Бизнес-план строительства аквапарка
1. Описание предприятия и отрасли
Крытый водный парк представляет собой универсальный центр активного
отдыха и развлечений, предлагающий купание в бассейнах, прыжки в воду с
трамплинов, катание на водных горках, ванны с гидромассажем, бани и сауны, и
многое другое. Услуги аквапарка рассчитаны на удовлетворение запросов
представителей всех возрастных групп и соответствуют мировым стандартам, как по
уровню качества, так и по разнообразию.
В соответствии с проектом, в состав аквапарка также будут входить гостиница,
кафе, бары, автостоянка, и многое другое. Кроме того, планируется освоение
расположенного рядом естественного водоема (площадью ~ 5000 м2).
Основная идея данного инвестиционного проекта предполагает развитие
рыночной ниши развлекательной сферы активного отдыха социально-культурного
характера в городе Уфа, за счет строительства нового уникального, с точки
зрения инженерии и технологий, центра развлекательной индустрии -
спортивно-оздоровительного комплекса с аквапарком закрытого типа.
Аквапарк - это центр досуга, представляющий собой комплекс бассейнов,
водных горок и аттракционов, ресторанов и кафе, торговых галерей и уютных
магазинчиков, рассчитанный на ежедневную круглогодичную эксплуатацию. Аквапарк,
по сравнению с обычным плавательным бассейном, предлагает более комфортабельные
условия, большее количество мелкой воды, аттракционов и развлечений.
Привлекательная внутренняя среда образуется тропическими ландшафтами,
живописной «скалистой горой», живой растительностью и разнообразными
аттракционами. Аквапарк является уникальным объектом по разнообразию интересов,
которые он способен удовлетворить. Совмещение возможностей для отдыха,
развлечений и спортивно-оздоровительных мероприятий обуславливают высокую
рентабельность аквапарков, проверенную мировым опытом.
Создание спортивно-оздоровительного комплекса с аквапарком планируется
осуществить путем строительства нового здания, расположенного в пригороде г.
Уфы.
Таким образом, проект нацелен на повышение уровня и качества
удовлетворения потребителей, причем не только нашего города, но и близлежащих
регионов в целом.
2. Маркетинг
.1 Оценка емкости рынка с точки зрения покупателя
Комплекс «Аквапарка» по перечню предоставляемых услуг будет являться
уникальным центром досуга привлекательным для жителей Уфы, республики и гостей
города. Привлекательность комплексов такого типа, их популярность во всем мире
обуславливается тем, что они предоставляют широкие возможности для активного
отдыха на воде всем категориям населения. Кроме того, в составе услуг подобных комплексов,
как правило, предусматриваются спортивно-оздоровительные и развлекательные
зоны, которые дополняют его привлекательность и расширяют круг потенциальных
клиентов. Такое сочетание возможностей для семейного досуга, привлекательность
водных видов спорта и развлечения обеспечивает посещаемость комплексов всеми
категориями жителей круглый год.
В России, а особенно в Уфе постепенно формируется прослойка населения,
которое может себе позволить развлечения подобного рода, а главное нуждается в
них из-за сформировавшегося образа жизни, наличия приобретенного опыта подобных
развлечений в соседних регионах.
Однако, с учетом относительного низкого уровня доходов подавляющей части
населения города в настоящее время, платежеспособный спрос на услуги аквапарка в
значительной степени будет определяться уровнем цен на услуги комплекса и
изменением доходов населения города на перспективу.
Произведем расчет емкости рынка. В Уфе приблизительно 1 млн. жителей.
Планируется, что 20% из них являются потенциальными покупателями нашей услуги,
причем готовы тратить на нее в среднем 500 рублей в год.
