Социальная работа с инвалидами в современной России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,62 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная работа с инвалидами в современной России













КУРСОВАЯ РАБОТА

Социальная работа с инвалидами в современной России

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

.1 Понятие "лицо с ограниченными возможностями","инвалидность", ее виды и группы

.2 Нормативно-правовая база социальной работы с инвалидами

ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

.1 Соц.обслуживание - как приоритетная технология социальной работы с инвалидами

.2 Реабилитация и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инвалидности и социальной защиты инвалидов одна из важнейших социальных проблем в нашей стране. С настоящее время социальная политика в отношении инвалидов направлена на их реабилитацию и интеграцию в общество. Она принципиально отличается от прежней, которая рассматривала инвалидов как пассивных потребителей материальных благ и была направлена на их изоляцию от общества. Крутой поворот государственной политики в отношении инвалидов произошел с 1995 г., после принятия закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Этим законом положено начало реального создания инвалидам равных возможностей во всех областях жизни и восстановление их социального статуса путем эффективной комплексной реабилитации.

Государство, обеспечивая социальную защищенность лиц с ограниченными возможностями, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидам прав на охране здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности гораздо выше. В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности. Около2/3 опрошенных в ходе проведения исследований ЦИЭТИНа инвалидов утверждали, что ощущают пренебрежение по отношению к ним, хотя 65 % респондентов положительно относятся к интеграции в общество. У большинства членов здоровой части общества идея интеграции инвалидов в их среду вроде бы не вызывает неприятия (открыто против этого высказались только 6 %), но насколько это отражает реальное положение дел, судить трудно.

Наиболее актуальными задачами социальной работы с инвалидами являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих лицам с ограниченными возможностями вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

В настоящее время численность инвалидов в нашей стране достаточно велика. Прогнозы ее роста содержат разрозненные сведения. Общее число инвалидов в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2000 г. составило 8,2 млн.человек, или5,4 % всего населения. К 2001 г. эта цифра возросла до 8,9 млн. человек, а в начале 2003 г.достигла 9,6 млн. человек.

Особенно тревожно выглядит рост численности детей-инвалидов. Так, по статистическим данным Министерства труда и социального развития РФ, в 2001 г. социальные пенсии получали 344 тыс.детей-инвалидов. В начале 2003 г. их число составило 540 тыс. К категории официально-зарегистрированных органами социальной защиты населения детей-инвалидов, которые находятся на полном государственном обеспечении (83тыс.) и обучаются в школах интернатах для детей с умственными недостатками и во вспомогательных школах (470 тыс.).

Приведенные статистические данные позволяют сделать вывод об актуальности дальнейшего развития и совершенствования социальной работы с инвалидами.

На протяжении последних двадцати лет наблюдается особая заинтересованность проблемами инвалидов со стороны международных организаций. 1981 год был объявлен Международным годом инвалидов. Одним из его итогов стала всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 г. Период с 1983 по 1992 г. вошел в историю как десятилетие инвалидов Организации Объединенных Наций.

В соответствии со ст.7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, одна из задач которого состоит в обеспечении государственной поддержки инвалидов, что осуществляется в том числе и путем установления государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

.1 Понятие "лицо с ограниченными возможностями", "инвалидность", ее виды и группы

Основная цель любого экономически и социально развитого общества - это обеспечение определенного уровня качества жизни населения. Качество жизни группа экспертов ВОЗ определила как способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей физической среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения [12, c.59].

Отправная цель социальной работы- это изучение социальных потребностей различных категорий населения. Конечная задача - представительство и защита интересов людей, не способных самостоятельно обеспечить себе существование, причем, основное усилие направлено на обретение самостоятельности лица с ограниченными возможностями в решении своих проблем. Мировая практика социальной работы показывает, что главное в ней - стимулирование инициативы, творчества, создание для нуждающихся таких условий, в которых они могли бы найти выход из затруднительного положения, с соц.помощью смогли бы обрести способность самостоятельно обеспечивать свои потребности. Создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения - концептуальная цель социальной работы. Среди лиц, не способных самостоятельно обеспечить себе существование, наиболее многочисленный контингент инвалидов.

"Инвалид, - говорится в Законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Из определение следует, что все инвалиды нуждаются в социальной защите, однако объем, характер мероприятий и сроки их предоставления определяются конкретно для каждого индивидуума и имеют существенные особенности у разных контингентов больных.

Социальная защита инвалидов включает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [7, c.8].

"Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации".

Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам [24, c.11].

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как "ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества". Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью [25,c.28].

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

Предлагаем рассмотреть критерии определения групп инвалидности.

