происшествия, и при отсутствии обеспечения их выполнения остаются практически бесполезными. Последние годы развивается новое научное направление, получившее название «интегральная психофизиология». Традиционная авиационная психология изучает авиатора как личность. Интегральная психофизиология - это новое развивающееся направление, исследующее законы формирования поведения и деятельности человека в нормальных и экстремальных ситуациях в его непосредственном взаимодействии с окружающей средой. В нашем случае мы стремимся понять, как функционирует весьма сложная система «человек - воздушное судно - среда». И тут ни в коем случае нельзя отрывать психологию от физиологии человека. Исследования показывают, что 47% авиационных происшествий связано с сознательным нарушением экипажами летной дисциплины, 31% - с недостаточной психоэмоциональной устойчивостью. Отметим, что 27% этих печальных событий можно было избежать, если бы наш летный состав не страдал психологической безграмотностью (Шакула А.В., Варус В.И., 1989г.)[24]. Существует пять видов психической деятельности человека. Первый мы называем интуитивно-подсознательный. Применительно к пилоту этот тип деятельности характеризует нормальный, будничный полет без каких-либо неожиданностей. Экипаж действует быстро, по сути механически, основываясь на своем прежнем опыте, можно сказать, стереотипно. На привычные эволюции тратится 0,5-1,5 секунды. Все происходит на подсознательном уровне. Но пилот сталкиваетесь с незнакомой ситуацией, тут его психическая деятельность существенно меняется.

Он начинаете размышлять, как поступить. Появляется альтернатива, а значит, он ставит себя перед выбором. Простой пример. Строители выкопали на вашем пути траншею, вы соображаете, перепрыгнуть ее или обойти. У летчика бывает немного посложнее. Скажем, впереди показалась небольшая грозовая туча. Он тоже решает - перепрыгнуть ее или обойти. То есть в оба человека короткое время размышляют, иными словами, переходят к рассудочной психической деятельности. Они начинают вспоминать аналогичные случаи, а на это требуется время и уже не меньше двух и более секунд. Для пешехода - время не играет большой роли. Для пилота это оборачивается запаздыванием управляющих действий. При этом он не воспринимает ситуацию целиком, а лишь отдельные ее фрагменты, обращает внимание только на приоритетные, как ему кажется, показатели. В данном случае на параметры надвигающейся тучи. И при этом не оценивает другие, быть может, не менее значительные. И если времени нет, то происходит переход к совсем иному виду психической деятельности - эмоциональному. Начинается работа в ритме спешки. Рождается стремление выполнить задуманное во что бы то ни стало. Человек «заводится». Это приводит к тому, что действия пилота опережают реальную полетную ситуацию. Он практически отрывается от реальности. Выйти из такого состояния очень трудно до того момента, когда приходит понимание, что допущена грубейшая и непростительная ошибка. В этот момент происходит мгновенный переход к четвертому виду психической деятельности, - рефлекторному. Возникает неупорядоченный образ восприятия происходящего. Человек действует импульсивно. Вся центральная нервная система как бы «взрывается», а где взрыв, там и неуправляемая реакция. Бывает, что такие «взрывы» приводят к правильным решениям, но чаще всего последствия оказываются катастрофическими. Но существует еще и пятый вид психической деятельности, встречающийся крайне редко, - интуитивный-сверхсознательный. И дело тут в физиологии. Названная деятельность характеризуется мгновенной и абсолютно адекватной реакцией психической системы человека на любое изменение. В отчаянном положении человек вдруг начинает работать в оптимальном режиме. Причем работает, не обращаясь к памяти и рассудку. Информация, минуя органы чувств, прямо воздействует на мозг, без посредников. Этот тип психической деятельности требует еще глубокого изучения. Но он существует. Когда говорят, что этот пилот от Бога, то скорее всего он способен именно к такому виду психической деятельности. Пилот, готовясь принять то или иное сомнительное, а то и авантюрное, решение, должен уметь предвидеть возможные последствия не только технического порядка, но и на уровне психологического механизма реализации такого решения. То есть нужно подходить к подготовке летного состава не только со стороны их профессионально-летной деятельности но и необходима профессионально-психологическая подготовка «хозяев неба».

Что же рекомендует интегральная психофизиология для повышения безопасности полетов? На взгляд иследователей, решение проблемы «человеческого фактора» требует принципиально иных подходов. Прежде всего нужно качественно изменить психологическую подготовку летного состава. Сломать пренебрежительное отношение у пилотов к психологии, которое сейчас существует. Пилот должен осознать психологическую опасность своей деятельности, понять, что при каждой аварии действует не случайное стечение обстоятельств, а проявляются еще и законы природы, нарушать которые безнаказанно нельзя.

1.4 Специальная физическая и психофизиологическая подготовка в дельталётном спорте, её методы, цели и задачи

Физическая подготовка является органической частью профессиональной подготовки специалистов сверхлёгкой авиации. Она осуществляется во всех периодах профессиональной и спортивной деятельности. Каждый пилот несет личную ответственность за свою физическую подготовленность и обязан систематически повышать уровень своей физической тренированности и психологической подготовленности, а также теоретических знаний в области физической подготовки.

Таким образом, подготовка функционального состояния летчика - это своего рода оперативная форма поддержания его профессионального здоровья.

Общая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

Вспомогательная подготовленность служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей. Под ней подразумеваются функциональные возможности спортсмена, проявляемые в двигательных действиях, родственных избранному виду спорта, способность организма к перенесению высоких специфических нагрузок, интенсивность протекания процессов восстановления.

Специальная подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

При характеристике различных сторон физической подготовленности, особенно вспомогательной и специальной, учитывают не только абсолютный уровень функциональных возможностей основных систем организма спортсмена и развития физических качеств, но и способность его реализовать имеющийся функциональный потенциал в процессе соревновательной деятельности.

Под методами спортивной тренировки, следует понимать способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности, формируется мировоззрение. В практических целях методы условно подразделяются на три группы: словесные, наглядные и практические. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной подготовки.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными.

Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обусловливают действенность процесса тренировки. К ним, прежде всего, следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов. В спортивной практике, широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты для демонстрации тактических схем, электронные игры-симуляторы.

Практические методы условно могут быть разделены на две основные группы: 1) методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т.е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта; 2) методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.