2.2 Оценка емкости рынка с точки зрения продавца
Водноспортивные развлекательные комплексы типа «Аквапарк» широко
распространены в России. Практически каждый крупный город в западной и
центральной России, т.е. в основном в регионах со схожими
природно-климатическими условиями, имеет в своей инфраструктуре подобный
комплекс. Во многих городах России осуществлялось или строительство новых
комплексов, или реконструкция традиционных спортивных бассейнов. Всего же
строительство подобных комплексов в мире имеет широкий размах, спроектировано и
построено по всему миру около 1100 различных комплексов.
Пик строительства водно-развлекательных комплексов приходится на начало
21-го столетия и перспектива строительства подобных комплексов сохраняется. Это
обусловлено не только ухудшением условий для отдыха около естественных водоемом
по экологическим соображением, но и увеличением уровня жизни, повышением
внимания людей к подобным развлечениям.
2.3 Оценка предполагаемой доли рынка
Единственное место подобного отдыха для уфимцев это аквапарк «Лукоморье»,
способный вместить в себя до 600 человек одновременно. Средняя посещаемость -
800 человек в неделю. Располагается он в достаточной отдаленности от города,
что затрудняет движение к нему и основной поток клиентов наблюдается лишь в
летнее время.
Также, известно, что около 500 уфимцев еженедельно посещает популярные
аквапарки в соседних регионах - Казани и Самаре.
Для более точной оценки предполагаемой доли рынка было проведено
социологическое исследование. О своем желании посетить аквапарк в Уфе заявило
80% опрошенных. Аквапарк, скорее, будут посещать люди, активно проводящие свое
свободное время, которые на досуге не привыкли «сидеть в четырех стенах» (66%
опрошенных определенно будут ходить в аквапарк). Выше среднего можно ожидать
уровень посещения спортсменами (из них, определенно, станут ходить 58%),
«любителями бани» (63%), частыми посетителями бассейнов (63%). Основную
категорию посетителей «Аквапарка» (без учета детей до 18 лет) составят уфимцы
18-34 лет. Существенно ниже будет процент пожилых людей 55-70 лет, пенсионеров.
Почти половина (43%) респондентов - уфимцев утверждают, что стала бы
посещать комплекс периодически. Столько же (42%) определится с частотой
посещения после первого раза.
Таким образом, можно предположить посещаемость будущего аквапарка на
начальных стадиях после открытия - около 1000 человек в неделю.
2.4 Комплексный анализ рынка
Изучение товара. Новизна и конкурентоспособность аквапарка по сравнению с
аквапарками конкурентов главным образом заключается в его географическом
расположении. Аквапарк будет первым на территории большой республики с более
чем 4 млн. жителей.
Соответствие требованиям местного законодательства, существующих здесь
правил и обычаев. Необходимо учесть, что в соответствии с требованиями СЭС
нельзя организовывать подобные учреждения рядом с жилыми домами. Выбранная
территория должна иметь промышленную централизованную подводку воды и
канализацию. Все строения и развлекательные аттракционы должны соответствовать
требованиям безопасности и местному законодательству.
Аквапарк должен быть способен удовлетворить нынешние и перспективные
потребности потенциальных покупателей. Для этого он должен соответствовать
уровню ближайших аквапарков - Казани и Самары.
Изучение рынка. Рынок, на котором планируется продвижение нашего товара,
располагается в крупном мегаполисе с населением более 1 млн. жителей с широким
спектром развлекательных учреждений.
Изучение покупателей. Потенциальными покупателями нашей услуги
предполагаются следующие целевые группы:
) дети (с родителями);
) молодежь (18-30 лет);
) люди среднего возраста (31-50 лет);
) гости столицы и республики.
Типичные способы использования предлагаемого товара, характерные для этих
покупателей:
) место семейного отдыха;
) место отдыха с друзьями;
) место для здорового отдыха;
) модное удовольствие;
) достопримечательность города;
) место проведения культурных зрелищных мероприятий.
