Стратегический исследование среды управления
Министерства
образования РФ
Московский
Государственный Университет экономики статистики и информатики МЭСИ
Контрольная
работа
По
стратегическое управление
Стратегический
анализ среды управления
Выполнил:
студент 3 курса
Группа
ЗНФ - 301
Имя
фамилия ХУРШИДБЕК МАМАТОВ
Проверил(а)
МОСКВА
2008г.
ПЛАН
1. Внешняя
и внутренняя среда управления
2. STEP
-(PEST) и SWOT
- анализы среды
. Оценка
привлекательности стратегических зон хозяйствования
. Вывод
Список
использованной литературы
1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ
Среда управления как его объемлющая система -
это важнейший объект внимания стратегического управления и первый объект
стратегического анализа. Ведь для осмысления и того, где находится организация,
и того куда она хочет переместится, нужно прежде всего видение среды. Для
стратегического управления в России это тем более существенно, что здесь с 1985
г. среда управления потеряла устойчивость и менялась многократно и каждый раз -
довольно радикально. Сменился способ хозяйствования, на смену устойчивой
экономической модели пришел почти перманентный поиск новой, на арену управления
вышли совершенно иные социальные слои, институты, изменились общественные
ценности и приоритеты, иными стали роль страны в мире и ее взаимоотношения с
внешним миром. Иными стали не только субъекты управления, но и его объекты
принципы и инструменты.
Внешняя среда управления - это совокупность
внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы
организации, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента. Выделяются
политические, экономические, научно - технические, социальные, экологические и
другие компоненты внешней среды. Внешняя среда включает в себя макросреду,
состоящую из факторов широ-кого социального плана и системного, общего,
преимущественно косвенного действия, и микросреду - конкретных субъектов, чьи
действия и отношения могут быть направлены на данного субъекта: потребителей,
посредников, конкурентов. В любом случае внешняя среда может быть средой как, прямого,
так и косвенного (опосредованного и отсроченного) воздействия.
Возможности обратного воздействия субъекта
менеджмента, Организации на элементы макросреды опосредованы и существенно
ограничены. В отношении элементов микросреды возможны определенные действия,
сглаживающие негативные и усиливающие позитивные влияния или позволяющие их
избежать или переменить путем соответствующего стратегического выбора, сама
организация и субъект менеджмента тоже может активно воздействовать на элементы
этой среды.
Внутренняя среда управления понимается как
совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил,
слабостей), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним могут быть
отнесены: сложившаяся организационная структура, распределение функций, ответственности,
ресурсов и прав подразделений и отдельных работников в организации, ее этика и
традиции, отношения руководства - подчинения, доминирующий стиль руководства и
отношения неформального лидерства, социально психологический климат в коллективе.
В любом случае для внутренней среде характерно,
что это среда прямого воздействия - совокупность элементов и факторов,
оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию.
В логике классификации факторов среды по макро -
и микроуровням может быть выделена также мезосреда - отраслевая, региональная,
имеющая соответствующие промежуточные характеристики.
Наиболее расхожие, популярные экономические
факторы для анализа макросреды российского бизнеса - это разнообразные факторы
глобализации и перехода на принципы рыночной экономики, мировые цены на
классические компоненты российского экспорта (нефть, газ, металлы, и другое
сырье), курсы доллара и рубля.
Среди правовых факторов - распределение властных
полномочий (прежде всего, между органами управления центром, регионами и
местными сообществами), обеспечение выполнения законов. В числе ведущих
демографических факторов - снижение общей численности населения, его старение,
дисбаланс полов, снижение брачности, ухудшения здоровья, изменение этнической структуры,
масштабная миграция населения.
стратегический анализ хозяйствование управление
2. STOP - (PEST)
и SWOT - анализы среды
Исследование среды управления производится с
помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности, относятся методы
STEP - (или PEST) и SWOT
- (реже - SNW) АНАЛИЗА. С
их помощью исследователи ищут ответы на стратегические вопросы:
· Каково нынешнее положение организации?
· В каком положении организация могла
бы оказаться в будущем?
· Какие препятствия могут возникнуть и
что благоприятствует организации на пути к поставленным целям?
· Какие возможности необходимо
реализовать чтобы достигнуть этих целей?
· Как управлять реализацией стратегии?
