Роль милиции в борьбе с преступностью

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,92 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль милиции в борьбе с преступностью

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Донецкий национальный университет

Специальность «Правоведение»






Курсовая работа

на тему:

Роль милиции в борьбе с преступностью




Выполнил

студент 1 курса группы В

Березюк Иван Сергеевич






Донецк - 2011

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

выполнения курсовой работы

Березюка Ивана Сергеевича, студента 1 курса группы В дневного отделения специальности «Правоведение»

на тему: «Роль милиции в борьбе с преступностью»

№Виды работПланФакт1.Подбор научной литературы и законодательства по теме исследованияНоябрь 200719.11.20072.Подготовка первой главы работы и сдача научному руководителю на проверкуДекабрь200726.12.20073.Подготовка второй и третьей глав работы и сдача научному руководителю на проверкуМарт 200802.04.20084.Подготовка окончательного варианта и оформление работы10.04.200808.04.20085Оформление и сдача работы на кафедру для проверки научным руководителем15.04.200815.04.2008

Анотація

Березюк І.С. Роль міліції у боротьбі зі злочинністю. Курсова робота. Кафедра кримінального права і процесу ДонНУ. Донецьк, 2008

В роботі аналізується роль міліції у боротьбі зі злочинністю. Показано який обсяг роботи проробляє міліція у боротьбі зі злочинністю. Міліція є органом який проводить оперативно-розшукову діяльність, дознання та досудове слідство.

Summary

I.S. Role militias in contest with crime. Term paper. Department of criminal right and process Donnou. Donetsk, 2008work the role of militia in the fight against criminality is analysed . What volume of work is shown a militia in the fight against criminality works over. A militia is an organ which conducts operativno-rozshoucovou activity, doznannya and dosoudove investigation.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Сущность и задачи милиции в Украине

.1 Функции милиции

.2 Права и обязанности милиции

2. Милиция как орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам

.1 Обязанности подразделений осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

. Милиция как орган осуществляющий дознание, по уголовным делам

. Полномочия милиции как органа досудебного следствия, осуществляющего досудебное следствие

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Органы внутренних дел имеют широкую компетенцию, которая в значительной мере связана с правоохранительной деятельностью государства.

За последние годы в стране наблюдается рост преступности. Растут количество тяжких преступлений, организованная преступность, преступность среде несовершеннолетних. Ухудшается раскрываемость преступлений.

Следственный аппарат перегружен. Квалифицированные следователи милиции преимущественно заняты расследованием наиболее тяжких преступлений, многие на протяжении длительного периода работают в следственных и следственно-оперативных группах.

Большинство следователей не имеет достаточного опыта расследования сложных преступлений. Их стаж следственной работы составляет менее трёх лет.

В этих условиях большая нагрузка, связанная с выполнением процессуальных действий, ложится в первую очередь на милицию. Они разрешают свыше 70% всех заявлений и сообщений о готовящихся и совершённых преступлениях, расследуют более 20% общественно опасных деяний.

Этой проблеме в своих трудах уделили внимание такие учёные:

Михайленко П.П., Кондратьев Я.Ю. История милиции Украины в документах и материалах.

Ануфриев M.И. Задачи правоохранительных органов в борьбес преступностью.

Хальота А. Методы деятельности органов Внутренних дел по обеспечению реализации прав человека.

В своей работе, я намереваюсь показать какова же все-таки роль милиции в борьбе с преступностью. Её значение для общества и основные цели и задачи милиции, как органа исполнительной власти осуществляющего оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам, дознание и досудебное следствие.

1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ МИЛИИЦИ В УКРАИНЕ

Милиция в Украине - государственный вооруженный орган исполнительной власти, который защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.

Милиция- это составная часть системы органов внутренних дел, которые осуществляют государственную исполнительную власть в сфере охраны гражданского порядка.

Действующая система органов внутренних дел как система взаимосвязанных элементов, связана едиными задачами:

  1. организация и координация деятельности органов внутренних дел по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охраны общественного порядка, обеспечение общественной безопасности;
  2. участие в разработке и реализации государственной политики по борьбе с преступностью;
  3. обеспечение предупреждений преступлений, их выявление, пресечение, раскрытие и расследование, розыск лиц, совершивших преступления; применение мер по устранению причин и условий, которые содействовали совершению правонарушений;
  4. организация охраны и обороны особо важных государственных объектов;
  5. обеспечение реализации государственной политики относительно гражданства;
  6. обеспечение проведения паспортной, регистрационной и в пределах своих полномочий миграционной работы;
  7. организация работы, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;
  8. осуществление па договорных началах охраны имущества независимо от форм собственности.

МВД Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через созданные в установленном порядке главные управления, управления МВД в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, управления и отделы МВД на транспорте, районные, районные в городах, городские управления и отделы, а также внутренние войска, предприятия, учреждения и организации, которые относятся к сфере его управления.

Министра внутренних дел Украины назначает на должность и увольняет в установленном порядке Верховная Рада Украины по представлению Премьер-министра Украины.