Изучение конкурентов. Основными конкурентами нашего аквапарка являются:
аквапарк «Лукоморье». Зона отдыха «Лукоморье», расположенная в одном из
живописных мест Уфимского района, близ деревни Михайловка. Там имеется пруд,
окруженный деревьями, пляж с водными горками, бани. Большинство услуг,
предоставляемых этим аквапарком, доступны лишь в сезон - летнее время;
аквапарк в Самаре. Аквапарк в Самаре - это комплекс водных развлечений,
включающий бассейны, горки, аттракционы. Его площадь - 6 700 кв.м.
Круглогодично температура воды в нем 28 °С, воздуха - 32 °С. В зале аквапарка
расположено 9 бассейнов, 11 водных горок и более 30 аттракционов, как для
взрослых, так и для детей. Высота стартовой площадки горок - 12 метров, общая
длина горок - более 500 метров. Площадь зеркала воды около 2000 м2. Аквапарк в
Самаре оснащен самым современным оборудованием, позволяющим постоянно
поддерживать условия, наиболее комфортные и безопасные для человека. Постоянная
влажность на уровне 65%. Работает система вентиляции. Тройная очистка воды
(механическая, химическая, обработка УФ-лучами).
К услугам посетителей:
) паркинг;
) бары (в том числе водный бар);
) гардероб;
) индивидуальные ящики для хранения одежды;
) медицинский кабинет;
) магазин сувениров;
) служба спасателей и служба охраны обеспечит должную безопасность;
аквапарк в Казани «Ривьера». Казанский аквапарк «Ривьера» - отличное
место для отдыха, как всей семьей, так и большой компанией на большой площади,
с сервисом и аттракционами. Самый большой аквапарк в России приглашает желающих
отдохнуть, практически любого возраста.
Что же предлагает аквапарк для взрослых? Аквапарк «Ривьера» предлагает
водные аттракционы различной высоты и сложности, как для любителей экстрима,
так и для любителей релаксации. Кроме того в аквапарке работает волновой
бассейн, имитирующий морской шторм, специальный бассейн для занятий дайвингом и
зона СПА-отдыха, в которой вы можете попробовать различные виды оздоровительных
водных процедур. Так же в СПА-зоне работает финская сауна и турецкая баня.
На территории аквапарка работает аква-бар, в котором вы можете
попробовать различные напитки, просто не выходя из бассейна. Кроме того для
посетителей открыты Лобби-бар, Суши-бар и Бистро.
Аквапарк работает круглый год и состоит как из зоны под открытым небом,
где вы можете насладиться солнечным теплом с мая по сентябрь, так и закрытой
зоны для отдыха в течение круглого года. Открытый теплый бассейн доступен и в
холодные месяцы года.
Изучение правовых аспектов торговли на данном рынке. Есть различные
нормативы, направленные на обеспечение безопасности и соблюдение гигиены в
бассейнах и на аттракционах. На строительство бассейна необходимо получить
разрешение Комитета по градостроительству и архитектуре. Этот процесс может
занять много времени. Для открытия бассейна необходимо также получить разрешение
из Госпожнадзора и СЭС.
Необходимо заключить договоры с поставщиками воды, энергии и тепла. Для
строительства аттракционов необходимо четкое соблюдение ФЗ «Технический
регламент о безопасности аттракционов».
2.5 План продаж
финансовый
производственный аквапарк рынок
Предполагается следующий план продаж на ближайшие три года с момента
ввода аквапарка в эксплуатацию:
Таблица 1 - План посещений на 2013-2015 гг.
Год, квартал
|
Посещений, чел
|
2013
|
I
|
17550
|
|
II
|
21938
|
|
III
|
27423
|
|
IV
|
34279
|
2014
|
I
|
42849
|
|
II
|
53561
|
|
III
|
66951
|
|
IV
|
83689
|
2015
|
I
|
104611
|
|
II
|
130764
|
|
III
|
163455
|
|
IV
|
204319
|
3. Производственный план
Строительный процесс состоит из четырёх основных стадий: подготовительные
работы, основные работы, отделочные работы, установка и наладка оборудования.