Идеомоторные, аутогенные методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных чувственных представлений для воздействия на своё психическое и общее состояние, регулирования его и формирование оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений. Отдельные приёмы и методы такого рода давно вошли в практику спорта. Это, в частности, идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением), эмоциональная самонастройка на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога, самоприказы и тому подобные способы самопобуждения и самоорганизации.[19]

Целью физической подготовки специалистов сверхлёгкой авиации является формирование у них психологической готовности к полету, высокой психофизиологической надежности организма в полете и обеспечение лётного долголетия.

Исходя из этого в процессе физической подготовки решаются общие и специальные задачи.

К общим задачам относятся:

·   развитие и совершенствование основных физических качеств (выносливости, быстроты, силы, ловкости);

·   формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков, умения действовать в сложных условиях окружающей среды;

·   воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;

·   привитие навыков гигиены и самоконтроля на занятиях физической подготовкой и спортом.

Специальные задачи физической и психофизиологической подготовки определяются спецификой профессионального обучения, а также периодами и этапами летной подготовки.

Они предусматривают формирование и совершенствование:

·   эмоциональной устойчивости (способности сохранять устойчивость психических процессов и сенсомоторных актов в условиях сильных эмоциональных воздействий);

·   совершенствование качеств внимания (распределения, переключения, сосредоточения, объема);

·   формирование тонкого двигательного чувства, координации движений, способности изменять структуру деятельности в зависимости от поступившей информации;

·   совершенствование вестибулярной устойчивости, пространственной ориентировки;

·   формирование способности прогнозировать развитие ситуаций, определять расстояние и скорость;

·   формирование устойчивости к гиподинамическому режиму деятельности;

Задачами психофизиологической подготовки летного и инструкторского состава являются:

·   преимущественное развитие выносливости, силовой и статистической выносливости;

·   формирование навыков и обучение методам активного отдыха и аутогенной тренировки летного состава после длительного полета;

·   поддержание профессиональной работоспособности с использованием средств физической подготовки и аутогенной тренировки в многочасовых полетах.

Решение общих и специальных задач физической подготовки достигается в процессе проведения учебных занятий, утренней физической зарядки, физкультурных пауз, спортивной работы, индивидуальной физической подготовки.

Анализ структуры и условий деятельности летного состава показывает в целом ряде случаев неизбежность неблагоприятных изменений функционального состояния организма летчика, а следовательно, и снижение надежности системы "человек-машина" несмотря на учет требований эргономики и инженерной психологии, применение средств защиты и оптимизацию методик подготовки летного состава [13]. Указанные изменения являются причиной снижения качества летной деятельности, что выражается увеличением числа предпосылок летных происшествий (ПЛП) и ошибочных действий (ОД), снижением психофизиологической устойчивости к неблагоприятным факторам полета, а также изменением настроенности на летную работу в зависимости от возраста и выслуги лет. Состояние психической сферы при этом характеризуется развитием неполных невротических синдромов, отдельных их компонентов и "трудных" психических состояний. Практика и научные исследования свидетельствуют о необходимости использования в процессе лётной деятельности средств и методов подготовки функционального состояния летчика, включающих различные приемы психологического, физиологического электрофизиологического, и некоторых других видов воздействия [1].

Основные задачи применения средств подготовки функционального состояния летчика в периоды предварительной подготовки к полету или послеполетного восстановления включают: - снижение явлений гиподинамии и утомления; -ускоренное восстановление функционального состояния после значительных физических и психических нагрузок; -регуляцию уровня нервно-психической и мотивационно-волевой активности, создание благоприятного эмоционально-чувственного фона; - оптимизацию адаптационных реакций организма при резком изменении факторов среды и условий деятельности; - формирование и поддержание у летного состава профессионально значимых психофизиологических качеств [5; 6; 7].

Таким образом, подготовка функционального состояния летчика - это своего рода оперативная форма поддержания его профессионального здоровья.

Психофизиологическая подготовка летного состава требует специфических принципов обучения, позволяющих более эффективно организовать процесс формирования психофизиологической надежности организма.

К таким принципам откосятся:

·   принцип строгой регламентации и временного лимитирования осваиваемых действий;

·   принцип дополнительной психофизиологической нагрузки во время основной деятельности;

·   принцип ритмичного возрастания психофизиологической нагрузки;

·   принцип комплексного формирования психофизиологических качеств.

Принцип регламентации и временного лимитирования осваиваемых действий вытекает из сущности и специфики деятельности пилота. Летный труд связан с установленными регламентом, правилами выполнения отдельных операций в единственно верной последовательности. Поэтому важное значение приобретает умение пилота точно выполнять профессиональные действия в жестких временных интервалах в момент ярко выраженного нервного напряжения. Именно такие условия наступают при отказах пилотажно-навигационных приборов и систем летательного аппарата.

Для того чтобы летчик был готов к возможной опасной стрессовой ситуации, необходимо формировать у него высокую эмоциональную устойчивость. В этих целях на занятиях по ФП целесообразно ставить обучаемого в условия, когда ему необходимо запомнить и выполнить сложные по координации и способам исполнения физические упражнения. Порядок их выполнения определяется также подачей зрительного или звукового сигнала.

В процессе обучения необходимо, «поднимать» эмоциональную устойчивость деятельности двумя путями:

1.       постоянно уменьшая время, отводимое на выполнение упражнений;

2.       включая сложные физические упражнения, требующие высокого нервно-психического напряжения.

Необходимо помнить, что лимитированное время на выполнение упражнений должно иметь разумный предел. Сложность же выполняемых действий и их количество должны соответствовать отведенному лимиту времени, и наоборот.

Принцип дополнительной психофизиологической нагрузки во время основной деятельности направлен на развитие резервов организма, и главным образом резервов внимания.

В связи с необходимостью перерабатывать большое количество дополнительной информации, которая поступает в полете (особенно при осложнении условий полета, при отказах систем ЛА), особое значение приобретает развитие резервов внимания.

Принцип дополнительной психофизиологической нагрузки на фоне основной деятельности на занятиях по физической подготовке определяет следующий порядок формирования резервов внимания:

·   выработка навыков в выполнении сложных физических упражнений в нестандартных условиях;

·   выполнение стандартных игровых действий;

·   переработка дополнительной информации, поступающей через зрительный канал (при необходимости);

·   формирование способности перерабатывать информацию, выполнять дополнительное действие только, в случаях наличия «свободного» времени (резерва) не в ущерб основной деятельности;

·   развитие способности перерабатывать дополнительную информацию и выполнять постоянно изменяющееся дополнительное действие.