Заместители министра назначаются на должности и увольняются с должности в установленном порядке Кабинетом Министров Украины по представлению Министра.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О милиции» милиция в Украине является государственным вооруженным органом исполнительной власти, защищающим жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств. Важнейшими задачами милиции являются: [2]

обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов,

  • предупреждение преступлений, правонарушений их пресечение,
  • охрана и обеспечение общественного порядка,
  • выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц их совершивших,
  • обеспечение безопасности дорожного движения,
  • защита собственности от преступных посягательств,
  • участие в оказании социальной и правовой помощи гражданам, содействие в рамках своей компетенции государственным органам, предприятиям, организациям и учреждениям в исполнении возложенных на них законом обязанностей.
  • Милиция является составной частью органов внутренних дел, поэтому в своей деятельности она подчиняется МВД Украины, Министр внутренних дел осуществляет руководство всей милицией Украины.
  • Функции милиции: административная, профилактическая, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, исполнительная, охранная (на договорных началах). [7]
  • Милиция составляет единую систему и состоит из подразделений:
  • уголовной милиции (подразделения по делам несовершеннолетних, по борьбе с организованной преступностью и др.);
  • милиции общественной безопасности;
  • местной милиции;
  • транспортной милиции;
  • государственной автомобильной инспекции;
  • -милиции охраны (подразделение милиции, осуществляющеесвою деятельность на договорной основе);
  • судебной милиции;
  • -специальной милиции («Беркут», «Сокол», «Титан», «Кобра» и Др.).
  • Подразделения милиции уполномочены государством осуществлять определенные задачи и функции. Права и обязанности, организация работы и структура подразделений милиции определяются положениями, которые утверждаются Министром внутренних дел Украины.
  • 1. Уголовная милиция (например, подразделения уголовного розыска и ГСБЭП и др.) - ведет борьбу с общеуголовной преступностью (убийства, кражи, разбои и др.).
  • 2. В милицию общественной безопасности входит служба охраны общественного порядка, в которую входят:
  • патрульно-постовая служба;

- паспортная система; разрешительная система;

3. Транспортная милиция (обеспечивает охрану общественного порядка и перевозимых грузов на железнодорожном, водном (речном, морском) и воздушном транспорте);

4. Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) - обеспечивает регулирует движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, выявляет и пресекает нарушения правил дорожного движения, осуществляет контроль за содержанием автомобильных дорог, надзор за техническим состоянием эксплуатируемых автотранспортных средств ведет учет дорожно-транспортных происшествий, осуществляет розыск угнанных и похищенных автомобилей и др.

. Милиция охраны - обеспечивает охрану на договорных началах имущества граждан, имущества предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, общественных объединений, а также иностранных государств, международных организаций, иностранных граждан, и юридических лиц, и лиц без гражданства;

. С 2003 года в структуре милиции появилась судебная милиция;

7.Местная милиция начала свое формирование с 2006 года, хотя в Закон «О

милиции» были внесены дополнения в 2004 году.

8.Специальная милиция (обеспечивает охрану общественного порядка на объектах и территориях, имеющих особое народно - хозяйственное значение или пострадавших от стихийных бедствий, экологического загрязнения, катастроф т.д.).[9]

В соответствии со ст. 11 Закона Украины «О милиции» сотрудники милиции при выполнении служебных обязанностей имеют следующие права [2]:

проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность;

требовать от граждан и должностных лиц, нарушающих общественный порядок, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, выносить на месте устное предупреждение лицам, допустившим малозначительные административные нарушения, в случае невыполнения указанных требований применять предусмотренные законом меры принуждения;

вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступлениях и в связи находящимися в производстве материалами, в случае уклонения без уважительных причин от явки по вызову подвергать их приводу;

выявлять и вести учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию на основании и в порядке, установленном законом;

задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях лиц подозреваемых в совершении преступлений, обвиняемых, скрывающихся от дознания, следствия или суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, лиц, совершивших административные нарушения, - на сроки и в порядке предусмотренные Законом;

проводить досмотр лиц, подозреваемых в совершении преступлений, административных правонарушений, либо лиц совершивших преступления и административные правонарушения, вещей, находящихся при них, транспортных средств, и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы в ущерб здоровью; составлять протоколы об административных правонарушениях.

налагать административные взыскания в случаях, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях (КоАП).

проводить в порядке дознания и по поручению следователя по уголовным делам обыски, изъятия, допросы и другие следственные действия в соответствии с УПК Украины;

вести профилактический учет правонарушителей, криминалистический и оперативный учет;

и другие права, предусмотренные ст. 11 указанного закона.

обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок;

выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, применять с этой целью оперативно-розыскные и профилактические меры, предусмотренные действующим законодательством;

принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, своевременнопринимать по ним решения;

осуществлять досудебную подготовку материалов с протокольной формой, проводить дознание в пределах, определенных уголовно-процессуальным законодательством;

пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам о них;

выявлять причины и условия, которые способствуют совершению правонарушений, применять в пределах своей компетенции меры по их устранению; принимать участие в правовом воспитании населения;

исполнять принятые в установленном законом порядке и в пределах своей компетенции решения прокурора, следователя, суда;

и другие обязанности в соответствии со статьей 10 Закона «О милиции».

В соответствии со ст. 29 Конституции Украины каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. При этом никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе: по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом [2].

В случае настоятельной необходимости предотвратить преступление или его пресечь уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой в течение семидесяти двух часов должна быть проверена судом. Задержанное лицо немедленно освобождается, если в течение семидесяти двух часов с момента задержания ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей [2].

Каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены права и предоставлена возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника

Каждый задержанный имеет право в любое время обжаловать в суде свое задержание.

Об аресте или задержании человека должно быть незамедлительно сообщено родственникам арестованного или задержанного.

Часть 4 ст. 32 Конституции Украины каждому гарантирует судебную защиту права опровергать недостоверную информацию о себе членах своей семьи и права требовать изъятия любой информации, а также право на возмещение материального и морального ущерба, причиненного сбором, хранением, использованием и распространением такой недостоверной информации.

Статья 55 Конституции Украины указывает на то, что права и свободы человека и гражданина защищаются судом.

Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека.

Каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или соответствующие органы международных организаций членом или участником которых является Украина.

Каждый имеет право любыми, не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств.

Статья 57 Конституции Украины каждому гарантирует право знать свои права и обязанности.

Законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом.

Законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, которые не доведены до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными.

В соответствии со ст. 62 Конституции Украины лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда.

Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.

Работники милиции при задержании вправе применять меры физического воздействия, специальные средства, а также огнестрельное оружие. Например, физическое воздействие (приемы рукопашного боя) может применяться для предотвращения сопротивления работнику милиции, если иными способами предотвратить их невозможно. Приемы рукопашного боя применяются для защиты от нападения, задержания преступников, оказывающих сопротивление, доставки лица в милицию (если задержанный оказывает сопротивление), при оказании сопротивления при законном проведении обыска, изъятия вещественных доказательств. Не разрешено применение физической силы с нанесением телесных повреждений (за исключением случаев отражения вооруженного нападения), а также к женщинам, несовершеннолетним (до 16 лет), лицам с явными признаками инвалидности.

Специальные средства (например, резиновые палки, наручники, средства связывания, слезоточивые вещества, служебные собаки и др.) также применяются для самозащиты, защиты других лиц от нападения и т.д. Например, наручники могут применяться при оказании физического сопротивления, нападении, попытке побега и т.д. Использовать наручники можно не более двух часов (с перерывом в 15 минут). Нельзя применять наручники к женщинам, несовершеннолетним (до 16 лет), престарелым и лицам с явными признаками инвалидности, иностранцам. [11]

2. МИЛИЦИЯ, КАК ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ.

Заданием оперативно-розыскной деятельности является поиск и фиксация фактических данных о противоправных действиях особ или отдельных групп, ответственность за которые установлены Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывную деятельность специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получения информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.

Оперативно-розыскная деятельность-это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер, которые осуществляются с использованием оперативных и оперативно-технических мер.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляет Конституция Украины, Закон о оперативно-розыскной деятельности, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс Украины, законы Украины о милиции, прокуратуре.

Оперативно-розыскная деятельность базируется на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека, взаимодействия с органами управления и населением.

Причины для проведения оперативно-розыскной деятельности:

наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, что требует проверки с помощью оперативно-розыскных мер и средств, о:

преступлениях, которые готовятся или совершены неизвестными лицами;

лицах, которые готовят или совершили преступление;

лицах без вести пропавших;

разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных особ против Украины;

реальной угрозе жизни, здоровью, жилищу, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также особ, которые участвуют в уголовном судопроизводстве, членам их семей и близким родственникам, с целью создания необходимых условий для должного осуществления правосудия.

запросы уполномоченных государственных органов, учреждений и организаций про проверку особ в связи с их допуском к государственной деятельности и к работе с ядерными материалами и на ядерных учреждениях;

потребность в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства.

Подразделения, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, обязаны:

1)в пределах своих полномочий, соответственно к законам, которые устанавливают правовую основу оперативно-розыскной деятельности, принимать необходимые оперативно-розыскные меры относительно предупреждения, своевременного выявления, прекращения и раскрытия преступлений и раскрытию причин и условий, которые содействуют совершению преступлений, осуществлять профилактику правонарушений;

2)выполнять письменные поручения следователя, указы прокурора и постановления суда и запросы уполномоченных государственных органов, учреждений и организаций о проведение оперативно-розыскных мероприятий;

)выполнять запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов других государств на основании договоров и соглашений;

)информировать соответственные государственные органы об известных им фактам и данных, которые свидетельствуют о угрозе безопасности общества и государства, а также о нарушении законодательства, связанных со служебной деятельностью должностных лиц;

)осуществлять взаимодействие между собой и другими правоохранительными органами, в том числе соответствующими органами иностранных государств и международных антитеррористических организаций, с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и разоблачения виновных;

)обеспечить с привлечением других подразделений безопасность работников суда и правоохранительных органов, особ, которые предоставляют помощь, содействуют оперативно-розыскной деятельности, особ, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц;

)принимать участие в осуществлении мер относительно физической защиты ядерных учреждений, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизированного излучения, а также в проведении специальных проверок относительно допуска к особенным работам.[31]

Оперативным подразделениям для выполнения заданий оперативно-розыскной деятельности при наличии предусмотренных статьёй 6 "Закона Украины об оперативно-розыскной деятельности оснований предоставляется право:

1)опрашивать лиц с их согласия, использовать их добровольную помощь;