При подготовительных работах готовится площадка под строительство
аквапарка, вырывается котлован, согласно проекту производства работ, завозится
и устанавливается необходимое для строительства оборудование и машины,
возводится временное ограждение и жильё.
На основной стадии заливается фундамент, возводятся вертикальные
конструкции, укладываются перекрытия, встраивается оборудование.
Заключительная стадия подразумевает наладку и запуск оборудования,
окончательную проверку качества строительства, уборку территории.
В следующей таблице приведена стоимость полного строительства аквапарка:
Таблица 2 - Полная стоимость строительства аквапарка с учетом НДС, руб.
1
|
Сырьё и основные материалы:
|
|
|
а) сырьё и основные
материалы
|
122 330 000
|
|
б) вода и технологические
цели
|
100000
|
2
|
Вспомогательные материалы
|
150000
|
3
|
Топливо на технологические
цели
|
250000
|
4
|
Энергия на технологические
цели
|
150000
|
5
|
Коммунальные услуги:
|
|
|
а) отопление помещений
|
100000
|
|
б) освещение помещений
|
175000
|
6
|
Горючее для автомобиля
|
100000
|
Всего материальных затрат
|
123 355 000
|
1
|
Эксплуатация и обслуживание
строительного оборудования
|
710000
|
2
|
Стоимость строительных
работ
|
26817077
|
Всего затрат на субподряды
|
27527077
|
1
|
Заработная плата
производственного персонала
|
973200
|
2
|
Заработная плата
руководителей и других категорий работников
|
765600
|
3
|
Отчисления на социальные
нужды
|
452088
|
Всего затрат на оплату
труда
|
2190888
|
Итого полная себестоимость
строительного процесса
|
153 072 965
|
В следующей таблице приведена стоимость основных фондов:
Таблица 3 - Стоимость основных фондов
№
|
Наименование ОФ
|
Стоимость, руб.
|
1
|
Воздухоочистка
|
80000
|
2
|
Вентиляция
|
30000
|
3
|
Кондиционеры
|
300000
|
4
|
Отопление
|
450000
|
5
|
Энергосбережение
|
150000
|
6
|
Насосы
|
250000
|
7
|
Мебель
|
600000
|
8
|
Камины
|
155000
|
9
|
Фонтаны
|
300000
|
10
|
Бассейны
|
7000000
|
11
|
Баня
|
390000
|
12
|
Сауны
|
420000
|
13
|
Солярии
|
220000
|
14
|
Водоочистка
|
210000
|
15
|
Водоснабжение
|
210000
|
16
|
Канализация
|
150000
|
17
|
Газоснабжение
|
100000
|
18
|
Горки
|
500000
|
ИТОГО:
|
11515000
|
Для строительства аквапарка будет использован участок площадью 2 Га с
находящимся на нем естественным водоёмом.
На отведенной территории проектируется развлекательный центр в составе:
здания аквапарка;
зоны для работы сезонных аттракционов с павильонами обслуживания
и игровыми площадками для детей;
открытой стоянки на 100 автомашин;
торговой зоны при входе на территорию комплекса;
летнего пляжа на береговой части озера;
станции проката лодок и водных велосипедов;
хозяйственного двора с зоной инженерных сооружений (автоматизированной
газовой котельной, очистными сооружениями и резервуаром дождевых
нефтесодержащих стоков, РТП, ТП, дренажной насосной станцией,
контейнерно-хозяйственной площадкой).
Центральным планируется построить трехэтажное здание с цокольным этажом
на 4-х метровом стилобате с доминирующим повышенным объемом зала бассейна.
Внутренняя структура здания основана на принципе свободной планировки
помещений. Основные функциональные блоки раскрываются в центральный зал крытого
водного парка с аттракционами длиной 96 м, перекрытый шпренгельными фермами и
пролетом 48 м.
