Черниговская архитектурная школа

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,24 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Черниговская архитектурная школа













РЕФЕРАТ

ЧЕРНИГОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ

ГЛАВА II. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРНИГОВСКОЙ ШКОЛЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

архитектурный зодчество черниговский здание

ВВЕДЕНИЕ

Киевская Русь в XI веке расцветает в полную силу. Развиваются княжества. Идет соперничество русских князей. Все они пытаются в своем богатом внешнем облике и влиятельном положении на Руси сравняться, а то и обогнать, Киевское княжество, что означало, что именно столица этого княжества по праву может называться столицей Руси. То же касается и Чернигова. Он значительно растет в XI веке и становится одним из ведущих городов. Это приводит к развитию всех сфер его жизни, в том числе и архитектуры. Вообще на искусство Руси того времени большое влияние оказало византийское искусство. Именно от туда приглашались мастера, и они строили, занимались декоративными работами (или использовались полностью их образцы). Но вскоре в киевской Руси стали появляться свои тенденции в развитии архитектуры, иконописи и т.д. Главным в этом был Киев. Но с момента начала подъема других городов, зодчие того или иного княжества добавляют свои черты, что делает их творчество другим. То же и с Черниговом. Поэтому важно познакомиться с творчеством этой школы, чтобы увидеть полноту искусства зодчества Руси.

Цель данной работы заключается в том, чтобы познакомиться с характерными чертами черниговской архитектурной школы.

В данной работе ставятся следующие задачи: во-первых, рассмотреть черты черниговской школы; во-вторых, рассказать о произведениях черниговских зодчих. Как уже говорилось, на возникновение своих школ в разных городах повлияло их развитие. В этом случае развитие города Чернигова. Чернигов родился из нескольких древнерусских поселений - городищ, выросших где-то в VII - VIII столетии среди дремучих черных лесов на высоких холмах между речками Стрижнем и Белоусом. В IX в. город был центром восточно-славянского племени северян. В летописи впервые упоминается под 907 годом как один из городов Киевской Руси.

В начале XI столетия образовалось большое Черниговское княжество, границы которого протянулись от Днепра до верховий Оки и предгорий Кавказа. Именно в те времена, когда Чернигов стал стольным градом отдельного княжества, в городе появляются первые камене здания.

В XII в. в Чернигове утвердилось господство Святославичей, которые сумели найти общий язык с городской знатью.

Устойчивость внутреннего положения, экономические и политические успехи способствуют интенсивному строительству во втором по значимости городе Приднепровья - Чернигове. Территория столицы Черниговского княжества расширяется за счет торгово-ремесленных районов окольного города и в основном предградья. У ворот окольного города формируется торговая площадь, превратившаяся в форум древнего Чернигова. Его общественное значение закрепляется на рубеже XIII в. сооружением каменного Пятницкого храма. Каменное строительство ведется также в детинце и монастырях.

Были возведены княжеские терема, Борисоглебский и Успенский соборы, Михайловская, Ильинская, Благовещенская церкви. В конце XII - начале XIII столетия. В торгово-ремесленном предместье Чернигова - так называемом «посаде» - строится Пятницкая церковь, один из лучших памятников древнерусского зодчества.

Расцвет Чернигова приходится на этот промежуток времени, а именно на XII - XIII вв., поэтому произведения этого периода и рассматриваться в этой работе.

Конечно, о городе Чернигове есть много литературы, но отдельно о черниговской архитектурной школе говорится только в общих чертах. В этом и заключается сложность написания работы.

Чернигов прекрасный город. У него непростая судьба. Может быть, не будь монголо-татарского ига, его школа могла бы стать одной из главнейших в стране. Но этого не случилось.