2)проводить контрольную и оперативную закупку и поставку товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных для оборота, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных действий. Порядок проведения оперативной закупки и контрольной поставки определяется нормативными актами Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции, Службы безопасности Украины, согласованными с Генеральной прокуратурой Украины и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины;

)нарушать в установленном порядке вопросы о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью или другими видами хозяйственной деятельности индивидуально, и принимать участие в их проведении;

)знакомиться с документами и данными, которые характеризуют деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их, за счёт средств, которые выделяются на содержание подразделений, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, изготавливать копии из таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций - исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций, а с разрешения суда - вытребовать документы и данные, которые характеризируют деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также способ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершению преступления, источник и размеры их доходов, с сохранением копий таких документов и описи изъятых документов лицам, у которых они вытребованы, и обеспечением их сохранения и возвращения в установленном порядке;

)проводить операции по захвату преступников, прекращению преступлений, разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц;

)посещать жилые и другие помещения с согласия их владельцев или жителей для выяснения обстоятельств совершённого или такого, которое готовится, преступления, а также собирать информацию о противоправной деятельности подозреваемых или лиц, относительно которых проводится проверка;

)негласно выявлять и фиксировать следы тяжкого или особенно тяжкого преступления, документы и другие предметы, которые могут быть доказательствами подготовки или осуществлению такого преступления, или получать разведывательную информацию, в том числе путём проникновения оперативного работника в помещение, транспортные средства, на земельные участки;

)осуществлять проникновение в преступную группу негласного работника оперативного подразделения или лица, которое сотрудничает с последним, с сохранением в тайне достоверных данных относительно их личности;

)снимать информацию с каналов связи, применять другие технические способы получения информации;

)контролировать путём отбора по отдельным признакам телефонно-почтовых отправлений;

)осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с использованием фото-, кино-, и видеосъёмки, оптических и радиоприборов, других технических приспособлений.

Негласное проникновения в жилище и во владения другого лица, снятия информации с каналов связи, контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией, использованием других технических способов получения информации проводятся по решению суда, принятым по подаче соответствующего руководителя оперативного подразделения или его заместителя. При получении такого разрешения суда или об отказе в нём указанные особы сообщают прокурору в течение суток. Применение этих мер проводятся исключительно с целью предотвращения преступления или выяснить истину во время расследования уголовного дела, если другим способом получить информацию невозможно. По результатам осуществлённых указанных оперативно-розыскных мер составляется протокол с соответствующими дополнениями, который подлежит использованию как источник доказательств в уголовном судопроизводстве.

Материалы оперативно-розыскной деятельности используются:

1)как основания для возбуждения уголовного дела или проведения неотложных следственных действий;

2)для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами в уголовном деле;

)для предупреждения, прекращения и расследования преступлений, разведывательно-подрывных посягательств против Украины, поиску преступников и лиц, которые без вести пропали;

4)для обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов и лиц, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников, а также сотрудников разведывательных органов Украины и их близких родственников, лиц, которые конфиденциально сотрудничают или сотрудничали с разведывательными органами Украины, и членов их семей;

5)для взаимного информирования подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и других правоохранительных органов;

6)для информирования государственных органов соответственно их компетенции.

Оперативно-розыскное дело должно быть закрыто в случае:

1)нахождения лица, которое скрывалось от органов расследования, суда, уклонялось от отбывания уголовного наказания, а также лица, которое без вести пропавшее;

3)закрытие уголовного дела судом, прокурором, следователем, или органом дознания;

)завершение выполнения разведывательных, контрразведывательных мероприятий или исчерпание возможностей для их осуществления;

)опровержение в установленном порядке материалов о преступной деятельности лица.

охрана порядок оперативный уголовный

3. МИЛИЦИЯ, КАК ОРГАН ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ДОЗНАНИЯ, ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Милиция является органом осуществляющим дознание.

На органы дознания возлагается функция применения необходимых оперативно-розыскных мер с целью выявления признаков преступления и лиц, которые его совершили.

О выявлении преступления и начале дознания немедленно сообщают прокурору.

При наличии признаков преступления, которое не является тяжким, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, проводит следственные действия по установлению особы, которое его совершила. После этого орган дознания, придерживаясь сроков, предусмотренных частью 1 статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса, составляет постановление о передаче дела следователю, который подаёт прокурору для утверждения.

В случае возбуждения органом дознания дела о тяжком преступлении он обязан передать её следователю через прокурора после выполнения неотложных следственных действий в рамках сроков, предусмотренных частью 2 статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса.

После вступления следователя в дело орган дознания обязан выполнять поручения следователя относительно проведения следственных и розыскных действий.

Орган дознания вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено уголовное наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из этих оснований:

1)когда это лицо застали при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2)когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на это лицо, что именно оно совершило преступление;

)когда на подозреваемом или на его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии других данных, которые дают основания подозревать лицо в совершении преступления, его может быть задержано только в том случае, когда это лицо пыталось убежать, или когда оно не имеет постоянного места проживания, или когда не установлена особа подозреваемого.

О каждом случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня, времени, года, месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составлением протокола об объяснениях подозреваемого в порядке, предусмотренном частью 2статьи 21 Уголовно-процессуального кодекса, право на свидание с защитником с момента задержания. Протокол подписывается лицом, которое его составляло, и задержанным.