Центральный зал бассейна представляет композицию из нескольких
тематических и функциональных зон, расположенных в едином архитектурном объеме
и ориентированных на различные возрастные группы посетителей: бассейны «мать и
дитя», для прыжков в воду, зоны подводного плавания, зона отдыха.
В каждой функциональной зоне предусматривается установка соответствующих
водных аттракционов: горок, каскадов, водных лежанок и джакузи, пузырьковых
ванн и фонтанов для детей.
Водные аттракционы работают в нескольких управляемых режимах, установка и
переключение которых производится при помощи компьютеров в зависимости от
заполняемости комплекса.
Вход в зал бассейнов предусматривается через гардероб, турникеты и группу
раздевальных помещений (индивидуальные кабины для переодевания, шкафчики для
хранения одежды, «сенсорные» души, санузлы).
При оформлении интерьеров комплекса используется новейшие и традиционные
высококачественные отделочные материалы - керамические покрытия, мощение и
облицовка естественным камнем различных пород, панели с ламинированной
поверхностью, металл и стекло в различных комбинациях, живые и подвергнутые
специальной консервации растения.
Наружные стены здания облицованы фасадными системами из цветных
металлопластиковых панелей белого и голубого цвета. Витражи и зенитные фонари
-алюминиевые анодированные с двухкамерными стеклопакетами. Цоколь облицован
путиловским камнем, гранитными плитами. Вертикальные участки стен стилобата
облицованы гранитными плитами, с сочетании с бермами. Ступени - из массива
гранита.
Период
|
Вид деятельности
|
Покупка офиса
|
01.12.2010 - 15.12.2010
|
Регистрация фирмы,
получение лицензий
|
16.12.2010 - 09.02.2011
|
Разведывательные
строительные работы
|
10.02.2011 - 28.02.2011
|
Основное строительство
|
01.03.2011 - 15.05.2012
|
Установка оборудования,
аттракционов
|
16.05.2012
- 16.02.2012
|
Косметические отделочные
работы
|
17.02.2012 - 17.10.2012
|
Пуск, настройка и
тестирование оборудования
|
18.10.2012 - 18.12.2012
|
Клининговые работы
|
19.12.2012 - 30.12.2012
|
Открытие аквапарка
|
04.01.2013
|
4. Организационный план
Ниже представлена схема управления предприятием:
Рисунок 1 - Организационная схема управления предприятием
Обязанности генерального директора:
организует всю работу аквапарка;
несет полную ответственность за его состояние и состояние трудового
коллектива;
представляет аквапарк во всех учреждениях и организациях;
распоряжается имуществом предприятия;
издает приказы по предприятию в соответствии с трудовым законодательством,
имеет право первой подписи;
принимает и увольняет работников;
открывает в банках счета предприятия;
разрабатывает мероприятия по снижению себестоимости и повышению
рентабельности аквапарка;
осуществляет экономическое планирование.
Обязанности финансового директора:
заключает договора;
принимает участие в планировании.
несет ответственность за бухгалтерский учет и отчетность;
выполняет расчетные работы, оформляет необходимую документацию;
следит за точностью и своевременностью расчетов с потребителями,
поставщиками и органами налогового контроля;
составляет итоговые бюджетные отчеты для предоставления в налоговые
органы;
производит финансовые расчеты с поставщиками.
Обязанности маркетинг-директора:
маркетинговая политика;
разрабатывает календарные графики работы;
принимает активное участие в планировании в области налоговой и ценовой
политики предприятия.
Обязанности заместителя директора по АХЧ :
организует контроль за качеством поступающего на предприятие сырья;
организует и несет ответственность за техническую безопасность работы
аквапарка;
обеспечивает контроль за сохранностью оборудования;
следит за качеством проведения ремонтов и профилактических работ;
следит за правильной работой оборудования и персонала;
прогнозирует замену оборудования и запасных частей, а также своевременный
ремонт оборудования;
осуществляет оперативный контроль за работой аквапарка.