Чернигов - один из самых известных городов по числу выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Спасский собор - первое на Черниговской земле монументальное каменное сооружение - является одним из наиболее ранних архитектурных памятников Древней Руси. Уникальными являются также памятники XII - XIII вв. - Борисоглебский и Успенский соборы, Ильинская, Пятницкая, Михайловская, Благовещенская церкви. Как и многочисленные письменные источники, они убедительно подтверждают важную роль Чернигова в жизни древнерусской державы. Отличаясь своеобразными чертами: развитие керамики, переход на равнослойную кирпичную кладку, совершенствование строительных конструкций, применение резных каменных архитектурных деталей, его архитектурная школа в тоже время указывает на единство древнерусской народности, в основе которой лежали общая территория, единый язык, общая культура. Во всей полноте в них отражается высокий уровень развития производительных сил, искусства в Киевской Руси.

Одной из отличительных черт черниговской школы является соединение в себе черты романского и вообще запанного стиля и византийского.

Элементы романского стиля, переосмысленные и использованные для зданий крестово-купольного типа, приобрели местные славянские черты. Примером тому служит переработка широко распространенного мотива аркатурного фриза, выполнявшегося в Западной Европе обычно из камня. В Чернигове эта деталь сделана из четырех «стандартных» керамических элементов, размеры которых согласованы с размерами кирпича, в силу чего они органично включились в кладку.

Два памятника Чернигова, в которых ярко выразились романские черты - Успенский собор Елецкого монастыря 1097 г., и Борисоглебский собор - 1123 г.

Следует сразу же назвать отличия форм обоих зданий от византийской архитектуры, кроме кладки из плинфы на известковом с цемянкой растворе (кстати, известной и в архитектуре Запада, например в базилике св. Георгия в Риме) и крестово-купольного типа здания, продиктованного традицией восточно-христианской церкви. Традиционными оставались позакомарные завершения фасадов, хотя для византийской архитектуры этого времени более характерны покарнизные завершения боковых частей здания. Полуколонны на фасадах, аркатурные пояса на фасадах и барабане, резные белокаменные детали, бесспорно, близки формам романского зодчества.

Архитектура черниговских зданий XII в. существенна отлична от киевских. Об этом свидетельствуют различия в технических особенностях кладки, несколько отличный от черниговского характер раствора, знаки на кирпичах черниговских зданий и отсутствие их на кирпичах киевских, иной характер выделки и размеров кирпича. Но особенно важно применение в декоре фасадов черниговских зданий резных белокаменных деталей, известных в рязанских постройках, выполненных, очевидно, черниговскими мастерами и не применяемых ни в киевской, ни в смоленской, ни в волынской архитектуре XII в.

Во второй половине XII в. на Руси сложились три школы каменной резьбы - Владимиро-Суздальская, Черниговская и Галицкая. Каждая из школ имела свои особенности при определенной стилистической близости к романскому искусству. При этом если во Владимиро-Суздальской резьбе отмечали близость к Кавказу, а в Галицкой - к венгерской и западнославянской романтике, то черниговская резьба была наиболее оригинальной. Идеологические задачи связанные с укреплением родовых прав и политическими претензиями черниговских князей, вызывали потребность обращения к более сильным художественным средствам. Так, входивших в храм встречали символические образы, корни которых следует искать в языческой мифологии. У западного портала был найден угловой камень; на нем в сочном рельефе изображена с одной стороны хищная вещая птица, а с другой - драконоподобное существо, скорее всего симаргл - мифический хранитель древа жизни. Основываясь на находках в черниговских курганах, можно предположить, что хищная птица имела тотемическое значение для древних черниговцев. Не случайно ведь впоследствии орел стал гербом Чернигова. На капителях полуколонн попарно расположены грозные пардусы (гепарды) в красивом рисунке растительного переплетения. Они иносказательно, в типичной для средневековья форме, говорили о силе князя, его мощи и непобедимости.