Принцип ритмичного возрастания психофизиологической нагрузки в педагогическом процессе имеет важное значение для организации психофизиологической подготовки.

Этим принципом предусматривается:

·   чередование психофизиологической нагрузки по объему нервно-психического и физиологического напряжения организма;

·   снижение, сразу же после ее выполнения, высокой психофизиологической нагрузки до уровня ниже оптимального;

·   после выполнения сложного упражнения на занятиях по ФП на тренажерной аппаратуре - отдых в форме деятельности, которую составляют хорошо изученные действия, не требующие напряжения организма;

·   после отдыха (снижение психофизиологических нагрузок) в обязательном порядке возрастание нагрузки.

Увеличение нагрузки должно превосходить предшествующий пик напряженности.

Напряженность психофизиологической нагрузки регулируется объемом материала, новизной, интенсивностью и сложностью выполняемых упражнений.

Таким образом, принцип возрастания психофизиологической нагрузки имеет значение, так как его реализация имеет прямое отношение к расширению адаптационных возможностей организма, что является одной из целей психофизиологической подготовки пилота.

С этой целью на занятиях по специальной физической подготовке следует моделировать условия комплексного проявления психофизиологических качеств на фоне высокой эмоциональной окраски деятельности. Например, после вестибулярного раздражения выполнять точные координированные действия с мячом, при выполнении упражнений принимать дополнительную информацию (в зоне периферического зрения) и в соответствии с ней перестраивать двигательные акты.

Умение быстро адаптироваться в новых условиях, изменять двигательные действия с учетом складывающихся обстоятельств - важное условие, обеспечивающее безопасность полетов.

Комплексное формирование психологических качеств осуществляется также в процессе тренажерной подготовки и летного обучения курсантов на этапе психофизиологической подготовки.

Таким образом, рассмотренные специфические принципы позволяют целенаправленно подойти к содержанию психофизиологической подготовки и методам формирования психофизиологической надежности пилота.

Глава II. Методы и организация исследования

.1 Методы исследования

.        Анализ научной и методической литературы

.        педагогические наблюдения;

.        педагогическое тестирование;

.        анкетирование и экспертный опрос;

.        педагогический эксперимент;

.        аппаратурные методы исследования;

.        методы математической статистики;

организация исследования. Анализ научной и методической литературы Данный метод проводился на протяжении всего исследования, он позволил нам определить направление исследования, разработку, организацию и реализацию программы исследования; анализ, систематизация, обработка полученных результатов. При этом внимание было уделено изучению физических и психофизиологических нагрузок в структуре и содержании учебно-тренировочного процесса учащихся в секции дельталётного спорта. Это связано с тем, что в настоящее время все более пристальное внимание в сфере спортивной тренировке уделяется изучению психических процессов спортсменов, с целью оптимизации их учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности. В первой главе достаточно подробно раскрыта первоначальная подготовка при прохождении курса учебно-лётной подготовки и теоретическим вопросам специальной физической и психофизиологической подготовки.

Педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения проводилось для выявления особенностей организации, содержания и методики отбора спортсменов дельталётчиков. Применение данного метода в комплексе с другими позволяет достаточно объективно оценить динамику изучаемых показателей подготовленности спортсменов.

2.1.1 Педагогическое тестирование

Контрольные упражнения подбирались на основе анализа научно-методической литературы. Составлен комплекс тестов, который позволяет получить информацию о показателях координационных способностей.

При выборе тестов для контроля за координационной подготовленностью пилотов-спортсменов необходимо исходить из теории Н.А. Бернштейна о многоуровневой, иерархической системе управления произвольными движениями, согласно которой в двух классах «телесной» и «предметной» (ручной) ловкости В.И. Лях выделяет существование 16 специальных координационных способностей, которые находятся друг с другом в определённых (более тесных, менее тесных, иногда нейтральных) взаимоотношениях. Эти способности относятся к целостным целенаправленным гомогенным группам двигательных действий, упорядоченным по возрастающей сложности. Это так называемая вертикальная классификация координационных способностей. Кроме того В.И. Лях и другие специалисты различают специфические координационные способности - горизонтальная классификация. Эти способности должны стать предметом нашего исследования.

2.1.2Анкетирование и экспертный опрос

В качестве экспертов были привлечены инструктора-пилоты и пилоты с большим стажем полётов. Для выявления необходимости проведения данного эксперимента использовались (интервью, беседа). Всего опрошено 5 тренеров и 12 квалифицированных спортсменов. Анкетирование проводилось с целью определения влияния координационных способностей, наиболее значимых для специфической деятельности пилотов-дельталётчиков.

Использование метода экспертных оценок важно в изучении такого сложного явления, как способности пилотов. Выбор информативных тестов координационной подготовленности всегда должен согласовываться с определённым критерием. И здесь метод экспертизы может принести несомненную пользу.

2.1.3 Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент является основным методом исследования, он проводился длительное время (1-3 года). Условия в которых он проводился, не отличаются от типичных условий тренировочного процесса. Поэтому в теории и методике физического воспитания такой эксперимент квалифицируется как естественный. Цель педагогического эксперимента состоит в том, чтобы определить эффективность психофизиологической подготовки позволяющей значительно повысить качество и сократить время освоения летной программы спортсменами занимающимися дельталётным спортом. На основании экспертных оценок регистрировались и анализировались показатели, отражающие качество подготовки спортсменов.

2.1.4 Аппаратурные методы исследования

Психо-диагностическая программа «Прогноз» - пространственное восприятие и представление параметров.

Исследователь временных и пространственных свойств человека ИВПС, с помощью которой регистрировалось 12 параметров.

Методы математической статистики. Для объективной интерпретации полученных данных применялись следующие методы:

Вычисление среднего значения по тестированию и сравнительный анализ данных. t-критерий Стьюдента являющийся одним из наиболее простых и объективных способов установления меры связи между факторами. Ранговая корреляция (корреляция рангов), являющаяся одним из наиболее простых и объективных способов установления меры связи между факторами. В целом методика определения коэффициента ранговой корреляции приведена в специальной литературе [25; 26].