Начальник службы безопасности организует и несет ответственность за
безопасность аквапарка.
Аквапарк будет работать каждый день, кроме понедельника (не считая
праздничных дней, выпадающих на понедельник) с 12:00 до 22:00. Работа
обслуживающего персонала будет происходить в две смены, каждая смена работает
по графику 2/2. Работа офисного персонала будет проходить по стандартному
графику 5/2 с 9:00 до 18:00.
Таблица 7 - Штатное расписание
Должность
|
Оклад
|
Районный коэф. (15%)
|
Начислено з/п
|
Удержано НДФЛ (13%)
|
З/плата к выдаче
|
Соц. Налог (26%)
|
Ген. директор
|
50000
|
7500
|
57500
|
7475
|
50025
|
13006
|
Маркетинг-директор
|
40000
|
6000
|
46000
|
5980
|
40020
|
11960
|
Финансовый директор
|
40000
|
6000
|
46000
|
5980
|
40020
|
11960
|
Главный бухгалтер
|
40000
|
6000
|
46000
|
5980
|
40020
|
11960
|
Начальник охраны
|
30000
|
4500
|
34500
|
4485
|
30015
|
8970
|
Маркетолог
|
30000
|
4500
|
34500
|
4485
|
30015
|
8970
|
Бухгалтер
|
50000
|
7500
|
57500
|
7475
|
50025
|
13006
|
Охрана
|
120000
|
18000
|
138000
|
17940
|
120060
|
35880
|
Менеджер
|
50000
|
7500
|
57500
|
7475
|
50025
|
13006
|
Сотрудник сервиса
|
150000
|
22500
|
172500
|
150075
|
44850
|
Спасатель
|
30000
|
4500
|
34500
|
4485
|
30015
|
8970
|
Уборщик
|
80000
|
12000
|
102000
|
13260
|
88740
|
26520
|
Производств. рабочий
|
60000
|
9000
|
69000
|
8970
|
60030
|
17940
|
Всего
|
|
|
|
|
779085226998
|
|
5. Финансовый план
Процесс открытия аквапарка состоит из четырёх основных стадий:
подготовительные работы, основные работы, отделочные работы, установка и
наладка оборудования. Этот раздел бизнес-плана призван обобщить материалы
предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Здесь необходимо
подготовить сразу несколько документов.
Отчет о движении денежных средств - это отчет об источниках денежных
средств и их использовании в отчетном периоде. Он дополняет балансовый отчет и
отчет о прибылях и убытках. В таблицах 11-12 представлены отчеты о движении
денежных средств без НДС и с НДС соответственно:
Потребности в первоначальных инвестициях:
Таблица 8 - Потребности в первоначальных инвестициях
Строительство
|
153 072 965
|
Оборудование
|
11515000
|
Реклама
|
500000
|
Административные расходы
|
500000
|
Итого
|
165 587 965
|
Анализ эффективности инвестиционного проекта
) Чистый дисконтированный денежный доход за семь лет равен 22865104,2
руб., можно сказать, что проект эффективен. Ставка дисконтирования равна 25%.
(1)
)
Индекс рентабельности инвестиций:
(2)
Индекс
рентабельности (за 7 лет) равен 13,8%, что говорит о достаточной эффективности
данного проекта, учитывая долгосрочность инвестиций.
)
Определение дисконтированного периода окупаемости
Срок
окупаемости - это минимальное время, за которое сумма отдач превысит сумму
инвестиций. Срок окупаемости данного проекта - 5,5 лет.
)
Определение внутренней нормы прибыльности инвестиций.
Нужно
найти такое значение ставки дисконтирования, при которой NPV=0. Составив
уравнение и решив его, находим, что IRR=29,5%. Видим, что полученное значение
больше ставки дисконтирования r=25%. Таким образом, можно признать
целесообразность принятия проекта.
6.