Последний этап черниговского зодчества конца XII - начала XIII вв. больше связан с общерусским архитектурным процессом. Прославленным памятником нового архитектурного стиля, возникшего на Руси в конце XII в., является Пятницкая церковь на торгу, столь блестяще восстановленная в первоначальном виде П. Д. Барановским. Все исследователи отмечают бурный рост ремесла и торговли в Поднепровской Руси в конце XII - начале XIII в. В жизни древнерусских городов все большее значение начинает играть городское сословие. Застраиваются посады, на торгах строятся церкви, чаще всего в честь «покровительницы торговли» Параскевы-Пятницы (Новгород, Смоленск, Чернигов). Резко меняется стилистическая направленность монументальных зданий. Архитектура приобретает экстерьерный характер, статические формы прошлого стиля сменяются динамическими, с подчеркнутыми профилированными тягами вертикализмом. Отходят в прошлое и византинистические традиции, и романские формы фасадов. Существенные изменения отмечаются в конструкциях и строительной технике.

Основные усилия от сводов переносятся на столбы в наружных стенах. Строители отказываются от ленточных фундаментов, распространяется кладка «ящиками» с бетонной забутовкой. Боковые нефы церквей перекрываются не полуциркульными, как было раньше, а четвертькружными арками и сводами, в связи с чем в композиции зданий позакомарные завершения фасадов заменяются трехлопастными. В Пятницкой церкви в Чернигове наблюдается некоторая стрельчатость в арках. Новаторство и рационализм строительной техники этого времени также напоминают тенденции готики.

ГЛАВА II. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРНИГОВСКОЙ ШКОЛЫ

Конечно же, говоря об архитектурной школе, нужно сказать о ее произведениях. Здесь будут только некоторые из них. Первым будет Спасо-Преображенский собор, он не является ярко выраженным произведением именно черниговской школы, но черты уже есть. Спасо-преображенский собор - один из первых каменных зданий в Чернигове - это выдающееся произведение древнерусского зодчества. Строительство собора приходится на время правления князя Мстислава Владимировича, который княжил в Чернигове. С 1024 по 1036 гг. Но закончилось строительство уже после его смерти.

Храм имел придворный характер, являвшийся в то же время главным собором города.

После осады Батыем в 1239 г. храм находился долгое время в полуразрушенном состоянии. В 1611г. - пострадал от польской шляхты. В 1750 г. - был разрушен пожаром. В период с 1770 по 1799 гг. собор был существенно обновлен. План собора представляет собой вытянутый с востока на запад четырехугольник размером 28.25 на 19.20 см. Этим он значительно отличается от плана современному ему Софийского собора в Киеве, у которого ширина преобладает над длиной. В своей композиции плана Спасо-Преображенского собора заложены принципы, которые получают дальнейшее развитие в русском зодчестве XII - XIII веков в классическом типе шестистолпных храмов.

Шестистолпный собор имеет внутри три нефа, которые оканчиваются с восточной стороны тремя апсидами. С западной стороны собора находится нартекс шириной в 5 м. Центральный, цилиндрической формы, барабан прорезан восемью окнами для освещения внутреннего пространства. Барабаны малых куполов имели восьмигранную форму в плане и по восемь оконных проемов. В древности свинцовая кровля лежала непосредственно по сводам, и здание имело позакомарное покрытие.

Хоры в Спасо-Преображенском соборе занимали не только западную часть, но и боковые нефы. Они отделялись вдоль северной и южной стен трехарочной аркадой. Опорами для арок служат два квадратных в плане столба, украшенные по граням полуколоннами.

Аркада нижнего яруса поддерживается двумя колоннами. Эти колонны первоначально были мраморными и небольшого сечения.

Пол на хорах представлял собой простую деревянную конструкцию состоящую из прямоугольных деревянных балок и дощатого настила. Хоры в боковых нефах заканчивались у восточной пары крестчатых столбов. Они имели парапет в виде резных шиферных плит, так же как и в киевском Софийском соборе.

В западной части собора хоры отделены от центрального нефа, так же как и боковые галереи, трехарочной конструкции. Арки опирались на два восьмигранных кирпичных столба.

Материалы и конструкции Спасо-Преображенского собора являлись типичными для русской архитектуры XI столетия. Стены, пилоны и подкупольные барабаны сложены техникой смешанной кладки - из рядов кирпича и ровного камня - песчаника темного цвета сложены техникой смешанной кладки - из рядов кирпича и рваного камня-песчаника темно-серого цвета.