По результатам STEP - и SWOT - анализа
формируются варианты стратегического развития управляемой системы - фирмы,
организации, социумы.
Step - (или pest)
анализ. «поведение» внешней среды удобно анализировать и соответственно
проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие
на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов
макросреды:
Социальные (с), технологические (т),
экономические (э), политические (п).
Начальные буквы названии этих факторов и
составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации
STEP factors
analyzing (СТЕП - анализ),
или PEST - анализ.
Это разновидность экспертного анализа. Эксперты
обычно разделяются на команды по числу основных подсистем организации. Они
определяют состав основных значимых факторов макросреды и ранжируют их по
значимости, отдельно для каждой группы факторов. Результаты работы подводятся в
два этапа: сначала выявляются индивидуальные мнение всех участников, а затем -
мнения команд. В дальнейшем определяются статистические характеристики
результатов ранжирования (оценка математического ожидания и
среднеквадратичес-кого отклонения рангов). Кроме количественных характеристик
предпочтения, целесообразно бывает также попросить экспертов дать качественные
характеристи-ки факторов макросреды, описывающие ее состояние в перспективе
(прогнозы на 5 и 10 лет).
Преимущество, которые дает анализ СТЕП -
факторов:
1. Когда руководитель со своими ближайшими
сотрудниками работают со СТЕП - факторами, они начинают думать о внешнем
окружении, а не только говорит о не.
2. У людей появляются «видение» внешнего
окружения. Воспитывается культура учета факторов внешнего окружения.
. Вы свободно передвигаетесь от фактора к
фактору, и у вас выстраивается целостная картина внешнего окружения.
. Вырабатывается общий язык для анализа
внешнего окружения.
. Вырабатывается устойчивая привычка
размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.
Конкретный пример СТЕП - анализ см. в приложении
к этой главе.
Аббревиатура SWOT складывается из первых букв
английских слов strengths - сильные стороны, weaknesses
- слабости, opportunities
- возможности, Treats -
угрозы. Речь здесь идет о внутренней среде (сопоставление собственных
характе-ристик с характеристиками основных конкурентов, что позволяет оценить
собст-венные силы и слабости) и о внешней среде, предоставляющей организации
определенные положительные возможности и несущей в себе отрицательные факторы,
угрозы. На практике с начала анализируется именно внешняя среда; поэтому строго
говоря, буквы О и Т должны были предшествовать буквам S и W. Расширенную первую
часть swot - анализа, в которой характеристики фирмы могут быть оценены не
только как силы или слабости, но и нейтрально (N - Nautral), на уровне основных
конкурентов, называют SNW
- анализом.
В зависимости от специфики деятельности
организации те или иные аспекты внешней среды оказывают большее или меньше
влияние на результаты деятель-ности организации. Для коммерческой организации
предполагаемый рост заказов государства как потребителя, прогноз будущей
инфляции, цикл жизни продукта, возможное развитие международного рынка и фирм -
конкурентов, а также оценка технологических тенденций, изменений в структуре
потребителей, отношения общества к бизнесу. Коммерческая организация,
осуществляющая экспертно - импортные операции, в большей мере зависит от
таможенной политики, чем органы местного самоуправления. В то же время
государственная организация больше зависит от политических факторов, чем
коммерческая торговая фирма.
Анализ внутренних сильных и слабых сторон
включает в себя оценку плюсов и минусов самой организации. В частности, в
коммерческой организации анализируются и оцениваются: маркетинг, финансы,
человеческие ресурсы, культура организации, производства. В государственной
организации оцениваются многие аналогические аспекты ее деятельности: маркетинг
( степень нацеленности на удовлетворение потребностей граждан ) , финансы,
интеллектуальный потенциал, культура организации.
Классические экономические угрозы - для
современной развивающейся России названы президентом в послании федеральному
собранию (2001 г.). Это сырьевая направленность экономики России (ставящая
страну в зависимость от конъюнк-туры мировых сырьевых рынков), замедление роста
экономики, сохранение неблагоприятного делового климата, отток капиталов и
длительное недоинвестиро-вание экономики, секвестр бюджета (для
бюджетозависимых отраслей ) и непоря-док в межбюджетных отношениях, в целом
деградация ресурсной базы экономики, качественное ухудшения производственно -
технического потенциала и другие факторы, способные привести к экономической
стагнации. Трудно найти отрасли экономики и даже предприятия, не испытывающие
на себе негативное действие этих факторов.