Копия протокола с перечнем прав и обязанностей немедленно вручается задержанному и направляется прокурору. По требованию прокурора ему также направляются материалы, ставшие основанием задержания.

В течение семидесяти двух часов после задержания орган дознания:

) освобождает задержанного - если не подтвердилось подозрение в совершении преступления, исчерпан установленный законом срок задержания или задержание было проведено с нарушением;

) освобождает задержанного и выбирает в отношении него предупредительную меру, не связанную с содержанием под стражей;

) доставляет задержанного в суд с сообщением о выборе предупредительной меры в виде содержания под стражей.

Задержание подозреваемого в совершении преступления не может длиться больше семидесяти двух часов.

Вызов и допрос подозреваемого проводится с соблюдением правил, установленных статьями 134-136, 145 и 146 Уголовно-процессульного кодекса.

Если подозреваемый был задержан или в отношении него была выбрана принудительная мера в виде содержания под стражей, его допрос проводиться немедленно, а при невозможности немедленного допроса - не позднее двадцати четырёх часов после задержания. При допросе такого подозреваемого присутствие защитника обязательно, за исключением случаев, когда он отказывается от него и его отказ принят.

Перед допросом подозреваемому должны быть разъяснены его права, предусмотренные статьёй 43 Уголовно-процессуального кодекса, а также сообщено, в совершении какого преступления он подозревается, о чём делается отметка в протоколе его допроса.

В делах о преступлениях, которые не являются тяжкими или особенно тяжкими, дознание проводиться в срок не больше десяти дней с момента возбуждения дела.

Дознание в делах заканчивается составлением постановления о направлении дела для проведения досудебного следствия, которое утверждается прокурором.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьёй 6 Уголовно-процессуального кодекса, орган дознания закрывает дело мотивированным постановлением, копию которого в суточный срок посылает прокурору.

Действия и постановления органов дознания могут быть обжалованы прокурору. В случае поступления жалобы прокурор обязан рассмотреть её в течение десяти дней и решение по жалобе сообщить жаловавшемуся.

Действия и постановления органов дознания могут быть обжалованы в суде. Жалобы на действия и постановления органов дознания рассматриваются судом первой инстанции при предварительном рассмотрении дела или при рассмотрении по сути.

Наиболее широкой и полной по объему и диапазону используемых средств и методов формой сотрудничества следует признать совместную деятельность милиции как органа дознания с органами расследования. Это обусловлено задачами, которые ставятся перед ними, кругом полномочий, определенных уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными нормативными актами, наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров, специализирующихся на производстве дознания и предварительного следствия, и возможностью использовать находящиеся в их распоряжении средства и методы.

Современный этап организации работы следственного аппарата характеризуется совершенствованием структуры этого аппарата, улучшением научно-технического и материального обеспечения его сотрудников, расширением подследственности. В системе органов внутренних дел дознание, как уже отмечалось, осуществляется милицией, которая является основным органом, выполняющим функцию дознания, и другими службами.

Взаимодействие органов дознания со следователями протекает в пределах установленной законодателем подследственности. Вместе с тем на практике учитываются специализация сотрудников во взаимоотношениях со следователями, а также особенности обслуживаемой территории, выполнения при необходимости оперативно-розыскных мер и неотложных следственных действий. Процессуальная деятельность следователя в сочетании с оперативно-розыскными мерами органов дознания позволяет наиболее успешно вести борьбу с преступностью.

Взаимоотношения органов, участвующих в расследовании, основываются на четком разграничении их компетенции. Каждый орган и должностное лицо действуют в пределах предоставленных им законом полномочий, а правильное использование установленных прав является гарантией соблюдения социалистической законности.

Руководящая и организующая роль в совместной деятельности органов дознания и следователя по раскрытию и расследованию преступлений принадлежит последнему. Орган дознания вступает во взаимодействие со следователем в стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела и в стадии предварительного расследования.

В большинстве случаев заявления граждан и сообщения учреждений, организаций и должностных лиц о совершенных или подготавливаемых преступлениях поступают в орган дознания, и обязывает орган дознания принимать такие заявления, проводить по ним проверку и при установлении наличия признаков преступления возбуждать уголовное дело, в том числе и о преступлении, подследственном органу предварительного следствия.

Остановимся на наиболее характерных формах совместной деятельности органа дознания и следователя при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Материалы, полученные в ходе предварительной проверки в установленном нормативными актами порядке, передаются следователю. Содержание таких материалов разнообразно, а объем их довольно широк. К ним можно отнести: заявления и сообщения о преступлении; объяснения от очевидцев, пострадавших и других лиц, имеющих сведения о событии, являющемся предметом проверки; протоколы осмотров местности, помещения, предметов и документов; справки и материалы ведомственных проверок и исследований (акты судебно-медицинского освидетельствования лиц, исследование трупа, заключение технического инспектора, акты ревизии, бухгалтерские документы, справки специалистов, результаты контрольных проверок и другие материалы, содержащие фактические данные о событии преступления и лицах, его совершивших). В процессе собирания и фиксации материалов проверки на милицию возлагается обязанность обеспечить сохранность предметов, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве вещественных доказательств, документов и других материальных источников. Необходимо принимать совместные меры к тому, чтобы предотвратить уклонение от явки лиц и возможности искажения ими событий, имевших место в действительности. Объективное и качественное собирание проверочного материала невозможно без взаимного обмена информацией, консультаций, совместного обсуждения и планирования проверочных мероприятий, выдвижения версий, определения круга обстоятельств, подлежащих выяснению с помощью процессуальных средств, а также способов и методов получения сведений о преступлении. Эффективным методом проверки информации о преступлении является закрепленная в законе и регламентированная нормативными актами оперативно-розыскная деятельность органов дознания.