Все конструкции внутри храма - своды, арки, паруса, оконные перемычки, столбы на хорах и т. д. - сложены из плинфового кирпича размером от 30 до 32 см при толщине 3 см. Вяжущим веществом являлась искусственным гидравлическим добавлением к извести и придает вяжущему раствору свойство исключительной прочности.

Фасады здания расчленялись лопатками, которые отвечали внутренним членениям храма. Первоначально кладка не штукатурилась, выступающие и заглубленные ряды кирпича оставались открытыми, создавая живописный рисунок кладки с пятнами выступающих плоскостей вделанных в стену камней.

Внешний облик здания собора в настоящее время лишь силуэтом куполов может несколько напоминать нам архитектурное сооружение XI века. Тщательно отштукатуренные белой известью фасады, позднейшие пристройки тамбуров с трех сторон, конусообразные кровли башен - все это является позднейшими наслоениями.

Не сохранилось каких-либо сведений о внутреннем убранстве здания. При исследовании собора обнаружено лишь несколько фресок, вернее фрагментов их, а также часть древнего пола из резных шиферных плит. Хорошо сохранилась только часть фрески на нижней поверхности подпружной арки, поддерживающей северо-западный барабан. Прекрасно выполненное женское лицо написано в широкой живописной манере с большим чувством реализма. Перед нами не изображение изнуренного аскетизмом лица святой, а образ живого человека, полного жизни и сил.

А вот классическим образцом черниговской архитектурной школы является Борисоглебский собор, выстроенный в 1120 - 1123 гг. в период княжения одного из сильнейших князей - Давида Святославича. Новый храм занял весьма ответственное место в детинце по соседству со Спасским собором. На княжеский двор вела со стороны площади перед древним собором проездная каменная башня. Между парадным въездом и Борисоглебским собором возвышался, подобно стражу, однокамерный терем.

Для классического собора-усыпальницы была использована шестистолпная схема с раскрытым в основное пространство нартексом. Эта схема предельно упрощена, в ней отсутствует лестничная башня и крещальня. Ход на хоры, расширенные за счет угловых ячеек, выложен в толще западной стены. Видимо, несколько позднее к Борисоглебскому храму были пристроены галерея и притворы.

Существенные нововведения внесли черниговские зодчие во внешний облик Борисоглебского собора. Более дробной, мелкомасштабной обработке фасадов Спасского собора, с нишами, расчлененными лопатками и орнаментальной кладкой, противопоставлена относительно целостная плоскость стен, покрытая тонким слоем розоватой затирки, расчерченной на крупные квадры. К широким лопаткам приставлены мощные полуколонны диаметром около метра, завершающиеся кубообразными каменными резными капителями. На уровне их низа, связывая весь объем узорной каймой, проходит аркатурный фриз. А ниже его храм опоясывает ряд двухступенчатых маленьких ниш.

Арочное обрамление дверных проемов заглублено тремя уступами в кладку, подчеркивая массивность стены и создавая тем самым впечатление необычайной устойчивости храма. Зрительно воспринимаемое облегчение кладки кверху, тектонически отражавшее уменьшение нагрузок и работу стены, дополнялось в свое время расширением основания за счет галереи и пределов, усиливавших впечатление незыблемости и монументальности храма-усыпальницы рода Святославичей.

Борисоглебский собор - не единственный памятник рассматриваемого стилевого направления в Чернигове. Очень близок к нему, даже по размерам, Успенский собор Елецкого монастыря, построенный также в начале XII в. Его отличает крещальня в нартексе и небольшие притворы у трех входов. Внешняя отделка этого храма скромнее, в ней отсутствуют тематические резные рельефы и пояс маленьких ниш. Незначительные объемы притворов, сильное понижение боковых абсид и, возможно, как предполагают некоторые исследователи, наличие еще двух глав над хорами лишали его торжественности и предавали ему более индивидуальный характер.