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

способности к самообслуживанию третьей степени (неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц);

способности к передвижению третьей степени (неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц);

способности к ориентации третьей степени (неспособность к ориентации (дезориентация);

способность к общению третьей степени (неспособность к общению);

способности контроля за своим поведением третьей степени (неспособность контролировать свое поведение).

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

способности к самообслуживанию второй степени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощи других лиц);

способности к передвижению второй степени (способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц);

способность к трудовой деятельности третьей, второй степеней (неспособность к трудовой деятельности, способность к трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц);

способность к обучению третьей, второй степеней (неспособность к обучению, способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях);

способность к ориентации второй степени (способность к ориентации, требующая помощь других лиц);

способность к общению второй степени (способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц);

способность контроля за своим поведением второй степени (способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц).

Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительным или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

способности к самообслуживанию первой степени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств);

способности к передвижению первой степени (способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния);

способности к обучению первой степени (способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала));

способности к трудовой деятельности первой степени (способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии);

способности к ориентации первой степени (способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств);

способности к общению первой степени (способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации).

Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности [7, c.79].

Рассмотрим подробнее критерии установления инвалидности без срока переосвидетельствования.

Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством [7, c.81].

Вместе с группой инвалидности больному определяется причина инвалидности, от которой во многом зависит уровень социальной защищенности инвалида (размер пенсии, льготы, компенсации). При определении причин инвалидности большое значение имеют юридические факторы, т.е. те документы, которые послужили основанием для установления определенной причин инвалидности. БМСЭ устанавливает следующие причины инвалидности:

инвалидность вследствие общего заболевания;

инвалидность с детства;

инвалидность в результате трудового увечья;

инвалидность от профессионального заболевания;

причина инвалидности у бывших военнослужащих;

причинная связь инвалидности с последствиями радиационных воздействий. [7, c.85]

Алгоритм работы по социальной защите инвалидов включает в первую очередь диагностику социальных и личностных проблем. Источником социальных и личностных проблем инвалидов является ограничение их жизнедеятельности вследствие заболеваний, травм, дефектов базируется на компенсации последствий болезни, которая получила развитие в Международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (пересмотр 1989 г.) [7, c.8].

.2 Нормативно-правовая база социальной работы с инвалидами

инвалидность социальный обслуживание реабилитация

В последние 30 лет в мире активно разрабатываются подходы к решению проблем инвалидности. На международном уровне эта работа ведется Комиссией по правам человека и Комиссией социального развития ООН.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что социальную работу с лицами, имеющими инвалидность, необходимо осуществлять на основе и с учетов нормативно-правовой базы документов мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.), законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, законов и подзаконных актов ССР, РСФСР и Российской Федерации [25, c.213].

К основополагающим документам мирового сообщества относятся Всемирная декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация социального прогресса и развития (1969 г.), Декларация о правах инвалидов (1971 г.), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.), Конвенция о Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.), программа действий в защиту инвалидов и др.

Общей основой и руководством для принятия мер в национальном и международном плане в области защиты прав инвалидов, предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей 9 декабря 1971 г.

Согласно этой Декларации инвалид -это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей.

В соответствии с Декларацией инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства; несмотря на происхождение, характер и серьезность увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, т.е. в первую очередь право на удовлетворительную жизнь, которая должна быть как можно более нормальной и полнокровной [25, c.214].

В целях привлечения внимания мировой общественности к проблемам инвалидности и изучения потенциальных возможностей этой группы населения, а также изучения возможностей наиболее полно реализовать вклад инвалидов в процесс развития с 1983 по 1992 гг. проводилось Международное десятилетие инвалидов Организации Объединенных Наций. По решению ООН 3 декабря считается Международным днем инвалидов.

В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г., Закон Российской Федерации "О защите инвалидов в Российской Федерации" от 20 июля 1995 г., Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным советом Российской Федерации 22 июля 1993 г., Указы Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" и "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" от 2 октября 1992 г., постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" от 5 апреля1993 г. и др. [25, c.215].

Основным является Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который был принят в 1995г. Впервые целью государственной политики объявлено не только социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод. В законе даны принципиально новые значения основных понятий: "инвалид", ""реабилитация", "социальная защита инвалидов", обозначена компетенция федеральных и региональных органов власти в решении этих вопросов, определена ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности. Законодательно закреплено создание специальных институтов - государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов. На них возложены функции оценки ограничений жизнедеятельности, разработки и проведения реабилитационных мероприятий, восстановление социального статуса инвалида, его материальной независимости [17, c.47].

Нормативно-правовая база определяет порядок признания человека инвалидом; утверждено соответствующее Положение об этом. В основу определения инвалидности заложены принципиально новые критерии, характеризующие не утрату способности к труду в обычных условиях, а нарушения жизнедеятельности человека.