2.1.5 Организация исследования

Исследование организованно на базе авиационного спортивно-технического клуба «Дельта», муниципального учреждения «Лянторское управление спортивных сооружений». Проводилось в естественных условиях учебно-тренировочного процесса с 10.05.08г. до 10.02.09г. Участники исследования различного пола и возраста. Количество - 20 учащихся. Участники исследования различного пола и возраста, из них - 6 женского пола, 14 - мужского пола. Возраст - от 15 до 46 лет.

Глава III. Психофизиологическая подготовка лётного состава авиационного спортивно-технического клуба «Дельта»

.1 Исследование психофизиологической подготовленности пилотов сверхлёгкой авиации

Исследование проводилось на базе авиационного спортивно-технического клуба «Дельта», муниципального учреждения «Лянторское управление спортивных сооружений». В исследовании участвовали 20 пилотов-спортсменов различного возраста, от 15 до 46 лет. Стаж занятия данным видом спорта от 1 года до 18 лет. Обследование курсантов проходило в компьютерном классе клуба, с использованием программы «Оценка временных и пространственных свойств человека» созданную на базе НМЦ АНАЛИТИК, Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, прошедшую апробацию во многих исследованиях и зарекомендовавшую себя как эффективное средство диагностики психофизиологического состояния спортсменов. (табл.1)

Данная программа позволяет регистрировать следующие параметры:

1.       Время реакции на свет (с.)

2.       Время реакции на звук (с.)

.        РДО (с.)

.        Время реакции выбора (с.)

.        Теппинг-тест (6 интервалов - количество нажатий)

.        Индивидуальная минута (с.)

.        Величины ошибок, допущенных при узнавании угловой скорости движения объекта.

.        Величины ошибок, допущенных при воспроизведении временного интервала, заполненных световым стимулом.

.        Величины ошибок, допущенных при оценивании отрезков.

.        Величины ошибок, допущенных при отмеривании отрезков.

.        Величины ошибок, допущенных при оценивании углов.

.        Величины ошибок, допущенных при узнавании углов.

Распределение результатов на уровни позволило нам перевести полученные результаты в баллы: низкий уровень - 1 балл; ниже среднего-2 бала; средний -3 бала;

выше среднего- 4 бала; высокий - 5 балов

Дата обследования - 19.09.2008 год

Фамилия, имя, отчество: БАА, муж.

Возраст 17,45 лет

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Таблица 1. НМЦ аналитик оценка временных и пространственных свойств человека

Норма

Параметры

Результаты

Оценка

Балл

0,26-0,33

Время реакции на свет (с.)

0,237

выше среднего

4

0,31-0,37

Время реакции на звук (с.)

0,125

высокая

5

0,14-0,30

РДО (с.)

0,210

средняя

3

0,34-0,45

Время реакции выбора (с.)

0,330

выше среднего

4

54-63

Теппинг-тест (1-ый 10 с. интервал - количество нажатий)

58

средняя

3

54-63

Теппинг-тест (2-ой 10 с. интервал - количество нажатий)

59

средняя

3

54-61

Теппинг-тест (3-ий 10 с. интервал - количество нажатий)

50

низкая

1

52-60

Теппинг-тест (4-ый 10 с. интервал - количество нажатий)

54

средняя

3

51-60

Теппинг-тест (5-ый 10 с. интервал - количество нажатий)

56

средняя

3

51-60

Теппинг-тест (6-ой 10 с. интервал - количество нажатий)

51

ниже среднего

2

48-53,67-71

Индивидуальная минута (с.)

75,5

низкая

1

23-32

Величины ошибок, допущенных при узнавании угловой скорости движения объекта

21,5

высокая

5

40-93

Величины ошибок, допущенных при воспроизведении временного интервала, заполненных световым стимулом

91,3

средняя

3

16-20

Величины ошибок, допущенных при воспроизведении временного интервала, заполненных звуковым стимулом

87,0

низкая

1

7-36

Величины ошибок, допущенных при оценивании отрезков

5,5

высокая

5

10-40

Величины ошибок, допущенных при отмеривании отрезков

24,5

средняя

3

10-28

Величины ошибок, допущенных при оценивании углов

60,5

низкая

1

8-11

Величины ошибок, допущенных при узнавании углов

0,0

высокая

5


Оценивая каждый параметр по пятибалльной системе мы получили суммарные уровни индивидуальной подготовленности каждого курсанта:

-20 - низкий уровень подготовки;

-30 - ниже среднего;

-40 - средний уровень подготовки;

-50 - выше среднего;

-60 - высокий уровень подготовки.

Проведенное психофизиологическое обследование пилотов-спортсменов СЛА показало, что большинство из них имеют высокие и средние показатели развития способностей к оценки временных и пространственных свойств. 15% - имеют высокий уровень психофизиологической готовности (3 человека), 65% - выше-среднего (13 человек) и только 20% средний уровень (4 человека), что можно объяснить естественным отбором. Уровни ниже среднего и низкий в исследовании не наблюдались.

Полученные результаты позволяют сказать, что уровень психофизиологической готовности находится на среднем уровне. Проведенное сравнение с показателями школьников на занимающихся спортом выявило отсутствие достоверного различия. Что и явилось предпосылкой нашего исследования.

3.2 Средства и методы психофизиологической подготовки

Анализ структуры и условий деятельности летного состава показывает в целом ряде случаев неизбежность неблагоприятных изменений функционального состояния организма летчика, а следовательно, и снижение надежности системы "человек-машина", несмотря на учет требований эргономики и инженерной психологии, применение средств защиты и оптимизацию методик подготовки летного состава [13]. Указанные изменения являются причиной снижения качества летной деятельности, что выражается увеличением числа предпосылок летных происшествий (ПЛП) и ошибочных действий (ОД), снижением психофизиологической устойчивости к неблагоприятным факторам полета, а также изменением настроенности на летную работу в зависимости от возраста и выслуги лет. Состояние психической сферы при этом характеризуется развитием неполных невротических синдромов, отдельных их компонентов и "трудных" психических состояний. Практика и научные исследования свидетельствуют о необходимости использования в процессе лётной деятельности средств и методов подготовки функционального состояния летчика, включающих различные приемы психологического, физиологического, электрофизиологического, и некоторых других видов воздействия [1].

На основании выше изложенного нами был разработан комплекс средств и методов позволяющих на наш взгляд значительно повысить уровень психофизиологической подготовленности летного состава клуба. Данный комплекс состоял из упражнений направленных на совершенствование внимания, памяти, вестибулярной устойчивости и т.д.