В конце XII в. в Чернигове, кроме княжеских и монастырских построек, строятся каменные посадские здания. На шумном торжище, у ворот окольного града, на рубеже XIII столетия возводится необычный кирпичный храм. Эта небольшая, гордо вскинувшая высоко вверх главу церковь была посвящена Параскеве-Пятнице, которая в языческие времена почиталась как покровительница земледелия, плодородия, здоровья. Это популярное в народе божество, олицетворяющее женское начало в природе, церковь дипломатично причислила к лику святых.

Храм, поставленный в честь любимого простым людом образа Параскевы, воплотил художественные идеалы посадского населения. В отличие от монументальных княжеских храмов, Пятницкая церковь отражала более общие тенденции развития культовых зданий. Тенденции, которые начали складываться еще в середине XII в. в постройках полоцкого зодчего Иоанна, получили свое дальнейшее развитие в творчестве смоленских мастеров.

Пятницкий храм в Чернигове, который, возможно, был создан прославленным зодчим Петром Милонегом, завершает процесс переработки канонической крестово-купольной схемы. Небольшой четырехстолпный одноглавый храм имеет необычную, почти центрическую динамичную композицию; его высота в два раза превосходит его ширину. Развитие объемов вверх органично сочетается с конструктивными особенностями.

Подпружные арки и части сводов, на которые опирается барабан, приподняты относительно покрытий ветвей «креста». Вследствие этого снаружи средние своды подымаются уступами к барабану, который будто бы вырастает, подобно цветку, из венчика полукружий. Динамичность масс усилена опущенными крайними лопатками. Угловые ячейки храма перекрыты полуцилиндрическими сводами, которые как бы начинают движение криволинейных покрытий с углов к середине фасадов и к центру - главе. Центричность построения объемов акцентируется решением фасадов, представляющих не сумму самостоятельных участков стены - прясел со своими осями симметрии, а целостную композицию, подчиненной одной центральной оси.

Впечатлению устремленности форм вверх, к венчающей здание главе, способствуют уступчатые лопатки, фланкирующие входы. Напластование тонких вертикальных элементов направляет движение глаз ввысь, подхватывается ритмом уступчатых закомар и завершается в вытянутых колонках барабана.

Оригинальность объемно-пространственной структуры Пятницкой церкви, не имеющей аналогов в византийском и западноевропейском зодчестве, усиливается необычной красочностью внешнего вида, особой праздничностью, свойственной народному мировосприятию. Верхние части фасадов покрыты орнаментально-пластическими деталями, которые включают мотивы, близкие произведениям славянского прикладного искусства. Все это богатство линий и пластики дополнялось световыми пятнами расписанных маленьких ниш, придававших еще более жизнеутверждающий характер посадскому храму. Использование кирпича для архитектурно-пластических деталей придавало особую оригинальность сооружению и масштабность, не героизированную, как обычно в храмах, а приближенную к человеку.

Пятницкий храм - убедительное свидетельство широты творческого кругозора черниговских зодчих, их знакомства с художественной культурой соседних стран. Так, безвестные строители приближают формы дверных обрамлений к перспективным романским порталам, талантливо ассимилируют готические веяния в пучковых лопатах и незначительной стрельчатости закомар, они новаторски используют детали балканского зодчества: сетчатый фриз на апсидах и необычную нишу на юго-западном пилоне. Но самое замечательное в том, что в конечном результате народные мастера создали самобытное произведение, воплотившее художественные идеалы народа.

Однако в конце XII в. в Чернигове сооружаются также храмы, продолжавшие традиции княжеского строительства. Черниговский князь Святослав Всеволодович, заняв великокняжеский «стол» в Киеве, возводит в своем родном городе, на княжеском дворе, церковь Благовещения (1183 - 1186 гг.). Это самое большое культовое здание древнего Чернигова, которое наглядно отражало общественный вес Святослава - «старейшего в Ольговичах», победителя половцев в 1183 и 1184 гг.