Совместным постановлением Минтруда и Минздрава России утверждены классификация и временные критерии, используемые при медико-социальной экспертизе.

Минтрудом России разработаны документы "О соблюдении законодательства по медико-социальной экспертизе при свидетельствовании военнослужащих", "О порядке освидетельствования граждан, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации", "Об утверждении формы направления детей до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы" [16, c.39].

Государство законодательно определило меры эффективного медицинского обслуживания инвалидов. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены целевые программы ранней диагностики заболеваний, ведущих к инвалидности, а также методы их лечения и профилактики тяжелых осложнений (сахарного диабета, туберкулеза и т.д.) Государство гарантирует оказание инвалидам квалифицированной медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок показания всех видов медицинской помощи инвалидам определен рядом нормативных актов Правительства РФ [22, c.21].

Определенные шаги сделаны для создания нормативно-правовой базы в области реабилитации инвалидов. В законе "О социальной защите инвалидов в РФ" глава 3-яполностью посвящена вопросам реабилитации инвалидов, содержит понятия основных аспектов реабилитации, федеральной базовой и индивидуальной программ реабилитации.

В развитие закона изданы распоряжение Правительства Российской Федерации "О государственной службе реабилитации инвалидов", постановление Минтруда "Об утверждении примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида", совместное постановление Минтруда, Минздрава и Минобразования России "Об утверждении примерного положения о реабилитационном учреждении". На основе этих нормативных документов формируется реабилитационная инфраструктура [17, c.48].

Одно из направлений реабилитации инвалидов Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" рассматривает формирование доступной для них среды жизнедеятельности. Ст.15 и 16 Закона содержат положения об обязанности органов и организаций независимо от организационно-правовых форм собственности обеспечить свободный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственное пользование общественным транспортом, средствами связи и информации.

Одно из основных прав, гарантированных инвалидам в России, - право на образование. Оно установлено ст.18 и 19 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Законом "Об образовании", касающихся воспитания и обучения детей-инвалидов и образования взрослых. В соответствии с этими законами детям-инвалидам обеспечивается дошкольное, внешкольное воспитание, получение общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Однако несмотря на определенные прогрессивные изменения в сфере образования инвалидов, для реализации этого права еще не в полной мере созданы условия. Так, нередко ребенок-инвалид с детства изолирован от общества, что сужает его возможность получить образование. Учреждения общего образования, в которых инвалиды могли бы учиться на равных со здоровыми людьми, практически отсутствуют. Обучение в специализированных образовательных учреждениях ведется в условиях общения инвалидов преимущественно друг с другом и затрудняет их интеграцию в общество [17, c.49].

Создание условий для получения максимально доступного инвалидам образования, отвечающего их специфическим потребностям, вырастает в общегосударственную проблему.

Неотъемлемое общечеловеческое право инвалида - право на труд, несмотря на ограниченную трудоспособность. Право на гарантировано Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст.20-24) и Законом "О занятости населения в Российской Федерации". Они не только декларируют это право, но и предусматривают механизмы его реализации.

В качестве специальных мероприятий, способствующих трудоустройству, законодательно определена льготная финансово-кредитная политика в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, устанавливается квота для приема на работу лиц с ограниченными возможностями [17, c.49].

В организациях, резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для инвалидов, стимулируется создание дополнительных рабочих мест и оптимальных условий труда, условий для предпринимательской деятельности и т.д.

До сих пор основная форма трудоустройства инвалидов в нашей стране - "спецпредприятия". Их около полутора тысяч на 240 тысяч рабочих мест. Однако лишь 32 % рабочих мест на них занято инвалидами [10, c.101].

Работа по развитию законодательства в сфере занятости инвалидов продолжается. Все больший акцент делается не на формальное предоставление любого рабочего места, а на профессиональную реабилитацию, после чего инвалид становится полноценным работником, а его профессиональная деятельность более эффективной. В ряде регионов страны успешно функционируют центры профессиональной реабилитации инвалидов, положительный опыт деятельности которых целесообразно распространить по России [10, c.105].

В российском законодательстве также предусмотрена и ответственность за нарушение прав и свобод инвалидов как гражданскими, так и должностными лицами.

Правовая база соц.защиты инвалидов продолжает развиваться: идет работа по усилению адресности социальной поддержки инвалидов (индивидуальный подход к льготам, их перевод из натуральной формы в денежную), что позволит инвалидам свободно выбирать конкретные варианты помощи в зависимости от индивидуальных потребностей.

Основное направление развития социального законодательства в отношении инвалидов связано с разработкой проекта закона "О реабилитации инвалидов в РФ". Цель закона - формировать систему реабилитации инвалидов как составную часть охраны общественного здоровья. Согласно концепции разрабатываемого закона инвалидам РФ гарантируется реабилитация [13, c.17].