Средства психофизиологической подготовки:

. Выполнение ранее разученных упражнений после вестибулярной нагрузки: 1) из упора присев, 5-7 кувырков вперед; 2) Передвижение по гимнастическому бревну или скамейке с закрытыми или открытыми глазами. 3) 4-5 переворотов в сторону; 4) Стойка на голове или руках после вестибулярной нагрузки.

. Решение двигательных задач после вращательных упражнений; 1) Вращение в кресле Барани в течении 30сек. - а) Ходьба по прямой линии (5-6м); - в) Ходьба по прямой линии (5-6м) закрытыми глазами;

Вращение в кресле Барани в течении 1-3 минут:

) Вращения в кресле в течении 3-5 минут;

Прыжки верх с поворотом на заданный угол;

) Вращения на месте с максимальной скоростью с последующим ведением баскетбольного мяча огибая препятствия.      

. Развитие реакции, простой и сложной (с использованием компьютерных программ или технических приспособлений):

а) Использование программы «Оценка временных и пространственных свойств человека».

. Развитие зрительной памяти: а) На листе бумаги рисуются разные знаки с произвольным расположением. Учащийся смотрит и запоминает в течении 10 секунд. После этого он должен воспроизвести рисунки. Со временем время фиксации можно сокращать. б) Время фиксации 5-10 сек. Взять 10-15 спичек или других мелких предметов. Разбросать их по столу. Учащийся должен запомнить расположение предметов. В процессе уменьшать время фиксации и изменять количество предметов. Координация - это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач. По точному выражению Бернштейна, координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить виды КС: специальные, специфические и общие.

К специальным КС относятся:

движение тела в пространстве (гимнастика, акробатика);

движения манипулирования в пространстве различными частями тела;

перемещение предметов в пространстве;

баллистические на дальность и силу метания (мяч, диск)

метательные упражнения на меткость (теннис, жонглирование)

нападающие и защитные действия в подвижных играх.

К специфическим КС относятся:

способность к ориентированию - определять и своевременно изменять положение тела и двигаться в нужном направлении;

способность к дифференцированию параметров движения обуславливает высокую точность и экономичность пространственных, силовых и временных параметров движения;

способность к реагированию - позволяет быстро и точно выполнять целое кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал;

способность к согласованию - соединение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации;

способность к равновесию - сохранение устойчивой позы в статике и по ходу выполнения движения;

вестибулярная устойчивость - способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, переворотов. Перечисленные способности специфически проявляются в авиационных видах спорта. Например способность к дифференцированию параметров движения проявляется как чувство воздуха у пилотов. Факторами, определяющими развитие КС, являются:

·        - способность человека к точному анализу движений;

·        - деятельность двигательных анализаторов;

·        - сложность двигательного задания;

·        - смелость и решительность;

·        - возраст;

уровень общей подготовленности. В качестве средств развития КС использовались физические упражнения которые отвечают следующим требованиям:

связаны с преодолением координационных трудностей;

требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных двигательных действий;

являются новыми и необычными для исполнителя и обеспечиваются материально-техническими условиями (лонжи, кресло Барани, лопинги, качели с несколькими плоскостями вращения и т.д.). Широко использовались общеподготовительные координационные упражнения:

1.       Увеличивающие двигательный опыт (упражнения одиночные и парные с мячами, палками, скакалками);

2.       Общеразвивающие упражнения, гимнастические упражнения, прыжки, метания, игры с высокими требованиями к координации движений);

.        С направленностью на отдельные психофизиологические функции (выработка чувства пространства, времени).

Специально-подготовительные упражнения, которые определены спецификой авиационного вида спорта. К ним относятся:

1)      Развивающие и совершенствующие специфические КС: к ориентированию в пространстве, сохранению равновесия, вестибулярной устойчивости, которые имеют важное значение для авиации. Например:

-         Стойка на руках.

-        Стойка на голове.

Передвижение по гимнастическому бревну или скамейке на носках, пятках с различным положением рук.

Передвижение по гимнастическому бревну или скамейке с закрытыми или открытыми глазами после выполнения переворотов или кувырков.

2)      Совершенствующие интеллектуальные процессы (быстрота и качество оперативного мышления, реакции, способность к предвидению изменения ситуации в интервале времени, самостоятельность).

-         Во время бега подаются различные команды;

-        Хлопок в ладони - бег спиной вперед;

Свисток - бег в обратную сторону;

Двойной свисток - передвижение в приседе.

Для сопряженного воздействия на координационные и физические способности применяются сочетания обще- и специально-подготовительных упражнений. Например:

-         метание мяча на заданную дальность правой и левой рукой;

-        чередование бросков в цель мячами разной массы на заданную или максимальную дальность.

         Прыжки вверх с вращениями на максимальное количество градусов или на заданный угол.

         Бег на короткие отрезки с изменением направления движения.

         Циклические упражнения: езда на велосипеде, бег на лыжах коньках.

Из перечисленных выше упражнений были составлены комплексы психофизиологической подготовки, которые использовались в подготовке летного состава как при прохождения теоретического раздела, так и во время летной практики, всего эксперимент длился в течении 8 месяцев 2008-2009 учебного года.

3.3 Влияние психофизиологической подготовленности на время и качество освоения программного материала летной подготовки

На втором этапе исследования, после 8 месяцев целенаправленной психофизиологической подготовки, было проведено итоговое тестирование. Которое показало, что в большинстве тестов произошли достоверно значимые изменения (табл. 2.).

Особенно высокий прирост результатов наблюдается в тестах характеризующих: РДО (с.); Величины ошибок, допущенных при узнавании угловой скорости движения объекта; Время реакции выбора (с.); Величины ошибок, допущенных при оценивании углов; Величины ошибок, допущенных интервала, заполненных звуковым стимулом.

Таблица 2. Сравнительный анализ психофизиологической подготовленности курсантов СЛА в начале и по окончанию эксперимента

Регистрируемые показатели

До эксперимента Х1±m1

После эксперимента Х2±m2

Прирост результатов %

Достоверность различий t; Р

Время реакции на свет (с.)

0,335±0,022

0,304±0,009

9,2 %

Р>0,05

Время реакции на звук (с.)

0,513±0,048

0,416±0,036

23 %

Р<0,05

РДО (с.)