Шестистолпный храм, видимо с удлиненной предапсидной частью, что характерно для черниговской архитектурной школы, был окружен галереей. Громадные размеры, галерея и, скорее всего, завершение пятью главами сближали храм Благовещения с монументальными храмами эпохи Ярослава, времени расцвета Древнерусской державы. Надо полагать, что это были преднамеренные черты сходства, носившие идеологический характер и обусловленные политическим соперничеством Святослава Всеволодовича с владимиро-суздальскими и галическими князьями. Внешние формы Благовещенской церкви стилистически связаны с княжескими постройками Чернигова XII в.

Стены галереи были расчленены лопатками с полуколоннами. Эти полуколонны, выполненные из светло-желтого кирпича, выделялись на фоне красной кладки стен. Не менее живописен был и интерьер княжеского храма, расписанный фресками, с каменным резным киворием, разноцветными мозаичными и керамическими полями. В центральном подкупольном квадрате на полу было помещено единственное в свеем роде многокрасочное изображение павлина из стеклянной смальты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Но в дальнейшем город не смог развиваться. При монголо-татарском нашествии город был сильно разрушен, а население почти уничтожено. Начался длительный период упадка города. Вскоре он попадает под власть литовских феодалов (вторая половина XIV в.).

В 1618 году измученные войной Россия и Польша заключили между собой соглашение, по которому Чернигово-Северская земля отошла к Польше.При Польском господстве против воли горожан многие православные храмы Чернигова были перестроены в католические костелы.

В январе 1654 г. Переяславская рада приняла историческое решение о воссоединении Украины с Россией. А через несколько дней и черниговцы на площади перед Спасским собором дали присягу на верность союзу с русским народом.

Со второй половины XVII в. к Чернигов постепенно возвращается слава одного из значительных центров украинской культуры. Но уже ярких индивидуальных черт не имела.

Конечно, Черниговская школа не стала каким-то законодателем в зодчестве Руси, но ее значение все равно важно, ведь из многих осколков творчества разных княжеств сложится единое. С ее помощью мы можем увидеть полноту архитектурных особенностей Руси того времени. Черниговская школа оказала влияние на другие школы отдельных городов- княжеств. Что-то берется и в национальную школу.

В данной работе мы познакомились с характерными чертами черниговской архитектурной школы, а именно с такими как, использование звериной тематики, сочетание европейского стиля архитектуры с местным русским и византийским, новая техника кладки. Также в этой работе мы познакомились с основными наиболее значительными произведениями этой школы, а именно с Спасо-Преображенским собором, Борисоглебским собором, Пятницким храмом, церковью Благовещения. В них видны основные черты черниговской школы, и они являлись прекрасным украшением города. После монголо-татарского нашествия город был разрушен, многие сооружения были уничтожены. Для Чернигова начинается тяжелое время забвения. Только после присоединения к России, в XVII веке, Чернигов снова начинает подниматься. Создаются новые храмы, восстанавливаются старые. Но о возрождении черниговской архитектурной школы говорить не приходится. Конечно, в его постройках появляются какие-то черты отличные от общепринятых, но это скорее тенденция всего украинского зодчества.

Черниговская архитектурная школа является своеобразной частичкой большой мозаики, которая называется русское зодчество периода феодальной раздробленности. Нужно познакомиться с ее чертами, с ее произведениями, чтобы понять, полностью представлять себе русское искусство. Конечно, это работа не знакомит с конкретными мелкими деталями школы, только поверхностно. Ведь детально никто не делал объектом своих исследовательских работ эту тему. Может это изменится.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пилявский В. И. История русской архитектуры / В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. - изд. стереотипн. - М. : Архитектура, 2004. - 511.

. Карнобед А. Чернигов / А. Карнобед. - Киев. : Мистецтво, 1969. - 94[1].

. Игнаткин И. А. Чернигов / И. А. Игнаткин. - М. : Госуд. издат. литературы по строительству и архитектуре, 1955. - 87.

. Чернигов и его округа в IX - XIII вв. / отв. ред. П. П. Толочко. - Киев, Наукова думка, 1988. - 181.

Похожие работы на - Черниговская архитектурная школа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!