Один из определяющих моментов законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела и успешного раскрытия и расследования преступления - это правильная и своевременная организация прибытия на место происшествия участников осмотра и его квалифицированное проведение ими. Осмотру места происшествия должна предшествовать согласованная подготовительная работа, направленная на организацию участия в осмотре следователя, работников органа дознания, необходимых специалистов, понятых, лиц, призванных оказывать содействие в осмотре, а также на обеспечение научно-техническими средствами, транспортом и другими материалами.

4. ПОЛНОМОЧИЯ МИЛИЦИИ КАК ОРГАНА ДОСУДЕБНОГО СЛЕДСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Досудебное следствие проводится по всем делам, за исключением дел о преступлениях, предусмотренных в части 1 статьи 27 и статьи 425 Уголовно-процессульного кодекса, по которым досудебное следствие проводится в случаях, когда преступление совершено несовершеннолетним или лицом, которое в связи с физическими или психическими недостатками не может само осуществлять своё право на защиту, а также когда это признаёт необходимым прокурор или суд.

Если во время расследования уголовного дела будут установлены другие преступления, совершенные лицом относительно которого ведется следствие или другим лицом, если они связаны с преступлениями совершенные лицом относительно которого ведется следствие и которые не подследствены тому органу, который осуществляет досудебное следствие, то в случае невозможности выделения этих материалов в отдельное производство прокурор, который осуществляет надзор за досудебным следствием, своим постановлением определяет подследственность всех этих преступлений.

Досудебное следствие проводится только после возбуждения уголовного дела и в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом.

Следователь милиции обязан немедленно приступить к ведению следствия в возбужденном им или переданном ему деле. Когда дело возбуждено следователем милиции и принято им к своему ведению, то составляется единое постановление о возбуждении дела и принятию его к своему ведению. В случае принятия к своему ведению ранее уже возбужденного дела следователь выносит отдельное постановление о принятии дела к своему ведению. [27]

Копию постановления о принятии дела к своему ведению следователь милиции в течение суток посылает прокурору.

При проведении досудебного следствия все решения о ведении следствия и о проведении следственных действий следователь милиции принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получения разрешения суда (судьи) или прокурора, и несёт полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В случае несогласия следователя милиции с указаниями прокурора о привлечении как обвиняемого, о квалификации преступления и объёме обвинения, о направлении дела для предоставления обвиняемого в суде или о закрытии дела, следователь вправе подать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает проведения следствия по этому делу другому следователю.

Следователь милиции по расследываемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о проведении розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания помощи при проведении отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя являются для органов дознания обязательными. [24]

В делах, в которых досудебное следствие является обязательным, следователь милиции в праве в любой момент приступить к проведению досудебного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных статьёй 104 Уголовно-процессуального кодекса.

Постановления следователя милиции, вынесенные соответственно к закону в уголовном деле, которое находиться в его ведении, являются обязательными для выполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

При проведении различных следственных действий следователь милиции в праве использовать звукозапись, стенографирование и киносъёмку и видеозапись.

Досудебное следствие проводится в том районе, где было совершено преступление. Когда место совершения преступления неизвестно, а также с целью наиболее быстрого и полного расследования преступления, следствие может проводиться на месте совершения преступления или на месте пребывания подозреваемого, обвиняемого, или на месте пребывания большинства свидетелей или по назначению прокурора.

Следователь милиции, установив, что данное дело ему не подследственно, обязан провести все неотложные действия, после чего передать дело прокурору для направления его на доследование.

Следователь милиции имеет право проводить следственные действия в других следственных районах и вправе поручить проведение этих действий соответствующему следователю милиции или органу дознания, которые обязаны эти поручения выполнить в десятидневный срок.

В границах города или района, даже поделённого на несколько следственных участков, следователь милиции обязан лично проводить все следственные действия.

Досудебное следствие по уголовным дулам должно быть закончено в течение двух месяцев. В этот срок включается время с момента возбуждения дела до направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или до закрытия, остановки проведения дела. Этот срок может быть продолжен районным, городским прокурором в случае невозможности закончить расследование - до трёх месяцев.

Данные досудебного следствия могут быть оглашены только с разрешения следователя милиции или прокурора и в том объёме, в котором они считают нужным.

В необходимых случаях следователь милиции предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых, а также других лиц, которые присутствуют при проведении следственных действий, об обязанности не разглашать без его разрешения данных досудебного следствия. Виновные в разглашении данных досудебного следствия несут уголовную ответственность по статье 387 Уголовного кодекса Украины.

Следователь милиции, признав лицо потерпевшим от преступления, разъясняет ему его права, предусмотренные статьёй 49 Уголовно-процессуального кодекса, отмечает об этом в постановлении, котороё удостоверяется подписью потерпевшего.