Реабилитация инвалидов должна проводиться в соответствии с индивидуальными программами, предусматривающими реализацию потенциала каждого человека в основных направлениях реабилитации - социальной, профессиональной, медицинской, психологической [13, c.18].

Концепция разрабатываемого закона рассматривает реабилитацию инвалидов как систему и процесс, ориентированные на создание нового социального продукта - реабилитированного человека, который активно преодолел ограничения жизнедеятельности, интегрировал в общество и достиг относительной независимости.

В свете этого реабилитационный процесс можно рассматривать как передовую ресурсно-восстанавливающую и ресурсно-сберегающую технологию. Закон о реабилитации инвалидов в Российской Федерации станет новой вехой в развитии государственной социальной политики в отношении инвалидов в XXI веке, позволит нашему обществу подняться на более высокую ступень цивилизации, ибо в его основу положены истинно гуманистические ценности равенства возможностей для всех, право полноценно участвовать во всех сферах общественной жизни [5,c.12].

ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

.1 Социальное обслуживание - как приоритетная технология социальной работы с инвалидами

Деятельность по социальному обслуживанию инвалидов осуществляется на основе Федерального закона от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и Федерального закона от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". В данной сфере действует также немало документов подзаконного характера.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для осуществления социального обслуживания формируется государственная система социальных служб, в которую входят как государственные предприятия и учреждения других форм собственности.

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания и утверждаются Правительством Российской Федерации [28,c.121].

Для развития социального обслуживания необходима сеть учреждений, которые дифференцируются по характеру предоставляемых услуг на следующие виды:

. Учреждения для оказания стационарного социального обслуживания инвалидов (пансионаты, дома-интернаты, специализированные санатории, дома сестринского ухода, реабилитационные центры стационарного типа).

. Учреждения для полустационарного и надомного социального обслуживания на платной и бесплатной основе (территориальные центры социальной защиты населения, амбулаторные центры реабилитации).

. Учреждения для транспортного обслуживания инвалидов (специализированные таксомоторные парки, аренда транспортных средств).

. Учреждения для обеспечения инвалидов предметами первой необходимости и продуктами питания по социально низким ценам (сеть специализированных магазинов и пунктов проката жизненно важных предметов длительного пользования и домашней утвари для нетрудоспособных граждан).

. Учреждения для бытового обслуживания инвалидов по социально низким ценам (прачечные, парикмахерские, химчистки, столовые, ремонт обуви, бытовой техники, доставка топлива и др.).

. Учреждения, предприятия для обеспечения занятости лиц с ограниченной трудоспособностью (специализированные подразделения службы занятости, спецпредприятия, спеццеха, спецучастки) [7, c.393].

Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания),а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 830 от 17.07.96г. "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания" [7, c.394].

В Законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" сформулированы основные принципы социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст.3 Закона).

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных их учреждениях либо по договорам, заключенным органами соц.защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст.5 Закона).

Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительность 30 календарных дней [21,c.93].

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

. Социальное обслуживание на дому.

Является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты. Лицам, страдающим психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом в неактивной форме, тяжелыми заболеваниями, в том числе и онкологическими, проводится медико-социальное обслуживание на дому, осуществляемое специализированными отделениями муниципальных центров социального обслуживания или при органах здравоохранения. В штаты отделений вводятся медицинские работники.

. Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания.

Включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социальной защиты населения или при органах здравоохранения [7, c.402].

. Стационарное социальное обслуживание.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, а также на создание им наиболее адекватных условий жизнедеятельности, проведение реабилитационных мероприятий, обеспечение ухода, медицинской помощи, организацию и досуга. Осуществляется в стационарных учреждениях, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением обслуживаемого контингента населения. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения для проживания детей с психическими расстройствами.

Администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана:

соблюдать права человека и гражданина;

обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность граждан;

информировать возложенные на нее функции опекунов и попечителей в отношении граждан, нуждающиеся в опеке или попечительстве;

осуществлять и развивать просветительную деятельность, организовывать отдых и культурное обслуживание инвалидов;

предоставлять гражданам возможность пользоваться телефонной связью, почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;

выделять супругам из числа проживающих граждан изолированное помещение для совместного проживания;

обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время;

обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан;

исполнять иные функции, установленные действующим законодательством [7, c.24].

Граждане, проживающие с стационарных учреждениях социальной защиты, имеют право на:

условия проживания, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям;

уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;

бесплатную специализированную помощь, в том числе зубопротезную, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, бесплатную протезно-ортопедическую помощь;

социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, желаний, в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями общественных объединений и священнослужителями, а также родственниками и другими лицами;

бесплатную помощь адвоката;

предоставление им помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного жилищного фондов в течение 6 месяцев с момента поступления в учреждение, а в случае если в жилых помещениях остались члены их семей - в течение всего времени пребывания в учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения по истечению указанного срока граждане, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение [7, c.405].