0,275±0,016

0,198±0,008

38 %

Р<0,05

Время реакции выбора (с.)

0,448±0,212

0,331±0,011

35 %

Р<0,05

Теппинг-тест(6 интервалов - количество нажатий)

61±0.235

62,4±0,210

2,2 %

Р>0,05

Индивидуальная минута (с.)

51±1,850

58,77±0,450

13,2 %

Р>0,05

Величины ошибок, допущенных при узнавании угловой скорости движения объекта.

13,755±0,925

9,50±0,500

44,7 %

Р<0,05

Величины ошибок, при воспроизведении интервала, заполненных световым стимулом.

12,615±0,735

9,935±1,035

26,9 %

Р<0,05

 Величины ошибок, допущенных интервала, заполненных звуковым стимулом

46,020±4,115

25,120±2,375

35 %

Р<0,05

Величины ошибок, допущенных при оценивании отрезков

12.375±2,325

9.230±0,710

34 %

Р<0,05

Величины ошибок, допущенных при отмеривании отрезков

22,420±3,810

17,670±2.060

26,8 %

Р<0,05

Величины ошибок, допущенных при оценивании углов.

13,780±2,925

9,465±1,600

45 %

Р<0,05

Величины ошибок, допущенных при узнавании углов (% по модулю)

1,605±0,350

1,180±0,225

36 %

Р<0,05


Для проведения дальнейших исследований были определены основные критерии характеризующие лётно-техническое мастерство:

1.       Посадка на точность с выключенным двигателем

2.       Количество полетов до самостоятельного вылета;

.        Количество вылетов до освоения взлёта;

.        Количество вылетов до освоения посадки;

.        Время допуска к маршрутному полёту.

Описание методики и требования к оценке технического мастерства:

Размечается взлетно-посадочная площадка стандартного размера, 100м х 15м. Передняя часть полосы размечается на пятиметровые зоны и оцениваются в балах. Посадка с выключенным ДВС выполняется с высоты 200-250 метров. Выключив ДВС, пилот выполняет вираж со снижением. Его задача - попасть в зону с максимальными балами.

. Самостоятельный вылет выполняется при овладении техникой взлёта, посадки и простого пилотажа. Курсанты с высокими показателями психофизиологической подготовки вылетают самостоятельно на более ранних сроках, тоесть с меньшим количеством вылетов.

. Овладение техникой взлёта это одна из самых простых задач в подготовке пилотов. Средний показатель освоения взлёта 9-15 вылетов. Сложность: выдержать направление на разбеге.

. Посадка это самая сложная часть полёта. Необходимо очень точно выдержать все параметры на посадочной глиссаде: скорость дельталёта, скорость снижения, прямолинейный путь, удержать створ полосы. При подходе к земле выполнить выравнивание дельталёта на определённой высоте, выдерживая курс гасить скорость, после касания - прямолинейный пробег.

. Маршрутный полёт выполняется при овладении техникой

пилотирования, теоретическими знаниями по штурманской подготовке, навыками работы с авиационной картой, умением визуально ориентироваться на местности.

Анализируя полученные результат можно сказать, что способности к оценке временных и пространственных параметров значительно влияют на качество освоения профессиональных навыков. Спортсмены с высокими показателями быстрее и качественнее осваивают технику пилотирования, проявляют готовность к более сложным занятиям. Также они с большим успехом осваивают теоретические дисциплины. Так для выполнения маршрутных полётов необходимо пройти штурманскую подготовку, что подразумевает умение быстро и правильно произвести математические расчеты, умение работать с авиационной картой и хорошую визуальную память. Выявление уровня взаимосвязи психофизиологической подготовленности с показателями технического мастерства пилотов осуществлялось на основе корреляционного анализа.

Проведенный математико-статистический анализ показал, что большинство регистрируемых параметров имеют высокую и среднюю корреляцию с уровнем технического мастерства, которая находится в пределах от 0,390 до 0,967, что соответствует среднему и высокому уровню взаимосвязи. Наиболее высокий коэффициент обнаружен с такими показателями как: пилот психофизиологический подготовка учебный

.        Количество полетов до самостоятельного вылета.

.        Количество вылетов до освоения взлёта.

.        Посадка на точность с выключенным двигателем.

Таблица 3. Взаимосвязь и влияние уровня развития психофизиологических способностей на летно-техническое мастерство спортсменов

ФИО

Уровень (балы)

Посадка с выкл. ДВС(балы)

Кол. полетов

Взлет Количество вылетов

Посадка Количество вылетов

Маршрут-ный полёт. t-час. налёта

1

ИЕВ

57,5

1000

55

7

36

5

2

СЮВ

55

1000

48

7

34

5

3

ККВ

51,7

900

21

6

_


4

НАВ

49,5

950

52

8

38

6

5

ТАС

46,8

1000

47

10

37


6

ХДА

46,7

900

57

11

43

7

7

ТАД

46,5

800

12

9

_


8

ДАЮ

45,5

850

31

10

_


9

ЧСА

45

900

61

13

45

8

10

ДОВ

44,2

700

14

_

_


11

БАА

42,5

750

68

12

49

12

12

ХОИ

43,2

750

38

12

_


13

ШАВ

43,2

700

80

16

54

18

14

РАВ

43,2

550

62

15

_


15

КАП

40,8

650

58

14

_


16

НСВ

40,8

600

121

14

83

22

17

МТИ

39

450

43

16

_


18

САЛ

38,2

450

120

16

85

18

19

МИГ

33

300

27

18

_


20

МСД

31,5

250

18

16

_



Для подтверждения эффективности предлагаемой программы, было проведено сравнение результатов психофизиологической подготовленности курсантов набора 2008 и 2009 года, а также сравнительный анализ взаимосвязи показателей психофизиологической подготовленности с основными критериями технического мастерства (табл.4-5).

Анализируя полученные результаты, можно сказать, что курсанты экспериментальной группы (2009г.), по всем показателям психофизиологической подготовленности превосходят курсантов набора 2008 года. Особенно значимые различия наблюдаются в результатах: РДО (с.); Время реакции выбора (с.); Величины ошибок, допущенных интервала, заполненных звуковым стимулом; Величины ошибок, при воспроизведении интервала, заполненных световым стимулом; Величины ошибок, допущенных при оценивании углов.