В случаях, когда преступлением причинен вред имуществу гражданина, предприятию, учреждению или организации, следователь разъясняет потерпевшему и представителю право заявить цивильный иск, о чём отмечает в протоколе допроса или направляет потерпевшему письменное сообщение, копию которого приобщает к делу.

В делах о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрена конфискация имущества, следователь обязан применить необходимые меры для обеспечения выполнения приговора в части возможной конфискации имущества, составив об этом постановление.

Обеспечение гражданского иска и возможной конфискации имущества поводится путём наложения ареста на вклады, ценности и другое имущество обвиняемого или подозреваемого или лиц, которые по закону несут материальную ответственность за его действия, где бы эти вклады, ценности и другое имущество не находилось, а также путём извлечения имущества, на которое наложен арест. Наложение ареста на вклады указанных лиц проводиться исключительно по решению суда.

Имущество, на которое наложен арест, описывается и может быть передано на сохранение представителям предприятий, учреждений, организаций или членам семьи обвиняемого или другим лицам. Лица которым передано имущество, предупреждаются под расписку об уголовной ответственности за его несохранение.

Не подлежат описи предметы первой необходимости, которые используются лицом, у которого проводиться опись, и членами их семей. Перечень этих предметов определён в Дополнении к Уголовному кодексу Украины.

Арест имущества и передача его на сохранение оформляется протоколом, который подписывается лицом, которое проводило опись, понятыми и лицом, которое приняло имущество на сохранение. К протоколу прилагается подписанное этими лицами описание переданного на сохранение имущества.

Для установления стоимости описанного имущества в необходимых случаях приглашается специалист, который также подписывает протокол и описание имущества с его оценкой.

Наложения ареста на имущество отменяется постановлением следователя милиции, когда в применении этой меры возникает необходимость.

При проведении обыска, изъятия, осмотра, предъявления лиц и предметов для опознания, воспроизведение обстановки и обстоятельств происшествия, описи имущества обязательно присутствие не менее двух понятых.

К участию в проведении признания понятые могут быть привлечены в случае, если следователь милиции считает это необходимым.

Возражения понятого по поводу проведения следственных действий подлежат обязательному занесению в протокол.

Ходатайство подозреваемого, обвиняемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей о выполнении любых следственных действий, следователь милиции обязан рассмотреть в срок не более трёх суток и удовлетворить их, если обстоятельства, об установлении которых заявлено ходатайство, имеют значение для дела. О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, которое заявило ходатайство. О полном или частичном отклонение в ходатайстве составляется мотивированное постановление.

О решении, принятом следователем милиции или прокурором во время проведения досудебного следствия в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, а также в случаях, когда это признаёт необходимым следователь или прокурор, составляется мотивированное постановление. В постановлении указывается место и время его составления, должность лица, которое выносит постановление, его фамилия, дело, в котором проводится следствие, и обоснование принятого решения, а также статья Уголовно-процессульного кодекса, на основании которой принято решение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Милиция осуществляет огромный объём работы по борьбе с преступностью.

Милиция - это составная часть системы органов внутренних дел, которые осуществляют государственную исполнительную власть в сфере охраны гражданского порядка.

Милиция является органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Заданием оперативно-розыскной деятельности является поиск и фиксация фактических данных о противоправных действиях лиц или отдельных групп, ответственность за которые установлены Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывную деятельность специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получения информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.

Милиция является органом осуществляющим дознание

На органы дознания возлагается функция применения необходимых оперативно-розыскных мер с целью выявления признаков преступления и лиц, которые его совершили. Современный этап организации работы следственного аппарата характеризуется совершенствованием структуры этого аппарата, улучшением научно-технического и материального обеспечения его сотрудников, расширением подследственности. В системе органов внутренних дел дознание, как уже отмечалось, осуществляется милицией, которая является основным органом, выполняющим функцию дознания, и другими службами.

Милиция также осуществляет досудебное следствие.

Расследование преступлений - особый и ответственный вид государственной деятельности, требующий специальной подготовки субъектов, её осуществляющих, и продуманной процедуры, предусматривающие соответствующие гарантии установления истины, принятия точных процессуальных решений и обеспечение прав и законных интересов участников.

Милиция предотвращает, останавливает и раскрывает преступления, а также используют оперативно-розыскные меры. В частности, ведёт борьбу с организованной преступностью, с преступлениями против личности, с имущественными преступлениями, с проституцией.

Цель и задачи милиции в уголовном процессе - охрана прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы тот, кто совершил преступление, был привлечён к ответственности и не один невиновный не был наказан.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Положение о Министерстве внутренних дел Украины: Утвержд. Постановлением Кабинета Министров от 4 октября 2006 г. №1383 // Официальный вестник Украины, 2006, №40 (18.10.2006),ст.2687

. О милиции: Закон Украины от 20 декабря 1990г. // Ведомости Верховного Совета Украины. 1991. -№4 (22.01.91),-Ст.2; ВВСУ-1992, -№ 36 (08.09.92), -Ст. 526; 1993. -№ 11 (16.03.93), -Ст. 83: 1994. -№ 26 (28.06.94), -Ст.216; 1995. -№15 (11.04.95). -Ст.102; Ведомости Верховной Рады Украины. -1999, -№ 4 (29.01.99), -Ст. 35; 2000, -№ 1Q (10.03.2000), -Ст.79; 2000. -№27 (07.07.2000). -Ст. 213; 2001. -№ 10 (09.03.2001), - Ст. 44; 2001, - № 40 (05.10.2001), - Ст. 193; 2002, - № 26 (27.06.2002), - Ст. 17.