. Срочное социальное обслуживание.

Осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, и включает следующие социальные услуги: разовое обеспечение горячим питанием, одеждой, обувью, материальной помощью, содействие в получении временного жилого помещения, организацию юридической помощи, работу с семьями, организацию досуга, консультативную помощь в обучении, профориентации и трудоустройстве инвалидов, обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов, правовую помощь и др.

. Социально-консультативная помощь.

Направление на адаптацию инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Организацией и координацией социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населений, которые создают для этих целее соответствующие подразделения [9, c.44].

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

) одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

) инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;

) инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума [29, c.123].

Социальную услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100-150 % прожиточного минимума.

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 % прожиточный минимум [29, c.124].

В Законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" система социального обслуживания поделена на два основных сектора - государственные и муниципальный.

Государственный сектор социального обслуживания включает органы управления социального обслуживания РФ, субъектов РФ, а также учреждения, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социального обслуживания и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги. Местные органы управления социального обслуживания несут ответственность за обеспечение качества, доступности и развития сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, обеспечивают контроль государственных стандартов качества социального обслуживания, предоставляют учреждениям помещения для организации социального обслуживания и выделяют площади для создания специальных производств для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Вместе с тем, вся эта система не в состоянии в настоящее время компенсировать и преодолеть трудности, с которыми сталкивается инвалид, особенно на первых этапах адаптации к новым условиям существования и жизнеобеспечения. Как правило, для большинства из них инвалидность связана с ухудшением материального положения, утратой прежних социальных связей и статуса; это положение усугубляется ощущением оторванности от внешнего мира, с психологической подавленности и одиночества. Психологические проблемы при этом испытывают не только инвалиды, но и их близкие, родственники.

С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям; общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов - все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание.

Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации.

.2 Реабилитация и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями

Если рассматривать систему соц.защиты инвалидов в обобщенном виде, то вопросы реабилитации будут выглядеть наименее урегулированными, поскольку из-за господствовавшей ранее политики по отношению к инвалидам, они не разрабатывались.

За рубежом "первый законодательный акт, касающийся этой реабилитации, появился в США в 1919 г. В нем были определены государственные гарантии и порядок организации реабилитационных центров. В 60-80-е гг. ХХ века ряд международных организация (ООН,МОТ) сформулировали принципы и нормы реабилитации инвалидов" [4, c.148].

В Российской Федерации вопрос о реабилитации инвалидов впервые подвергся серьезному обсуждению в 1995 г. входе разработки Федеральной программы "Социальная поддержка инвалидов" и подготовки проекта закона "О реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной) инвалидов", который так и не увидел свет.

Составная часть Федеральной комплексной программы "Соц. поддержка инвалидов" - ФЦП "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" - называет медико-социальную реабилитацию важным этапом соц.защиты лиц с ограниченными возможностями, направленным на восстановление нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности.

В Программе в качестве основного показателя недостатков существовавшего прежде процесса реабилитации приводится процент численности лиц, признававшихся при переосвидетельствовании трудоспособными, а именно - 3,2 % в 1990 г., и 2,3 % - в 1993 г. [4, c.148].

Основные задачи ФЦП "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" уже были обозначены: это и создание системы реабилитационных учреждений, и разработка методологических основ проведения реабилитации.

К сожалению, значительных сдвигов добиться пока не удалось. Особенно ярко об этом свидетельствует отсутствие некоторых важнейших нормативных актов в сфере реабилитации, например, федеральной базовой программы реабилитации. Что касается ФЗ от 20.07.95,то он, что вполне понятно, носит скорее общеустанавливающий, чем практический характер и многие вопросы в нем требуют подзаконного регулирования.

ФЗ от 20.07.95 содержит определение понятия "реабилитация". Согласно ч.1 ст. 9данного Закона под реабилитацией следует понимать систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Международное законодательство рассматривает реабилитацию как процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, психологического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости (п.23 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов) [4, c.149].

Действительно, реабилитацию нельзя рассматривать только как систему мер, поскольку система - это прежде всего определенный порядок в расположении и связи частей какого-либо явления, форма его организации. Реабилитация - это еще и процесс, ход развития изменений в состоянии инвалида, на достижение которых она направлена, в некотором смысле даже смена самих этих состояний на пути достижения наилучшего.

В связи с этим представляется более логичным определить реабилитацию как процесс осуществления системы мер различного характера, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма [4, c.149].