Анализ рисков
Важном
моментом в планировании инвестиционного проекта является анализ рисков,
определение, разработка мероприятий по их снижению и мониторинг наиболее
значимых рисков с целью снижения отклонения фактических показателей реализации
проекта от запланированных значений. В бизнес-плане необходимо предусматривать
альтернативные программы и стратегии на случай возникновения угрозы со стороны
конкурентов, от собственных просчётов в области маркетинга и производственной
политике, последствия технического прогресса, который может быстро «состарить»
идею, товара или услугу.
Для
снижения рисков руководством проведен комплексный анализ факторов, которые
могут затруднить реализацию проекта, и предлагаются мероприятия и методы по их
минимизации.
Внешне
непредсказуемые риски. Риски неожиданных государственных мер регулирования в
сферах:
риск
материально-технического снабжения: независимость от внешних поставок,
использование собственного сырья добываемого на арендованном месторождении;
риск
охраны окружающей среды: производство ведётся на небольшом заводе использующий
новые экологически безопасные технологии выпуска продукта;
риск
проектных и производственных нормативов: учитывается установкой
конкурентоспособного оборудования и покупкой технологии у НПП «Цемент новые
технологии» в соответствии с требованиями основных потребителей и нормативов;
риск
в ценообразовании: учитывается выбранным методом установления цены -
ориентацией на цены конкурентов при высокой рентабельности производства;
риск
налогообложения: снижается из-за полного учета в расчетах существующей в
настоящее время системы налогов РФ и РБ;
риски
природных катастроф: наводнения, землетрясения, штормы, климатические
катаклизмы и др. - маловероятны на территории уральского региона из-за
континентального расположения и климата;
риски
преступлений: саботаж и пр. - снижаются благодаря пропускной системе
обособленного производства, а также тщательно проводимой кадровой политике.
Внешне
предсказуемые (но неопределенные) риски. Риск не принятия местных органов
самоуправления и отрицательных социальных последствий не присутствует, так как
на этапе внедрения местным властям будет предложено принять участие в проекте
на правах инвестора освоение нового производства позволит предоставить рабочие
места.
Внутренние
нетехнические риски. Риск срыва планов из-за недостатка рабочей силы - не
существует в условиях безработицы и зарплаты, которая в среднем выше по району.
Риск срыва планов из-за дефицита или поздней поставки материалов, ошибок
проектирования, трудностей начального периода и прочие - снижается материальной
заинтересованностью участников строительства и производства.
Технические
риски. Риски изменения технологии, ухудшения качества, производительности и пр.
- низкие т.к. в данный момент на рынке существуют и получают прибыль цементные
заводы с намного более старым оборудованием и низким качеством цемента, на их
обновление потребуется большие средства и время. Страхуются также
предполагаемым участием в акционерном капитале фирм-продавцов лицензии на
производство, оборудования и технологии.
Правовые
риски. Риски лицензии, патентного права и пр. - страхуются договорами с
внешними партнерами, патентнозащищенной лицензии и технологии, патентной
защитой собственных товарных знаков и разработок.
6.1
Анализ чувствительности
Анализ
чувствительности показывает, насколько результат проекта зависит от изменения
тех или иных факторов.
Таблица
9 - Анализ чувствительности NPV, DPBP, IRR, PI по отношению к изменению выручки
Изменение выручки
|
-5%
|
0%
|
+5%
|
NPV, руб.
|
11653882,8
|
22865104,2
|
34076325,5
|
DPBP, лет
|
6,3
|
5,5
|
4,6
|
IRR
|
26,3%
|
29,5%
|
32,8%
|
PI
|
7,03%
|
13,8%
|
20,5%
|
Таблица 10 - Анализ чувствительности NPV, DPBP, IRR, PI по отношению к
изменению расходов на оборудование и материалы
Изменение расходов-5%0%+5%
|
|
|
|
Значения NPV, руб.