  1. О Службе безопасности Украины: Закон Украины от 25 марта 1992//Ведомости Верховного Совета Украины. 1992. -№ 27 (07.07.92), -Ст. 382; Ведомости Верховной Рады Украины. -2000. -№10 (10.03.2000). -Ст. 79; 2001, -№ 9 (02.03.2001), -Ст. 38; 2002. - №17 (26.04.2002), - Ст. 117; Официальный вестник Украины, 2002. -№14 (19.04.2002),-Ст. 710.
  2. О создании Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний: Указ Президента Украины от 22 апреля 1998 г. // Урядовый курьер.- 1998. - 30 апреля.
  3. Что такое НБР и кем оно занимается? Голос Украины.-1998,-13 января.
  4. Михайленко П.П., Кондратьев Я.Ю. История милиции Украины в документах и материалах. В 3-х т. - К. Генеза, 1997. - Т. 2. -412 с.
  5. Ануфриев M.И. Задачи правоохранительных органов в борьбе с преступностью / 7 Bестник Луганского института внутренних дел МВД Украины. -1999. - № 1. - С. 8-12.
  6. Кохаров В.Л. Аспекты реализации принципа гласности в деятельности органов внутренних дел Украины // Вестник ЛИВД МВД Украины.-1998. - № 4. - С. 174-190.
  7. Заяц М. Место органов внутренних дел в реализации прав человека // Право Украины. -1999. - № 10. - С. 26-29.
  8. Брожко К. Специальные службы современной Украины // Человек и политика -1999. - № 3. С. 38-43.
  9. Хальота А. Методы деятельности органов Внутренних дел по

обеспечению реализации прав человека // Право Украины. - 2001. - № 5. -С. 43-4

  1. Щербатых В. Создание воинской полиции Украины - условие становление воинско-правоохранительной сферы //Право Украины. -2001. - № 5. - С. 34-36.
  2. Чикалин В. Милицию пока есть за что критиковать (итогов. Коллегия Министерства внутренних дел) // Урядовий курьер. -2002. 12 января (№ 7). -С.
  3. Степаненко К. Взаимодействие милиции с полицейскими организациями зарубежных стран // Право Украины. - 2003. -№ 3. - С.148-152

15. Компанеец Д. Историкo-правовой аспект поисковой функции в деятельности полиции// Право Украины. - 2003. - № 1. - С. 139.

16. Мельник И. Реформирование служб милиции и особенности применения ними административного принуждения//Право Украины. - № 2. -2005. -С. 3.

17. Братель С. Некоторые проблемы проведения демократичного, гражданского контроля за деятельностью милиции// Юридичная Украина.-№6.-2005.С.67

18. Дубинский А.Я. Исполнение процессуальных решений следователя. Правовые и организационные проблемы. Киев, 1984. С. ПО.

19. Чувилев А.А. Взаимодействие органов дознания со следователями// Дознание в органах внутренних дел: Учебн. пособие. М.: МВШМ МВД СССР, 1986. С. 140.

20. Матусовский Г.А., Сущенко В.Н. Организация работы аппаратовдознания и предварительного следствия органов внутренних дел: Учебн. пособие. Харьков, 1983. С. 65.

21. Дубинский А.Я. Производство предварительного расследования органами внутренних дел: Учебн. пособие. Киев: КВШ МВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1987. С. 16.

22. Коврига 3.Ф. Дознание в органах милиции. Воронеж: Изд-во ВГУ.1964. С. 31.

23. Мальцев Е.Г. О принципах и условиях сочетания оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий // Вопросы уголовного права, процесса и криминалистики: Учен. зап. Пермского ун-та, 1967. № 187.С. 73-76.

24. Дубинский А.Я. Исполнение процессуальных решений следователя. Правовые и организационные проблемы. Киев, 1984. С. 87 и след.

25. Умаров К.У. Органы милиции - основные органы дознания. Ташкент, 1968. С. 12;

26. Якубович Н.А., Михайлова Т.А. Досудебное производство в протокольной форме // Укрепление законности в уголовном судопроизводстве. М., 1986.С. 46-47.

.Шадрин В.С. Соотношение форм предварительного расследования // Уголовно-процессуальные проблемы предварительногоследствия и пути его совершенствования. Волгоград, 1985. С. 87-91.

28. Шпилев В. //. Участники уголовного процесса. Минск, 1970. С. 26.

. Кругликоа А.П. Правовое положение органов и лиц, производящихдознание, в советском уголовном процессе: Учебн. пособие. Волгоград: ВСШМВД СССР, 1986 С 7.

30. Быков А.А., Квелидзе Г.А. Прокурорский надзор за исполнениемзаконов в деятельности органов дознания и предварительного следствия МВД.Тбилиси, 1975. С. 27-28 и др.

31. Гребелъский Д. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности советской милиции//Соц. законность. 1974. № 3. С. 56.

Похожие работы на - Роль милиции в борьбе с преступностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!