В первой половине 1995 г. Министерство социальной защиты РФ проводило обсуждение концепции Закона "О реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной) инвалидов". Законопроект содержал теоретические положения, вводил, помимо определения самого понятия "реабилитация", определение медицинской, профессиональной, социальной реабилитации (которые в настоящее время рассматриваются как составные части реабилитации вообще),проводил разграничение между медицинской реабилитацией и обыкновенным лечением. Кроме того, проект включал в себя основные принципы реабилитологии, а также способы их гарантированности [30, c.25].

Раздел о реабилитационной индустрии закреплял не только ее задачи, но и правило об обязательном соответствии ее продукции системе государственных стандартов, а также принцип обязательной сертификации средств реабилитации. Предполагалось создание государственного реестра реабилитационных изделий и услуг, на изготовление и оказание которых требовалась бы специальная лицензия.

Предусмотренная законопроектом система реабилитационных учреждений предполагала наличие реабилитационно-экспертных, реабилитационно-образовательных, реабилитационно-производственных, реабилитационно-медицинских, реабилитационно-социальных учреждений.

Определялся круг органов государственного управления, наделенных контрольными функциями в сфере реабилитации инвалидов. Проект содержал систему финансовых льгот, предоставляемых тем лицам, чьи средства могли быть вложены в развитие системы реабилитации.

В настоящее ФЗ от 20.07.95 и изданные в соответствии с ним подзаконные акты не полностью содержат необходимый понятийный аппарат. С целью унификации действующего законодательства предлагалось, например, закрепить в тексте ФЗ от 20.07.95 определение технических средств реабилитации, в соответствии с которым технические средства реабилитации - это "устройства, содержащие технические решения",в том числе и специальные, используемые для компенсации и устранении стойких ограничений жизнедеятельности. При этом в зависимости от вида ограничений жизнедеятельности технические средства реабилитации следует классифицировать следующим образом:

) средства для передвижения, включая транспортные средства;

) специальные средства для самообслуживания и ухода;

) специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией;

) специальные средства для обучения и занятия трудовой деятельностью;

) протезно-ортопедические изделия;

) специальная одежда и ортопедическая обувь;

) специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь для инвалидов [5, c.14].

Как уже отмечалось выше, ФЗ от 20.07.95 рассматривает реабилитацию инвалидов как совокупность трех составных частей: медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Под медицинской реабилитацией понимают восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование. Очевидно, на основе этих представлений о медицинской реабилитации и надо проводить различие между ней и лечением, которое имеет целью предотвращение непосредственной опасности для жизни и здоровья, вызванной болезнью или увечьем в результате несчастного случая. Реабилитация же составляет следующий за лечением этап, имеющий восстановительный характер.

Профессиональная реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональную и производственную адаптацию, трудоустройство. В построении отечественной системы профессиональной реабилитации инвалидов можно успешно использовать зарубежный опыт [4, c.151].

Социальная реабилитация инвалидов состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. Именно таким образом решен вопрос в Примерном положении об индивидуальной программе реабилитации лиц с ограниченными возможностями, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996г. Его разработка была предусмотрена в ФЗ от 20.07.95 (ст.11),где ИПР определена как разработанный на основе решения государственной службы МСЭ комплекс оптимальных для инвалидов реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности [4,c.151].

Целью реабилитации лиц с ограниченными возможностями должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде. В этой связи особое значение при проведении реабилитационных мероприятий приобретает экспертиза трудоспособности и рационального трудоустройства.

Основной формой обеспечения жизнедеятельности инвалидов трудоспособного возраста является обеспечение их занятости. Гарантией трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями выступает повышение их конкурентоспособности на рынке труда. С этой целью федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ проводят следующие мероприятия:

. Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений инвалидов.

. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности квоты для приема на работе инвалидов и максимального количества специальных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

. Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

.Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

. Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

. Создание условий для предпринимательской деятельности лиц с ограниченными возможностями.

. Организация обучения инвалидов новым конкурентоспособным профессиям {7, c.364].