В последние годы XX века России представились
новые возможности вырваться из состояния перманентного экономического кризиса.
Четырехкратная девальвация рубля в 1998 г. улучшила позиции отечественных
производителей, расширила возможности импортозамещения; трехкратный рост
мировых цен на нефть позво-лил избежать очередного кризиса неплатежей во
взаимоотношениях с мировым сообществом. Избрание новой власти увеличило
ожидания радикальных экономии-ческих реформ. Однако к начало нового тысячелетия
посткризисный потенциал развития потерял силу, стали востребованы новые
движители развития.
Силы и слабости России отчасти лучше видятся со
стороны, например, из Лозанны, где международный институт развития менеджмента
(IMD) уже более десятка лет ежегодно оценивает сравнительную
конкурентоспособность многих стран мира. Методика, разработанная и реализуемая
IMD под руководством профессора С. Гарелли, использует восемь крупных критериев
конкурентоспособности стран, которые, в свою очередь, включают в себя следующие
комплексные показатели.
Факторы конкурентоспособности (по методике
Международного института развития менеджмента)
АГРЕГИРОВАНЫЕ
ФАКТОРЫ
|
|
Внутренний
экономичес-кий потенциал
|
Внешне
экономические связи
|
Государственные
регулирование
|
Инфраструктура
|
Система
управление
|
Научно
технический Потенциал
|
Кредитно
Финансовая Система
|
Трудовые
ресурсы
|
|
Добавлен-ная
Стоимости
|
Текущий
Платежный Баланс
|
Национальный
долг
|
Капитализация
экономики
|
базовая
|
продуктивность
|
Затраты
на НИОКР
|
Демографические
характеристики
|
|
Инвестиции
|
Правительственные
расходы
|
доступность
капитала
|
Технологическая
|
затраты
на рабочую силу
|
Уровень
научных кадров
|
Характеристики
рабочей силы
|
|
Сбережения
|
Импорт
товаров и услуг
|
фискальная
политика
|
Динамизм
Фондовых Бирж
|
Деловая
(для бизнеса)
|
Корпоративная
интенсивность
|
Технологический
менеджмент
|
Занятость
|
|
Конечное
потребление
|
Курс
Национальной валюты
|
Эффективность
гос - управления
|
Энергетическая
|
эффективность
управления
|
Научная
среда
|
Эффективность
банковского сектора
|
Безработица
|
|
Развитие
секторов экономики
|
Инвестиции
в ценные бумаги
|
Правосудие
|
-
|
-
|
Корпоративная
Культура
|
Интеллектуальная
собственность
|
Система
образование
|
|
Стоимость
Жизни
|
Прямые
иностранные инвестиции
|
Правоохранительные
органы
|
-
|
уровень
жизни
|
|
Адаптивность
|
Национальный
протекционизм
|
-
|
Национальные
культурные ценности
|
|
-
|
Открытость
экономики
|
-
|
. Оценка привлекательности стратегических зон
хозяйствования
Одна из ключевых задач, определяющих степень
успешности любой стратегии, - оценка привлекательности стратегических зон
хозяйствования (СЗХ). В отечественных переводах используются и другие названия
- синонимы СЗХ - стратегический сегмент или стратегическая область бизнеса
(СОБ) . СЗХ, или СОБ, по И. Ансоффу, отдельный сегмент окружения, на который
фирма имеет (или хочет получить) выход. Первый шаг анализа в стратегическом
управлении состоит в определении таких зон (из числа принципиально доступных),
их исследовании вне связей со структурой фирмы или ее текущей продукцией.
Результатом подобного анализа является оценка перспективы, которая открывается
в этой области. Данная информация необходима, чтобы решить, как именно фирма
собирается конкурировать с другими фирмами в соответствующей области.