|
31089771,8
|
22865104,2
|
14640436,5
|
DPBP, лет
|
4,5
|
5,5
|
6,3
|
IRR
|
31,7%
|
29,5%
|
27,1%
|
PI
|
19,75%
|
13,8%
|
8,4%
|
Таблица 11 - Анализ чувствительности NPV, DPBP, PI по отношению к
изменению ставки дисконтирования
Ставка дисконтирования.
|
15%
|
25%
|
35%
|
Значения NPV, руб.
|
94799628,5
|
22865104,2
|
-33631555
|
DPBP
|
3,4
|
5,5
|
6,2
|
PI
|
54,53%
|
13,8%
|
-19,34%
|
Анализ чувствительности показывает:
проект остается довольно рентабельным при снижении валового дохода на 5%;
проект остается довольно устойчивым при увеличении расходов на сырье и
материалы, обеспечивающие функционирование предприятия;
инвестиционный проект достаточно чувствителен к увеличению ставки
дисконтирования.
6.2 Анализ сценариев
Анализ сценариев - это прием анализа риска, который на ряду с базовым
набором исходных данных проекта рассматривает ряд других комбинаций исходных
показателей, которые по мнению разработчиков проекта могут иметь место в
процессе реализации.
Данный метод позволяет совместить исследование чувствительности исходного
показателя с анализом вероятностных оценок его отклонений.
Недостатком данного метода является то, что его использование направлено
на исследование только результирующих показателей (NPV, IRR, PI). Метод сценариев не обеспечивает
пользователей информацией о возможных отклонениях потоков платежей и других
ключевых показателей, определяющих в конечном итоге ход реализации проекта.
Несмотря на присущие ему ограничения данный метод успешно применяется в
инвестиционном анализе.
Таблица 12 - Сценарии реализации проекта
Сценарии
|
Наихудший
|
Вероятный
|
Наилучший
|
Вероятности
|
0,25
|
0,5
|
0,25
|
Выручка, руб.
|
1007714472
|
1060752076
|
1113789680
|
Ставка дисконтирования, %
|
35
|
25
|
15
|
NPV, руб.
|
11653882,8
|
22865104,2
|
34076325,5
|
Таблица 13 - Анализ сценариев реализации проекта
Сценарии
|
Наихудший
|
Вероятный
|
Наилучший
|
Сумма
|
NPV, руб.
|
11653882,8
|
22865104,2
|
34076325,5
|
-
|
Вероятность
|
0,25
|
0,5
|
0,25
|
1
|
2913471114325528519081,3822865104,2
|
|
|
|
|
11211221,370,0333333311211221,3-
|
|
|
|
|
1,26E+141,11E-031,26E+14-
|
|
|
|
|
3,14E+135,56E-043,14E+136,28E+13
|
|
|
|
|
Дисперсия
равна 6,28*1013, следовательно, стандартное отклонение равно , т.е. 7924645,102. Коэффициент вариации представляет
собой относительную меру рассеивания, выраженную в процентах. Он вычисляется по
формуле:
(3)
где
σ
- стандартное отклонение,среднее
квадратичное отклонение, - средняя величина.
КВ
= 34,65%. Согласно экономической оценке коэффициента вариации можно признать
высокую колеблемость финансовых результатов проекта. Однако, если учесть
особенности отечественной экономики и ценообразования на современном этапе,
можно сказать, что проект обладает средней степенью риска.
Список
использованных источников
1) Основы
инвестиционного анализа: Практикум по дисциплине «Инвестиции» / Уфимск. гос.
авиац. техн. ун-т; Сост. Э.Н. Валетдинова, Е.В. Изотова - Уфа, 2010. - 53с.
2) <http://www.rbc.ru/>
- официальный сайт аналитического агентства РБК
) http://www.russiatourism.ru
- официальный сайт Федерального агентства по туризму
) <http://www.gks.ru/>
- официальный сайт федеральной службы государственной статистики
)
http://www.1markapool.ru/proektir.html