Порядок решения этих задач регламентирован Указом Президента РФ № 395 от 25.03.93г. "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов". Обеспечение занятости инвалидов - сложная межведомственная проблема, но ведущая роль в ее решении принадлежит службе занятости, на которую возложены:

анализ рынка труда инвалидов;

разработка предложений по проведению государственной политики в области профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями и обеспечения их занятости;

организация работы по профессиональному консультированию, профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке безработных инвалидов;

сохранение и создание рабочих мест и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями;

подготовка предложений о размере части финансовых средств Государственного фонда занятости населения РФ, которые должны использоваться исключительно на профессиональную реабилитацию и обеспечение занятости инвалидов;

определение с другими заинтересованными министерствами, ведомствами и объединениями приоритетных профессий и специальностей (по регионам), овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

Министерству труда и социального развития населения РФ была вменена в обязанность подготовка и переподготовка инвалидов в подведомственных образовательных учреждениях, а Министерствам здравоохранения, науки и технической политики, Государственным комитетам по вопросам архитектуры и строительства и по промышленной политике предложено разработать требования к специальным рабочим местам для инвалидов. В настоящее время вследствие объединения органов труда, занятости и социальной защиты населения в рамках одного министерства возможна более совершенная система координации действий и управления при решении выше перечисленных задач. Одно из самых важных мероприятий, направленных на обеспечение занятости инвалидов - это квотирование рабочих мест [10, c.167].

Квота для приема на работу лиц с ограниченными возможностями устанавливается всем организациям (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), численность работников которых составляет более 30 человек. Механизм введения квоты и ее размер определяются Правительством РФ. Квота устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 3 %) [10, c.168].

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу лиц с ограниченными возможностями обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; в случае невыполнения квоты или невозможности выполнения квоты работодатели должны вносить обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Федеральный фонд занятости населения РФ. Полученные средства расходуются целевым назначением для создания рабочих мест для инвалидов на других предприятиях сверх установленной квоты, а также могут перечисляться общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов [10, c.168].

Организация рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями должна быть адаптирована к дефекту больного. Поэтому работодатель должен не просто выделять в счет квоты имеющиеся на производстве рабочие места, но создавать специализированные рабочие места, т.е. такие, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах обусловленной квоты для приема на работе инвалидов. Финансирование мероприятий по организации специальных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями идет из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание, которые должен финансировать работодатель, причинивший ущерб здоровью инвалида. Специальные рабочие места для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, получивших заболевание или увечье при использовании обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создают за счет средств федерального бюджета [7, c.374].

Работодатель обязан принимать на работу лиц с ограниченными возможностями с соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, создавая для них в необходимых случаях льготные условия труда (ст.157 КЗоТ РФ). Льготные условия труда могут быть организованы путем установления индивидуального режима труда и отдыха, снижения норм выработки, гибкого рабочего дня, неполного рабочего времени, работы на дому [7, c.375].

Обеспечение занятости инвалидов - сложное государственное мероприятие. Условиями, гарантирующими эффект решения этой социальной проблемы, являются: совершенная нормативная база, регулирующая общественные отношения в вопросах трудового устройства лиц с ограниченными возможностями; экономические рычаги действия квотирования предприятий; наличие научно обоснованных методик организации специализированных предприятий, цехов, рабочих мест, оценки эффективности трудоустройства инвалидов.

В последние годы принципы решения проблем инвалидности и инвалидов значительно изменились. Во главу угла поставлена многопрофильная реабилитация людей с ограниченными возможностями, их активная интеграция в общественную жизнь. Важным звеном реабилитации является трудоустройство лиц с ограниченными возможностями, поскольку он может по средствам своего труда обрести независимость и стать полноценным членом общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции "неполноценных" членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, потофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме "неполноценных людей" и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность - это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности лиц с ограниченными возможностями. Тенденция ее к росту инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

Инвалиды в РФ обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса лица с ограниченными возможностями, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Для защиты прав и интересов инвалидов в России существует общее и специальное законодательство. Общее законодательство направлено на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Так, в отличие от законодательства некоторых стран, права инвалидов как политические, так и гражданские, не оговариваются отдельно, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие. Специальное законодательство направлено на решение вопросов, связанных со специфическими потребностями инвалидов, с принятием специальных мер в отношении к ним в таких сферах, как образование, занятость, реабилитация, здравоохранение, физкультура и спорт, культура. В разработке российского национального законодательства, касающегося прав инвалидов как на федеральном, так и на региональном уровнях, принимают участие общественные организации инвалидов. Общие права инвалидов сформулированы к Декларации ООН "О правах инвалидов". Приняты фундаментальные законодательные акты и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы "О социальной защите инвалидов в РФ" (1995 г.) и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ" (1995 г.). В соответствии с этим законом, социальное обслуживание направлено на удовлетворение потребностей инвалидов в социальных услугах (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям, общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов - все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание.

Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации. Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интеграции должно способствовать создание сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялись бы профориентаций, профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению в трудоустройстве. Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями. Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсий, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование. Таким образом, можно констатировать, что задачи нашей курсовой работы решены, цель достигнута.

ЛИТЕРАТУРА

. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

. Федеральный закон РФ от 17 мая 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

. Постановление Правительства РФ № 927 от 21.08.94 г. "Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов. М., 2008 г. - 280 с.