SWOT - анализ
страны на примере Казахстан
Сили
|
Слабости
|
Заложены
основы независимого суверенного государства
|
Строительство
государства еще далеко до завершения
|
Произошел
отход от старой политической и экономической системы, заработала новая
|
цели
широкомасштабных социальных политических и экономических реформ еще не
достигнуты
|
в
обществе возникла качественно иная система ценностей и новый тип человеческих
отношений, базирующийся на свободе и частно - индивидуально
|
Во
время переходного периода большинство граждан многое пережили и многим
пожертвовали
|
Главный
актив - качество человеческих ресурсов, высокообразованное население с
высоким уровнем научного и творческого потенциала
|
Нужны
новые и более цивилизованные условия для развития человеческого потенциала
|
Богатые
природные ресурсы
|
Много
трудности и нет продуманной стратегии использования богатства недр
|
Обширные
земельные площади, сельскохозяйственные угодья
|
Не
хватает реальной и эффективной стратегии, людей и капитала для использования
площадей и угодий
|
Политическая
стабильность и отсутствие конфронтации в обществе
|
До
консолидации и единства общество еще далеко
|
Толерантность
и терпение населения, радушие и приветливость
|
Тяготы
переходного периода еще очень чувствительны
|
Возможности
|
Угрозы
|
Географическое
положение на перекрестке дорог в евро - азиатском регионе
|
менталитет
в духе коммунистических принципов. Медленное привыкание к пе-ременам,
ожидание людьми помощи государства
|
Поддержка
реформ со стороны иностранных государств и донорских организ
|
Существенное
снижение объемов производства после развала СССР
|
Преимущества
новых информационных и телекоммуникационных технологий для большой, но
малонаселенной страны
|
|
Новые
большие масштабы бедности и безработицы и, как следствие, преступности,
наркомании, общественной депрессии и потенциала общественной нестабильности
|
|
Демографическая
депопуляция, дефицит специалистов
|
|
Недостаточно
подготовленное и плохо организованное государственное управление, крайне
низкое качество корпуса менеджеров предприятия
|
|
Неполнота
и нестабильность законодательство
|
|
Малый
рост национальных сбережений и накопления капитала, которые должны стать
движущей силой экономики
|
От правильности оценки СЗХ напрямую зависит,
окажется ли стратегический выбор зоны хозяйствования верным ли нет, сможет ли
стратегия эффективно реализоваться.
Если выясниться, что имеющийся рынок уже
недостаточен для реализации потенциала фирмы и достижения намеченного уровня ее
притязаний, то фирма окажется перед необходимостью искать новый рынок, новую
зону реализации потенциала. Условно говоря, надо будет решать: куда пойти со
своим бизнесом - в Тамбовский область или в воронежскую?
Предположим, что Тамбовской области лидер имеет
рыночную долю 0,4 в совокупном объеме продаж по нашей товарной группе,
претендент на лидерство - 0,2; кроме того, есть еще восемь сравнительно мелких
конкурентов, рыночная доля каждого из которых составляет 0,05. А в Воронеже
ситуация иная; лидер имеет долю, равную 0,3 , его ближайший конкурент - 0,1; на
этом рынке также действует еще 12 конкурентов с рыночными долями по 0,05.
Тогда индекс герфиндаля - гиршмана для
тамбовской области будет равен
а Воронежской
Индекс для Воронежской области
оказался существенно ниже, что означает, что при прочих равных условиях наша
фирма будет себя лучше чувствовать именно здесь.
4. ВЫВОД
Среда управления выступает первым и
важнейшим объектом стратегического анализа, поскольку от его результатов
зависит правильность выбора стратегии. Она подразделяет на внутреннюю и внешнюю
среду, а последняя - на макро - и микросреду.
Основными инструментами изучения
среды управления является STEP и SWOT - анализы, позволяющие
экспертным путем определить значимость различных факторов среды, определит
сильные и слабые стороны организации в конкуренции, ее перспективные
возможности стратегического развития и угрозы этому развитию.
На основе проведенного анализа может
быть оценена перспективность, привлекательность тех или иных сфер экономики,
территорий, рынков как стратегических зон хозяйствования. Перед принятием
решений о вложений капитала, инвестиционных ресурсов в ту зону хозяйствования
как стратегическую целесообразно также оценить инвестиционный климат этой зоны.
Список использованной литературы
А.
Л ГАПОНЕНКО
А.
П ПАНКРУХИН
«Стратегическое
управление» учебник 2 - издание МОСКВА 2006
А.
А ТОМПСОН
А.
Дж СТРИКЛЕНД
«Стратегический
менеджмент» м- юнити, 1998