Проведенная оценка взаимосвязи также показала, что у курсантов экспериментальной группы обнаружена более тесная взаимосвязь психофизиологической подготовленности с уровнем технического мастерства, что подтверждает нашу гипотезу о том, что целенаправленная психофизиологическая подготовка значительно повысит качество и эффективность освоения летной учебной программы.

Таблица 4. Сравнительный анализ психофизиологической подготовленности курсантов СЛА курсантов 2008 и 2009 года

Регистрируемые показатели

Курсанты набора 2008 г. Х1±m1

Курсанты набора 2009 г. Х2±m2

Разница результатов %

Достоверность различий t; Р

Время реакции на свет (с.)

0,310±0,022

0,304±0,009

2 %

Р>0,05

Время реакции на звук (с.)

0,457±0,048

 0,416±0,036

9,8 %

Р<0,05

РДО (с.)

0,245±0,016

0,198±0,008

23,7 %

Р<0,05

Время реакции выбора (с.)

0,378±0,212

0,331±0,011

14,1 %

Р<0,05

Теппинг-тест(6 интервалов - количество нажатий)

59,6±0.235

62,4±0,210

4,5 %

Р>0,05

Индивидуальная минута (с.)

55±1,850

58,77±0,450

6,4 %

Р>0,05

Величины ошибок, допущенных при узнавании угловой скорости движения объекта.

9,75±0,925

9,50±0,500

2,6 %

Р>0,05

Величины ошибок, при воспроизведении интервала, заполненных световым стимулом.

10,615±0,735

9,935±1,035

6,8 %

Р>0,05

 Величины ошибок, допущенных интервала, заполненных звуковым стимулом

31,020±4,115

25,120±2,375

23,4 %

Р<0,05

Величины ошибок, допущенных при оценивании отрезков

9.230±0,710

3,7 %

Р>0,05

Величины ошибок, допущенных при отмеривании отрезков

18,420±3,810

17,670±2.060

4,2 %

Р>0,05

Величины ошибок, допущенных при оценивании углов.

11,780±2,925

9,465±1,600

24,4 %

Р<0,05

Величины ошибок, допущенных при узнавании углов (% по модулю)

1,205±0,350

1,180±0,225

2,1 %

Р>0,05


Таблица 5. Взаимосвязь показателей психофизиологической подготовленности с уровнем технического мастерства курсантов 2008 и 2009 года

Критерии оценки технического мастерства

Уровень Психофизиологической Подготовленности (курсантов 2008 г.)

Уровень Психофизиологической Подготовленности (курсантов 2009 г.)

Количество полетов до самостоятельного вылета.

0,785

0,967

Овладение техникой взлёта

0,823

0,931

Овладение техникой посадки

0,436

0,495

Посадка на точность с выключенным двигателем

0.875

0,911

Время допуска к маршрутному полёту

0,320

0,390


Выводы

. Проведенный анализ инструктивных материалов, специальной научно-методической литературы позволил осознать необходимость психофизиологической подготовки пилотов-спортсменов сверхлёгкой авиации. Совершенствование техники предъявляет повышенные требования, как к знаниям, так и к физической и психофизиологической подготовленности летного состава. Эти требования обусловливаются также и целым рядом неблагоприятных факторов, действующих на организм пилота во время полета (перегрузки, гипоксия, шумы), большим потоком информации, которая поступает в полете, острым дефицитом времени, повышенным нервно-психическим напряжением, связанным с ответственностью за принятие решения. Все это настоятельно требует улучшения подготовки, повышения физических и психофизиологических возможностей летного состава. Таким образом, подготовка и диагностика функционального состояния летчика - это своего рода оперативная форма поддержания его профессионального здоровья.

. Проведенный педагогический эксперимент показал, что в качестве средств и методов психофизиологической подготовки необходимо использовать как обще подготовительные упражнения, так и специально подготовительные. При этом достигаются положительные результаты целенаправленной психофизиологической подготовки пилотов, что значительно повышает качество и эффективность освоения курса учебно-летной подготовки.

. Проведенное психофизиологическое обследование пилотов-спортсменов сверхлёгкой авиации показало, что большинство из них имеют высокие и средние показатели развития способностей к оценки временных и пространственных свойств. 15% - имеют высокий уровень психофизиологической готовности (3 человека), 65% - выше-среднего (13 человек) и только 20% средний уровень (4 человека), что можно объяснить естественным отбором. Таких учащихся, по их желанию, необходимо переориентировать на другие специальности: штурман, оператор, техник по обслуживанию сверхлёгкой авиации . Уровни ниже среднего и низкий в исследовании не наблюдались.

. Проведенное итоговое тестирование показало значительный прирост в показателях психофизиологической готовности летного состава, особенно значимые различия, наблюдаются в показателях: РДО (с.); Величины ошибок, допущенных при узнавании угловой скорости движения объекта; Время реакции выбора (с.); Величины ошибок, допущенных при оценивании углов; Величины ошибок, допущенных интервала, заполненных звуковым стимулом.

. Проведенный педагогический эксперимент показал, что коэффициент взаимосвязи показателей психофизиологической готовности с критериями оценки технической подготовленности находится в пределах 0,390 - 0,967, что соответствует высокому уровню взаимосвязи. Это позволяет сказать, что пилоты-спортсмены с высокими показателями психофизиологической готовности значительно опережают коллег спортсменов по времени и качеству освоение техники пилотирования. Они быстрее и качественнее осваивают технику пилотирования, проявляют готовность к выполнению более сложных заданий.

Литература

1.   Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. - M.: Наука, 1973. - С. 5-75.

2.       Архивные данные Авиационного спортивно-технического клуба

a.   «Дельта», г.Лянтор.

3.   Аржанников Н.С., Мальцев В.Н., «Аэродинамика», Оборонгиз, Москва, 1956г.

Бодров В.Л. // Профессиональное здоровье летчиков и летное долголетие. - М., 1989. - С. 50-59.

Бугров С.Л., Лапаев Э.В., Пономаренко В.А., Ступаков Г.П. // Воен.- мед. журн., 1993. - № 1. - С. 61- 64. 14.

.     Верлина И.Н. Структура микроциклов, направленная на развитие выносливости гребцов на байдарках 14-15 лет в годичном цикле подготовки: дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Верлина. - 1997. - 109 с.

5.       Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176

.        Власов Н.Г. Развитие специальной выносливости квалифицированных лыжников-гонщиков на основе предельных мышечных нагрузок, выполняемых повторным методом в годичном цикле подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Н.Г. Власов. - 1998. - 187 с.