. Гарань А. Реабилитация инвалидов - внимание общества // Соц. обеспечение № 4, 2009 г. - с.10-16.

. Гончарова Л. Помощь инвалидам - комплексная // Социальное обеспечение № 12, 2008 г. - с.33-36.

. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ: Руководство для профессионального образования. - Нижний Новгород: Изд-во Нижнегородский государственной медицинской академии, 1999. - 508 с.

. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. Красноярск, 1993, 195 с.

. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей.- Тюмень, 1995. - 160 с.

. Дыськин А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. / М.: Логос, 2006, 224 с.

. Занятость и профессиональная реабилитация инвалидов: Сбрник. Под ред. С.Н.Кавокина. - М.: Изд-во МП "Брат", 1995. - 223 с.

. Ким Е. Независимая жизнь лица с ограниченными возможностями. М., 1997.- 130 с.

. Краснова Н.Н., Зябрева Л.М. Для одиноких престарелых и инвалидов// Работник социальной службы. - М., 2008. № 2 (4). с.88-93.

. Кавокин С. Реабилитация и занятость инвалидов // Человек и труд. 2004. № 8, с.15-18.

. Концепция социальной защиты инвалидов в РФ. М.: ЦИЭТИН, 2009

. Лекции по технологии соц.работы в 3-х частях / Под ред. Холостовой Е.И. Часть III. М.: Социально-технологический институт, 1998.

. Материалы и тезисы конференции: Социальная работа. Поиск. Перспективы / Управление соц.защиты Новосибирской обл. - Новосибирск - 1997. - 182 с.

. Осадчих А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов // Журнал социальная работа - М., № 1, 2009 г. с.47-51.

. Основы социальной работы: Учебник / Отв.ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра - М., 1998.- 282 с.

. Преодолевая барьеры инвалидности. - М., 1997. - с.56.

. Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т. М., 1997.

. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: Учебное пособие для студентов.- М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. - 280 с.

. Седакова А., Коротков А. Социальная политика и проблемы инвалидности // Социальное обеспечение № 4, 2008.- с.21-23.

. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. М., 1997 - 460 с.

. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И.Холостовой, А.И.Осадчик. М., 1996 - 378 с.

. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н. А.С.Сорвина- М.: Инфра-М, 2008 - 340 с.

. Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и документы (под ред. Маргиева). М., 1994, 704 с. "Юридическая литература".

. Теория и методика социальной работы / Учебное пособие / Под ред. Панова А.М. и Холостовой Е.И. - М., 1998.Изд. 2-е, переработка, 190 с.

. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И.Холостовой.- М.: Юность, 2008. - 304 с.

. Технология социальной работы: Учебник под общей ред. проф. Е.И.Холостовой. - М.: Инфра- М., 2007.- 360 с.

. Технология социальной реабилитации инвалидов. ЦИЭТИН.- Москва, 2000.

. Холостова Е.И., Дементьев Н.Ф. Социальная реабилитация / Учебное пособие. - М., 2009. - 228 с.

. Храпылин Л.П. Основы реабилитации инвалидов. - М., 1996 - 318 с.

. Ярская - Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности. М., 2009, 205 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СЛОВАРЬ

Благотворительность - безвозмездная материальная помощь бедным, основанная на милосердии и желании делать добро другим. Может оказываться частными лицами, организациями и государством.

Болезнь - нарушение нормальной жизнедеятельности организма, которое обуславливается функциональными и морфологическими изменениями.

Бюро медико-социальной экспертизы - орган Государственной службы МСЭ системы органов Минтруда и социального развития РФ, осуществляющий медико-социальную экспертизу

Инвалид - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность из-за нарушения здоровья, вследствие заболевания, травмы или врожденного дефекта развития.

Инфраструктура социальная - комплекс учреждений, транспортных средств, предназначенных для обслуживания потребителей; совокупность отраслей экономики , обслуживающих социальную сферу.

Льгота - полное или частичное освобождение от соблюдения установленных законом общих правил, выполнения каких-либо обязанностей, предоставления каких-либо преимуществ.

Милосердие - нравственная характеристика, предполагающая наличие в человеке таких качеств, как отзывчивость, сострадание и потребность оказывать безвозмездную помощь нуждающимся

Нетрудоспособность - определенное состояние здоровья, вызванное заболеванием или увечьем, при котором работник не имеет возможности выполнять свои трудовые функции либо не способен к трудовой деятельности

Призрение - государственная помощь нуждающимся в России, дающая приют, пропитание.

Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная с применением социологических, психологических и педагогических методов и приемов для решения индивидуальных и социальных проблем (бедности, безработицы, наркомании, правонарушений, юношеского воспитания и др.)

Социальное обслуживание - социальная поддержка, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи социальными службами, включая социальную адаптацию, реабилитацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!