.        Гимазов Р.М., «Спортивная метрология».

.        Гандер Д.В. Психолого-педагогические проблемы обучения лётчиков. Вестник МАКЧАК - М., 1998. - №1. - С.34-36.

.        Горелов А.А., Макаров Р.Н., Марищук В.Л., Стрелец В.Г. Физическая подготовка летного состава военной авиации. Ретроспективный анализ. Вестник МНАПЧАК - М., 2003. -№1(10) - С.17-21.

.        Голомазов С.В. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий: дис. ... д-ра пед. наук / С.В. Голомазов. - М., 1996. - 327 с.

.        Горелов А.А., Макаров Р.Н., Марищук В.Л., Стрелец В.Г. Физическая подготовка летного состава военной авиации // Вестник МНАПЧАК № 1 (10). - 2003. - С. 17 - 42.

.        Двоенко С.В. Особенности физической подготовки на этапе, предшествующем летному обучению курсантов военного авиационного института: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Двоенко. - М., 2001. - 142 с.

Дорогобед B.C. Профессиональное долголетие летного состава. Саратов: ВМедФ, 1991.

.     Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука. 1986 г.

14.     Береговой Г.Т.. Завалова Н.Д.. Ломов Б.Ф.. Пономаренко В.А.

.        Клименко А.П.; Никитин И.В., «МОТОДЕЛЬТАПЛАНЫ- проектирование и теория полёта», Москва, «ПАТРИОТ»1992г.

.        Козьмина В.В. и Кротова И.В., «Дельтапланы», Издательство ДОСААФ СССР, 1989 г.

.        Кабачков, В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: дис. ... д-ра пед наук / В.А. Кабачков. - М., 1996. - С.15.

.        Лакин, Г.Ф. Биометрия: учеб. пособие для биол. спец. вузов / Г.Ф. Лакин. - М.: Высш. шк., 1973. - 343 с.

Мельник С.Г., Шакула A.В.. // Воен.-мед. журн., 1984.- № 11.- С.41- 44. 7.

Методическое пособие, под ред. В.А.Жеглова, «Учись летать на дельтаплане», Москва-1983, ДОСААФ.

«Мотодельтаплан, компоновка и схемы», Моделист-конструктор №8 с.3-5, 1987г.

Методическое пособие под редакцией А.Н. Збродова, «Руководство пилотам СЛА», «Полиграфкнига»,1990г., перевод с французского.

.     Магаллон Ролан, «Учебник инструктора СЛА», перевод с французского, «Поиск»-1992г.

Методическое пособие, «Руководство по организации и проведению теоретического и лётного обучения в авиационных организациях РОСТО», Авиационное управление, Москва - 1994г.

.     Макаров Р.Н., Нидзий Н.А., Шишкин Ж.К. Психологические основы дидактики летного обучения: Учебник. - М.: МАКЧАК, 2000. - 534 с.

21.     Макаров Р.Н., Евдокимов В.И., Щербина Ю.В. и др. Психодиагностика и коррекция профессионального здоровья операторов особо сложных систем управления: Учебное пособие. - М.: МАКЧАК, 2000. - 237 с.

.        Макаров Р.Н. Методические рекомендации по физической и психофизиологической подготовке летного и курсантского состава гражданской авиации: Учебное пособие. - М.: Воздушный транспорт, 1988. - 344 с.

.        Мельник С.Г., Шакула А.В., Клюнк А.Д. Средства и методы управления психофизиологическими резервами летчика в восстановительном центре // Актуальные вопросы реабилитации лиц летного и диспетчерского состава: Тез. докл. науч.-практич. конф. - Кировоград, 1987. - С. 15-17.

.        Набатникова, М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набатникова. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

.        Немцев, О.Б. Биомеханические основы точности движений: монография / О.Б. Немцев. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. - 187 с.

.        Портал «СЛА.РУ - СверхЛёгкая авиация в России».

.        Психологическая нагрузка летного состава. - М., 1990.

.        Психофизиологическая подготовка летного состава. - М.-Л., 1989

.        Попов Ф.И., Маракушин А.И. Успешность первоначального летного обучения в зависимости от уровня развития физических, психических качеств и функционального состояния курсантов-вертолетчиков. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2004. - С. 221 - 226. «Программа подготовки авиационного персонала на СЛА - 2004», Москва, ОФ СЛА России, 2004г.

.        Бодров А.В., «Психология профессиональной деятельности», Институт психологии РАН. Москва-2006.

.        Семикоп А.Ф., «Основы теории и методики спортивной тренировки», учебно-методическое пособие, Гомель-1993.

.        Смирнов Ю. , «Спортивная метрология».

Самтер Я.Ф., «Теория и практика врачебно-летной экспертизы в ГВФ», Монография, Москва-1944 г.

.     Садовски, Е. Теоретико-методические основы тренировки и контроля координационных способностей в восточных единоборствах (На примере тхэквондо и кикбоксинга): дис. ... д-ра пед. наук / Е. Садовски. - Варшава, 2000. - 472 с.

34.     Толстов, А.В. Средства и методы специальной физической подготовки летчиков истребительной авиации на основе модельных характеристик физического состояния с целью повышения устойчивости к пилотажным перегрузкам: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Толстов. - М., 2000. - 130 с.

.        Учебная программа «Программа подготовки авиационного персонала на СЛА - 2004», Москва, ОФ СЛА России, 2004г.

Учебное пособие под редакцией Ю.Д. Железняка, «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», Москва-2002.

.     Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., «Теория и методика физического

воспитания и спорта», учебное пособие для высш.учеб.заведений, «Академия» - 2000.

.     «Физическая подготовка как важное средство становления специалиста гражданской авиации». А.А. Нужный.

38.     Шмитц Ф.В., «Аэродинамика малых скоростей», 1963г. ДОСААФ.

Шакула А.В., Варус В.И. Методы ускоренного восстановления работоспособности оператора в процессе профессиональной деятельности // Проблемы нейрокибернетики: Материалы 9 Всесоюз. конф. - Ростов-на-Дону, 1989. - С. 169-170.

.     Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. Под ред. Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова. М.: Наука. 1978.303 с.

40.     Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.

Похожие работы на - Психофизиологическая подготовка лётного состава сверхлёгкой авиации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!